ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ
DOI: 10.26347/1607-2502202007-08012-019
АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭНДОСКОПИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВАХ
Проблема обеспечения качества медицинской деятельности, в том числе организация системы контроля и управления, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Вопросы организации медицинской помощи изложены в ряде нормативных и методических документов, порядках и стандартах медицинской помощи. Вместе с тем в них не в полной мере отражены требования, касающиеся отдельных направлений (видов) медицинской деятельности, в том числе примерный расчет необходимого оборудования и кадрового обеспечения в зависимости от мощности и применяемых технологий. Нормативное и методическое регулирование деятельности эндоскопических подразделений (кабинетов) представлено в ряде документов различных ведомств, в том числе в порядках оказания медицинской помощи по конкретным профилям. Однако к настоящему времени не разработан стандартизованный подход к оснащению диагностическим и дезинфекционным оборудованием, кадровому обеспечению в зависимости от мощности медицинской организации с учетом применяемых технологий и профиля оказываемой медицинской помощи. В статье рассматриваются основные положения некоторых нормативных и методических документов, касающиеся деятельности эндоскопических отделений (кабинетов) при организации медицинской помощи различных профилей.
Ключевые слова: качество и безопасность медицинской деятельности, эндоскопия, нормативно-правовое регулирование, штатные нормативы, оснащенность оборудованием
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.
Для цитирования: Гололобова Т.В., Матвеева Е.А., Александрова О.Ю. Анализ нормативно-правового и методического обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности при эндоскопических вмешательствах. Проблемы стандартизации в здравоохранении: 2020; 7-8: 12-19. DOI: 10.26347/1607-250220200708012-019.
Т.В. Гололобова1'2, Е.А. Матвеева1'2, О.Ю. Александрова3
1 ФБУН «Научно-исследовательский институт дезинфектологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, Москва, Россия
2 ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
3 ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени
Н.А. Семашко», Москва, Россия
LEGAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE QUALITY AND SAFETY OF ENDOSCOPIC INTERVENTIONS
A problem of ensuring the quality of medical activity, including the organization of a control and management system, is currently one of the most relevant. The issues of organizing medical care are described in a number of regulatory and methodological documents, procedures and standards of health care. But they do not fully reflect the requirements relating to certain areas (types) of medical activity, including approximate calculations of the necessary equipment and staffing, depending on the capacity and technologies used. The normative and methodological regulation of the activities of endoscopic units (cabinets) is presented in a number of documents of various departments, including the procedures for providing medical care for specific profiles. However, a unified approach has not been developed to equip units with diagnostic and disinfection equipment, staffing depending on the capacity of a medical organization, applied technologies and the type of the health care provided. The article discusses main provisions of some regulatory and methodological documents relating to the activities of endoscopic departments providing health care of various types.
Keywords: quality and safety of medical activities, endoscopy, regulatory, regulation, staffing standards, equipment
Gololobova TV1'2, Matveeva EA1'2, Alexandrova OYu3
1 Rospotrebnadsor Scientific Research Disinfectology Institute, Moscow, Russia
2 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia
3 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia
The authors declare no competing interests. Funding: the study had no funding.
For citation: Gololobova TV, Matveeva EA, Alexandrova OYu. Legal and methodological support for the quality and safety of endoscopic interventions. Health Care Standardization Problems. 2020; 7-8: 12-19. DOI: 10.26347/1607-2502202007-08012-019.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон № 323-ФЗ) одними из основных принципов охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который должен быть реализован не только обеспечением комфортных условий его пребывания в медицинских организациях, но и созданием условий, обеспечивающих возможность соблюдения противоэпидемического режима [1]. Эти принципы взаимозависимы, так как оказание качественной, а следовательно, безопасной медицинской помощи является одним из критериев оценки удовлетворения потребностей населения в различных профилях медицинской помощи. В связи с этим вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской помощи являются важной задачей и остаются актуальной проблемой в системе здравоохранения.
К рассмотрению условий оказания медицинской помощи необходимо подходить последовательно и конкретно к каждому профилю. На качество и безопасность любой медицинской помощи оказывают влияние многочисленные факторы на разном уровне ее организации. Одним из ключевых моментов является контроль оказания медицинской помощи, который четко прописан в ряде документов. Но прежде чем контролировать и проверять, необходимо правильно и грамотно разработать, структурировать, обучить и внедрить в практическую деятельность конкретные правила организации оказания медицинской помощи конкретного профиля. Данная проблема остается актуальной и для медицинской помощи, оказываемой в эндоскопических отделениях [2].
Эндоскопические исследования, используемые как для диагностических, так и лечебных целей, получили довольно широкое распространение во многих отраслях практической медицины в Российской Федерации, особенно за последние 20 лет. В связи с быстрым технологическим
развитием, в данной отрасли накопилось много проблем и противоречий.
Внедрение в практику дорогостоящего импортного оборудования наряду с отсутствием опыта работы с ним, влечет за собой возникновение различных рисков, которые влияют на безопасность как пациента, так и медицинского персонала, непосредственно работающего с данным оборудованием [3]. Национальной концепцией профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, также определено направление по разработке, производству и реализации автоматизированной техники для обработки медицинских изделий, что требует определенного организационного и методического регулирования к оснащению кабинета и отделения.
В практической деятельности специалисты больше доверяют импортному оборудованию, но из-за высокой стоимости медицинские организации не всегда могут его закупить, в связи с этим они отказываются от механизированного способа обработки и осуществляют все этапы вручную. Несмотря на это, многие авторы не раз отмечали, что автоматизированный способ обработки даже с использованием импортного оборудования сэкономит не только время, но и расходы, которые затрачиваются при ручной обработке [4].
Все процессы в системе оказания медицинской помощи при эндоскопических вмешательствах требуют нормативного правового и частично методического регулирования. С целью предотвращения возникновения рисков, необходимо четкое соблюдение актуальных нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих деятельность эндоскопических отделений, со стандартизированными подходами к оснащенности оборудованием, кадровому обеспечению, с учетом мощности медицинской организации, проводимых исследований и применяемых технологий.
Нормативное и методическое регулирование осуществляется рядом документов различных ведомств и, зачастую некоторые документы мо-
гут содержать противоречивую информацию по некоторым направлениям [5].
Нами проведен анализ нормативной и методической базы, касающейся обеспечения качества и безопасности медицинской помощи при эндоскопических вмешательствах на разных этапах процесса оказания помощи.
Организация структуры эндоскопического отделения. В 2013 г. всемирная эндоскопическая организация представила руководство для проектирования отделения эндоскопии пищеварительного тракта, где указано, что каждый эндоскопический кабинет должен быть размером минимум 6 х 5 м, чтобы иметь возможность приспосабливаться к ряду диагностических и эн-дохирургических вмешательств, а один кабинет должен быть не менее 37 м2 для использования рентгенологического оборудования и введения общих анестетиков или пропофола, с необходимым оборудованием для мониторинга [6].
В Своде правил СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» отражено, что при отсутствии централизованного стерилизационного отделения при проектировании эндоскопического отделения предусматривается отдельное помещение для обработки эндоскопов, смежное с процедурной. В соответствии с этими правилами, минимальная площадь помещений для проведения бронхоскопии составляет 24 м2, для прочих эндоскопических исследований — 18 м2. Помещение для мойки и обработки эндоскопов должно составлять не менее 8 м2 [7]. В то же время в Санитарных правилах СанПиН 2.1.3.2630—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указано, что минимальная площадь процедурной эндоскопии в соответствии с документом составляет 18 м2, не уточняя для какого вида эндоскопического вмешательства [8]. В практическом здравоохранении не все медицинские организации имеют возможность или желание соблюдать данные требования. По мнению авторов Руководства, для проектирования отделения эндоскопии пищеварительного тракта, представленного в отчете Всемирной эндоскопической организации (WEO) в 2013 г., наибольшим недостатком в проектировании эндоскопических отделений является неправильное прогнозирование объема и расширения сферы применения эндоскопических исследований в
других областях практической медицины через несколько лет [6].
Организация деятельности эндоскопического отделения. Для организации деятельности эндоскопических отделений одним из первых документов был приказ Минздравмедпрома России от 31 мая 1996 г. № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который направлен на улучшение организации службы, подготовки и использования кадров, дальнейшее развитие эндоскопической хирургии. В этом документе отражены в основном вопросы, касающиеся деятельности эндоскопических отделений, функции и задачи медицинского персонала данных отделений, а также большое внимание уделяется штатным нормативам и расчетным нормам времени.
Штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами или планируемым объемом работы и в зависимости от местных условий на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования. Представлены расчетные нормы времени на эндоскопические исследования и эндоскопические операции. Однако универсальный перечень элементов труда по технологическим операциям, рекомендуемый при разработке расчетных норм времени врача-эндоскописта, расширился. Дополнительное время тратится на оформление договора оказания услуг и информированного согласия пациента, регистрацию данных в цифровом формате, печать фото и видеоизображений проведенного исследования и др. [9].
В соответствии со статьей 37 Закона № 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний), которые в свою очередь включают в себя этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных под-
разделений; иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи [1].
В настоящее время разработано большое количество порядков оказания медицинской помощи по разным направлениям, однако по профилю «эндоскопия» отдельного соответствующего документа нет, и некоторые требования, в том числе к стандарту оснащения и штатным нормативам, встречаются в Порядках других профилей. Основные нормы оснащения и кадрового состава отражены в таблице.
В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. № 206н «Порядок оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля» для отделения колопроктологии предусматривает наличие врача-эндоскописта с расчетом 0,5 должности на 30 коек [10].
В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» и приказе Министерства здравоохранения Россий-
ской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» штатные нормативы врачей-эндоскопистов установлены в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения, однако установить количество штатных единиц по эндоскопии не представляется возможным в связи с отсутствием отдельного документа по профилю «эндоскопия» [11, 12].
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» штатная численность медицинского персонала в эндоскопическом отделении включает 6 врачей-эндоскопистов [13].
Требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» установлено, что штатные нормативы диагностических отделений онкологического диспансера и медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь боль-
Нормативы по оснащению и кадровому составу эндоскопических подразделений
Приказ МЗ РФ Оборудование Кадровый состав
диагностическое оборудование дезин-фекци-онное оборудование обору-дова-ние для хранения
Бронхо-скоп Гастроскоп Колоно-скоп врачи медсестры
Приказ № 206н от 02.04.2010 г. ** 4 4 Не ме- По тре- 0,5 долж- —
нее 1 на бованию ности на
кабинет 30 коек
Приказ № 932н от 15.11.2012 г. 6 1 ** 3 2 * *
Приказ № 906н от 11.08.2011 г. ** — — — — * *
Приказ № 366н от 16.04.2012 г. 2 8 2 4 — 6 —
Приказ № 915н от 15.11.2012 г. 6 6 6 — — 4 1 на одного врача;
1 на 10 обрабатывае-
мых эндоскопов
в смену (на 15 при
наличии МДМ)
Приказ № 388н от 20.06.2013 г. — Более — Не ме- На 1,75 на —
100 паци- нее 1 4 эндо- 50 паци-
ентов в скопа ентов в
сутки не сутки
менее 2
Приказ № 974н от 06.12.2017 г. Не менее 4 — — На основе расчетных норм
времени на эндоскопические
исследования и процедуры
Примечание. * штатные нормативы установлены в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения; ** проведение исследования не предусмотрено.
ным с онкологическими заболеваниями, включают 4 должности врача-эндоскописта по одному на каждый кабинет для разного рода вмешательств. Также в этом приказе указано количество медицинских сестер, в том числе с учетом оборота эндоскопического оборудования за смену: 1 на 1 врача-эндоскописта, 1 на 10 обрабатываемых эндоскопов в смену, 1 на 15 обрабатываемых эндоскопов в смену при наличии моечно-дезин-фицирующей машины [14].
В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» представлены правила организации деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи и рекомендуемые штатные нормативы предусматривают должность врача-эндоскописта — 1,75 на 50 пациентов в сутки [15].
Одним из последних утвержденных нормативных документов это приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 974н «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований», который устанавливает порядок организации и проведения эндоскопических исследований, а также рекомендуемые штатные нормативы [16]. Рекомендуемые штатные нормативы отделения в соответствии с данным приказом определяют количество должностей врача-эндоскописта «в соответствии с выполняемым или планируемым объемом работ на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования и процедуры», однако далее в документе не представлены правила расчетных норм, а руководствоваться расчетными нормами, представленными в приказе Минздравмедпрома России от 31 мая 1996 г. № 222 нецелесообразно в связи с постоянным расширением элементов труда как врача-эндоскописта, так и медицинской сестры.
Из вышеизложенного следует, что штатное нормирование эндоскопических отделений представлено в различных документах по-разному. В ряде документов количество должностей нормируется в соответствии с требованиями отделения, а следовательно, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 974н [16], по требованиям которого определить необходимое количество медицинского персонала в практи-
ческой деятельности, вызывает трудности у медицинских организаций.
Следующим, немаловажным вопросом является оснащение отделений диагностическим и дезинфекционным оборудованием, что непосредственно влияет на обеспечение безопасности как пациента, так и медицинского персонала эндоскопического отделения.
В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. № 206н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля» представлен стандарт оснащения отделения колопроктологии. Определение количества оборудования произведено из расчета на кабинет, не учитывая зависимость количества диагностического оборудования от дезинфекционного оборудования и количества необходимых проводимых исследований за смену. Расчет емкости для проведения теста на герметичность и моюще-дезинфицирующих машин произведен на 1 «кабинет», который подразумевает под собой либо «диагностический кабинет» либо «кабинет для обработки эндоскопов». Также количество оборудования для хранения эндоскопов и емкости для очистки и ополаскивания предполагается «по требованию», хотя наличие такого оборудования должно быть регламентировано соответствующим образом [10].
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» также содержит стандарт оснащения диагностического отделения (кабинета), в котором представлено отделение эндоскопии с наличием необходимого оснащения: 3 автоматических установок для дезинфекции эндоскопов, 4 бронхоскопа, 2 ригидных бронхоскопа, 1 видеостойка для проведения фибробронхоскопии, 1 гастроскоп, 2 системы для хранения эндоскопов [11].
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» в структуре гастроэнтерологического дневного стационара предусмотрена процедурная для эндоскопии, однако оборудование для проведения эндоскопических вме-
шательств в перечне стандарта оснащения стационара не указано. Наличие дезинфекционного оборудования также не предусмотрено вышеуказанным приказом [12].
В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» регламентируется наиболее полный стандарт оснащения консультативно-диагностического центра для детей, который включает в себя: 6 гастродуо-деноскопов (с торцовой оптикой), 2 дуоденоско-па (с боковой оптикой), 2 колоноскопа (педиатрических), 2 фибробронхо скопа (педиатрических), 4 эндоскопических телевизионных системы, 4 установки для мойки эндоскопов. В то же время, учитывая большое количество диагностического оборудования, данным приказом не предусмотрено оборудование для хранения эндоскопов, а следовательно, соблюдение асептических условий, исключающих риск вторичной контаминации обработанных эндоскопов затруднено [13].
Правила организации деятельности онкологического диспансера регламентируются приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология». Для отделения внутрипросветной эндоскопической диагностики предусмотрен набор диагностического оборудования для каждого кабинета 6 аппаратов. В то же время стандарт оснащения дезинфекционно-стерилизационного отделения, либо наличие дезинфекционного оборудования непосредственно в диагностическом отделении в документе не представлено, несмотря на то что в расчете штатных нормативов количество должностей медицинской сестры установлено, в том числе в зависимости от наличия моюще-дезин-фицирующих машин. Также отсутствуют требования к оснащению отделения оборудованием для хранения эндоскопов [14].
В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» представлены правила организации деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи, где представлен стандарт оснащения структурных подразделений для проведения диагностических и
лечебных мероприятий стационарного отделения скорой медицинской помощи. Количество оборудования рассчитано в зависимости от числа поступающих пациентов за сутки и предусмотрено наличие диагностического и дезинфекционного оборудования по 1 соответственно. При поступлении более 100 пациентов в сутки количество видеогастроскопов, принадлежностей для эндоскопии, инструментов для открытой и полузакрытой эндоскопической хирургии увеличивается до 2. Также Порядком предусматривается наличие в кабинете эндоскопии шкафа для хранения эндоскопов на 4 аппарата [15].
В правилах приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 974н «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований» (с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2018 года) стандарт оснащения эндоскопического кабинета включает в себя ряд наименований, где рекомендуемое количество эндоскопов указано «не менее 1». Необходимое оснащение моечно-дезинфекционного помещения не представлено.
При организации деятельности эндоскопического отделения стандарт оснащения включает в себя ряд, аналогичный ряду наименований оснащения эндоскопического кабинета, где рекомендуемое количество эндоскопов указано «не менее 4». Однако нет конкретизации, что подразумевается под минимальным количеством: 4 эндоскопа на каждый вид вмешательств, либо по одному виду эндоскопа на четыре вида вмешательств: для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреатодуоденальной зоны, нижних дыхательных путей [16].
Таким образом, сведения об оснащении эндоскопического отделения представлены в рассматриваемых порядках оказания медицинской помощи в зависимости от профиля. Но несмотря на различия самих видов медицинской помощи, определенные позиции, касающиеся наличия диагностического, а также дезинфекционного оборудования, должны быть учтены в каждом Порядке. Не все документы регламентируют наличие дезинфекционного оборудования, некоторые указывают наличие необходимого инструментария, а в документе, регламентирующем правила проведения эндоскопических исследований, имеется неточность формулировки, кото-
рая может ввести в заблуждение медицинских работников.
Постоянное совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения, а также внедрение новых технологий оказания медицинской помощи выдвигает необходимость в проведении регулярного мониторинга и актуализации положений нормативных и методических документов, касающихся обеспечения качества и безопасности медицинской помощи, в том числе при эндоскопических вмешательствах.
Несмотря на большое количество нормативных и методических документов, в той или иной степени касающихся деятельности эндоскопического отделения, в настоящее время не сформулированы единые требования к организации деятельности эндоскопических подразделений (кабинетов). Некоторые документы требуют пересмотра, поскольку требования и рекомендации, изложенные в них, не затрагивают весь спектр вопросов организации и обеспечения качества и безопасности медицинской помощи при эндоскопических вмешательствах.
Анализ нормативной и методической базы показал, что назрела острая необходимость пересмотра действующих нормативно-правовых актов, методических документов и разработки документов со стандартизованными подходами касающихся элементов труда в эндоскопии; перечня эндоскопического оборудования и средств; оборудования для обработки и хранения эндоскопов в эндоскопическом отделении с учетом загруженности медицинской организации; расчетных норм времени для врача-эндоскописта и медицинской сестры в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 13.01.2020. [Federal Law No. 323 of 21.11.2011 «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation»]. [cited 13.01.2020]. Available from: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Russian.
2. Дзугаева З.И., Кундухова Э.Р., Ремизов О.В., Бутаев Т.М., Уртаев Р.А. Организационные аспекты эндоскопии. Дневник казанской медицинской школы. 2017; 2 (16): 66—70. Dzugaeva ZI, Kundukhova ER, Remizov OV, Bu-taev TM, Urtaev RA. [Organizational aspects of endoscopy]. Diary of the Kazan Medical School. 2017; 2 (16): 66—70. Russian.
3. Палевская С.А., Иванцова М.А. Риск-менеджмент в эндоскопии: современные подходы к управлению безопасностью медицинской деятельности. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2019; 2: 52—62. Palevskaya SA, Ivantsova MA. [Risk-management in endoscopy: current approaches to safety management of medical activities]. Bulletin of the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. 2019; 2: 52—62. Russian.
4. Funk SE, Reaven NL. High-level endoscope disinfection processes in emerging economies: financial impact of manual process versus automated endoscope reprocessing. Journal of Hospital Infection. 2014; 86: 250—254.
5. Люцко В.В., Загретдинова З.М Анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность врача-эндоскописта. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2016; 2: 30—40. Lyutsko VV, Zagretdinova ZM. [Analysis of the regulatory framework governing the activities endoscopist]. Current Problems of Health Care and Medical Statistics. 2016; 2: 30—40. Russian.
6. Chris JJ. Mulder, Maarten AJM. Jacobs, Roger J. Leicester, D. Nageshwar Reddy, Libby E.A. Shepherd, Anthony T. Axon and Jerome D. Waye. Guidelines for designing a digestive disease endoscopy unit: Report of the World En-doscopy Organization. Digestive Endoscopy. 2013; 25: 365—375.
7. Свод правил СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» Доступно по https://base.garant.ru/ 70725636/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Set of rules 158.13330.2014 «Buildings and rooms for health care facilities. Design rules»]. [cited 13.01.2020]. Available from: https://base.ga-rant.ru/ 70725636/. Russian.
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утв. постановлением Главно -го государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58) Доступно по https://base.garant.ru/12177989/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Sanitary and epidemiological rules and standards SanPiN 2.1.3.2630—10 «Sanitary and epidemiological requirements for organizations engaged in medical activities» (approved by Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 58 of 18.05.2010)]. [cited 13.01.2020]. Available from: https://base.garant.ru/ 12177989/. Russian.
9. Приказ Минздравмедпрома России от 31.05.1996 № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Доступно по https://base.garant.ru/4120038/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 222 of 31.05.96 «On improving the endoscopy service in healthcare facilities of the Russian Federation»]. [cited 13.01.2020]. Available from: https://base.garant.ru/4120038/. Russian.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.04.2010 № 206н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологичес-кого профиля». Доступно по https://base.garant.ru/ 12175665/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian
Federation No. 206n of 02.04.2010 «On approval of the Procedure for providing medical care to the population with diseases of the colon, anal canal and perineum of the coloproctological profile»]. [cited 13.01.2020]. Available from: https://base.garant.ru/12175665/. Russian.
11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом». Доступно по https://base.garant.ru/70340750/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 932n of 15.11.2012 «On approval of the Procedure for providing medical care for tuberculosis patients»]. [cited 13.01.2020]. Available from: https://base.garant.ru/70340750/. Russian.
12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 № 906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология». Доступно по https:// base.garant.ru/70304554/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 906n of 12.11.2012 «On approval of the Procedure for providing medical care to the population on the gastroen-terology profile]. [cited 13.01.2020]. Available from: ht-tps://base.garant.ru/70304554/. Russian.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи». Доступно по https://base.garant.ru/70183024/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 366n of 16.04.2012 «On approval of the Procedure for providing pediatric care»]. [cited 13.01.2020]. Available from: https://base.garant.ru/70183024/. Russian.
14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология». Доступно по https://base.ga-rant.ru/70317796/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 915n of 15.11.2012 «On approval of the Procedure for providing medical care to the population on the oncology profile]. [cited 13.01.2020]. Available from: https:// base.garant.ru/70317796/. Russian.
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Доступно по https:// base.garant.ru/70438200/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 388n of 20.06.2013 «On approval of the Procedure for providing assistance, including specialized emergency medical care»]. [cited 13.01.2020]. Available from: https:// base.garant.ru/70438200/. Russian.
16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2017 № 974н «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований» (с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2018 г.). Доступно по https://base.garant.ru/71924280/ Ссылка активна на 13.01.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 974n of 06.12.2017, «On approval of the rules for endoscopic research» (as amended on 01.07.2018)]. [cited 13.01.2020]. Available from: ht-tps://base.garant.ru/71924280/. Russian.
Поступила / Received: 03.02.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 21.04.2020
Сведения об авторах:
Матвеева Елена Александровна — младший научный сотрудник лаборатории проблем стерилизации ФБУН НИИ Дезин-фектологии Роспотребнадзора. 117246, Москва, Научный проезд, 18А; аспирант кафедры паразитологии и дезинфекционного дела ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1. Тел. +7 (495) 332-01-22. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-4509-1084.
Гололобова Татьяна Викторовна — д-р мед. наук; заместитель директора ФБУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора. 117246, Москва, Научный проезд, 18А; профессор кафедры паразитологии и дезинфекционного дела ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1. Тел. +7 (495) 332-01-15. E-mail: [email protected]. https:// orcid.org/0000-0001-9033-5223.
Александрова Оксана Юрьевна — д-р мед. наук, профессор, заместитель директора по научной работе и образованию ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, строение 1. Тел.: +7 (495) 916-38-40. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7246-4109.
About the authors:
Elena A. Matveeva — Junior Research Fellow, Sterilization Issues Laboratory, Rospotrebnadsor Scientific Research Disinfectology Institute. Russia, 117246, Moscow, Naychny Lane, 18A; Doctoral Student, Department of Parasitology and Disinfection Care, Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia, 125993, Moscow, Barrikadanya Str., 2/1, bldg. 1. Tel.: +7 (495) 332-01-87. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/ 0000-0003-4509-1084.
Prof. Tatyana V. Gololobova — Sc.D. in Medicine, Deputy Director, Rospotrebnadsor Scientific Research Disinfectology Institute. Russia, 117246, Moscow, Naychny Lane, 18A; Professor at the Department of Parasitology and Disinfection Care, Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia, 125993, Moscow, Barrikadanya Str., 2/1, bldg. 1. Tel.: +7 (495) 332-01-15. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-9033-5223.
Prof. Oksana Y. Aleksandrova — Sc.D. in Medicine, Deputy Director on Academic Work and Teaching, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. Russia, 105064, Moscow, Vorontsovo Pole Str., 12, bldg. 1. Tel.: +7 (495) 916-38-40. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7246-4109.