Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / РЕЛЕВАНТНЫЕ СООБЩЕНИЯ / ТОНАЛЬНОСТЬ / СТИПЕНДИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова Е.В.

В статье представлены результаты социологического исследования вопросов возможности получения дополнительных доходов для студентов в период обучения в вузе, как фактора экономического благополучия, на основе данных цифровых следов в студенческих пабликах социальной сети ВКонтакте. Исследование проводилось в рамках НИР Консорциума исследователей больших данных «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества». По результатам анализа публикуемых сообщений, в которых студенты высказывают свое мнение и оценки, можно заключить, что несмотря на необходимость получения дополнительных доходов помимо стипендии, учеба остается в исключительном приоритете. Важное значение студенты придают гибкому графику работы и лояльности преподавателей. При выборе места подработки студенты уделяют особое внимание возможности трудоустроиться на предприятия профильного направления обучения и высказывают предложения учитывать их работу на предприятиях в период обучения в зачет производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALYSIS OF STUDENTS' OPINIONS ON THE POSSIBILITY OF ADDITIONAL INCOME DURING THEIR STUDIES BASED ON DIGITAL FOOTPRINTS IN SOCIAL MEDIA

The article presents the results of sociological research on the possibility of obtaining additional income for students during their studies as a factor of economic well-being, based on the data of digital footprints in the student's social network VKontakte. The study was conducted as part of the Big Data Researchers Consortium research project "Education under conditions of coronavirus: big data as a tool for measuring societal responses". According to the results of the analysis of published posts in which students express their opinions and evaluations, it can be concluded that despite the need for additional income besides the scholarship, studying remains an exceptional priority. Students attach great importance to flexible work schedules and teachers' understanding. When choosing a part-time job, students pay special attention to the possibility of getting a job at the enterprises of their major field of study and express suggestions to count their work at the enterprises during their studies as part of their industrial practice.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ / SOCIAL STRUCTURE, _SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.44

АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Научная статья

Романова Е.В.1' *

1 ORCID : 0000-0003-3827-3680;

1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Якутск, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (evrama[at]bk.ru)

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования вопросов возможности получения дополнительных доходов для студентов в период обучения в вузе, как фактора экономического благополучия, на основе данных цифровых следов в студенческих пабликах социальной сети ВКонтакте. Исследование проводилось в рамках НИР Консорциума исследователей больших данных «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества». По результатам анализа публикуемых сообщений, в которых студенты высказывают свое мнение и оценки, можно заключить, что несмотря на необходимость получения дополнительных доходов помимо стипендии, учеба остается в исключительном приоритете. Важное значение студенты придают гибкому графику работы и лояльности преподавателей. При выборе места подработки студенты уделяют особое внимание возможности трудоустроиться на предприятия профильного направления обучения и высказывают предложения учитывать их работу на предприятиях в период обучения в зачет производственной практики.

Ключевые слова: экономическое благополучие, социальные сообщества, релевантные сообщения, тональность, стипендия, дополнительные доходы.

AN ANALYSIS OF STUDENTS' OPINIONS ON THE POSSIBILITY OF ADDITIONAL INCOME DURING THEIR STUDIES BASED ON DIGITAL FOOTPRINTS IN SOCIAL MEDIA

Research article

Romanova Y.V.1' *

1 ORCID : 0000-0003-3827-3680;

1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation

* Corresponding author (evroma[at]bk.ru)

Abstract

The article presents the results of sociological research on the possibility of obtaining additional income for students during their studies as a factor of economic well-being, based on the data of digital footprints in the student's social network VKontakte. The study was conducted as part of the Big Data Researchers Consortium research project "Education under conditions of coronavirus: big data as a tool for measuring societal responses". According to the results of the analysis of published posts in which students express their opinions and evaluations, it can be concluded that despite the need for additional income besides the scholarship, studying remains an exceptional priority. Students attach great importance to flexible work schedules and teachers' understanding. When choosing a part-time job, students pay special attention to the possibility of getting a job at the enterprises of their major field of study and express suggestions to count their work at the enterprises during their studies as part of their industrial practice.

Keywords: economic well-being, social communities, relevant messages, tone, scholarship, additional income.

Введение

Проблемы экономического благополучия молодых людей в современных условиях развития общества относятся к числу значимых, т.к. молодежь, как представители социально- демографической группы, в период обучения еще не являются полноценными участниками рынка труда. Вместе с тем в период студенчества формируются и закрепляются те модели финансового поведения, которые через несколько лет будут реализовываться в социально-трудовом поведении и потребительских практиках молодого поколения [1].

В сознании многих людей со времен советской экономики сохранился стереотип «бедного студента», для которого студенческая жизнь определяется от стипендии до стипендии (или родительской помощи). И здесь возникает вопрос, насколько данная модель студента подходит для описания финансового благосостояния современных студентов в условиях развития рыночной экономики, когда механизмы перераспределения национального дохода кардинально отличатся от механизмов советской экономики; каковы возможности современного студента получать доход?

Современная система высшего образования базируется на бюджетной и коммерческой основе предоставления образовательных услуг. И здесь следует понимать, что оплата стоимости обучения студентов- бюджетников осуществляется, прежде всего, за счет федерального бюджета. Помимо этого, государство стимулирует обучение студента за счет предоставления стипендий, пособий и льгот для студентов. Так, в 2022 г. в качестве государственных мер поддержки государство предоставляет государственные академические стипендии, стипендии президента, правительства России, на уровне регионов и муниципалитетов - региональные и муниципальные стипендии, именные

стипендии (им.Е.М. Примакова, им.Д.С. Лихачева и др), различные социальные выплаты, оплату проезда и др. выплаты [7].

Подобные выплаты не призваны обеспечивать прожиточный минимум студента, они выступают лишь инструментами стимулирования учебы. Так, стипендии президента, правительства РФ выплачиваются студентам, проявившим особые успехи в учебной и научной работе или студентам, которые обучаются по приоритетным направлениям обучения для экономики России.

В период студенчества молодые люди сталкиваются с проблемой удовлетворения растущих потребностей (продукты питания, одежда, кино и др. услуги) и для ряда студентов возникает необходимость поиска дополнительного источника доходов, так как размеры государственной стипендии, материальной помощи недостаточны для оплаты потребительских товаров и услуг.

Студенчество, как молодежная социально-демографическая группа, характеризуется мобильностью, способностью к адаптации, включением в учебу, но при этом отсутствием необходимых профессиональных компетенций для выполнения квалифицированной работы, а также достаточного свободного времени для работы полный рабочий день. Также стремление студентов приобрести материальную и финансовую независимость от родителей побуждает их в процессе учебы искать различные источники доходов. Поэтому вопросы поиска работы, дополнительных источников доходов являются наиболее актуальными именно для студенчества.

Изучение мнения студентов по вопросам финансового благополучия можно проводить не только посредством социологических опросов, в которых предусмотрены определенные шаблоны вопросов и ответов, но и посредством анализа контента социальных сообществ, где можно наблюдать формирование в свободной форме актуальных тем для обсуждений, а также самих обсуждений, мнений и оценки. Поэтому технологии анализа больших данных позволяют мониторить и анализировать субъективное мнение пользователей социальных сообществ.

В рамках проекта НИР «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества» Консорциума исследователей больших данных была произведена выгрузка данных социальных сообществ вузов за период 2021-2022 учебного года, где основными участниками являлись студенты российских вузов.

В соответствии с разработанной методикой [2] были выполнены 2 этапа работ по выгрузке и подготовке данных для анализа (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы подготовки данных для анализа DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.44.1

Этап Наименование Содержание

1 Отбор релевантных сообщений (очистка «мусорных» сообщений) фильтрации выгруженного контента (постов, комментариев) по ключевым словам, использование метода латентно- семантического анализа данных позволило отфильтровать около 90% нерелевантных сообщений

2 Определение тематических сюжетов В соответствии со смысловым содержанием выгруженного массива сообщений были выделены группы сообщений по тематическим сюжетам

3 Определение тональности сообщений Присутствие различных лингвистических маркеров, знаков препинания, а также содержание контента позволили выделить три уровня тональности авторов сообщений: - М негативный, - М нейтральный, - М позитивный

Для анализа и визуализации результатов были использовано специализированного программное обеспечение Ро1уАпаГ^Жонцерна исследователей больших данных.

Результаты

Вопросы получения дополнительных, помимо стипендии, доходов активно обсуждаются студентами на протяжении всего анализируемого периода, включая начало локдауна и введение дистанционного формата обучения и жизнедеятельности (2020-2022 гг).

В течение 2021-2022 учебного года активность студентов в обсуждениях возможности работать наблюдалась преимущественно в осенне-зимнем семестре, и пик обсуждения приходится на декабрь месяц (рисунок 1).

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь

Рисунок 1 - Динамика сообщений DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.44.2

По результатам группировки релевантных сообщений по смысловому содержанию были выделены следующие группы тематических сюжетов:

- М опыт совмещения учебы и работы,

- М график работы,

- М роль преподавателя,

- М интеграция с графиком учебного процесса

Некоторые сообщения по своему содержанию были отнесены в разные тематические сюжеты. Наиболее обсуждаемыми тематическими сюжетами в сообщениях были вопросы опыта совмещения учебы и работы, а также связанные с ними вопросы графика работы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура сообщений по тематическим сюжетам DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.44.3

Кластерный анализ текстов в сообщениях, основанный на объединении последовательностей слов в один кластер на основе сходства, в Ро1уАпа^^ позволил выделить наиболее значимые кластеры слов в публикуемых сообщениях, подтверждающие обоснованность выделенных тематических сюжетов (рисунок 3).

Рисунок 3 - Кластеры связей в сообщениях DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.44.4

Тональность сообщений данной тематической категории преимущественно нейтральная, но 14,3% сообщений отражают негативный настрой и опыт студентов по поводу совмещения учебы и работы (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура сообщений о возможности получения дополнительных доходов по тональности

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.44.5

1. Негативный опыт совмещения учебы и работы (текст сообщений в оригинале):

- «Я пробовал совмещать месяц учёбу в 1 семестре и работу в буквоеде (72 часа в месяц минимум) и крайне не советую подобную авантюру»;

- «Исходя из горького опыта, не рекомендую! Отдайся полностью учёбе и не ищи проблем на свою маленькую голову»;

- «Это сложно очень. Если у тебя стальные нервы, то в принципе можешь. Но надолго не хватит»;

- «Можно работать, но выходных вообще не будет, ну и спать мало будешь)»;

- «В регистратуре рабочий день такой, что ты не сможешь совмещать нормально с учебой».

2. Позитивный опыт совмещения учебы и работы:

- «Работаю четыре дня в неделю, езжу после пар. В принципе нормально, но иногда забываю про домашку, приходится импровизировать на занятии»;

- «Можно спокойно жить, учиться и работать в общаге даже во время дистанционки»;

- «Если 1Т профессия, намного проще совмещать, работа после пар, можно легко договориться»;

- «Я работаю. Пусть немного времени на учебу, но зато финансовая независимость»;

- «Умудрялась учиться и работать минимум по 30 часов в неделю 6/1, при этом сдавать сессию без троек Так что кому как».

Облако ключевых слов по результатам анализа частоты слов в публикуемых сообщениях данной тематической категории наглядно показывает, что ключевым словом в вопросах подработки для студентов является слово УЧЁБА (рисунок 5). Из содержания постов можно заключить, что учеба находится в исключительном приоритете и, если возникает угроза накопления академической задолженности в ходе совмещения учебы и работы, студенты готовы отказаться от подработки в пользу учебы.

Рисунок 5 - Облако ключевых слов сообщений по категории «Возможность получениях дополнительных доходов

студентов»

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.44.6

Принимая решение подрабатывать в период обучения, студенты сталкиваются с решением вопроса графика занятости. Анализируя контент сообщений, можно отметить, что студенты преимущественно выбирают работу с гибким графиком, или на выходных, или на фрилансе:

- «Вполне нормально, если с гибким графиком, получалось. сильно зависит от типа работы»;

- «Если работать неполный день и учиться на очно-заочном, то вполне себе успеваемо...»;

- «Если выходных два, ищи посуточную шабашку. Вакансии разные бывают. В субботу отработал, денежку получил. Воскресенье спишь, уроки учишь».

Немаловажную роль студенты отводят преподавателям и считают, договоренность с преподавателем также определяет их возможность подрабатывать во время учебного процесса:

- «Работаю на удаленке. Преподы понимают важность этого дела и не мешают»;

- «Если попадешь к правильному преподавателю - то уже сможешь в Золотом драконе работать и совмещать с учебой»;

- «...Если преподы понимающие, то могут давать домашки на дом, не сильно придираться к пропускам, если причину им честно изложить».

Студенты советуют и стараются выбирать подработку по направлению своего обучения, т.е. стараются полезно применять полученные в ходе обучения знания и навыки; также есть мнение, что необходимо зачитывать подработку в практику учебного процесса:

- «У нас по кафедре рекламы многие работают по получаемой профессии еще на 3 курсе. Так что все зависит не только от института, а и от вас»;

- «Если 1Т профессия, намного проще совмещать, работа после пар, можно легко договориться»;

- «Работаю прогером на полную ставку + учусь уже на втором курсе.»;

- «Но лучше совмещать с каким-нибудь фрилансом по специальности, чтобы полностью не деграднуть, ибо через два года выноса мозга отвалятся 80% когнитивных способностей».

Заключение

Вопросы финансового благополучия играют немаловажную роль для студентов на период обучения. Несмотря на предоставленные возможности получения дополнительных доходов, подработки во время обучения в период дистанционного формата работы, студенты все-таки отдают учебе высший приоритет, т.е. при условии, что студент располагает временем и подработка не создает трудности и препятствий в учебе, студенты предпочитают сочетать работу и учебу. Но, если возникают риски прогулов, академической неуспеваемости, то студенты принимают решение отказаться от работы в пользу учебы.

Возможность подрабатывать также определяется отношением к этому преподавателей учебных дисциплин: при лояльном отношении преподавателя студенты предпочитают совмещать учебу и работу, особенно в магистратуре.

Специфика деятельности предприятия должна иметь важное значение при выборе места подработки для студентов. Ряд студентов (медики, программисты) стараются выбрать подработку в сфере своего направления обучения. Данный факт следует учитывать для руководителей образовательных программ в целях поиска и формирования базы индустриальных партнеров и заказчиков на конкретных специалистов.

Студенты также высказывали мнение о необходимости зачета учебной/производственной практики по месту подработки. В этом случае появляется необходимость установки более гибких графиков прохождения студентами практики в учебных планах образовательных программ.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Алкесов Р.Т. Экономическое благополучие в структуре жизненных ориентаций молодежи юга России / Р.Т. Алкесов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — 4.

2. Калаврий Т.Ю. Проблемы финансового положения студентов в период пандемии: анализ с применением BigData / Т.Ю. Калаврий, Е.В. Романова // Промышленная экономика. — 2021. — 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansovogo-polozheniya-studentov-v-period-pandemii-analiz-s-primenniem-bigdata (дата обращения: 05.10.2022).

3. Матюшина Ю.Б. Доходы в бюджете современного российского студента / Ю.Б. Матюшина, Д.С. Петров, В.Д. Петрова // Социология. — 2020. — 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dohody-v-byudzhete-sovremennogo-rossiyskogo-studenta (дата обращения: 07.10.2022).

4. Федотова Д.А. Актуальные проблемы современного студенчества / Д.А. Федотова, Е.А. Шичанина // БМИК. — 2016. — 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennogo-studenchestva-1 (дата обращения: 05.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фофанова Г.А. Субъективное экономическое благополучие студентов юношеского возраста / Г.А. Фофанова, Е.В. Гаврильчик // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. — 2017. — 2. — c. 92-97.

6. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация / В.А. Хащенко // Экспериментальная психология. — 2011. — Т. 4. — 1. — c.106-127

7. Стипендии, пособия и льготы для студентов в 2022 году // Мои финансы. — URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/article/stipendii-posobiya-i-lgoty-dlya-studentov-v-2022-godu/ (дата обращения: 07.10.2022).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Alkesov R.T. Jekonomicheskoe blagopoluchie v strukture zhiznennyh orientacij molodezhi juga Rossii [Economic well-being in the structure of life orientations of youth in the South of Russia] / R.T. Alkesov // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. — 2022. — 4. [in Russian]

2. Kalavri T.Yu. Problemy finansovogo polozhenija studentov v period pandemii: analiz s primeneniem BigData [Problems of the financial situation of students during the pandemic: analysis using BigData] / T.Yu. Kalavri, E.V. Romanova // Promyshlennaja jekonomika [Industrial Economics]. — 2021. — 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansovogo-polozheniya-studentov-v-period-pandemii-analiz-s-primenniem-bigdata (accessed: 05.10.2022). [in Russian]

3. Matyushina Yu.B. Dohody v bjudzhete sovremennogo rossijskogo studenta [Income in the budget of a modern Russian student] / Yu.B. Matyushina, D.S. Petrov, V.D. Petrova // Sociologija [Sociology]. — 2020. — 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dohody-v-byudzhete-sovremennogo-rossiyskogo-studenta (accessed: 07.10.2022). [in Russian]

4. Fedotova D.A. Aktual'nye problemy sovremennogo studenchestva [Actual problems of modern students] / D.A. Fedotova, E.A. Shichanina // BMIK. — 2016. — 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennogo-studenchestva-1 (accessed: 05.10.2022). [in Russian]

5. Fofanova G.A. Sub'ektivnoe jekonomicheskoe blagopoluchie studentov junosheskogo vozrasta [Subjective economic well-being of young age students] / G.A. Fofanova, E.V. Gavrilchik // Zhurn. Belorus. gos. un-ta. Filosofija. Psihologija [Journal. Belarusian State University. Philosophy. Psychology]. — 2017. — 2. — p. 92-97. [in Russian]

6. Khashchenko V.A. Sub'ektivnoe jekonomicheskoe blagopoluchie i ego izmerenie: postroenie oprosnika i ego validizacija [Subjective economic well—being and its measurement: the construction of a questionnaire and its validation] / V.A. Khashchenko // Jeksperimental'naja psihologija [Experimental psychology]. — 2011. — Vol. 4. — 1. — p.106-127 [in Russian]

7. Stipendii, posobija i l'goty dlja studentov v 2022 godu [Scholarships, allowances and benefits for students in 2022] // Moi finansy [My finances]. — URL: https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/article/stipendii-posobiya-i-lgoty-dlya-studentov-v-2022-godu / (accessed: 07.10.2022). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.