Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЯЕМОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ - ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЯЕМОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ - ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЖИЛЫЕ ПАЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирщина И.А., Солонинина А.В., Крашенинников А.Е., Хабриев Р.У.

Сохранение и укрепление здоровья граждан во многом определяется профессиональной деятельностью не только медицинских, но и фармацевтических работников, а также их слаженным взаимодействием с активным участием самого пациента, что подтверждает актуальность исследований по совершенствованию организационных технологий медико-фармацевтического сопровождения пациентов.В статье представлен обзор международного опыта управляемого медико-фармацевтического сопровождения пациентов. Описаны основные концепции междисциплинарной коллаборации медицинских и фармацевтических специалистов с позиций сохранения здоровья пациентов, приведены основные тенденции профессиональной реализации междисциплинарного взаимодействия в практике отечественного здравоохранения и обоснована необходимость разработки интегрированной медико-фармацевтической компоненты фармацевтической помощи пациентам, для обозначения которой предложена дефиниция «фармацевтический патронаж пациентов». Авторами разработаны методологические основы реализации фармацевтического патронажа, сформулирована его цель, определены задачи и актуализирована значимость предлагаемой услуги для оптимизации медико-фармацевтической помощи пациентам пожилого возраста.Отмечено, что реализация предлагаемой методологии носит комбинаторно-вариабельный характер и может изменяться в зависимости от возможностей аптечной организации и потребностей пациентов. Представлен систематизированный перечень основных факторов, определяющих структуру и вариабельность функционально-прикладной реализации предлагаемой методологии на конкретной территории (город, район) и /или в конкретной организации.Подчеркнуто, что ключевым фактором в реализации методологии выступает квалификация фармацевтических специалистов, что обосновывает необходимость подготовки кадров, отвечающих задачам новой компоненты фармацевтической помощи. Для решения профессиональных задач, связанных с медико-фармацевтическим наблюдением пациентов, авторы актуализируют необходимость введения в номенклатуру должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием дополнительной должности с рабочим названием «клинический провизор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирщина И.А., Солонинина А.В., Крашенинников А.Е., Хабриев Р.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF CONTROLLABLE MEDICAL PHARMACEUTICAL MONITORING OF PATIENTS: FROM THEORY TO PRACTICE (PUBLICATIONS REVIEW)

The preservation and promotion of health of citizens is largely determined by professional activity of both medical and pharmaceutical workers, as well as their coordinated interaction with active involvement of patient that confirms the relevance of research on improving organizational technologies for medical and pharmaceutical care of patients. The article presents an overview of international experience of controllable medical and pharmaceutical care of patient. The main interdisciplinary collaboration concepts of medical and pharmaceutical specialists from the point of view of patient health preservation is described. The main trends of professional implementation of interdisciplinary interaction in the practice of national health care are presented. The need to develop integrated medical and pharmaceutical component of pharmaceutical care of patients is justified. The definition “pharmaceutical patronage of patients” is proposed. The original methodological foundations to implement pharmaceutical patronage, including purpose, tasks and significance of the proposed service for optimizing medical and pharmaceutical care of elderly patients are discussed. It is noted that the implementation of the proposed methodology is combinatorial and variable and it may alter depending on capabilities of the pharmaceutic organization and the needs of patients. The systematized list of the main factors determining the structure and variability of functional and applied implementation of the proposed methodology in a specific territory (city, district) and / or in a specific organization is presented. It is emphasized that the key factor in implementing the methodology is the qualification of pharmaceutical specialists that justifies the need in training personnel meeting the tasks of new component of pharmaceutical care. To resolve professional tasks related to medical and pharmaceutical observation of patients, the need to introduce an additional job position with operable title «Clinical Pharmacist» into the nomenclature of positions of specialists with higher pharmaceutical education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЯЕМОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ - ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2021 УДК: 614.1

Кирщина И. А.1, Солонинина А. В.1, Крашенинников А. Е.2, Хабриев Р. У.3

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЯЕМОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ —

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

'ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, 614990, г. Пермь; 2АНО «Национальный научный центр фармаконадзора», 143026, г. Москва; 3ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,

г. Москва

Сохранение и укрепление здоровья граждан во многом определяется профессиональной деятельностью не только медицинских, но и фармацевтических работников, а также их слаженным взаимодействием с активным участием самого пациента, что подтверждает актуальность исследований по совершенствованию организационных технологий медико-фармацевтического сопровождения пациентов. В статье представлен обзор международного опыта управляемого медико-фармацевтического сопровождения пациентов. Описаны основные концепции междисциплинарной коллаборации медицинских и фармацевтических специалистов с позиций сохранения здоровья пациентов, приведены основные тенденции профессиональной реализации междисциплинарного взаимодействия в практике отечественного здравоохранения и обоснована необходимость разработки интегрированной медико-фармацевтической компоненты фармацевтической помощи пациентам, для обозначения которой предложена дефиниция «фармацевтический патронаж пациентов». Авторами разработаны методологические основы реализации фармацевтического патронажа, сформулирована его цель, определены задачи и актуализирована значимость предлагаемой услуги для оптимизации медико-фармацевтической помощи пациентам пожилого возраста.

Отмечено, что реализация предлагаемой методологии носит комбинаторно-вариабельный характер и может изменяться в зависимости от возможностей аптечной организации и потребностей пациентов. Представлен систематизированный перечень основных факторов, определяющих структуру и вариабельность функционально-прикладной реализации предлагаемой методологии на конкретной территории (город, район) и /или в конкретной организации.

Подчеркнуто, что ключевым фактором в реализации методологии выступает квалификация фармацевтических специалистов, что обосновывает необходимость подготовки кадров, отвечающих задачам новой компоненты фармацевтической помощи. Для решения профессиональных задач, связанных с медико-фармацевтическим наблюдением пациентов, авторы актуализируют необходимость введения в номенклатуру должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием дополнительной должности с рабочим названием «клинический провизор».

Ключевые слова: медико-фармацевтическое сопровождение пациентов; охрана здоровья; фармацевтический патронаж; фармацевтические специалисты; аптечные организации; пожилые пациенты.

Для цитирования: Кирщина И. А., Солонинина А. В., Крашенинников А. Е., Хабриев Р. У Методология управляемого медико-фармацевтического сопровождения пациентов — от теории к практике (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2):293—301. DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2021-29-2-293-301

Для корреспонденции: Кирщина Ирина Анатольевна, канд. фарм. наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, е-mail: irirna.kirshina@mail.ru

Kirshcina I. A.', Soloninina A. V.', Krasheninnirov A. E.2, Khabriev R. U.3 THE METHODOLOGY OF CONTROLLABLE MEDICAL PHARMACEUTICAL MONITORING OF PATIENTS: FROM THEORY TO PRACTICE (PUBLICATIONS REVIEW)

1Perm State Pharmaceutical Academy of Minzdrav of Russia, 614990, Perm, Russia;

2The Autonomous Non-Profit Organization "The National Scientific Center of Farmakonadzor", 143026, Moscow,

Russia;

3N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia

The preservation and promotion of health of citizens is largely determined by professional activity of both medical and pharmaceutical workers, as well as their coordinated interaction with active involvement of patient that confirms the relevance of research on improving organizational technologies for medical and pharmaceutical care of patients. The article presents an overview of international experience of controllable medical and pharmaceutical care of patient. The main interdisciplinary collaboration concepts of medical and pharmaceutical specialists from the point of view of patient health preservation is described. The main trends of professional implementation of interdisciplinary interaction in the practice of national health care are presented. The need to develop integrated medical and pharmaceutical component of pharmaceutical care of patients is justified. The definition "pharmaceutical patronage of patients" is proposed. The original methodological foundations to implement pharmaceutical patronage, including purpose, tasks and significance of the proposed service for optimizing medical and pharmaceutical care of elderly patients are discussed. It is noted that the implementation of the proposed methodology is combinatorial and variable and it may alter depending on capabilities of the pharmaceutic organization and the needs of patients. The systematized list of the main factors determining the structure and variability of functional and applied implementation of the proposed methodology in a specific territory (city, district) and / or in a specific organization is presented. It is emphasized that the key factor in implementing the methodology is the qualification of pharmaceutical specialists that justifies the need in training personnel meeting the tasks of new component of pharmaceutical care. To resolve professional tasks related to medical and pharmaceutical observation of patients, the need to introduce an additional job position with operable title «Clinical Pharmacist» into the nomenclature of positions of specialists with higher pharmaceutical education.

Keywords: medical and pharmaceutical patient support; health protection; pharmaceutical patronage; pharmaceutical specialist; pharmaceutic organization; elderly patients.

Health and Society

For citation: Kirschina I. A., Soloninina A. V., Krasheninnikov A. E., Khabriev R. U. The methodology of controllable medical pharmaceutical monitoring of patients: from theory to practice (publications review). Problemi socialnoi gigieni, zdra-vookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(2):293—301 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-293-301

For correspondence: Kirschina I. A., candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of the Chair of Management and Economics of Pharmacy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Perm State Pharmaceutical Academy" of Minzdrav of Russia. e-mail: irina.kirshina@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 06.08.2020 Accepted 29.10.2020

Здоровье — это конституционное право каждого человека, важнейшее благо и основной ресурс для полноценной самореализации в обществе. Единого определения, стандартизирующего восприятие здоровья, не существует. Человеческое разумение о здравии определяется множеством факторов, из которых складывается осознание личного здоровья, поэтому здоровье может рассматриваться как многофакторная дефиниция, включающая физиологические, социальные и личностные аспекты конкретного человека. Важным условием формирования концепции сохранения и укрепления здоровья выступает изучение и обеспечение взаимодействия основных элементов мировоззрения и поведения человека, влияющих на процесс здоровьесбережения. Здоровье целесообразно рассматривать как междисциплинарную категорию, состояние которой характеризует интегрированный результат профессиональной кооперации специалистов различных отраслей. Неотъемлемой частью медицинской помощи и значимой компонентой обеспечения сохранности человеческого здоровья является фармацевтическое знание, что обусловливает необходимость участия фармацевтических работников в здоро-вьесбережении граждан на основе коллаборации междисциплинарных компетенций и профессиональных возможностей специалистов различных ведомств. Значимой целью междисциплинарного сотрудничества выступает формирование единого профилактического пространства и создание моти-вационной здоровьесберегающей среды в обществе. В связи с этим процесс сохранения и укрепления здоровья граждан целесообразно рассматривать как добровольный консорциум, объединяющий пациента и специалистов различных сфер деятельности, ключевыми фигурами которого выступают врач и фармацевт.

Анализ международных требований к организации аптечной практики подтвердил, что значимость фармацевтического знания в профессиональном медико-фармацевтическом пространстве весома и разнообразна. Экспертами ВОЗ в 2006 г. разработаны рекомендации к организации аптечных услуг, ориентированные на потребности конкретного пациента в каждой конкретной ситуации, в которых приведен классификатор видов деятельности фармацевтической практики (КВДФП), позволяющий отследить ключевые детерминанты фармацевтической практики в охране общественного здоровья [1].

Согласно КВДФП, к основным видам профессиональной деятельности фармацевта отнесены: информационная поддержка выбора рациональной фармакотерапии, обеспечение понимания и приверженности пациента плану лечения, доставка лекарственных препаратов (ЛП), предоставление услуг по клинической профилактике, проведение надзора и информирование о проблемах общественного здравоохранения, пропаганда безопасного использования ЛП в обществе; регулирование обращения лекарственных средств (ЛС) во всех секторах системы здравоохранения, участие в междисциплинарном партнерстве.

Следует отметить, что прогрессивной формой внедрения междисциплинарного сотрудничества выступает организация профессиональных ассоциаций работников, имеющая целью создание организованной системы медицинской и фармацевтической помощи с позиций максимальной сохранности здоровья пациента на всех этапах медицинской, фармацевтической и социальной помощи. Так, в США с 1988 г. функционирует национальное профессиональное общество медицинских и фармацевтических работников «Академия фармации управляемого ухода», миссия которой заключается в разработке концепции и практики фармацевтической помощи в условиях управляемого здравоохранения [2].

Американские ученые обосновывают целесообразность создания организаций по уходу за пациентами на базе аптек, отмечая, что «фармацевты находятся в идеальном положении для управления лекарственной терапией и выступают ценным активом в охране здоровья граждан» [3]. Фармацевты имеют уникальные возможности для оптимизации соответствующего использования ЛП и улучшения клинических результатов. Учитывая, что фармацевты могут общаться с пациентами между посещениями врача, они имеют возможность контролировать фармакотерапию, оценивать нежелательные межлекарственные взаимодействия, выявлять пробелы в уходе и передавать критическую информацию врачам в рамках информационного взаимодействия. Кроме того, организации по уходу фокусируются на общем состоянии пациента, обеспечивая руководство по здоровому образу жизни через оздоровительные программы (отказ от курения, контроль массы тела, питание и физические упражнения), предоставляя информационную поддержку и доступ к профилактическим и скрининговым услугам,

Здоровье и общество

обеспечивая координацию и континуум необходимой медико-фармацевтической помощи пациентам.

Методология управляемого ухода с привлечением фармацевтов включает серию взаимосвязанных концепций [2], направленных на сохранение здоровья пациента, в числе которых:

— управление заболеванием (концепция повышения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или сведения к минимуму последствий заболевания посредством комплексного ухода);

— контроль за использованием лекарственных препаратов, в том числе оценка фармакотерапии пациента перед назначением ЛП, постоянный мониторинг лекарственной терапии в течение всего курса лечения и оценка фармакотерапии после ее получения, контроль паци-ентского комплаенса (наши исследования показали, что при оценке фармакотерапевтиче-ской приверженности пациентов с хроническими заболеваниями в долгосрочном периоде — более года, до 80% больных проявляют низкий уровень пациентского комплаенса) [4];

— электронное назначение ЛП с использованием специальных опНпе-технологий в рамках междисциплинарного взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов;

— формулярное управление (интегрированный процесс назначения клинически обоснованной и экономически эффективной фармакотерапии на основе лекарственных формуляров, разрабатываемых совместно врачами, фармацевтами и другими специалистами, занятыми в системе здравоохранения);

— профилактика излишних запасов ЛП в домашних аптечках пациентов, так как чрезмерное накопление их у населения может привести к неоправданным нагрузкам на систему здравоохранения (в случае отпуска ЛП за счет бюджета), возникновению фармацевтических рисков (связанных с нарушением условий хранения ЛП, истечением срока годности ЛП, использованием непригодных к медицинскому применению ЛП, необоснованным приемом ЛП, злоупотреблением ЛП), что создает опасность для здоровья пациента при использовании ЛП;

— обеспечение конфиденциальности при оказании медицинской и фармацевтической помощи пациенту;

— преобразование услуг здравоохранения с позиций охраны здоровья — ключевая концепция в академии фармации управляемого ухода, имеющая целью сохранение здоровья и улучшение качества жизни пациентов, для реализации которой требуется многофакторный подход, учитывающий множество различных компонентов здоровья человека, включая социально-экономический статус, образ жизни , физическую активность и другие особенности конкретной личности. Концепция подразуме-

вает прогностическое моделирование медико-фармацевтических услуг для стратификации пациентов в зависимости от имеющихся у них рисков. Цель дифференциации состоит в том , чтобы оценить корреляционные закономерности в изменении факторов внешней среды и/или физиологических особенностей личности (образ жизни, психоэмоциональное состояние, пищевое поведение, возрастная категория) и их влияние на здоровье конкретного пациента путем внедрения принципов превентивно-индивидуализированной помощи в рамках управляемого ухода за пациентом;

— предупреждение лекарственных рисков — концепция направлена на минимизацию фар-макотерапевтических ошибок на всех этапах обращения ЛС. Согласно определению Национального координационного совета США, «лекарственная ошибка — это любое предотвратимое событие на всех этапах обращения ЛС, которое может вызвать или привести к неправильному использованию ЛП и/или нанести вред здоровью пациента, в том числе назначение ЛП, отпуск/реализация ЛП, маркировка и упаковка ЛП, изготовление и дозирование ЛП, организация и обучение обращению с ЛП, мониторинг безопасности обращения и использования ЛП» [5].

Академия фармации управляемого ухода в качестве превентивных мер возникновения фармакоте-рапевтических рисков рекомендует следующие технологии:

— организацию адекватного обучения пациентов надлежащему использованию ЛП в рамках любой программы профилактики возникновения лекарственных ошибок;

— разработку программ предварительного разрешения для назначений определенных ЛП некоторым группам пациентов (беременные женщины, геронтологические пациенты, дети) с учетом международных клинических рекомендаций по использованию ЛП;

— штриховое кодирование ЛП;

— внедрение электронной рецептурной карты пациента, содержащей данные о назначенных и используемых пациентом ЛП;

— формирование перспективных опНпе-обзоров о безопасности ЛС, в рамках которых обсуждаются и оцениваются различные аспекты ЛП, в том числе противопоказания, межлекарственные взаимодействия, ошибки в дозировании ЛП, неадекватная продолжительность фармакотерапии, лекарственно-аллергические взаимосвязи, клиническое злоупотребление или неправильное использование;

— внедрение автоматизированных систем дозирования ЛС, позволяющих уменьшить ошибки при использовании ЛП и повысить безопасность фармакотерапии;

— формирование внутренних процедур контроля качества, разработка методов анализа фар-

макотерапевтических рисков, введение дополнительных мер безопасности обращения ЛП , например добавление описательного текста на этикетку о правилах приема ЛП, позволяющего пациенту контролировать дозирование и соблюдать врачебные назначения.

Разработка стратегии наблюдения за пациентами базируется на основных направлениях профилактической медицины, включая реализацию основных видов медицинской профилактики (первичная, вторичная, третичная). Третичная профилактика имеет целью эффективное сопровождение уже имеющегося заболевания, следовательно, данный вид профилактики реализуется в рамках концепции «управление заболеванием».

Международные исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, подтвердили, что участие фармацевтического персонала в междисциплинарных организациях положительно влияет на уход за пациентами [6—20].

В результате проведения собственных исследований и изучения отечественных тенденций в сфере междисциплинарного сотрудничества работников здравоохранения установлено, что российскими учеными, включая авторов настоящей публикации, обоснованы некоторые перспективные направления медико-фармацевтической коллаборации специалистов в интересах улучшения лекарственного обеспечения и сохранения здоровья пациента. Так, в настоящее время:

• Сформированы организационные технологии информационной поддержки выбора рациональной фармакотерапии при поли- и комор-бидности (на примере сосудистой коморбид-ности) [21].

• Актуализирована значимость взаимодействия врача и пациента в терапевтическом процессе пациента на основе деонтологических принципов медицинской практики и профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников за здоровье пациента [22].

• Обоснована актуальность и продемонстрированы положительные результаты информационного взаимодействия медицинских и фармацевтических работников для улучшения ме-дико-фармацевтичской помощи пациентам пожилого возраста [23].

• Описаны негативные последствия дефицита пациентского комплаенса [24] и предложены организационные технологии повышения приверженности пациентов врачебным назначениям для профилактики рецидивов хронических заболеваний [25]

• Обоснована значимость терапевтического сотрудничества для предупреждения манифестаций и облегчения симптомов заболеваний [26].

• Актуализирована идея создания единого информационного пространства в системе «врач—пациент—аптека» для оптимизации

Health and Society

медицинского и фармацевтического обслуживания путем совершенствования применения цифровых технологий на примере внедрения персональной мобильной медико-фармацевтической электронной карты пациента [27].

• Теоретически обоснована профессиональная роль фармацевтических специалистов как участников системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья граждан [28].

• Актуализирована необходимость участия фармацевтических специалистов в профилактике заболеваний посредством осуществления са-нитарно-просветительной работы при осуществлении фармацевтической деятельности [29].

На основе обобщения концептуально-теоретических основ организации управляемого ухода за пациентами с участием фармацевтических специалистов, существующего международного опыта реализации междисциплинарного сотрудничества врачей и фармацевтов в интересах здоровья граждан, контент-анализа научных суждений российских коллег в отношении перспективности и возможности реализации междисциплинарного сотрудничества специалистов здравоохранения на благо здоровья граждан и результатов собственных исследований нами обоснована интегрированная медико-фармацевтическая компонента фармацевтической помощи пациентам, для обозначения которой предложен термин «фармацевтический патронаж (поддержка)».

Под фармацевтическим патронажем нами понимается медико-фармацевтическое сопровождение пациента специалистами системы здравоохранения (направленное на решение медико-фармацевтических проблем пациента с целью улучшения качества его жизни, связанного со здоровьем), осуществляемое на основе междисциплинарного взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов на благо пациента, осмысления и признания ими ответственности за состояние здоровья пациента на основании действий и решений, принимаемых врачом и фармацевтом.

Осуществляется фармацевтический патронаж на основе добровольного согласия пациента путем междисциплинарного взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов, направленного на рациональный выбор фармакотерапии, соблюдение правил ее получения, медицинскую профилактику и самоконтроль заболеваний. Очевидно, что такая форма медико-фармацевтического сопровождения наиболее актуальна при наблюдении пожилых пациентов, поскольку «необходимо учитывать обычную для людей пожилого и старческого возраста множественность патологии. Взаимовлияние заболеваний, инволютивные процессы естественного старения и лекарственный патоморфоз значительно изменяют клиническую картину и течение заболеваний, характер и тяжесть осложнений, ухудшают качество жизни больного, ограничивают или затрудняют лечебно-диагностический процесс»

Здоровье и общество

Систематизация основных факторов внешней и внутренней среды, определяющих набор организационных технологий в рамках

реализации фармацевтического патронажа

Факторы

Характеристика

Организационно-правовые

Материально-технические

Кадровые

Социально-демографические

Медико-статистические

Количество, структура, профиль медицинских организаций

Количество, форма собственности, вид, специализация аптечных организаций

Уровень доступности медицинской, лекарственной и фармацевтической помощи населению, в том числе в рамках государственных социальных гарантий

Наличие дополнительных площадей (помещений) для внедрения новой услуги

Наличие технических возможностей для обеспечения междисциплинарного взаимодействия и информационной поддержки специалистов и пациентов

Наличие материальных ресурсов для внедрения новой услуги Количество медицинских и фармацевтических кадров Уровень квалификации медицинских и фармацевтических кадров

Профессиональный, эмоциональный, этико-деонтологический, коммуникативный потенциал медицинских и фармацевтических кадров

Количество потенциальных потребителей услуги (заинтересованных пациентов) Демографические особенности населения

Уровень фармацевтической грамотности обслуживаемого населения Структура и уровень заболеваемости обслуживаемого населения

Медико-фармацевтические потребности пациентов, реализуемые в рамках фармацевтического патронажа

[30], снижают приверженность пациентов фармакотерапии. Кроме того, данная категория больных создает весомую нагрузку на государство, включая перманентную потребность в медицинском сопровождении и существенные затраты на фармакотерапию.

В настоящее время отдельные технологии фармацевтического патронажа апробированы нами на базе медицинской организации, оказывающей помощь геронтологическим пациентам, путем организации фармацевтического сопровождения фармакотерапии на основе проведения санитарно-просвети-тельной работы с пациентами геронтологического центра. При оценке эффективности внедрения предлагаемой технологии отмечены положительные результаты фармацевтического сопровождения фармакотерапии для повышения приверженности пациентов пожилого возраста врачебным назначениям, в частности для улучшения пациентского комплаенса при получении фармакотерапии атеро-генной дислипидемии. Получен полезный опыт обучения пожилых пациентов и формирования у них навыков самоконтроля сосудистых заболеваний в рамках фармацевтического патронажа. Установлено, что социально-психологические и медико-биологические особенности пациентов имеют существенное значение для формирования медико-фармацевтических предикторов развития фармакотера-певтических рисков, включая обострение хронических заболеваний и преждевременных госпитализаций пожилых пациентов, при этом наиболее эффективным методом взаимодействия по фармакотера-певтическим вопросам является детальная индивидуальная консультация в медицинской и/или аптечной организации.

Идеологическая составляющая фармацевтического патронажа базируется на принципах фармацевтической бдительности, теоретическая и практическая сущность которых нами обоснованы ранее [31].

На рисунке представлены разработанные нами методологические основы организации фармацевтического патронажа на примере пациентов с хро-

ническими неинфекционными заболеваниями, включающие медико-фармацевтические детерминанты предупреждения и течения хронических неинфекционных заболеваний, концептуально взаимосвязанные клинико-фармакотерапевтические и поведенческие предикторы здоровьесбережения пациентов и организационные технологии их практической реализации в рамках медико-фармацевтической помощи пациентам.

Генеральная цель новой услуги заключается в обеспечении профессиональной поддержки при адаптации человека к физиологическим особенностям и/или болезни и формировании навыков выполнения им привычных функций, соответствующих его социально-экономическому положению, сохранении и повышении качества жизни, связанного со здоровьем (Health-related quality of life).

Фармацевтический патронаж призван решать задачи:

— осуществления рационального выбора фармакотерапии с учетом возрастных, физиологических и коморбидных состояний пациента;

— предупреждения возможных фармацевтических рисков, предупреждения полипрагмазии и межлекарственных взаимодействий;

— разработки фармакотерапевтических планов ведения хронических больных и программ адаптации пациентов к заболеваниям, соблюдения ими врачебных назначений, включая соблюдение правил и схем приема назначенной фармакотерапии;

— формирования у пациента поведенческих паттернов, направленных на улучшение качества жизни, связанного со здоровьем;

— обучения навыкам самоконтроля хронических заболеваний и формирования личной ответственности у пациентов за своевременное лекарственное обеспечение терапии.

Важно отметить, что предлагаемая методология носит комбинаторно-вариабельный характер. Потенциал реализации медико-фармацевтического сопровождения пациентов зависит от различных объективных и субъективных факторов, влияющих на

Выбор фармакотерапии с учетом возрасти ых. физиологи ческих, ко-, пре- и полиморбидных состояний пациента 4—► Разработка клинических/ фармакотерапевтических планов Разработка программы адаптации пациента к хроническому заболеванию Формирование у пациента поведенческих паттернов, направленных на здоровьесбережение

ведения хронических пациентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ И ПРОФИЛАКТИКИ ОСЛОЖНЕНИИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

П реду преждение фармацевта ческих рисков: профилактика полипрагмазии, чин и мизаци я межлекарствен н ых взаимодействий

Динамическое наблюдение состояния пациента и сопровождение фармакотерапии с учетом клинической ситу ации и особенностей пациента

Обучение пациента как "жить и и взаимодействовать с болезнью" с позиций медицинской профилактики и сохранения качества жизни

Формирование позитивной мотивации к соблюдению правил ЗОЖ с позиций личной ответственности пациента за течение заболевания

Изучение фармакотерапии сопутствующих патологий, возрастных и физиологических особенностей пациента Выбор фармакотерапии по принципу "необходимо и достаточно"

Приоритет монотерапии либо назначению минимального количества ЛП

Предпочтение ЛП с плейотропным эффектом и наименьшим количеством сообщений о нежелательных реакциях

Установление сроков посещения медицинского и/или фармацевтического специалиста

Составление формы дневника приема ЛП и

мониторинга нежелательных реакций Составление формы дневника самоконтроля заболевания

Определение индикаторов риска обострения заболевания и разработка алгоритма действий пациента при ухудшении состояния

Проведение мотивационной беседы с пациентом о необходимости строгого соблюдения врачебных назначений и других рекомендаций медицинского и фармацевтического работника Детальное фармацевтическое консультирование пациента о правилах приема и хранения ЛП в домашних условиях, рекомендации по заполнению дневника приема ЛП Обучение навыкам самоконтроля заболевания; рекомендации по заполнению дневника самоконтроля

Доступное разъяснение влияния вредных привычек на течение и развитие обострений хронических заболеваний

Формирование навыков здорового пищевого поведения и самостоятельного контроля —......- -......массы тела...............

Оптимизация физической активности с учетом возрастных и физиологических возможностей пациента

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ГРАЖДАН

Информационно-консультационная поддержка рационального выбора и применения ЛП Внедрение пациенториентнрованного фармацевтического обслуживания Организация просветительских мероприятий по вопросам профилактики осложнений Пропаганда ЗОЖ на популяционном. групповом и индивидуальном уровнях

Введение в штат МО специалиста с фармацевтическим образованием Прикрепление пациентов к конкретной АО на основе добровольного согласия Создание специализированных "Школ" и/или проведение "Уроков здоровья" на базе АО для различных категорий пациентов Проведение индивидуальных консультаций с пациентами (в т.ч. на дому) Включение в программу адаптации фармацевтических работников основ государственной политики в сфере охраны здоровья граждан; обучение персонала информационно-организационным технологиям здоровьесбережемия

Сбор, мониторинг, верификация фармацевтической информации и донесение ее до медицинских специалистов в МО Организация фармаконадзора в МО, анализ сообщений о безопасности ЛП Фармацевтическое консультирование пациентов МО о правилах эффективного и безопасного применения ЛП. формирование пациентского комплаенса Введение в штат АО должности клинического провизора, осуществляющего сопровождение прикрепленных пациентов

Информационное взаимодействие между фармацевтическими и медицинскими специалистами (в т.ч. с использованием электронной медико-фармацевти ческой карты), Разработка и распространение информационных материалов о правилах приема ЛП и медицинской профилактике хронических заболеваний Размещение информации о профилактике хронических заболеваний в торговых залах АО Организация в АО тематических дней, пропагандирующих ЗОЖ и диспансеризацию граждан Популяризация деятельности Центров медицинской профилактики и привлечение граждан для их

Доставка ЛП на дом фармацевтическим специалистом посещения Участие в мероприятиях, посвященных пропаганде ЗОЖ и физической активности

н

Ез"

О о-

о £

Си

^ '"О

Си С

О СГ

о

СГР

к

гъ

З1

В! ЕЗ

о-

ся

о р^

о Ез" гъ

1-* ю о г? 1о Ез" ы ю Оч в 00 Й

00 % СТч о

¿0^ СТч

X з

^ О.

0 £г ы о

<? 3'

Ы п

чо '

1 ы Ю о

^ £

V5

О ^

Методологические основы организации фармацевтического патронажа. МО — медицинская организация, АО — аптечная организация, ЗОЖ — здоровый образ жизни.

Здоровье и общество

качество оказания медицинской и фармацевтической помощи конкретному пациенту в конкретной организации.

Систематизированный перечень основных факторов, определяющих структуру и вариабельность функционально-прикладной реализации предлагаемой методологии на конкретной территории (город, район) и/или в конкретной организации, представлен в таблице.

Таким образом, предлагаемую методологию можно комбинаторно адаптировать под заданные характеристики, построить и реализовать функционально-прикладную модель, исходя из возможностей конкретной организации с учетом имеющихся запросов населения.

Наиболее значимыми предикторами эффективности внедрения предлагаемой услуги мы считаем характеристики, связанные с кадровыми ресурсами. Не секрет, что «кадры решают все», и предлагаемая концепция — не исключение. По нашему мнению, для выполнения большинства профессиональных задач, связанных с медико-фармацевтическим сопровождением пациента, в номенклатуру должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием целесообразно введение дополнительной должности с рабочим названием «клинический провизор». Представляется, что рекомендуемое наименование должности адекватно отражает профессиональные функции специалиста для решения задач медико-фармацевтического сопровождения пациентов, поскольку, согласно международным принципам организации фармацевтической помощи, термин «клиническая фармация» используется для описания работы фармацевтов, чья основная деятельность состоит в тесном взаимодействии с работниками системы здравоохранения, общении с пациентами и оценке их состояния, предоставлении специфических терапевтических рекомендаций, мониторинге реакции пациента на фармакотерапию и обеспечении информацией по лекарственным средствам [1]. Следует еще раз подчеркнуть, что фармацевтический патронаж не ограничивается сферой обращения ЛП, что отражено в представленной методологии. Между тем предупреждение и минимизация фармакотерапевтических рисков — ключевая задача медико-фармацевтического сопровождения пациентов.

Предлагаемая методология управляемого медико-фармацевтического сопровождения требует дальнейшей проработки, включая пересмотр концепции базового образования с позиций формирования новых профессиональных компетенций, осмысление и наполнение образовательной программы по специальности «клиническая фармация», разработку профессионального стандарта «клинический провизор» и, главное, формирование навыков профессиональной коллаборации и взаимоуважения специалистов здравоохранения путем выработки корпоративного мышления на основе этико-деонтологических принципов медицины,

ориентированного на здоровьесбережение и повышение качества жизни конкретного пациента в каждой конкретной ситуации.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Developing pharmacy practice. A focus on patient care. Geneva: WHO; 2006. Режим доступа: https: //www medicines/publications/WHO PAR_2006.5.pdf

2. Academy of Managed Care Pharmacy (AMCP). Режим доступа: https://www.amcp.org

3. Chisholm-Burns M. A., Lee J. K., Spivey C. A. US pharmacists' effect as team members on patient care: systematic review and meta-analyses. Med Care. 2010;48(10):923—33. doi: 10.1097/ MLR.0b013e3181e57962

4. Кирщина И. А., Солонинина А. В., Каткова А. Д. Повышение комплаентности хронических больных как аспект фармацевтической помощи. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2013;(6):54—7.

5. The National Coordinating Council for Medication Error. Режим доступа: https://www.nccmerp.org/

6. Amara S., Adamson R. T., Lew I., Slonim A. Accountable care organizations: impact on pharmacy. Hosp. Pharm. 2014;49(3):253—9. doi: 10.1310/hpj4903-253

7. Holland R., Desborough J., Goodyer L. Does pharmacist-led medication review help to reduce hospital admissions and death in older people? A systematic review and meta-analysis. Br. J. Clin. Pharmacol. 2008;65:303—16. doi: 10.1111/j.1365-2125.2007.03071.x

8. Koshman S. L., Charrois T. L., Simpson S. H. Pharmacist care of patients with heart failure. a systematic review of randomized trials. Arch. Intern. Med. 2008;168:687—94. doi: 10.1001/ archinte.168.7.687

9. Eades C. E., Ferguson J. S., O'Carroll R. E. Public health in community pharmacy: A systematic review of pharmacist and consumer views. BMC Pub. Health. 2011;11:582. doi: 10.1186/1471-2458-11582

10. Barra M., Scott C. L., Scott N. W., Johnston M., de Bruin M., Nkansah N., Bond C. M., Matheson C. I., Rackow P., Williams A., Watson M. C. Pharmacist services for non-hospitalised patients. Cochrane Database Syst. Rev. 2018;4(9):CD013102. doi: 10.1002/ 14651858. CD013102

11.RojasE., Gerber B. S., Tilton J., Rapacki L., Sharp L. K. Pharmacists' perspectives on collaborating with community health workers in diabetes care. J Am Pharm Assoc. 2015;55(4):429—33. doi: 10.1331/JAPhA.2015.14123

12. Colla C. H., Lewis V. A., Beaulieu-Jones B. R., Morden N. E. Role of pharmacy services in accountable care organizations. J. Manag. Care Special. Pharmy. 2015;21(4):338—44. doi: 10.18553/jm-cp.2015.21.4.338

13. Adams S. C., Ayers P., Britton M. L., Brown T. R. American Society of Health System Pharmacists Report of the 2012 ASHP task force on accountable care organizations. Am. J. Health. Syst. Pharm. 2012;69(13):56—66. doi: 10.2146/sp120002

14. Loustalot M. C., Berdot S., Sabatier P., Durieux P., Perrin G., Karras A., Sabatier B. The impact of interventions by pharmacists collected in a computerised physician order entry context: a prospective observational study with a 10-year reassessment. Swiss Med. Wkly. 2019;149:w20015. doi: 10.4414/smw.2019.20015

15. Parrish II R. H., Casher D., van den Anker J., Benavides S. Creating a Pharmacotherapy Collaborative Practice Network to Manage Medications for Children and Youth: A Population Health Perspective. Children. 2019;6(4):58. doi: 10.3390/children6040058

16. Hashimoto R., Fujii K., Yoshida K., Shimoji S., Masaki H., Kadoyama K., Nakamura T., Onda M. Outcomes of Pharmacists' Involvement with Residents of Special Nursing Homes for the Elderly. Yakugaku Zasshi. 2018;138:1217—25. doi: 10.1248/yakushi , 18-00065

17. SeubertL. J., Whitelaw K., Hattingh L., Watson M. C., Clifford R. M. Development of a Theory-Based Intervention to Enhance Information Exchange during Over-The-Counter Consultations in Community Pharmacy. Pharmacy. 2018;6(4):117. doi: 10.3390/pharmacy6040117

18. Mononen N., Airaksinen M. S. A., Hameen-Anttila K., Helakor-pi S., Pohjanoksa-Mantyla M. Trends in the receipt of medicines information among Finnish adults in 1999—2014: a nationwide re-

peated cross-sectional survey. Brit. Med. J. 2019;9(6):e026377. doi: 10.1136/bmjopen-2018-026377

19. Letinier L., Cossin S., MansiauxY., Arnaud M., Salvo F., Bezin J., Thiessard F., Pariente A. Risk of Drug-Drug Interactions in OutHospital Drug Dispensings in France: Results From the DRUG-Drug Interaction Prevalence Study. Front. Pharmacol. 2019;10:265, doi: 10.3389/fphar.2019.00265. eCollection 2019.

20. Loustalot M. C., Berdot S., Sabatier P., Durieux P., Perrin G., Karras A., Sabatier B. The impact of interventions by pharmacists collected in a computerised physician order entry context: a prospective observational study with a 10-year reassessment. Swiss Med. Wkly. 2019;15;149:w20015. doi: 10.4414/smw.2019.20015

21. Козлов С. Е., Кирщина И. А., Габдрафикова Ю. С., Солонини-на А. В. Рациональные комбинации лекарственных препаратов при лечении сосудистой патологии в гериатрии. Клиническая медицина. 2015;93(11):54—9.

22. Дремова Н. Б., Коржавых Э. А., Овод А. И. Формирование концепции взаимодействия врача и провизора в терапевтическом процессе пациента. В сб.: Проблема реализации мульти-дисциплинарного подхода к пациенту в современном здравоохранении. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Курский государственный медицинский университет, ООО «МедTестИнфо». Курск; 2019. С. 14—29.

23. Семенова А. Д., Кирщина И. А., Солонинина А. В. О перспективах информационного взаимодействия медицинских и фармацевтических работников при оказании помощи геронтоло-гическим больным. Успехи геронтологии. 2015;28 (1):183—8.

24. Вольская Е. А. Пациентский комплаенс. обзор тенденций в исследованиях. Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2013;(11):6—15.

25. Кирщина И. А., Солонинина А. В., Каткова А. Д. Повышение комплаентности хронических больных как аспект фармацевтической помощи. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2013;S6:54—7.

26. Данилов Д. С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014;(2):4—12. doi: 10.14412/2074—2711—2014—2-4—12

27. Кирщина И. А., Солонинина А. В., Каткова А. Д. Персональная мобильная медико-фармацевтическая электронная карта покупателя (пациента) как инструмент оптимизации медицинского и фармацевтического обслуживания населения. Казанский медицинский журнал. 2012;93(2):322—3. doi: 10.17816/ KMJ2320

28. Кирщина И. А. Теоретические основы обоснования профессиональной деятельности специалистов аптек в охране здоровья населения. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2014;126(3):14—8.

29. Федина Е. А. Профилактика заболеваний: участие фармацевтических работников. Инновационная наука. 2017;(12):199— 202.

30. Фесенко Э. В., Поведа А. Г., Поведа В. А. Полиморбидность в пожилом возрасте и проблемы приверженности к фармакотерапии. Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2012; 10— 1(129):12—6.

31. Кирщина И. А., Солонинина А. В., Каткова А. Д. О перспективах фармацевтического обслуживания населения с позиций профессиональной бдительности специалистов. Биозащита и биобезопасность. 2013;5(4):21—5.

Поступила 06.08.2020 Принята в печать 29.10.2020

REFERENCES

1. Developing pharmacy practice. A focus on patient care.-Geneva: WHO; 2006. Available at: https://www medicines/publications/ WH0AR_2006.5.pdf

2. Academy of Managed Care Pharmacy (AMCP). Available at: https://www.amcp. org

3. Chisholm-Burns M. A., Lee J. K., Spivey C. A. US pharmacists' effect as team members on patient care: systematic review and meta-analyses. Med Care. 2010;48(10):923—33. doi: 10.1097/ MLR.0b013e3181e57962

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kirshchina I. A., Soloninina A. V., Katkova A. D. Increase of compliance of chronic patients as aspects of pharmaceutical care. Vest-nik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Medicina. 2013;S6:54—7 (in Russian).

Health and Society

5. The National Coordinating Council for Medication Error. Available at: https://www.nccmerp.org/

6. Amara S., Adamson R. T., Lew I., Slonim A. Accountable care organizations: impact on pharmacy. Hosp. Pharm. 2014;49(3):253—9. doi: 10.1310/hpj4903-253

7. Holland R., Desborough J., Goodyer L. Does pharmacist-led medication review help to reduce hospital admissions and death in older people? A systematic review and meta-analysis. Br. J. Clin. Pharmacol. 2008;65:303—16. doi: 10.1111/j.1365-2125.2007.03071.x

8. Koshman S. L., Charrois T. L., Simpson S. H. Pharmacist care of patients with heart failure. a systematic review of randomized trials. Arch. Intern. Med. 2008;168:687—94. doi: 10.1001/ archinte.168.7.687

9. Eades C. E., Ferguson J. S., O'Carroll R. E. Public health in community pharmacy: A systematic review of pharmacist and consumer views. BMC Pub. Health. 2011;11:582. doi: 10.1186/1471-2458-11582

10. Barra M., Scott C. L., Scott N. W., Johnston M., de Bruin M., Nkansah N., Bond C. M., Matheson C. I., Rackow P., Williams A., Watson M. C. Pharmacist services for non-hospitalised patients. Cochrane Database Syst. Rev. 2018;4(9):CD013102. doi: 10.1002/ 14651858.CD013102

11.RojasE., Gerber B. S., Tilton J., Rapacki L., Sharp L. K. Pharmacists' perspectives on collaborating with community health workers in diabetes care. J Am Pharm Assoc. 2015;55(4):429—33. doi: 10.1331/JAPhA.2015.14123

12. Colla C. H., Lewis V. A., Beaulieu-Jones B. R., Morden N. E. Role of pharmacy services in accountable care organizations. J. Manag. Care Special. Pharmy. 2015;21(4):338—44. doi: 10.18553/jm-cp.2015.21.4.338

13. Adams S. C., Ayers P., Britton M. L., Brown T. R. American Society of Health System Pharmacists Report of the 2012 ASHP task force on accountable care organizations. Am. J. Health. Syst. Pharm. 2012;69(13):56—66. doi: 10.2146/sp120002

14. Loustalot M. C., Berdot S., Sabatier P., Durieux P., Perrin G., Karras A., Sabatier B. The impact of interventions by pharmacists collected in a computerised physician order entry context: a prospective observational study with a 10-year reassessment. Swiss Med. Wkly. 2019;149:w20015. doi: 10.4414/smw.2019.20015

15. Parrish II R. H., Casher D., van den Anker J., Benavides S. Creating a Pharmacotherapy Collaborative Practice Network to Manage Medications for Children and Youth: A Population Health Perspective. Children. 2019;6(4):58. doi: 10.3390/children6040058

16. Hashimoto R., Fujii K., Yoshida K., Shimoji S., Masaki H., Kadoyama K., Nakamura T., Onda M. Outcomes of Pharmacists' Involvement with Residents of Special Nursing Homes for the Elderly. Yakugaku Zasshi. 2018;138:1217—25. doi: 10.1248/yakus-hi.18-00065

17. SeubertL. J., Whitelaw K., Hattingh L., Watson M. C., Clifford R. M. Development of a Theory-Based Intervention to Enhance Information Exchange during Over-The-Counter Consultations in Community Pharmacy. Pharmacy. 2018;6(4):117. doi: 10.3390/pharmacy6040117

18. Mononen N., Airaksinen M. S. A., Hameen-Anttila K., Helakor-pi S., Pohjanoksa-Mantyla M. Trends in the receipt of medicines information among Finnish adults in 1999—2014: a nationwide repeated cross-sectional survey. Brit. Med. J. 2019;9(6):e026377. doi : 10.1136/bmjopen-2018-026377

19. Letinier L., Cossin S., Mansiaux Y., Arnaud M., Salvo F., Bezin J., Thiessard F., Pariente A. Risk of Drug-Drug Interactions in OutHospital Drug Dispensings in France: Results From the DRUG-Drug Interaction Prevalence Study. Front. Pharmacol. 2019;10:265, doi: 10.3389/fphar.2019.00265. eCollection 2019.

20. Loustalot M. C., Berdot S., Sabatier P., Durieux P., Perrin G., Karras A., Sabatier B. The impact of interventions by pharmacists collected in a computerised physician order entry context: a prospective observational study with a 10-year reassessment. Swiss Med. Wkly. 2019;15;149:w20015. doi: 10.4414/smw.2019.20015

21. Kozlov S. E., Kirshchina I. A., Gabdrafikova Yu. S., Solonini-na A. V. Rational combination of medications for the treatment of vascular pathology in geriatrics. Klinicheskaya medicina. 2015;93(11):54—9 (in Russian).

22. Dryomova N. B., Korzhavyh E. A., Ovod A. I. Formation of the concept of interaction of the doctor and pharmacist in the therapeutic process of the patient. In: The problem of implementing a multidisciplinary approach to the patient in modern healthcare. Collection of materials of the international scientific and practical conference. Kursk State Medical University, MedTestInfo LLC [Problema realizacii mul'tidisciplinarnogo podhoda k pacientu v

Здоровье и общество

sovremennom zdravoohranenii. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kurskij gosudarstvennyj medicin-skij universitet, OOO «MedTestInfo»]. Kursk; 2019. P. 14—29 (in Russian).

23. Semyonova A. D., Kirshchina I. A., Soloninina A. V. Prospects of information interaction of medical and pharmaceutical specialists in assisting geriatric patients. Uspekhigerontologii. 2015;28(1):183— 8 (in Russian).

24. Vol'skaya E. A. Patient compliance. Overview of research trends . Remedium. Zhurnal o rossijskom rynke lekarstv i medicinskoj tekhni-ki. 2013;(11):6—15 (in Russian).

25. Kirshchina I. A., Soloninina A. V., Katkova A. D. Increase of compliance of chronic patients as aspects of pharmaceutical care. Vest-nik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Medicina. 2013;S6:54—7 (in Russian).

26. Danilov D. S. Herapeutic collaboration (compliance): content of the definition, mechanisms of formation, and methods of optimization. Nevrologiya, nejropsihiatriya, psihosomatika. 2014;(2):4—12. doi: 10.14412/2074-2711-2014-2-4-12 (in Russian).

27. Kirshchina I. A., Soloninina A. V., Katkova A. D. Personal mobile medical pharmaceutical electronic card of a customer (patient) as a tool for optimizing medical and pharmaceutical service for the population. Kazanskij medicinskij zhurnal. 2012;93(2):322—3. doi: 10.17816/KMJ2320 (in Russian).

28. Kirshchina I. A. Theoretical basis of professional activities of the specialists of pharmacies in public health protection. Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). 2014;126(3):14—8 (in Russian).

29. Fedina E. A. Disease prevention: participation of pharmaceutical workers. Innovacionnaya nauka. 2017;(12):199—202 (in Russian).

30. Fesenko E. V., Poveda A. G., Poveda V. A. Polymorbidity in old age and problems of adherence to pharmacotherapy. Nauchnye vedo-mosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: medicina. Farmaciya. 2012;10—1(129):12—6 (in Russian).

31. Kirshchina I. A., Soloninina A. V., Katkova A. D. About perspectives of pharmaceutical service of population from the position of professional watchfulness of specialists. Biozashchita i biobezopas-nost'. 2013;5(4):21—5 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.