Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / бизнес / малое предпринимательство / стратегия / экономика / предприниматель / management / business / small business / strategy / economics / entrepreneur

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Панкратова, К.А. Радченко, В.К. Романович

За последние два года востребованность малого бизнеса значительно возросла. В связи с экономической и политической ситуацией, как никогда стал актуален вопрос «импортозамещения». Важной задачей для российских предпринимателей стало развитие и укрепление внутренней экономики, её самостоятельное существование в изоляции от внешней экономики. В ходе исследования основную базу для написания статьи составили советы и рекомендации специалистов в области бизнеса и предпринимательства, которые имеют значительный опыт в подобных проектах. Представлен пример становления крупных компаний, являющихся монополистами в своей сфере. Проанализировав, имеющуюся информацию и дополнительные источники информации, были выдвинуты тезисы, которые сформированы с учётом экономических, социальных и других сфер, а также с учётом оценки профессиональных качеств и опыта начинающих предпринимателей. Итогом анализа являются рекомендации для предпринимателей и тезисы, которые могут помочь подготовить необходимую структуру бизнеса. Среди рекомендаций выдвинуты идеи использования целей-SMART, использование PEST и SWOT анализа, а также основные критерии, которые позволят создать рабочий и грамотно функционирующий бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NEED FOR A STRATEGY FOR SMALL BUSINESSES

Over the past two years, the demand for small businesses has increased significantly. Due to the economic and political situation, the issue of "import substitution" has become more relevant than ever. An important task for Russian entrepreneurs has become the development and strengthening of the domestic economy, its independent existence in isolation from the external economy. During the research, the main basis for writing the article was the advice and recommendations of experts in the field of business and entrepreneurship who have significant experience in such projects. An example of the formation of large companies that are monopolists in their field is presented. Having analyzed the available information and additional sources of information, theses were put forward, which were formed taking into account economic, social and other spheres, as well as taking into account the assessment of professional qualities and experience of novice entrepreneurs. The result of the analysis is recommendations for entrepreneurs and abstracts that can help prepare the necessary business structure. Among the recommendations, the ideas of using SMART goals, the use of PEST and SWOT analysis, as well as the main criteria that will allow you to create a working and well-functioning business are put forward.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

А.А. Панкратова, студент К.А. Радченко, студент

Научный руководитель: В.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-1-109-112

Аннотация. За последние два года востребованность малого бизнеса значительно возросла. В связи с экономической и политической ситуацией, как никогда стал актуален вопрос «импортозамещения». Важной задачей для российских предпринимателей стало развитие и укрепление внутренней экономики, её самостоятельное существование в изоляции от внешней экономики. В ходе исследования основную базу для написания статьи составили советы и рекомендации специалистов в области бизнеса и предпринимательства, которые имеют значительный опыт в подобных проектах. Представлен пример становления крупных компаний, являющихся монополистами в своей сфере. Проанализировав, имеющуюся информацию и дополнительные источники информации, были выдвинуты тезисы, которые сформированы с учётом экономических, социальных и других сфер, а также с учётом оценки профессиональных качеств и опыта начинающих предпринимателей. Итогом анализа являются рекомендации для предпринимателей и тезисы, которые могут помочь подготовить необходимую структуру бизнеса. Среди рекомендаций выдвинуты идеи использования целей-SMART, использование PEST и SWOT анализа, а также основные критерии, которые позволят создать рабочий и грамотно функционирующий бизнес.

Ключевые слова: менеджмент, бизнес, малое предпринимательство, стратегия, экономика, предприниматель.

Для начала стоит разобраться что же такое «стратегия» в менеджменте? Стратегия - это направления развития предприятия в соответствии с его поставленными целями и миссией. Все процессы предприятия, начиная от маркетинговых исследований, заканчивая управленческими решениями, подразумевают наличие этой самой «стратегии». Все действия сотрудников любого звена осуществляются исходя из предполагаемой стратегии [1].

Очевидным кажется ответ на данный вопрос: конечно, нужна. Но все не так просто. Постоянное совершенствования всех ниш рынка малого предпринимательства создает жесткую конкуренцию внутри него. Специалисты и аналитики считают, что грамотно выработанная стратегия позволит предприятию слаженно функционировать с меняющимися обстоятельствами и позволит занять уверенную позицию на рынке.

Но все не так просто. Значительная часть предпринимателей относится к выработке стратегии со скепсисом [2]. Характерны следующие формулировки: «В настоящее время бизнес стал сталкиваться с существенными изменениями в своей внешней среде. Эти изменения происходят настолько быстро, что теперь общепринято говорить о непредсказуемости и турбулентности в бизнес-сфере. В таких условиях долгосрочное планирование теряет свою релевантность, поскольку жизнь продолжает идти вперед, пока мы все еще размышляем о будущем». «В условиях кризиса необходимо не просто приспосабливаться, а активно и гибко реагировать на изменения вокруг!». «На протяжении многих лет стратегическое управление является объектом исследования и в результате появилось огромное количество книг по этой теме. Эти книги славятся своей объемностью и глубиной исследований. Однако, когда дело доходит до реальных

примеров успешно реализованных стратегий, заметно сокращается их количество» [3]. Так же есть другая сторона, считающая что выработка стратегии нужна, но не полностью: «Чтобы не обанкротиться на старте или в середине бизнеса, необходимо думать о будущем и заниматься так называемым планированием. На самом деле малые и средние предприятия не нуждаются в тех же стратегических инструментах, которые используют крупные компании. Крупные компании имеют большие организации и соответственно сложные системы управления, поэтому их стратегии обширны. При разработке стратегий МСП в основном нуждаются в инструментах для анализа внешней среды. Лучше потратить время на разработку плана, чем понести огромные финансовые потери» [4].

У большинства владельцев малого бизнеса редко можно обнаружить профессиональные навыки или образование, которое помогло бы им стать более опытными в разных аспектах предпринимательства. Часто они не понимают, что такое стратегия, как она работает и как влияет на успех компании. Можно ли в таких условиях ожидать, что начинающие предприниматели смогут грамотно разработать стратегию для своего бизнеса? Их возможные провалы, безусловно, можно объяснить отсутствием опыта. Однако, даже в истории крупных корпораций с вековой историей, огромными доходами и значительными долями рынка были случаи, когда стратегии приводили к крупным потерям. Это может быть выпуск продукта с низким спросом или смена имиджа, которая повлияла на лояльность клиентов. Интересно, что промахи, допущенные руководством этих компаний, сегодня кажутся очевидными даже студентам. Это можно объяснить склонностью человека к ретроспективному мышлению - прошлое кажется более предсказуемым, чем было на самом деле [2].

Мы считаем, что осознаем причины возникших событий. Нам нужны причины, потому что они важны для собственного мышления. Однако истинных причин может быть бесконечное множество, и мы

можем их не знать. Из-за того, что в настоящее время доступно большое количество информации о конкурентах, ценах на ресурсы и курсах валют, у нас может возникнуть впечатление, что мы понимаем динамику рынка. Именно на основе этой информации мы разрабатываем стратегию для нашего предприятия, и часто мы пренебрегаем различными рисками и непредсказуемыми событиями. В действительности, большой объем данных ничего не доказывает, но один случай может все опровергнуть. Кроме того, на способность предпринимателя предсказать будущее своей компании и разработать стратегию влияет факт, что наиболее известными и доступными являются примеры компаний-гигантов, чьё влияние в своей нише необъятно огромное. Однако огромное количество примеров банкротства на всех этапах развития бизнеса остается незаметным. Эти обстоятельства также искажают представление начинающего бизнесмена о частном секторе экономики, делая его видение менее реалистичным и более легкомысленным. Ведение бизнеса в условиях такой неопределенности и искаженного представления о реальности делает разработку подробной стратегии на долгосрочную перспективу бессмысленной [2].

Заключение

Таким образом, четкая и ясная стратегия малому предпринимательству не нужна. Будет достаточно ставить цели, по условной методике SMART, а также использовать другие инструменты, такие как: PEST и SWOT анализ, пять сил Портера и др. Помимо целей важно выработать такой механизм работы, при котором бизнес будет модифицироваться, в случае если нужно будет сменить рынок продаж, категорию товаров, или вовсе бросить продукт и сконцентрироваться на новом товаре или услуге. То есть, важно не иметь стратегию, сколько быть мобильным и гибким перед окружающими факторами, потому что бизнес, как ни крути, сфера, где порой нужно молниеносно и без раздумий принимать решения. Чтобы преуспеть в ведении бизнеса, важна не стратегия, а качество, позволяющее увидеть и использовать на практике те преимуще-

ства предприятия, которые помогут обойти долю конкурентов на рынке. Необходимо помнить, что бизнес должен напоминать живой организм, а не механизм. Механизмы, хотя и эффективны, предсказуемы и управляемы на короткие промежутки времени, но они не обладают выносливостью, как организмы. Организмы имеют свои недостатки, однако они способны выживать. Следовательно, в бизнесе мы должны стремиться не только к максимальной эффективности, совершенству и полной управляемости, а в первую очередь - к выживаемости, даже в ущерб текущей прибыльности. Подводя итог, не могу не

дит не тот, кто поставил стратегию и движется строго по намеченному ей плану, а тот, кто может чётко и структурировано реагировать в независящих от него обстоятельств на рынке, в мировой экономике или же региональной специфике. Нужно понимать, что даже если не получилось, значит стоит сменить категорию или тип товара, как показывают примеры, даже крупных компаний монополистов с богатой историей, промашки случаются, но то, как предприятие реагирует на их изменения и делает их индифферентными, показывая превосходную живучесть говорит о том будет ли предприятие успешным.

отметить, что на длинной дистанции побе-

Библиографический список

1. Стратегия и тактика в менеджменте. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/menedzhment/strategiya_i_taktika_v_menedzhmente/.

2. Нужна ли стратегия малому бизнесу? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2014/4/4832.

3. Нужна ли организации стратегия? Аргументы «против». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://it.rfei.ru/course/~HCCp/~q2DN/~lIik.

4. Нужна ли стратегия малому бизнесу? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/@reutskiy_sergey-nuzhna-li-strategiya-malomu-biznesu.

5. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. - М.: Издательство КоЛибри, 2012.

ANALYSIS OF THE NEED FOR A STRATEGY FOR SMALL BUSINESSES

A.A. Pankratova, Student K.A. Radchenko, Student

Supervisor: V.K. Romanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. Over the past two years, the demand for small businesses has increased significantly. Due to the economic and political situation, the issue of "import substitution" has become more relevant than ever. An important task for Russian entrepreneurs has become the development and strengthening of the domestic economy, its independent existence in isolation from the external economy. During the research, the main basis for writing the article was the advice and recommendations of experts in the field of business and entrepreneurship who have significant experience in such projects. An example of the formation of large companies that are monopolists in their field is presented. Having analyzed the available information and additional sources of information, theses were put forward, which were formed taking into account economic, social and other spheres, as well as taking into account the assessment of professional qualities and experience of novice entrepreneurs. The result of the analysis is recommendations for entrepreneurs and abstracts that can help prepare the necessary business structure. Among the recommendations, the ideas of using SMART goals, the use of PEST and SWOT analysis, as well as the main criteria that will allow you to create a working and well-functioning business are put forward.

Keywords: management, business, small business, strategy, economics, entrepreneur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.