Научная статья на тему 'Анализ образовательной среды и социальных условий обучения: кейсы университетов юга России'

Анализ образовательной среды и социальных условий обучения: кейсы университетов юга России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальные условия / высшее образование / магистратура / образовательная среда / стипендия / общежития / поздняя юность. / social conditions / higher education / MA / educational environment / scholarship / dormitories / late adolescence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суховская Д. Н.

Цель исследования – проанализировать социальные условия обучения магистрантов на примере четырех вузов РФ. Были проанализированы работы различных авторов, среди которых необходимо отметить: С.Д. Смирнова, С.М. Афанасьева, Н.С. Макарову, Т.Н. Лобанову и других. Материальной основой для анализа социальных условий являются отчеты четырех вузов о самообследовании. В результате сделаны следующие выводы: самую большую стипендиальную выплату получают "отличники" в ЮФУ, которая составляет три тысячи шестьсот шесть рублей; наибольшее количество студентов, в частности, магистрантов, проживающих в общежитиях, приходится также на ЮФУ и составляет тысячу семьсот человек (в 2021 году); все вузы, за исключением АГУ, реализуют сотрудничество с ПАО "Сбербанк", что свидетельствует о тесном взаимодействии с потенциальными будущими работодателями; каждый из четырех вузов предоставляет возможность магистрантам реализовывать сотрудничество с зарубежными вузами. Следует также говорить о том, что каждый из вузов демонстрирует свои особенности, в частности, АГУ сотрудничает с ООО "Elektron Ta'lim Ta'minot". В результате исследования автор приходит к выводу о том, что социальные условия в четырех изученных вузах сформированы на достаточно высоком уровне. * Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов наук, научный проект № МК 88.2022.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суховская Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the educational environment and social conditions of education: case studies of universities in the south of Russia

The purpose of the study is to analyze social conditions of master's students' education on the example of four higher education institutions of the Russian Federation. The works of different authors were analyzed, among which it should be noted: S.D. Smirnov, S.M. Afanasyev, N.S. Makarova, T.N. Lobanova and others. The material basis for the analysis of social conditions are HEIs' self-assessment reports. Conclusions: the biggest grant is received by "honors students" in South Federal University which amounts to three thousand six hundred and six rubles. The biggest number of students living in dormitories, also accounts for South Federal University and amounts to one thousand seven hundred people (in 2021). All universities, except for ASU, realize cooperation with PJSC "Sberbank", which indicates close cooperation with potential future employers. Each of four universities gives the opportunity to Master students to realize their potential in the sphere of education. It should also be mentioned that each of the universities demonstrates its own specifics, in particular, ASU cooperates with "Elektron Ta'lim Ta'minot" Ltd. The analyzed facts allow to conclude that social conditions in four HEIs are properly formed. * The study was carried out within the framework of the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists candidates of science, scientific project No. MK 88.2022.2.

Текст научной работы на тему «Анализ образовательной среды и социальных условий обучения: кейсы университетов юга России»

Analysis of the educational environment and social conditions of education: case studies of universities in the south of Russia *

Sukhovskaya Daria Nikolaevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Historical and Socio-Philosophical Disciplines, Oriental Studies and Theology, Senior Researcher of the Scientific and Educational and Innovation Center "Key Trends in the Development of Social and Philosophical Thought: Theory and Practice", Pyatigorsk State University, Pyatigorsk

The purpose of the study is to analyze social conditions of master's students' education on the example of four higher education institutions of the Russian Federation. The works of different authors were analyzed, among which it should be noted: S.D. Smirnov, S.M. Afanasyev, N.S. Makarova, T.N. Lobanova and others. The material basis for the analysis of social conditions are HEIs' self-assessment reports. Conclusions: the biggest grant is received by "honors students" in South Federal University which amounts to three thousand six hundred and six rubles. The biggest number of students living in dormitories, also accounts for South Federal University and amounts to one thousand seven hundred people (in 2021). All universities, except for ASU, realize cooperation with PJSC "Sberbank", which indicates close cooperation with potential future employers. Each of four universities gives the opportunity to Master students to realize their potential in the sphere of education. It should also be mentioned that each of the universities demonstrates its own specifics, in particular, ASU cooperates with "Elektron Ta'lim Ta'minot" Ltd. The analyzed facts allow to conclude that social conditions in four HEIs are properly formed.

Keywords: social conditions; higher education; MA; educational environment; scholarship; dormitories; late adolescence.

Цитировать: Суховская Д.Н. Анализ образовательной среды и социальных условий обучения: кейсы университетов юга России // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 243-243. EDN: XTWZAM . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.42

Суховская Дарья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии, старший научный сотрудник научно-образовательно-инновационного центра «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика», Пятигорский государственный университет, Пятигорск

Цель исследования - проанализировать социальные условия обучения магистрантов на примере четырех вузов РФ. Были проанализированы работы различных авторов, среди которых необходимо отметить: С.Д. Смирнова, С.М. Афанасьева, Н.С. Макарову, Т.Н. Лобанову и других. Материальной основой для анализа социальных условий являются отчеты четырех вузов о самообследовании. В результате сделаны следующие выводы: самую большую стипендиальную выплату получают «отличники» в ЮФУ, которая составляет три тысячи шестьсот шесть рублей; наибольшее количество студентов, в частности, магистрантов, проживающих в общежитиях, приходится также на ЮФУ и составляет тысячу семьсот человек (в 2021 году); все вузы, за исключением АГУ, реализуют сотрудничество с ПАО «Сбербанк», что свидетельствует о тесном взаимодействии с потенциальными будущими работодателями; каждый из четырех вузов предоставляет возможность магистрантам реализовывать сотрудничество с зарубежными вузами. Следует также говорить о том, что каждый из вузов демонстрирует свои особенности, в частности, АГУ сотрудничает с ООО «Elektron Ta’lim Ta’minot». В результате исследования автор приходит к выводу о том, что социальные условия в четырех изученных вузах сформированы на достаточно высоком уровне.

Ключевые слова: социальные условия; высшее образование; магистратура; образовательная среда; стипендия; общежития; поздняя юность.

УДК 37.012.1

5.8.1

Суховская Д.Н.

Анализ образовательной среды и социальных условий обучения:

кейсы университетов юга России **

Введение

От образовательного уровня и профессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений РФ напрямую зависят экономические процессы в государстве. По этой причине актуальным представляется вопрос о социальных условиях, опосредующих получение высшего образования, в частности, студентами-магистрантами.

П.И. Бабочкин утверждает, что цель высшего образовательного заведения – развивать социальные личностные качества студентов и их профессиональные навыки, в результате чего выпускник станет представлять собой ценный кадр на рынке труда [15]. Указанный процесс определяется условиями, позволяющими формировать качества студента, значимые в социальном отношении, а также демонстрирующими характер целесообразности и систематичности.

Цель исследования: обозначить социальные условия обучения магистрантов на примере четырех вузов Южного Федерального Округа и Северо-Кавказского Федерального Округа.

Цель исследования определяет совокупность задач, стоящих перед исследователем: 1) раскрыть сущность понятия «социальные условия обучения»; 2) обозначить психофизиологические особенности студентов магистратуры (период поздней юности); 3) проанализировать и классифицировать категорию «образовательная среда»; 4) провести анализ социальных условий четырех вузов РФ.

Психофизиологические особенности индивида в период поздней юности.

Согласно Экономической энциклопедии, социальные условия – условия жизнедеятельности индивида в социуме, позволяющие ему эффективно реализовывать как профессиональные, так и иные компетенции [16]. Следовательно, социальные условия обучения – это те условия жизнедеятельности студента (магистранта), которые позволяют ему реализоваться в качестве специалиста.

Следует акцентировать внимание на том, что имеют место быть как внутренние социальные факторы, так и внешние. К внутренним относятся следующие: собственная активность студента, возникающая в силу личностных особенностей, которая включает в себя мотивы, противоречия, ожидания и интересы. К последним относится общественная среда, в рамках которой магистрант реализует свою учебную деятельность. В рамках настоящего исследования интерес представляет именно общественная среда.

Примечательно, что обучающиеся в высших учебных заведениях, в частности, магистранты обладают рядом психологических и физиологических особенностей, характерных для их возраста.

С.Д. Смирнов утверждает, что средний возраст магистранта – двадцать три года и старше [12, c. 132]. Если классифицировать указанный возраст в рамках жизненных периодов индивида, то становится очевидно, что речь идет о ранней зрелости или поздней юности. Тот факт, что для указанного возраста отсутствует общепризнанное обозначение, указывает на отсутствие однозначности в определении психологических характеристик этой категории индивидов.

В первую очередь, для поздней юности характерно наивысшее развитие физических способностей. Люди этого возраста обладают практически полностью сформировавшимся мышечным каркасом, их реакция демонстрирует высокую скорость, они выносливы и ловки. Таким образом, речь идет об условном совершенстве с физиологической точки зрения. И хотя большая часть рекордов в спорте была установлена именно представителями данной возрастной группы, в действительности физиологические показатели студентов и, в частности, магистрантов, являются пониженными [11]. С.М. Афанасьева, в свою очередь, среди причин, опосредующих физическое нездоровье лиц, получающих образование в вузах, отмечает психическое напряжение, которое чаще всего оказывается губительным для здоровья [2, c. 21].

Следует обозначить тот факт, что в период оценивания психическая нагрузка на студента особенно велика. Указанный факт приводит к тому, что педагоги часто совершают ошибку, перенося оценку отдельно взятого проявления деятельности магистранта на его личность в целом. В результате студент получает обратную связь, содержащую следующую информацию: он безответственен, ленив и глуп. Таким образом, ошибки оценивания приводят к тому, что физическое и психологическое состояние магистранта оказываются под угрозой.

По причине того, что современные учебные программы требуют от студентов затрачивать большое количество времени и своего энергетического потенциала на реализацию различных научных проектов, наблюдается задержка в социальном становлении личности, что особенно заметно в сравнении с другими молодыми людьми, например, не получающими высшего образования [6, c. 62]. В результате преподавательский состав полагает, что магистрант требует к себе снисхождения, его нужно опекать, так как он представляет собой незрелую личность. Если же педагог, напротив, станет относиться к студенту как к полноценной зрелой личности, то это позволит открыть новые возможности для его профессионального и личностного становления.

Для поздней юности характерно наивысшее развитие психологических свойств, среди которых необходимо отметить перцепцию, эмоциональные и чувственные проявления, речевые навыки, внимание. По этой причине Б.Г. Ананьев пришел к следующему выводу: люди, получающие высшее образование в возрасте двадцати-двадцати пяти лет, наиболее предрасположены к этому с психологической точки зрения [1, c. 54]. Кроме того, в указанный период времени молодые люди формируют собственный стиль реализации деятельности, демонстрирующий характер индивидуальности. Кроме того, магистранты приобретают навыки абстрактного мышления, в их сознании устанавливаются корреляции между несвязанными, на первый взгляд, областями знания.

В случае, если социальные условия не позволяют сформировать ранее названные способности, то студенты станут механически запоминать изучаемое, развитие интеллектуальных способностей затормозится.

Т.Н. Лобанова, апеллируя к результатам исследований интеллектуальных способностей студентов, утверждает, что у большей части лиц, обучающихся в вузах, плохо развиты следующие способности: способность классифицировать, сравнивать, а также определять различные категории [5, c. 90]. В результате преподавательскому составу приходится преодолевать привычки студентов, характерные для школьного возраста: ориентированность на результат и безразличие непосредственно к образовательному процессу.

Для бакалавриата характерен учебный процесс, включающий в себя желание преподавателя научить студента «учиться». С магистратурой ситуация иная – необходимо научить студента использовать ранее полученные знания на практике.

Кроме того, полагаем необходимым отметить тот факт, что для поздней юности характерно следующее. Человек начинает осознавать собственную индивидуальность. Кроме того, он убеждается в своей неповторимости, что является результатом окончательного оформления образа своего «Я». И.С. Кон, в свою очередь, утверждал, что образ «Я» - это установка, социально обусловленная, которая демонстрирует отношение личности к себе и своей деятельности, которая включает в себя три составляющие: познание, эмоции и поведение [4, c. 98]. Примечательно, что если несколько десятилетий назад исследователи утверждали, что возраст формирования образа «Я» варьируется в диапазоне семнадцати-девятнадцати лет, то к началу двадцать первого века наблюдается смещение, так как теперь речь идет о двадцати трех – двадцати пяти годах [3, c. 25]. Тот факт, что личность осознает себя адекватно, опосредует формирование следующих противоречащих друг другу, но весьма важных потребностей: потребности общаться, уединяться и достигать определенных результатов в процессе реализации сознательной деятельности.

Актуальна проблема, при которой потребность в достижении не реализуется студентом, в результате чего его внимание переключается с научной и образовательной деятельности на иную, включающую в себя также деструктивную. Также актуальной является проблема, при которой потребность достигнуть определенного результата находится в конфликте с потребностью общаться. То, каким образом разрешается указанный конфликт, оказывает сильное влияние на дальнейшие изменения личности [13, c. 123].

Социальные условия обучения, обеспеченные надлежащим образом, содействуют ситуации, при которой личность полноценно развивается. Необходимо исключить расхождение между самостоятельной оценкой магистрантом своей деятельности и оценкой, которую он получает в рамках обратной связи.

Образовательная среда. В.И. Блинов утверждает, что категория «социальные условия» находится в тесной взаимосвязи с понятием «образовательная среда». Последнюю он определяет в качестве специально сформированного пространства, позволяющего освоить различные формы и виды деятельности человека. В результате магистрант овладевает не только специальными знаниями и получает необходимую информацию, но также получает опыт эмоционального и ценностного отношения к окружающей действительности. В результате студент, познающий действительность, становится студентом, реализующим практическую деятельность. По этой причине изменяется и деятельность, которую реализует преподаватель. Если на предыдущих образовательных этапах его цель была – воспитать, то в рамках магистратуры его цель – организовать образовательное пространство студентов.

Если образовательная среда сформирована надлежащим образом, то студент испытывает закономерное желание взаимодействовать с ней. При этом такая среда может быть весьма неэффективной при условии, что собственная активность студента минимальна.

В рамках образовательной среды следует говорить о воздействиях со стороны преподавательского сообщества. Так, они могут демонстрировать характер «мягкости» и «жесткости». Последние имеют место в случае, если преподаватель предъявляет завышенные требования, принудительно вовлекает магистранта в научную деятельность. Полагаем, что указанные средства являются неэффективными, так как «мягкое» воздействие исключает давление со стороны преподавателя. Оно происходит произвольно в том случае, если магистрант обеспечен надлежащими социальными условиями, являющимися частью образовательной среды.

Указанная ситуация возможна лишь при условии, что преподавательский состав, студенты, а также администрация высшего учебного заведения демонстрируют единство мнений по указанному вопросу. C практической точки зрения такой вариант маловероятен по следующим причинам. Администрация вуза высоко, в отличие от преподавателей, оценивает результативность использования внеаудиторных мероприятий воспитательного характера. Так, согласно исследованиям, 58% представителей вузовских администрацией высоко оценивают использование таких методов. При этом лишь 27% опрошенных преподавателей утверждают, что указанный метод демонстрирует эффективность. Следует отметить, что сами магистранты высоко оценивают иные условия, среди которых необходимо отметить большое количество практических занятий, информационную среду и так далее [17, c. 7].

Человек взаимодействует со средой в двустороннем порядке. По этой причине образовательная система должна решать две поставленные перед ней задачи:

- формировать такой потенциал образовательный среды, который станет обучать магистрантов и улучшать их личностные характеристики;

- формировать и развивать в студентах готовность своевременно обращаться к этому потенциалу.

Указанные задачи образовательной системы позволяют сделать вывод о требованиях, предъявляемых к преподавательскому составу отдельно взятого высшего учебного заведения. Так, необходимо организовать такую работу с магистрантами, которая будет мотивировать их к дальнейшему обучению и формировать в них готовность использовать потенциал образовательной среды в рамках своей деятельности.

Следует отметить тот факт, что деятельность магистранта должна формироваться в соответствии с насыщенностью профессиональным контекстом. Ее особенность заключается в том, что она предполагает наличие параметра будущего, а не только прошлого или настоящего опыта.

Среди элементов профессионального контекста необходимо отметить возможность контакта с лицами, осуществляющими трудовую профессиональную деятельность в настоящий момент, то есть, с теми людьми, кто уже является носителем профессионального контекста.

Полагаем необходимым акцентировать внимание на том, что структурная составляющая образовательной среды предполагает наличие следующих компонентов:

1. Пространственные и предметные условия. Включают в себя технические особенности зданий, в которых происходит образовательный процесс, насколько легко их можно трансформировать при необходимости (при смене форм работы); насколько классы и аудитории обеспечены современным оборудованием; пособия, учебники и материальная часть.

2. Социальные и контактные условия. Включают в себя: степень пространственной и социальной плотности магистрантов; особенности личности и успеваемости студентов; то, каким образом распределяются роли и статусы в коллективе; пол, возраст, а также национальные особенности студентов; правила внутреннего распорядка образовательного заведения; корпоративная культура и символы.

3. Дидактические условия. Включают в себя: структуру деятельности; каким образом организованы лекции и практические занятия; преподавательский стиль; каким образом оцениваются и контролируются научные работы; формы обучения; содержательную сторону преподаваемого материала; насколько образовательный процесс соответствует индивидуальным потребностям магистрантов.

В.А. Ясвин, например, выделил четыре вида образовательной среды [17, c. 10]:

- догматическая, то есть, та, что воспитывает зависимую личность;

- безмятежная. Внешне воспитывает автономную личность, которая в действительности ориентирована на достижение комфортного состояния, что также делает ее зависимой;

- карьерная. Цель указанного вида образовательной среды – создать такую личность, которая станет демонстрировать повышенную адаптивность в условиях рыночных отношений;

- творческая. Воспитывает гармонично развитую личность.

Ю.В. Таратухина, в свою очередь, утверждает, что социальные условия, сформированные надлежащим образом, позволяют воспитать в магистранте следующие качества: мышление, демонстрирующее характер критичности; компетентность в процессе коммуникации; креативность; способность реализовывать цели в команде [14, c. 105].

Социальные условия обучения магистрантов: кейсы четырех вузов ЮФО и СКФО. Cогласно «Отчету о самообследовании Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», на 2020 год материальная помощь студентам, в частности, магистрантам, составила две тысячи семнадцать рублей, выплачиваемых ежемесячно [9]. Кроме того, десять студентов магистратуры СКФУ стали призерами конкурса Федеральной Стипендиальной программы В. Потанина.

В 2021 году на территории общежитий проживали тысяча пятьсот семьдесят пять человек. Действовало шесть спортивных секций, среди которых необходимо отметить волейбольную, футбольную и баскетбольную.

Перед отделом социальной работы в 2021 году стояли следующие цели: создать благоприятный психологический климат в студенческой среде, вовлекать магистрантов в воспитательные мероприятия, гармонизировать взаимоотношения между представителями различных народностей, адаптировать магистрантов к социальной и культурной среде учебного заведения, пропагандировать здоровый образ жизни.

В рамках деятельности университета был сформирован Центр, чья цель – выявлять, оценивать и развивать «soft skills» студентов. К концу 2021 года были продиагностированы семьсот студентов первого и второго курсов магистратуры в рамках деятельности указанного Центра. Полученные результаты позволяют провести корректировку образовательных программ.

Технологический парк университета запустил проект «Бизнес+», в рамках которого приняли участие сто пятьдесят студентов.

Среди организаций, оказывающих помощь в практике магистрантов, следует отметить следующие: АО «Монокристалл», ПАО «МРСК Северного Кавказа», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Ростелеком» и другие.

В течение 2021 года была реализована Программа, позволяющая формировать резерв кадров из числа студентов, получившая название «K-Labs». Среди результатов внедрения указанной Программы необходимо отметить тот факт, что была сформирована база данных, содержащая информацию о перспективных магистрантах, которые способны реализовывать профессиональные компетенции на университетских должностях.

Согласно «Отчету о самообследовании Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Южный федеральный университет», размер стипендии студентов зависит от их успеваемости [10]. Так, отличники получают три тысячи шестьсот шесть рублей ежемесячно; те, чьи оценки превышают отметку «удовлетворительно» (более половины всех предметов), получают три тысячи шесть рублей. Если количество хороших оценок не превышает половину, то стипендия составляет две тысячи шестьсот семь рублей.

К 2021 году уже в восьмой раз была реализована программа, позволяющая организовывать отдых магистрантов в оздоровительных центрах и включающая в себя следующее: модуль образовательной направленности; физкультура; спортивные мероприятия; возможность заниматься творчеством.

К 1 сентября 2021 более тысячи семьсот мест было распределено в общежитиях Университета, часть из которых расположена в Таганроге, а часть – в Ростове-на-Дону. Кроме того, к 2021 году были расселены все магистранты, которые ранее нуждались в общежитии. К 31.12.2020 в общежитиях располагались порядка двух тысяч пятисот пятидесяти студентов, приехавших из других стран.

Следует акцентировать внимание на том, что в 2021 году два студента, получающих образование в рамках магистратуры Университета, одержали победу в конкурсе проектов Erasmus+. Еврокомиссия профинансирует их реализацию, выделив около пятидесяти пяти тысяч евро. На реализацию проектов уйдет пятнадцать месяцев.

Следует также отметить проект магистрантов «Eco-friendly Built Environment», чья цель - разработать интегрированную программу, демонстрирующую характер современности. Задача программы: готовить специалистов по специальности «экологичный дизайн».

В 2021 году магистранты ЮФУ продолжали участвовать в формировании программы, имеющей отношение к почвоведению, в результате чего выпускники получат дипломы об окончании нескольких вузов.

Следует отметить тот факт, что Университет осуществляет взаимодействие с ПАО «Сбербанк». Примечательно, что «Сбербанк» в 2021 году взял на себя организацию пятнадцати мероприятий, позволяющих взаимодействовать со студентами магистратуры, среди которых необходимо отметить следующие: Квиз для участников клуба «180 студентов ЮЗБ», Молодежный форум Ростов и так далее.

Обратимся к «Отчету «Пятигорского государственного университета» [8]. В 2021 году на стипендии студентов и их социальную защиту было выделено порядка семидесяти миллионов рублей, что составило двенадцать процентов от общего количества потраченных финансовых средств (шестьсот семьдесят один миллион рублей).

В собственности Университета находятся пятьдесят один недвижимый объект, включающий в себя шесть земельных участков. Имеются девять корпусов, в которых реализуется учебная и научная деятельность, два актовых зала, два спортзала, несколько буфетов, столовая, а также пять общежитий для студентов, в которых, в частности, имеют право проживать магистранты. Необходимо отметить, что в собственности Университета имеется центр спортивного и оздоровительного назначения «Дамхурц», рассчитанный на сто человек.

Следует акцентировать внимание на том, что в 2021 году была сформирована система, позволяющая готовить выпускников Университета к будущему трудовому устройству «ИННО-ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА». Цель системы: создать для магистрантов такие условия, которые позволят им взаимодействовать с иными высшими образовательными заведениями. Одна из задач системы: сформировать в магистрантах и выпускниках качества профессионального и общекультурного характера, которые в будущем помогут им начать реализовывать трудовую деятельность.

Следует отдельно отметить деятельность психологической службы Университета. Так, 07.10.2021 был организован и проведен с использованием средств видеосвязи вебинар, в ходе которого обсуждались вопросы выбора профессии. В рамках вебинара было раскрыто множество вопросов, среди которых необходимо отметить следующие: что необходимо учесть при профессиональном выборе; были обозначены изменения, произошедшие в работе психологической службы; обозначены детерминанты, являющиеся главными при выборе профессии; проанализированы особенности обучения в магистратуре.

Кроме того, в рамках деятельности ПГУ организован клуб для студентов, преимущественно, для магистрантов, участники которого реализуют следующие виды деятельности: организовывают пространство творческой направленности; поддерживают различные инициативы, исходящие от студентов младших курсов, развивают творческие коллективы; проводят воспитательную работу со студентами, что демонстрирует характер патриотичности; проводят крупные мероприятия.

ПГУ активно сотрудничает со многими организациями, среди которых необходимо отметить следующие: ПАО «Газпром», Администрация Главы Кабардино-Балкарской Республики, Северо-Кавказский банк Сбербанка России и так далее.

Согласно «Отчету о самообследовании Адыгейского государственного университета за 2021 год», государственная академическая стипендия для студентов, получающих образование по программам магистратуры, в 2021 году составила тысячу восемьсот сорок рублей [7]. В свою очередь, государственная социальная стипендия для лиц, получающих образование по программам магистратуры, составила две тысячи семьсот шестьдесят рублей.

В собственности Университета находятся тринадцать объектов недвижимости, в которых возможно осуществлять образовательную деятельность. Общая площадь: шестьдесят три тысячи квадратных метров. Также в собственности АГУ находятся четыре здания, используемые в качестве общежитий, количество мест – тысяча шестьсот семьдесят семь мест.

В 2021 году Министерством образования и науки РФ была выделена субсидия в размере тринадцати тысяч семисот пятидесяти рублей. Средства были предоставлены на проведение мероприятий Программы цифрового развития АГУ.

Одним из механизмов реализации молодежной политики Университета является студенческое самоуправление. Центральными органами студенческого самоуправления являются: Союз Студентов и Аспирантов АГУ, Первичная профсоюзная организация студентов АГУ, которые сотрудничают с профильными ведомствами, а также общественными организациями, чья деятельность связана с политикой молодежи.

Следует акцентировать внимание на последней. Так, в 2021 году было подписано Соглашение с «Российским Союзом Молодежи». В результате указанного Соглашения на территории АГУ был создан Студенческий клуб. Кроме того, руководство Университета сотрудничает с «Поисковым движением России», участниками которого также являются магистранты.

В рамках международного сотрудничества следует говорить о том, что в 2021 году АГУ активно набирал студентов из Узбекистана. Примечательно, что указанная деятельность была осуществлена при сотрудничестве с ООО «Elektron Ta’lim Ta’minot».

Полагаем необходимым отметить, что осенью 2021 года Первичная профсоюзная организация студентов АГУ получила грант Фонда президентских грантов. Конкурс проектов социально ориентированных организаций проводился при участии Министерства труда и социального развития Республики Адыгея «SMART PROJECT - ЛМУ». Согласно экспертным оценкам, АГУ занял первое место, в результате чего был получен грант в размере одного миллиона двухсот тысяч рублей.

Заключение

На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что социальные условия обучения – это те условия жизнедеятельности студента (магистранта), которые позволяют ему реализоваться в качестве специалиста.

Психофизиологическими особенностями, характерными для индивида в период поздней юности, являются следующие: наивысшее развитие физических способностей; психическое напряжение в силу повышенной интеллектуальной нагрузки; задержка в социальном становлении личности; наивысшее развитие психологических свойств (перцепция, эмоции, чувственная сфера); слабая развитость следующих способностей: умения классифицировать, сравнивать, а также определять различные категории; окончательно оформленный образ "Я"; конфликт между потребностями в общении, уединении и достижении.

Образовательная среда - специально сформированное пространство, позволяющее освоить различные формы и виды деятельности человека. Включает в себя следующие условия: пространственно-предметные; социально-контактные; дидактические.

Анализ социальных условий студентов магистратуры СКФУ, ЮФУ, ПГУ и АГУ позволяет сделать следующие выводы:

- самую большую стипендиальную выплату получают «отличники» в ЮФУ, которая составляет три тысячи шестьсот шесть рублей;

- наибольшее количество студентов, в частности, магистрантов, проживающих в общежитиях, приходится также на ЮФУ и составляет тысячу семьсот человек (в 2021 году);

- все вузы, за исключением АГУ, реализуют сотрудничество с ПАО «Сбербанк», что свидетельствует о тесном взаимодействии с потенциальными будущими работодателями;

- каждый из четырех вузов предоставляет возможность магистрантам реализовывать сотрудничество с зарубежными вузами.

Следует также говорить о том, что каждый из вузов демонстрирует свои особенности, в частности, АГУ сотрудничает с ООО «Elektron Ta’lim Ta’minot». Проанализированные факты позволяют сделать вывод о том, что социальные условия в четырех вузах сформированы надлежащим образом.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания : Борис Герасимович Ананьев. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001. - 260 с.

2. Афанасьева С.М. Психологическая готовность к взаимодействию с образовательной средой вуза у первокурсников и их психическое состояние в период адаптации / С.М. Афанасьева, П.С. Алексеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №12. - С. 20-26.

3. Гурова Е.В. Обучение как одна из форм самоактуализации человека в поздней зрелости // Высшее образование для XXI века. ХII Международная научная конференция: сб. материалов и докладов. - 2015. - С. 25-30.

4. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон – М.: Книга по Требованию. - 2013. – 176 с.

5. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. пособие. - М.: ЮРАЙТ. - 2015. - 482 с.

6. Макарова Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.С. Макарова, Н.А. Дука, Н.В. Чекалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ. - 2023. - 172 с.

7. Отчет о самообследовании Адыгейского государственного университета за 2021 год. [Электронный ресурс] // Доступ: https://cloud.adygnet.ru/index.php/s/FX58H2GwBQEwLsQ?dir=undefined&path=%2F&openfile=214830 (дата обращения: 07.01.2023).

8. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (за 2021 год). [Электронный ресурс] // Доступ: https://pgu.ru/information/docs/?ELEMENT_ID=736651 (дата обращения: 07.01.2023).

9. Отчет о самообследовании Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования "Северо-кавказский федеральный университет". [Электронный ресурс] // Доступ: https://www.ncfu.ru/export/uploads/docs-university/Otchet-o-samoobsledovanii-FGAOU-VO-Severo-Kavkazskii-federal_nyi-universitet-20.04.2022-g..pdf (дата обращения: 07.01.2023).

10. Отчет о самообследовании Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Южный федеральный университет». [Электронный ресурс] // Доступ: https://sfedu.ru/docs/ufudoc/Otchet_o_samoobsledovanii_2021.pdf (дата обращения: 07.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор. [Электронный ресурс] // Доступ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/337001/9789240014909-rus.pdf (дата обращения: 07.01.2023).

12. Смирнов С.Д. Психология и педагогика в высшей школе: учебное пособие для вузов / С.Д. Смирнов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2023. — 352 с.

13. Суховская Д.Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных ожиданий от обучения // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. ˗ 2022. ˗ № 2. ˗ С. 122-126.

14. Таратухина, Ю.В. Педагогика высшей школы в современном мире: учебник и практикум для вузов / Ю.В. Таратухина, З.К. Авдеева. - М.: ЮРАЙТ. - 2023. - 217 с.

15. Черняева В.А., Бабочкин П.И. Воспитательные функции гуманитарно-социальных дисциплин и качество подготовки специалиста. Вестник МГУУ правительства Москвы. - 2006. - № 1.

16. Экономическая энциклопедия. Социальные условия. [Электронный ресурс] // Доступ: https://vocable.ru/termin/socialnye-uslovija.html (дата обращения: 07.01.2023).

17. Ясвин В.А., Витковский А.П. Какая оргкультура в вашей школе? // Директор школы. - 2021. - № 8 (261). - С. 6-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.