Научная статья на тему 'Анализ нормативно-технических коллизий в современных условиях при выполнении требований в области пожарной безопасности: проблемы, решения'

Анализ нормативно-технических коллизий в современных условиях при выполнении требований в области пожарной безопасности: проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПОЖАРОВ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА / НОРМАТИВНЫЕ КОЛЛИЗИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / FIRE SAFETY / FIRE SAFETY RISK / REGULATORY REQUIREMENTS / TECHNICAL RULES / REGULATORY CONFLICTS / TECHNICAL CONFLICTS / ECONOMIC GROWTH / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бесперстов Д.А., Попова Е.А., Кроль А.Н., Романова В.В.

Несмотря на положительную тенденцию в нормативно-техническом регулировании, возник вопрос о необходимости выполнения требований, которые ранее были обязательными, а в настоящее время рекомендательными. В отношении таких объектов законодатель определил, что если техническим регламентом установлены более высокие требования, то возможно выполнение ранее установленных норм. В свою очередь, если проведен капитальный ремонт или реконструкция объекта, то необходимо выполнение современных действующих требований. Таким образом возникли ряд вопросов, решение которых необходимо проводить безотлагательно. Также требования пожарной безопасности в ряде случаев имеют не однозначную интерпретацию. Возникшие вопросы фактически и являются коллизиями, в силу противоречий. Противоречия или неоднозначность требований могут быть неверно истолкованы и являться дополнительными нормативными барьерами при выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей. В статье изложены проблемы реализации современных законодательных требований в области пожарной безопасности к объектам защиты предложен порядок устранения нормативнотехнических противоречий в области пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бесперстов Д.А., Попова Е.А., Кроль А.Н., Романова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-технических коллизий в современных условиях при выполнении требований в области пожарной безопасности: проблемы, решения»

I Д.А. Бесперстов // D.A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru

доцент, ФГБОУ ВО «КемГУ», Россия, 650056 г. Кемерово, бульвар Строителей, д 47.FGBOU VO "KemGU", Kemerovo. Russia, 650056, Kemerovo, Boulevard Stroiteley, 47

I Е.А. Попова // Ye.A. Popova

канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет", 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Kemerovo

I А.Н. Кроль // A.N. Krol' anna.krol.79@mail.ru

канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет" 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Kemerovo, Boulevard Stroiteley, 47

I В.В. Романова // V.V. Romanova romvvaer@mail.ru

канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет", 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Boulevard Stroiteley, 47

УДК 31+614.841.315

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ ANALYSIS OF NORMATIVE-TECHNICAL COLLISIONS IN MODERN CONDITIONS WHEN FULFILLING THE FIRE SAFETY REQUIREMENTS PROBLEMS, SOLUTIONS

Несмотря на положительную тенденцию в нормативно-техническом регулировании, возник вопрос о необходимости выполнения требований, которые ранее были обязательными, а в настоящее время рекомендательными. В отношении таких объектов законодатель определил, что если техническим регламентом установлены более высокие требования, то возможно выполнение ранее установленных норм. В свою очередь, если проведен капитальный ремонт или реконструкция объекта, то необходимо выполнение современных действующих требований. Таким образом возникли ряд вопросов, решение которых необходимо проводить безотлагательно. Также требования пожарной безопасности в ряде случаев имеют не однозначную интерпретацию. Возникшие вопросы фактически и являются коллизиями, в силу противоречий. Противоречия или неоднозначность требований могут быть неверно истолкованы и являться дополнительными нормативными барьерами при выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей.

В статье изложены проблемы реализации современных законодательных требований в области пожарной безопасности к объектам защиты предложен порядок устранения нормативно-

технических противоречий в области пожарной безопасности.

Despite the positive trend in the normative and technical regulation, the question arose about the need to fulfill the requirements that were previously mandatory, but currently are recommendatory. Regarding such objects, the legislator determined that if higher requirements are established by the technical regulations, then the previously established standards may be fulfilled. In turn, if a major overhaul or reconstruction of an object has been carried out, then it is necessary to fulfill current existing requirements. Thus a number of issues arose, the solution of which must be carried out without delay. Also, fire safety requirements in some cases have an ambiguous interpretation. The questions that have arisen are actually collisions, due to contradictions. The contradictions or ambiguities of the requirements may be misinterpreted and constitute additional regulatory barriers in the implementation of measures to ensure fire safety of people. The article outlines the problems of implementing modern legislative requirements in the field of fire safety for objects of protection, a procedure for eliminating regulatory and technical contradictions in the field of fire safety is proposed.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РИСК ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПОЖАРОВ, НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА, НОРМАТИВНЫЕ КОЛЛИЗИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Key words: FIRE SAFETY, FIRE SAFETY RISK, REGULATORY REQUIREMENTS, TECHNICAL RULES, REGULATORY CONFLICTS, TECHNICAL CONFLICTS, ECONOMIC GROWTH, SOCIAL DEVELOPMENT.

Как в прошлом, так и в наши дни проблема обеспечения пожарной безопасности остается открытой. Изменился подход к данной проблеме. Введены критерии по определению применяемого уровня пожаробезопасности. В Российской Федерации наиболее всеохватывающей оценкой соответствия объектов защиты является федеральный государственный пожарный надзор. Данным надзором проводятся соответствующие проверки. Так согласно сведениям, изложенным на сайте со статистическими показателями МЧС России, за 2018 год проведено 39425 проверок в области пожарной безопасности, проведенных инспекторами пожарного надзора. По результатам проверок вручены предписания по 20980 объектам. Фактически на 53 % объектов пожарная безопасность надлежащим образом не обеспечивается [1].

Данная ситуация зачастую возникает по причине ненадлежайшей деятельности организаций по обеспечению пожаробезопасности объектов. Вместе с тем ведут свою деятельность и добросовестные руководители, на пути которых возникают нормативно-технические коллизии при выполнении противопожарных норм и правил.

В связи с развитием в нашей стране технического регулирования и возможным выполнением ряда норм на добровольной основе, технические регламенты стали основополагающими требованиями 2, 3]. То есть фактически технические регламенты явились нормативно-правовыми актами с обязательными требованиями, своды правил и национальные стандарты - нормативные документы с добровольными положениями.

Данное обстоятельство позволило производителям и собственникам товаров и объектов быть более конкурентоспособными за счет возможности удовлетворения потребителей большей разнообразностью продукции. Безусловно, должно выполняться одно условие - условие безопасности. Техническое регулирование привело и к разнообразию форм оценок соответствия, и как следствие, к разнообразию критерий. Как правило, данные формы и критерии не взаимозаменяют, не исключают друг друга, а дополняют. Применение различных форм оценок

соответствия объекта защиты позволяет всесторонне рассмотреть и изучить объект, установить альтернативные, более эффективные решения, чем те которые изложены в нормах.

Несмотря на положительную тенденцию в нормативно-техническом регулировании, возник вопрос о необходимости выполнения требований, которые ранее были обязательными, а в настоящее время рекомендательными. В отношении таких объектов законодатель определил, что если техническим регламентом установлены более высокие требования, то возможно выполнение ранее установленных норм. В свою очередь, если проведен капитальный ремонт или реконструкция объекта, то необходимо выполнение современных действующих требований 2].

Так возникл ряд вопросов, решение которых необходимо проводить безотлагательно. Возникшие вопросы фактически и являются коллизиями, в силу противоречий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Как понять термин: «более высокие требования»?

К примеру, установка противодымных дверей позволит задержать опасные факторы пожара. Вмести с этим, дополнительные двери будут являться дополнительными препятствиями эвакуации людей при возникновении пожара.

Также, с одной стороны размещение первичных огнетушащих средств является необходимым требованием пожаробезопасности, с другой стороны их применение увеличит время начала эвакуации, т.к. появляется риск самостоятельного применения огнетушителей. То же самое можно сказать про размещение в зданиях и сооружениях пожарных кранов.

2. Почему необходимо выполнение норм, которые применялись до вступления в силу технического регламента? Зачастую данные нормативные акты в настоящее время утратили силу, да и в самих нормах не определено их действие до или после начала деятельности объекта.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, имеющую наивысшую юридическую силу в стране, все граждане имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности [4]. В данной ситуации уровень обеспечения пожарной безопасности людей, находящихся в зданиях и сооружениях, введенных

в эксплуатацию до и после вступления в силу технического регламента по пожарной безопасности, не одинаков.

3. Особый вопрос возникает в том, что при проведении ремонта, капитального характера, на объекте применяются современные требования, установленные техническим регламентом в объеме работ, проведенного ремонта. Так при проведении капитального ремонта, в настоящее время, например, на 5-м этаже 10-ти этажного здания введенного в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента по безопасности в области недопущения пожаров, то на 5-м этаже будут предъявляться требования по-жаробезопасности, установленные техническим регламентом, для остальных этажей будут установлены требования, действующие до введения в действие соответствующего регламента.

Вместе с тем отсутствует однозначность к условию соответствия объекта требованиям безопасности в области пожарной безопасности. Так считается, что пожаробезопасность обеспечивается при выполнении одного из следующих двух условий:

1. Должен быть проведен комплекс мероприятий, изложенный в техническом регламенте, а также риски должны соответствовать минимально необходимым значениям.

2. По аналогии с вышеизложенным условием, при выполнении всех требований технического регламента. Вместе с этим должны быть выполнены мероприятия, приведенные в документах, являющихся нормативными по пожаро-безопасности [2]. Как мы видим расчет пожарных рисков [5] приравнен к требованиям, изложенным в нормах. То есть речь идет о сопоставлении и приравнивании независимых друг от друга документов. Так в исходные данные по расчетам пожарных рисков входят далеко не все параметры, изложенные в нормативных документах. Для устранения данной коллизии в методику по определению расчетных величин пожарного риска необходимо внесены изменения в части тех фактов, которые позволят получить результаты с учетом проведенных расчетов риска, то есть данные работы необходимо учитывать в части объектов, которые рассматривались [5].

К данным вопросам можно добавить необходимость устранения противоречий, имеющихся в нормативных актах, когда требования в одном документе отличаются от требований другого. Так, в соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности устанавливаются временные рамки прибытия пожарных подразделений в городских окру-

гах 10 минут, в сельских поселениях - 20 минут [3], что противоречит Конституции Российской Федерации, которая дает равное право на жизнь каждому человеку, независимо от места его проживания [4].

Другой пример, правила противопожарного режима в Российской Федерации категорически запрещают хранение баллонов с горючими газами в жилье [6]. Вместе с этим сводами правил по газораспределительным системам, хранение баллонов с газом в квартирах разрешается при определенных условиях [7].

Противоречия имеют место в законодательных актах Российской Федерации в части, касающейся реализации полномочий органами местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на вверенной им территории. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о выполнении органами местного самоуправления вопросов городского поселения относится к требованиям по обеспечению пожаробезопасности населения, являющихся первичными [8]. В свою очередь, регламентом, являющегося техническим в области обеспечения пожаробезопасности объектов к первичным мерам отнесено 9 мероприятий. Законодательством же по пожарной безопасности уменьшено количество первичных мер до 3-х [9].

Рассмотрев ряд нормативно-технических коллизий можно предложить следующую схему порядка их устранения (схема 1).

Согласно представленной схеме в целях устранения ранее рассмотренных нормативно-технических коллизий в области пожарной безопасности необходимо, чтобы требования национальных стандартов и сводов правил были сопоставимы с расчетной методикой по оценке пожарного риска. В свою очередь, связующим звеном между современными требованиями и требованиями, действующими до вступления в силу технического регламента о требованиях по-жаробезопасности, предлагается проектно-смет-ная документация на объект защиты. Выполнение данной документации актуально по причине того, что она действует на всех этапах жизненного цикла объекта с учетом действующих норм в области пожарной безопасности, соответствующих текущему периоду времени. Актуальность проблемы устранения нормативно-технических коллизий очевидна и заключается в том, что при наличии противоречий не обеспечивается надлежащим образом безопасность людей, предоставленная им конституционным правом. Также требования пожарной безопасности в ряде случаев имеют не однозначную интерпретацию.

Схема 1 - Порядок устранения нормативно-технических коллизий в области пожарной безопасности Scheme 1 - Procedure for resolving regulatory and technical conflicts in the field of fire safety

Противоречия или неоднозначность требований могут быть неверно истолкованы и являться дополнительными нормативными барьерами при выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей.

Малоэффективные мероприятия приводят к дополнительным финансовым затратам. Особенно остро данная проблема стоит перед добросовестными организациями, которые готовы проводить весь необходимый комплекс противопожарных мероприятий. Они заинтересованы в выполнении всех актуальных для их объектов требований, которые установлены соответствующими нормами по пожарной безопасности, действующие на территории Российской Федерации.

Собственники объектов, которые нарушают противопожарные требования, не заботятся об обеспечении безопасности своих работников. Не добросовестные организации не заинтересованы в актуальности норм, в силу своей неисполнительности и низкой культуры безопасности.

Предприятия, нарушающие нормы в области пожарной безопасности, не заботившиеся о безопасности своих работников, не заинтересованы в актуальности норм в силу их неисполнения.

Сложившаяся ситуация приводит не только к неравным социальным правам граждан, обусловленным различными подходами рабо-

тодателей к безопасности своих работников, но и экономически не равным условиям деятельности предприятий. Организации готовы в разной степени выполнять требования по пожарной безопасности в зависимости от социальной грамотности собственников предприятий. Это указывает на неравную конкурентоспособность организаций. Добросовестные предприятия несут дополнительные убытки, затрачиваемые на противопожарные мероприятия, которые при возникновении пожара не дадут необходимый эффект. Препятствия на пути развития отдельных предприятий послужит задержкой развития Российской Федерации в целом.

С учетом того, что Российская Федерация вошла во всемирную торговую организацию (ВТО) и выбрала путь развития малого и среднего предпринимательства, потребность в выполнении международных законов и норм, на основе которых внедрено техническое регулирование, в том числе по выполнению требований в области пожарной безопасности [1]. Техническое регулирование позволяет разработать максимально эффективные, в том числе отсутствующие в нормах, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населения. С учетом развития технического регулирования безусловное выполнение добровольных норм не требуется, то есть нормативные документы, в настоящее время, выполняются на необязательной основе.

На пути развития предпринимательства

в России нормативно-технические коллизии устанавливают дополнительные административные барьеры. Неоднозначность, двоякость и противоречивость норм позволяют их интерпретировать инспекторам по пожарному надзору, осуществляющих контроль за выполнением соответствующих требований в контролируемой области, на свое усмотрение, в зависимости от удобства для себя их применения, что уже при-

С учетом вышеизложенного нельзя недооценивать гармонизацию выполнения существующих требований по пожаробезопасности. Устранение нормативно-технических коллизий в современных условиях является основополагающей задачей, решение которой необходимо для дальнейшего развития Российской Федерации.

водит к коррупционной составляющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Статистические данные о пожарах (загораниях) и последствиях от них в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс]: URL: http://zvezdny.permarea.ru/Novosti/Novosti/2019/02/01/194648/ (дата обращения: 25.03.2019).

2. 2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_14058/ (дата обращения: 25.03.2019).

3. 3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон РФ от 22.07.08г. (ред. от 23.06.2014) № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Текст] :федер. закон: [принят Гос. Думой 22.07.08 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2014)]. - М: Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 30 - ч.1.- ст. 3579.

4. 4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

5. 5. Методика определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приложение к Приказу МЧС России от 30.06.2009 № 382)

6. 6. О противопожарном режиме [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 30.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129263/ (дата обращения: 25.03.2019).

7. 7. Газораспределительные системы [Электронный ресурс]: СП 62.13330.2011*. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200084535 (дата обращения: 25.03.2019).

8. 8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 25.03.2019).

9. 9. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 25.03.2019).

REFERENCES

1. Statisticheskie dannye o pozharakh (zagoraniakh) i posledstviakh ot nikh v Rossiiskoi Federatsii za 2018 god [Statistical data on fires (ignitions) and consequences from them in the Russian Federation for 2018]. Retrieved from: http://zvezdny.permarea.ru/Novosti/Novosti/ [in Russian].

2. Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatelnykh (predstavitelnykh) i ispolnitelnykh organov gosudarstvennoi vlasti subiektov Rossiiskoi Federatsii [On the general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation]. Federalny zakon Rossiiskoi Federatsii ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 06.02.2019) [Federal Law of the Russian Federation of 06.10.1999 No. 184-FZ (as amended on 02/06/2019). Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_14058/ [in Russian].

3. Rossiiskaia Federatsia. Zakony. Federalnyi zakon RF ot 22.07.08g. (red. ot 23.06.2014) № 123-FZ «Tekhnicheskii reglament o trebovaniakh pozharnoi bezopasnosti» [Russian Federation. Laws. Federal Law of the Russian Federation of July 22, 2008 (as amended on June 23, 2014) No. 123-FZ "Technical regulation on fire safety requirements". Moscow: Sobranie zakonodatelstva RF - The Russian Federation legislation collection, 2008, 30, part 1, 3579 [in Russian].

4. Konstitutsia Rossiiskoi Federatsii: Priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g. [Constitution of the Russian Federation: Adopted by popular vote on December 12, 1993]. Sobranie zakonodatelstva RF - The Russian Federation legislation collection, 2014, 31, 4398 [in Russian].

5. Metodika opredelenia raschiotnykh velichin pozharnogo riska v zdaniakh, sooruzheniakh i stroeniakh razlichnykh klassov funktsionalnoi pozharnoi opasnosti (Prilozhenie k Prikazu MCHS Rossii ot 30.06.2009 № 382) [Methodology for determining the calculated values of fire risk in buildings and structures of functional fire hazard various classes (Appendix to the Order of the Ministry of Emergencies of Russia dated 30.06.2009 No. 382) [in Russian].

6. O protivopozharnom rezhime [On the fire regime]. Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 25.04.2012 № 390 (red. ot 30.12.2017) - Decree of the Government of the Russian Federation of 04.25.2012 No. 390 (as amended on 12.30.2017). Retrieved from: http://www.consultant.ru /document/ cons_doc_LAW_129263/ [in Russian].

7. Gazoraspredelitelnyie sistemy [Gas distribution systems]. SP 62.13330.2011. Retrieved from: http://docs.cntd.ru/ document/1200084535 [in Russian].

8. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravlenia v Rossiiskoi Federatsii [About the general principles of local self-government organization in the Russian Federation]. Federalnyi zakon Rossiiskoj Federatsii ot 06.10.2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.