Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_geo.isu.ru/ru/index.html
Серия «Науки о Земле»
2017. Т. 20. С. 25-42
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 314.727
Маятниковая миграция населения в Красноярской городской агломерации (на примере населенных пунктов Емельяновского района)
Л. А. Дорофеева, Е. А. Касьянова
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Аннотация. В настоящее время наблюдается процесс роста городов и развитие городских агломераций. Одним из факторов формирования и развития городской агломерации является наличие маятниковой миграции. Общепринятые границы Красноярской городской агломерации соответствуют границам муниципальных образований, входящих в ее состав. Реальные же границы агломерации можно определить с помощью изучения маятниковой миграции. Использование метода ключей и социологического опроса позволяет выявить количественные и качественные характеристики данного процесса.
Методика исследования маятниковой миграции была апробирована на примере Емельяновского района Красноярского края. Его географическое положение определяет интерес в изучении наличия или отсутствия миграционных связей между данным муниципальным районом и центром Красноярской городской агломерации - городом Красноярском. Методом анкетирования было опрошено более 500 человек в четырех сельских населенных пунктах и четырех дачных поселениях. Опрошенное население было разделено на категории сельских жителей и дачников.
Результаты исследования подтвердили наличие маятниковой миграции между Емельяновским районом и Красноярском, в летний период количество мигрантов увеличивается. Выбранные ключи подтверждают наличие связей между пригородной территорией и городом на расстоянии более 40 км от Красноярска. В результате социологического опроса определена зависимость удаленности от города на частоту и продолжительность маятниковых перемещений. Был определен основной недостаток проживания на пригородной территории - это слабое развитие социальной и культурной инфраструктуры для сельских жителей, бытовой и коммунальной для дачного населения. Предложенная методика исследования может быть применена как для изучения других вошедших в состав Красноярской агломерации муниципальных образований, так и для изучения других городских агломераций.
Ключевые слова: население, маятниковая миграция, городская агломерация, социологический опрос, метод ключей, Емельяновский район, Красноярск.
Введение
Одной из особенностей социально-экономической трансформации Сибири является «сжатие» пространства. «Сжатие» наблюдается в результате повышения миграционной мобильности населения [3], в том числе за счет
возможности совершать маятниковые миграции. Маятниковая миграция -это сложный многогранный процесс, представляющий собой специфическую форму подвижности населения, в процессе которой происходит изменение места и сферы приложения труда индивида, характера его трудовой деятельности и принадлежности к той или иной социальной группе населения [13]. В рамках городской агломерации наибольший интерес представляет ежедневная маятниковая миграция, перемещение из одного населенного пункта в другой в течение дня. В связи с интенсивным ростом городов и развитием городских агломераций наблюдается повышение внимания к изучению маятниковой миграции населения в Российской Федерации. Маятниковая миграция на современном этапе обеспечивает не только перемещение сельских жителей в город, но и процесс субурбанизации, который также изменяет систему расселения населения и географию производительных сил. По конечным пунктам маятниковой миграции определяется граница городских агломераций, а также развитость внешней зоны города-ядра [16].
Основным методом изучения маятниковой миграции является социологические опросы и анкетирование. Л. Карачурина, С. Блантер, Т. Рощина [6] в своей работе предпринимают попытку оценить масштабы маятниковой миграции в Москву на основе полевых наблюдений и подсчетов пассажиропотоков. Для изучения качественных характеристик потока трудовых маятниковых мигрантов была разработана анкета, включающая несколько блоков проблем: определение причин маятниковой миграции, выявление социально-демографического состава маятниковых мигрантов, определение эффективности маятниковой миграции, организационных моментов работы, условий и характера занятости в Москве, перспектив развития маятниковой миграции.
Е. Е. Горяченко, Н. Л. Мосиенко, В. В. Иванова [4] провели диагностику социально-экономических проблем, потенциальных возможностей и существующих барьеров при формировании Южно-Кузбасской городской агломерации. С помощью социологического опроса пассажиров пригородных электропоездов и автобусов, оправляющихся и прибывающих в Новокузнецк, авторы выявляли наличие связей между г. Новокузнецком и близлежащими территориями. Для этого была разработана анкета опроса пассажиров, которая включала в себя вопросы о направлениях и целях поездки, их интенсивности и регулярности, основных трудностях поездки, а также блок вопросов, характеризующих удовлетворенность условиями, предоставляемыми местом жительства по сравнению с Новокузнецком, и социально-демографические особенности респондентов.
Изучение трудовой маятниковой миграции в Алтайском крае определило, что маятниковая ежедневная трудовая миграция характерна только для 20-25 % маятниковых мигрантов, которые находят работу на расстоянии до 25 км от места постоянного жительства. Большинство лиц (65-75 %) трудятся и временно проживают в населенных пунктах (городах, районных центрах), удаленных от места постоянного проживания на расстояние 40100 км, и возвращаются к месту постоянного жительства только на выходные (нерабочие) дни. Остальные 5-10 % маятниковых мигрантов работают
преимущественно вахтовым методом с удалением от места проживания на расстояние от 100 до 3000 км. При этом авторы определили, что в пригородных населенных пунктах преобладает ежедневная маятниковая миграция [1].
В современной ситуации при учете и изучении маятниковой миграции населения в пределах городской агломерации необходимо рассматривать не только направление движения «село - город», но обратный процесс «город - село». Перемещение городских жителей на пригородную территорию может быть связано с различными целями: отдыхом, приусадебным хозяйством, туризмом и т. д. Поэтому при изучении маятниковой миграции населения необходимо проводить исследования не только среди сельского населения, но и среди дачного, которое мигрирует на дачи из города. Как утверждают Т. Г. Нефедова и И. Г. Савчук, такое массовое явление, как дачники, являются новой движущей силой развития пригородов и удаленной сельской местности [8]. В результате формируется новый тип расселения - пригородный. Д. Н. Лухманов выделял особый тип смешанной сельско-городской системы расселения, характерной не только для пригородов, но и для периферийных зон [7].
Целью исследования является изучение географических особенностей маятниковой миграции населения Емельяновского района, который входит в состав Красноярской городской агломерации, отличается высокой долей пригородного населения (как дачного, так и коттеджного). Изучение интенсивности и характера движения населения на пригородной территории может послужить основой для разработки прогноза роста Красноярской городской агломерации.
Исследование характера и интенсивности маятниковой миграции населения особенно актуально в условиях увеличения концентрации населения в крупных городах и формирования городских агломераций. Одним из определяющих факторов развития агломерации является наличие маятниковой миграции и ее динамика. Опыт исследования маятниковой миграции населения в городах России показывает, что основными методами исследования являются социологический опрос, анализ пассажиропотока и интенсивности движения по основным магистралям.
Методы исследования
Для исследования маятниковой миграции населения между Емельянов-ским районом и Красноярском использованы следующие методы:
1. Метод ключей впервые предложен В. П. Семеновым-Тян-Шанским [10]. Он выделял так называемые ключи - узлы территории, которые являются центрами притяжения населения и влияют на экономический облик страны. Метод заключается в том, что вначале эксперты определяют ключи (эталоны). Ключи детально изучаются, при этом большое внимание уделяется их связям с окружающей территорией. Сделанные выводы распространяются на другие (подобные описанному) ключи.
В соответствии с концепцией развития Красноярской городской агломерации Емельяновский район полностью входит в ее состав [11], что дает
основание предполагать наличие маятниковых миграций как сезонного, так и трудового характера. При изучении географии коттеджных поселков пригородной территории Красноярской городской агломерации было выявлено, что в 2015 г. наблюдается увеличение расстояния размещения поселков до 50 км от города [5]. Это дает возможность предположить, что данная территория наиболее активно осваивается новыми жителями и горожанами. Что подтверждают и статистические данные: в 2015 г. в расположенных рядом с Красноярском сельсоветах Емельяновского района (Солонцовский, Мининский, Еловский, Частоостровский, Шуваевский, Зеледеевский) наблюдается положительный естественный прирост населения. В Еловском, Солонцов-ском, Частоостровском, Элитовском сельсоветах - положительный миграционный приток населения [14].
В связи с этим нами были выбраны ключи исследования, расположенные в пределах 50 км от города и в сельсоветах с положительным приростом населения: с. Частоостровское, пгт Емельяново, поселки Солонцы, Каменный Яр и дачные поселения, расположенные в непосредственной близости к данным населенным пунктам (рис. 1). Исследуемые населенные пункты располагаются на разных транспортных путях и на разном расстоянии от города: с. Частоостровское - на дороге регионального значения «Енисейский тракт», пгт Емельяново - на автомобильной дороге федерального значения «Сибирь» (Р225), пос. Каменный Яр - на железнодорожной магистрали по маршруту Красноярск - Зеледеево. Поселок Солонцы выбран как контрольный объект, это наиболее близкорасположенный к городу населенный пункт на федеральной автомобильной трассе «Сибирь» (Р225) (табл. 1). Выбранные населенные пункты отличаются по численности населения. По данным переписи населения 2010 г., наиболее многочисленным из ключей является пгт Емельяново (12 055 чел.), далее по убывающей располагаются пос. Солонцы (3786 чел.), с. Частоостровское (1283 чел.), пос. Каменный Яр (405 чел.). Общая доля населения ключей в общей численности Емельяновского района составляет 34 %. Ключи отличаются по перечню объектов социальной инфраструктуры и градообразующих предприятий, что также отражается на характере маятниковой миграции (табл. 2). Наиболее обеспеченным инфраструктурой является административный центр Емельяновско-го района - пгт Емельяново. Минимальным набором социальных услуг обладает пос. Каменный Яр.
2. Метод социологического опроса. Для проведения опроса была разработана анкета, которая включает вопросы о целях и времени поездок за/в город, о периодичности и длительности посещения пригорода/города, о возможности переезда за/в город, а также вопросы о респонденте: возраст, профессия, семейное положение. Анкетирование проводилось в весенний период времени для сельских жителей и в летний период - для дачного населения. Выделенные возрастные категории соблюдены в равных пропорциях мужчин и женщин. Целью опроса было определение географических особенностей маятниковой миграции населения Емельяновского района и Красноярска.
МАСШТАБ 1 200 ООО
Рис. 1. Расположение ключей исследования1
1 Карта выполнена на основе «Карты административно-территориального деления. Система расселения» из комплекта карт «Схема территориального планирования муниципального образования "Емельяновский район". Красноярский край» [12]. Карта изменена автором.
Таблица 1
Характеристика транспортной доступности ключей
Населенный пункт Расстояние до Красноярска, км Время в пути от Красноярска, мин, [15] и частота движения транспорта
Личный автомобиль Автобус Электричка
с. Частоостровское 42 73 105. 2 раза в день -
пгт Емельяново 26 30 70. В рабочие дни 12 раз в день -
пос. Каменный Яр 43 64 - 90. В рабочие дни: 6 раз в день. Выходные: 5 раз в день
пос. Солонцы 2 14 66. Каждые 30 мин -
Объект исследования
Территория Емельяновского муниципального района расположена в центральной части земледельческой зоны Красноярского края. На севере район граничит с Большемуртинским и Сухобузимским районами, на востоке - с городами Красноярском, Дивногорском и Березовским районом, на западе - с Козульским и Бирилюсским районами, на юге - с Балахтинским районом. Площадь муниципального района составляет 7410 км2. Административный центр района расположен в пгт Емельяново [9]. В состав Емельяновского района входят два городских поселения - Емельяново и Кедровое, 12 сельсоветов.
Численность населения Емельяновского муниципального района с 2010 г. (45 930 чел.) постепенно растет и, по данным на 1 января 2016 г., составляет 48 134 чел. Данная тенденция обусловлена положительным естественным приростом. Близость района к Красноярску является одним из привлекательных факторов для мигрантов. Этот же фактор становится определяющим для жителей города, которые хотят переехать в более экологически благополучные районы. По данным государственной статистики Красноярского края, в Емельяновском районе с 2012 г. наблюдается отток населения, но с 2015 г. появилась положительная тенденция и наблюдается миграционный приток.
Территория Емельяновского района характеризуется довольно развитой дорожной сетью. Вместе с тем размещение транспорта на территории района, как по их протяженности, так и по качеству, крайне неравномерно. Хорошо развита дорожная сеть в восточной и юго-восточной части территории и слабо - в северной и северо-западной части. В центральной части территорию района пересекает автомобильная дорога федерального значения Р225 «Сибирь», в восточной части проходит автомобильная дорога краевого значения Красноярск - Енисейск. От районного центра и указанных выше дорог отходят дороги общего пользования местного (районного) значения, связывающие все населенные пункты. Кроме того, на территории района имеется большое число грунтовых дорог местного назначения (сельскохозяйственных, противопожарных, лесохозяйственных), которые являются проезжими в основном в сухое время года.
Таблица 2
Характеристика социальной инфраструктуры ключей
Населенный пункт Градообразующие предприятия Учреждения образования Учреждения здравоохранения Учреждения культуры
с. Частоостров-ское ЗАО «Частоостровское»; «МУПЕР» - жилищно-коммунальное предприятие; крестьянско-фермерские хозяйства: ИП Дубровный А. Н., Похабов В. Ф. Частоостровская школа, детский сад «Островок» Частоостровская врачебная амбулатория; отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов Дом культуры; сельская библиотека; этнографический музей
пгг Емельянове ОАО «Птицефабрика «Заря»; ООО «Емельяновекое»; ООО «Аэропорт «Емельянове»; АО «Техник»; ООО ПКФ «Крас-энергосервис»; филиалы автодорожных предприятий «КрайДЭО», «Красноярская ДПМК» Емельяновская школа № 1, школа № 2, школа № 3; Аэропортовская школа; восемь дошкольных образовательных учреждений; профессиональный лицей № 88; детско-юношеская спортивная школа Емельяновская центральная районная больница; отделение скорой медицинской помощи; фельдшерско-акушерские пункты Детская школа искусств; межпоселенческий дом культуры; центральная взрослая и детская библиотеки; историко-краеведческий музей
пос. Каменный Яр ФЛ ОАО «ПНК» Каменноярская школа; Ка-менноярский детский сад - -
пос. Солонцы СПК «Солонцы»; ОАО «Крас-ноярскагроплем»; ОАО ПКП «Заря-5»; ООО «МЕТРО»; рынок «Солонцы»; ООО «Орион -Моторс»; КАМАЗ-центр; ООО «Мегапласт-Сибирь»; фабрика гофротары Дрокинская школа; Солон-цовская школа; Дрокин-ский детский сад; Солон-цовский детский сад Дрокинский фельдшерско-акушерский пункт; амбулатория Сельский дом культуры с. Дрокино, две библиотеки
Общая протяженность автомобильных дорог в районе составляет 723,3 км, из них с твердым покрытием - 574 км. Одной из основных транспортных магистралей является железная дорога Москва - Владивосток. В Емельяновском районе расположены международный аэропорт Емелья-ново и региональный аэропорт Черемшанка [12]. Таким образом, район обеспечен различными видами транспорта и обладает высокой транспортной доступностью, особенно восточная и юго-восточная часть, что создает предпосылки для увеличения маятниковой миграции населения.
Результаты исследования
В результате анкетирования был опрошен 521 человек - 275 женщин, 246 мужчин (из них 321 сельского и 200 дачного (городского) населения). Анализ результатов исследования построен на выявлении закономерностей среди ответов представителей сельского и дачного населения и сравнении этих категорий между собой.
Наибольшее число респондентов, совершающих ежедневные поездки, проживает в пос. Солонцы. Это обусловлено близостью населенного пункта к городу. При сравнении удаленных сельских населенных пунктов видно, что больше всего ежедневных поездок в город осуществляют жители с. Частоостровское. Жители пгт Емельяново в равной степени посещают Красноярск «только в будни» и «каждый день». Жители пос. Каменный Яр ездят в Красноярск «только в выходные» (рис. 2).
Рис. 2.Частота поездок жителей сельских населенных пунктов в Красноярск
Для дачного населения в большей степени характерны поездки в выходные дни и ежедневные. При этом на диаграмме видно (рис. 3), что в дачных поселениях, расположенных на федеральной трассе «Сибирь», чаще наблюдаются ежедневные поездки, что может быть связано с качеством дороги. Небольшая часть респондентов остается на постоянное проживание
летом на даче, что подтверждает предназначение дачи как второго дома, даже в летний период. Если сравнивать миграции дачников и сельского населения, наиболее частые перемещения производят жители пос. Солонцы и жители дач, расположенных рядом с поселком. Таким образом, фактор близости к городу определяет частоту маятниковых миграций.
Рис. 3. Частота поездок за город жителей Красноярска
Цель поездок населения влияет на их частоту. Так, по данным опроса, больше 50 % населения пос. Солонцы работает в городе, что объясняет их ежедневные поездки. В других сельских населенных пунктах преобладает вариант ответа «покупки». За покупками Красноярск посещают 46 % жителей пос. Каменный Яр, что совпадает с их частотой поездок «только в выходные». Жители с. Частоостровское ездят «на работу» и «на учебу» (21 и 19 % соответственно), что совпадает в ежедневным циклом их миграций в город. Такая ситуация вызвана близостью к городу и отсутствием мест работы и учебы в данном населенном пункте. У жителей пгт Емельяново преобладают варианты ответа «покупки» и «работа», что объясняет практически равные показатели частоты поездок в город «каждый день» и «только в выходные». Для населения с. Частоостровское и пос. Каменный Яр актуальной целью поездок в город являются «социальные услуги», так как в данных поселениях отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты (рис. 4).
Для дачного населения характерны две основные цели посещения: это отдых и ведение дачного приусадебного хозяйства (рис. 5). Высокая доля ответов «дачное хозяйство» среди дачников пос. Солонцы связано с преобладанием респондентов пожилого возраста. Данное дачное поселение обра-
зовано более 30 лет назад, владельцы дач в большей части пенсионеры. Обе ключевые цели посещения дачи могут совпадать с ежедневными поездками и поездками на выходные дни. Появление небольшого числа респондентов, ответивших и «покупки», и «работа», в пос. Каменный Яр связано с наличием магазинов, работники которых приезжают из города на работу. Высокая доля ответов «дачное хозяйство» указывает на сохранение продовольственной функции дачи, что необходимо учитывать при изучении специализации территории.
Рис. 4. Цели поездок жителей сельских населенных пунктов в Красноярск
Преобладание работающего в Красноярске населения из пос. Солонцы выражено в выборе двух вариантов ответа о продолжительности поездок в город - от 3 до 5 и от 6 до 10 часов (рис. 6). В других населенных пунктах также преобладают эти варианты ответа, но высокая доля варианта «3-5 часов» соотносится с целями поездок. Анализ этих результатов показывает, что, несмотря на близость к городу и обеспеченность общественным транспортом, средняя продолжительность поездок жителей сельских населенных пунктов составляет 5-7 часов. Таким образом, результаты доказывают наличие ежедневной маятниковой миграции.
Поездка за город, в отличие от поездок в город, длится обычно больше суток, это объясняет и высокую долю поездок на выходные и отвечает основным целям посещения дачи (рис. 6). При этом высокая доля респондентов, ответивших на этот вопрос «6-10 часов», среди дачников пгт Емелья-ново объясняется тем, что основным транспортом для лиц из этого дачного поселения является личный автомобиль, который позволяет вернуться в Красноярск в течение дня.
Известия Иркутского государственного университета 2017. Т. 20. Серия «Науки о Земле». С. 25-42
70
60
50
40
30
20
10
<у
/
/
р.1
4Р
■ Покупки □ Работа Ш Отдых Я Посещение гостей В Дачное хозяйство
сЯ
¿г
Рис. 5. Цели поездок за город жителей Красноярска
11-2часа вЗ-5 часов ■ ь-10 часов
I болм-сугок еэПроькиваетвселето
10054 9054 &Ю 70% Б094 5094 4094 3054 2054 1054 094
Дачники: 1 - Каменный Яр; 2 - Солонцы; 3 - Емельянове; 4 - Частоостровское. Сельские жители: 5 - Каменный Яр; 6 - Солонцы; 7 - Емельяново; 8 - Частоостровское.
Рис. 6. Продолжительность поездок городских жителей за город и сельских жителей в Красноярск
Использование различных видов транспорта зависит от развития транспортной инфраструктуры. Так, во всех населенных пунктах, кроме пос. Каменный Яр, развито два вида транспорта - личный автомобиль и автобус. Из рисунка 7 следует, что жители с. Частоостровское выбирают в основном - автобус (61 %), так как он доступен и экономичен. Общественный автобус до с. Частоостровское отправляется два раза в день. И только 37 % опрошенных с. Частоостровское передвигаются на личном автомобиле. Жители пгт Емельяново и пос. Солонцы предпочитают добираться до города на собственном автомобиле (52 и 58 % соответственно) - это обусловлено обеспеченностью жителей, хорошей транспортной инфраструктурой и возможностью попасть в разные районы города, используя объездные автодороги. На электричке до Красноярска добираются только жители пос. Каменный Яр (69 %), так как это самый доступный и быстрый вид транспорта для данного населенного пункта.
Дачники: 1 - Каменный Яр; 2 - Солонцы; 3 - Емельяново; 4 - Частоостровское. Сельские жители: 5 - Каменный Яр; 6 - Солонцы; 7 - Емельяново; 8 - Частоостровское.
Рис. 7. Использование различных видов транспорта для поездок городских жителей за город и сельских жителей в Красноярск
Дачное население чаще использует автомобиль, что связано с хорошей транспортной доступностью дачных поселков. Низкий пассажиропоток в зимнее время объясняется отсутствием регулярных рейсов до дачных поселений. При этом необходимо отметить, что исследуемые дачные поселения находятся в непосредственной близости от сельских населенных пунктов. По ответам на данный вопрос анкеты можно сделать вывод о доступности этих территорий для общественного транспорта. Дачники поселков Каменный Яр и Солонцы чаще остальных используют общественный транспорт, что связано с наличием рейсовых автобусов и электричек и близостью остановки к дачному поселению.
Известия Иркутского государственного университета 2017. Т. 20. Серия «Науки о Земле». С. 25-42
В последнем вопросе анкеты о возможности переезда на постоянное место жительства в город и за город обе категории респондентов солидарны в отсутствии желания переезжать. Это можно объяснить малой подвижностью населения и близостью исследуемых объектов друг к другу. Около 40 % жителей с. Частоостровское и пос. Солонцы согласны на переезд в Красноярск. Основными причинами желания переехать в город на постоянное место жительства являются разнообразие возможностей для трудоустройства, разнообразие сферы услуг, в том числе развлечений, торговли. Главными причинами нежелания переезжать в город на постоянное место жительства являются: плохая экология Красноярска; невозможность покупки квартиры в городе; преклонный возраст респондента; безопасность сельского образа жизни (рис. 8).
Для переезда дачников - жителей Красноярска на постоянное место жительства за город необходимы удобства, чаще всего в дачных поселениях отсутствует горячее водоснабжение, бывают перебои с электричеством. Высокая доля лиц пожилого возраста среди этой группы опрошенных также является причиной преобладания ответов «нет», например в пос. Солонцы (рис. 8). Дачники пгт Емельяново на вопрос о желании переехать за город ответили утвердительно, это связано с близостью Емельяново к Красноярску, расположением поселка на федеральной трассе и благоприятной экологической обстановкой.
10°* II II II II II II II Г
90% I-1-1 -1-1-1- I-И —
80% I- I-1-I-1-1-II-И —
70« I-1-1-1-1-1-1-Щ —
60% — —I-1-1-1-1-1-Я —
Дачники: 1 - Каменный Яр; 2 - Солонцы; 3 - Емельяново; 4 - Частоостровское. Сельские жители: 5 - Каменный Яр; 6 - Солонцы; 7 - Емельяново; 8 - Частоостровское.
Рис. 8. Результаты ответов на вопрос анкеты о переезде на постоянное место жительства в Красноярск и переезде жителей Красноярска на постоянное место жительства за город
Результаты проведенного социологического исследования на пригородной территории Красноярской городской агломерации подтверждают результаты исследований в других регионах России. Популярность дачи объясняется потребностью в отдыхе, тягой к природе, дефицитом «экологичного» продовольствия. Причина низкого интереса к постоянному проживанию в пригороде видится в слабо развитой социальной инфраструктуре, приводящей к социальной изоляции [2]. Владельцы дач чаще всего сохраняют регистрацию в городской квартире, используя дачу в качестве «второго» дома [8].
Выводы
Выбранные для исследования ключи подтвердили наличие связей и распространение зоны влияния Красноярска на расстояние до 50 км. Удаленность от города отражается на характере маятниковой миграции как сельского, так и дачного населения - это показало сравнение ответов жителей пос. Солонцы с ответами жителей других населенных пунктов.
В результате социологического опроса было выявлено наличие маятниковых мигрантов между выбранными ключами и Красноярском. Следовательно, можно говорить о наличии маятниковой миграции в целом между Емельяновским районом (в пределах 50 км от города) и Красноярском. Большинство дачников посещают дачи только в летнее время, что увеличивает маятниковую миграцию в этот период года.
Различный набор объектов социальной инфраструктуры является определяющим фактором в характере маятниковой миграции: основных целях и частоте перемещений. Опрос раскрыл негативные стороны проживания в пригороде: недостаточное количество объектов социальной и культурной инфраструктуры - для сельских жителей, коммунальной и бытовой - для городского населения. Наблюдение и опрос дачников показал, что дачи остаются решающим фактором решения продовольственной проблемы для российских семей и процент отдыхающих на даче невысок. Поэтому при проведении сельскохозяйственной переписи следует опрашивать дачников, которые также вносят достаточный вклад в продовольственную корзину страны.
Особенностями маятниковой миграции Емельяновского района являются:
1) преобладание ежедневной и еженедельной миграции для сельского населения, обусловленной учебой, работой и покупками;
2) удаленность от Красноярска влияет на частоту поездок. Так, более 50 % жителей пос. Солонцы ездят каждый день на работу в город. Дачники пос. Солонцы чаще других совершают ежедневные поездки на дачу и реже остаются с ночевкой;
3) жители Красноярска посещают дачи либо «каждый день», либо «в выходные», что также соотносится с основными целями посещения дачи -отдыхом и ведением дачного хозяйства;
4) сельские жители Емельяновского района проводят в городе более 3-5 часов, а дачники за городом - более суток;
5) большинство респондентов предпочитают добираться до Красноярска и обратно на личном автомобиле, что объясняется наличием хорошей дорожной сети и не всегда удобной сетью регулярного общественного транспорта. На электричке ездят жители и дачники пос. Каменный Яр, так как это самый быстрый и доступный вид транспорта для этого населенного пункта;
6) большинство сельских жителей не желают переезжать в Красноярск, так как считают, что экологические условия более благоприятны в пригороде, для них привычнее сельский образ жизни. Нежелание переезжать в Красноярск связано с невозможностью приобрести жилье в городе;
7) большинство дачников не желают переезжать на постоянное проживание в пригород, что объясняется отсутствием инфраструктуры и привычкой к городскому образу жизни;
8) проведенный опрос показал низкую подвижность населения с точки зрения смены места жительства.
Использование метода ключей и социологического опроса дает возможность исследовать как качественные, так и количественные показатели маятниковой миграции в пределах городской агломерации. Применение данной методики для сравнения муниципальных образований, входящих в состав Красноярской городской агломерации, позволяет определить «реальные» границы городской системы и наметить основные направления ее пространственного роста и развития.
Список литературы
1. Акишина М. Л. Формирование баланса трудовых ресурсов сельской местности в условиях роста маятниковой трудовой миграции / М. Л. Акишина, А. А. Фанненштиль // Вестн. Алт. гос. аграр. ун-та. - 2013 - № 11(109). - С. 152-156.
2. Браде И. Между дачей и фешенебельной резиденцией. Взгляд с Запада / И. Браде // Изв. РАН. Сер. географическая. - 2014. - № 4. - С. 33-38.
3. Горина К. В. Трансформация компонентов социально-экономического пространства Забайкальского края / К. В. Горина, Л. М. Фалейчик // Изв. Иркут. гос. унта. Сер. Науки о Земле. - 2015. - Т. 14. - С. 23-33.
4. Горяченко Е. Е. Диагностика социально-экономической ситуации в городской агломерации: предпосылки и барьеры / Е. Е. Горяченко, Н. Л. Мосиенко, В. В. Иванова // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие : IV очеред. всерос. социол. конгресс. 23-25 окт. 2012 г. Уфа / Рос. о-во социологов, Ин-т социологии РАН, Акад. наук Респ. Башкортостан, Ин-т соц.-полит. и правов. исслед. РБ. - М. : РОС, 2012. - Сессия 6. Городское и региональное развитие: диагностика и решения. - С. 1090-1097.
5. Дорофеева Л. А. Развитие пригородных поселков в Красноярской агломерации / Л. А. Дорофеева // География и природ. ресурсы - 2016. - № 3. - С. 168-174.
6. Карачурина Л. Особенности современного этапа маятниковой миграции в Москву / Л. Карачурина, С. Блантер, Т. Рощина // Миграция в зеркале стран СНГ (молодежный ракурс) ; под ред. И. Молодиковой. - М., 2006. - С. 226-248.
7. Лухманов Д. Н. Несельскохозяйственное сельское расселение в РСФСР -современная структура и динамика / Д. Н. Лухманов // Эволюция расселения в СССР. -М. : Акад. наук СССР, Пол. Акад. наук, 1989. - Ч. 2. - С. 60-80.
8. Нефедова Т. Г. Второе загородное жилье горожан в России и Украине: эволюция дач и тренды их современных изменений / Т. Г. Нефедова, И. Г. Савчук // Изв. РАН. Сер. геогр. - 2014. - № 4. - С. 39-49.
9. Официальный сайт Красноярского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krskstate.ru/msu/terdel/0/doc/56 (дата обращения: 02.08.2016)
10. Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна / В. П. Семенов-Тян-Шанский. - М. : Рипол Классик, 2013. - 318 с.
11. Схема Красноярской агломерации. Положение о территориальном планировании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krskstate.ru/dat/bin/docs_ attach/25257_osnovnie_polojeniy_pravka.doc+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 02.08.2016)
12. Схема территориального планирования Емельяновского района [Электронный ресурс]. - URL: http://krasemel.ru/rion/3768/2049 (дата обращения: 02.08.2016).
13. Таборисская И. М. Маятниковая миграция населения (теория, методология, практика) / И. М. Таборисская. - М. : Статистика, 1979. - 176 с.
14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krasstat.gks.ru (дата обращения: 02.08.2016).
15. Яндекс карты [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/maps/ ?ll=92.574330 %2C56.063417&z=11 (дата обращения: 02.08.2016).
16. Яроцкая Е. В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов / Е. В. Яроцкая // Вестник науки Сибири. -2012. - № 5 (6) [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-identifikatsii-gorodskoy-aglomeratsii-v-usloviyah-innovatsionnogo-razvitiya-regionov (дата обращения: 02.08.2016).
Commuting in Krasnoyarsk Urban Agglomerations
L. A. Dorofeeva, E. A. Kasyanova
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev
Abstract. There is present process of urban growth and development of urban agglomerations. Commuting is one of the factors of formation and development of urban agglomerations. The borders of the Krasnoyarsk urban agglomeration are corresponding to the boundaries of included municipalities. The real boundaries of urban agglomerations can be determined by examining commuting. Using the «keys» method and a sociological survey reveals the quantitative and qualitative characteristics of the process.
Research methodology of commuting was tested by the example Emelyanovsky district in Krasnoyarsk region. Its geographic location determines the interest in research of commuting between suburban area and the municipal center of the Krasnoyarsk of urban agglomeration - the city of Krasnoyarsk. More than 500 people were interviewed questioning method in 4 villages and 4 suburban settlements. The interviewed population was divided into categories of rural residents and cottagers.
Results of the study confirmed the presence of commuting between Emelyanovsky district and Krasnoyarsk, in the summer the number of migrants is increasing. Selected «keys» are confirmed the link between the suburban area and the city at a distance of 40 km from Krasnoyarsk. As a result of the survey was dependence of distance from the city on the frequency and duration of commuting. The main barrier for residence on a suburban area - it is a weak development of social and cultural infrastructure for the rural population, household and community - for cottagers. The proposed research methodology can be applied for studying other included in the Krasnoyarsk agglomeration municipalities, and for the study of other urban agglomerations.
Keywords: population, commuting, urban agglomeration, sociological survey, key method Emelyanovsky district, Krasnoyarsk.
References
1. Akishina M.L. The formation of the balance of labor resources of rural areas in condition of growth of commuting of labor migration. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Altai State Agrarian University], 2013, no 11(109), pp. 152-156 (in Russian).
2. Brade I. Between the dacha and the fashionable residence. Looking from the West. Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya [Bulletin of Russian Academy of Sciences. Geographical Series], 2014, no 4, pp. 33-38 (in Russian).
3. Gorina K.V. The transformation of the components of social and economic space of the Trans-Baikal Territory Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Nauki o Zemle [Bulletin of Irkutsk State University. Earth Sciences Series], 2015, vol. 14, pp. 23-33 (in Russian).
4. Goryachenko E.E. Diagnosis of the socio-economic situation in the metropolitan area: preconditions and barriers Sotsiologiya i obschestvo: globalnyie vyizovyi i regionalnoe razvitie IV Ocherednoy Vseros. sotsiologich. Congress. 23-25 okt. 2012 g. [Sociology and Society: Global Challenges and Regional Development: IV Regular Congress of Sociology of the All-Russian. 23-25 October 2012].Ufa, Moscow, ROS, 2012, session 6, pp. 1090-1097 (in Russian).
5. Dorofeeva L.A. The development of suburban settlements in the Krasnoyarsk agglomeration Geografiya iprirodnyie resursyi [Geography and natural resources], 2016, no 3, pp. 168-174 (in Russian).
6. Karachurina L. Features of the present stage of commuting to Moscow Migratsiya v zerkale stran SNG (molodezhnyiy rakurs): pod red. I. Molodikovoy [Migration in the mirror of the CIS countries (youth perspective): ed. I. Molodikova], Moscow, 2006, pp. 226-248 (in Russian).
7. Luhmanov D.N. Non-agricultural rural settlement in the RSFSR - a modern structure and dynamics Evolyutsiya rasseleniya v SSSR [Evolution of resettlement in the USSR]. Moscow, USSR Academy of Sciences, the Polish Academy of Sciences,1989, part 2, pp. 60-80 (in Russian).
8. Nefedova T.G. Second suburban housing residents in Russia and Ukraine: the evolution of villas and modern trends of their changes Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya [Bulletin of Russian Academy of Sciences. Geographical Series], 2014, vol. 4, pp. 39-49 (in Russian).
9. Ofitsialnyiy sayt Krasnoyarskogo kraya [The official website of the Krasnoyarsk Territory]. Available at: http://www.krskstate.ru/msu/terdel/0/doc/56, (Accessed 02.08.2016) (in Russian).
10. Semenov-Tyan-Shanskiy V. P. Rayon i strana [State and the country]. Moskow, Ripol Klassik, 2013. 318 p.
11.Shema Krasnoyarskoy aglomeratsii. Polozhenie o territorialnom planirovanii [The scheme of the Krasnoyarsk agglomeration. Regulations on Spatial Planning]. Available at: http://www.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/25257_osnovnie_polojeniy_pravka.doc+&cd=2 &hl=ru&ct=clnk&gl=ru (accessed: 02.08.2016) (in Russian).
12.Shema territorialnogo planirovaniya Emelyanovskogo rayona [The scheme of territorial planning of Emelyanovsky district]. Available at: http://krasemel.ru/rion/3768/ 2049 (accessed: 02.08.2016) (in Russian).
13.Taborisskaya, I.M. Mayatnikovaya migratsiya naseleniya (teoriya, metodologiya, praktika) [Commuting population (the theory, methodology, practice)], Moscow, Statistika, 1979. 176 p.
14.Territorialnyj organ federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnoyarskomu krayu [The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Krasnoyarsk Territory]. Available at: http://www.krasstat.gks.ru (accessed: 02.08.2016) (in Russian).
15.Yandeks kartyi [Yandex map]. Available at: https://yandex.ru/maps/ ?ll=92.574330 %2C56.063417&z=11 (accessed: 02.08.2016) (in Russian).
16.Yarotskaya E.V. On the question of the criteria for identifying the urban agglomeration in terms of innovative regional development. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of Science], 2012, vol. 5 (6). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-identifikatsii-gorodskoy-aglomeratsii-v-usloviyah-innovatsionnogo-razvitiya-regionov (accessed: 02.08.2016) (in Russian).
Дорофеева Любовь Андреевна
PhD in Urban Planning and Design,
доцент, кафедра географии и методики
обучения географии
Красноярский государственный
педагогический университет
им. В. П. Астафьева
660049, г. Красноярск,
ул. А. Лебедевой, 89
тел. (913)19-98-255
e-mail: [email protected]
Касьянова Екатерина Александровна магистрант, кафедра географии и методики обучения географии Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89 тел. (913)19-98-255 e-mail: [email protected]
Dorofeeva Liubov Andreevna
PhD in Urban Planning and Design
Department of Geography and Teaching
Methods of Geography
Krasnoyarsk State Pedagogical University
named after V. P. Astafiev
89, A. Lebedevoi st., Krasnoyarsk, 660049
tel. (913)19-98-255
e-mail: [email protected]
Kasyanova Ekaterina Alexandrovna Undergraduate, Department of Geography and Teaching Methods of Geography Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, A. Lebedevoi st., Krasnoyarsk, 660049 tel. (913)19-98-255 e-mail: [email protected]