Научная статья на тему 'Формирование человеческого потенциала в контексте социальных бифуркаций'

Формирование человеческого потенциала в контексте социальных бифуркаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
человеческий потенциал / социальные бифуркации / жизнеобеспечение человека / ценностно-смысловые конструкты / стратегическое развитие. / human potential / social bifurcations / human life support / value and semantic constructs / strategic development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Вельмисова Дарья Владимировна, Потемкин Максим Сергеевич

Турбулентность в развитии общественных отношений порождает социально-культурные противоречия и отклонения в поведении человека, которые выражаются в пренебрежении нормами и ценностями коллективной деятельности. Происходят трансформации ценностно-смысловых конструктов поведения, в том числе предметно ориентированных смыслов, ценностно-мотивационных смыслов, профессиональных ценностно-смысловых ориентиров и ценностно-смысловой устремленности на общественно значимые цели развития. В статье рассматриваются кризисные явления, характеризующие социальные бифуркации в общественной системе: ценностно-смысловая напряженность, отсутствие доверия, разобщенность работников, социальная и духовная деградация, то есть разрушение человеческого потенциала. На основе проведенных исследований, авторами зафиксированы рискогенные факторы на уровне информационной, техногенной, организационной, управленческой, правовой среды, среды межличностного взаимодействия. Представлены ключевые аспекты развития человеческого потенциала в процессе жизнедеятельности и обеспечения жизнеспособности человека, направленные на преодоление влияния рискогенных факторов, а также ориентиры алгоритма развития человеческого потенциала в стратегическом контексте деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Вельмисова Дарья Владимировна, Потемкин Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HUMAN POTENTIAL IN THE CONTEXT OF SOCIAL BIFURCATIONS

Turbulence in the development of social relations gives rise to socio-cultural contradictions and deviations in human behavior, which are expressed in neglect of the norms and values of collective activity. There are transformations of value-semantic constructs of behavior, including subject-oriented meanings, value-motivational meanings, professional value-semantic guidelines and value-semantic focus on socially significant development goals. The article examines crisis phenomena that characterize social bifurcations: value-semantic tension, lack of trust, disunity of employees, social and spiritual degradation, that is, the destruction of human potential. Based on the research conducted, the authors identified risk factors at the level of informational, technological, organizational, managerial, legal environment, and environment of interpersonal interaction. The key aspects of the development of human potential in the process of life and ensuring human viability, aimed at overcoming the influence of risk factors, as well as landmarks of algorithm for the development of human potential in the strategic context of enterprise activities are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого потенциала в контексте социальных бифуркаций»

Формирование человеческого потенциала в контексте социальных бифуркаций

Потемкин Валерий Константинович,

д.э.н., проф., ЗДН РФ, зав. кафедрой социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: valpot49@gmail.com

Вельмисова Дарья Владимировна,

к.с.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: daria-babiy@yandex.ru

Потемкин Максим Сергеевич,

социолог-аналитик, ООО Национальный

медицинский холдинг

E-mail: maksimpotemkin042@gmail.com

Турбулентность в развитии общественных отношений порождает социально-культурные противоречия и отклонения в поведении человека, которые выражаются в пренебрежении нормами и ценностями коллективной деятельности. Происходят трансформации ценностно-смысловых конструктов поведения, в том числе предметно ориентированных смыслов, ценностно-мотивационных смыслов, профессиональных ценностно-смысловых ориентиров и ценностно-смысловой устремленности на общественно значимые цели развития. В статье рассматриваются кризисные явления, характеризующие социальные бифуркации в общественной системе: ценностно-смысловая напряженность, отсутствие доверия, разобщенность работников, социальная и духовная деградация, то есть разрушение человеческого потенциала. На основе проведенных исследований, авторами зафиксированы рискогенные факторы на уровне информационной, техногенной, организационной, управленческой, правовой среды, среды межличностного взаимодействия. Представлены ключевые аспекты развития человеческого потенциала в процессе жизнедеятельности и обеспечения жизнеспособности человека, направленные на преодоление влияния рискогенных факторов, а также ориентиры алгоритма развития человеческого потенциала в стратегическом контексте деятельности предприятий.

Ключевые слова: человеческий потенциал, социальные бифуркации, жизнеобеспечение человека, ценностно-смысловые конструкты, стратегическое развитие.

Современное развитие общественных отношений формируется под воздействием совместных действий различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников, участвующих в созидательной деятельности предприятий и организаций, органов государственного и территориального управления, институтов гражданского общества, которые не разрознены по целям и задачам, а наоборот, однонаправленны, взаимно сопряжены и имеют ценностно-смысловую определенность. По сути, общественные отношения связаны и обусловлены состоянием социальной системы, адекватной научному, технико-технологическому и информационно-цифровому сопровождению всех без исключения видов человеческой деятельности. Не вызывает сомнений, что социальная система -это совокупность людей, объединенных не только общими интересами, ожиданиями, но и включенностью в развитие общественных отношений. При этом подразумевается, что совместные или коллективные действия людей не разрозненны по целям, задачам, предпочтениям, а обладают единой ценностно-смысловой ориентацией в профессиональной деятельности, общественной работе.

Современное общество и соответствующие ему общественные отношения многолико, гибко, маневренно, но не всегда обращает внимание на развитие человеческого потенциала, который может либо отставать, либо опережать инновации в системе общественных отношений.

Человеческий потенциал работников современных предприятий обусловлен предметной деятельностью, составом и структурой техники и технологии, уровнем образования, опытом профессиональной деятельности, состоянием ответственного поведения, вовлеченностью в формирование нового эконо-

120

мического мышления и использование различных видов инноваций.

При этом в социальных практиках все чаще обращается внимание на личностные качества работников, среди которых: творческое мышление, лидерские качества, лояльность, рационализм, предприимчивость, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, самооценка, рассудительность, образованность и компетентность. От наличия этих личностных качеств, во многом, зависит социальная роль человека в развитии общественных отношений. Известно, что социальная роль человека соотносится с его статусом в процессе профессиональной деятельности, характером и содержанием этой деятельности и составом установок в поведении в конкретных ситуациях. М. Вебер подчеркивал, что в любых ситуациях человек всегда может проявлять свою индивидуальность или предрасположенность к развитию общественных отношений [5]. Можно утверждать, что именно данные свойства личности являются первопричиной ценностно-смысловых конструктов поведения, среди которых:

- предметно ориентированные смыслы, определяемые различными ситуациями в сфере трудовой деятельности человека;

- ценностно-мотивационные смыслы, обусловленные созданием комфортной среды, благополучным социально-психологическим климатом, личной выгодой в сфере трудовой деятельности, карьерным и профессиональным ростом;

- ценностно-смысловое ориентирование на профессиональные действия и профессиональные коллективные интересы, а также приобщение к общепризнанным производственным коллективом;

- ценностно-смысловая устремленность на общественно значимые цели развития.

Однако турбулентность развития общественных отношений может вызывать социальные отклонения в поведении человека, которые пренебрегают интересами коллективной деятельности,

нормами и требованиями ее осуществления. Социальные отклонения либо девиации выражены в поступках человека, противоречащих принятым в обществе правилам или нравственным нормам и при этом происходит ослабление ценностно-мотивационных и ценностно-нормативных регуляторов процессов общественного развития. Именно в этот период, по мнению А.А. Черепанова, возникают противоречия между объективными и субъективными представлениями о роли человека-личности в производственных и общественных процессах, что в конечном счете приводит к появлению различных кризисных ситуаций, либо к социальной бифуркации [14]. Специфическими характеристиками социальной бифуркации, по нашему мнению, являются: идеологическая и профессиональная разобщенность работников в решении общественно значимых задач; ценностно-смысловая напряженность; отсутствие доверия; профессиональная и межпрофессиональная конфронтация; рефлексивный мониторинг социальных действий окружения без самооценок собственных действий и установок; социальная аномия; социальная и духовная деградация, то есть разрушение человеческого потенциала. И здесь важно заметить, что разрушение человеческого потенциала выражается в таких формах, как: конфликт поколений; массовое чувство социальной несправедливости, социальной и физической незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне; аномия, то есть разрушение традиционных ценностей; криминализация массового сознания; утрата смысла жизни и жизненных перспектив, вызывающие суицид; повышенная агрессивность; массовая тревожность; депрессии, фобии, посттравматические синдромы, культурные травмы; атараксия - апатия и безразличие к происходящему; кризис идентичности; нравственная деградация; явный дефицит этнической толерантности; брутализация (ужесточение, огрубление) социальной жизни, понимание свободы как вседозволенности [2, с. 341].

121

Провозглашенная идея 90-х годов «каждый сам за себя» до настоящего времени все еще фиксируется в развитии общественных отношений, что становится препятствием или ограничителем развития человеческого потенциала. Как следствие, социально-профессиональные группы создаются по сетевому принципу и постепенно отдаляются друг от друга; социальный порядок сетевое общество и присущие ему частно-групповые интересы, возводящиеся в норму жизни, носят ограничительный или замкнутый характер и не встроены в логику развития человека, человеческой общности и, в конечном счете человеческую обустроенность государства. Это положение обусловлено тем, что своеобразным скелетом любого общества должно быть нечто неподвижное и незыблемое - государство со своей системой ценностей, норм, требований и идеологических установок. Только в этом случае развитие человеческого потенциала осуществляется осознанно, программированно, конструктивно, по принципу социально-профессионального видения, где коммуникации, взаимодействия, ожидания, социальные действия становятся его признаками. Г. Рормазер в этом контексте отмечал, что «...люди же, не имеющие великой идеи, не способны бороться, а культивирование индивидуализма приводит к появлению симптомов внутренней эрозии и даже распада общества из-за утраты ценностей бытия» [12, с. 298]. Достаточно убедительно по этому поводу высказался В.Э. Бойков: «значительная часть опрашиваемых людей в возрасте 18 лет и старше живет единым днем, не заботится (точнее, не имеют возможности заботиться) о собственном физическом развитии и укреплении здоровья, не испытывает потребности в чтении художественной литературы, в обращении к искусству; этот процесс выглядит как своеобразная социальная мутация, суть которой выражается в утрате тех социальных качеств, которые свойственны человеку как творцу» [4].

Утрату социальных качеств человека можно определить как: массовое

чувство социальной несправедливости, социальной и физической незащищенности, социальная апатия, утрата ценностей в труде и общественной жизни, отсутствие жизненных перспектив, повышенная агрессивность, тревожность и депрессия. Преодоление «сложных» ситуаций в развитии человеческого потенциала ряд исследователей видит в создании деструктивной ситуации - хаосе, посредством которого в результате колебаний беспорядков и т.п. ведется поиск рационализации или упорядоченности всех без исключения видов деятельности [20].

Можно предположить, что необходимо видеть не просто рационализацию или упорядоченность каких-либо видов деятельности, а изменение содержания, структуры общественных преобразований и функций управления процессом разрешения противоречий в развитии человеческого потенциала. Эти изменения вполне возможны в рамках организационно-проектной деятельности не только в системе общественных отношений, но и в управленческой деятельности конкретного предприятия или организации. Трансформация общественных отношений в контексте развития человеческого потенциала происходит более быстрыми темпами, чем социализация личности, формирование личностного, социально-профессионального конструкта, способностей человека к адаптации, связанных с новыми требованиями к его профессиональной и общественной работе, формирование сознания, мотивов, ценностно-смысловых ориентиров и предпочтений. По своей сути управление процессом развития человеческого потенциала означает преодоление неопределенности, неупорядоченности в социально-профессиональных действиях людей, недостаточного уровня социальных и информационно-цифровых технологий в организации их социального и профессионального пространства. Однако, это не означает приобщения процесса развития человеческого потенциала к какому-то эталонному состоянию, а формирование алгоритма

122

от простых к сложным видам деятельности, где акцент делается на новых знаниях, умениях, опыте, общесистемных и специализированных компетенциях. Структурно алгоритм развития человеческого потенциала можно представить как процесс последовательных действий по обеспечению жизнедеятельности, жизнеспособности, а также жизнеобеспечения человека на всем протяжении его жизненного цикла. В процессе жизнедеятельности человека всегда или практически всегда уделялось внимание таким показателям трудовой деятельности человека как: включенность в организационно-технологические операции по производству товаров и услуг, экономическое стимулирование результатов работы, трудовое поведение и экономическая ответственность за результаты своего труда, то к настоящему времени важно изучать и социальные устремления человека [17, р. 27; 18], которые являются фактором активизации профессиональной деятельности, независимо от состояния производственно-экономического и инновационного развития предприятий. Признаками социальных устремлений человека являются: целеустремленность, как факт включенности в достижение целей и задач, стоящих перед конкретными предприятиями. По сути, в этом социальном качестве жизнедеятельности человека реализуется: 1) целевая направленность не только индивидуальных, но и коллективных действий в процессе труда; 2) самообладание - свойство или состояние человека, проявляющееся в его способности осознанного включения в созидательную деятельность коллектива предприятия; 3) решительность как способность человека к активизации включенности в процессы достижения поставленных целей и социально-управленческих механизмов их реализации в практической деятельности; 4) инициативность и предприимчивость, основанные на поиске новых решений в решении общественно значимых задач на предприятии и в общественной жизни; 5) настойчивость как способность человека в преодолении противоречий обезличивания

функционально-ролевых отношений в процессе трудовой деятельности; 6) потребность модернизации коллективной деятельности предприятий в преодолении технико-технологической отсталости, производственных процессов и т.п.

В процессе трудовой деятельности для оценки человеческого потенциала человека весьма полезен мониторинг таких его свойств, как природные или естественные (восприятие действительности, мышление, память, визуализация объекта трудовой деятельности); общехарактерные, составляющие умственную предопределенность социально-профессиональных действий в процессе выбора профессиональной деятельности, закрепления в организационно-технологической и социальной структуре коллектива предприятия; творческие и инновационные свойства личности (креативность, интеллект, обучаемость), генерирование новых идей и механизма их реализации в практической деятельности.

Важным аспектом развития человеческого потенциала в процессе жизнедеятельности и обеспечения жизнеспособности человека становится образование, носящее циклический характер, либо опережающее, либо отстающее от процессов технико-технологической инновационной структуры предприятия. Постоянно возобновляемый на качественно новом уровне образовательный процесс способствует повышению уровня профессионализации работника, мотивационных установок, предопределяющих конкурентоспособность личности, успешность трудоустройства и переход от простого к более сложному труду, а также заинтересованности и полезности участия в развитии социально-трудовых отношений.

Процессы жизнеобеспечения человека можно также рассматривать как важный элемент развития человеческого потенциала. Уровень развития человеческого потенциала определяет вид социальной жизни коллектива и характеризует основные формы активизации познавательной, досуговой, социально-бытовой, экономической и политической

123

деятельности людей. Не вызывает сомнений, что деятельность человека или группы людей, общества в целом опосредована самосознанием человеческой общности, которое рассматривается как фактор морального и нравственного поведения, осознанного отношения человека к своим способностям, потребностям, мотивам и социальным ожиданиям в различных ситуациях общественной жизни. Нельзя не отметить, что общество как участник развития человеческого потенциала возлагает на отдельную личность определенные обязанности и, как следствие, ответственность, которая в настоящее время приобретает характер многомерного полиструктурного, многосущностного социального феномена и непременного атрибута общественных отношений. По Т. Эллиоту ответственность представляет собой специфический способ мышления, чувствования и поведения, которые составляют основу приоритетного выбора личностью сферы провозглашения труда, вид и формы участия человека в конкретной предметной деятельности [16].

Безответственность человека в сфере труда и общественной жизни является ограничителем развития человеческого потенциала. Формирование у работника «отвлеченного взгляда» на процессы трудовой и общественной деятельности при ограниченном самосознании приводит к тому, что потенциал инженерно-технических работников соответствует современным требованиям лишь на 36,0%, рабочих на 27,0%, руководящего звена предприятий на 23,0% [10, с. 301].

Если в ранних работах по развитию человеческого потенциала отмечалось значение технико-технологического процесса на предприятиях и в организациях, то в последние годы приоритеты связаны с социальным развитием, включая интеграцию желаний, устремлений, ори-ентаций, распространением ценностей и норм поведения не только в рамках отдельно взятого предприятия, но и отрасли и территориального образования [б; 19, с. 25; 1; 13; 9, с. 11; 8]. Здесь можно согласиться с утверждением Р. Акоф-

фа, который считает, что практика развития человеческого потенциала представляет «множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любых подмножества не могут быть независимыми» [3, с. 35]. Следовательно, разобщенность видов деятельности в развитии человеческого потенциала становится весьма значимым рискогенным фактором, сдерживающим человекоориентированное управление предприятиями и организациями. Среди рискогенных факторов развития человеческого потенциала мы выделяем такие как:

- информационная среда (утечка информации, недостоверность информации и др.) - 75,0%;

- техногенная среда (отказ оборудования, сбои в работе и др.) - 62,5%;

- организационная среда (противоречивость структуры, дублирование функций и др.) - 25,0%;

- управленческая среда (процесс принятия и реализации управленческих решений) - 25,0%;

- правовая среда (недостаточность, противоречивость норм права) -12,5%;

- среда межличностного взаимодействия (конфликты в коллективе, напряженность во взаимоотношениях) -12,5% [11, с. 79].

По сути, преодоление влияния рискогенных факторов на развитие человеческого потенциала возможно за счет усиления внимания к интернализированной роли каждого индивида, то есть внутреннего определения своего социального положения и его отношения к этому положению и вытекающим из него обязанностями [7, с. 25]. Кроме того, учитывая множество характеристик производственной деятельности человека, видимо, целесообразно более детально уделять внимание таким факторам, как:

- т ех н и ко-т ех н о л о г и ч е с к а я и организационно-экономическая определенность трудовых операций и состав различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников;

124

- определенность пространственно-временных параметров осуществления профессиональной деятельности работников;

- структурированность профессионального и межпрофессионального взаимодействия различных категорий персонала при решении общественно значимых задач;

- преобладание социально-профессиональных установок работников над узкофункциональными интересами отдельных индивидов;

- определённость производственного поведения работников, фиксация уровня удовлетворенности результатами своего труда и т.д.

В этом контексте алгоритм развития человеческого потенциала ориентирован:

- на высокий уровень социализации и адаптации работников к условиям функционирования предприятий;

- развитие способностей в усвоении технологий инновационных преобразований в сфере труда и управления;

- гибкость поведения работников в различных ситуациях функционирования предприятий;

- определение ролевых характеристик, юридически и функционально закрепляющих профессионально-квалификационный статус работников;

- осознанность каждым работником меры своей ответственности за результаты деятельности коллектива предприятия;

- социально-профессиональные ориентиры работников в профессиональной деятельности;

- степень жизнеобеспечения деятельности работников на предприятии и т.д.

Формируемый в настоящее время человеческий потенциал в множественности общественных отношений становится объектом создания новой социальной реальности, которая, во многом, определяет рост профессиональных компетенций, изменения 35,0% навыков и умений, в т.ч. за счёт развития когнитивных способностей на 37,0%; системных навыков

на 25,0%; умения решать сложные задачи на 4,0%; умения работать с контентом на 30,0%; приобретения производственных навыков на 21,0%; социальных навыков на 16,0%; навыков управления ресурсами на 23,0%; технических навыков на 21,0%; развития физических способностей на 27,0% [15, с. 256].

Таким образом, в стратегическом контексте деятельности предприятий и организаций развитие человеческого потенциала можно рассматривать как системообразующий элемент процессов общественного развития.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал России: факторы риска// Человек, 1997. № 1.

2. Агапов П.В., Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социальные системы и процессы:неоклассические пролегомены. - М.: Академический проект. 2021.

3. Акофф Р. О целеустремленных системах. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

4. Бойков В.Э. Российское общество: итоги 10-летнего реформирования // Социс, 2001. № 7.

5. Вебер М. Избранные произведения: Пер.с нем. /сост., общ.ред. и послесловие Ю.Н. Давыдова: Предисловие П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990.

6. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала // Человек. 1996. № 4.

7. Кон И.С. Социология личности. - М.: 1967.

8. Мордовин С.К. Человеческий потенциал: принципы и социальные технологии инновационного анализа ситуаций. - СПб.: Питер, 2004. - 256 с.

9. Основы изучения человеческого развития / под ред. Н.Б. Баркалова и С.Ф. Иванова. М.: 1998.

10. Потемкин В.К., Вельмисова Д.В. Корпоративные социальные инновации. -СПб.: Изд-во Инфо-Да, 2023.

11. Потемкин В.К., Вельмисова Д.В. Ценностно-мотивационные смыслы формирования инновацион-

125

ных компетенций работников предприятий и организаций. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. - С. 79.

12. Рормазер Г. Кризис либерализма. -М.: Издательский дом РАН, 1996.

13. Солнцева Г.Н., Смолян Г.Л., Человеческий потенциал (размышление о содержании понятия) // Человек. 1997. № 5.

14. Черепанов А.А. Проблема социального кризиса: философско-синергетический подход: дисс. ... канд. филос. наук. Тверь, 2006.

15. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции. - М.: Эксмо, 2019.

16. Eliot T.S. Notes towards the definition of Culture. - L., 1948.

17. Gerloff W. Geld und Gesellschaft Versuch einer gesellschaftlichen Theorie des Geldes. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1952.

18. Gorniak J. My i nasze pieniqdze: studium postaw wobec pieniqdza. Wyd. Aureus Krakow, 2000, p. 50-55 (цит. с польского по изданию: Zwoliriski A. Etyka bogacenia. Wydawnictwo WAM, 2002).

19. UNDP (United Nations Development Programme). Human Development Report 1997 // New York. Oxford university press, 1998. P. 25.

20. Whitt R., Schultze S. The new "emergence economics" of innovation and growth // Journal of Telecommunications and High Technology Law. 2009. 7 (2), 217-316.

FORMATION OF HUMAN POTENTIAL IN THE CONTEXT OF SOCIAL BIFURCATIONS

Potemkin V.K., Velmisova D.V., Potemkin M.S.

St. Petersburg State Economic University, LLC National Medical Holding

Turbulence in the development of social relations gives rise to socio-cultural contradictions and deviations in human behavior, which are expressed in neglect of the norms and values of collective activity. There are transformations of value-semantic constructs of behavior, including subject-oriented meanings, value-motivational meanings, professional value-semantic guidelines and value-semantic focus on socially significant development goals. The article exam-

ines crisis phenomena that characterize social bifurcations: value-semantic tension, lack of trust, disunity of employees, social and spiritual degradation, that is, the destruction of human potential. Based on the research conducted, the authors identified risk factors at the level of informational, technological, organizational, managerial, legal environment, and environment of interpersonal interaction. The key aspects of the development of human potential in the process of life and ensuring human viability, aimed at overcoming the influence of risk factors, as well as landmarks of algorithm for the development of human potential in the strategic context of enterprise activities are presented.

Keywords: human potential, social bifurcations, human life support, value and semantic constructs, strategic development.

References

1. Avdeeva N.N., Ashmarin I.I., Stepano-va G.B. Human potential of Russia: risk factors // Man, 1997. No. 1.

2. Agapov P.V., Dobrenkov V.I., Kravchen-ko A.I. Social systems and processes: neoclassical prolegomena. - M.: Academic project. 2021.

3. Ackoff R. About purposeful systems. - M.: Publishing house LKI, 2008.

4. Boykov V.E. Russian society: results of 10 years of reform // Sotsis, 2001. No. 7.

5. Weber M. Selected works: Translated from German. /comp., general ed. and afterword by Yu.N. Davydov: Preface by P.P. Gaiden-ko. - M.: Progress, 1990.

6. Genisaretsky O.I., Nosov N.A., Yu-din B.G. The concept of human potential // Man. 1996. No. 4.

7. Kon I.S. Sociology of personality. - M.: 1967.

8. Mordovin S.K. Human potential: principles and social technologies of innovative situation analysis. - St. Petersburg.: Peter, 2004. - 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fundamentals of the study of human development / ed. N.B. Barkalova and S.F. Ivanova. M.: 1998.

10. Potemkin V.K., Velmisova D.V. Corporate social innovation. - St. Petersburg.: Publishing House Info-Da, 2023.

11. Potemkin V.K., Velmisova D.V. Value-motivational meanings of the formation of innovative competencies of employees of enterprises and organizations. - St. Petersburg.: Publishing house of St. Petersburg State Economic University, 2023. - p. 79.

126

Gonruoooiu^ № 3 2024

12. Rohrmaser G. The Crisis of Liberalism. - M.: Publishing house of the Russian Academy of Sciences, 1996.

13. Solntseva G.N., Smolyan G.L., Human potential (reflection on the content of the concept) // Man. 1997. No. 5.

14. Cherepanov A.A. The problem of social crisis: a philosophical and synergetic approach: diss. ...cand. Philosopher Sci. Tver, 2006.

15. Schwab K. Technologies of the Fourth Industrial Revolution. - M.: Eksmo, 2019.

16. Eliot T.S. Notes towards the definition of Culture. - L., 1948.

17. Gerloff W. Geld und Gesellschaft Versuch einer gesellschaftlichen Theorie des Gel-

des. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1952.

18. Gorniak J. My i nasze pieni^dze: studium postaw wobec pieni^dza. Wyd. Aureus Krakow, 2000, p. 50-55 (quoted from Polish according to the publication: Zwolir-iski A. Etyka bogacenia. Wydawnictwo WAM, 2002).

19. UNDP (United Nations Development Program). Human Development Report 1997 // New York. Oxford university press, 1998. P. 25.

20. Whitt R., Schultze S. The new "emergence economics" of innovation and growth // Journal of Telecommunications and High Technology Law. 2009. 7 (2), 217-316.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.