ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. -Москва : Советский спорт, 2005. - 448 с.
2. Ишмуратова, Р.М. Организационно-методические особенности построения учебно-тренировочного процесса со спортсменами, имеющими патологию зрения / Р.М. Ишмуратова // Физическая культура, спорт, здоровье : материалы первой межвуз. итоговой научно-практической конфе -ренции студентов и молодых ученых. - Уфа, 2004. - С. 35-37.
3. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 336 с.
4. Локтев, С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте / С.А. Локтев. - Москва : Советский спорт, 2007. - 404 с.
5. Макина, Л.Р. Многолетняя физическая подготовка бегунов на средние дистанции с нарушением зрения в адаптивном спорте : дис. ... д-ра пед. наук / Макина Л.Р. - Майкоп, 2013. - 309 с.
6. Стамбулова, Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена / Н.Б. Стамбулова // Психологическое обеспечение спортивной деятельности : сборник научных трудов / под ред. И.П. Волкова. - Ленинград, 1988. - С. 20-30.
REFERENCES
1. Evseev, S.P. (2005), Theory and Organization of Adaptive Physical Culture, Soviet Sports, Moscow.
2. Ishmuratova, R.M. (2004), "Organizational and methodological peculiarities of construction of educational and training process with athletes having pathology of vision", Physical culture, sports, health: materials of the first inter-university. Final scientific - report. conference students and young scholars, Ufa, pp 35-37.
3. Litvak, A.G. (2006), Psychology of Blind and Visually Impaired: Educational Manual for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions, publishing house KARO, St. Petersburg.
4. Loktev, S.A. (2007), Athletics in childhood and adolescence, Soviet Sports, Moscow.
5. Makina, L.R. (2013), Long-term physical training of middle-distance runners with visual impairment in adaptive sport, dissertation, Maykop.
6. Stanbulova, N.B. (1988), "On formation of sports-important mental properties of the athlete", Psychological support of sports activity: collection of scientific works, Leningrad, pp.20-30.
Контактная информация: Krutko07@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2019
УДК 796.011
АНАЛИЗ НОРМАТИВОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ И НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО
Елена Васильевна Кувалдина, старший преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел России; Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проводится анализ нормативов по дисциплине «Физическая подготовка» курсантов образовательных организаций МВД России и норм комплекса ГТО в разные годы. В проблемном аспекте рассматриваются основные противоречия, возникающие в ходе подготовки и сдачи курсантами норм комплекса ГТО. Предлагаются пути устранения обозначенных противоречий в процессе регламентированных занятий по дисциплине «Физическая подготовка».
Ключевые слова: дисциплина «физическая подготовка», курсанты, комплекс ГТО, регламентированные занятия, методика дифференцирования.
ANALYSIS OF STANDARDS FOR THE DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" OF
CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF
INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND NORMS OF THE RLD COMPLEX
Elena Vasilievna Kuvaldina, the senior teacher, Stavropol Affiliate of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the standards for the discipline "Physical Training" of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the norms of the RLD complex in different years. In a problematic aspect, the main contradictions that arise during the preparation and delivery of norms of the RLD complex by cadets are considered. Ways are proposed to eliminate the indicated contradictions in the process of regulated classes in the discipline "Physical Training".
Keywords: The discipline "Physical Training", cadets, the RLD complex, regulated classes, differentiation techniques.
Одной из веских причин внедрения комплекса ГТО явилось ухудшение уровня физической подготовленности и здоровья народонаселения страны, в том числе и учащейся молодежи, являющейся будущим нашей страны [2, 4, 5, 6]. В настоящее время в России более 30,5 млн населения в возрасте от 15 до 29 лет, и, по данным статистики, уровень здоровья каждого последующего поколения несколько хуже предшествующего поколения. Проблемы здоровья пожилого поколения постепенно сместились в группу молодежи, поэтому первостепенными задачами молодежной политики России является формирование здорового образа жизни молодежи и их вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Решению этих задач активно способствует вновь введенная в 2014 году Постановлением Правительства РФ программа «Готов к труду и Обороне».
Сегодня задачам подготовки и сдачи норм комплекса ГТО молодежью, уделяется значительное внимание, на что указывает возросшее количество работ по этой проблеме.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» широко внедрен Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в жизнь молодежи. Организована работа по обучению и приобретению необходимых компетенций учителями физической культуры и сотрудников образовательных организаций, ведущих деятельность по внедрению Комплекса ГТО. Определен перечень пилотных общеобразовательных организаций по внедрению Комплекса ГТО в Ставропольском крае, которым обеспечена всесторонняя поддержка и широкое информационное освещение их деятельности.
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России активно сотрудничает с Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, уже не первый год организуется сдача норм комплекса ГТО курсантами филиала, преподавателями, а также членами их семей. Данное мероприятие позволяет формировать потребность вести здоровый образ жизни и регулярно заниматься физической самоподготовкой, сплотить профессорско-преподавательский коллектив и организовать досуг курсантов. Уже четыре года в филиале функционирует секция по подготовке курсантов и слушателей к выполнению норм комплекса ГТО.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» может рассматриваться как основа мониторинга физической подготовленности обучающихся [3].
В таблице представлены варианты оценки уровня физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России и нормы комплекса ГТО для юношей 19 лет. У юношей рассматриваются три обязательных норматива рекомендованных примерной программой по физической культуре и аналогичные нормы в тестах комплекса ГТО.
Таблица 1 - Нормативы оценки уровня физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России и нормативы комплексов ГТО для юношей 19 лет_
Нормы Подтягивание из виса на высокой перекладине(количе-ство раз) Бег на 100 м (с) Бег на 3 км (мин, с)
Нормы /оценка
БЗ/З СЗ/4 ЗЗ/5 БЗ/3 СЗ/4 ЗЗ/5 БЗ/3 СЗ/4 ЗЗ/5
Нормы комплекса ГТО, 1972 год - 9 (до 70 кг) 13 (до 70 кг) - 14,0 13,0 - 11.00 10.30
7 (св.70 кг) 11 (св.70 кг)
Нормы комплекса ГТО, 2014 год 9 10 13 15,1 14,8 13,5 14.00 13.30 12.30
Нормы комплекса ГТО, 2018 год 10 12 15 14,4 14,1 13,1 14.30 13.40 12.00
Нормативы по физической подготовке курсантов (3 курс, 5 семестр) 10 12 14 14,1 13,6 13.1 12.50 12.20 11.50
*БЗ - бронзовый значок, СЗ - серебряный значок, ЗЗ - золотой значок.
Нормативы комплекса ГТО 1972 года намного выше нормативов действующего комплекса, вновь введенного в 2014 году, это особенно проявляется на дистанции 3000 м, где нормы для золотого значка выше на две минуты. Ситуация изменилась в сторону усложнения нормативов в 2018 году, нормативы в беге на 100 м почти достигли уровня 1972 года, а в подтягивании из виса на высокой перекладине даже оказались выше, нормативы в беге на 3000 м незначительно возросли.
Нормативы по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России в основном несколько выше, чем нормы комплекса ГТО соответствующего возраста. Выполнение норм комплекса ГТО, должно являться задачей более высокого уровня, чем получение удовлетворительной оценки по физической подготовке, как в гражданском вузе, так и в образовательных организациях МВД России.
В рамках секционных занятий по подготовке курсантов и слушателей к выполнению норм комплекса ГТО преподавателями кафедры физической подготовки и спорта филиала применяется дифференцированная методика физической подготовки, выявляются отстающие стороны физической подготовленности курсантов и специфическое влияние физических упражнений на их организм. В соответствии с полученными данными определяются организационно-методические условия построения процесса подготовки курсантов, тренировочная нагрузка координируется по своей направленности в соответствии с индивидуальным уровнем физической подготовленности каждого курсанта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе ранее проведенных исследований [1, 7] установлено выраженное влияние последовательности применения физических упражнений различной направленности (аэробных циклических и силовых), с учётом режимов выполнения силовых упражнений на тренировочный эффект занятий по физической подготовке
Применение дифференцированной методики позволяет курсантам успешно выполнять нормативы как по дисциплине «Физическая подготовка», так и обязательные нормы комплекса ГТО. Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО являются важным элементом планирования и корректировки объема и направленности нагрузки на занятиях по дисциплине «Физическая подготовка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кувалдина, Е.В. Обоснование методики физической подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО / Е.В. Кувалдина // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. -
№ 1 (34). - С. 294-297.
2. Манатов, Н.Е. К вопросу об оценке физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 9. - С. 53-56.
3. Муханов, Ю.В. Проблемы физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Ю.В. Муханов, И.И. Лопатин, С.С. Клименко // Материалы XIV Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях». - Белгород, 2018. - С. 261-263.
4. Подрезов, И. Н. Совершенствование профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки / И.Н. Подрезов // Наука - 2020. - 2018. - № 1-1 (17). - С. 57-61.
5. Тимошина, И.Н. Исследование динамики физической подготовленности студентов педагогических и непедагогических специальностей / И.Н. Тимошина, С.В. Богатова // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 146-153.
6. Федякин, А. А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.
REFERENCES
1. Kuvaldina, E.V. (2015), "Substantiation of methods of physical training of students to pass the norms of the RLD complex", Proceedings of Sochi State University, No. 1 (34), pp. 294-297.
2. Manankov N.E. (1987), "To the question of assessing the physical fitness of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 53-56.
3. Mukhanov Yu.V., Lopatin I.I. and Klimenko S.S. (2018), "Problems of physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia", Physical education and sport in higher educational institutions: proceedings of the XIV International scientific conference, Belgorod, pp. 261-263.
4. Podrezov I.N. (2018), "Improvement of professionally significant motor qualities of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in the process of physical training", Nauka-2020, No. 1-1 (17), pp. 57-61.
5. Timoshina I.N. and Bogatova S.V. (2015), "Research of dynamics of physical preparedness of students of pedagogical and non-pedagogical specialties", Pedagogical-psychological and medico-biologi-calproblems of physical culture and sport, No. 1 (34), pp. 146-153.
6. Fedyakin A.A. and Kuvaldina E.V. (2015), "Construction of the regulated occupations by physical culture taking into account the level of preparedness", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 194-196.
Контактная информация: elenasport_26rus@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2019
УДК 796.011.1
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ольга Викторовна Кудрявцева, старший преподаватель, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Евгений Евгеньевич Биндусов, кандидат педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Марина Васильевна Соловых, кандидат педагогических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический
университет
Аннотация
В статье описываются результаты, полученные в результате анкетирования студентов. Использование метода анкетирования и вычисление статистических показателей позволили произвести их сравнительный анализ на начало педагогического эксперимента и по его окончании. Использованная в педагогическом эксперименте разработанная методика, имела направленность воспитания у студентов социально-значимых личностных качеств, способствующих, прежде всего, адаптации