Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА" В УПРАВЛЕНИИ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ'

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА" В УПРАВЛЕНИИ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА / MAAS-МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищикова Ольга Викторовна

Современное транспортное развитие мегаполисов включает в себя адаптацию цифровых инноваций для повышения комфорта и безопасности пассажирских перевозок за счет интеграции интеллектуальных решений и эффективной работы с большими объемами данных. Аналитика больших данных лежит в основе продвинутой концепции управления общественным транспортом - концепции «Мобильность как услуга» (Mobility-as-a-service; MaaS). Многообразие видов транспорта и пассажирских сервисов позволяет перейти от восприятия мобильности как физического перемещения к восприятию мобильности как услуги, что находит свое отражение в данной концепции. Статья посвящена анализу моделей практической реализации данной концепции в управлении городским транспортом. В результате выполненного анализа автором были выявлены и описаны 4 основные модели реализации MaaS, предложена их классификация в зависимости от типа интегратора, а также выявлены основные преимущества и недостатки каждой модели. Изучаемые вопросы заинтересуют специалистов в сфере управления городским транспортом и мобильностью, а также будут интересны исследователям-урбанистам и специалистам по анализу данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODELS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF

The modern transport development of megacities includes the adaptation of digital innovations to improve the comfort and safety of passenger transportation through the integration of intelligent solutions and efficient work with large amounts of data. Big data analytics is at the heart of an advanced concept of public transport management - the concept of "Mobility-as-a-Service" (MaaS). The diversity of modes of transport and passenger services makes it possible to move from the perception of mobility as a physical movement to the perception of mobility as a service, which is reflected in this concept. The article is devoted to the analysis of models of practical implementation of this concept in urban transport management. As a result of the analysis, the author identified and described four main MaaS implementation models, proposed their classification depending on the type of integrator, and identified the main advantages and disadvantages of each model. The questions studied will be of interest to specialists in the field of urban transport management and mobility, as well as to urban researchers and data analysis specialists.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА" В УПРАВЛЕНИИ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 3 • Март 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

Анализ моделей реализации концепции «мобильность как услуга» в управлении городским транспортом

Пищикова О.В. 1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Современное транспортное развитие мегаполисов включает в себя адаптацию цифровых инноваций для повышения комфорта и безопасности пассажирских перевозок за счет интеграции интеллектуальных решений и эффективной работы с большими объемами данных. Аналитика больших данных лежит в основе продвинутой концепции управления общественным транспортом - концепции «Мобильность как услуга» (МоЫ^у-аз-а-вегасе; МааБ). Многообразие видов транспорта и пассажирских сервисов позволяет перейти от восприятия мобильности как физического перемещения к восприятию мобильности как услуги, что находит свое отражение в данной концепции. Статья посвящена анализу моделей практической реализации данной концепции в управлении городским транспортом. В результате выполненного анализа автором были выявлены и описаны 4 основные модели реализации МааБ, предложена их классификация в зависимости от типа интегратора, а также выявлены основные преимущества и недостатки каждой модели. Изучаемые вопросы заинтересуют специалистов в сфере управления городским транспортом и мобильностью, а также будут интересны исследователям-урбанистам и специалистам по анализу данных.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильность, мобильность как услуга, MaaS-модели.

Analysis of models for the implementation of the concept of

Pishchikova O.V. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Динамичное транспортное развитие ставит перед мегаполисами ряд глобальных вопросов о дальнейшей применимости цифровых инструментов управления транспортным поведением, которые должны быть решены, чтобы обеспечить устойчивость городского развития и окружающей среды и в частности создать комфортную альтернативу личным автомобилям, которые неблагоприятно влияют на качество воздуха и являются причиной многих заболеваний [2] (Kupriyanovskiy, Akimov, Pokusaev, Alenkov, Namiot, Sinyagov, 2017).

В настоящий момент формируется новая транспортная реальность, частью которой постепенно становятся тренды на декарбонизацию

транспортных средств, внедрение технологий совместного использования автомобилей и альтернативных видов транспорта через создание комфортных цифровых сервисов. Интенсивное развитие таких технологий, как Machine Learning (ML) и Internet of Things (IoT), а также искусственного интеллекта делает возможным повсеместное внедрение беспилотного транспорта для личного, общественного или совместного использования [4, 8] (Saginova, 2020; Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016).

Мегаполисы становятся первыми полигонами для испытания новейших транспортных технологий, так как в случае четкого поэтапного внедрения инноваций в транспортное развитие будет создан более эффективный, комфортный и устойчивый транспортный каркас, в котором основная роль будет отведена городскому общественному транспорту, транспорту общего пользования и средствам индивидуальной мобильности [8] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). Это позволит мягко изменить модели транспортного поведения жителей без потери комфорта, безопасности и скорости передвижения.

На сегодняшний день множество городских транспортных операторов по всему миру постепенно внедряют инновации как в инфраструктуру и подвижной состав, так и в пассажирские сервисы для удовлетворения потребности населения в мобильности на повседневной основе [2, 3] (Kupriyanovskiy, Akimov, Pokusaev, Alenkov,

ABSTRACT:_

The modern transport development of megacities includes the adaptation of digital innovations to improve the comfort and safety of passenger transportation through the integration of intelligent solutions and efficient work with large amounts of data. Big data analytics is at the heart of an advanced concept of public transport management - the concept of "Mobility-as-a-Service" (MaaS). The diversity of modes of transport and passenger services makes it possible to move from the perception of mobility as a physical movement to the perception of mobility as a service, which is reflected in this concept. The article is devoted to the analysis of models of practical implementation of this concept in urban transport management. As a result of the analysis, the author identified and described four main MaaS implementation models, proposed their classification depending on the type of integrator, and identified the main advantages and disadvantages of each model. The questions studied will be of interest to specialists in the field of urban transport management and mobility, as well as to urban researchers and data analysis specialists.

KEYWORDS: mobility, mobility as a service, MaaS models

JEL Classification: R40, R41, R42 Received: 11.02.2021 / published: 31.03.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Pishchikova O.V. (Pishchikova.o1ga@gmai1.com)

CITATION:_

Pischikova O.V. (2021) Analiz modeley realizatsii kontseptsii «Mobilnost kak usluga» v upravlenii gorodskim transportom [Analysis of models for the implementation of the concept of]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (3). - 555-564. doi: 10.18334/epp.11.3.111742

Namiot, Sinyagov, 2017; Pishchikova, Saginov, 2021). Выбор пассажирских сервисов стал настолько велик, что пассажиру часто бывает сложно сориентироваться в спектре оказываемых транспортных услуг и выбрать наиболее приемлемый вариант передвижения. Именно этому запросу отвечает современная концепция «Мобильность как услуга» (Mobility-as-a-service; MaaS) [3] (Pishchikova, Saginov, 2021.

Изучение транспортных инноваций необходимо для выявления наиболее эффективных решений, направленных на удовлетворение потребности жителей в перемещении, а также для их дальнейшего внедрения в управление городскими транспортными системами, что делает анализ существующих цифровых инструментов управления мобильностью актуальным и значимым для поддержания высокого качества жизни в мегаполисах.

Целью данной статьи является определение, классификация и систематизация моделей реализации концепции MaaS, а также анализ базовых MaaS-моделей, реализуемых в управлении городским транспортом. Данные для анализа собраны из открытых источников, научных публикаций по теме концепции «Мобильность как услуга», а также отраслевых публикаций и исследований международных транспортных ассоциаций.

реализация концепции Maas

Международный союз общественного транспорта (МСОТ) определяет концепцию «Мобильность как услуга» (Mobility-as-a-service; MaaS) как интеграцию и предоставление доступа к различным транспортным услугам и пассажирским сервисам внутри единой цифровой платформы, в основе которой лежат алгоритмы построения оптимального маршрута с использованием наиболее подходящих видов транспорта и в условиях экономии времени [11, 12].

Чаще всего данная цифровая платформа реализуется в виде удобного пользовательского интерфейса внутри мобильного приложения для персональных смарт-устройств, что позволяет в режиме реального времени планировать поездку по городу любой сложности.

В 2016 году М. Камарджианни и М. Матиас описали концепцию MaaS как предоставление всех транспортных услуг и пассажирских сервисов по технологии одного окна [3, 8] (Pishchikova, Saginov, 2021).

ОБ АВТОРЕ:_

Пищикова Ольга Викторовна, аспирант кафедры предпринимательства и логистики (Pishchikova.olgaß gmail.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пищикова О.В. Анализ моделей реализации концепции «Мобильность как услуга» в управлении городским транспортом // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 3. - С. 555-564. doi: 10.18334/epp.11.3.111742

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Маяв

Городской ж/д транспорт Транспортная карта Городской ж/д транспорт

Наземный транспорт Бумажный билет Наземный транспорт

Такси Наличные деньги 1 Пассажир L MaaS Такси

1

Каршеринг Мобильное приложение Каршеринг

Байкшеринг Банковская карта Байкшеринг

Рисунок 1 . Пример реализации концепции «Мобильность какуслуга» (MaaS ) Источник: составлено автором.

На рисунке 1 показан пример реализации концепции MaaS по технологии одного окна, что упрощает опыт пассажира в использовании транспортных услуг и пассажирских сервисов, в частности предлагает оптимальный маршрут и единый способ оплаты проезда, а также учитывает персональные пожелания к поездке.

Согласно определению МСОТ, MaaS предлагает постоянный доступ к планированию, бронированию и оплате проезда, а также предоставляет возможность отслеживать информацию о поездке в режиме реального времени, что упрощает использование городских видов транспорта и создает конкурентоспособную альтернативу личному автимобилю [ 3,11, 12] (ПвНеЫкоуа, Saginov, 22021). МСОТ также утверждает, что внедрение концепции MaaS станет ключом к изменению моделей транспортного поведенияв пильзу устойчивой и доступной мобильности, а также уменьшения использования личного автомобиля [11, 12].

Однако в случае, если инструменты MaaSне будет отвечать требеваниям нассажи-ров, количество пользователей концепции будет крайне мало и изменения в моделях транспартно го уоведения не произойдет, а значит, не обходимо по ставить пассажира в центр мобильности.

Международные транспортные эксперты, в частности аналитики МСОТ, выделяют четыре ключевых фактора популяризации MaaS, это: надежность, удобство использования, объективность и гибкость технологии [12]. Так, надежность подразумевает предоставление корректных данных в режиме реального времени и высокий уровень безопасности хранения данных. Удобство использования, в свою очередь, гарантирует простой и быстрый доступ к транспортным услугам и сервисам для пассажира с использованием единой системы аутентификации пользователя, а также четкое инфармирование н щеавилах испольоования иаструмеита. Пассажир должен получать доступ ко всем видам транспорта независимо от их коммерческой составляющей, что гааантирует обсективность персонального выбора дуля каждого пассажира. В то же

ПАССАЖИР

I I I

Маав: бэкенд (агрегатор данных) и фронтенд (разработчик цифрового предложения) _Техническая поддержка_

Пассажирские сервисы: оплата проезда, информирование

Транспортные услуги: использование подвижного состава, работа на инфраструктуре

Инфраструктура: дороги, станции и остановки городского транспорта, станции городского проката, городское парковочное пространтсво, система заправочных и электрозарядочных станций

Рисунок 2. Схема партнерства при реализации концепции Маа5 Источник: составлено автором.

время выбор пассажира постоянно меняется, и инструмент должен быть достаточно гибким в использовании, чтобы максимально полно адаптироваться к изменениям в потребностях и пожеланиях пассажира.

Выполнение всех этих условий при реализации концепции Маа8 возможно только при создании партнерства на всех уровнях предоставления услуги - от создания инфраструктуры до фактической поездки пассажира как конечного потребителя услуги. В партнерство также входят транспортные операторы, предоставляющие физический доступ к мобильности, технические компании, разрабатывающие и поддерживающие работу цифровой платформы и хранящие персональные данные пользователей и поставщиков услуг, а также непосредственно провайдер Маа8, отвечающий за корректную работу концепции в условиях реального времени и места.

На рисунке 2 показана стандартная схема партнерства всех участников реализации концепции Маа8. В основе партнерства лежат материальные объекты транспортной инфраструктуры, через которые оказываются транспортные услуги и пассажирские сервисы для конечного потребителя и пользователя Маа8 - пассажира.

Базовые MaaS-модели

Особую роль при выстраивании партнерства играет интегратор концепции, который выполняет роль агрегатора, собирающего и координирующего данные, полученные в режиме реального времени от всех транспортных операторов, и роль Маа8-провайдера, разрабатывающего цифровое предложение и мобильные приложения для его репрезентации.

Функцию интегратора может выполнять одна или несколько компаний различного типа, что находит отражение в определенной Маа8-модели.

На сегодняшний день существуют четыре базовые Маа8-модели, которые применяются в мегаполисах по всему миру [12]:

• MaaS-модель с участием коммерческого интегратора;

• MaaS-модель с созданием открытой платформы для интеграции;

• MaaS-модель с участием городского регулятора общественного транспорта в роли интегратора;

• децентрализованная MaaS-модель.

Каждая базовая модель имеет свои характеристики, преимущества и недостатки.

Так, в случае если интегратором выступает коммерческая компания, то предложение строится на соглашениях между городскими и частными транспортными операторами и коммерческим провайдером MaaS.

В этом случае наиболее вероятна прямая, малорегулируемая конкуренция между провайдерами, которых может быть множество. С одной стороны, это положительно влияет на качество сервиса MaaS, так как происходит постоянное улучшение обслуживания потребителя, но с другой стороны, городским транспортным операторам не всегда удается эффективно обмениваться данными с коммерческими интеграторами в силу законов, защищающих передачу персональных данных пассажиров третьей стороне. Таким образом, не всегда удается обеспечить надежность использования и объективность репрезентации транспортных средств. При этом необходимо отметить, что коммерческие MaaS-интеграторы часто реализуют концепцию в нескольких городах, не ограничиваясь сотрудничеством с одним мегаполисом.

Создание открытой платформы для интеграции решает задачу объективной репрезентации всех транспортных операторов, так как все цифровые предложения строятся на единой открытой цифровой платформе, принадлежащей непосредственно городу или общественной организации.

Однако в этом случае не может быть гарантирована безопасность персональных данных пользователей, а также возникает вопрос финансирования и управления платформой.

MaaS-модель с участием городского регулятора общественного транспорта в роли интегратора позволяет единому регулятору управлять цифровым предложением, реа-лизовывать его в едином стиле и гарантировать сохранность персональных данных пассажиров без необходимости их передачи третьей стороне.

Также использование данной модели эффективно решает вопрос финансирования и управления, позволяет сделать городской общественный транспорт основой для реализации концепции MaaS и привлечь к участию как муниципальных, так и коммерческих транспортных операторов за счет административного ресурса. Однако часто муниципальные операторы проявляют недостаточную гибкость и не адаптируются к постоянно меняющимся потребностям и пожеланиям пользователей.

Децентрализованная MaaS-модель - самая современная и технологичная модель реализации концепции, построенная на технологии блокчейн.

Данная модель пока находится на стадии разработки, но эксперты полагают, что кибербезопасность модели обеспечит ее привлекательность как для коммерческих, так

и для городских транспортных операторов, а работа на общей децентрализованной платформе обеспечит достаточную объективность репрезентации данных и гибкость в предложении пассажирских сервисов.

Таким образом, на данный момент существуют следующие базовые Маа8-модели:

Таблица 1

базовые MaaS-модели

модель преимущества недостатки

MaaS-модель с участием коммерческого интегратора Условия конкуренции положительно влияют на качество услуг Низкая эффективность обмена данными

MaaS-модель с созданием открытой платформы для интеграции Объективная репрезентация всех транспортных операторов Отсутствие гарантии сохранности данных Вопросы финансирования и управления

MaaS-модель с участием городского регулятора общественного транспорта в роли интегратора Определенность в вопросах финансирования и управления Возможность использования административного ресурса для привлечения операторов Гарантия сохранности данных Недостаточная гибкость

Децентрализованная MaaS-модель Кибербезопасность Объективность Гибкость Нет практических решений; модель в стадии разработки

Источник: составлено автором.

заключение

Для устойчивого развития мегаполисов важно, чтобы ключевую роль в реализации любой Маа8-модели играл городской общественный транспорт, который является наиболее экологичным и устойчивым способом передвижения в мегаполисе за счет увеличения объема перевозок, снижения загруженности на дорогах и сокращения выхлопов углекислого газа и мелкодисперсных частиц. В таком случае Маа8 выступает не только как удобный цифровой пассажирский сервис, но и как источник данных о перемещении пассажиров на различных видах транспорта с привязкой ко времени и месту, что позволяет моделировать высокоточные матрицы корреспонденции и использовать их для улучшения транспортного обслуживания и лучшего обеспечения транспортной инфраструктурой.

Создание эффективной транспортной инфраструктуры и внедрение комфортных пассажирских сервисов помогают жителям мегаполисов оптимизировать транспортные привычки и модели транспортного поведения в пользу городского общественного транспорта. Сохранение приоритета городского общественного транспорта в транспортном развитии позволит обеспечить устойчивость и высокое качество жизни в будущем.

ИСТОЧНИКИ:

1. Karlsson I. C. М., Sochor J., Strömberg H. Developing the 'Service' in Mobility as a Service: Experiences from a Field Trial of an Innovative Travel Brokerage. - Transportation Research Procedia, 2016. - 3265-3273 p.

2. Куприяновский В.П., Акимов А.В., Покусаев О.Н., Аленьков В.В., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Интеллектуальная мобильность и мобильность как услуга в умных городах // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - № 12. -c. 77-122.

3. Пищикова О.В., Сагинов Ю.Л. Реализация концепции «мобильность как услуга» в мегаполисах мира // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 2. - doi: 10.18334/epp.11.2.111592.

4. Сагинова О.В. Модели городской мобильности и логистика крупного города // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 2. - c. 321-330. - doi: 10.18334/epp.10.2.100430.

5. Сакульева Т. Н. Система MaaS и ее проблематика // E-Management. - 2018. - № 2. -c. 30-37.

6. Трегубов В. Н. Организация городского транспорта на основе концепции «мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. -№ 6. - c. 73- 80.

7. Kamargianni M., Matyas M., Li W., Schäfer A. Feasibility Study for "Mobility as a Service" concept in London. UCL Energy Institute, 2015

8. Kamargianni M., Li W., Matyas M., Schäfer A. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport. UCL Energy Institute, University College London // Transportation Research Procedia. - 2016. - № 14. - p. 3294 - 3303.

9. Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems // Sustainability. - 2020. -№ 16. - p. 63-68. - doi: 10.3390/su12166368.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Smith G. Making Mobility-as-a-Service: Towards Governance Principles and Pathways. 2020

11. UITP. Mobility as a Service Report. UITP, 2019

12. UITP Combined Mobility Committee. Ready for MaaS? Easier Mobility for Citizens and Better Data for Cities. UITP, 2019

13. For Mobility as a Service (MaaS) to solve our transport woes, some things need to change. The Conversation. [Электронный ресурс]. URL: http://theconversation.com/ for-mobility-as- a-service-maas-to-solve-our-transport-woes-some-things- need-to-change-105119 (дата обращения: 13.02.2021).

14. The Rise of Mobility as а Service. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/consumer-business/deloitte-nl-cb-ths-rise-of-mobility-as-a-service.pdf (дата обращения: 13.02.2021).

15. The road to seamless urban mobility. McKinsey Quarterly. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/the-road-to-seamless-urban-mobility (дата обращения: 13.02.2021).

16. What is MaaS?. MaaS Alliance. - 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://maas-alliance.eu/homepage/what-is-maas/ (дата обращения: 13.02.2021).

17. What is Mobility as a Service (MaaS)? / Whim. - 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://maas.global/what-is-mobility-as-a-service- maas/ (дата обращения: 13.02.2021).

REFERENCES:

For Mobility as a Service (MaaS) to solve our transport woes, some things need to change The Conversation. Retrieved February 13, 2021, from http://theconver-sation.com/for-mobility-as- a-service-maas-to-solve-our-transport-woes-some-things- need-to-change-105119 Kamargianni M., Li W., Matyas M., Schäfer A. (2016). A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport. UCL Energy Institute, University College London Transportation Research Procedia. (14). 3294 - 3303. Karlsson I. C. M., Sochor J., Strömberg H. (2016). Developing the 'Service' in Mobility as

a Service: Experiences from a Field Trial of an Innovative Travel Brokerage Kupriyanovskiy V.P., Akimov A.V., Pokusaev O.N., Alenkov V.V., Namiot D.E., Sinyagov S.A. (2017). Intellektualnaya mobilnost i mobilnost kak usluga v um-nyh gorodakh [Intellectual mobility and mobility as a service in smart cities]. International Journal of Open Information Technologies. (12). 77-122. (in Russian). Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. (2020). Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems Sustainability. (16). 63-68. doi: 10.3390/su12166368. Pischikova O.V., Saginov Yu.L. (2021). Realizatsiya kontseptsii «mobilnost kak usluga» v megapolisakh mira [Implementation of the concept of "mobility as a service" in megacities of the world]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111592. Saginova O.V. (2020). Modeligorodskoy mobilnosti i logistika krupnogogoroda [Patterns of urban mobility and logistics in a big city]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 321-330. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100430. Sakuleva T. N. (2018). Sistema MaaS i eeproblematika [The MaaS system and its problems]. E-Management. (2). 30 - 37. (in Russian). The road to seamless urban mobility. McKinsey Quarterly. Retrieved February 13, 2021, from https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/ the-road-to-seamless-urban-mobility Tregubov V. N. (2019). Organizatsiya gorodskogo transporta na osnove kontseptsii «mobilnost kak usluga» [Urban transit system based on mobility as a service]. International Journal of Open Information Technologies. (6). 73 - 80. (in Russian).

What is MaaS?MaaS Alliance. - 2019. Retrieved February 13, 2021, from https://maas-

alliance.eu/homepage/what-is-maas/ What is Mobility as a Service (MaaS)? Whim. - 2016. Retrieved February 13, 2021, from https://maas.global/what-is-mobility-as-a-service- maas/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.