УДК 340.130.53:342.6:005.92
Анализ нормативных актов федерального уровня, регламентирующих деятельность службы ДОУ органов исполнительной власти субъекта федерации
Залипаева Е.А., ст. преп.
Приведен анализ законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, которые составляют в настоящее время правовую основу документирования управленческой деятельности и организации работы с документами в органах исполнительной власти.
Ключевые слова: система документационного обеспечения, нормативные документы, правовые документы, законодательные акты, Федеральный закон, местное самоуправление, информация, документирование, архив, порядок хранение документов.
Analysis of the federal statutory acts regulating document management of the Ivanovo executive agencies
Zalipaeva Е.А., the assistant professor
There are the analysis of the legislative enactments and statutory legal acts of the Russian Federation in the article. Enumerated acts making legal foundation of the administrative documentation and the work organisation with documents in the executive agencies are listed.
Keywords: document suppoot system, legal documents, regulations, legistative acts, Federal Law, local selfmanagement, infjrvation, documenting, archives, document storing procedures.
2.2. Нормативно-технические документы Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии: общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и государственные стандарты РФ, касающиеся вопросов ДОУ.
2.3. Общеотраслевые нормативные документы иных федеральных органов исполнительной власти и ведомств, отвечающих в стране за упорядочение конкретных общегосударственных систем документации (в том числе, унифицированных систем документации): Государственного комитета РФ по статистике, Министерства труда и социального развития РФ (в том числе, нормативные документы, устанавливающие нормы времени на работы в области ДОУ) и т. д.
3. Нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, регламентирующие вопросы ДОУ на региональном уровне (в том числе, нормативные документы государственных органов управления архивным делом субъектов РФ).
4. Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы ДОУ на муниципальном уровне: устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения), постановления и распоряжения главы муниципального образования, а также распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления.
Кроме того, в Российской Федерации в установленном порядке применяются международные акты и стандарты по вопросам ДОУ.
К сожалению, в нашей стране отсутствует федеральный закон о нормативных правовых актах, который бы устанавливал иерархию ви-
нормативно-правовые, методические.
Документационное обеспечение управления, как и любая другая сфера деятельности, нуждается, прежде всего, в нормативной регламентации.
Выделяют несколько групп нормативных документов, связанных с вопросами документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. При этом под нормативной базой документационного обеспечения управленческой деятельности понимается совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов, содержащих нормы документирования информации и организации работы с официальными документами в процессе управленческой деятельности. [1]
Система документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления является частью общегосударственной системы документационного обеспечения управления.
Проведенный анализ показал, что нормативная база ДОУ в Российской Федерации (в том числе, нормативная регламентация документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления) представляет собой иерархию следующих групп нормативных документов:
1. Законодательные акты РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы ДОУ на федеральном уровне.
2. Общеотраслевые нормативные документы, издаваемые федеральными органами исполнительной власти и другими ведомствами:
2.1. Документы Федеральной архивной службы России общеотраслевого характера:
дов документов этой категории и регламентирующий порядок их подготовки.
Ниже приведены результаты анализа нормативных актов федерального уровня.
Анализ показывает, что правовые нормы, касающиеся документационного обеспечения управленческой деятельности органов местного самоуправления, «пронизывают» законода-
тельство России как по вертикали (по уровням и видам нормативных правовых актов), так и по горизонтали (по отраслям законодательства). «Горизонталь» весьма широка: нормы документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления содержатся в разнообразных отраслях законодательства РФ.
Действующая правовая база документационного обеспечения управленческой деятельности включает следующие блоки нормативных правовых актов:
1) законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие общие вопросы работы с информацией, в том числе и документационное обеспечение управленческой деятельности (акты по информационному праву -информационно-правовые акты). Например, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ряд актов об информационных ресурсах с ограниченным доступом; Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 заменил ранее действовавший Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Как и в законе № 24-ФЗ, в новом законе установлены принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, четко определены обладатель информационных ресурсов, его права и обязанности.
Внедрение компьютерных технологий породило новый вид носителя информации - электронный документ, что потребовало его признания на законодательном уровне. Порядок работы с электронными документами регламентирован в целом ряде законов. Целиком электронного документа касается Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». В нем дается определение электронного документа, электронной цифровой подписи и указаны условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи.
Работникам муниципальной службы следует обратить особое внимание на ст. 16 Закона № 1-ФЗ, посвященную использованию электронной цифровой подписи в сфере муниципального управления;
2) акты, посвященные отдельным предметным областям (муниципальное, гражданское, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое и другое законодательства РФ) и содержащие нормы ДОУ. Например, Граждан-
ский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ.
Вопросы документирования деятельности органов исполнительной власти в большей или меньшей степени нашли отражение во всех кодексах РФ.
Поскольку делопроизводство является составной частью управления, нормы документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления могут содержаться в актах, устанавливающих нормативные основы современного муниципального управления.
Формирование законодательной основы местного самоуправления в нашей стране началось с принятия в 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [2], который, несмотря на еще «советское» понимание его авторами самой сути самоуправления, был серьезным шагом вперед. Права, полномочия, ответственность, финансовая и материальная основа самоуправления были гарантированы законодательно. В соответствии с этим законом, основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные советы как представительные органы власти. На своей территории советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты.
В 1991 г. был принят первый Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»[3], на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в России.
Конституция Российской Федерации 1993 года, признавая и гарантируя местное самоуправление, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления. Вопросам осуществления местного самоуправления посвящена гл. 8 Конституции РФ (ст. 130-133), в которой определяются в общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия и гарантии местного самоуправления.
Будучи инициативной и самостоятельной, деятельность органов местного самоуправления не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Создание и важнейшие функции органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Установление общих принципов организации системы местного самоуправления Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «н»). На основе этой нормы принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Каждый субъект РФ регулирует вопросы местно-
го самоуправления в своих конституциях, уставах и законах о местном самоуправлении.
Органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия, если это предусмотрено законом, для этого им передаются необходимые материальные и финансовые средства, а их действия подконтрольны при этом соответствующим государственным органам (ч. 2, ст. 132 Конституции РФ).
Кроме Конституции РФ существует значительное количество иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы местного самоуправления в России. Появление в 1990-х годах новой формы осуществления публичной власти в государстве - муниципальной власти -привело к появлению и новой отрасли российского права - муниципального права (права местного самоуправления), предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере местного самоуправления [4, с. 58].
Классификатор правовых актов (КПА), одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511, содержит отдельный раздел «Местное самоуправление», состоящий из следующих подразделов: «Общие положения», «Устав муниципального образования», «Представительные органы местного самоуправления», «Глава муниципального образования. Местная администрация», «Территориальное общественное самоуправление», «Муниципальная служба». Несколько отличается от КПА классификация нормативных правовых документов по тематике «Местное самоуправление» в компьютерной справочно-правовой системе «Гарант». Ее разработчики выделили следующие тематические рубрики: «Общие вопросы», «Территориальные основы местного самоуправления», «Органы и должностные лица местного самоуправления», «Территориальное общественное самоуправление», «Иные формы осуществления местного самоуправления», «Финансово-экономические
основы местного самоуправления».
Эти тематические направления законодательства о местном самоуправлении в настоящее время представлены более чем в 500 нормативных правовых актах федерального уровня (о чем свидетельствует содержание компьютерных справочных правовых систем «Консуль-тантПлюс», «Гарант», «Кодекс»).
В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ на 2002 год было отмечено низкое качество законодательной базы местного самоуправления: действующий Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов РФ в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Внесенный Президентом проект Федерального закона, принятый Государственной Думой в сентябре 2003 г. и вступивший в силу с 1 января
2006 г. (за исключением некоторых положений),
уделяет большое внимание территориальной организации и полномочиям местного самоуправления.
Однако в период 1995-2003 годов эксперты отмечали: несоответствие в значительном числе случаев территорий муниципальных образований и структур органов управления целям, задачам и функциями местного самоуправления; нечеткость определения компетенции муниципальных образований; неотлаженность межбюджетных отношений и нерациональность состава объектов муниципальной собственности; отсутствие системы кадровой, научнометодической и информационной поддержки развития муниципальных образований.
Понятие «исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований» впервые нормативно закреплено в 2003 г. До этого федеральное законодательство разделяло выборные (представительные) и «иные» органы местного самоуправления.
До вступления в силу нового Федерального закона применялся Федеральный закон 1995 г., а также Закон РФ от 06 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (с изм. на 18 июня 2001 г.).
В апреле 1998 г. Российской Федерацией была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года [5].
Эта акция содействовала укреплению позиции муниципалитетов внутри России. Хартия устанавливает важнейшие принципы, которые должны лежать в основе организации местного самоуправления, а также гарантии местного самоуправления. Она подчеркивает, что местное самоуправление - важный элемент демократического государственного строя, важный способ приближения гражданина к управлению: в пределах, установленных законом, органы местного самоуправления должны обладать свободой действий для осуществления своих инициатив по любому вопросу, который не отнесен к компетенции органов государственной власти.
Также на федеральном уровне принят целый пакет законов, направленных на обеспечение реальной возможности осуществления самоуправления: формирование финансовой базы, налоговое законодательство, избирательное право, законодательное обеспечение принципа самостоятельного распоряжения муниципальной собственностью, включая муниципальные земли.
Например, в Федеральном законе от 2 марта
2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» рассматриваются вопросы порядка поступления и прохождения гражданином РФ муниципальной службы, статус муниципального служащего, общие принципы оплаты труда и гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, имеет в числе своих основных целей повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления благодаря внедрению и массовому распространению информационных технологий, а также создание технологических предпосылок для развития гражданского общества и демократических тенденций в России благодаря обеспечению прав на свободный доступ к информации.
Главные мероприятия ФЦП «Электронная Россия» по направлению «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий» ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных» (п. 3.3 указанной Программы).
В рамках данного направления предусматривается разработка концепции государственной политики в области развития информационных технологий (ИТ) и определение стандартов обмена информацией для систем электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления, а также координация вопросов использования стандартов документооборота на региональном и муниципальном уровнях. Планируется создание банка данных, содержащего формы электронного документооборота для органов государственной власти и местного самоуправления с учетом информационной безопасности (п. 15 плана мероприятий Программы). Предполагается также обеспечить электронный документооборот между аппаратом Правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти (п. 16 плана мероприятий Программы), разработку и внедрение типовых требований к программам информатизации бюджетных организаций, а также критериев финансовой, социальноэкономической и технологической экспертизы эффективности ведомственных, региональных и муниципальных программ информатизации (п. 19 плана мероприятий Программы).
К 2010 г. намечается завершить переход всех органов государственной власти и местного самоуправления к электронному документообороту, который обеспечивает использование электронной цифровой подписи и учитывает требования информационной безопасности (п. 17 плана мероприятий Программы).
В рамках Программы началась реализация программы подготовки и переподготовки кадров для государственной и муниципальной службы, и
прежде всего из числа работников бюджетных организаций, представителей средств массовой информации, безработных и социально незащищенных граждан. В субъектах Федерации эту работу выполняют различные образовательные учреждения. В частности, в Ивановской области -это филиал Северо-Западной академии государственной службы.
Порядок работы с обращениями населения установлен в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Почти полвека работа с этой категорией документов регламентировалась в стране Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г.). Закон № 59-ФЗ удвоил сроки рассмотрения обращений.
Ставя вопрос о необходимости государственного регулирования ДОУ в органах муниципальной власти, следует упомянуть Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, которое действовало с 14.07.1990 по 16.10.2001 (и за этот период переименовывалось 9 раз). В 1999 г. на основании Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ, принятой Постановлением Правительства РФ от 27.12.1995 № 1251, Минфедерации России выступило генеральным заказчиком, а федеральное государственное учреждение «Всероссийский центр муниципальной информации» - заказчиком Типовой системы автоматизированного делопроизводства муниципального образования САД «Док-МО», эскизный проект которой был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела. Однако Указом Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 Минфедерации России было упразднено, а часть его функций передана Министерству иностранных дел РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству внутренних дел РФ (в части миграционной политики).
После упразднения Минфедерации России муниципальные образования действовали в рамках норм, устанавливаемых такими федеральными органами исполнительной власти, как Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство РФ по связи и информатизации, Государственный комитет РФ по статистике.
В группе общеотраслевых нормативных документов имеются и акты, принятые совместно несколькими министерствами. Например, «Типовое положение о ведении делопроизводства
по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях» было утверждено постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике, Государственного комитета СССР по стандартам и Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 30 ноября 1981 г. № 463/162/298. В нем определен порядок работы с обращениями граждан.
Рассмотрим общеотраслевую нормативную базу ДОУ 1990-2000 гг. в ее развитии и в отношении к деятельности органов местного самоуправления.
Экскурс в историю государственного регулирования делопроизводства в послевоенный период показывает, что 30 сентября 1961 года Советом Министров РСФСР принято постановление «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР», которое утвердило Примерную инструкцию о делопроизводстве в совнархозах, министерствах и ведомствах РСФСР, Советах Министров автономных республик и исполкомах местных Советов депутатов трудящихся». Специалистами отмечено, что Примерная инструкция как типовой образец для ведомственных инструкций нашла самое широкое применение и продолжала действовать после выхода и внедрения в союзных структурах Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).
В 1963 г. Главным архивом СССР, получившим в 1958 г. право контролировать постановку документальной части делопроизводства, был создан первый общесоюзный нормативный документ по делопроизводству - «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР», а затем начата разработка ЕГСД, основные положения которой были одобрены Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике 4 сентября 1973 года.
ЕГСД четко ограничила свою сферу - только организационно-распорядительная документация. Однако в 1980-е годы ВНИИДАД обосновал необходимость единого подхода ко всем системам документации, обеспечивающим управленческий процесс, возникло понятие «документационное обеспечение управления», реальное наполнение которого выразилось в подготовленной ВНИИДАД работе «Единая государственная система документационного обеспечения управления. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» (ЕГСДОУ), введенной в действие приказом Главного архива СССР 25 мая 1988 года. В ЕГСДОУ устанавливались единые требования ко всем системам документации и признавалось равное функционирование традиционных документов и документов, создаваемых при помощи средств ВТ. Она действует и в настоящее время как ведомственный акт, но необходимо отметить, что при неоднократных переизданиях ГСДОУ ре-
дактировалась, актуализировалась, из нее изымались и добавлялись отдельные положения.
Первым общеотраслевым нормативным документом по ДОУ, разработанным в период крупных государственных реформ начала 1990-х гг., была Типовая инструкция по делопроизводству для министерств и ведомств Российской Федерации, утвержденная руководителем Росархива 06.07.1992 согласно распоряжению Правительства РФ от 24.06.1992 № 1118-р. Однако выход инструкции в свет был приостановлен в связи с введением правовой экспертизы и регистрации в Министерстве юстиции РФ всех ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и интересы граждан РФ или носящих межведомственный характер. Для разработчика Инструкции - ВНИИДАД - это был первый опыт юридической экспертизы и проходил он не гладко: только 5 августа 1993 г. Инструкция была зарегистрирована.
Новыми направлениями нормативного регулирования в ЕГСДОУ и Типовой инструкции стали вопросы применения компьютерных технологий в делопроизводстве, установление единых требований ко всем системам документации, а также децентрализация делопроизводства.
Однако в целом постсоветская Россия сохранила действие советских актов в сфере делопроизводства, а также основные подходы к нормативному регулированию ДОУ, тем самым обеспечив историческую преемственность. В частности, большинство положений Типовой инструкции соответствовали положениям бывших правил и методических рекомендаций, а также подтверждали действие Государственного стандарта 6.38-90 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов».
Последующие редакции ГОСТа на ОРД (ГОСТ Р 6.30-97, ГОСТ Р 6.30-2003) ориентированы на документы, включенные в класс 020000 Общероссийского классификатора управленческой документации, что свидетельствует об их отнесении к документам организаций различных организационно-правовых форм.
В 2005 г. была разработана новая Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 №537, зарегистрирована в Минюсте РФ 27.01.2006 рег. № 7418). Она устанавливает общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти.
Типовые инструкции 1993 г. и 2006 г., будучи предназначенными для федеральных органов исполнительной власти, а также ГОСТы на ОРД активно использовались исполнительнораспорядительными органами муниципальных
образований для разработки собственных инструкций по делопроизводству.
Для использования в качестве основных нормативных документов при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение документов предназначены перечни документов с указанием сроков хранения (типовые для всей системы государственных учреждений; примерные для однородных организаций; ведомственные - по отдельным отраслям деятельности в рамках государственной подведомственности) и перечни документов, подлежащих постоянному хранению. Они используются при формировании дел, подготовке номенклатур дел, разработке схем классификации документов.
Исторический экскурс показывает, что в 1943 г. Главным архивным управлением был разработан «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР» (2-е изд. - в 1957 г.), в 1948 г. был составлен «Примерный перечень дел сельского Совета депутатов трудящихся РСФСР», а в 1950 г. - «Примерный перечень дел исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся».
До 2000 г. для отбора управленческих документов на хранение в администрациях городов применялся «Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения» (М., 1989), утвержденный ГАУ при Совмине СССР 15 августа 1988 г. В настоящее время данный Перечень (с изм. от 27 июня 1996 г., 6 октября 2000 г.) применяется для отбора управленческих документов за период 19801995 гг., а также специфической (отраслевой) документации.
Действовавшее ранее архивное законодательство не отвечало на многие вопросы деятельности архивных отделов органов местного самоуправления (муниципальных архивов). Например, Основы законодательства РФ от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде РФ и архивах», Положение об Архивном фонде РФ противоречили Конституции РФ, ибо определяли, что муниципальные архивы входят в систему Росархива, а их документы относятся к составу государственной части Архивного фонда РФ. В новом Федеральном законе №125-ФЗ от 01.10.2004 «Об архивном деле в Российской Федерации» эти недостатки устранены.
В процессе нормативного регулирования деятельности муниципальных архивов 1990-х - нач. 2000-х гг. Росархивом наиболее активно проводи-
лась разработка примерных положений об архивном отделе органа местного самоуправления.
Завершая обзор нормативной базы федерального уровня, отметим, что нерешенность многих вопросов прослеживается во всей нормативной базе деятельности органов местного самоуправления. Современная нормативная правовая база муниципального управления регламентирует лишь малую часть вопросов ДОУ в органах местного самоуправления. Поэтому необходимо реформирование нормативной базы ДОУ исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований на основе создания новых и упорядочения старых нормативных актов.
Документы органов местного самоуправления прямо и непосредственно фиксируют жизнь в ее реальных проявлениях, поэтому большое значение имеют вопросы отбора и передачи документов администрации на хранение в муниципальный архив, вопросы нормативно-правового и методического обеспечения деятельности муниципальных архивов. К основным недостаткам обеспечения деятельности муниципальных архивов относятся: отсутствие методических рекомендаций по работе с электронными документами, а также отсутствие современных автоматизированных систем в архивном деле, наличие которых способствовало бы более качественному, современному подходу к этому виду деятельности.
Вопросы документационного обеспечения деятельности местных администраций требуют внимания со стороны не только органов местного самоуправления и Федерального архивного агентства, но и архивных органов субъектов РФ, поскольку федеральное законодательство передает решение многих вопросов, связанных с местным самоуправлением, именно органам государственной власти субъектов РФ.
Список литературы
1. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 мая 2000 г. № 19 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда РФ».
2. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // ВСНД СССР. - 1990. - № 16. - Ст. 267.
3. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010.
4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право
РФ: Учебник. - М.: Юристъ, 1997.
5. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ
«О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ от 13.04.1998. № 15. Ст. 1695; № 36. Ст. 4466.
Залипаева Елена Анатольевна,
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», ст. преподаватель кафедры информационных технологий, e-mail: belov@it.ispu.ru