Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ДОСТУПНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скворцова Мария Владимировна, Желткевич Ольга Валерьевна

Цель. Изучение мнения студентов фармацевтического факультета о реализации профилактической деятельности в аптечной организации. Методика. Проведено анкетирование студентов фармацевтического факультета. Для обработки результатов использовали статистические метод анализа. Результаты. Полученные данные свидетельствуют, что большинству учащихся знакомо понятие профилактическая деятельности. Фармацевтическому работнику следует участвовать в профилактической работе и для этого необходимо получать дополнительные знания. Студенческое сообщество считает, что для повышения эффективности профилактических мероприятий, следует использовать современные информационные технологии: предоставлять информацию на сайте аптечной организации и получать обратную связь от потребителей по сохранению здоровья. Выявлены наиболее эффективные профилактические мероприятия, такие как опрос покупателей, об имеющихся у них факторах риска развития неинфекционных заболеваний и обучение пациентов правильному измерению артериального давления. Заключение. Итоги проведённого исследования могут быть использованы для обоснования развития профилактического направления деятельности аптечной организации. Показана необходимость дальнейшего изучения данного вопроса и разработки технологий эффективной профилактической работы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скворцова Мария Владимировна, Желткевич Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE OPINION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHARMACY ON PREVENTIVE ACTIVITIES IN A PHARMACY ORGANIZATION

Objective. Studying the opinion of students of the Faculty of Pharmacy on the implementation of preventive activities in a pharmacy organization. Methods. A survey of students of the Faculty of Pharmacy was carried out. A statistical method of analysis was used to process the results. Results. The data obtained indicate that the majority of students are familiar with the concept of preventive activity. The pharmaceutical worker should be involved in preventive work, and this requires additional knowledge. The student community believes that in order to increase the effectiveness of preventive measures, modern information technologies should be used: provide information on the website of a pharmacy organization and receive feedback from consumers on maintaining health. The most effective preventive measures were identified, such as interviewing buyers about their risk factors for the development of non-communicable diseases and teaching patients to correctly measure blood pressure. Conclusion. The results of the study can be used to substantiate the development of the preventive direction of the pharmacy organization. The need for further study of this issue and the development of technologies for effective preventive work is shown. This will contribute to the preservation and strengthening of the health of the population.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 614.27.007 3.4.1 Педагогическое образование

DOI: 10.37903/vsgma.2022.2.29 EDN: UYWALN

АНАЛИЗ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ © Скворцова М.В., Желткевич О.В.

Ярославский государственный медицинский университет, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5

Резюме

Цель. Изучение мнения студентов фармацевтического факультета о реализации профилактической деятельности в аптечной организации.

Методика. Проведено анкетирование студентов фармацевтического факультета. Для обработки результатов использовали статистические метод анализа.

Результаты. Полученные данные свидетельствуют, что большинству учащихся знакомо понятие профилактическая деятельности. Фармацевтическому работнику следует участвовать в профилактической работе и для этого необходимо получать дополнительные знания. Студенческое сообщество считает, что для повышения эффективности профилактических мероприятий, следует использовать современные информационные технологии: предоставлять информацию на сайте аптечной организации и получать обратную связь от потребителей по сохранению здоровья. Выявлены наиболее эффективные профилактические мероприятия, такие как опрос покупателей, об имеющихся у них факторах риска развития неинфекционных заболеваний и обучение пациентов правильному измерению артериального давления. Заключение. Итоги проведённого исследования могут быть использованы для обоснования развития профилактического направления деятельности аптечной организации. Показана необходимость дальнейшего изучения данного вопроса и разработки технологий эффективной профилактической работы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения.

Ключевые слова: фармацевтические работники, профилактическая деятельность, критерии доступности профилактической помощи, формы профилактической работы

ANALYSIS OF THE OPINION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHARMACY ON PREVENTIVE ACTIVITIES IN A PHARMACY ORGANIZATION Skvortsova M.V., Zheltkevich О.V.

Yaroslavl State Medical University, 5, Revolution St., 150000, Yaroslavl, Russia

Abstract

Objective. Studying the opinion of students of the Faculty of Pharmacy on the implementation of preventive activities in a pharmacy organization.

Methods. A survey of students of the Faculty of Pharmacy was carried out. A statistical method of analysis was used to process the results.

Results. The data obtained indicate that the majority of students are familiar with the concept of preventive activity. The pharmaceutical worker should be involved in preventive work, and this requires additional knowledge.

The student community believes that in order to increase the effectiveness of preventive measures, modern information technologies should be used: provide information on the website of a pharmacy organization and receive feedback from consumers on maintaining health. The most effective preventive

measures were identified, such as interviewing buyers about their risk factors for the development of non-communicable diseases and teaching patients to correctly measure blood pressure.

Conclusion. The results of the study can be used to substantiate the development of the preventive direction of the pharmacy organization. The need for further study of this issue and the development of technologies for effective preventive work is shown. This will contribute to the preservation and strengthening of the health of the population.

Keywords: pharmaceutical workers, preventive activities, criteria for the availability of preventive care, forms of preventive work

Введение

Профилактическое направление здравоохранения в нашей стране является наиболее приоритетным. Это определено Федеральным законом РФ от 12.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Несмотря на это, возрастает хронизация заболеваний, что требует принятия дополнительных мер [9].

Важная роль в сохранении и укреплении здоровья населения, отводится региональной профилактической системе, в инфраструктуру которой в Ярославской области входят: «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики», 8 центров здоровья и 36 кабинетов профилактики, что не позволяет в полном объёме охватить наибольшее количество жителей региона. Необходима постоянная работа по привлечению населения к профилактической деятельности [1]. Для этого следует использовать ресурс фармацевтических организаций, путем проведения в шаговой доступности от пациентов мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья [7].

Фармация является социально ответственной отраслью и должна откликаться на запросы общества, связанные с профилактикой заболеваний [2]. При этом знания профилактических основ студентами фармацевтического факультета формируют ответственное отношение к своему здоровью и в будущем будут определять профилактическую направленность в работе аптечной организации (АО). В связи с этим определена цель проведения настоящего исследования - это изучение мнения студентов фармацевтического факультета о профилактической деятельности в аптечной организации.

Методика

В ходе исследования получены результаты анкетирования студентов фармацевтического факультета (87 анкет). Определены основные аспекты профилактической деятельности АО. С помощью корреляционного анализа, выявили согласованность распределений наблюдаемых переменных, измеренных в порядковой шкале. Это ранговый метод корреляции с использованием коэффициента Спирмена [8].

Результаты и обсуждения

В исследовании приняли участие студенты фармацевтического факультета Ярославского Медицинского Университета 3,4 и 5 курсов.

Полученные результаты свидетельствуют, что 97% учащихся знакомо понятие профилактическая деятельность и столько же считают, что подобная работа должна проводиться в АО, что повысит социальную роль аптеки в обществе. Кроме того, согласно мнению 94% опрошенных, активное участие в оздоровительных мероприятиях, повлияет на имидж и конкурентоспособность АО на фармацевтическом рынке.

Учащимся был задан вопрос об источнике информации о профилактической деятельности. Больше половины респондентов (55%) в качестве источника указали интернет. Далее следуют социальные сети (34%), телевидение (28%), дисциплины, изучаемые в ВУЗе и мнение окружающих по 20%.

Важность и необходимость дополнительного обучения фармацевтических работников по ведению профилактической работы, отметили 84% респондентов. Исходя из вышесказанного, в рамках

231

учебной программы следует уделить пристальное внимание изучению вопросов сохранения и укрепления здоровья населения.

На вопрос важно ли фармацевтическому работнику активно участвовать в профилактической деятельности, 88% учащихся ответили положительно. Подобная практическая работа возможна при использовании современных информационных технологий, таких как специализированные программные продукты для стандартизации и оптимизации фармацевтического консультирования, в рамках которого освещаются вопросы профилактики [5]. Подробная информация по сохранению здоровья может быть представлена на сайте АО в виде профилактического модуля с дистанционной передачей информации и обратной связью для потребителей.

В ходе дальнейшего исследования проанализировали эффективность мероприятий, профилактической направленности, по мнению студентов фармацевтического факультета. Данные представлены на рис. 1.

1 .Опрос потребителей, об имеющихся факторам риска 2. Обучектге потребителей правильному измерению

артериального дгшлети 3 Икзнв|1лу1.тьное профилактическое консультирование

4. Составление плана эостнжения пслеьых показателей

5. Грушкшсе профилактическое хонсульттЕровлине

6. Антропометрия

Рис. 1. Эффективность профилактических мероприятий в аптечной организации

Абсолютное большинство респондентов (87%) считают, что необходимо проводить опрос покупателей, об имеющихся у них факторах риска развития неинфекционных заболеваний (в том числе предоставление ресурса для дистанционного прохождения опроса) с целью своевременного принятия мер. Далее следует проведение обучения пациентов правильному измерению артериального давления - с помощью тонометра (85%). По мнению 64% учащихся, важно составлять план достижения целевых показателей, необходимых для укрепления здоровья. Результаты проведённого исследования могут служить основой составления алгоритма оказания профилактической помощи населению. Для увеличения охвата населения профилактическими мероприятиями были проанализированы критерии привлечения потребителей. Результаты определялись по степени значимости для респондентов, с использованием оценок 1 2 3, где 1-ничего не значит, 2 - средняя значимость, 3-высокая значимость. Результаты представлены на рис. 2.

1. Шаговая доступность профилактических услуг

2. Адаптация услуг к пациентам различного возраста, пола и уровня образованности

3. Мотивация пациентов на изменение образа жизни

4. Моги на пня фармацевтических рабога и кон к осуществлению профилактической работы

5. Внедрение информационных технологий по профилактике

6. Обеспечение необходимого оборудования для проведения антропометры ческнх измерении

7. Организация дпетанпионной поддержки папиентов, имеющих факторы риска

8. Выделение дополнительного помещения для размещения необходимого профилактического оборудования Наличие персонала АО, подготовленного для проведения профилактической работы

Рис. 2. Критерии привлечения населения к профилактическим мероприятиям в аптечной организации

По результатам анкетирования выявлено, что самым важным критерием является шаговая доступность профилактических услуг (2,66). Таким образом территориальная близость АО к потребителям является ключевым фактором для популяризации профилактических мер. Далее следует адаптация услуг к пациентам разного возраста, пола и уровня образования (2,63) и мотивация пациентов на изменение образа жизни (2,54). Адаптация профилактических услуг необходима для эффективного овладения полезной информацией по коррекции факторов риска. Понимание потребителями особенностей заболеваний, лечения и необходимости модификации образа жизни обеспечит благоприятное течение болезни [4]. При этом направленное формирование мотивации, позволит стать ответственным участником терапевтического процесса и изменить поведенческие привычки. Для этого, в АО следует разработать мотивационные программы, адаптированные к пациентам разного возраста, пола и уровня образования. Остальные критерии были отнесены респондентами к уровню средней значимости. Выделение дополнительного помещения для размещения необходимого профилактического оборудования (2,16) и персонала АО (2,01) по мнению студенческого сообщества влияет в меньшей степени на привлечение потребителей к профилактическим мероприятиям.

На следующем этапе исследования проанализировали формы профилактической работы, которые респонденты считают наиболее эффективными для проведения в АО. Ответы оценивались по шкале эффективности, где 1- не эффективно, 2 - средняя эффективность,3 -высокая эффективность.

Наиболее эффективной формой профилактической работы в АО опрошенные считают проведение очного индивидуального консультирования (2,66). Это мнение полностью соответствует данным ВОЗ о необходимости ориентации на пациента модели оказания медицинской и фармацевтической помощи. Далее следуют дистанционные формы обучения (2,48) и дистанционное индивидуальное консультирование (2,39), которые представляют собой наиболее рациональный путь передачи профилактической информации заинтересованным потребителям. При этом, по мнению студенческого сообщества, важно и очное предоставление материала о сохранении здоровья (2,39), которое может осуществляться при реализации лекарственных препаратов для профилактики.

Наименее эффективными формами проведения профилактических мероприятий учащимися признаны групповое консультирование (1,88) и соревновательные активности для посетителей аптеки по достижению ключевых показателей здоровья с обсуждением путей достижения результатов (1,79).

Следующим вопросом анкеты, была оценка эффективности on-line каналов коммуникации с потребителями. Ответы располагались по степени эффективности 1 2 3, где 1 - не эффективно, 2 -средняя эффективность,3 -высокая эффективность.

Самым эффективным признан канал коммуникаций через социальные сети (2,57). Далее следует сайт АО (2,4). В условиях конкуренции наполнение сайта важной для потребителей информацией может играть решающую роль при выборе АО. При этом положительные отзывы, которые так же высоко оценены студенческим сообществом (2,27), будут оказывать благоприятное влияние на имидж организации

Наименее эффективным признан канал взаимодействия, осуществляемый по электронной почте (1,69) несмотря на то, что коммуникации такого рода занимают особое место в жизни современного общества.

Обязанность проведения профилактической работы фармацевтическими специалистами закреплена законодательно. Однако, сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии данного вида мероприятий для населения в АО. Поэтому заключительным вопросом анкетирования стало определение мотивационных аспектов сотрудников АО для организации профилактической деятельности. Оценка ответов проводилась по степени эффективности, где 1 -не эффективно, 2 - средняя эффективность,3 -высокая эффективность.

Самым важным мотивирующим аспектом является повышение конкурентоспособности АО (2,81). Участие АО в профилактической работе не только привлечёт потребителей, но и позволит удовлетворить потребности общества, направленные на сохранение здоровья [3].

233

Далее, по мнению студенческого сообщества, мотивирует на занятие профилактической работой повышение имиджа АО на фармацевтическом рынке (2,64). Внедрение профилактических мероприятий позволит учесть интересы населения и сформировать предрасположенность потребителей к АО. Позитивный имидж позволит привлечь новых потребителей и приобрести выгодные условия работы с поставщиками.

Эффективные маркетинговые договора с производителями (дистрибьюторами), по мнению опрошенных, создадут дополнительную мотивацию для занятия профилактической деятельностью (2,62), обеспечив АО необходимыми информационными и маркетинговыми ресурсами. Реализация региональных профилактических программ совместно с Центром общественного здоровья признана респондентами, как наименее эффективная (1,98), что свидетельствует о низкой информированности будущих фармацевтических работников о реализации социальных программ.

На следующем этапе исследования был проведен корреляционный анализ и изучены взаимосвязи между переменными, которыми являются различные аспекты профилактической деятельности. На рисунке 3 приведён рейтинг показателей, построенный по десяти наибольшим структурным весам в соотнесении с их уровнем, выраженном в процентах от максимально возможного балла.

44 43 42 41 40 ЗЭ 38 37 36 35

\

Ч /

N - / Д

Л \ г / \

\ \ / ч / \

V \ \. / \ / х V

64,0-1 V N V / /

■ 56,11 V ч

Ш 53,9: X

95,00 30,00 85,00 80,00 75,00 70,00 §5,00 60,00 55,00 50,00

£

3 э

£ л

5 * 5 ё ю а.

1 I

г £

-е- В о о а. о.

о 1

5 О <

1 ^

а, £

СЗ т

О

5 -в- ж

о -л о_ У

I Л 5

а.

5 £

% о

11 д. |

3 *

I 5 ^ -

В ю о

л ? О с * I

х Ъ

41 ■З £ §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О!

5

1

™ с: о

= о с

3. | I

0 ш И ¥ а Е

Т 5 1

»« ?

ь -е- 2

1 т £

- Структурные веса

■ % от максимально возможного балла

Рис. 3. Рейтинг структурных весов аспектов профилактической деятельности АО в сопоставлении с уровнем их выраженности, по мнению студентов

Полученные результаты свидетельствуют, что наибольшее число взаимосвязей с другими аспектами профилактической работы в АО имеют такие мероприятия как, опрос потребителей об имеющихся факторах риска, индивидуальное консультирование и составление плана достижения целевых показателей здоровья, которые могут являться основой алгоритма профилактической деятельности АО.

Далее был проведён корреляционный анализ в группе профилактические мероприятия в АО. Данные представлены в табл. 1. Выявлено, что опрос потребителей об имеющихся у них факторах риска тесно связан с индивидуальным консультированием (^=0,75; p<0,001) и составлением плана достижения целевых показателей (^=0,56; p<0,001. Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что потребители АО, у которых выявлены факторы риска, нуждаются в индивидуальной

профилактической консультации и дальнейшем составлении плана достижения целевых показателей здоровья. Кроме этого, измерение антропометрических данных потребителей АО имеет достоверную

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа профилактических мероприятий в аптеке

Методы Опрос об имеющихся факторах риска Антропометрия Измерение артериального давления Индивидуальное консультирование Групповое консультирование Составление плана достижения целевых показателей

Опрос об имеющихся факторах риска 1,00 0,41 0,28 0,75 0,23 0,56

Антропометрия 0,41 1,00 -0,11 0,49 0,11 0,59

Измерения артериального давления 0,28 -0,11 1,00 0,19 0,37 0,02

Индивидуальное консультирование 0,75 0,49 0,19 1,00 -0,02 0,67

Групповое консультирование 0,23 0,11 0,37 -0,02 1,00 -0,02

связь с составлением плана достижения целевых показателей здоровья (гб=0,59; р<0,001), индивидуальным консультированием (гб=0,49; р<0,001) и опросом об имеющихся факторах риска (гб=0,41; р<0,001). Антропометрия - это наиболее простой способ получения информации о физическом состоянии потребителей, позволяющий сделать выводы о необходимости участия в профилактических мероприятиях. Следует отметить, что в представлении студенческого сообщества, важность профилактической деятельности АО достоверно связана с повышением социальной роли аптеки в обществе (^=0,8; р<0,001). Это запрос общества, направленный на сохранение и укрепление здоровья, позволяющий повысить охват населения и степень осведомлённости в вопросах профилактики[6].

Выводы:

В результате исследования было выявлено, что большинству студентов фармацевтического факультета знакомо понятие профилактическая деятельность, по их мнению, АО следует проводить подобную работу для населения.

Наибольший объём информации о профилактической деятельности учащиеся получили из интернета, что говорит о необходимости пристального внимания образовательной организации к предоставляемым материалам в период обучения студентов по направлению сохранения и укрепления здоровья населения.

Студенты фармацевтического факультета готовы получать дополнительные знания по вопросам профилактики и применять их в профессиональной деятельности. Поэтому в вариативную часть образовательного стандарта по специальности Фармация целесообразно включить дисциплину, изучающую профилактическую деятельность аптечной организации.

Наиболее эффективным профилактическим мероприятием учащиеся считают опрос покупателей об имеющихся у них факторах риска неинфекционных заболеваний, обучение правильному измерению артериального давления и составление плана достижения ключевых показателей здоровья. При этом, по мнению респондентов, необходимо проведение индивидуального профилактического консультирования и дистанционная передача обучающих материалов.

Корреляционный анализ подтвердил полученные результаты и определил алгоритм профилактической работы АО. В основе лежит выявление факторов риска, индивидуальное профилактическое консультирование и составление плана достижения целевых показателей здоровья. Подобная последовательность профилактических мероприятий должна применяться в повседневной практике АО, что повысит социальную роль аптеки в обществе.

Для увеличения охвата населения профилактическими мероприятиями были оценены критерии привлечения. Наиболее важным, по мнению респондентов, является шаговая доступность профилактических услуг, адаптация услуг к пациентам различного возраста, пола, уровня образования и мотивация пациентов на изменение образа жизни.

Социальные сети, сайт АО и порталы отзывов о деятельности АО явились, по результатам исследования, самыми эффективными каналами коммуникации. Необходимо продуктивно использовать указанные информационные ресурсы для сохранения и укрепления здоровья населения.

Осуществление профилактических мер при реализации лекарственных препаратов, позволит повысить конкурентоспособность и имидж АО на фармацевтическом рынке. Это обеспечит стабильную работу и заключение выгодных маркетинговых договоров с поставщиками (дистрибьюторами), что в свою очередь, расширит возможности аптеки в организации мероприятий по охране и укреплению здоровья.

В условиях снижающейся доступности медицинской помощи и возрастающей хронизации заболеваний, следует изучить возможности совместной работы региональных Центров общественного с аптечными организациями для практической реализации профилактических программ.

Комплексная, научно-обоснованная программа профилактических мероприятий, реализуемая при тесном профессиональном сотрудничестве медицинских и фармацевтических работников, должна стать фундаментом стратегии сохранения здоровья населения.

Литература (references)

1. Белостоцкий А.В., Погосова Н.В., Винокуров В.Г., Алленов А.М. Информационное обеспечение работы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни: материалы научнопрактической конференции с международным участием «Профилактика 2015». - 2015. - С. 8-9. [Belostoczkij A.V., Pogosova N.V., Vinokurov V.G., Allenov A.M. Informacionnoe obespechenie raboty' po profilaktike neinfekcionny'x zabolevanij i formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni: materialy' nauchnoprakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem «Profilaktika 2015». - 2015. - P. 8-9. (in Russian)]

2. Желткевич О.В., Скворцова М.В., Касаткина Л.В. Роль фармацевтических работников в формировании единой профилактической среды // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2021. -№1. - Т.8. - С. 91-92. [ZHeltkevich O.V., Skvortsova M.V., Kasatkina L.V. Sovremennaya organizaciya lekarstvennogo obespecheniya. Modern organization of drug supply. - 2021. - N1. - V.8. - P. 91-92. (in Russian)]

3. Желткевич О.В., Скворцова М.В., Желткевич С.Н. Оценка перспектив развития фармацевтической службы медицинской организации по мнению специалистов здравоохранения // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2021. - №1. - Т.8. - С. 98-100. [Zheltkevich O.V., Skvortsova M.V., ZHeltkevich S.N. Sovremennaya organizaciya lekarstvennogo obespecheniya. Modern organization of drug supply. - 2021. - №1. - V.8. - P. 98-100. (in Russian)]

4. Задворная О.Л., Борисов К.Н. Реализация Европейской политики ВОЗ в области сохранения и укрепления здоровья граждан в РФ" // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы и достижения в медицине". - Самара. - 2017. - С. 47-52. [Zadvornaya O.L., Borisov K.N. Realizaciya Evropejskoj politiki VOZ v oblasti soxraneniya i ukrepleniya zdorov'ya grazhdan v RF" // Sbornik nauchny'x trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Aktual'ny'e problemy' i dostizheniya v medicine". - Samara. - 2017. - P.47-52. (in Russian)]

5. Каткова А.Д., Кирщина И.А., Солонинина А.В. О применении современных информационных технологий в организации фармацевтической помощи населению // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - 2012. - №4(14). - С. 124-127. [Katkova A.D,Kirshchina I.A., Soloninina A.V. Menedzhment kachestva v sfere zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya. Quality management in healthcare and social development. - 2012. - №4(14). - P.124-127. (in Russian)]

6. Кирщина И.А., Солонинина А.В. Профессиональная роль фармацевтических специалистов как аспект социальной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. [Kirshchina I.A.,

236

Soloninina A.V.Professional'naya rol' farmacevticheskih specialistov kak aspekt social'noj deyatel'nosti. Modern problems of science and education. - 2015. - N1. (in Russian)]

7. Кирщина И.А. Теоретические основы обоснования профессиональной деятельности специалистов аптек в охране здоровья населения // Сибирский медицинский журнал. - 2014. - №3. - С. 14-18. [Kirshchina I.A. Sibirskij medicinskij zhurnal. Siberian medical journal. - 2014. - N3. - P. 14-18. (in Russian)]

8. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб: Речь, 2012. - 392 с. [Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretaciya dannyh. - Saint-Petersburg: Rech', 2012. - 392 p. (in Russian)]

9. Федина Е.А. Хроническая патология как объект фармацевтической помощи // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №12. - С.199-201. [Fedina E.A. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Innovacionnaya nauka». International scientific journal "Innovative Science". - 2016. - N12. - P.199-201. (in Russian)]

Информация об авторах

Скворцова Мария Владимировна - аспирант кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: maria351@yandex.ru

Желкевич Ольга Валерьевна - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: neshina.yma@list.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.