Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ-СПУТНИКАХ МОСКОВСКОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИЙ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ-СПУТНИКАХ МОСКОВСКОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ / МОСКОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОРОД-ЯДРО / ГОРОДА-СПУТНИКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кандабаров Н.А.

В статье рассматриваются системы общественного транспорта в города-спутниках Московской и Санкт-Петербургской агломерациях. Анализируется статистическая информация и исследования на выбранную тематику. Выделяются особенности развития и проблемы в процессе функционирования общественного транспорта в рамках данных районов: созданы схемы передвижения населения данных территорий к ключевым транспортным точкам в рамках городских агломераций. Предлагаются практические рекомендации по решению выявленных проблем: проблема значительных временных затрат на передвижение из территорий Новой Москвы к центру города-ядра Московской агломерации и проблема высокой нагрузки на маршруты до ключевых транспортных точек городов-спутников рассматриваемых городских агломераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF PUBLIC TRANSPORT SYSTEMS IN SATELLITE CITIES OF THE MOSCOW AND ST. PETERSBURG AGGLOMERATIONS

The article deals with the systems of public transport in satellite cities of Moscow and St. Petersburg agglomerations. Statistical information and research on the selected topic are analyzed. The features of development and problems in the process of functioning of public transport within these areas are highlighted: schemes of movement of the population of these territories to the key transport points within urban agglomerations are created. Practical recommendations are offered to solve the identified problems: the problem of significant time costs to travel from the territories of New Moscow to the center of the core city of Moscow agglomeration and the problem of high load on the routes to the key transport points of satellite cities of the considered urban agglomerations.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ-СПУТНИКАХ МОСКОВСКОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИЙ»

Модернизация систем общественного транспорта в городах-спутниках Московской и Санкт-Петербургской агломераций

со см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

Кандабаров Николай Алексеевич

магистрант кафедры регионального и муниципального управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, KandabarovNA@spa.msu.ru

В статье рассматриваются системы общественного транспорта в го-рода-спутниках Московской и Санкт-Петербургской агломерациях. Анализируется статистическая информация и исследования на выбранную тематику. Выделяются особенности развития и проблемы в процессе функционирования общественного транспорта в рамках данных районов: созданы схемы передвижения населения данных территорий к ключевым транспортным точкам в рамках городских агломераций. Предлагаются практические рекомендации по решению выявленных проблем: проблема значительных временных затрат на передвижение из территорий Новой Москвы к центру города-ядра Московской агломерации и проблема высокой нагрузки на маршруты до ключевых транспортных точек городов-спутников рассматриваемых городских агломераций.

Ключевые слова: городская агломерация; транспортная система городских агломераций; Московская агломерация; Санкт-Петербургская агломерация; общественный транспорт; город-ядро; города-спутники.

Введение

Согласно переписи населения 2021 года доля граждан, проживающая в городах, от всего населения Российской Федерации составила 74,8%, а на территории Москвы и Московской области суммарно живут порядка 21,5 миллионов человек [1]. Что касается двух крупнейших в РФ городских агломераций - Московской и Санкт-Петербургской, по оценкам ряда исследователей их население составляет 17,3 млн. чел. и 6,2 млн. чел. соответственно [2]. Данная статистика свидетельствует об актуальности вопроса управления развитием городских агломераций (ГА).

Городская агломерация представляет собой скопление на определенной территории населенных пунктов, в общем виде представляющих из себя сложную многокомпонентную систему, элементы которой имеют плотные культурные, производственные, рабочие и транспортные связи.

Фундаментальным элементом любой городской агломерации, на базе которой формируются культурные, производственные, рабочие и другие связи между городами-участниками является транспортная инфраструктура. Однако на современном этапе функционирования ГА все большую роль получает система общественного транспорта городской агломерации - многофункциональная система, включающая в себя все объекты общественного транспорта городов-участников агломерации (автобусы, трамваи, метрополитен и т.д.) и необходимую для их функционирования транспортную инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание населения в рамках пассажирских перевозок. Эффективное функционирование системы общественного транспорта является одним из фундаментальных условий успешного развития городской агломерации.

Актуальное состояние системы общественного транспорта города-ядра Московской агломерации

Одной из групп проблем в вопросах обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения городских агломерации являются «инфраструктурные проблемы». Они включают в себя задачи по размещению определенных объектов, необходимых для эффективного функционирования инфраструктуры общественного транспорта, а также полноценной интеграции всех элементов транспортной системы в единую структуру на территории ГА.

Конкретным примером инфраструктурной проблемы в процессе управления системой общественного транспорта городских агломераций является ситуация, сложившаяся на территориях Новой Москвы. Ее появление обусловлено одной из особенностей практически любой крупной городской агломерации - постоянного увеличения территории ГА. Следствием данного процесса является то, что на вновь созданных или присоединенных территориях зачастую видна нехватка локального общественного транспорта для передвижения граждан к ключевым точкам транспортной системы (станциям метро/электропоездов).

Некоторые районы Новой Москвы не стали исключением. Неразвитость общественного транспорта на территориях Новой Москвы становится все более актуальной проблемой, особенно в свете растущей нагрузки на автобусные маршруты до крайних станций метрополитена и пригородных электричек.

Это приводит к перегрузке транспортной системы и увеличению времени движения, что негативно влияет на качество жизни населения данных территорий.

Одной из основных проблем является недостаточная развитость маршрутной сети общественного транспорта, особенно в отдаленных районах. На многих участках отсутствуют маршруты общественного транспорта, а на тех, где они представлены, их количество недостаточно для удовлетворения потребностей населения. Это приводит к тому, что жители вынуждены использовать личный автотранспорт или пройти значительное расстояние пешком, что не всегда удобно и безопасно.

В рамках данного вопроса необходимо обратится к годовому отчету о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2021 год [3]. В 2014 году только 34% населения Москвы проживало в зоне транспортной доступности от станций метро в радиусе 0,8 км, но к 2022 году этот показатель вырос до 41% (Рис. 1). Также за период с 2014 по 2021 доля москвичей, проживающих в радиусе 1,2 км от метро, выросла с 54,5% до 64,6%. Кроме того, в 2014 году почти 80% жителей Москвы имели доступ к станциям метро в радиусе 2,2 км, но в 2021 году этот показатель уже составил 89,3%. Рост доступности к метро в Москве обусловлен расширением сети метрополитена, открытием новых линий и станций, а также развитием наземной транспортной инфраструктуры в городе. Однако данная ситуация по большей части не характерна для территорий Новой Москвы, во многих районах которой станции метрополитена находятся на расстоянии более 1,5 километров от жилых комплексов.

S9J 89,4

Рис. 2 Схема движения до станции метро «Рассказовка» на территории Внуковского поселения

Ежедневно в рамках маятниковой миграции, большинство населения данных территорий передвигается в центральную часть города, для осуществления трудовой деятельности. В выходные дни ситуация остается аналогичной, так как люди, проживающие в поселении Внуковское, стремятся получить услуги, недоступные в этом районе. Похожая ситуация наблюдается в районе поселения Сосенское. С точки зрения функционирования системы общественного транспорта городской агломерации на данной территории, основное движение зациклено на станции метрополитена «Коммунарка» и «Ольховая» (Рис. 3).

2014 2015 2010 2017 2018 201И 2020 2021 кн.к ■ h I.: к

Рис. 1 Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метро (в радиусе 0,8 /1,2 / 2.2км, соответственно), %

Транспортная доступность районов Новой Москвы

Помимо этого, необходимо учитывать особенность территорий конкретных районов новой Москвы. Например, муниципальное образование Поселение Внуковское включено в состав г. Москвы с 1 июля 2012 г., при этом, в нем на момент 2021 года проживает больше 59 тысяч человек, что может быть соизмеримо с районом Проспекта Вернадского с населением более 68 тысяч человек, массовое жилищное строительством в котором началось в 1961 году. За 9 лет своего развития Внуковское встало в один ряд с районом, развитие которого идет уже более 60 лет. При этом, с точки зрения функционирования системы общественного транспорта городской агломерации на данной территории, все зациклено на станцию Метро «Рассказовка», что показывает схема движения (Рис. 2).

Учитывая тот факт, что добраться до самой станции из располагающихся рядом жилых кварталов можно на 5 маршрутах автобусов, вопрос перегруженности маршрутов до метрополитена остается открытым.

Рис. 3 Схема движения до станции метро «Коммунарка» и «Ольховая на территории Сосенского поселения в рамках маятниковой миграции

;ч у

X X

о

го А с.

X

го m

о

Рис. 4 Очереди на автобусы и маршрутки в Новой Москве

2 О M

со

со см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

Учитывая, что население данного поселения в 2021 году составило более 93 тысяч человек, вопрос перегруженности маршрутов до метрополитена остается актуальным и для данного муниципального образования (Рис. 4).

Транспортная доступность города-спутника Мурино в Санкт-Петербургской агломерации.

Похожая ситуация наблюдается в Санкт-Петербургской агломерации. На данный момент г. Мурино является городом-спутником Санкт-Петербургской агломерации, одновременно считающимся вторым по плотности населения городом в Ленинградской области.

Новоивановское

Рис. 5 Схема движения до станции метро Девяткино в рамках маятниковой миграци

На площади 13,4 км2 на момент 2021 года проживает более 89 тысяч. жителей, такая высокая концентрация горожан на данном участке территории связана с двумя факторами:

1. Застройка города-спутника Мурино представлена многоэтажными домами современного типа (в среднем 18 этажей), с учетом того, что г. Мурино не является частью Санкт-Петербурга, стоимость недвижимости в нем значительно ниже по сравнению с большинством районов города-ядра агломерации, что ежегодно привлекает значительные количество новых жителей;

2. г. Мурино располагается вдоль «Кольцевой Автомобильной дороги» а также имеет на своей территории станцию пригородных электропоездов «Девяткино» и единственную в Ленинградской области одноименную станцию метро. Маятниковая миграция населения на данной территории завязана на ключевой транспортный узел, связывающий с городом-ядром - станцию метро, с учетом высокой плотности населения результатом является перегруженность маршрутов общественного транспорта до данной точки (Рис. 5) [4].

Практические рекомендации по модернизации системы общественного транспорта городов-спутников агломераций

В рамках решения проблемы значительных временных затрат на передвижение из территорий Новой Москвы (поселение Внуковское) в центр города-ядра Московской агломерации предлагается реализация проекта скоростного метро, создание которого возможно в 3 различных вариантах: 1)строительство отдельных путей, дублирующих южную часть Солнцевской линии московского метрополитена (установка станций в непосредственной близости с уже существующими станциями метро), 2)реализация ветки скоростного метро на базе маршрута аэроэкспресса от Киевского вокзала до аэропорта «Внуково», 3)запуск дополнительных составов скоростного метро на базе инфраструктуры московского метрополитена (Рис. 6).

Рис. 6 Схема маршрута скоростного метро Рассказовка - Деловой Центр

Район Ново-Переделкино и Поселение Внуковское имеют высокие показатели численности населения, 123 и 59 тысячи человек соответственно, и в совокупности с небольшой площадью данный районов, плотность населения района Ново-Переделкино - 14,5 тыс. чел/км2, поселения Внуковское - 2,3 тыс. чел/км2 [5,6]. Учитывая данную статистику, а также отсутствие большого количества автобусных маршрутов к центру города-ядра Московской агломерации (суммарно 2 автобусных маршрута) вопрос высокой нагрузки на станции метрополитена на данных участков остается актуальным.

Концепция скоростного метро, предлагаемая в данной статье, включает в себя:

1. Остановка составов на 5 ключевых транспортных-уз-лах: станция Рассказовка, станция Новопеределкино, станции Мичуринский Проспект, станции Парк Победы, станции Деловой центр.

2. Сокращение времени передвижения на 30 минут. На данный момент дорога при использовании московского метрополитена от станции Рассказовка до станции Деловой центр по солнцевской линии занимает 45 минут (по данным приложения Яндекс метро). При реализации проекта скоростного метро данный участок возможно преодолеть за 14 минут: Скорость состава скоростного метро составляет 100 км/ч, расстояние между ст. м. Рассказовка и ст. м. Деловой центр ровняется 17,8 км, на пути состав останавливается 3 раза (Новопеределкино, Мичуринский Проспект, Парк Победы), с учетом 3х станций (на каждой остановка длиться 30 секунд) время на остановки с запасом - 2 минуты, суммарное время движения 13 минут 40 секунд.

Подобная практика уже реализована в турецком городе Стамбуле. В январе 2023 года в Стамбуле была открыта линия самого скоростного метро в Европе. Она соединила между собой центр города и международный аэропорт Стамбула. Расстояние равное 34 километрам теперь можно преодолеть за 24 минуты [7].

В рамках функционирования общественного транспорта города-ядра Московской агломерации, вышеуказанная практика может быть реализована с целью снижения высокой пассажирской нагрузки на других направлениях московского метрополитена, например на северном участке Арбатско-Покров-ской линии (от станции Пятницкое шоссе до станции Киевская), на южном участке Сокольнической линии (от станции Коммунарка до станции Парк Культуры), на северном участке Таганско-Краснопресненской линии (от станции Планерная до станции Баррикадная).

Решением проблемы высокой нагрузки на маршруты до ключевых транспортных точек города-спутника Мурино Санкт-Петербургской агломерации и районов «Новой Москвы» в городе-ядре Московской агломерации может стать создание рядом со станциями метрополитенов объектов подземной вело-парковки и велосипедной инфраструктуры (отдельных полос движения, мероприятий по их обслуживанию, дополнительного освещения и т.д.) в указанных районах.

Рис. 7 Подземная велопарковка г. Эйндховен, Нидерланды, подземная велопарковка Токио, Япония

Похожая практика была реализована в агломерации «Большой Токио» и городе Эйндховен (Нидерланды): были разработаны и построены несколько подземных велопарковок, что позволило уменьшить нагрузку на транспортную инфраструктуру в час пик, а также дало населению городской агломерации альтернативный способ перемещения до ключевых транспортных узлов (Рис. 7). Помимо этого, данный метод решения имеет положительный эффект с точки зрения экологии, многие граждане вместо выбора личного автомобиля переходят на велосипеды, тем самым сокращается количество вредных выбросов в атмосферу.

Реализация данной практики в городских агломерация Российской Федерации позволит в значительной степени снизить нагрузку на маршруты общественного транспорта до станций метрополитенов и пригородных электропоездов, а также способствует повышению транспортной мобильности населения городской-агломерации. В рамках создания подземной велопарковки предлагается интеграция оплаты услуг через местные транспортные карты - «Подорожник» и «Тройка», а сезонность данного вида транспорта компенсировать снижением стоимости длительного хранения в подземных велопарковках на зимний период года.

Заключение

Представленная в данной статье статистическая информация, а также проанализированные данные других исследований приводят к логическому заключению - в условиях крупных городских агломерациях, таких как Московская, одной из ключевых потребностей в сфере функционирования транспортных систем является задача развития системы общественного транспорта. Однако необходимо учитывать, что личный и общественный транспорт имеют ряд преимуществ друг перед другом.

Преимущества общественного транспорта:

1) Низкие эксплуатационные расходы (самое важное преимуществом общественного транспорта),

2) Меньшие в количественное характеристике требования безопасности и ПДД в процессе передвижения,

3) Нет необходимости получать необходимые для вождения лицензии и документы,

4) Значительное сокращение времени на передвижение, особенно в часы пик в крупных городах,

Преимущества личного автотранспорта:

1) Комфорт в процессе передвижения,

2) Круглосуточная доступность (нет фиксированного временного ограничения на действие маршрутов, как у общественного транспорта),

3) Возможность прокладывания индивидуального маршрута передвижения.

Общественный транспорт играет ключевую роль в повседневной жизни жителей городских агломераций. Развитие общественного транспорта является необходимым шагом для создания комфортной городской среды, где жители могут передвигаться по мегаполису без излишней нагрузки на окружающую среду и экономя свое время.

Литература

1. Данные Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/166784 (Дата обращения: 05.01.2023).

2. Олифир Д.И. Сравнительный анализ пространственных структур Московской и Санкт-Петербургской агломераций // Пространственная экономика. 2022. №1. С. 73-98.

3. Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» за 2021 год [Электронный ресурс] URL: https://www.mos.ru/dt/documents/dokumenti/view/270368220/ (Дата обращения: 02.03.2023).

4. Кудрово и Мурино [Электронный ресурс] URL: https://lentv24.ru/Kudrovo_i_Murino_popali_v_TOP_10_gorodov_ Rossii_po_etazhnosti_zhilih_domov.htm (Дата обращения: 26.03.2023).

5. Официальный сайт администрации поселения Внуковское [Электронный ресурс] URL: https://vnukovskoe.ru/city/informatsiya.php (Дата обращения: 24.03.2023).

6. Район Ново-Переделкино [Электронный ресурс] URL: http://mosopen.ru/region/novo-peredelkino (Дата обращения: 24.03.2023).

7. В Стамбуле запустили самую скоростную в Европе линию метро [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/16856225 (Дата обращения 25.03.2023).

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

Modernization of public transport systems in satellite cities of the Moscow and

St. Petersburg agglomerations Kandabarov N.A.

Lomonosov Moscow State University JEL classification: L61, L74, R53

Abstract: The article deals with the systems of public transport in satellite cities of Moscow and St. Petersburg agglomerations. Statistical information and research on the selected topic are analyzed. The features of development and problems in the process of functioning of public transport within these areas are highlighted: schemes of movement of the population of these territories to the key transport points within urban agglomerations are created. Practical recommendations are offered to solve the identified problems: the problem of significant time costs to travel from the territories of New Moscow to the center of the core city of Moscow agglomeration and the problem of high load on the routes to the key transport points of satellite cities of the considered urban agglomerations.

Keywords: urban agglomeration; urban agglomeration transport system; Moscow agglomeration; St. Petersburg agglomeration; public transport; core city; satellite cities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Data from the Federal State Statistics Service. [Electronic resource] URL:

https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/166784 (Date of access: 01/05/2023).

2. Olifir D.I. Comparative analysis of the spatial structures of the Moscow and St.

Petersburg agglomerations // Spatial Economics. 2022. №1. pp. 73-98.

3. Annual report on the implementation of the State program of the city of Moscow

"Development of the transport system" for 2021 [Electronic resource] URL: https://www.mos.ru/dt/documents/dokumenti/view/270368220/ (Date of access: 03/02/2023 ).

4. Kudrovo and Murino [Electronic resource] URL: https://lentv24.ru/Kudrovo_i_Murino_popali_v_T0P_10_gorodov_Rossii_po_et azhnosti_zhilih_domov.htm (Date of access: 03/26/2023).

5. Official website of the administration of the Vnukovskoye settlement [Electronic

resource] URL: https://vnukovskoe.ru/city/informatsiya.php (Date of access: 03/24/2023).

6. Novo-Peredelkino area [Electronic resource] URL: http://mosopen.ru/region/novo-

peredelkino (Date of access: 03/24/2023).

7. The fastest metro line in Europe was launched in Istanbul [Electronic resource] URL:

https://tass.ru/ekonomika/16856225 (Date of access 03/25/2023).

CO CS

o

CS

o m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.