Научная статья на тему 'Методология формирования и реализации бизнес-идеи создания малых предпринимательских структур'

Методология формирования и реализации бизнес-идеи создания малых предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1674
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИДЕЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИДЕИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕТОДИКА МОЗГОВОГО ШТУРМА / PEST-АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ / BUSINESS IDEA / THE METHODOLOGY FOR CREATING BUSINESS IDEAS / SMALL BUSINESS / THE TECHNIQUE OF BRAISTORMING / PEST-ANALYSIS / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобахина Наталья Александровна

В условиях мирового системного кризиса сектор малого предпринимательства, обеспечивая гибкость и своевременную реакцию на происходящие изменения внешней среды, является одним из важнейших элементов системы стабилизации экономики страны. Всесторонняя поддержка малого бизнеса, помощь в организации собственного дела сегодня одни из приоритетных направлений деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне, а выбор и обоснование бизнес-идеи становятся одной из самых актуальных проблем для начинающих предпринимателей. В статье рассматривается разработка методологии формирования бизнес-идеи создания малых предприни-мательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under the global systemic crisis, the small business sector, providing flexibility and timely response to ongoing changes in the external environment, is one of the most important elements of the system to stabilize the economy of the country. Full support of small business, assistance in organizing their own business are one of the priorities for action at both the fed-eral and regional level today, and the choice and justification of the business idea is one of the most pressing problems for start-ups. The development of the methodology forming busi-ness idea of creating small businesses is observed there in the article.

Текст научной работы на тему «Методология формирования и реализации бизнес-идеи создания малых предпринимательских структур»

Н.А. Лобахина

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ИДЕИ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Аннотация

В условиях мирового системного кризиса сектор малого предпринимательства, обеспечивая гибкость и своевременную реакцию на происходящие изменения внешней среды, является одним из важнейших элементов системы стабилизации экономики страны. Всесторонняя поддержка малого бизнеса, помощь в организации собственного дела - сегодня одни из приоритетных направлений деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне, а выбор и обоснование бизнес-идеи становятся одной из самых актуальных проблем для начинающих предпринимателей. В статье рассматрива-

2010 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ется разработка методологии формирования бизнес-идеи создания малых предпринимательских структур.

Annotation

Under the global systemic crisis, the small business sector, providing flexibility and timely response to ongoing changes in the external environment, is one of the most important elements of the system to stabilize the economy of the country. Full support of small business, assistance in organizing their own business are one of the priorities for action at both the federal and regional level today, and the choice and justification of the business idea is one of the most pressing problems for start-ups. The development of the methodology forming business idea of creating small businesses is observed there in the article.

Ключевые слова

Бизнес-идея, методология формирования бизнес-идеи, малое предпринимательство, методика мозгового штурма, PEST-анализ, SWOT-анализ.

Keywords

Business idea, the methodology for creating business ideas, small business, the technique of braistorming, PEST-analysis, SWOT-analysis.

Развитие малых предпринимательских структур в условиях усиления кризисных тенденций, в рамках стабилизации экономическо-

воспроизводственной системы является одной из наиболее важных задач как для страны в целом, так и для отдельных регионов, в частности. Сегодня экономика страны представляет собой пирамиду, на вершине которой находятся крупные предприятия, численностью работников от 251 и более, формирует же платформу малый бизнес, включающий в себя микро (до 15 человек)- и малые предприятия (до 100 человек). В развитых странах доля малого предпринимательства в ВВП страны колеблется на уровне 60-70%, относительно РФ этот показатель не достигает и 20%. В условиях резко меняющейся экономической парадигмы в сторону ориентации на потребителя, можно смело заявить, что стабильность экономики находится в прямой зависимости от состоя-

ния сферы малого предпринимательства.

Следует отметить, что актуальность развития именно малого сектора экономики обусловлена функциональными особенностями структур, выгодно отличающими их в современных условиях от крупных предприятий.

В условиях рынка все большую актуальность приобретает смена приоритетов от производителя, диктующего правила потребителю, к потребителю, диктующему, что и когда производить производителю, все сильнее проявляется необходимость в реверсе существующих цепочек ценности [1] (рисунок 1) является структурой, отличающейся значительной гибкостью и способностью к быстрой и своевременной реакции на изменение запросов потребителей, удовлетворению как явного, так и скрытого, потенциального, спроса на рынке.

Традиционная цепочка ценностей

Предложение \продукции/ услуги

Активы/ базо-ые компетенции

Ресурсы, сырье

Каналы дос- Потребитель

тавки

Современная цепочка ценностей

Приоритеты

отребителя

Каналы доставки

Предложение продукции/ услуги

Ресурсы, сы рье

Активы/ ба-овые компе тенции

Рис. 1 Реверс цепочки ценности

В качестве еще одной ключевой функциональной особенности малого предпринимательства, обусловливаю-

щей степень его значимости в кризисный период для экономики как страны в целом, так и для регионов, в частности, является реализация им социальной функции.

Значительное количество высвобождающейся в связи с ликвидацией и сокращением кризисных предприятий рабочей силы пополняет списки безработных. Эта проблема создает социальную напряженность, принимающую серьезные масштабы. Агрессия населения и неспособность государственных институтов принять адекватные меры могут привести к коллапсу гражданского общества и спровоцировать критические последствия.

В этой ситуации одним из наиболее эффективных инструментов снижения социальной напряженности является совершенствование системы поддержки и развития малого предпринимательства на уровне региона. Малый бизнес - приоритетная сфера, позволяющая человеку начать с нуля, используя минимальное количество стартовых активов и опираясь в большей степени на способности и персональные навыки самого субъекта предпринимательства.

В условиях экономического риска выбор и обоснование бизнес-идеи становятся едва ли не самой актуальной проблемой для начинающих предпринимателей. Это связано с нестабильным спросом, высоким уровнем конкуренции на большинстве рынков, личностными характеристиками и уровнем знаний индивида. Тем не менее старт нового бизнеса в условиях кризиса, как бы это ни противоречило традиционным стереотипам, может оказаться достаточно удачным мероприятием. Многие успешные предприятия родились именно в период рецессии. Например: компания General Electric Co. появилась в период паники 1873 года, а Hewlett-Packard была основана во время Великой депрессии.

Опираясь на результаты ежемесячного (март 2009) мониторинга влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Ростовской области, в котором принимали участие 165 респондентов из 12 городских округов и 43 муниципальных района области, был проведен анализ влияния кризисных тенденций на объемы производства малых предприятий (рисунок 2 [3]).

Влияние кризисных тенденций на объемы производства продукции малых предприятий за март 2009г.

□ Снижение объемов производства не более чем на 10%

□ Снижение объемов производства не более чем на 50%

□ Снижение объемов производства от 50 до 90%

□ Объемы производства не изменились

□ Увеличение объемов производства

Рис. 2. Анализ влияния кризисных тенденций на объемы производства малых предприятий Ростовской области

Наряду со значительным уменьшением значения показателя на большинстве предприятий, стоит отметить, что 54 респондента (33%) оценили ситуацию как стабильную, а 15 (9%) предприятий констатировали увеличение объемов производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Опираясь на результаты анализа, можно сделать вывод о том, что, по мнению респондентов, влияние кризисных тенденций на сферу малого предпринимательства воспринимается не как угроза внешней среды, а как возможность для развития бизнеса.

В рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства администрация Ростовской области предлагает ряд программ по субсидированию части затрат разной направленности. Практически все мероприятия программы обладают высоким экономическим эффектом и позволяют начать или развить бизнес, имея минимум собственных средств. В этой ситуации ключевой проблемой для начинающего предпринимателя становится выбор сферы деятельности и собственно бизнес-идеи.

Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления -от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения [2].

Идея - это в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо

предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

Таким образом, под бизнес-идеей можно понимать мысленно сформулированный и оформленный в текстовом носителе прообраз бизнеса, характеризующий его предмет, объект, основные бизнес-процессы и желаемый результат деятельности.

Под предметом бизнес-идеи следует понимать основное направление деятельности будущего предприятия, виды продукции или краткие характеристики услуг, которые будут формировать финансовые результаты.

В качестве объекта бизнес-идеи может выступать образ будущей компании: кто будет участвовать в бизнесе? в каком качестве? стоит ли привлекать внешних инвесторов и т. д. При определении характеристик объекта бизнес-идеи следует также оценить собственные финансовые возможности и принять решение об организационноправовой форме и составе участников бизнеса.

Основные бизнес-процессы включают в себя приблизительные характеристики производства, ресурсы, которые потребуются для создания готового

продукта. На этапе анализа бизнес-процессов не имеет смысла углубляться в технологические тонкости, достаточно создать концептуальную модель.

Как правило, возникающих и предложенных идей на практике гораздо больше, чем реально реализованных.

Процесс формирования бизнес-идеи можно представить в виде сово-

купности последовательных этапов, каждый из которых предполагает сбор информации, а также проведение аналитической работы с применением различных инструментов. Этапы формирования и реализации бизнес-идеи представлены на рисунке 3.

Рис. 3 Алгоритм формирования и реализации бизнес-идеи Источник: составлено автором

Основной проблемой на этапе создания бизнес-идеи является оценка и отбор наиболее адекватных и привлекательных.

Первый этап - исследование рынка, предполагает проведение анализа свободных ниш на рынке. Следует оценить внешние факторы в регионе, которые оказывают непосредственное влияние на предпринимательские структуры. Наиболее важным источником возникновения бизнес-идей являются потребности страны, региона, города, района, то есть социальный заказ. Например, в Ростовской области приоритетными являются направления деятельности, связанные с защитой окружающей среды, инновационными технологиями, ремесленничеством и народными художественными промыслами, въездным туризмом [3].

Носителями информации о возможностях развития бизнеса могут быть также печатные издания (газеты, журналы, книги и т.п.), люди (консультанты, эксперты, аналитики, научные работники, преподаватели вузов т.п.), технико-

информационные системы (радио, телевидение, компьютерные сети). Обычно потенциальные предприниматели пользуются этими носителями информации случайно, стихийно, а потому недостаточно. В совокупности вся информация о возможных идеях развития организации может составить банк идей, разработок, технологий и т. п.

Одним из наиболее эффективных инструментов анализа на первом этапе служит PEST-анализ.

PEST - акроним для политических, экономических, социальных и технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ -полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направления бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.

Второй этап - выявление объективных ограничений создания бизнеса. На этом этапе проводится анализ таких фак-

торов, как: наличие собственного капитала; возможность привлечения средств со стороны; необходимость привлечения квалифицированного персонала; индивидуальные способности (таланты), навыки предпринимателя; субъективная привлекательность отдельных сфер деятельности для предпринимателя; допустимые временные затраты на создание и ведение бизнеса; максимальный срок окупаемости проекта; минимальная норма прибыльности.

На третьем этапе выбора и формирования концепции бизнеса происходит соответственно генерация самой идеи с учетом информации, полученной на первом и втором этапе.

Одним из наиболее эффективных методов на этом этапе можно считать метод «мозгового штурма». Для генерации бизнес-идей должна быть выбрана группа из нескольких человек, заинтересованных в создании бизнеса. Под генерацией понимается формирование общего списка подходящих видов бизнеса. В него могут входить как реальные, так и, на первый взгляд, совершенно неосуществимые бизнес-идеи. После составления списка методом голосования из него выбираются максимально подходящие идеи.

Результат «мозгового штурма», направленного на генерацию наиболее перспективных для области бизнес-идей, проведенного в г. Ростове-на-Дону, представлен в таблице 1. Состав участников: всего - 42 человека, из них 7 человек

представляли Аксайский район, 11 человек - Азовский район, 6 человек - Зерноградский район, 6 человек - Ростов-на-Дону, 4 человека - г.Шахты и 8 человек -представляли прочие районы Ростовской области. Социальный статус респондентов - руководители и собственники бизнеса, в том числе 19 человек - собственники бизнеса, опыт работы на малых предприятиях от 1 до 13 лет. Образовательный уровень - 100% участников мозгового штурма имеют высшее или среднеспециальное образование.

На 1-м этапе было высказано 29

идей.

На 2-м этапе, при проведении анализа предложенных идей, была проведена проверка соответствия их ряду критериев:

1.Можно ли уложиться в сумму 250 тысяч рублей для старта?

2.Есть ли спрос в Ростовской области на данную продукцию или услугу?

3.Требуются ли специальные знания и опыт работы по данному направлению деятельности?

В результате список идей сократился до 17.

На 3-м этапе было проведено голосование с целью определения приоритетов в отношении выдвинутых идей.

Технология голосования: каждый участник получил по 5 голосов, которые мог разделить в любом порядке между оставшимися идеями.

Таблица 1.Рейтинг бизнес-идей для старта нового бизнеса при условии получения

субсидии

№ п/п Бизнес-идея Количество голосов

Организация объекта обслуживания жилищно-коммунального хозяйства 22

Организация объекта общественного питания 21

Розничная торговля продуктами 19

Производство и продажа продукции птицеводства 18

Домашний детский сад 17

Разработка сайтов, услуги программного обеспечения 16

Продолжение таблицы 1

Производство и продажа продукции растениеводства 15

Ремонт оргтехники 13

Услуги няни, уборка по дому 12

Организация праздников 11

Автомойка 9

Ателье 9

Оптовая торговля продуктами 8

Организация грузоперевозок 6

Гостиница для животных 6

Производство этнических сувениров 5

Букмекерские услуги 3

Итого голосов (42*5) 210

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы выяснили, что наиболее привлекательными бизнес-идеями для предпринимателей области являются: организация объекта обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, организация объекта общественного питания и розничная торговля продуктами.

Альтернативным подходом к формированию перечня бизнес-идей является социологическое исследование общественного мнения, позволяющее на основании анализа первичных данных, полученных от непосредственных потребителей, выявить скрытый спрос на определенный вид продукции или услуг.

На четвертом этапе - предварительной оценки эффективности проекта - наиболее эффективным инструментом, позволяющим провести экспресс-оценку идеи на начальном этапе, по мнению автора, может служить SWOT-анализ.

SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные

стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы), практически не используется в оценке бизнес-идей.

В условиях применения SWOT-анализа к проблеме выявления сильных и слабых сторон бизнес-идей анализ

среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые существуют во внешней среде по отношению к новому предприятию, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает вновь создающееся предприятие по сравнению со своими конкурентами. Это дает представление о потенциальных рисках нового бизнеса, позволяет принять более взвешенное решение, предусмотреть альтернативные стратегии, а при необходимости - разработать новую бизнес-идею.

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии новой бизнес-структуры.

Пятый этап - формирование бизнес-плана - предполагает написание компактного документа, который позволит определить последовательность действий с целью оправдания ожиданий относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей.

Бизнес-план не носит директивного характера, а определяется потребностью потенциального руководителя организации в детализации перспектив развития, позволяющей не только про-

считать возможные риски, но и представить исполнителям перспективу их деятельности. Бизнес-планирование позволяет также определить ресурсы, требуемые для достижения поставленных целей, и определить сбалансированную систему показателей, с помощью которой можно осуществлять оперативное управление и оценку степени успешности реализации стратегии на отдельных ее этапах.

Шестой этап в алгоритме является необязательным и реализуется в случае необходимости привлечения внешних источников финансирования. Стоит отметить, что поиск инвесторов происходит на основании составленного ранее бизнес-плана.

Седьмой этап включает в себя общую подготовительную работу, связанную с поиском помещения, персонала, закупкой необходимых материалов, регистрацией и постановкой на налоговый учет предприятия.

Под восьмым, заключительным, этапом понимается запуск производства продукции или оказания услуг, то есть трансформацию бизнес-идеи в полноценный бизнес.

Таким образом, представленная автором методология формирования бизнес-идеи позволит создать эффективную бизнес-структуру на основании упорядоченной последовательности этапов принятия решений. Представ-

ленная методология позволит начинающим предпринимателям выявить объективные потребности региона и собственные субъективные пожелания, оценить эффективность и адекватность разработанной бизнес-идеи сложившейся экономической ситуации, минимизировать потенциальные риски, использовать возможности различных программ развития и поддержки предпринимательства на региональном уровне.

Библиографический список

1.Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 448с.;

2.Филобокова Л.Ю. Рыночная устойчи-

вость и конкурентоспособность малого предпринимательства: Монография.-

Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008;

3.Портал «Малый и средний бизнес Дона» http://mbdon.ru/support.htm?

Bibliographic list

1. Adrian Slivotski, David Morrison. Marketing at the speed of thought. M.: Ecsmo, 2003;

2.Filobokova L. Market stability and competitiveness of small business. Volgograd. FGOU VPO VAGS. 2008;

3.Portal "Small and Medium Business Don" http://mbdon.ru/support.htm?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.