Научная статья на тему 'Анализ объемов поддержки экспорта в странах ОЭСР и БРИКС'

Анализ объемов поддержки экспорта в странах ОЭСР и БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поддержка экспорта / агентства экспортного кредитования / участие в цепочках поставок / export support / export credit agencies / participation in supply chains

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Лощенкова

Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на ограничения ВТО на прямое финансирование экспорта, все страны оказывают в той или иной степени ему содействие за счет различных механизмов. Цель данной статьи состоит в проведении сопоставительного анализа совокупных активов агентств по поддержке экспорта, отражающих возможности страны для поддержки отечественных экспортеров, а также в выявлении основных инструментов успешной государственной поддержки экспорта. Кроме того, рассматриваются изменения функций «профильных» агентств, которые являются следствием изменения мировых правил торговли и растущей роли малого и среднего бизнеса в экономике, а также различия между североамериканской, европейской и азиатской моделями поддержки экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Export Support Volumes in OECD and BRICS

The relevance of the topic is due to the fact that despite the limitations by WTO to finance exports directly all countries promote exports through various mechanisms. The purpose of this article is to perform a comparative analysis of the total assets of export support agencies reflecting a country’s ability to support domestic exporters, as well as to identify the main tools of successful government support for exports. In addition, the article considers changes in the functions of export support agencies, which are a result of changes in world trade rules and a growing role of small and medium businesses in the economy, as well as differences between North American, European and Asian models of export support

Текст научной работы на тему «Анализ объемов поддержки экспорта в странах ОЭСР и БРИКС»

АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СТРАНАХ ОЭСР И БРИКС

Анна ЛОЩЕНКОВА

Научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. E-mail: [email protected]

Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на ограничения ВТО на прямое финансирование экспорта, все страны оказывают в той или иной степени ему содействие за счет различных механизмов. Цель данной статьи состоит в проведении сопоставительного анализа совокупных активов агентств по поддержке экспорта, отражающих возможности страны для поддержки отечественных экспортеров, а также в выявлении основных инструментов успешной государственной поддержки экспорта. Кроме того, рассматриваются изменения функций «профильных» агентств, которые являются следствием изменения мировых правил торговли и растущей роли малого и среднего бизнеса в экономике, а также различия между североамериканской, европейской и азиатской моделями поддержки экспорта.

Ключевые слова: поддержка экспорта, агентства экспортного кредитования, участие в цепочках поставок.

Введение

Поддержке экспорта уделяется большое внимание во всех странах, поскольку она, в числе прочего, оказывает влияние не только на вход на зарубежные рынки, но и на выживаемость фирм-экспортеров на них1. Однако во многих исследованиях по данной теме эффективность систем поддержки экспорта в отдельных странах ставилась под вопрос.

По экспортному кредитованию и общим расходам на поддержку экспорта лидирует Китай. Страны ОЭСР ограничены в применении экспортных кредитов2. Тем не менее в последнее время получили развитие новые инструменты поддержки экспорта, которое (развитие) также осуществляется посредством соответствующих агентств.

В ранних исследованиях по данной тематике деятельность агентств по поддержке экспорта получала довольно неоднозначные оценки. Так, исследование программ поддержки экспорта в США (1986) показало крайне не-

значительное их влияние на объемы экспорта3. По результатам обследования 600 фирм в Канаде и Австрии (1991) программы поддержки экспорта не отвечали нуждам экспортеров4. В исследовании Всемирного банка отрицательно была оценена работа агентств по поддержке экспорта в большинстве развивающихся стран - положительную оценку получили только агентства, действующие в Сингапуре, Корее, Тайване, Гонконге (1991). Согласно обследованиям 162 фирм США программы поддержки экспорта увеличивают прибыльность фирм-экспортеров, но не объемы совокупного экспорта5.

В дальнейшем исследователи стали более позитивно оценивать влияние бюджетов агентств на объемы экспорта. Одной из вероятных причин этого стало улучшение работы агентств, их большая ориентация на экспортеров. Например, в исследовании 2001 г. были подтверждены положительные оценки деятельности соответствующих агентств Кореи и

1 Кузнецов Д.Е. Выживаемость российских фирм на экспортных рынках // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 1. С. 57-66.

2 Arrangement of Officially Supported Export Credits. OECD, 1 January 2018: [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=tad/pg(2018)1

3 Chokar J., Kedia B. An empirical investigation of export promotion programs // Columbia Journal of World Business. 1986. Pp. 13-20.

4 Seringhaus F., Botschen G. Cross-national comparison of export promotion services: The views of Canadian and Austrian companies // Journal of International Business Studies. 1991. Vol. 22. No. 1. Pp. 115-134.

5 Gencturk E.F. and Kotabe M. The Effect of Export Assistance Program Usage on Export Performance: A Contingency Explanation // Journal of International Marketing. 2001. Vol. 9. No. 2.

Тайваня, а также указано на значимые достижения в работе агентства по поддержке экспорта в Китае6. Что касается количественного измерения результативности работы агентств, то исследования Всемирного банка (2010), а затем и Центра международной торговли (2016), основанные на опросах агентств и экспортеров из 103 развивающихся и развитых стран, показали, что рост на 10% поддержки экспорта через посредство агентства приводит к увеличению объемов экспорта от 0,6 до 1%7 и к увеличению подушевого ВВП на 0,65%8.

Объемы поддержки экспорта в странах ОЭСР и БРИКС

Наиболее распространенным показателем поддержки экспорта в разных странах является экспортное кредитование. (См. рис. 1.) В 2016 г. Китай значительно опередил другие страны

по объемам экспортной поддержки (34,3 млрд. долл.), на втором месте оказалась Италия (10,3 млрд. долл.), на третьем - Германия (9,7 млрд. долл.). Разрыв в экспортном кредитовании между Китаем и другими странами можно объяснить главным образом тем, что большинство рассматриваемых стран состоит в ОЭСР, а, согласно Договоренности по официальным экспортным кредитам между странами ОЭСР, объемы экспортного кредитования не должны превышать 10 млрд. долл.9. Следует отметить, что в США экспортное кредитование составило лишь 0,2 млрд. долл., что существенно меньше, чем в других странах. Однако это не означает, что совокупная поддержка экспорта в США уступает по объемам другим странам.

С 2013 г. наиболее существенный рост экспортного кредитования был отмечен в России

Рис. 1. Объемы кредитования экспорта в разных странах в 2016 г., млрд. долл.

35 30 25 20 15 10

1ПППППпп

гп гп

< Q

<

3 и

з е

Источник: расчеты автора на основе отчета EXIM Bank USA (EXIM Bank of the USA. Report to the U.S. Congress on Global Export Credit Competition. 2017: [Электронный ресурс]. URL: https://www.exim.gov/sites/default/files/reports/EXIM-Competitiveness-Report_June2017.pdf)

6 de Wulf, Luc (2001). Why have trade promotion organizations failed, and how they can be revitalized? PREM notes № 56. The World Bank.

7 Lederman D., Olarreaga M., Payton L. Export promotion agencies: Do they work? // Journal of Development Economics. 2010. Vol. 91. Рp. 257-265.

8 International Trade Centre. Investing in trade promotion generates revenue, International Trade Centre, Geneva, TS-2016-4. 2016.

9 Arrangement of Officially Supported Export Credits. OECD, 1 January 2018: [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=tad/pg(2018)1

(542%), Испании (100%), Италии (91%) Во всех остальных рассматриваемых странах объемы экспортного кредитования сократились, в частности в США - на 98%, в Германии - на 57%, в Корее и Дании - на 50%. Это также свидетельствует о том, что экспортное кредитование уступает место новым инструментам экспортной поддержки, поскольку, как будет показано ниже, совокупные расходы на поддержку экспорта растут из года в год.

В 2016 г. объемы средне- и долгосрочных экспортных кредитов в странах ОЭСР составили 66 млрд. долл., что на 15% меньше, чем в 2015 г. Это снижение связано с общим трендом, начавшимся с 2013 г., сокращения в странах ОЭСР официального экспортного кредитования в рамках Договоренности по официальным экспортным кредитам между странами ОЭСР10. Тем не менее далеко не во всех странах Организации наблюдается снижение экспортного кредитования - например, существенный рост объемов экспортных кредитов отмечен во Франции (+24%), Италии (+93%), Швеции (+141%), Великобритании (+198%).

В странах БРИКС в 2016 г. было зафиксировано экспортное кредитование объемом около 51 млрд. долл., львиная доля которого пришлась на Китай (34 млрд. долл.). В Индии и ЮАР объемы экспортного кредитования выросли по сравнению с 2015 г. на 41 и 555% соответственно, В России объемы экспортных кредитов составили в 2016 г. 4,6 млрд. долл., а их рост с 0,6 млрд. долл. в 2015 г. был связан главным образом с внутренней поддержкой экспортно ориентированных проектов.

Среди других распространенных мер поддержки экспорта, в том числе нефинансовых, можно отметить следующие: консультирование, организация выставок и помощь с участием в этих выставках отечественных экспортеров, проведение анализа зарубежных рынков и барьеров для экспорта, субсидирование процентных ставок, страхование экспортных поставок, предоставление государственных гарантий. Поэтому реальные возможности стран осуществлять поддержку экспорта отражают данные о совокупных активах агентств по поддержке экспорта, получаемые из их финансовой отчетности.

Таблица 1

Совокупные активы агентств по поддержке экспорта в разных странах в 2016 г., млрд. долл.

Страна 2016 г. 2012 г. 2016 г. в%к2012г.

Китай 501,86 246,67 103

Франция 53,95 38,32 41

Канада 47,67 35,24 35

Австрия 29,42 41,94 -30

США 28,25 13,67 107

Турция 22,65 8,59 164

Мексика 19,46 16,42 19

Финляндия 18,51 7,87 135

Италия 11,87 12,03 -1

Германия 7,22 7,76 -7

Россия 1,18 1,01 16

ЮАР 0,64 0,47 36

Индия 0,50 0,41 24

Бразилия 0,02 0,03 -35

Источник: составлено автором на основе годовых отчетов агентств.

10 Arrangement of Officially Supported Export Credits. OECD, 1 January 2018: [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=tad/pg(2018)1

В табл. 1 приведены соответствующие данные для лидирующих по этому показателю стран ОЭСР и для стран БРИКС. Из нее видно, что и здесь Китай также существенно опережает другие страны, а также то, что в целях сопоставления объемов экспортной поддержки в других странах показатель совокупных активов более предпочтителен, чем объемы экспортного кредитования, давая более четкую картину. Например, Франция, Канада, Австрия и США занимают лидирующие позиции по объемам совокупных активов агентств по поддержке экспорта. За исключением Китая, в остальных странах БРИКС агентства по поддержке экспорта имеют незначительные совокупные активы, а это означает, что и возможности для осуществления своих функций этими агентствами остаются весьма ограниченными. Тем не менее во всех странах БРИКС, за исключением Бразилии, с 2012 г. произошло увеличение совокупных активов.

Более того, экспорт в приоритетных секторах национальной экономики поддерживается в рамках широких форм партнерства государства и бизнеса11.

Характеристики эффективного агентства по поддержке экспорта

За последние годы агентства по поддержке экспорта расширяют свои функции за счет программ участия экспортеров в цепочках поставок и продвижения оборотного капитала. Программы поддержки участия экспортеров в цепочках поставок реализуются в США, Канаде, Турции, Китае, Венгрии и Мексике и создаются в Великобритании, Нидерландах и Норвегии. Если в США и Китае они охватывают только краткосрочное кредитование, то в Венг-

рии - долгосрочное, а в остальных указанных странах - и кратко-, и долгосрочное. При этом во всех странах эти программы ориентированы, в том числе, на кредитование экспорта малых и средних предприятий. Программы поддержки оборотного капитала реализуются в США, Италии, Франции, Корее, Австрии, Швеции, Швейцарии и Дании. В США, Корее и Швеции они охватывают только краткосрочное кредитование, в остальных указанных странах - и кратко-, и долгосрочное. Данные программы включают поддержку МСП только в США, Швеции и Швейцарии.

Поддержка малых и средних предприятий является в настоящее время одним из основных видов деятельности агентств12. В европейских странах около 80% агентств осуществляют поддержку МСП, многие планируют внедрить соответствующие программы участия в цепочках поставок13. Так, агентство Японии заявило, что поддержка МСП является одним из пяти ключевых направлений его деятельности с 2015 по 2017 гг.14; агентство Кореи представило «Инициативу скрытых чемпионов», посредством которой оно планирует инкубировать 100 малых и средних предприятий для конкуренции на зарубежных рынках15. Среди агентств наибольшую готовность к принятию рисков такого рода демонстрируют агентства Китая (Sinosure, EXIM Bank of China), Германии (Euler Hermes), Франции (Bpifrance), Италии (SACE).

В отличие от североамериканской и европейской модели поддержки экспорта азиатские агентства используются для достижения внутренних экономических целей, а также для интернационализации экспортеров, деятельность которых приносит экономические вы-

11 Зайцев Ю.К. Возможности диверсификации партнерств на рынках природного газа в рамках сложившихся форм сотрудничества государства и бизнеса стран БРИКС // Государственно-частное партнерство. 2015. Т. 2. № 4. С. 193-204.

12 Алиев Т.М. Вклад МСП в экономику и экспортный потенциал в регионе АТЭС // Вестник АТЭС. 2017. Т. 5. № 5 (9). С. 11-16.

13 Japan Bank for International Cooperation. Export Loans: [Электронный ресурс]. URL: https://www.jbic.go.jp/en/support-menu/ export.html

14 Мануйлов И.А. Глобальные цепочки стоимости и вызовы для экономической политики // Торговая политика. 2017. № 2 (10). C. 130-142.

15 The Export-Import Bank of Korea. Hidden Champion Initiative: [Электронный ресурс]. URL: https://www.koreaexim.go.kr/site/ homepage/menu/viewMenu?menuid=002002002007001001

годы азиатским государствам. Это объясняет широкое распространение несвязанных программ и программ поддержки инвестиций в Японии и Корее как их ответ на растущее конкурентное финансирование, осуществляемое Китаем: если с 2012 по 2016 гг. объемы официального экспортного кредитования в Японии и Корее суммарно составили 86 млрд. долл., то за этот же период финансирование в рамках несвязанных программ и программ поддержки инвестиций составило в этих странах 224 млрд. долл. Как правило, в азиатских странах (Корея, Китай, Япония, Индия) система поддержки экспорта основана на деятельности двух агентств: страховщика, ориентирующегося на краткосрочные сделки, и кредитора, фокусирующегося на средне- и долгосрочных сделках и использующего различные инструменты поддержки (не только экспортное кредитование).

Агентство по поддержке экспорта в США (EXIM Bank) обновило результаты исследования по формированию набора характеристик, присущих «высокоэффективному» агентству. Он включает: реализацию программ (обычно страхования) для поддержки малых и средних предприятий; снижение в разумной сте-

пени предпочтительного (допустимого) уровня риска; реализацию программ гарантий на рынках капитала; прямое кредитование как по фиксированной, так и по плавающей ставке; осуществление несвязанных программ или программ рыночного окна; наличие инструментов рефинансирования.

Именно по указанным направлениям и происходили основные изменения с 2013 по 2016 гг. в деятельности агентств по поддержке экспорта. (См. табл. 2.)

Исходя из перечисленных выше новых функций и направлений деятельности агентств по поддержке экспорта встает вопрос о том, как оценивать эффективность их работы, так же как и эффективность системы поддержки экспорта страны в целом. Можно предположить, что чем выше объемы совокупных активов агентства по поддержке экспорта, тем больше возможностей у страны для поддержки экспортеров посредством агентства, а значит, тем больше и объемы экспорта данной страны.

На рис 2 представлено распределение стран ОЭСР и БРИКС по объему совокупных активов агентств и объему экспорта относительно ВВП страны. Из рисунка видно, что при достаточно

Таблица 2

Изменение функций агентств по поддержке экспорта в разных странах с 2013 по 2016 гг.

Страна Поддержка МСП Готовность к риску Гарантии на рынках капитала Прямое кредитование Рефинансирование

2013 г. 2016 г. 2013 г. 2016 г. 2013 г. 2016 г. 2013 г. 2016 г. 2013 г. 2016 г.

Великобритания XX XXX X XX X XX 0 XX 0 X

Германия XX XX XX XXX 0 0 XX XX XX XX

Италия XXX XXX X XX 0 0 X XX X XX

Канада XXX XXX XX XX н/д н/д XXX XXX н/д н/д

Китай XXX XXX XXX XXX н/д н/д XX XX н/д н/д

Корея XXX XXX X XX 0 XXX XXX XXX Н/д Н/д

Франция XXX XXX XXX XXX X XX 0 X 0 XX

Япония X XX X XX X X XXX XXX Н/д Н/д

Примечание: х - слабое соответствие, хх - среднее соответствие, ххх - сильное соответствие, о - не имеет подобных программ, н/д - нет данных.

Источник: USA EXIM Bank of the USA. Report to the U.S. Congress on Global Export Credit Competition. 2017: [Электронный ресурс]. URL: https://www.exim.gov/sites/default/files/reports/EXIM-Competitiveness-Report_June2017.pdf

высоких относительных активах агентств во Франции, Турции, Канаде, Китае, Австрии и Финляндии относительные объемы экспорта этих стран не слишком велики. А в Словакии, Словении и Чехии, напротив, при сравнительно небольших активах агентств относительные объемы экспорта выше, чем в других странах ОЭСР и БРИКС. В России относительный объем активов незначителен, а то место, которое она занимает среди других стран по относительным объемам экспорта, определяется, по всей вероятности, не поддержкой экспорта. Стоит также отметить, что в Японии, Индии, Бразилии, США, Великобритании, Австралии с учетом размера их экономик поддержка экспорта в целом сбалансирована.

Заключение

Таким образом, несмотря на незначительные объемы экспортного кредитования в крупнейших экономиках ОЭСР, поддержка экспорта

осуществляется в этих странах с помощью других инструментов. Среди них важную роль играют программы участия экспортеров в цепочках поставок, программы поддержки оборотного капитала экспортеров, программы поддержки малых и средних предприятий.

Вследствие широкого набора инструментов экспортной поддержки, в том числе нефинансовых, наиболее релевантными данными для анализа объемов поддержки экспорта в разных странах являются сведения из финансовой отчетности о совокупных активах соответствующих агентств. Однако на основе только этих данных не представляется возможным сделать вывод о том, что поддержка экспорта в какой-либо стране более эффективна, чем в другой. В связи с чем необходимо проводить эконометрические оценки, используя, в числе прочих факторов, влияющих на объемы экспортных поставок страны, активы агентств в качестве объясняющей переменной. ■

Рис. 2. Зависимость между отношением объемов экспорта к ВВП страны и отношением объемов совокупных активов агентств по поддержке экспорта к ВВП страны в 2016 г., в %

100

90

• с о Бельгия • В! !НГрИЯ

° Сло ¡ения

о H Эстония идерланды

• LÜB гйцария

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о Корея о Мексика • Ав трия

Россия о Т«°о ° И галия Францк ° Канада |Я о Финляндия

• ° Австраг ч ия о • Кит аи

США

80

70

60

50

40

30

20

10

Отношение объема совокупных активов агентства к ВВП страны

Источник: расчеты автора на основе данных финансовой отчетности агентств по поддержке экспорта, базы данных Центра международной торговли (база данных Центра международной торговли (Trade Map): [Электронный ресурс]. URL: https:// www.trademap.org/Index.aspx) и базы данных Всемирного банка (база данных Всемирного банка: [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.