Научная статья на тему 'Теоретические аспекты психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России'

Теоретические аспекты психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ МЧС РОССИИ / НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ENGINEERING AND TECHNICAL PERSONNEL OF EMERCOM OF RUSSIA / SPECIAL SITUATIONS / PROFESSIONAL ACTIVITY / MENTAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марихин С. В., Уманец Д. М.

Основными компонентами измерения психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России выступают субъективные переживания индивида, эмоциональные и познавательные компоненты психики, ценностные отношения к инженерной деятельности, обусловленные обстоятельствами жизнедеятельности. Установлено, что элементом психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России могут быть не только представления о собственных возможностях, но и познавательные схемы и переживание безопасности в виде эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марихин С. В., Уманец Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES STUDY OF PSYCHOLOGICAL SAFETY EXPERTS PROFILE EXTREME RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY

The main components of the measurement of psychological safety engineering staff EMERCOM of Russia are the subjective experiences of the human, emotional and cognitive components, value aspects related to their professional activity, due to objective circumstances of life and personal properties. It was found that the element of psychological safety engineering staff EMERCOM of Russia can not only be a realistic representation of the range of their own capabilities and mature cognitive schema, but the experience and security in the form of positive or negative emotions.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА МЧС РОССИИ

C.В. Марихин, кандидат психологических наук, доцент, доктор педагогических наук.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Д.М. Уманец.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

Основными компонентами измерения психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России выступают субъективные переживания индивида, эмоциональные и познавательные компоненты психики, ценностные отношения к инженерной деятельности, обусловленные обстоятельствами жизнедеятельности.

Установлено, что элементом психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России могут быть не только представления о собственных возможностях, но и познавательные схемы и переживание безопасности в виде эмоций.

Ключевые слова: психологическая безопасность, инженерно-технический персонал МЧС России, нестандартные ситуации, профессиональная деятельность, психические состояния

SOME ISSUES STUDY OF PSYCHOLOGICAL SAFETY EXPERTS PROFILE EXTREME RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY

S.V. Marihin. Saint-Petersburg state economic university.

D.M. Umanets. National Emergency Management Center of EMERCOM of Russia

The main components of the measurement of psychological safety engineering staff EMERCOM of Russia are the subjective experiences of the human, emotional and cognitive components, value aspects related to their professional activity, due to objective circumstances of life and personal properties.

It was found that the element of psychological safety engineering staff EMERCOM of Russia can not only be a realistic representation of the range of their own capabilities and mature cognitive schema, but the experience and security in the form of positive or negative emotions.

Keywords: psychological safety, engineering and technical personnel of EMERCOM of Russia, special situations, professional activity, mental state

На современном этапе изменения, происходящие в содержании профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-технического персонала в вузах МЧС России, определяются экономическими преобразованиями в Российской Федерации.

Сегодня психологическая природа различных видов активности инженерно-технического персонала МЧС России, направленных на обеспечение своей безопасности недостаточно изучена. Растет количество специалистов, у которых изменяется потребность в социальной, психологической безопасности, что приводит к снижению удовлетворенности настоящим положением и отсутствию уверенности в себе, к разрушению целостности личности инженера, снижению психической устойчивости к чрезвычайным ситуациям (ЧС). Все это обусловливает необходимость проведения изучения различных направлений, разработки механизмов психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России.

На взгляд авторов, актуальность проблемы определяется необходимостью психологических исследований, направленных на концептуальное изучение жизненного пути, профессиональной деятельности инженерно-технического персонала МЧС России при поиске им ответа на возникшие проблемные вопросы при выполнении профессиональной деятельности в ЧС. В этой связи важным становится изучение психического состояния инженерно-технического персонала МЧС России и его восприятия с позиции «опасность специалиста МЧС России - безопасность специалиста МЧС России».

В отечественной и зарубежной научной литературе показано, что в современных социально-экономических условиях появилась необходимость применения новых теоретических, практических подходов и методов психологического изучения профессиональной деятельности инженерно-технического персонала МЧС России в ЧС.

Все это обусловлено тем, что возникшая современная экономическая реальность в Российской Федерации сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, в связи с чем появляется дополнительные требования к инженерно-техническому персоналу МЧС России. Существующие подходы к исследованию психологии безопасности инженерно-технического персонала МЧС России не противоречат друг другу и показывают основные компоненты этого феномена.

Актуальность психологического исследования вопросов безопасности инженерно-технического персонала МЧС России определяется своевременным и динамическим развитием зарубежной и отечественной науки и необходимостью применения инновационного знания в практической профессиональной деятельности инженерно-технического персонала МЧС России в ЧС. Невозможность оградить специалиста МЧС России от различных психогенных угроз, сложных, напряженных и нестандартных ЧС привела к необходимости переосмысления понимания сущности, структуры, модели психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России.

Отношение и внимание к вопросам психологической безопасности профессиональной деятельности инженерно-технического персонала МЧС России в ЧС актуально и в теоретическом, и практическом плане. Это определено тем, что это инновационная сфера изучения психологии безопасности инженерно-технического персонала МЧС России.

На сегодняшний день большое количество отечественных и зарубежных научных работ апеллируют к интерпретации данного феномена с точки зрения защищенности инженерно-технического персонала МЧС России от опасностей в ЧС, в то время как возможен и другой характер научного взгляда - с позиции деятельностного подхода и самосовершенствования инженерно-технического персонала МЧС России.

В ходе исследования нами было установлено, что современные научные взгляды и обоснования определения восприятия безопасности инженерно-технического персонала МЧС России при выполнении им профессиональной деятельности в ЧС и формирования представлений о ней дает возможность утверждать, что психология безопасности инженерно-технического персонала МЧС России до настоящего времени не стала предметом всестороннего научного изучения.

Особенность направлений исследования психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России в ЧС определяется тем, что понимание безопасности специалиста МЧС России может быть инструментом построения прогноза на перспективную профессиональную деятельность специалистов МЧС России.

Значительный вклад в становление и развитие безопасности специалистов МЧС России внесли исследования, рассматривающие различные компоненты психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (В.С. Артамонов, Ю.Г. Баскин, Н.Г. Винокурова, А.А. Грешных, П.А. Корчемный, С.В. Марихин, В.Ю. Рыбников, А.С. Турчин, А.В. Шленков и др.).

Анализ научных трудов в сфере безопасности (А.Г. Асмолов, Н.Н. Моисеев, А.А. Реан, В.М. Розин, В.В. Рубцов, Д.Н. Церфус и др.) показал, что понимание сущности безопасности производно от представлений об индивиде.

При изучении психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России были использованы достижения: социального познания (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.С. Турчин, С.Л. Рубинштейн и др.); межличностного восприятия (Г.М. Андреева, П.А. Корчемный, И.Н. Пашковская, А.В. Шленков и др.); исследований в области восприятия и социальной перцепции (Т.Ю. Базаров, А. А. Бодалев, К. Дейвис, Э. Джонс, Дж. Келли, М. Лернер и др.).

Критерии и показатели психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России рассматриваются, исходя из тех организационных структур и научных взглядов, с которыми зарубежные и отечественные учёные идентифицируют специалиста будущего. В большинстве мнений и взглядов о психологии безопасности инженерно-технического персонала МЧС России в качестве ее показателя подразумеваются физические возможности специалиста МЧС России, соответствующие нормам руководящих документов МЧС России.

На современном этапе развития общества потребность в безопасности инженерно-технического персонала МЧС России, выполняющего профессиональную деятельность в ЧС, становится одним из главных приоритетов. Авторами обоснована актуальность потребности в создании общей теории психологии безопасности инженерно-технического персонала МЧС России, которая бы учитывала и раскрывала модель психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России.

В данном исследовании в ходе эксперимента были обоснованы и апробированы на кафедре психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России механизмы формирования социально-психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России.

Проблема психологии безопасности инженерно-технического персонала МЧС России заключается в обосновании совокупности положений психологической безопасности специалистов МЧС России, основанных на ее преобразующей активности и целеполагания, что позволило выявить психологическую сущность, определить критерии и показатели, разработать инструменты, средства, определить вектор направления развития и совершенствования психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России.

В результате проведенного исследования психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России было выделено три типа специалистов МЧС России: приспосабливающийся к профессиональной деятельности, спокойный и инициативный специалист МЧС России:

- приспосабливающийся к профессиональной деятельности - специалист МЧС России ясно понимает, оценивает предстоящую деятельность в чрезвычайных условиях, отличается выдержкой, стремлением совладать с информационной перегрузкой;

- спокойный - специалист МЧС России, выполняя профессиональную деятельность в ЧС, адекватно оценивает возникшую ЧС, подчиненных; состояние безопасности проявляется в спокойствии;

- инициативный специалист МЧС России - инженерно-технический персонал МЧС России, стремящийся к острым ощущениям, к смене обстановки, к риску, к деятельности в нестандартных ЧС.

В ходе исследования были выделены механизмы психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России:

- механизм психологической безопасности специалиста МЧС России «безопасный -опасный», который обеспечивает инженерно-технический персонал МЧС России личностной оценкой и оценкой окружающий действительности, в чем проявляется его универсальность и особенность;

- механизм восприятия нестандартной ЧС, который помогает разобраться в себе, в своих сослуживцах.

Психологическую безопасность специалистов инженерно-технического профиля МЧС России можно представить как вектор направления, определяющий познавательный, эмоциональный и волевой компонент психики личности.

Безопасность способствует формированию у каждого специалиста МЧС России системы восприятия нестандартной ЧС, принятия правильного управленческого решения, уверенности в себе, в своих силах.

Инженерно-технический персонал МЧС России познает создавшуюся ЧС на основе собственных представлений и понятий о безопасности, подвергая их экспериментальной проверке, рискует, опираясь на них. Оценивая свое мнение, представление о безопасности, инженерно-технический персонал МЧС России предугадывает возможные события, строит свое поведение в ЧС, оценивает результаты своих профессиональных действий.

Проведенный авторами теоретический анализ, направлений на исследование психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России, показывает, что специалисты МЧС России реагирует не на саму ЧС, а на то, что они воспринимают как безопасное или опасное.

Безопасность - это подвижная система, при помощи которой специалист МЧС России переходит от одной ситуации к другой, а психологическая безопасность инженерно-технического персонала МЧС России представлена активностью специалиста как субъекта обеспечения собственной безопасности. Обеспечение безопасности специалиста МЧС России, в свою очередь, есть процесс создания благоприятных условий профессиональной деятельности в ЧС, реализации свободы субъекта как способности контролировать условия собственного существования [1].

Задача исследования факторов психологии безопасности инженерно-технического персонала МЧС России решалась путём организации эксперимента, в ходе которого исследованию подвергались: удовлетворенность потребности специалиста МЧС России в безопасности; восприятие психологической защищенности личности специалиста МЧС России в нестандартной ЧС; оценка психического состояния инженерно-технического персонала МЧС России как безопасного; содержание и структура модели социально-психологической безопасности инженерно-технического персонала МЧС России; доверие к самому себе и сослуживцам как психологическое явление, детерминирующее безопасность специалистов инженерно-технического профиля МЧС России.

Выборка данного исследования составила 108 человек: 52 % мужчин и 48 % женщин; 42 % респондентов с высшим образованием и 58 % - со средним образованием), разбита на две возрастные профессиональные группы. Также все респонденты были разделены на следующие группы: инженерно-технический персонал МЧС России, студенты-психологи МЧС России.

По результатам исследования удовлетворенности потребности в безопасности установлено, что потребность в безопасности у специалистов МЧС России удовлетворена лишь частично (среднее значение 0,75 балла по всей выборке).

При анализе психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России проявились особенности, связанные с профессиональными и возрастными различиями. Потребность специалиста МЧС России быть защищенным от опасностей и ЧС более свойственна женщинам, в то время как потребность в надежной, стабильной профессиональной деятельности со стабильным денежным довольствием характерна для мужчин.

Для возрастных групп респондентов основное различие заключается в силе потребности в безопасности. Обращает на себя внимание снижение силы потребностей с увеличением возраста специалиста МЧС России. Анализ данных в профессиональных группах показал, что потребность в безопасности наиболее удовлетворена у инженерно-технического персонала МЧС России, в то время, как положение студентов Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России является сильным стрессором.

Результаты исследования нашли применение при изучении познавательных, эмоциональных и мотивационных компонентов психики специалистов МЧС России, повышения эффективности проводимых организационно-воспитательных мероприятий в образовательных проектах в области безопасности: «Методологические проблемы применения современных образовательных технологий в области психологии безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России» (2014 г.).

Результаты исследования имеют практическое значение для методов воспитательной работы практических психологов МЧС России в различных сферах консультирования и оказания психологической помощи инженерно-техническому персоналу МЧС России.

Основными составляющими психологического измерения психологической безопасности специалистов инженерно-технического профиля МЧС России выступают субъективные переживания, волевые, эмоциональные и познавательные компоненты психики специалиста МЧС России, его отношение к профессиональной деятельности в нестандартных ЧС, обусловленные объективными обстоятельствами профессиональной деятельности и психическими свойствами.

Психологическая безопасность инженерно-технического персонала МЧС России отражает отношение инженера к предстоящей профессиональной деятельности в нестандартных ЧС и является феноменом, производным от процессов восприятия себя и окружающих специалистов МЧС России.

По мнению авторов, восприятие безопасности специалиста МЧС России служит определенной точкой отсчета при формировании отношения к деятельности МЧС России в ЧС. При этом психологическая безопасность специалистов инженерно-технического профиля МЧС России зависит от степени удовлетворения базовых потребностей в безопасности.

При формировании теоретической модели психологической безопасности специалистов инженерно-технического персонала МЧС России основной акцент делался на концептуальный подход, который заключается, с одной стороны, в изучении психологической безопасности с позиции активности инженера как субъекта обеспечения собственной безопасности, а с другой - в опоре на его понимание и восприятие безопасности.

Литература

1. Грешных А. А., Марихин С.В. Инновационное проектирование технологии профессионального ориентированного обучения: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2010. 130 с.

References

1. Greshnih A.A., Marihin S.V. Innovatsionnoye proektirovanie tehnologii professionalnogo orientirovannogo obucheniya: ucheb. Posobiye. SPb.: S.-Peterb. un-t GSP MCHS Rossii, 2010. 130 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.