АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
C.В. Марихин, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, доцент.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Д.М. Уманец.
Главное управление МЧС России по Ленинградской области
Рассмотрены механизмы социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров. Установлено, что элементом социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров могут быть не только реалистичные представления о диапазоне собственных возможностей и зрелые когнитивные схемы, но и переживание безопасности в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.
Ключевые слова: социально-психологическая безопасность, инженерно-технические кадры, чрезвычайные ситуации, механизмы, состояния
ANALYSIS OF STUDIES DIRECTIONS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ENGINEERING PERSONNEL
N.G. Vinokurova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. S.V. Marihin. Saint-Petersburg state economic university.
D.M. Umanets. Main office of EMERCOM of Russia of Leningrad region
This article discusses the mechanisms of social and psychological safety of engineering personnel. It was found that the element of social and psychological safety of engineering personnel could be not only a realistic representation of the range of their own capabilities and mature cognitive schemes, but also safety feelings in the form of positive or negative emotional phenomena.
Keywords: social and psychological safety, engineering personnel, emergencies, mechanisms, states
В настоящее время изменения, происходящие в профессиональной подготовке инженерно-технических кадров в вузах России, определяются социально-экономическими преобразованиями в стране.
Психологическая природа различных видов активности инженерно-технических кадров, направленных на обеспечение своей безопасности, недостаточно изучена. Сегодня растет число людей, которые характеризуются деформированностью потребности в социальной безопасности, что приводит к снижению удовлетворенности настоящим и отсутствию уверенности в будущем, к разрушению целостности личности специалиста инженерно-технического профиля, росту тревоги, снижению устойчивости к чрезвычайным ситуациям. Это обстоятельство обусловливает необходимость проведения анализа направлений, разработки механизмов социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров.
Значимость данной проблемы определяется актуальностью психологических исследований, направленных на целостное изучение жизни человека при поиске им интегрированных оценок своего бытия в различных проявлениях. В этой связи чрезвычайно важным становится изучение восприятия человеком своего состояния с позиции «опасность-безопасность».
В научном плане очевидна необходимость использования новых теоретических подходов и методов психологического изучения представлений о личности, обусловленная тем, что новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляет повышенные требования к инженерно-техническим кадрам. Существующие подходы к проблеме психологии безопасности личности не противоречат друг другу, отражают отдельные стороны этого феномена, не интегрируя их в целостную психологическую концепцию.
Актуальность современного обращения к проблемам безопасности инженерно-технических кадров определяется также динамическим развитием психологической науки и необходимостью интеграции достижений научного знания, исследований в сфере психологии служебной деятельности. Невозможность оградить человека от всех угроз, сложных и напряженных ситуаций привела к необходимости переосмысления понимания психологической сущности безопасности.
Внимание к проблемному полю безопасности актуально и в теоретическом отношении.
Во-первых, это новая область психологического анализа исследования безопасности инженерно-технических кадров.
Во-вторых, подавляющее большинство работ, имеющихся в психологии, апеллируют преимущественно к интерпретации данного феномена с точки зрения защищенности от опасностей, в то время как возможен и другой характер научной парадигмы - с позиции деятельностного самоутверждения и самореализации.
Кроме этого, современное состояние трактовки восприятия собственной безопасности и формирования представлений о ней дает основания утверждать, что психология безопасности до настоящего времени не стала предметом целенаправленного социально-психологического изучения.
Актуальность анализа направлений к исследованию социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров определяется также тем, что понимание сущности феномена безопасности может выступать инструментом построения активных прогнозов на будущее всего общества.
Проблема социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров с методологических и научных позиций психологической науки разрабатывается впервые, несмотря на то, что в психологии, социологии, философии и акмеологии были созданы предпосылки для исследования этого феномена.
Значительный вклад в становление предметного поля безопасности внесли исследования, рассматривающие различные компоненты психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (В.С. Артамонов, Ю.Г. Баскин, Н.Г. Винокурова, А. А. Грешных, Ю.П. Зинченко, В.Ю. Рыбников, А.В. Шленков и др.).
Анализ научных исследований в сфере безопасности (А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков, С.В. Марихин, Н.Н. Моисеев, А.А. Реан, В.М. Розин, В.В. Рубцов, Д.Н. Церфус и др.) показал, что понимание сущности безопасности производно от представлений о человеке.
При изучении социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров были использованы достижения социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); межличностного восприятия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В. А. Барабанщиков); изучения обыденного сознания в рамках психосемантического подхода (Дж. Келли, Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев); исследований в области обыденного восприятия и социальной перцепции (В.С. Агеев,
Г.М. Андреева, Т.Ю. Базаров, А.А. Бодалев, К. Дейвис, Э. Джонс, Г. Келли, Дж. Келли, М. Лернер, Е. Уолстер, Ф. Хайдер).
Критерии безопасности трактуются, исходя из тех структур, с которыми психологи идентифицируют человека. В подавляющем большинстве представлений о безопасности в качестве ее критерия подразумевается целостность физической структуры специалиста инженерно-технического профиля, соответствующая нормам стабильного функционирования организма.
В современном мире потребность в безопасности, в комплексной реализации мер по ее осуществлению становится одним из главных приоритетов. Обоснована актуальность междисциплинарных оснований исследования феномена психологической безопасности, потребность в создании общей психологической теории безопасности, которая бы учитывала и раскрывала многоуровневость рассматриваемого феномена социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и эмпирического исследования обосновать и апробировать механизмы формирования социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров.
Научная проблема исследования заключается в обосновании совокупности положений социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров, основанных на ее преобразующей активности и самореализации, что позволило выявить психологическую сущность, определить критерии, разработать механизмы, определить пути оптимизации психологической безопасности инженерно-технических кадров.
В результате разного восприятия и оценки социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров выделено три типа респондентов (приспосабливающийся, автономный и исследовательский):
- приспосабливающийся тип отличается стремлением совладать с информационной перегрузкой, более ясно понимает, оценивает ее, видит тесную взаимосвязь опасности и безопасности, в результате чего снижается чувство безопасности;
- автономный тип воспринимает и оценивает своих сотрудников на основе интерпретации значения собственных действий, у него состояние безопасности проявляется в спокойствии, удовлетворении, счастье и радости;
- исследовательский тип показывает стремление к опасности, стремится к новизне физического и социального окружения, к острым ощущениям, к риску, к деятельности в чрезвычайных ситуациях.
В ходе исследования были выделены механизмы социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров:
- механизм категорий «опасный-безопасный», который обеспечивает инженера личностно значимой картиной мира, в чем проявляется его универсальность и уникальность;
- механизм восприятия и приписывания образу «Я» положительного или отрицательного знака в состоянии опасности/безопасности под влиянием степени удовлетворенности базовой потребности в безопасности, личностных ценностей, уровня доверия к себе и окружающим людям;
- механизм смыслообразования безопасности, способствующий выделению наиболее значимого ключевого элемента для субъекта, что детерминирует актуализацию определенного состояния и может иметь разный смысл и различное эмоциональное значение.
Психологическую безопасность инженерно-технических кадров можно представить как референтную ось, определяющую когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую личности. Безопасность способствует формированию у каждого инженера собственной системы взглядов, мнений и установок. Субъект профессиональной деятельности познает мир на основе собственных представлений и понятий о безопасности, подвергая их экспериментальной проверке, рискует, опираясь на них. Сверяясь со своими
представлениями о безопасности, человек живет, предугадывая события, строит свое поведение, оценивает результаты своих действий [1].
Проведенный анализ направлений к исследованию социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров показывает, что специалисты инженерно-технического профиля реагирует не на саму безопасность или опасность, а на то, что они воспринимают как безопасное или опасное.
Безопасность - подвижная система, при помощи которой специалист переходит от одной ситуации к другой, а психологическая безопасность представлена активностью человека как субъекта обеспечения собственной безопасности. Обеспечение безопасности, в свою очередь, есть процесс создания благоприятных условий профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, реализации свободы субъекта как способности контролировать условия собственного существования [2].
При этом исходной, базовой категорией в поиске новых средств и методов исследования проблем безопасности является социальная система. В основе жизнедеятельности социальных систем лежит принцип необходимости обеспечения собственной безопасности - принцип, раскрывающий природу социальных систем и непосредственно связанный с потребностями системы и ее элементов в выживании и прогрессивном развитии. В современных условиях усиливается зависимость безопасности социальной системы от компетентности инженера как субъекта деятельности и эффективности обеспечения его собственной безопасности.
Задача исследования психологических факторов безопасности инженерно-технических кадров решалась путём организации комплексного эксперимента, в ходе которого исследованию подвергались удовлетворенность базовой потребности личности инженера в безопасности, восприятие психологической защищенности личности в социуме, оценка состояния специалиста как безопасного, содержание и ценностная структура социально-психологической безопасности, доверие к себе и другому как явление, детерминирующее психологическую безопасность инженерно-технических кадров.
Выборка исследования составила 150 человек, была уравнена по полу и уровню образования (52 % мужчин и 48 % женщин; 42 % испытуемых с высшим образованием и 58 % - со средним образованием) и разбита на четыре возрастные группы. Также все респонденты были разделены на группы: сотрудники МЧС России, инженерно-технические сотрудники, студенты, педагоги.
По результатам исследования удовлетворенности потребности в безопасности установлено, что потребность в безопасности у респондентов удовлетворена лишь частично (среднее значение 0,72 балла по всей выборке).
При анализе направлений к исследованию психологической безопасности инженерно-технических кадров проявились особенности, связанные с половыми, возрастными и профессиональными различиями. Потребность быть защищенным от опасностей и окружающего мира более свойственна женщинам, в то время как потребность в надежной работе со стабильным заработком характерна для мужчин.
Для возрастных групп главное различие заключается в силе потребности в безопасности - обращает на себя внимание снижение силы потребностей с увеличением возраста. Анализ данных в профессиональных группах показал, что потребность в безопасности наиболее удовлетворена у служащих МЧС России, инженерно-технических кадров, в то время, как положение студентов является сильным стрессором, и их потребность в безопасности депривирована.
Результаты исследования нашли применение при изучении когнитивных и мотивационных оснований повышения эффективности антитеррористических мероприятий в образовательных проектах в области безопасности («Методологические проблемы применения современных информационных технологий в области психологии безопасности инженерно-технических кадров», 2014 г.).
Результаты исследования имеют практическое значение для определения стратегии
и методов психокоррекционной работы практических психологов, психотерапевтов в различных сферах консультирования и оказания психологической помощи сотрудникам организации.
Основными составляющими психологического измерения социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров выступают субъективные переживания человека, эмоциональные и когнитивные компоненты, ценностные аспекты отношения к своей профессиональной деятельности, обусловленные объективными обстоятельствами жизнедеятельности и личностными свойствами.
Психологическая безопасность отражает целостное, детерминированное процессами социального познания и социального взаимодействия, отношение специалиста к предстоящей профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях и является феноменом, производным от процессов восприятия себя с точки зрения опасности/безопасности.
Восприятие собственной безопасности служит своеобразной точкой отсчета при формировании отношения к миру. При этом модальность социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров зависит от степени удовлетворения базовых потребностей в безопасности.
Также, важным элементом социально-психологической безопасности инженерно-технических кадров могут быть не только реалистичные представления о диапазоне собственных возможностей и зрелые когнитивные схемы, но и переживание безопасности в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.
При этом следует отметить, что негативные эмоциональные переживания выполняют важную оценочную функцию, являясь необходимым компонентом отношения инженерно-технических кадров к своей безопасности, в связи с чем, учет баланса позитивных и негативных эмоциональных компонентов психологической безопасности является обязательным пунктом исследования безопасности с точки зрения достоверности отражения реальности.
При построении модели психологической безопасности инженерно-технических кадров основной акцент делался на концептуальный подход, который заключается, с одной стороны, в изучении психологической безопасности с позиции активности инженера как субъекта обеспечения собственной безопасности, а с другой - в опоре на субъективное понимание и восприятие безопасности личностью.
Таким образом, как интегральный показатель профессиональной деятельности инженерно-технических кадров, социально-психологическая безопасность представляет собой многомерную, многоуровневую и динамическую систему. Данное положение предполагает выделение различных уровней проявления психологической безопасности, которые, в зависимости от степени их обобщенности и актуализированности, составляют различные аспекты ее измерения.
Важной методической особенностью данной модели является то, что психологическая безопасность измеряется посредством совокупности косвенных показателей, что, безусловно, освобождает от основных недостатков, характерных для измерений, основанных на использовании прямых оценок удовлетворенности личностью своей безопасности.
Литература
1. Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология. 2007. № 4 (24). С. 174-188.
2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера: учеб. / под. ред. Л. А. Михайлова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.