АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ ЗА ПЕРИОД 2010-2015 ГОДОВ
Мерзликина Юлия Валериевна, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,
г. Симферополь
E-mail: julia211616@mail. ru
Аннотация. Местные бюджеты, являясь составной частью бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой наиболее многочисленный ее элемент, в тоже время, являясь низовым звеном данной системы и образуя фактически ее фундаментальную основу.
В статье проведен анализ показателей налоговых и неналоговых доходов бюджета г. Москвы и влияние его реализации на социально-экономическое развитие на ее территории в период с 2010 по 2015 годы.
Ключевые слова: местный бюджет, доходы местного бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, город Москва.
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для обеспечения финансовых задач и функций местного самоуправления.
Все муниципальные образования имеют собственный местный бюджет. Органами местного самоуправления осуществляется самостоятельное формирование и исполнение местных бюджетов, согласно уставу муниципального образования.
Доходы местных бюджетов, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов.
Анализируя доходы бюджета г. Москвы следует изначально понимать, что подразумевается под понятием доходов бюджета. Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ дается определение доходов бюджета: "поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками
Е 1ЕС ТН К НА УК! 1
И ТВОРЧЕСТВА
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
финансирования дефицита бюджета"[1]. Исходя из трактовки понятия, предоставляемой законодателем, под доходами бюджета следует понимать денежные средства, которые в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации, поступают в распоряжение органов государственной власти, субъектов и органов местного самоуправления.
Бюджетные доходы группируются по источникам и способам их получения, образуются за счет налоговых и неналоговых поступления, безвозмездных перечислений.
Налоговыми доходами являются денежные средства, полученные в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, федеральные, региональные налоги и сборы субъектов Российской Федерации, а также местные налоги сборы, пени и штрафы.[2]
Неналоговые доходы формируются из:
- денежных средств полученных от использования имущества, относящегося к государственному или муниципальному;
- денежных средств полученных за предоставление платных услуг, • оказываемых государственными, муниципальными органами, учреждениями и предприятиями;
- доходы полученные от реализации - продажи, возмездного отчуждения имущества, относящегося к государственной или муниципальной собственности;
- денежных средств полученных в результате применения мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности;
- денежные средства полученные в виде бюджетных ссуд и финансовой помощи, поступившей от бюджетов иного уровня;
- иные неналоговые доходы;
- средства федерального бюджета.
Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета города Москвы за 2010 -2015 годы
Рассматривая структуру налоговых доходов бюджета города Москвы, за период с 2010 по 2015 годы напрашивается вывод о преобладании в ней поступлений от прямых налогов, что может характеризовать данную структуру с положительной стороны и отвечающей общемировой тенденции. Отмечу, что к прямым налогам можно отнести налоги, взимаемые с доходов и имущества физических и юридических лиц.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Таблица 1.1
Налоговые доходы бюджета города Москвы
Наименование доходов Фактические поступления
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ - всего в том числе: 1 005 064,1 1 200 578,3 1 256 541,8 1 278 020,5 1 335 472,1 1 397 515,2
Налог на прибыль 441 928,40 566 947,00 545 853,60 485 719,30 485 429,80 469 995,20
Налог на доходы физ. лиц 428 236,40 479 622,80 529 198,50 591 166,10 646 780,70 588 090,10
Акцизы 17 991,20 19 956,10 26 405,70 26 757,80 21 127,00 19 040,80
из них: нефтепродукты 7 362,00 8 475,30 16 899,50 19 503,70 17 496,00 16 251,50
Единый упрощенный налог 22 346,50 28 908,50 37 746,40 43 043,90 46 757,20 50 919,40
Единый вмененный налог 251,8 -22,4 222,1 319,6 81,7 16,5
Налог на имущество организаций 67 665,50 76 714,20 88 682,20 96 151,50 93 963,50 95 452,50
Транспортный налог 11 494,40 12 691,60 12 733,10 16 314,90 19 096,10 21 433,70
Налог на игорный бизнес 1,5 14,5 44,1 57,7 57,7 53,1
Земельный налог 9 310,70 11 196,40 11 846,30 13 157,70 14 578,10 14 838,70
Госпошлина 3 596,90 3 919,40 1 800,00 2 088,70 2 462,60 3 110,00
Прочие налоги 2 086,40 555 1 917,10 3 022,30 5 082,10 7 786,00
Задолженность по отмененным налогам 154,4 75,2 92,7 221 55,6 52,9
Источник: Данные Департамента финансов города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://findep.mos.ru/
Наибольшую долю в налоговых доходах занимают: налог на прибыль юридических лиц и налог на доходы физических лиц, их совокупный удельный вес в налоговых доходах в 2015 году составил 75,71% . При этом в последние три года впервые наблюдается тенденция преобладания денежных сумм поступивших от налога на доходы физических лиц над поступлениями от налога на прибыль.
Рассмотрим долю налога на прибыль и налога на доходы физических лиц к налоговым доходам города Москвы:
- удельный вес налога на прибыль, по отношению к налоговым доходам соответствующего года, в 2010 году составил 43,97%, в 2011 году 47,22%, в 2012 году 43,44%, в 2013 году уже 38%, 2014 год дал показатель в 36,35 %, 2015 год закончился с показателем в 33,63 %;
- удельный вес налога на доходы физических лиц, относительно к налоговым годам соответствующего года, в 2010 году составил 42,61%, в 2011 году 39, 95%, в 2012 году 42,13%, в 2013 году 46,26%, 2014 год стал рекордным с
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
показателем в 48,43%, в 2015 году 42,08%.
Принимая во внимание приведенные цифры, отмечу мировую закономерность, налог на доходы физических лиц является важнейшим элементом для любой налоговой системы и составляет основной объем доходов бюджетов в наиболее развитых странах мира, примером могут послужить Великобритания, Германия, Франция, Швейцария. Исходя из указанного положения вещей достаточно высокие показатели удельного веса налога на доходы физических лиц, в общей копилке налоговых доходов бюджета Москвы, объясняется достаточно высоким уровнем заработков москвичей, высоким процентом экономически активного населения, низким уровнем безработицы.
Переходя к рассмотрению неналоговых доходов, следует понимать чем неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов отличаются от налоговых, перечислим такие отличительные черты:
- порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах; •
- не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
- большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
Рассмотрим структуру неналоговых доходов бюджета города Москвы за 2010 - 2015 годы, а также межбюджетные трансферты за указанный период [3].
Таблица 1.2
Неналоговые доходы бюджета города Москвы
Наименование доходов Фактические поступления
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ -всего в том числе: 79 258,10 118 558,90 145 533,90 158 078,50 175 585,80 192 027,9
Дивиденды 2 014,60 27 295,90 1 928,90 1 016,40 1 212,40 677,1
Арендная плата за землю 18 673,80 20 459,30 24 925,40 38 728,60 50 081,80 43 448,9
Средства от продажи права аренды земли 1 399,20 2 070,80 1 716,30 2 871,70 1 483,00 870,4
Арендная плата за нежилые помещения 11 033,20 11 561,70 11 753,40 15 595,90 15 194,00 13 829,4
Доходы от продажи квартир 6 092,40 5 046,20 8 603,90 7 617,70 7 769,60 3 335,1
Доходы от реализации инвест-контрактов 3 736,20 5 633,20 4 666,70 4 726,90 7 914,50 4 324,0
Прочие доходы 36 308,70 46 491,80 91 939,30 87 521,30 91 930,50 128 991,9
Межбюджетные трансферты 41 822,70 161 046,60 85 571,70 45 080,70 34 676,00 72 027,3
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
В период с 2010 по 2015 год удельный вес неналоговых доходов в объеме доходов бюджета города Москвы ежегодно увеличивался, что продиктовано объективными причинами - увеличением денежных поступлений от арендной платы за землю, арендной платы за нежилые помещения, доходов от реализации инвест-проектов, прочих доходов.
Показатели таблицы свидетельствуют и о некотором социально-экономическом торможении, наблюдающемся в 2015 году, о чем можно говорить исходя из уменьшения поступлений по арендной плате за нежилые помещения, аренду земли, доходов от продажи квартир, доходов от реализации инвест-проектов.
В общем, неналоговые доходы в процентном соотношении к предыдущему периоду и в реальном денежном выражении показывали стабильный рост начиная с 2010 года.
2011 год принес увеличение неналоговых доходов на 39300,8 миллионов рублей, что составило увеличение на 49,58 % по сравнению с предыдущим 2010 годом. В 2012 год произошло увеличение показателей неналоговых доходов на 26975 миллионов рублей, что составило увеличение на 22,75 %. Рост в 2013 году • показателя продолжился, составив прирост в рублевом выражении 12544,6 миллионов рублей, в процентом выражении составил 7,94%. 2014 год показал прирост неналоговых доходов в размере 17 507,3 миллиона рублей или 9,97%. Размер неналоговых доходов 2015 года в рублях вырос на 16 442,1 миллионов рублей, то есть 8,56%.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая; текст с изм. и доп. на 10 мая 2014 г. [Текст] - М.: Эксмо, 2014. - 880 с. - (Законы и кодексы).
3. Данные Департамента финансов города Москвы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://findep.mos.ru/
4. Открытый бюджет города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budget.mos.ru/