Научная статья на тему 'Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета'

Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / BUDGET / INCOME / TAX INCOME / NON-TAX INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Владимир Владимирович, Ярцева Ирина Юрьевна

Рассматриваются основные направления налоговой политики муниципального образования «Город Томск» в условиях финансового кризиса, а также некоторые итоги исполнения доходной части бюджета города за 9 месяцев 2009 г. по ряду налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the basic task of tax policy of the municipality Tomsk City in the conditions of the world financial crisis is set. Main trends and measures to solve this task are given. The first trend includes the features of tax revenues planning: single tax on imputed income, land tax, ground and municipal property tax, etc. The second trend is to reconsider the tax and non-tax bonuses to certain groups of tax-payers in order to increase the income part of the budget and to decrease the tax liabilities of businesses. The third trend presents the results of the analysis of the perfection measures on budget payment debts reductions and tax and non-tax budget incomes control reinforcement. The data on the income part of Tomsk budget administration for a 9-month period of 2009 on certain taxes is also given.

Текст научной работы на тему «Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета»

В.В. Казаков, И.Ю. Ярцева

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛИТЕТА

Рассматриваются основные направления налоговой политики муниципального образования «Город Томск» в условиях финансового кризиса, а также некоторые итоги исполнения доходной части бюджета города за 9 месяцев 2009 г. по ряду налогов. Ключевые слова: бюджет; доходы; налоговые доходы; неналоговые доходы.

Налоговая политика на 2009 г. муниципальных образований направлена на устранение последствий кризисных явлений в экономике. В сложившихся условиях первоочередной задачей налоговой политики является создание предпосылок для увеличения объема налоговых и неналоговых поступлений, с одной стороны, и управление налоговыми льготами с целью поддержания экономического потенциала территории - с другой. Администрацией города Томска определены основные направления антикризисной политики и проведен ряд мероприятий, направленных на решение первоочередных задач налоговой политики.

Основными направлениями антикризисной налоговой политики муниципального образования «Город Томск» являются:

1. Особенности планирования доходной части бюджета в условиях глобального мирового кризиса.

2. Политика формирования и отмены налоговых льгот отдельным категориям плательщиков.

3. Совершенствование мер по вопросам сокращения задолженности по платежам в бюджет и усиление администрирования налоговых и неналоговых доходов в бюджет.

Бюджетно-налоговая политика города Томска основывалась на вышеуказанных направлениях, формирование бюджета по доходам на 2009 г., в условиях финансового кризиса, осуществлялось на основе совершенствования налоговой политики формирования ставок, коэффициентов и льгот по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города, повышения уровня собираемости платежей, усиления налоговой дисциплины.

По первому направлению необходимо отметить следующие особенности планирования ряда налоговых поступлений.

По уровню поступлений единого налога на вмененный доход можно судить о состоянии дел в малом и среднем бизнесе городского округа. Поступления данного налога - живое свидетельство активного развития бизнеса, а это и создание новых рабочих мест, и развитие городской инфраструктуры, и повышение инвестиционной привлекательности города для инвестиций. Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса РФ органам городских округов предоставлено право определять значение корректирующего коэффициента базовой доходности [1]. При планировании данного вида налога на 2009 г. было предусмотрено повышение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для некоторых видов деятельности. В результате чего поступления единого налога на вмененный доход увеличатся на 18,5 млн руб. Стоит отметить, что при принятии решения об увеличении корректирующего коэффициента базовой доходности необходимо проведение экономически взвешенной политики. С одной стороны, необ-

ходимо обеспечить наиболее полное поступление налоговой массы в городской бюджет по максимально возможным коэффициентам, а с другой стороны, обеспечить рост количества плательщиков единого налога на вмененный доход как за счет появления новых, так и за счет перехода с упрощенной системы налогообложения.

По земельному налогу предусмотрена отмена льгот в отношении ряда категорий плательщиков по уплате земельного налога, в связи с чем доходы бюджета города Томска в 2009 г. увеличатся на 59,2 млн руб.

По арендной плате за землю предусмотрено повышение с 01.01.2009 г. действующих в 2008 г. ставок на коэффициент-дефлятор 1,09, повышение ставок до уровня 3% от кадастровой стоимости по земельным участкам определенного вида разрешенного использования, а также отмена льгот ряду категорий арендаторов. В результате чего доходы бюджета города Томска в 2009 г. возрастут на 76,2 млн руб.

При расчете арендной платы за муниципальное недвижимое имущество предусмотрено увеличение размера базовой ставки арендной платы с 1 500 руб. в год за один квадратный метр арендуемой площади до 1 700 руб. (на 13,3%) и изменение порядка предоставления льгот ряду категорий арендаторов и повышающих коэффициентов к базовой ставке арендной платы. При этом дополнительный доход должен составить 2,6 млн руб.

Расчет поступлений по договорам на право размещения средств наружной рекламы и информации произведен по прежней базовой ставке с целью оказания поддержки организациям, занимающимся рекламным бизнесом.

Бюджет города Томска за 9 месяцев 2009 г. исполнен по доходам в сумме 5 809,9 млн руб., или на 93,3% от плановых назначений (6 224,3 млн руб.), из них по налоговым доходам план исполнен на 97,2% (при плане 2 492,5 млн руб. поступления составили 2 422,3 млн руб.), по неналоговым доходам при плане 671,7 млн руб. поступления составили 466,4 млн руб., или 69,4%.

По итогам исполнения бюджета города по доходам за 9 месяцев текущего года наблюдаются следующие положительные моменты:

- темп роста поступлений к уровню 2008 г. составил 1,17 (в абсолютном значении - на 872,1 млн руб.);

- темп роста налоговых и неналоговых доходов составил 1,05 (в абсолютном значении - на 151,5 млн руб.);

- в общей сумме поступлений увеличился удельный вес налоговых доходов на 4,4 процентных пункта.

Темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов к аналогичному уровню 2008 г. составил 1,05, в сопоставимых условиях (без учета поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений) - 0,91. Без учета поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительному

нормативу отчислений налоговых и неналоговых доходов поступило на 234,1 млн руб. меньше, чем в 2008 г. (за 9 месяцев). Следует отметить, что без учета поступлений налога на доходы физических лиц по дополни-

Исполнение плана по доходам по сост

тельному нормативу отчислений поступления налоговых и неналоговых доходов в динамике по месяцам 2009 г. ниже поступлений за соответствующий период 2008 г.

Т а б л и ц а 1

ию на 01.10.2008 и 01.10.2009, млн руб.

Доходы бюджета 2008 г. 2009 г.

Уточненный план Исполнение 01.10.2008 % поступлений к плану Уточненный план Исполнение 01.10.2009 % поступлений к плану

Доходы 4 458,77 2 737,19 61,39 4 580,83 2 888,72 63,06

Налог на доходы физических лиц 2 053,90 1 299,10 63,25 2 666,59 1 683,30 63,13

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 291,69 223,56 76,64 343,49 253,37 73,76

Налог на имущество физических лиц 106,84 79,28 74,21 130,62 116,90 89,50

Земельный налог 226,63 190,65 84,12 382,80 316,19 82,60

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 540,58 345,91 63,99 557,60 238,17 42,75

Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности 276,16 95,73 34,66 60,38 48,96 81,09

Доходы от продажи земли и нематериальных активов 773,78 365,06 47,18 265,72 114,00 42,90

Безвозмездные поступления 2 727,47 2 200,60 80,68 3 748,27 2 921,22 77,94

Итого доходов 7 186,24 4 937,79 68,71 8 329,10 5 809,94 69,75

Т а б л и ц а 2

Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, %

Бюджет 9 месяцев 2008 г. 9 месяцев 2009 г.

федеральный 40,9 34,7

областной 48,2 49,3

городской 10,9 16,0

К уровню 2008 г. объем налоговых доходов в бюджетную систему страны от налогоплательщиков города Томска уменьшился на 10,6% (за 9 месяцев 2008 г. поступило налоговых доходов в бюджеты всех уровней в сумме 16 950,3 млн руб., 9 месяцев 2009 г. -

15 146,7 млн руб.). С 1 руб. налоговых доходов, собранных на территории городаза 9 месяцев 2009 г., осталось в бюджете города 16 коп., в областной и федеральный бюджеты направлены 49,3 коп. и 34,7 коп. соответственно (рис. 1). Несмотря на сокращение налоговых доходов в целом, доля с 1 руб. собранных на территории города и

направленных в бюджет города Томска налоговых доходов по сравнению с 2008 г. увеличилась на 5,1 коп. за счет установления на 2009 г. дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц. Объем налоговых поступлений от налогоплательщиков города, направленный в областной бюджет за 9 месяцев текущего года, составил 7 469,4 млн руб., а получено в виде субвенций, субсидий иных межбюджетных трансфертов в сумме 2 921,2 млн руб., или 19,3% от собранных на территории города налоговых доходов и 39,1% от направленных в областной бюджет налоговых доходов.

50 45 40 35 к 30 I 25

о

£ 20 15 10 5 0

□ городской

□ областной

□ федеральный

9 мес. 2008

9 мес. 2009

Рис. 1

Невыполнение плановых назначений по налогу на доходы физических лиц на 77,6 млн руб. (плановые назначения 1 760,9 млн руб., исполнение составляет 1 683,3 млн руб.) обусловлено снижением поступлений по отдельным организациям и неуплатой налога отдельными организациями, а также просроченной задолженностью по оплате труда. Просроченная задолженность по оплате труда по данным Томскстата на

01.10.2009 г. составила 28,7 млн руб. Кроме того, в текущем году возмещено налога на расчетные счета налогоплательщиков (налоговые вычеты) в сумме

130,3 млн руб. (9 мес. 2008 г. - 73,7 млн руб.). Следует отметить, что на поступления налога на доходы физических лиц положительное влияние оказали такие факторы, как рост фонда оплаты труда за 8 месяцев на 8,6 процентных пункта по сравнению со сложившимся в январе-июне текущего года (январь-июнь - 100,7%, январь-август - 109,3%), сокращение задолженности по выплате заработной платы, а также взаимодействие администрации города с Центром занятости населения по организации общественных работ для безработных граждан. Так, просроченная задолженность по выплате заработной платы на 01.07.2009 г. составляла 65,5 млн руб., на 01.09.2009 г. - 41,5 млн руб., на 01.10.2009 г.-

28,7 млн руб. С начала года совместно с Центром занятости населения трудоустроено на общественные работы 921 человек по 97 договорам, заключенным с предприятиями.

К аналогичному периоду 2008 г. поступления данного налога увеличились на 384,2 млн руб., поступления по дополнительному нормативу отчислений (8,9151%) составили 385,6 млн руб., т.е. в сопоставимых условиях поступления налога в текущем году снизились на 1,4 млн руб.

На исполнение плановых назначений по единому налогу на вмененный доход оказывает положительное влияние взаимодействие администрации города с инспекцией ФНС России по г. Томску: рекламноразрешительным отделом комитета по информационной политике ежеквартально направляется информация

о предоставленной площади рекламного пространства для определения физического показателя, департамен-

В целом план по неналоговым доходам исполнен на 69,4%. Основными неналоговыми доходами являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендные платежи за земли; доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, имущественных комплексов; доходы от продажи материальных и нематериальных

том экономического развития и управления муниципальной собственностью ежеквартально направляется информация из Реестра объектов потребительского рынка: информация о рынках, размещенных на территории города, о количестве предоставленных торговых мест для предпринимателей. По состоянию на

01.10.2009 г. информационная система «Реестр объектов потребительского рынка» содержит 4 701 запись об объектах потребительского рынка. За 9 месяцев в информационную систему внесено 104 записи, проведена корректировка 51 записи. К аналогичному периоду 2008 г. поступления единого налога на вмененный доход увеличились на 13,3%.

План по налогам на имущество физических лиц исполнен на 111,6%, по земельному налогу - на 100,3%. Сроки уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с действующим законодательством установлены 15 сентября и 15 ноября. Перевыполнение плановых назначений объясняется тем, что значительная часть налогоплательщиков, получив налоговое уведомление на уплату налога и одновременно две квитанции по установленным срокам, уплачивают налог в полном объеме, т.е. авансом по сроку уплаты 15 ноября. Общая сумма переплаты на 01.10.2009 г. составляет

46,5 млн руб. По состоянию на 01.10.2009 г. привлечено к уплате налога на имущество физических лиц -287 561 чел., сумма начисленного налога - 226,8 млн руб. Рост поступлений налога на имущество физических лиц текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. составил 147%.

Поступления земельного налога составили

316,2 млн руб., или 100,3% от плановых назначений (315,2 млн руб.). По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. поступления земельного налога увеличились на 65,8%, или на 125,5 млн руб., что связано с уплатой земельного налога в соответствии с новой кадастровой стоимостью земельных участков. По состоянию на 01.10.2009 г. привлечено к уплате земельного налога физических лиц - 35 763 чел., сумма начисленного земельного налога - 8,1 млн руб.

По неналоговым доходам плановые назначения не исполнены по следующим видам (табл. 3).

активов (продажа объектов недвижимости и земельных участков)).

Поступления неналоговых доходов за 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом

2008 г. уменьшились на 426,6 млн руб.

По доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, и средствам от продажи права на

Т а б л и ц а 3

№ п/п Наименование вида дохода Процент исполнения

1 Доходы от передачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков 58,4

2 Доходы от перечисления части прибыли унитарных муниципальных предприятий 53,9

3 Плата за наем муниципального жилищного фонда 97,5

4 Плата за негативное воздействие на окружающую среду 66,4

5 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 62,1

6 Административные платежи и сборы 61,2

7 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 92,1

8 Прочие неналоговые доходы 69,4

заключение договоров аренды, план исполнен на 58,4% (при плане 326,8 млн руб. исполнено 192,6 млн руб.). Невыполнение плановых назначений по доходам от передачи в аренду земельных участков и средствам от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков на 134,3 млн руб. обусловлено невыполнением плана по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, что связано с отсутствием заявок на участие в аукционах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

План по доходам от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности (нежилых помещений, движимого имущества и имущественных комплексов) исполнен на 114,6% (при плане 55,2 млн руб. исполнено

63,2 млн руб.). По состоянию на 01.10.2009 г. количество действующих договоров аренды муниципальных имущественных комплексов составляет 38 (за аналогичный период 2008 г. - 42).

Общая площадь нежилых зданий, помещений муниципального фонда города Томска, переданных в аренду по действующим договорам на 01.10.2009 г., составляет 20 260 м2 (за 9 месяцев 2008 г. - 32 572 м2), количество действующих договоров аренды - 385 (за 9 месяцев 2008 г. - 409). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года площадь, переданная в аренду, уменьшилась на 4 312 м2 (13%), количество договоров - на 24, или на 6%. Данное уменьшение связано с приватизацией муниципального имущества и передачей в безвозмездное пользование.

Показатель собираемости арендных платежей за пользование муниципальным имуществом (недвижимое и движимое имущество) за 9 месяцев текущего года составляет 94%, что ниже аналогичного показателя за 9 месяцев 2008 г. на 2 процентных пункта.

За 9 месяцев 2008 г. средняя ставка арендной платы за 1 м2 недвижимого имущества составила 1 732 руб. (за аналогичный период 2008 г. - 1 828 руб.). Финансовая отдача 1 м2 муниципальных нежилых зданий, помещений, сдаваемых в аренду, составила 1 614 руб. (в аналогичном периоде 2008 г. - 1 691 руб.).

Невыполнение плановых назначений по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (продажа объектов недвижимости и земельных участков) связано с отсутствием заявок на участие в аукционах по продаже объектов недвижимости и земельных участков. Так, при реализации Программы приватизации 2009 г. в течение 9 месяцев текущего года приватизация большинства объектов недвижимости, выставленных на аукцион и публичное предложение, осуществлялась с незначительной начальной стоимостью, объекты оказались невостребованными. За 9 месяцев

2009 г. проведено 9 аукционов и 14 продаж посредством публичного предложения, всего было выставлено на торги 59 объектов (39 объектов недвижимости, 20 единиц движимого имущества). Из них продано 8 объектов недвижимости и 10 единиц движимого имущества. Средняя стоимость 1 м2 приватизированных площадей составила 12,19 тыс. руб. В бюджет города поступило доходов от их продажи 12,2 млн руб. при плановых назначениях 54,7 млн руб. Аналогичная ситуация сложилась и с поступлениями в бюджет города от продажи земельных участков: исполнение плана

составляет 78,9% (при плановых назначениях

128,9 млн руб. поступило 101,7 млн руб.). На невыполнение плановых назначений по доходам от продажи в собственность земельных участков оказало влияние увеличение с 01.01.2009 г. кадастровой стоимости земельных участков, что снизило количество поданных заявок на переоформление земельных участков в собственность. Кроме того, отсутствие у предприятий денежных ресурсов и возможности кредитования объясняет снижение спроса на приобретение земельных участков для строительства объектов.

По второму направлению антикризисной налоговой политики в соответствии с порядком оценки финансовых результатов предоставления льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по платежам в бюджет города Томска ежеквартально проводился анализ выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением льгот.

С целью увеличения доходной части бюджета города за счет отмены налоговых и неналоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в 2009 г. осуществлен пересмотр льгот по платежам. В полном объеме отменены следующие льготы:

- по земельному налогу - организациям, являющимся правообладателями земельных участков, предоставленных для производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства;

- по арендной плате за пользование объектами муниципального нежилого фонда - организациям, осуществляющим образовательную деятельность, муниципальным учреждениям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по арендной плате за землю - организациям, осуществляющим строительство объектов инженерной инфраструктуры общегородского назначения, организациям, осуществляющим строительство объектов социального назначения и финансируемым из бюджетов всех уровней.

В целях снижения налоговой нагрузки на бизнес с

1 января 2009 г. предоставлены льготы следующим категориям налогоплательщиков:

1. В виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере:

- органам местного самоуправления, органам администрации города Томска и бюджетным учреждениям, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств городского бюджета, в отношении земельных участков, используемых для целей их основной деятельности - в размере 0,01%;

- организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями - в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации детских санаториев, детских санаториев-профилакториев, санаторных школ, детских домов, детских пансионатов, школ-интернатов, детских оздоровительных, детских спортивных и детских туристических лагерей и баз в размере 0,12%;

- физическим лицам - в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, эксплуатации индивидуальных жилых домов - в размере 0,15%;

- организациям и индивидуальным предпринимателям - в отношении земельных участков, предоставлен-

ных для эксплуатации объектов недвижимого имущества, которые в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] относятся к объектам спорта, а также детских садов и других объектов для дошкольного образования детей в размере 0,5%;

- бюджетным учреждениям социальной защиты, здравоохранения, ветеринарии, лекарственного обеспечения, образования, спорта, культуры, искусства, библиотечным и архивным учреждениям, центрам документации, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств областного бюджета - в отношении земельных участков, предоставленных для целей их основной деятельности, в размере 0,5%;

- организациям и индивидуальным предпринимателям в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов торговли и бытового обслуживания населения (за исключением автозаправочных станций), которые расположены на территориях сельских населенных пунктов муниципального образования «Город Томск», указанных в ст. 1 Закона Томской области от 12.11.2004 г. № 238-03 «О наделении муниципального образования «Город Томск» статусом городского округа» [3], при площади земельного участка:

- от 250 до 500 м2 - в размере 0,8%;

- от 500 до 1 000 м2 - в размере 0,6%;

- от 1 000 м2 - в размере 0,5%.

2. В виде полного освобождения от уплаты арендной платы за землю:

- некоммерческим общественным организациям, религиозным объединениям - за земельные участки, предназначенные для оказания помощи и содействия детям-инвалидам;

- специализированным службам по вопросам похоронного дела - за земельные участки, предназначенные для размещения, эксплуатации мест погребения (клад-

За 9 месяцев 2009 г. удельный вес выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот в собственных доходах (без учета безвозмездных поступлений) бюджета города Томска составил 9,5%, в том числе по налоговым доходам 6,2%, по неналоговым доходам 3,3%.

бища, стены скорби, крематории и иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших).

3. В виде возможности уплачивать арендную плату за землю в пониженном размере:

- физическим лицам, являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» - за земельные участки, предоставленные под строительство индивидуального жилья на срок до 10 лет - в размере 0,1%;

- учитывая ситуацию, сложившуюся в строительной отрасли, а также в целях поддержки строительных организаций и физических лиц, продлен понижающий коэффициент в размере 0,1% к ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные в целях комплексного жилищного строительства;

- приостановлено действие до 2011 г. повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю при нарушении нормативных сроков строительства объектов;

- также уточнены существующие и предусмотрены дополнительные виды использования земельных участков. Установлен новый вид использования земельного участка - для ведения дачного хозяйства.

4. В виде возможности уплачивать арендную плату за пользование объектами муниципального нежилого фонда в пониженном размере:

- снижен корректирующий коэффициент по арендной плате от сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений, предоставленных художникам, скульпторам, архитекторам, с 0,3 до 0,1%, а также для спортивнофизкультурной деятельности на небольших площадях с 0,5 до 0,4%. Данные льготы предоставлены с 10.01.2009 г.

В целом выпадающие доходы бюджета от предоставленных льгот за 9 месяцев 2009 г. составляют

354,2 млн руб., потери бюджета увеличились на 199,6 млн руб. к аналогичному периоду 2008 г.

Такое увеличение потерь бюджета города Томска объясняется, в первую очередь, ростом выпадающих доходов по земельному налогу, который связан со значительным увеличением кадастровой стоимости земельных участков соответствии с Постановлением Администрации Томской

Т а б л и ц а 4

Выпадающие доходы бюджета г. Томска

Выпадающие доходы Сумма, млн руб. Изменения

9 месяцев 2008 г. 9 месяцев 2009 г.

1. По налогам 57,9 228,3 170,4

2. По арендной плате - всего 96,7 125,9 29,2

в том числе:

2.1. По арендной плате за пользование муниципальным имуществом: 12,2 14,6 2,4

в том числе

- в связи с предоставлением корректирующих коэффициентов; 11,8 14,2 2,4

- в связи с льготным социальным обслуживанием ветеранов ВОВ. 0,4 0,4 0

2.2. По арендной плате за землю - всего 7,5 46,0 38,5

в том числе:

- юридические лица; 7,1 45,1 38,0

- физические лица. 0,4 0,9 0,5

2.3. По арендной плате в связи с передачей муниципальной

собственности - всего 77,0 65,3 11,7

в том числе:

- в безвозмездное пользование; 77,0 64,9 12,1

- в федеральную и областную собственность 0 0,4 0,4

ИТОГО 154,6 354,2 199,6

области от 24.12.2008 г. № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» [4]. За 9 месяцев 2009 г. выпадающие доходы бюджета города Томска в связи с предоставлением льгот по земельному налогу составили 228,0 млн руб., что на

170,4 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года (57,6 млн руб.).

Положительной стороной в проводимой налоговой политике является сохранение социальной направленности предоставляемых льгот, поддержка малого, среднего и крупного предпринимательства, а также сокращение суммы выпадающих доходов в связи с передачей муниципального имущества в безвозмездное

На территории города Томска создана постоянно действующая комиссия по пополнению доходной части бюджета города. На заседания указанной комиссии приглашались руководители организаций, имеющих задолженность как по платежам в бюджет, так и по заработной плате. За 9 месяцев 2009 г. проведено 19 заседаний, на которых рассмотрено 103 организации. Неисполненные налоговые и неналоговые обязательства рассмотренных организаций уменьшились на

32,5 млн руб., в том числе по налогу на доходы физических лиц - на 28,0 млн руб., по земельному налогу -на 2,6 млн руб., по единому налогу на вмененный доход - на 0,6 млн руб., по арендной плате за землю - на

1,7 млн руб.

Также выявлено 9 территориально обособленных подразделений организаций, находящихся на территории города Томска, не исполняющих обязанность налогового агента по месту нахождения стационарных рабочих мест. Приняты меры по постановке организаций на налоговый учет в ИФНС России по городу Томску. Легализовано около 300 рабочих мест на территории города Томска. Поступления НДФЛ по выявленным обособленным подразделениям составили 2,5 млн руб. По организациям, имеющим просроченную задолженность по заработной плате и отсутствующим в перечне

пользование. За 9 месяцев 2009 г. указанные потери снизились по сравнению с 9 месяцами 2008 г. на 12,0 млн руб., что объясняется сокращением количества договоров безвозмездного пользования на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В рамках третьего направления антикризисной налоговой политики администрацией города Томска ежеквартально проводится оценка потерь бюджета города от недополученных доходов (с учетом инфляции), в том числе по дебиторской задолженности, рассроченным и отсроченным платежам в бюджет города, в соответствии с порядком проведения мониторинга дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей в бюджет города Томска.

Томскстата, информация ежемесячно направляется в адрес Администрации Томской области для проведения работы в рамках ее компетенции.

В администрации города созданы комиссии по платежам за земли и арендной плате за пользование муниципальным имуществом.

В течение 9 месяцев комиссией по платежам по арендной плате проведены мероприятия, направленные на увеличение поступлений от сдачи в аренду муниципального имущества и сокращение задолженности арендаторов перед бюджетом города Томска.

Проведено 37 заседаний комиссии, в ходе которых рассмотрено 208 обращений от юридических и физических лиц. В результате проведенной работы арендаторами, не исполняющими свои обязательства по своевременному внесению арендной платы за пользование нежилыми помещениями и имеющими задолженность по арендной плате на общую сумму 2 млн руб., оплачено 0,5 млн руб. Списана безнадежная задолженность по арендной плате по нежилым помещениям, имущественным комплексам, движимому имуществу в сумме 10,9 млн руб., а также 0,8 млн руб. - задолженность по пеням.

В части судебной работы за 9 месяцев 2009 г. подано 103 иска о взыскании задолженности по нежилым помещениям, движимому имуществу и имуществен-

Т а б л и ц а 5

Задолженность по налоговым и неналоговым платежам, включая пени и штрафы без учета отсроченных (рассроченных) и приостановленных к взысканию платежей по состоянию на 01.10.2009 г.

Наименование платежа Задолженность на 01.01.2009 г., млн руб. Задолженность на 01.10.2009 г., млн руб. Темп роста

Налоговые доходы — всего, в том числе 263,4 360,8 1,37

Налог на доходы физических лиц (30%) 76,6 93,9 1,22

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 24,9 32,2 1,29

Единый сельскохозяйственный налог 0 0,02 х

Налог на имущество физических лиц 55,9 92,0 1,64

Земельный налог 19,4 33,3 1,72

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 0,3 0,6 2,46

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам 77,1 99,4 1,29

Неналоговые доходы — всего, в том числе 393,6 411,7 1,05

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: 393,6 411,7 1,05

доходы от сдачи в аренду имущества 208,0 132,3 0,64

арендная плата за земли 173,3 266,7 1,54

плата по договору за наем муниципального жилищного фонда 10,8 11,1 1,02

Всего 657,0 772,5 1,18

ным комплексам на общую сумму задолженности по арендной плате 5,6 млн руб. и 3,9 млн руб. по пеням, из которых удовлетворено 77 исков на общую сумму задолженности 9,9 млн руб. (включая иски, поданные ранее) и по пеням (процентам) - на 1,4 млн руб.

В части работы комиссии по платежам за землю были реализованы следующие меры административного воздействия:

- направлены уведомления и претензии почтовым заказным переводом;

- подготовлены предложения и информация для рассмотрения задолженности на городской постоянно действующей комиссии по пополнению доходной части бюджета;

- отклонены документы на предоставление новых земельных участков арендаторам, имеющим задолженность по арендной плате за землю;

- взыскана задолженность через судебные органы.

Итоги проделанной за 9 месяцев 2009 г. работы по

взысканию задолженности по арендной плате за землю:

- направлено 309 требований и претензий на сумму 121,8 млн руб.;

- направлен 131 пакет документов для взыскания задолженности в судебном порядке на сумму задолженности 89,9 млн руб., при этом общая сумма задолженности составляет 215,8 млн руб. (63,5% от общей суммы имеющейся задолженности);

- в целях подготовки новых пакетов документов в судебные органы направлено 632 письменных запроса в инспекцию ФНС России по городу Томску, Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области;

- в рамках работы комиссии по платежам за землю проведено 9 заседаний, приглашен 181 землепользователь. По итогам работы данной комиссии сумма поступивших платежей составила 20,1 млн руб., что составляет (5,9%) от сформировавшейся задолженности.

Кроме того, в целях информационного обмена данными об объектах налогообложения по земельному налогу в ИФНС России по городу Томску направлены сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск».

В целях совершенствования взаимодействия с ИФНС России по городу Томску информация о земельных участках под многоквартирными жилыми домами, сформированных и поставленных на кадастровый учет, ежеквартально направляется в ИФНС России по городу Томску.

В рамках осуществления муниципального земельного контроля проведено 824 проверки, выявлен 71 случай нарушения земельного законодательства и условий предоставления земельных участков, в том числе:

- 49 случаев самовольного занятия земельных участков и использования земельных участков без правоустанавливающих документов на землю;

- 14 случаев неиспользования земельных участков;

- 7 случаев использования земельных участков не по разрешенному назначению.

По всем случаям нарушений направлена информация в соответствующие органы для устранения выявленных нарушений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, инспекцией ФНС России по г. Томску проведены выездные налоговые проверки в отношении 172 налоговых агентов, по результатам которых дополнительно начислено 126,4 млн руб., взыскано 77,7 млн руб., в том числе в бюджет города - 30,2 млн руб.

В целях урегулирования задолженности по неналоговым и иным платежам в бюджет и экономической поддержки юридических и физических лиц, в апреле 2009 г. утвержден Временный порядок изменения сроков уплаты неналоговых платежей на территории муниципального образования «Город Томск». Только за 6 месяцев действия порядка рассмотрено 23 обращения плательщиков арендной платы за земельные участки, арендной платы за пользование муниципальными имущественными комплексами, а также платы за право установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности и приняты решения о предоставлении им отсрочек (рассрочек) на общую сумму 102,4 млн руб.

Рассмотрев опыт муниципального образования «Город Томск» по проведению антикризисной налоговой политики, стоит отметить ее положительные итоги. В части налоговой политики по формированию налоговых ставок дополнительно запланировано

156,5 млн руб., кроме того, для поддержки малого, среднего и крупного предпринимательства, а также снижения налоговой нагрузки за 9 месяцев 2009 г. предоставлен ряд льгот по налоговым и неналоговым доходам на общую сумму 199,6 млн руб.

Власть разделяет с бизнесом последствия кризиса и берет на себя в виде задолженности по налоговым и неналоговым платежам, включая пени, штрафы, отсрочки и рассрочки по уплате неналоговых платежей в сумме 874,9 млн руб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 04.12.2007 № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3. Закон Томской области от 12.11.2004 № 2Э8-ОЗ «О наделении муниципального образования “Город Томск” статусом городского округа».

4. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки

земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области».

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 26 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.