issn 2076-4715
Вестник экономической теории. 2013. № 5.
БЕЛОВА Ксения Анатольевна
специалист,
Воронежский государственный институт искусств (ВГИИ),
e-mail: [email protected]
БЮДЖЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Стипендия является одним из основных официальных доходов российских студентов. В этой статье рассматривается проблема соотношения доходов и расходов современного студента в России на примере студентов, проживающих в городе Воронеже. Кроме того, здесь нами выявляются основные финансовые трудности студенческой жизни и студенческого быта в нашей стране.
Ключевые слова: стипендия, студенческий бюджет, учёба и труд.
BELOVA Ksenia Anatol'evna
Specialist,
Voronezh State Institute of Arts (VGII), e-mail: [email protected]
BUDGET OF MODERN STUDENT
The scholarship is one of the main official incomes of Russian students. This article discusses the problem of the ratio of incomes and expenses of a modern student in Russia on the example of students living in the city of Voronezh. In addition, here we identify the main financial difficulties of student life in our country.
Keywords: scholarship, student budget, study and work.
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.
Стипендия относится к официальным источникам доходов российских студентов. Однако на одну стипендию современного студента в России невозможно не только оплачивать жильё, но и нормально питаться. Какие же основные источники доходов и расходов у современной студенческой молодёжи?
Абсолютное большинство студентов российских вузов без родительской поддержки не обходятся. Часто родители до конца своей жизни содержат детей или оказывают им существенную финансовую поддержку. А еще помогают по хозяйству, заботятся о создании жилищных условий, берут часть забот о внуках на себя и решают все остальные проблемы. Нормой это, правда, считает лишь каждый шестой. Большинство студентов пытаются совмещать учебную деятельность с работой. Естественно, что для работодателя ценность сотрудника, который проходит обучение, значительно падает. Но сегодня очень важно уже в период обучения в вузе отыскать постоянный заработок. Иметь стаж работы после окончания вуза требуется практически всеми работодателями. Для этого студентам лучше связывать дополнительную подработку со специальностью. Но у половины работающих студентов данная связь не прослеживается. По статистике, только 10% от опрошенных студентов находят подработку близкую специальности, и 15% применяют свои профессиональные навыки частично.
По данным социологических исследований, «источники дохода студенческой молодежи за прошедший год: 1/3 — ученические стипендии, 1/5 — социальные выплаты и 1/4 — помощь родителей [1, с. 65]. Таким образом, можно сделать вывод, что основной источник дохода студентов — стипендии и помощь родителей, причем процент получения стипендий у женщин выше, чем у мужчин (35% против 23%)». Причём, особой разницы между расходами мужчин и женщин не наблюдается, эти соотношения приблизительно равны. Расходы студентов связаны с удовлетворением первостепенных потребностей, в которые входят следующие их виды: проживание; питание; проезд; покупка одежды; рекреационные занятия.
По данным информационного агентства РИА «Воронеж», доля студентов
приезжих из других городов составляет в Воронеже около 22,3%.
28
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.
По итогам приемной кампании-2013, Воронежская область заняла седьмое место в стране по количеству зачисленных иногородних студентов. Таковы официальные данные Министерства образования и науки Российской Федерации.
Общеизвестно, что Воронеж — это студенческий город. По данным на 2013 год, «в вузах Воронежа обучается около 2,5 тыс. иностранных студентов. Больше всего — в госуниверситете и архитектурно-строительном» [2, с. 35].
Из опросов студентов, обучающихся в Воронежской государственной академии искусств (ВГАИ), более половины из которых живут в общежитии, следует, что главная часть средств студентов идет на оплату жилья, квартиры или общежития. Молодые люди, живущие вместе с родителями, в основном не оплачивают жилищно-коммунальные услуги. И практически все студенты коммерческой формы обучения не включают в собственный список расходов оплату обучения.
Студенты опирающиеся на поддержку родителей не тратят деньги на: жилье, финансирование летнего отдыха, на приобретения товаров длительного пользования, покупку учебных принадлежностей. Посчитать расходы на каникулы и развлечения тяжело, так как затраты индивидуальны. Сейчас такие мероприятия как студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка. У 14% студентов свободное время уходит не на досуг, а преимущественно на подработки и на подготовку домашних заданий. У таких студентов почти нет расходов на свободное времяпрепровождение.
Во многих вузах выдают карточки для получения стипендии посредством банковых депозитов. Естественно, все стремятся откладывать деньги, но только 10% откладывают деньги без урезания основных затрат. Из проведенного опроса отмечается разнообразный уровень дохода, и широта разброса значений
накоплений. В личном распоряжении отдельных студентов имеются предметы
29
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2013. № 5.
- товары длительного употребления, такие, как: компьютер; видео- и телеаппаратура; автомобиль; драгоценности, например, дорогие ювелирные изделия. Теперь эти вещи более чем у третьей части всех студентов считаются необходимыми атрибутами определённого материального статуса.
Невозможность прожить на стипендию, необходимость зарабатывать деньги, большие учебные нагрузки, домашние хлопоты, работа. Всех одинаково беспокоит плохое материальное положение, тем более что у многих студентов уже свои семьи. Студенческие семьи - это такие семьи, где студентом является хотя бы один из членов молодой семьи. Одна треть студентов работает, потому что нуждаются в помощи, так как родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения. Все это молодые люди, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь, еще не получив диплома.
Сегодня существенно изменилось отношение студентов к труду. Современные студенты вынуждены, подчас в ущерб учебе, тратить много времени на подработки. Вырос процент студенческой молодежи, которые совмещают свою учебу и работу (подработку).
Поэтому, как этого и следовало ожидать, доходы и расходы студентов направлены в первую очередь на удовлетворение первостепенных для любого человека материальных потребностей и нужд. Как говорится, ничто человеческое студентам не чуждо.
Литература
1. Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Экономическая жизнь студентов: результаты социологического исследования в Башкирском госуниверситете // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-5 (14). С. 89-90.
[Электронный ресурс] // URL: https://research-journal.org/social/ekonomicheskaya-
30
issn 2076-4715
Вестник экономической теории. 2013. № 5.
zhizn-studentov-rezultaty-sociologicheskogo-issledovaniya-v-bashkirskom-gosuniversitete/ (дата обращения: 10.11.2013)
2. Никольская Л. О чём думают, чего хотят и во что верят иностранные студенты Воронежа [Электронный ресурс] // Downtown.ru. URL: http://downtown.ru/voronezh/ (дата обращения: 10.11.2013)
References
1. Gimadrislamova R.M., Khazieva E.R. The economic life of students: the results of a sociological research in the Bashkir State University // International Scientific Research Journal. 2013. №. 7-5 (14). P. 89-90. [Electronic resource] // URL: https://research-journal.org/social/ekonomicheskaya-zhizn-studentov-rezultaty-sociologicheskogo-issledovaniya-v-bashkirskom-gosuniversitete/ (access date: 10.11.2013)
2. Nikolskaya L. What do they think, what do foreign students of Voronezh want and what do they believe in [Electronic resource] // Downtown.ru. URL: http://downtown.ru/voronezh/ (access date: 10.11.2013)