Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ МОБИЛЬНОСТИ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ МОБИЛЬНОСТИ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ МОБИЛЬНОСТИ / СВЯЗАННОСТЬ / БЕСПИЛОТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / АВТОНОМНОСТЬ / СОВМЕСТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОМОБИЛИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / URBAN MOBILITY / CONNECTIVITY / AUTONOMOUS TRANSPORT VEHICLES / AUTONOMOUS DRIVING / CAR SHARING / ELECTRIC CARS / TECHNOLOGY INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагинов Юрий Леонидович, Завьялов Дмитрий Вадимович

В статье рассматриваются современные тенденции формирования моделей городской мобильности. На основе исследований крупных консалтинговых компаний выделены 4 основных направления развития мобильности, кратко описаны особенности их реализации в России; показана роль, которую в рамках этих моделей мобильности играют автомобильные компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of mobility patterns development in a big city

The paper analyses modern trends of urban mobility. Based on the research of large consulting companies, four main directions of mobility development are identified. The features of their implementation in Russia are briefly described; and the role that automobile companies play in these mobility models is shown.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ МОБИЛЬНОСТИ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 2 • Февраль 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

í>

Пер

Первое

экономическое издательство

Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова 113 лет

Предпринимательство и логистика в условиях цифровой трансформации экономики

направления развития моделей мобильности в большом городе

Сагинов Ю.Л.12, Завьялов Д. В.1

1 Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, Москва, Россия

2 JATO Dynamics LTD , Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются современные тенденции формирования моделей городской мобильности. На основе исследований крупных консалтинговых компаний выделены 4 основных направления развития мобильности, кратко описаны особенности их реализации в России; показана роль, которую в рамках этих моделей мобильности играют автомобильные компании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модели мобильности, связанность, беспилотные транспортные средства, автономность, совместное пользование, электромобили, технологические инновации.

Directions of mobility patterns development in a big city

Saginov Yu.L.12, Zavyalov D. V.1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia 2JATO Dynamics LTD , Russia

введение

Современные города должны справляться с последствиями глобализации, интеграции и урбанизации. Промышленное развитие приносит крупным городам как преимущества в виде повышения благосостояния, так и риски из-за густонаселенности и высокой плотности населения. Уровень благосостояния семей часто измеряют количеством принадлежащих им автомобилей; во многих случаях их больше, чем один. Но это означает постоянное увеличение транспортного потока, который включает в себя общественный и грузовой транспорт, создающий заторы, увеличивающий время поездки по городу, а также

загрязнение воздуха и повышенный шум. Кроме того, парковочные места и другие инфраструктурные проблемы являются следствием высокой плотности населения и автомобилизациих [1] (Evseeva, 2016).

Поскольку смарт-мобильность является частью общей концепции умного города, ее реализация объединяет усилия городских властей, природоохранных агентств, транспортных компаний и т. д. В последние годы увеличилось число исследований вопросов использования смарт-технологий для обеспечения городской мобильности [4] (Kässer, Müller, Tschiesner, 0). Так анализ публикаций в наукометрических системах Scopus и Web of Science показывает резкий рост числа публикаций по тематике городской мобильности, начиная с 2014-15 гг. (рис. 1).

Крупные мегаполисы и небольшие города, стремясь адаптировать свои транспортные системы к меняющимся потребностям жителей в мобильности [2] (Zavyalova, Saginova, Spirin, 2016), разрабатывают стратегии и планы городской мобильности [11, 12, 14], реализуют в них инновационные решения по использованию смарт-технологий.

Транспортные системы современных больших городов переходят от экстенсивного развития транспорта через строительство новых дорог и постоянное увеличение числа автомобилей к модели «города для людей», в котором господствуют четыре основных тенденции формирования городской мобильности: автономность (или беспилотность транспортных средств); связанность (то есть использование технологий и гаджетов, связывающих транспортные средств друг с другом и электронными платформами интеграторов); совместное использование и электрификация (электромобили).

Каждая из этих тенденций сформировалась благодаря развитию соответствующих технологий. В статье рассматриваются направления развития мобильности горожан

ABSTRACT:_

The paper analyses modern trends of urban mobility. Based on the research of large consulting companies, four main directions of mobility development are identified. The features of their implementation in Russia are briefly described; and the role that automobile companies play in these mobility models is shown.

KEYWORDS: urban mobility connectivity autonomous transport vehicles, autonomous driving, car sharing, electric cars, technology innovations

JEL Classification: R40, R53, M21, L26 Received: 23.01.2020 / Published: 28.02.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Saginov Yu.L. (ysaginov0gmail.com)

CITATION:_

Saginov Yu.L., Zavyalov D. V. (2020) Napravleniya razvitiya modeley mobilnosti v bolshom gorode [Directions of mobility patterns development in a big city]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (2). - 331-342. doi: 10.18334/epp.10.2.100427

.. .......I II II II II II

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

■ WoS ■ Scopus

Рисунок 1. Число публикаций по теме городской мобильности Источник: составлено авторами по [4]

под воздействием широкого внедрения инновационных технологий в производственную сферу и сферу услуг.

влияние развития технологий

намодели мобильности горожан вмегаполисах

Распространение Интернета вещей (Internet of Things) на городскую инфраструктуру и транспорт привели к появлению новых форм иередвижения по городу, таких как каршеринг и электронные платформы компаний интеграторов. Интернет вещей позволяет реализовывать гибкон планирование маршрутов поездов и автобусов, переходить от фиксированных ранписаний движения к гиОким графидам на основе заказов водителей и прогнозов передвижения пассажиров. Технология автономного передвижения транспортных средств без водителя уже реализуется в пилотном режиме для автомобильного и рельсовога транспорта. Сеециалисты предполнгают, что уже в ближайшие три-пять лет появятся роботизированные такси и полностью автономные шаттлы, и автобусы [8].

ОБ АВТОРАХ:_

Сагинов ЮрийЛеонидаиич, кандидат экономических наук, доцент кафед|бы п°едпринимательслва и логистики, менеджер по работе с клиентами JATO Dynamics LTD (ysaginov0gmai1.com) Завьялов Дмитрий Вадимович, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики (zavya1ov.dv0 rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сагинов Ю.Л., Завьялов Д. В. Направления развития моделей мобильности в большом городе // Экономила, предпргнимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 331-342. doi: 10.18334/epp.10.2.100427

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Интерес к беспилотным автомобилям проявляют потребители и пользователи грузового транспорта. На дорогах общего пользования Германии и США с 2017 г. ведутся испытания прототипов автономных грузовиков. В России работы по созданию беспилотного автомобиля пока находятся на стадии разработки прототипов и отдельных компонентов систем. Научно-исследовательский центр НАМИ совместно с компанией КАМАЗ ведет испытания прототипа беспилотного автобуса под рабочим названием MatrËshka. При этом 58% респондентов исследования компании PWC [6] выразили готовность рассмотреть приобретение автономного автомобиля, если он появится на рынке. В возрастной группе от 20 до 34 лет таких оказалось 67%. Среди препятствий для использования беспилотного транспорта, согласно проведенному опросу, опасения респондентов относительно несанкционированных попыток удаленного управления такими транспортными средствами в результате хакерских атак; непроработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников движения, использующих беспилотные транспортные средства [3] (Tregubov, 2019).

Модели мобильности на основе совместного использования транспортных средств, такие как каршеринг и байкшеринг, охватывают все новые городские территории [9] (Dhar, Patel, Raina, Sandrone, 0). Рост интереса потребителей к этим моделям совместного использования обусловлен несколькими факторами. Помимо транспортной перегрузки крупных городов в результате урбанизации происходит постепенное смещение предпочтений потребителей от владения автомобилем к его временному использованию, формируя «мобильность как услугу [13]. Современные технологии обеспечивают простоту поиска, бронирования, использования и возврата арендованного автомобиля. Сервисы совместного использования автомобиля позволяют улучшить транспортную ситуацию в городе за счет сокращения числа личных автомобилей при сохранении мобильности потребителя.

В России сервисы каршэринга появились в 2013 г., сегодня этот сервис имеется в крупных городах, в Москве работают 9 операторов таких систем краткосрочной аренды автомобилей1. По оценкам Правительства Москвы, объем рынка составляет порядка 25 тыс. автомобилей и всячески поддерживает развитие услуг каршэринга2.

Электрификация автомобильного транспорта в отличие от рельсового, все еще является относительно новой, но быстро распространяющейся технологией. В городах появляется все больше электробусов. Мировые продажи электромобилей перевалили за миллион единиц в 2017 году и могут достичь 5% мирового рынка легковых автомобилей в 2020 году [10] (Hertzke, Müller, Schenk, Ting Wu, 0). Глобальные продажи

1 Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга. Официальный сайт мэра Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/4189050 (дата обращения 01. 2020 г.).

2 Электрокаршеринг и налоговые льготы. Москва поддерживает экологически чистый транспорт. Сайт Сергея Собянина. [Электронный ресурс]. https://www.sobyanin.ru/elektrokarshering-novyi-etap-razvitiya-servisa (дата обращения 01. 2020 г.).

электромобилей выросли почти в 2 раза с 397 тысяч в 2018 г. до 765 тысяч в 2019. Крупнейшие рынки продаж электромобилей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Крупнейшие рынки продажи электромобилей в 2019 г.

Страна Продажи тыс. шт. Рост в 2019 к 2018 г.

Китай 430,7 +111%

США 116,2 +87%

Норвегия 36,3 +74%

Германия 33,0 +72%

Франция 24,3 +38%

Нидерланды 17,8 +118%

Южная Корея 17,7 +63%

Канада 13,1 +37%

Великобритания 12,7 +62%

Япония 11,0 -27%

Источник: по данным сайта компании JATO Dynamics Limited. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jato.com/blog/ (дата обращения 23. 01. 2020 г.)

Таблица 2

Наиболее популярные марки электромобилей в 2019 г.

Марка электромобиля Продажи, тыс. шт.

Tesla 166

BYD 96

Baic 52

Nissan 47

JAC 31

Hyundai 31

Renault 29

Chery 28

Geely 27

ORA 24

Источник: по данным сайта компании JATO Dynamics Limited. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.jato.com/blog/ (дата обращения 23. 01. 2020 г.)

Доля электромобилей в общем объеме продаж автомобилей в Норвегии составляет 37,1%, в Нидерландах 6,5%, в Китае 4%, в Южной Корее 2,1%3. Китай является не только крупнейшим рынком электромобилей, но и крупнейшим их производителем, из десяти наиболее покупаемых марок электромобилей в 2019 г. шесть производятся китайскими компаниями (табл. 2).

3 Сайт компании JATO Dynamics Limited. [Электронный ресурс]. URL:https://www.jato.com/blog.

Электрические велосипеды и самокаты делают передвижение на двухколесном транспорте доступным для граждан разных возрастов и уровня физической подготовки, а также для тех, кто живет в городах с холмистым рельефом или менее плотной застройкой.

Пока продажи электромобилей в России ниже, чем во многих развитых странах. К препятствиям, сдерживающим рост популярности электромобилей, специалисты относят низкую плотность сети зарядных станций и высокую стоимость аккумуляторных батарей. За последние годы в России было несколько попыток организовать производство легковых электромобилей (Lada Ellada, Ё-мобиль), но серийных моделей пока еще нет [6]. Тем не менее, электрификация продуктовой линейки - это приоритетное направление практически всех мировых автоконцернов, да и интерес в России к электрификации транспортных средств постепенно растет в соответствии с мировой тенденцией. Все больший интерес инвесторов вызывает электрификация коммерческого и общественного транспорта. Существенную роль в этом играют используемые во многих странах льготы, субсидии и другие меры государственной поддержки и стимулирования спроса на электромобили. В «Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года» [7] электрификация транспортных средств указана как приоритетное направление инновационного развития. Однако для потребителей, судя по исследованиям компании PWC [6], менее значима престижность и инновационность, для них более важны экономическая и практическая составляющие при выборе автомобиля.

Автомобильный рынок характеризуется также значительными изменениями в техническом оснащении автомобилей. Новые технологии внедряются не только в продукты премиального сегмента, но и в массовые модели. Частичная синхронизация смартфонов с мультимедийным центром, частичное голосовое управление, камера заднего вида с ассистентом парковки, бесконтактный доступ в багажник используются в массовом сегменте уже сегодня. Связанность или «подключенность» транспортного средства, то есть осуществление обмена данными с другими транспортными средствами, устройствами и сетями, позволяет потребителю совмещать свою рабочую и личную жизнь. Информационно-развлекательные системы в автомобилях также предлагают автовладельцам разнообразные услуги, которые постепенно играют все большую роль при выборе автомобиля.

Современные и планируемые инновации в этой области можно условно разделить на обеспечивающие повышение качества и безопасности автомобиля и обеспечивающие повышение комфорта водителя. Опрос компании PWC [6] показал, что потребители в первую очередь готовы платить за повышение безопасности, технологии, помогающие водителю в аварийной ситуации и облегчающие процесс вождения.

В результате быстрого развития современных тенденций городской мобильности автомобильная отрасль стоит на пороге серьезных перемен. Перечисленные тенденции серьезно меняют модели городской мобильности, а, следовательно, и бизнес-

модели автопроизводителей, открывая дорогу на рынок городской мобильности новым игрокам. Уже в 2016 г. каждый сотый проданный автомобиль был оснащен возможностям частично автономного передвижения, а 47% опрошенных в 2017 г. автовладельцев выразили готовность использовать такие технологии [4]. Игроки отрасли, как традиционные автомобильные компании, так и новые участники рынка, будут иметь наилучшие перспективы конкурентоспособности в новых условиях городской мобильности, если смогут вовремя увидеть и использовать новые технологические возможности. Успешная конкуренция требует сотрудничества. Новые экосистемы будут формироваться по всей цепочке создания стоимости, поскольку компании с взаимодополняющими возможностями (например, разработка программного обеспечения, с одной стороны, и глубокое внедрение автомобильных технологий - с другой) будут сотрудничать в целях разработки и предоставления комплексных решений.

Инвестиционная активность в развитии моделей городской мобильности

Хорошим инструментом прогнозирования наиболее перспективных направлений развития является анализ направления инвестиций. Компания МсЮшеу разработала инструмент анализа инвестиций в стартапы, который на основе анализа больших данных и семантической аналитики позволяет выявить направления крупных инвестиций [4]. Информация, собранная с баз данных более 2 млн компаний, помогает выявить тенденции в формирующихся моделях мобильности и определить направления формирования новых возможностей.

По четырем основным направлениям развития городской мобильности (связанность, автономность, совместное использование и электрификация) были выделены 10 кластеров компаний, разрабатывающих предложения по кибербезопасности, потребительскому интерфейсу, телематике, голосовому управлению, оптимизации парковки, использованию сенсорного управления, беспилотности, электрификации, лизингу и совместному пользованию. Из десяти выявленных кластеров стартапов наибольшие инвестиции направляются в автономные решения и совместное использование транспортных средств [4].

При этом темпы инвестиций значительно ускоряются: в период 2014-17 гг. среднегодовые инвестиции по всем направлениям выросли почти в шесть раз - с 4,3 млрд долл. в год до 25,3 млрд долл. в год по сравнению с периодом 2010-13 гг. Инвестиции только за 2017 год равны общей сумме инвестиций за период 2010-2014 гг. (рис. 2).

Поскольку цифровые технологии становятся все большей силой в автомобилестроении и мобильности, лицо «типичного» игрока отрасли также меняется. Более 90% инвестиций в решения по мобильности были сделаны игроками, которые традиционно не рассматривались как автомобильные компании, это в основном технологические компании, а также венчурные фонды и частные инвесторы (рис. 3).

Новые участники явно стремятся закрепить свои позиции на рынке мобильности. Из общего объема инвестиций в размере $111 млрд с 2010 года только в 2016 году был

инвестирован $31 млрд. И из этой суммы автомобильные компании вложили менте $2 млрд (около 6%). Однако бюджеты НИОКР автопроизводителей в 2016 году составили $77 млрд - более чем в два раза больше, чем общий объем выявленных инвестиций, и почти в 40 раз больше, чем инвестиции автопроизводителей.

■ транзакции млрд.долл. ■

среднегодовые инвестиции в 2014-2017

■среднегодовые инвестиции в 2010-2013

Рисунок 2. Инвестиции в стартапы по разработке решений для городской мобильности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено по [4]

40

1 автомобильные компании

■ разработчики программного обеспечения

■ венчурные фонды и частные инвесторы

■ разработчики технического обеспечения

Рисунок 3. Инвестиции в мобильность в% от общего объема с 2010 г. Источник: составлено по [4]

Заключение

Изменение моделей городской мобильности происходит во многом благодаря новым возможностям, открывающимся перед бизнес-сообществом за счет разработки и внедрения технологических инноваций. Приоритетными направлениями для большинства крупных инвесторов являются разработки систем сенсорного управления, беспилотного транспорта, потребительских интерфейсов, технологий совместного использования. По мере того, как гонка технологий на рынке решений мобильности становится все более многолюдной и разнообразной, автопроизводителям необходимо позиционировать себя относительно технологических компаний и определить свою собственную технологическую стратегию, перейти к структурированному и постоянному обновлению технологических решений. В этом отношении традиционные автомобильные игроки могут использовать такие стратегии, как покупка или инвестирование в высокотехнологичные компании, формирование партнерств или альянсов с ИТ-компаниями. Подход к выбору поставщиков должен зависеть от динамики развития каждого технологического кластера, а также от индивидуальной стратегии компании. Многие мелкие игроки, например, разрабатывают инновации в области технологий потребительского интерфейса, что делает возможным использование слияний и поглощений. С другой стороны, крупные технологические игроки доминируют в технологиях голосового управления (например, BMW планирует интегрировать технологию Amazon Alexa). На российском рынке Яндекс.Авто4предлагает бортовой компьютер, который встраивается в автомобиль и обеспечивает навигатор, строящий оптимальные маршруты с учетом пробок, ежедневно обновляющий карты, предупреждающий о ремонтных работах, камерах и знаках. Интеллектуальный помощник Алиса помогает управлять автомобилем по громкой связи и не отвлекаться от дороги.

Однако первым шагом для автомобильных компаний будет определение вариантов использования технологий, которые имеют для них значение и которые будут дифференцировать их продукты в долгосрочной перспективе. Определяя соответствующие технологические контрольные точки вдоль цепочки создания стоимости, они могут определить имеющиеся для развития возможности. Имея ясное представление об этих решениях, автомобильные компании могут затем определить потенциальные источники таких технологий. Этот путь применим как к поставщикам, так и к производителям оборудования, поскольку и тем и другим придется вкладывать значительные ресурсы во все направления развития городской мобильности, направленные на обеспечение связанности, автономности, совместное использование и электрификацию.

4 [Электронный ресурс]. https://auto.yandex/promo

ИСТОЧНИКИ:

1. Евсеева А. И. Новая городская мобильность: тенденции развития транспортных си-

стем // Государственное управление. Электронный вестник, 2016. - № 59.

2. Завьялова Н. Б., Сагинова О. В., Спирин И. В. Маркетинговый подход к управлению

качеством транспортного обслуживания // Центр развития научного сотрудничества РЭУ имени Г. В. Плеханова, 2016.

3. Трегубов В. Н. Организация городского транспорта на основе концепции «мобиль-

ность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies, 2019. - № 6.

4. Kässer M., Müller,Th. Tschiesner A. Analyzing start-up and investment trends in the mo-

bility ecosystem. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/ automotive-and-assembly/our-insights/analyzing-start-up-and-investment-trends-in-the-mobility-ecosystem (дата обращения: 29. 12. 2019).

5. Tomaszewska E. J., Florea A. Urban smart mobility in the scientific literature — bibliomet-

ric analysis // Engineering Management in Production and Services, 2018. - № 2.

6. Завтрашний день автомобильной отрасли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.

pwc.ru/ru/publications/autotech-survey-2018.html (дата обращения: 23. 12. 2019).

7. Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2025

года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297129/f8f8138d4327a3b4e9a33b8e9d4f9de6489f71e6/ (дата обращения: 28. 12. 2019).

8. Autonomous-driving disruption: Technology, use cases, and opportunities. [Электронный

ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/autonomous-driving-disruption-technology-use-cases-and-opportunities (дата обращения: 25. 12. 2019).

9. Dhar A., Patel D., Raina R., Sandrone P. What US consumers think of shared mobility.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/what-us-consumers-think-of-shared-mobility (дата обращения: 20. 12. 2019).

10. Hertzke P., Müller N., Schenk S., Ting Wu The global electric-vehicle market is amped up and on the rise. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/ automotive-and-assembly/our-insights/the-global-electric-vehicle-market-is-amped-up-and-on-the-rise (дата обращения: 10. 12. 2019).

11. How mobility becomes an integrated part of our city development. [Электронный ресурс]. URL: https://urbact.eu/planning-people-and-not-vehicles (дата обращения: 03. 01. 2020).

12. Malmo city mobility plan. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/transport/ sites/transport/files/cycling-guidance/malmo_sump.pdf (дата обращения: 03. 01. 2020).

13. The Rise of Mobility as а Service. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/consumer-business/deloitte-nl-cb-ths-rise-

of-mobility-as-a-service.pdf (дата обращения: 02. 12. 2019).

14. Urban Mobility Innovation Index. [Электронный ресурс]. URL: http://umi-index. org/wp-content/uploads/2017/11/UMII_Report_15-Nov_single-pages-15.11.17-1925. pdf (дата обращения: 03. 01. 2020).

15. Autonomous-driving disruption: Technology, use cases, and opportunities. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/autonomous-driving-disruption-technology-use-cases-and-opportunities6 (дата обращения: 25. 12. 2019).

REFERENCES:

Autonomous-driving disruption: Technology, use cases, and opportunities. Retrieved December 25, 2019, from https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/autonomous-driving-disruption-technology-use-cases-and-opportunities

Autonomous-driving disruption: Technology, use cases, and opportunities. Retrieved December 25, 2019, from https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/autonomous-driving-disruption-technology-use-cases-and-opportunities6

Dhar A., Patel D., Raina R., Sandrone P. What US consumers think of shared mobility. Retrieved December 20, 2019, from https://www.mckinsey.com/industries/automo-tive-and-assembly/our-insights/what-us-consumers-think-of-shared-mobility Evseeva A. I. (2016). Novaya gorodskaya mobilnost: tendentsii razvitiya transportnyh sistem [New urban mobility: development trends of transport systems]. "E-journal. Public Administration". (59). (in Russian). Hertzke P., Müller N., Schenk S., Ting Wu The global electric-vehicle market is amped up and on the rise. Retrieved December 10, 2019, from https://www.mckinsey.com/ industries/automotive-and-assembly/our-insights/the-global-electric-vehicle-mar-ket-is-amped-up-and-on-the-rise How mobility becomes an integrated part of our city development. Retrieved January

03, 2020, from https://urbact.eu/planning-people-and-not-vehicles Kässer M., Müller,Th. Tschiesner A. Analyzing start-up and investment trends in the mobility ecosystem. Retrieved December 29, 2019, from https://www.mckinsey. com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/analyzing-start-up-and-investment-trends-in-the-mobility-ecosystem Malmo city mobility plan. Retrieved January 03, 2020, from https://ec.europa.eu/trans-

port/sites/transport/files/cycling-guidance/malmo_sump.pdf Tomaszewska E. J., Florea A. (2018). Urban smart mobility in the scientific literature - bibliometric analysis Engineering Management in Production and Services. (2). 41-56.

Tregubov V. N. (2019). Organizatsiya gorodskogo transporta na osnove kontsept-sii «mobilnost kak usluga» [Urban transit system based on mobility as a service]. International Journal of Open Information Technologies. (6). 73-80. (in Russian).

Urban Mobility Innovation Index. Retrieved January 03, 2020, from http://umi-index.org/wp-content/uploads/2017/11/UMII_Report_15-Nov_single-pag-es-15.11.17-1925.pdf

Zavyalova N. B., Saginova O. V., Spirin I. V. (2016). Marketingovyy podkhod k uprav-leniyu kachestvom transportnogo obsluzhivaniya [Marketing approach to the management of the quality of transport services]. Tsentr razvitiya nauchnogosotrudnich-estva REU imeni G. V. Plekhanova. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.