Научная статья на тему 'Анализ новведений в современном жилищном законодательстве Российской Федерации'

Анализ новведений в современном жилищном законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ / ПОПРАВКИ В. / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ / ИНСПЕКЦИИ / РЕЕСТРЫ СОБСТВЕННИКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЖКХ / HOUSING CODE OF THE RF / AMENDMENTS TO THE HOUSING / CODE / WORK OF THE STATE HOUSING INSPECTION / OWNERS' REGISTERS / THE / STATE INFORMATION SYSTEM OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирякова Оксана Григорьевна

В статье рассматриваются изменения жилищного законодательства Российской Федерации, вступившие в действие с января 2018 года. Проводится анализ нововведений на основе экспертных заключений и анализа опросов, проведенных среди практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the novelties in the current housing legislation

The author of the paper examines the novelties in the current housing legislation introduced in January 2018 in the RF. The analysis of the novelties is based on the experts’ conclusions and questioning of practitioners.

Текст научной работы на тему «Анализ новведений в современном жилищном законодательстве Российской Федерации»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Анализ нововведений в современном жилищном законодательстве Российской Федерации

Кирякова

Оксана Григорьевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и права (Высшая школа государственного управления) Балаковского филиала РАНХиГС

Oxana G. Kiriakova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Public Administration (Higher school of Public Administration) of Balakovo branch of RANEPA

e-mail: 1234balakovo@mail.ru УДК 323

Analysis of the novelties in the current housing legislation

В статье рассматриваются изменения жилищного законодательства Российской Федерации, вступившие в действие с января 2018 года. Проводится анализ нововведений на основе экспертных заключений и анализа опросов, проведенных среди практиков.

Ключевые слова: жилищный кодекс РФ, поправки в жилищный кодекс, деятельность Государственной Жилищной инспекции, реестры собственников, Государственная информационная система ЖКХ.

The author of the paper examines the novelties in the current housing legislation introduced in January 2018 in the RF. The analysis of the novelties is based on the experts' conclusions and questioning of practitioners.

Keywords: Housing Code of the RF, amendments to the Housing Code, work of the State Housing Inspection, owners' registers, the State information system of the Housing and Communal Service.

Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (ст. 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав человека и гражданина относится право на жилище (ст. 40), которому корреспондирует обязанность государства создавать условия для осуществления данного права (ст. 40, ч. 2).

Российское жилищное законодательство является одной из наиболее динамичных отраслей права.

20 декабря 2017 года Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 82843-7, который вносит изменения в ЖК РФ и другие нормативно-правовые акты.

В начале 2018 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие, в том числе, деятельность по управлению многоквартирными домами (Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».).

Новшества, внесенные в жилищный кодекс, многообразны, но к сожалению, многие изменения, внесённые в Жилищный кодекс, не улучшили ситуацию в жилищно-коммунальной сфере, а лишь накалили её.

Статью 45 дополнили частью 3.1, которая возлагает на управляющие организации и правление ТСЖ обязанность вести реестр собственников помещений в МКД, который должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД, а именно: фамилия, имя, отчество (при

наличии) собственника помещения в МКД; полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо; сведения о размерах, принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Реестры собственников необходимо будет передавать собственникам помещений. В части 3.1 ст.45 ЖК РФ появились новые требования. Так, при обращении в управляющую организацию, правление ТСЖ (ЖСК) обращения в письменной форме (в том числе через ГИС ЖКХ) собственника помещения, по инициативе которого собирается общее собрание собственников помещений о предоставлении реестра собственников помещений, такой реестр нужно будет предоставить в течение пяти дней с момента получения обращения. Согласия собственников помещений, на передачу их персональных данных в виде реестра собственников помещений инициатору собрания не требуется.

Достаточно противоречивая формулировка указана в новой редакции Жилищного кодекса РФ. Нововведение предоставить реестр собственников собственнику «в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Любой собственник может каждый день ходить в управляющую организацию и требовать реестр всех собственников, не дать который управляющая организация не может.

Согласно новой редакции ч. 1 ст.46 ЖК РФ, инициатор общего собрания обязан передать в управляющую организацию (ТСЖ) не копию протокола общего собрания, а его оригинал.

Если МКД находится на «непосредственном управлении», то оригинал протокола должен передаваться инициатором сразу в органы ГЖИ.

Полученный от инициатора собрания оригинал протокола общего собрания управляющая организация обязана передавать в органы ГЖИ (ч.1.1. ст.46 ЖК РФ).

До поправок 2017 года в Государственную жилищную инспекцию сдавалась копия протокола, а оригинал оставался у инициатора собрания. Теперь на руках инициатора останется только копия протокола общего собрания (ч.4 ст.46 ЖК РФ).

Анализируя указанные изменения, можно сделать определенный вывод, что органы Государственной жилищной инспекции будут своеобразным «хранителем» исходного протокола общего собрания, который после направления уже нельзя будет никак изменить и потерять. С другой стороны, у управляющей организации не будет на руках ничего, кроме никем не заверенной копии протокола общего собрания.

Из Жилищного кодекса Российской Федерации убрали право не оплачивать жилищно-коммунальные услуги при неразмещении платежных документов в ГИС ЖКХ.

Проблема размещения платежных документов в системе ГИС неоднократно поднималась в печатных издания, на дискуссионных площадках, управленческих форумах. Особую обеспокоенность вызвала попытка реализации в ГИС ЖКХ расчетного и платежного функционала.

В указанных целях на организации ЖКХ возлагалась обязанность ежемесячно размещать в системе данные, необходимые исключительно для осуществления с использованием Системы денежных расчетов за жилищно-коммунальные услуги (начисления, оплаты, задолженность). Такие сведения составляет наибольшую часть от объема ежемесячно размещаемой информации.

Размещение и использование информации, необходимой для обеспечения такого функционала, неоправданно увеличивает нагрузку на поставщиков жилищно-коммунальных услуг по взаимодействию с Системой, создает риски нарушения прав граждан на защиту персональных данных, а также приводит к задержке поступления платежей за жилищно-коммунальные услуги в организации ЖКХ примерно на 4 - 9 календарных дней, из которых основное время платежи находятся в Почта банке, обслуживающем оператора системы (подтверждено результатами тестовых оплат).

В результате технических недоработок системы все поставщики информации вынуждены вносить информацию в систему практически в ручном режиме, что требует больших трудозатрат. Все это приводит к возникновению дополнительных расходов для поставщиков информации, что при отсутствии дополнительного финансирования порождает возникновение дополнительных расходов, которые практически невозможно обосновать перед собственниками помещений в многоквартирных домах при утверждении размера платы за содержание жилого помещения.

В сентябре - октябре 2017 года в адрес Правительства РФ поступило значительное число обращений о неготовности системы ГИС ЖК.

Legal Aspects of the State Management

В частности, девятого сентября 2017 в адрес заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака было направлено открытое письмо Российского союза промышленников и предпринимателей «Ситуация с неготовностью системы к полноценной промышленной эксплуатации осталась неизменной. В Системе загрузка данных останавливается на неопределенный срок, постоянное изменение функционала Системы разработчиком и т.п.

При этом, имеющиеся технические ошибки носят системный характер, в связи с чем их устранение планировалось только в новых версиях ГИС ЖКХ, выход которых был ранее анонсирован после 01.07.2017 (т.е. уже после наступления обязанности поставщиков размещать информацию), однако данные ошибки не устранены и до настоящего времени».

Активная работа, проделанная практиками в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принесла положительные результаты. Голоса экспертов были услышаны.

В Жилищном кодексе Российской Федерации прописали штрафы за неправильный расчет размера платы в квитанциях.

Поправками были внесены изменения в ст.156 и 157 ЖК РФ.

Если управляющая организация (ТСЖ) допустят ошибки в начислении размера платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения в сторону необоснованного увеличения размера платы, потребитель:

- вправе обратиться с требование перерасчета неправильно определенного размера платы;

-вправе обратиться с заявлением в письменной форме о выплате штрафа (обратите внимание - заявление обязательно), который составляет 50 процентов от суммы превышения размера платы по квитанции от правильно определенного размера платы.

Полученное заявление о выплате штрафа рассматривается в течение тридцати дней со дня поступления, и по результатам рассмотрения управляющая организация принимает одно из следующих решений:

- о выявлении нарушения и выплате штрафа;

- об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

В случае, если действительно имело место нарушение порядка определения размера платы, управляющая организация (ТСЖ) обеспечивают выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника.

При прекращении договора управления «старая» управляющая организация должна выполнить дополнительные требования.

Дополнена статья 161 ЖК РФ новой частью 3.1.

Согласно поправкам, при прекращении управления многоквартирным домом ТСЖ (ЖСК) указанное ТСЖ (ЖСК) в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений обязаны передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД:

-техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением таким домом документы;

-ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирного дома;

-электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирного дома, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.

Договор на коммунальный ресурс содержания общего имущества стал обязательным для заключения, и управляющая организация не вправе от него отказаться.

Законодатели закрепили, что все убытки по коммунальным услугам за управляющими организациями и Товариществами собственниками жилья.

В ч.12 ст.161 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым управляющие организации и ТСЖ теперь не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, в «том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

По мнению экспертов Фонда «Институт экономики города», большинство предложенных законопроектом поправок окажет серьезное негативное влияние на развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами и на активность собственников помещений. Многие положения документа нуждаются в обсуждении с экспертами и практиками.

Библиографический список

1.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // Российская газета, № 1, 12.01.2005,

2. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета, № 1, 09.01.2018

3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"// Российская газета, № 163, 23.07.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.