Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ РАБОТНИКОВ'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное поведение / инновационный потенциал / инновационность / ценностно-мотивационные смыслы / трудовая деятельность. / innovative behavior / innovative potential / innovativeness / value-motivational meanings / labor activity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Д В. Вельмисова

В статье на основе проведенного теоретико-эмпирического анализа предложена новая научная интерпретация ценностно-смысловых основ развития инновационности работников. Определены терминальные ценностно-мотивационные смыслы, представляющие собой внутренние предпосылки для формирования активной позиции личности в отношении инновационной деятельности. На основе статусных различий зафиксированы группы руководителей и рядовых специалистов, обладающих высоким, средним и низким уровнем смыслового потенциала инновационности (в зависимости от степени значимости соответствующих ценностно-мотивационных смыслов). Предложены направления деятельности по реализации ценностно-ориентированного управления инновационным потенциалом работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Д В. Вельмисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-motivational meanings as prerequisites for the development of employees innovativeness

The paper on the basis of the theoretical and empirical analysis proposes a new scientific interpretation of the value-semantic foundations of the employees innovativeness development. The author defines terminal value-motivational meanings, which are prerequisites of employees innovative activity in labor behavior. The article identifies groups of employees with high, medium and low levels of the value-semantic potential of innovativeness (depending on the grades of significance of the corresponding value-motivational meanings). The directions of activity for value-oriented management implementation of employees innovative potential are proposed.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ РАБОТНИКОВ»

DOI: 10.51692/1994-3776_2021_3_13 УДК: 316.48

Д.В. Вельмисова

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ РАБОТНИКОВ

D. Velmisova. Value-motivational meanings as prerequisites for the development

of employees innovativeness

Аннотация. В статье на основе проведенного теоретико-эмпирического анализа предложена новая научная интерпретация ценностно-смысловых основ развития инновационности работников. Определены терминальные ценностно-мотивационные смыслы, представляющие собой внутренние предпосылки для формирования активной позиции личности в отношении инновационной деятельности. На основе статусных различий зафиксированы группы руководителей и рядовых специалистов, обладающих высоким, средним и низким уровнем смыслового потенциала инновационности (в зависимости от степени значимости соответствующих ценностно-мотивационных смыслов). Предложены направления деятельности по реализации ценностно-ориентированного управления инновационным потенциалом работников.

Ключевые слова: инновационное поведение, инновационный потенциал, инновационность, ценностно-мотивационные смыслы, трудовая деятельность.

Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, тел.: 8 (905) 269-20-56, e-mail: [email protected]

Annotation. The paper on the basis of the theoretical and empirical analysis proposes a new scientific interpretation of the value-semantic foundations of the employees innovativeness development. The author defines terminal value-motivational meanings, which are prerequisites of employees innovative activity in labor behavior. The article identifies groups of employees with high, medium and low levels of the value-semantic potential of innovativeness (depending on the grades of significance of the corresponding value-motivational meanings). The directions of activity for value-oriented management implementation of employees innovative potential are proposed.

Key words: innovative behavior, innovative potential, innovativeness, value-motivational meanings, labor activity.

Contact information: 191023, St. Petersburg, st. Sadovaya, 21, tel.: 8 (905) 269-20-56, e-mail: [email protected]

В условиях перехода к Четвертой промышленной революции работники организаций и предприятий оказываются вовлеченными в процессы внедрения новых технологий, изменения традиционных методов решения производственных задач. Происходящие изменения затрагивают не только технологическую сферу, но и социально-психологическую, порождая новые формы социально-трудового взаимодействия, новые требования к социальным, психологическим, когнитивным ресурсам человека. Вместе с внедрением инновационных технологий трансформируются темпоральные ориентиры на макро, мезо и микроуровне, что на практике выражается в изменении восприятия пространства и времени социальными группами и отдельными людьми, переживания своего положения в прошлом, настоящем и будущем. Не случайно Дж. Урри, исследуя новый тип темпоральности в обществе, отмечал, что ключевым процессом является переход от «часового времени» к «моментальному» (instanteneous), т.е. представление о времени как о текущем, относящемся

Вельмисова Дарья Владимировна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и управления персоналом. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. D. Velmisova - PhD in Social Sciences, Senior Lecturer at the Department of Sociology and Human Resource Management. Saint-Petersburg State Economic University. © Вельмисова Д.В., 2021.

только к настоящему. Процессы, которые порождают этот темпоральный режим связаны с информационными и коммуникационными переменами, основанными на времени наносекунд; ускорением «ритма жизни»; технологическими и организационными переменами, стирающими различие между днем и ночью, буднями и выходными, домом и работой, работой и развлечением и рядом других факторов [11, с. 247]. Субъективное восприятие «ускорения жизни» сопровождается возрастанием неопределенности в системе жизненных координат, размыванием перспектив, ценностным релятивизмом и, как следствие, отставанием адаптации человека к новым требованиям, быстрым устареванием знаний. Работники предприятий и организаций оказываются в условиях, требующих мобильности, адаптивности, и, в конечном счете, значительного инновационного потенциала, отражающего деятельностную активность человека по отношению к освоению нового профессионального опыта. Совершенно не случайно обращается внимание, что ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования [9, с. 468]. Особо значимая роль в создании контекста, в котором реализуется инновационность работников, принадлежит руководителям предприятий и организаций. Жизненная позиция руководителей, их понимание своей роли на предприятии, восприятие целей своей профессиональной деятельности и интерпретация эффективных ролевых моделей во многом определяют развитие коллектива предприятия. Нельзя не согласиться с тем, что «механизм формирования активности личности в сфере труда вполне определен и зависит от оплаты и условий труда, от содержания и характера труда, от возможностей развивать свои способности и трудовой потенциал, от методов, применяемых на предприятии для обеспечения самореализации в процессе труда» [7, с. 63] и ключевое значение в данном механизме имеет личность руководителя.

В связи с этим, автором было предпринято теоретическое и эмпирическое исследование с целью выявить ценностно-смысловые предпосылки, определяющие потенциал развития инновационности работников, классифицируя смыслы по признаку статусной принадлежности, что позволило в дальнейшем зафиксировать долю руководителей и рядовых специалистов финансово-кредитного сектора, обладающих высоким потенциалом инновационности.

В структуру инновационного потенциала личности исследователями, как правило, включаются не только интеллектуальная активность (креативность), но и такие виды активности как ценностно-мотивационная (созидательность) и деятельностная (инновационность) [6, с. 20]. Соответственно, креативность определяется как когнитивно-прогностический компонент, инновационность - динамически-организационный компонент, созидательность - эмоционально-мотивационный компонент. В широком смысле инновационность интерпретируется как совокупность личностных качеств, обеспечивающих восприятие, оценку, доработку, оперативное внедрение и практическую реализацию оригинальных идей, реализующихся в деятельностной активности. В более узком смысле инновационность определяется как «готовность, склонность и способность сотрудника распознавать новые идеи в отношении инноваций в продуктах и услугах или процессах или новый организационный метод в деловой практике, применение которого может улучшить бизнес компании» [13]. Как правило, инновационная деятельность связывается с внедрением разнообразных новшеств, социальных, технологических, экономических и др., имеющих предметно ориентированный характер. Вместе с тем, деятельность работников может обладать такими признаками инновационности как созидательность, ориентация на усовершенствование трудового процесса, проявление активности и инициативы в решении производственных задач, стремление к повышению профессиональной квалификации, освоению новых областей знаний. Выделяют ряд

показателей, позволяющих определить готовность человека к инновационной деятельности

[3]:

- проявление интереса к новшеству и его динамика - позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу инноваций, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности;

- сформированность мотива самосовершенствования - осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;

- сформированность мотива преодоления затруднений - осознание личностью недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность.

По мысли О.Б. Михайловой, инновационность личности выражается в форме деятельностной активности: стремление к пониманию и поддержке новых прогрессивных идей; готовность к освоению нового профессионального опыта и непрерывному обучению; открытость эксперименту; целеустремленность и настойчивость в получении положительного результата; видение социально-значимых результатов от внедрения нового для общества; стремление к конструктивному сотрудничеству с другими людьми [6, а 20]. Важнейшими характеристиками инновационности личности, по мнению исследователей, являются: готовность к риску ради новых достижений, адаптивность к изменениям, настойчивость, независимость, позитивность, открытость новому, интуиция, созидательная направленность, конструктивное лидерство.

Обобщая научные интерпретации инновационности, стоит обратить внимание на значимость ценностно-мотивационного компонента в ее развитии, отмечаемую исследователями. Так, Н.В. Лебедевой и Е.В. Осиповой выявлена взаимосвязь ценностей личности, показателей социального капитала и отношения к инновациям [4]. Доказано, что ценности «открытости изменениям» (самостоятельность, стимуляция) имеют сильную положительную корреляционную взаимосвязь со всеми переменными, отражающими отношение к инновациям. Ценности «сохранения» (традиция, безопасность) имеют сильную отрицательную корреляционную взаимосвязь также со всеми показателями отношения к инновациям.

Нами предпринята попытка расширить понимание внутренних предпосылок готовности личности к инновациям, исследуя ценностно-мотивационные смыслы. Ценности имеют нормативный характер, формируются в процессе социализации личности в определенной среде, являясь духовным продуктом эпохи, определяют духовно-нравственные устремления. В то время как ценностно-мотивационные смыслы характеризуются большей степенью гибкости, в значительной степени зависят от условий макро, мезо и микросоциальной среды, в которой реализуется жизнедеятельность человека. Ценностно-мотивационные смыслы находят реализацию в ежедневных социальных практиках, в деятельностной активности, в т. ч. в социально-трудовом контексте. На практике терминальные и инструментальные смыслы определяют как направленность поведения на те или иные цели (терминальные смыслы), так и модели поведения, поведенческие особенности достижения профессионального успеха, а именно способы деятельности (инструментальные смыслы). По результатам проведенного нами исследования было выявлено, что ценностно-мотивационные смыслы в значительной степени различаются по статусному и профессионально-квалификационному признакам и оказывают решающее воздействие на поведение работников. Как результат, возникают противоречия в поведенческих моделях работников различных групп, приводящий к взаимной несогласованности деятельности, а также проявляется несоответствие представлений о целях и способах деятельности объективным требованиям отрасли, одним из которых является

ориентация на инновационную деятельность. Вместе с тем, отмечается, что «Четвертая промышленная революция, ее динамика, новые ценностные ориентации в труде и социальном развитии обусловливают необходимость более глубокого понимания роли работников в процессах инновационного преобразования общественных отношений, противодействия неравенству при распределении материальных благ, поляризации общественных институтов, создающих условия недоверия в профессиональной и общественной деятельности, бессистемности рынка труда» [8, с. 11].

На наш взгляд, решение задачи развития инновационности личности лежит, прежде всего, в смысловой плоскости, через управление структурой и направленностью ценностно-мотивационных смыслов в деятельности человека. Инновационность в поведении предполагает наличие смысловых предпосылок для отношения к труду как способу самореализации, социально-трудовых отношений - как пространства для максимального воплощения потенциала личности. Нельзя не согласиться с тем, что «переживание жизненных событий (прошлого, настоящего и будущего) осуществляется через систему личностных смыслов, на основе которых человек соотносит свои возможности и цели, распределяет события жизни по значимости на данный момент времени, а значит и строит интегрированный образ себя, с целью идентификации собственной социально-личностной позиции» [12]. А смысл конструируется в процессе взаимодействия личностных диспозиций с внешними условиями жизнедеятельности. Ряд исследователей отмечает особую роль взаимодействия с окружающими людьми в конструировании смысла работы, в процессе взаимного обмена социальными сигналами, которые помогают понять значение своей работы, роли и себя, сформировать модели социальных взаимоотношений [14].

По мысли А.Н. Леонтьева, сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. В реальной жизни целеобразование выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятельности субъекта [5].

В этой связи в структуре терминальных и инструментальных ценностно-мотивационных смыслов нами были выявлены смыслы, направленность которых соотносится с современными представлениями о характеристиках инновационного поведения, инновативности личности на уровне целей деятельности. В исследовании были диагностированы 42 ценностно-мотивационных смысла, в число которых входят смыслы, обладающие направленностью на инновационную деятельность, в частности такие смыслы как активная, деятельная жизнь, познание, продуктивная жизнь, развитие, творчество. В таблице 1 приведено ранговое распределение соответствующих смыслов по статусным и профессионально-квалификационным группам.

Таблица 1 - Ранговое распределение терминальных ценностно-мотивационных смыслов, отражающих

Терминальные ценностно-мотивационные смыслы Фронт-офис Бэк-офис Сопровождающие нефинансовые подразделения

Руково дители Специал исты Руководители Специалисты Руководители Специалисты

Активная деятельная жизнь 7 9 10 9 10 15,5

Продуктивная жизнь 9,5 12 5 12 12 11

Развитие 12 8 8 10 7 4,5

Познание 15 13 13,5 14 12 3

Творчество 16 17 19 18 8,5 8,5

*Примечание: смыслу, имеющему наибольшее значение, присваивался ранг 1.

На рис. 1 в графической форме приведены данные, отражающие распределение терминальных ценностно-мотивационных смыслов по статусным группам руководителей и специалистов. Для сопоставления данных стоит отметить, что в ранговом распределении первые позиции занимают такие смыслы как «материальное благополучие», «безопасность», «интересная работа» (1-4 ранги).

2 4 6 8 10 12 14 16

Активная деятельная жизнь

Продуктивная жизнь

Развитие

Руководители

Познание

—Специалисты Творчество

8

9

11 \ 10 10

14

--15

Рисунок 1. Ранговое распределение терминальных ценностно-мотивационных смыслов, отражающих направленность работников на инновационную деятельность

Таким образом, по результатам исследования ценностно-мотивационных смыслов было выявлено, что смыслы, определяющие направленность работников на инновационную деятельность обладают второстепенным значением в сознании как руководителей, так и специалистов.

Тем не менее, для уточнения результатов нами был проведен анализ соотношения работников с высоким, средним и низким уровнем потенциала развития инновационности на основе оценки внутренних смысловых оснований осуществления инновационной деятельности. Изучение структуры ценностно-мотивационных смыслов в деятельности работников позволило нам зафиксировать группы работников с высоким, средним и низким уровнем смыслового потенциала инновационности (в зависимости от степени значимости соответствующих ценностно-мотивационных смыслов). Другими словами, представители обозначенных подгрупп в своей трудовой деятельности демонстрируют различный уровень направленности поведения на инновационность.

Данные, представленные в Таблице 2, подтверждают вывод, что несмотря на доминирование в структуре ценностно-мотивационных смыслов инструментального восприятия работы, прежде всего, как источника дохода, приоритетной ориентации работников на обеспечение своего материального благополучия и стабильности, значительная доля персонала финансово-кредитной сферы обладает значительным потенциалом для проявления инновационности в поведении. Инновационный потенциал

0

реализуется через деятельную активность личности, прежде всего, в его трудовой практической деятельности, в которой проявляются ценностно-смысловые ориентиры, личностные свойства и качества. Инновационное поведение во многом определяется структурой ценностно-мотивационных смыслов деятельности человека, понимание которых создает возможности для оказания управленческого воздействия на развитие инновационности личности.

Таблица 2 - Группы работников финансово-кредитного сектора с высоким, средним и низким уровнем потенциала инновационности (в зависимости от степени значимости соответствующих ценностно-мотивационных смыслов)_

Доля работников с низким потенциалом инновационности, % Доля работников со средним потенциалом инновационности, % Доля работников с высоким потенциалом инновационности, %

Руководители 0,00 52,63 47,37

Специалисты 3,28 50,82 45,90

Исходя из положения о том, что ценностно-мотивационные смыслы являются внутренними глубинными предпосылками инновационного поведения, нами сформулированы следующие направления деятельности в реализации ценностно-ориентированного управления инновационным потенциалом работников. Во-первых, проведение диагностики ценностно-мотивационных смыслов в деятельности работников различных статусных и профессионально-квалификационных групп, выявление их структуры и направленности. Определение степени значимости и реализации в деятельности смыслов, определяющих вектор инновационного поведения: активная, деятельная жизнь, познание, продуктивная жизнь, развитие, творчество. Во-вторых, анализ социально-организационных условий на уровне макро, мезо и микросоциальной среды, оказывающих естественное воздействие на развитие ценностно-мотивационных смыслов инновационного поведения.

Поскольку ценностно-мотивационные смыслы являются продуктом социализации личности в определенной среде, формирование смысловых предпосылок инновационности в деятельности работников во многом обусловлено объективными условиями жизнедеятельности человека на уровне макро, мезо и микросоциальной среды. Изменения общего социально-культурного, экономического контекста, характеристики жизнедеятельности человека в рамках отдельных социальных общностей и групп, в т.ч. в коллективе предприятий и организаций, оказывают воздействие на структуру ценностно-мотивационных смыслов в деятельности. Так, исследования Р. Инглхарта ^УБ), К. Вельцеля [2] объясняют взаимосвязь аксиодинамики и уровня благосостояния общества. Отсутствие социальной базы, нестабильность социально-экономических отношений приводят к тому, что работа воспринимается, прежде всего, как источник дохода, средство обеспечения материальной стабильности и благополучия, а не пространство для профессиональной самореализации и воплощения в жизнь инновационных идей. Отмечается, что в результате влияния ряда негативных экономических и социальных факторов (противоречивое социальное положение различных социальных групп по уровню дохода, отсутствие перспективы улучшения благосостояния, рост доли прекариата в социальной структуре и др.) у современных социальных общностей, социальных групп (слоев) формируется специфический жизненный мир с короткоживущими рефлексиями, что выражается в том числе в таких явления как: нацеленность на реализацию первоочередных желаемых целей и лишенность перспективы и будущего при нынешнем устройстве общества и государства, что нередко приводит к отказу от профессиональной карьеры [10, с. 14].

Объективные условия становления молодого поколения, существующие на уровне макросоциальной среды приводят к тому, что профессиональные опасения большей части молодежи (от 67,7% до 73,1%) связаны со страхом остаться без материальных средств существования, в то время как невозможность получить хорошее образование беспокоит от 1,6 до 6,7%, а при ответе на вопрос "Какой должна быть работа, чтобы удовлетворить запросы молодежи", 79, 2% ответили - хорошо оплачиваемой, 48,2% - интересной, 39,7% -должны быть хорошие условия труда и всего лишь 18,6% - разнообразной, творческой, предполагающей инициативу [1, а 175-199].

На уровне микросоциальной среды человек испытывает воздействие условий и факторов экономического, социально-психологического, организационно-гигиенического характера, которые в долгосрочной перспективе способны внести корретивы в структуру и направленность ценностно-мотивационных смыслов в деятельности. На практике эти условия реализуются в уровне и форме заработной платы, социальных гарантиях, формах взаимоотношений в коллективе, особенностях корпоративной культуры, режиме труда и отдыха, продолжительности рабочего дня, эргономичности рабочего пространства и др. Так, исследователями было доказано, что внутрипрофессиональный климат, наряду с внутренними мотивационными предпосылками, оказывает значительное воздействие на уровень инновационности сотрудников [13]. Стоит отметить, что в этом исследовании под внутрипрофессиональным климатом понимается организационная стратегия, которая способствует предпринимательской (инновационной) деятельности через такие факторы как: профессиональное обучение; деловая среда; информационное поле в организации, обеспечивающее принятие решений и выражение идей; предпринимательские установки и мотивы сотрудников (готовность участвовать в новых рабочих местах и проектах и готовность принять на себя рассчитанные бизнес-риски); управленческая поддержка; автономность работы (готовностью руководителя проявлять гибкость и освобождать сотрудников от чрезмерного контроля и делегировать полномочия и ответственность руководителям и сотрудникам низшего уровня); система вознаграждений; доступность рабочего времени (планирование рабочих задач, чтобы у сотрудников было достаточно времени, чтобы выразить свои собственные идеи и разработать новые или улучшить существующую бизнес-деятельность для достижения бизнес-стратегии). Исследователями было доказано, что среди всех перечисленных факторов внутрипрофессионального климата, прежде всего, бизнес-среда и предпринимательские установки и мотивы положительно влияют на инновационность сотрудников.

В-третьих, на основании результатов диагностики инновационных составляющих ценностно-смысловой направленности личности работников и условий их жизнедеятельности создание среды, внешних социально-организационных условий, в которых будут актуализироваться смыслы развития, познания, активной, деятельности жизни, и, в конечном счета, инновационности.

Как следствие, инновационный потенциал личности, который проявляется в трудовой деятельности в форме инновационных действий, во многом взаимосвязан со смысловыми предпосылками в сознании человека, целями, на которые он направляет свою жизненную активность. Поэтому формирование социально-профессиональной среды, благоприятных условий на уровне предприятий и организаций, профессионального сообщества и общества в целом, способно скорректировать вектор поведения человека в направлении увеличения его внутренней готовности к внедрению социальных, технологических, экономических инноваций и поддержке новых идей, проявлению в деятельности инновационного потенциала.

Литература

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. - М.: ФНИСЦРАН, 2020.

2. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К.Вельцель /пер. с англ. М.Коробочкин. - Москва: Фонд Либеральная миссия Новое издательство, 2011. - 462 с.

3. Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: автореферат дис. ... канд. Психол.наук. Ярославль, 2009.

4. Лебедева Н.М., Осипова Е.В. Взаимосвязь индивидуальных ценностей, показателей социального капитала и отношения к инновациям // Вестник ГУУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-individualnyh-tsennostey-pokazateley-sotsialnogo-kapitala-i-otnosheniya-k-innovatsiyam (дата обращения: 15.06.2021)

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Михайлова О.Б. Психологическая диагностика и реализация инновационности личности: монография. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2016. - 148 с.

7. Потемкин В.К. Инновационный менеджмент персонала предприятий: принципы, методы, результаты / В.К. Потемкин. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 387 с.

8. Потемкин В.К. Социальные проблемы человекоориентированного управления предприятиями и организациями: сборник избранных научных статей (2016 - 2021 гг.) / В.К.Потемкин - СПб.: Изд-во «Инфо-Да», 2021.

9. Потемкин В.К. Управление персоналом: учебник для ВУЗов. Санкт-Петербург : СевероЗападный институт повышения квалификации ФНС, 2013. - 774 с.

10. Социальное развитие современного российского общества: состояние, проблемы, перспективы. Монография. / Ж.Т. Тощенко, Н.И. Белова, И.В. Воробьева и др. Москва Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2019. - 161 с.

11. Урри Дж. Мобильности / Пер. с англ. А.В. Лазарева, вступ.статья Н.А. Харламова. - М.: Праксис, 2012.

12. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. - 2013. - № 1 (46). - С. 175-186.

13. Poduska Z., Nedeljkovic J., Nonic D., Ratknic T., Ratknic M., Zivojinovic I. Intrapreneurial climate as momentum for fostering employee innovativeness in public forest enterprises, Forest Policy and Economics, Volume 119, 2020. [Электронный ресурс]. URL https://www-sciencedirect-com.ezproxy.unecon.ru/science/article/pii/S1389934119304654

14. Wrzesniewski A., Dutton J.E., Debebe G. Interpersonal sensemaking and the meaning of work, Research in Organizational Behavior, Volume 25, 2003, Pages 93-135.

DOI: 10.51692/1994-3776_2021_3_21 УДК 316.1

С.А. Степанов

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

S. Stepanov. Transformation of value orientations of students as an object of

sociological research

Аннотация Трансформация ценностных ориентаций является одним из важных объектов социологических исследований. В свою очередь студенческая среда оказывает важное влияние на становление ценностей студенческой молодежи, как в профессиональной, так и в общекультурной сфере. В статье рассмотрены ключевые подходы к исследованию ценностей и их формирования у современных студентов. Ключевые слова: ценности, трансформация ценностей, студенческая молодежь Контактная информация: 193023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21; e-mail: [email protected]

Annotation. The transformation of value orientations is one of the important objects of sociological research. In turn, the student environment has an important impact on the formation of the values of student youth, both in the professional and in the general cultural sphere. The article discusses the key approaches to the study of values and their formation among modern students.

Keywords: values, value transformation, student youth

Contact information: 21 Sadovaya street, Saint Petersburg, 193023; e-mail: [email protected]

Скорость изменения и формирования ценностей возрастает с каждым годом, в эпоху цифрового общества все больше социальных институтов и сетевого взаимодействия оказывают влияние на их формирование и воспроизведение, особенно в молодежной среде. Однако, студенческая среда остается фундаментальным социальным полем в которым формируют базовые профессиональные и общекультурные ценности важные для молодого специалиста в будущем, как в профессиональной этике, так и в общекультурной сфере.

С самого начала становления социологии и ее выделения от социальной философии ценности становятся важным предметным полем для изучения, формируя отдельное направление в социологии, которое можно назвать - социология ценностей.

Французский ученый Э. Дюркгейм рассматривал данное понятие с позиции осознанности, и если все же рассматривать ценности, как нечто объективное, то их эмпирическое наблюдение сводит к позиции использования качественных методов. В противном случае изучение ценностей становится очень абстрактным, и по мнению Дюркгейма мало имеет отношение к науке [2]. Эмиль Дюркгейм отмечает противоречивость исследования ценностей, так как, с одной стороны, их можно рассматривать, как впечатления людей от вещей в сил их внутренних качеств, с другой стороны, ценности находятся вне личности, то есть имеют сугубо общественный характер.

Английский учебный Герберт Спенсер [6] определяет ценности как объединяющий механизм для существования общества, ценности определяют в целом цели существования общества, а общество, как известно, существует ради блага его членов. Таким образом

Степанов Станислав Андреевич - старший преподаватель кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

S. Stepanov - Senior lecturer of the Department of Sociology and Human Resource Management. St. Petersburg State Economic University. © Степанов С.А., 2021.

ценности определяют баланс между личным и общественным, выступают некой точкой баланса в развитии общественных отношений.

Следующим автором, без которого невозможно вести дискуссию о ценностях это Макс Вебер. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма», он подчеркивает нормативный аспект ценностей в обществе. Ценность есть норма, которая имеет значимость для субъекта социального взаимодействия.

Как мы видим, в классической социологии ценность является фактором для деятельности и развития общества в целом, при этом ценность создает сам индивид.

На современном этапе развития социологии ценность рассматривает уже как более многогранное явление. Милтон Рокич определяет ценность как установку к деятельности, к предпочитаемому поведению, при этом отмечая социо-психологическую природу ценностных ориентаций [8]. Что немаловажно, Рокич отмечает то, что ценности при этом сами по себе практически неизменны, но степень их восприятия индивидом безусловно зависит от ряда изменяющихся социальных факторов, например возраст и образование, те фактор которые характеризуют для нас социальную группу - студенческая молодежь. При этом у молодежи безусловно изменяются как терминальные, так и инструментальные ценности. Ценности, которые определяют соответственно тип достижения цели и влияют на саму цель и ее смысл.

В рамках собственного исследования немаловажно дать инструментальное определение понятию ценность исходя из теоретического анализа. Ценность - это нормативный элемент социальной структуры общества, который определяет действия социальных субъектов исходя из их прошлого опыта, значимости и полезности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таком случае об изменении ценностей в обществе мы можем говорить именно с позиции трансформации ценностных ориентаций. Социальные группы и институты в процессе развития и изменения своей роли в обществе оказывают влияние на индивидов в них участвующих, а значит могут изменять их терминальные и инструментальные ценности.

Ядов В.А. и Здравомыслов А.Г. [9, 10] определяли ценности, как установку личности на те или иные ценности материальной и духовной системы ценности общества. Например, в силу смены общественно-политической системы в России в 90-е годы роль университетского образования видоизменилась, появились коммерческая форма обучения, пропала система распределения после вузов, для поступления используется единый государственный экзамен. Все эти условия изменили ценностную систему в высшем образовании и повлияли на ценностные ориентации молодежи.

Проследить это не так сложно, если обратить внимание на структуру компетенций, которые сегодня формируются у будущих специалистов, а также, что важно, на ту систему оценки, которая используется для проверки знаний и сформированности компетенций.

Другую специфику накладывает информационное общество, которое занимает все больше и больше сфер в современной жизни. Компьютерные технологии становятся ключом для успешной карьеры и нужны в абсолютно всех сферах общества, а также порождают новые сдвиги в ценностных ориентациях молодежи, дают новые пути для формирования ценностей. Это можно заметить в популярности ИТ-специальностей среди абитуриентов или требованиях к специалистам от рынка труда.

Для определения значимости определенных ценностей нами было проведено исследование в виде опроса и фокус группы. Несмотря на достаточно высокий уровень сформированности компетенции, по результатам ответов на кейсы, по всем предыдущим исследованиям и по результатам фокус группы можно сказать, что отсутствие социально-технологического обоснования формирования организаторской компетентности сказывает достаточно остро. Многие обучающие не видят ценности получаемых знаний, и ценности деятельности в целом. Повышение этой ценности ярко заметно среди студентов, которые

принимают активное участие в научной, организационной и управленческой деятельности социальных организаций и научно-образовательных центрах университета.

Одной из задач своего исследования мы видим сопряжение процесса формирования компетентности у современного обучающегося, а также определение ценностного компонента в компетентностном походе. В такой системе значимость ценностного содержания образования повышается через анализ существующих ценностей в обществе, а также теми ожидаемыми ценностями, которые оценивает работодатель при приеме молодого специалиста на рабочее место. В таком условии ценность является одной из составляющих элементов компетенции, в котором компетенция является результатом обучения, который может оценить работодатель, а ценность является тем совокупным опытом, который может использовать специалист и тем видом предпочитаемой деятельности или его выбора.

Информационное общество через призму компетентностного подхода в инновационной экономике, которая характеризуется высокой степенью неопределённости, а значит требует риска от работников всех уровней, требует от специалиста большей самостоятельности, гибкости и умения выйти за стандартные алгоритмы. В этих условиях управление формированием ценностей в высшей школе является одной из ключевых задач, так как в этом случае работодатель будет уверен в выпускниках, но выстраивание диалога между вузами и рынком труда - это крайне сложная задача, в том числе в области оценки сформированных ценностей и их постоянном видоизменении.

Процесс оценки сформированных ценностей также зависит от известных методов оценки ценностей, а также от потребностей рынка, то есть все также имеет двухсторонний характер.

Как мы выявили в исследовании, основной акцент нужно сделать на мотивационном и деятельностном компоненте студенческой молодежи, так как они нуждаются в наибольшем закреплении. Для выделения конкретных мероприятий опишем для начала общие принципы построения социальных технологий по формированию организаторской компетентности и ее ценности в инновационной экономике.

В отношении когнитивного компонента:

- создание профессионального образа менеджера, включая представление о ценностях его деятельности, история управленческой науки в России;

- формирование ценности организационной культуры менеджера - представление о государственности своей страны, знание ключевых событий и памятных дат в истории страны, знание флага и гимна, государственных праздников;

- знание правовых основ деятельности и организации (кодекс менеджера);

- знание о этнических основах управления;

- ориентация в системе социальных норм и ценностей, понимание общественного характера норм, морали и нравственности;

- экологическое сознание, знание основных норм здорового образа жизни, охраны окружающей среды и природы.

Творчество в вузах преобразуется в деятельность или активность, так как основа существования любой социальной организации — это ее целенаправленность. В них же и зарождается гражданская активность, та сфера, где себя может проявить любой, организации являются двигателем общественного развития. Студенческие молодежные организации после реформы высшего образования и внедрением Болонского процесса теперь занимают очень важное место в структуре вуза. Вузу престижно и выгодно иметь студенческие организации, которые повышают его имидж в городе и стране.

Таким образом мы заметили, что ценностные ориентации современной студенческой молодежи находятся в процессе трансформации исходя из новых условиях общественного

развития: построения инновационной экономики, формирование информационного общества, пандемия COVID-19 и других процессов.

Общество нуждается в социальных технологиях и общественных механизмах, которые с одной стороны позволят гармонизировать ценности современных российских студентов с рынком труда с одной стороны, с глобальным обществом с другой, и при этом сохранить культуру российского общества, ее уникальность и неповторимость.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 38.03.02 Менеджмент (бакалавриат)»

2. Быков А.В. Концепция ценностей в социологии Э. Дюркгейма. // Мониторинг общественного мнения»: экономические и социальные перемены. 2009. № 3 (91).

3. Маргулян Я.А., Степанов С.А. Формирование организаторской компетентности как технология развития интеллектуального капитала// Научная мысль. 2016. № 1 (19).

4. Потемкин В.К. Социально-профессиональное самоопределение молодежи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2020.— 75 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002. (англ. 1984)

6. Спенсер Г. Основания социологии. В 2 т. Т.1 / М.: Книга по требованию, 2011. - 505 с.

7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование - №2. - 2003, с. 58-64.

8. Чернявска М. Ценности и социально-политические установки глазами российского и польского студенчества / М.Чернявска ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2007, - 295 с.

9. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме / В.А. Ядов // Психолог.журн. - 1991. - № 6. - С. 154-167.

10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методолог. проблемы соц. психологии. - М., 1975. - С. 89-105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.