6. Попова, А. Л. Трансформация российского рынка труда в условиях цифровизации экономики / А. Л. Попова, М. В. Канавцев // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2018. -№ 52. - С. 171-176.
7. Устойчивое развитие Российской Федерации в условиях глобальных вызовов и угроз экономической безопасности / Н. В. Артемьев, А. Д. Петров, М. Ю. Маковецкий [и др.]. Том Часть 1. - Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. - 189 с.
DOI: 10.24412/1994-3776-2024-1-35-43 УДК: 331.1
Д. В. Вельмисова
АНАЛИЗ НАУЧНОГО ДИСКУРСА О ФЕНОМЕНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
D. Velmisova. Analysis of scientific discourse about the phenomenon of human
potential: value and meaning components.
Аннотация. Статья посвящена анализу научного дискурса о феноменах человеческого потенциала и человеческого капитала в научном пространстве современных междисциплинарных исследований. В статье раскрывается содержание понятия человеческий потенциал, представлены результаты наукометрического анализа публикационного поля по данной проблематике, на основе выборки 529 наиболее релевантных статей, размещенных в базе ScienceDirect в 20142024 гг. В процессе сетевого анализа выявлено наличие 8 исследовательских областей, составляющих кластеры в современных исследованиях содержания и характеристик человеческого потенциала. Зафиксировано, что в структуре научного дискурса в современной зарубежной науке человеческий потенциал не в полной мере соотносится с духовно-нравственной компонентой, ценностями, а интерпретируется, преимущественно, в контексте психического здоровья, физического здоровья и физической активности, долголетия, повышения уровня образования, устойчивого развития. В то время как в отечественной науке человеческий потенциал соотносится с интенсивным развитием концепции человекоориентированного управления. Ключевые слова: человеческий потенциал,
ценностно-мотивационные смыслы, человеческий капитал, инновационное развитие.
Abstract. The article is devoted to the analysis of scientific discourse about the phenomena of human potential and human capital in the scientific space of modern interdisciplinary research. The article reveals the content of the concept of human potential, presents the results of a scientometric analysis of the publication field on this issue, based on a sample of 529 of the most relevant articles posted in the ScienceDirect database in 2014-2024. In the process of network analysis, the presence of 8 research areas that make up clusters in modern studies of the content and characteristics of human potential was revealed. It has been recorded that in the structure of scientific discourse in modern foreign science, human potential is not fully correlated with the spiritual and moral component, values, but is interpreted mainly in the context of mental health, physical health and physical activity, longevity, increasing the level of education, sustainable development. While in domestic science human potential is correlated with the intensive development of the concept of human-oriented management.
Keywords: human potential, value and motivational meanings, human capital, innovative development.
1 Вельмисова Дарья Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом. Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
D. Velmisova - PhD in Social Sciences, associate professor at the Department of Sociology and Human Resource Management, Saint-Petersburg State University of Economics.
© Вельмисова Д.В., 2024
Контактные данные: 193023, Санкт-Петербург, Contact information: Griboedov Canal
наб. канала Грибоедова, д.30/32; e-mail: daria- Embankment, 30/32, Saint Petersburg, 193023; [email protected] e-mail: daria-babiy @yandex.ru
В контексте парадигмы человекоориентированного управления происходит качественно новое осмысление сущности понятия «человеческий потенциал», который становится «одним из важнейших ресурсов в производстве товаров и услуг, сопровождаемым предметно-деятельными программами вовлечения в сферу трудовой деятельности новых знаний и умений, навыков, и в конечном счёте компетенций, обеспечивающих решение общественно значимых задач» [13]. Теоретико-методологический анализ свидетельствует о формировании интереса к данному и смежным понятиям в отечественной науке в начале 90х гг. в работах В.К. Потемкина и М.Х. Балкизова [10; 12], С.Д. Валентея и Л.И. Нестерова [3], О.И. Генисаретского [1], О.И. Иванова [6], Н.М. Римашевской [14] и др.
Это объясняется исследователями тем, что при переходе к рыночной экономике, в основе которой лежит расширение прав и ответственности работников, рост их экономической самостоятельности, возникло противоречие между необходимостью включения трудового потенциала работников в систему экономических преобразований и возможности его активизации [12, c. 1]. В интерпретации трудового потенциала прослеживаются многоаспектные составляющие, в т.ч. ценностно-смысловые и мотивационные: исполнительность, аккуратность, способность принимать нестандартные решения, идти на риск; теоретические знания; рациональный способ работы, практические навыки; способность решать комплексные вопросы; способность организовать труд многих людей и др. А перспективы развития трудового потенциала по самооценкам ИТР наряду с повышением интеллектуальных требований в работе, расширением самостоятельности и рядом организационно-экономических аспектов включают необходимость улучшения сотрудничества с коллегами из других служб. Вместе с тем, трудовой потенциал, входя в структуру человеческого потенциала отражает, прежде всего, часть населения, занятого в экономике.
Идея сетевой социальной компоненты получила дальнейшее развитие в работах О.И. Иванова, где она рассматривается как составляющая человеческого потенциала, которая реализуется как в социальных связях между внутренними компонентами человеческого потенциала (потребностями, способностями и готовностями), так и связях между носителями разных потенциалов. Следовательно, от плотности социальных связей зависит степень интегрированности человеческого потенциала общностей, его устойчивость, его способность к саморазвитию [6, c. 53]. Вместе с тем, помимо сетевой компоненты, в структуре человеческого потенциала присутствуют демографическая, образовательная, трудовая, культурная, гражданская, духовно-нравственная компоненты, компонента здоровья.
Контексты исследования и интерпретации человеческого потенциала в отечественной науке включают экономические, социально-организационные аспекты, социальноэкологические, демографические, экзистенциальные (духовно-практические) [5] аспекты. Инновационная направленность развития экономики актуализирует проблему реализации интеллектуальных резервов как составляющей человеческого потенциала [94 c. 101]. Человеческий потенциал исследуется на уровне макро-, мезо- и микросоциальной среды, в т.ч. в развитии регионов и территорий, стратегическом развитии предприятий и организаций. Можно согласиться с Соболевой И.В., которая утверждает, что «человеческий потенциал экономики можно охарактеризовать как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетенции, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей» [15, c. 12]. И, действительно, нравственное здоровье, в котором отражается ценностно-смысловое измерение личности,
согласованность внутренней структуры ценностно-мотивационных смыслов, их соответствие логике развития общественных отношений предопределяют возможности формирования активной деятельной позиции и индивидов и социальных групп.
Анализ зарубежной литературы свидетельствует о фактическом отсутствии в научном поле общепринятого понятия «человеческий потенциал», что согласуется с выводами А.А. Федотова о замене термина «потенциал» понятиями «человеческие ресурсы» или «трудовые ресурсы» [16].
Нами был осуществлен анализ публикаций, размещенных в базе ScienceDirect в 20142024 гг., отобранных по ключевому слову «человеческий потенциал» («human potential»). Для проведения наукометрического анализа была сформирована выборка из 529 наиболее релевантных статей, опубликованных в областях: социальные науки; психология; бизнес, менеджмент и бухгалтерский учет. Обработка данных производилась в программном комплетее VosViewer, который позволил реализовать кластерный анализ. Единицей анализа является понятие, характеризуемое двумя параметрами - общим количеством упоминаний и количеством совместных упоминаний с другими понятиями. В качестве метода анализа данных с использованием программы «VOSviewer» применялся метод «co-occurrence», который объединяет в кластеры ключевые слова в зависимости от частоты их совместных упоминаний в одной работе.
Из полученной выборки были отобраны ключевые слова, из которых 52 упоминаются наиболее часто в контексте человеческого потенциала, имеют взаимосвязи и на этой основе могут быть объединены в тематические кластеры.
Результаты сетевого анализа свидетельствуют о том, что «благополучие» (well-being) является центральным понятием научных работ, в которых в каком-либо контексте упоминается «человеческий потенциал». Благополучие можно интерпретировать как удовлетворенность сотрудника, которая основывается на 5 направлениях - физическое и психологическое здоровье, финансовое благополучие, карьерный рост и социальное взаимодействие.
Что касается остальных понятий, то они были объединены в сеть из 8 тематических кластеров. Вместе с тем, все кластеры вошли в единую сеть понятий, поэтому деление носит несколько условный характер. Дальнейшая интерпретация кластеров реализуется на основе вошедших в них ключевых слов.
- Кластер 1: развитие детей, covid-19, неравенство в образовании, образование на протяжении всей жизни, психическое здоровье, бедность, расизм.
- Кластер 2: культура, пол, лишение жизни, личность, лидерство, самость,
самоубийство, благополучие
- Кластер 3: развитие демократии, эмпатия, обучение, устойчивость, спорт, стресс, технологии.
- Кластер 4: возможности, участие, глобализация, высшее образование, права человека, неолиберализм, социальная справедливость.
- Кластер 5: креативность, среда, эвдемония, счастье, здоровье, позитивная психология, благополучие
- Кластер 6: изменение климата, экономический рост, физические упражнения, мотивация, физическая активность, устойчивость, устойчивое развитие
- Кластер 7: подростки, дети, религия, духовность.
- Кластер 8: искусственный интеллект, инновации.
Библиометрический анализ подтверждает отсутствие среди ключевых слов таких понятий как «ценности», «смыслы», «потребности», то есть понятие «человеческого потенциала» в современной зарубежной литературе интерпретируется ограничительно с акцентированием внимания на таких составляющих как психическое, физическое здоровье и образование населения (см. Рис. 1).
Для уточнения результатов нами был проведен дополнительный библиометрический анализ публикаций, размещенных в базе ScienceDirect в 2014-2024 гг., отобранных по ключевым словам «человеческий потенциал» (human potential) и «ценности» (values). В результате были идентифицированы 40 ключевых слов, из них «ценности» является одним из наименее упоминаемых понятий, которое не обнаружило устойчивых связей с другими понятиями библиометрической карты и заняло изолированное положение (см. рис. 2). Такие понятия как «ценности», «потребности», «смыслы» не вошли в число упоминаемых.
ohysical activity
mental health
sijBrt resiljgpce
edqgatior
technology '■
positive i^/chology mvirnimi-nr ф sustainability
development
well-being suitalna„ed™i„pmm
pajj£rty
olibgralism €Pfiai*mc
happine!
VOSviewer
Рисунок 1. Библиометрическая карта научного дискурса о понятии «человеческий потенциал» (источник: VOSviewer, приводится на языке оригинала)
multimodality
digitalization
cluster apalysis
higher ^ucation
spirituality
^ " s
/ \
f values \
humatj. capital
leadership
physical activity
educatic
well-being
sustainable development happiness
capabilities
engagement
artificiallRtelligence
technology
^VOSviewer
Рисунок 2. Библиометрическая карта научного дискурса о понятиях «человеческий потенциал» и «ценности» (источник: VOSviewer, приводится на языке оригинала)
Проведенный библиометрический анализ позволил подтвердить гипотезу, что понятие «человеческий потенциал» не связывается современными зарубежными исследователями с духовно-нравственной компонентой, а интерпретируется, преимущественно, в контексте психического здоровья, физического здоровья и физической активности, продолжительности жизни, повышения уровня образования, устойчивого развития, в т.ч. в контексте резильентности. Концепция устойчивого развития направлена, прежде всего, на стратегические цели человечества в глобальном масштабе, такие как удовлетворение наиболее важных для жизни потребностей всех людей и прдоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени. Вместе с тем, несмотря на социально ориентированный характер концепции устойчивого развития в целом, «человеческий потенциал» в ней рассматривается в глобальном значении применительно к глобальным рискам (экологическим, демографическим и др.), т.е. как экономическая категория, при этом в научном дискурсе игнорируются человекоориентированные аспекты проблемы на уровне локальных рисков, например, инновационного развития территорий и регионов. Человек с присущими ему уникальными потребностями, ценностными ориентирами и смыслами становится ресурсом, используемым для достижения целей усточивого развития человечества.
Полученным результатам и подобной интерпретации человеческого потенциала соответствует Индекс человеческого развития (до 2013 года Индекс развития человеческого потенциала), который является агрегированным показателем на основе достижений страны в трех областях: здоровье и долголетие, образование и уровень жизни. Аспект здоровья оценивается по ожидаемой продолжительности жизни при рождении, аспект образования измеряется средним количеством лет обучения для взрослых в возрасте 25 лет и старше и ожидаемым количеством лет обучения для детей школьного возраста. Измерение уровня жизни измеряется валовым национальным доходом на душу населения.
Латова Н.В. отмечает, что в современной науке (как за рубежом, так и в России) уже несколько десятилетий происходит трансформация исходного понятия «человеческий капитал» в более широкий концепт «человеческий потенциал» [7], при этом проведенный нами анализ подтверждает, что пока гораздо более распространенным и изученным понятием в современной зарубежной научной литературе является «человеческий капитал»: по данному запросу с 2014 по 2024 гг. формируется выборка из 19889 результатов. Согласно теории Й. Шумпетера, движущей силой экономического роста являются инновации, в связи с чем, исследователи человеческого капитала отмечают возможность повышения инновационного потенциала экономики посредством порождения новых идей и разработки технологий [17]. Согласно этим моделям (Р. Лукас, П. Ромер, Ф. Агьон и др.), определенный уровень образования населения способен продуцировать непрерывный поток новых идей; тем самым образование может воздействовать на темпы долгосрочного роста экономики, даже если уровень образования больше не повышается.
В Глобальном Инновационном Индексе также присутствует раздел, отображающий качество человеческого капитала, по которому Россия в 2023 году превосходит средний показатель по странам Европы (см. рис. 3).
Человеческий капитал в данном случае включает в себя индикаторы по образованию (расходы, финансирование, продолжительность обучения и др.), высшему образованию (зачисление в вузы и др.) и науке.
В контексте инновационного развития актуализируется дальнейшая интерпретация человеческого потенциала, включающего ценностно-смысловую составляющую [13], Личность - это социальное явление и как подчеркивает В.К. Потемкин, главным вопросом современного управления, включая и психологию, и социологию управления, является вопрос о том, как возникает мотивация в сфере труда, каким образом она связана с личностью работника, какие ситуативные моменты могут влиять на эти параметры, каким образом
можно влиять на побуждения и действия работников в условиях современной экономики [8, с. 165]. Обращение к трансформации мотивации персонала обусловлено возрастанием в рыночной экономике личностного фактора, ведь именно человек со всеми его преимуществами и недостатками является активным субъектом производственных, экономических, научно-технических и социальных отношений. Отмечается, что с развитием понимания мотивации персонала в структуре производственно-экономических преобразований становится важным:
- раскрытие и стимулирование творческого потенциала работника;
- усиление взаимодействия в решении производственных вопросов работодателей и работников;
- создание условий для социального мониторинга мотиваций персонала;
- определение объективности и достаточности производственной и экономической информации и т.д. [8, c. 212]
Справедливо утверждение, что одним из важнейших уровней структуры личности является ценностно-смысловое измерение ее существования, а источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и личностные ценности, отношения и конструкты. В их форме в личности человека представлены все смыслы, образующие основу его внутреннего мира, определяющие динамику его эмоций и переживаний, структурирующих и трансформирующих его картину мира и ее ядро -мировоззрение [8, с. 27].
Исследования культурных различий позволили доказать существование зависимости между измеряемыми культурными характеристиками и предрасположенностью тех или иных наций и их экономик к инновациям, к распространению предпринимательской деятельности, долгосрочным инвестициям и др. [2] Вместе с тем, обращение внимания на смыслы деятельности, которые детерминированы как диспозиционно, так и ситуационно, позволяют исследовать различия ценностно-смысловых составляющих человеческого потенциала в более однородном локальном социуме, в т.ч. в рамках предприятий и организаций. Как утверждается, базовая модель ценностей, которая формируется национальной культурой и ретранслируется в ней, формирует общие рамки представлений человека о должном поведении, а руководством к личному действию становятся жизненные устремления конкретного человека [7].
Рисунок 3. Сравнение России с другими группами стран по критериям инновационного развития согласно Глобальному инновационному индексу 2023 г. (составлено автором на основе: [19])
В период 2016-2023 гг. авторами были реализованы исследования ценностномотивационных смыслов работников предприятий и организаций. В исследовании мы исходим из теоретической предпосылки о том, что ценностно-мотивационные смыслы в деятельности определяют интерпретацию человеком окружающей действительности, отношение к ней, тем самым конструируя субъективное восприятие действительности и задавая вектор социального и профессионального поведения человека в определенном контексте. Терминальные ценностно-мотивационные смыслы отражают представления различных групп работников относительно значимости целей деятельности. Инструментальные смыслы отражают представления работников о характеристиках успешного профессионального поведения.
В структуре терминальных ценностно-мотивационных смыслов нами были выявлены смыслы, направленность которых соотносится с современными представлениями о характеристиках инновационного поведения личности на уровне целей деятельности, в частности такие смыслы как:
- активная, деятельная жизнь: возможность эмоциональной и интеллектуальной самореализации на работе, меньшее количество рутинных задач, многоплановость и динамичность выполняемых функций;
- познание: возможность расширения своих профессиональных знаний благодаря работе в компании, например, благодаря обучению, посещению профессиональных семинаров, конференций, обмену опытом с коллегами;
- продуктивная жизнь: поощрение организацией максимально продуктивных
работников; возможность достижения сложных целей и решения нестандартных задач;
- развитие: возможности профессионального развития благодаря работе в компании; корпоративная культура, поощряющая профессиональное развитие сотрудников;
- творчество, инновации: наличие творческих задач; возможность реализации новых идей в работе [4].
Результаты проведенного сравнительного анализа [18] ценностно-мотивационных смыслов работников финансово-кредитной сферы, фармацевтической отрасли и студентов
экономического вуза свидетельствуют о различиях в человеческом потенциале инновационного развития. Эти различия обусловлены ценностно-смысловыми ориентирами, предопределяющими принятие и реализацию решений в профессиональной деятельности работниками различных групп.
Несмотря на то, что исследуемые отрасли характеризуются высоким уровнем инновационности, зафиксирована более выраженная смысловая ориентированность работников фармацевтической отрасли на развитие инновационных компетенций в деятельности по сравнению с работниками финансово-кредитного сектора и студенческой молодежью.
В результате анализа ценностно-мотивационных смыслов формирования инновационных компетенций работников финансово-кредитного сектора выявлено, что смыслы, определяющие направленность работников на инновационную деятельность в целом обладают второстепенным значением в сознании как руководителей, так и специалистов. Это подтверждается тем, что ни один из указанных ценностномотивационных смыслов не был оценен рангами 1 - 5, т.е. как наиболее значимый в трудовой деятельности.
Различия были выявлены и в рамках профессионально-квалификационных и статусных групп в каждой отрасли. По результатам анализа данных определены типы работников с высоким, средним и низким уровнем потенциала развития инновационных компетенций на основе оценки смысловых предпосылок осуществления инновационной деятельности (в зависимости от степени значимости соответствующих ценностно-мотивационных смыслов). Другими словами, можно предположить, что представители обозначенных подгрупп в своей трудовой деятельности демонстрируют различный уровень инновационной направленности поведения.
Значительная доля персонала фармацевтической отрасли обладает значительным потенциалом для проявления инновационности в поведении, поскольку ценностномотивационные смыслы инновационного развития были оценены респондентами в диапазоне от 4,5 до 6 баллов (где: 1 - совершенно не значим; 2 - не значим; 3 - не совсем значим; 4 - немного значим; 5 - значим; 6 - весьма значим). Однако, данный потенциал не обеспечен возможностью реализации в профессиональной деятельности, что подтверждается оценками удовлетворенности находящимися в пределах 3-4 баллов из 6 возможных.
Структура научного дискурса о человеческом потенциале в отечественной науке соотносится с интенсивным развитием концепции человекоориентированного управления [11], в центре которой находится личность работника. При этом аналогичный дискурс в современной зарубежной науке находится в начальной стадии формирования и человеческий потенциал не в полной мере соотносится с духовно-нравственной компонентой, ценностями, а интерпретируется, преимущественно, в контексте психического здоровья, физического здоровья и физической активности, долголетия, повышения уровня образования, устойчивого развития, в т.ч. в контексте резильентности. Концепция устойчивого развития направлена, прежде всего, на стратегические цели человечества в глобальном масштабе.
Не вызывает сомнений, что поведение, в т.ч. инновационное во многом определяется структурой ценностно-мотивационных смыслов деятельности человека, понимание которых создает возможности для оказания управленческого воздействия на развитие потенциала личности и человеческого потенциала предприятия/ региона.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Ашмарин И. И., Генисаретский О. И. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода /Под ред. И.Т. Фролова Рос. акад. наук, Ин-т человека. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 173 с.
2. Аузан А. Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. - М. : Издательство АСТ, 2023. - 160 с.
3. Валентей С. Д., Нестеров Л. И. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. М. : Б.и., 1998. - 22 с.
4. Вельмисова Д. В. Ценностно-смысловые предпосылки развития инновационности работников / Д. В. Вельмисова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2021. - № 3. - С. 13-20. -DOI 10.51692/1994-3776_2021_3_13.
5. Зотова Е.В. Человеческий потенциал региона: формирование и развитие / Е.В. Зотова, Н.Н. Катайкина, Л.Н. Чубрикова; под общ.ред. А.Ф. Полякова. - Саранск : Принт-Издат, 2013. - 252 с.
6. Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование) ИПРЭ РАН. СПбГУ. - СПб. : Скифия-принт, 2013.
7. Латова Н.В. Человеческий потенциал российских рабочих: ценности и установки // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10. № 2. С. 44-58. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.044-058
8. Потемкин В. К. Профессиональная деятельность. Человек. Личность. Работник / В.К. Потемкин ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. социологии и упр. персоналом. - Санкт-Петербург : Инфо-да, 2009.
9. Потемкин В. К. Профессиональное распознавание и оценка личности : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. - 235 с.
10. Потемкин В.К. Трудовой потенциал и кадровая политика предприятий. Препринт научного доклада. Санкт-Петербург, 1994.
11. Потемкин В.К. Человекоориентированное управление предприятиями и организациями // Экономика и управление, 2020. Т. 26. № 2. С. 165-176.
12. Потемкин В.К., Балкизов М.Х. Трудовой потенциал рабочего: теоретический и эмпирический анализ. Нальчик, 1992.
13. Потемкин В.К., Вельмисова Д.В., Потемкин М.С. Социальная бифуркация в использовании человеческого потенциала современными предприятиями // Известия СПбГЭУ, 2024, №1. С. 146-152.
14. Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России, взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. № 3. С. 34-35.
15. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики. Проблема сохранения и развития. М. : Наука, 2007.
16. Федотов А.А. Человеческий потенциал и качество населения: подходы к определению// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №3-2. URL:
https://cyberleninka.rU/artide/n/chelovecheskiy-potentsial-i-kachestvo-naseleniya-podhody-k-opredeleniyu (дата
обращения: 27.02.2024).
17. Ханушек Э., Вёссманн Л. Интеллектуальный капитал в разных странах мира. Образование и экономическая теория роста. - М. : Изд. дом ВШЭ. - 2022.
18. Ценностно-мотивационные смыслы формирования инновационных компетенций работников предприятий и организаций: монография / В.К. Потемкин, Д.В. Вельмисова - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. -158 с.
19. Global Innovation Index 2023 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023/ru.pdf (дата обращения: 01.02.2024)