Научная статья на тему 'Анализ мнения покупателей автомобилей в контексте выбора наиболее оптимальных источников рекламы в кризисный период'

Анализ мнения покупателей автомобилей в контексте выбора наиболее оптимальных источников рекламы в кризисный период Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING SOURCES / АНАЛИЗ АУДИТОРИИ / AUDIENCE ANALYSIS / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / TARGET AUDIENCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING EFFECTIVENESS / АВТОМОБИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / AUTOMOTIVE INDUSTR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золотарев Алексей Владимирович, Золотарева Мария Николаевна

Решая вопрос о выборе того или иного источника рекламы, руководитель бизнеса зачастую руководствуется своим собственным видением эффективности различных источников или их популярностью. При этом, в автомобильном сегменте изучение мнения потребителей купивших автомобиль позволяет сделать парадоксальный вывод о том, что самые известные и популярные источники эффективности генерируют достаточное небольшое количество трафика и, как следствие, объем продаж. В статье представлены результаты анкетирования клиентов автомобильного холдинга города Волгограда, которые позволяют получить полное представление о том, какие СМИ и источники рекламы востребованы у потребителей, купивших автомобиль. За основу взяты данные 2014 года, ознаменовавшегося первыми существенными признаками сокращения в автомобильной и других отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Золотарев Алексей Владимирович, Золотарева Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Car Buyers Opinions in the Context of the Most Optimum Advertising Sources Choice in Crisis Times

Trying to choose the best advertising source, business leaders are often guided by their own opinion on the effectiveness of the various sources or their popularity. At the same time, in the automotive segment studying the views of consumers who bought a car allows to make a paradoxical conclusion that the most famous and popular sources generate small amount of traffic and, as a consequence, low volume of sales. The article presents the results of the survey of automobile holding clients in Volgograd, that allow to obtain a complete picture of what the media and sources of advertising demand from consumers who have bought a car. Issue based on data of 2014, marked with the first significant signs of reduction in the automotive and other industries.

Текст научной работы на тему «Анализ мнения покупателей автомобилей в контексте выбора наиболее оптимальных источников рекламы в кризисный период»

АНАЛИЗ МНЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВЫБОРА НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ РЕКЛАМЫ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Золотарев Алексей Владимирович,

к.э.н., доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет (400062, г. Волгоград,

пр-т Университетский, 100)

[email protected]

Золотарева Мария Николаевна,

к.э.н., заместитель директора по маркетингу, Автомобильный холдинг «Волга-Раст» (400082, г. Волгоград,

ул. Землячки, 82Г)

[email protected]

Решая вопрос о выборе того или иного источника рекламы, руководитель бизнеса зачастую руководствуется своим собственным видением эффективности различных источников или их популярностью. При этом, в автомобильном сегменте изучение мнения потребителей купивших автомобиль позволяет сделать парадоксальный вывод о том, что самые известные и популярные источники эффективности генерируют достаточное небольшое количество трафика и, как следствие, объем продаж. В статье представлены результаты анкетирования клиентов автомобильного холдинга города Волгограда, которые позволяют получить полное представление о том, какие СМИ и источники рекламы востребованы у потребителей, купивших автомобиль. За основу взяты данные 2014 года, ознаменовавшегося первыми существенными признаками сокращения в автомобильной и других отраслях.

Ключевые слова: источники рекламы, анализ аудитории, целевая аудитория, эффективность рекламы, автомобильная отрасль.

В текущих рыночных условиях остро встает вопрос выбора наиболее эффективного источника рекламы в сочетании с оптимальным бюджетом, затрачиваемым на его реализацию. Традиционно маркетологи ориентируются на показатели охвата аудитории и частотности выхода рекламы. Основным правилом работы с выбранным источником является: чем меньше охват, тем больше должна быть частотность и наоборот. Однако ни один поставщик рекламных услуг не может выделить в предлагаемом уровне охвата именно целевую аудиторию компании и ее долю, что априори приводит к распылению бюджета на нецелевых потребителей. В этом случае возникают проблемные ситуации, при которых при больших затратах на реклам-

ные кампании отдача бывает незначительной.

В автомобильной отрасли данная тематика наиболее актуальна ввиду роста курса иностранной валюты и, как следствие, роста цен на автомобили, что приводит к снижению спроса при стабильном предложении. Оптимизация рекламного бюджета позволяет региональным дилерам на местах оперировать своей маржой, уменьшая в ней долю расходов на рекламу при сохранении уровня интереса аудитории. Для оптимизации расходов важно понимать, какие именно источники рекламы для покупателей автомобилей приемлемы, как они воздействуют на аудиторию и т. д.

Для понимания ситуации в 2016 году за основу необходимо взять данные 2014 года, так как именно

за этот период было зафиксировано аналогичное падение рынка согласно статистики АЕВ — 10%. К слову, в 2015 году сокращение объема продаж было более хаотичным и кратным — 36%, а в 2013 году составило всего 5% [1].

Исследование, проведенное в 2014 году в рамках автомобильного холдинга, реализующего автомобили от эконом-до премиум-класса, показало, что общепринятые каналы коммуникации на сегодняшний момент воздействуют на аудиторию и ее решение о покупке крайне опосредованно. В анкетировании приняли участие 5 450 клиентов компании. Опрос проводился в виде очного индивидуального анкетирования клиентов компании. Клиентов просили заполнить бланк опроса в процессе

ожидания ими выполнения регламентных работ по обслуживанию автомобиля или оформления документов купли-продажи на машину. Сроки проведения опроса: с сентября по декабрь 2014 года. Среди опрошенных 65% составляли мужчины и 35% — женщины. С точки зрения возраста наблюдается следующее распределение (рис. 1): доминируют две группы (возраст от 30 до 40 и от 40 до 50 лет).

Это обусловлено тем, что, с одной стороны, автохолдингом реализуются машины разного ценового диапазона и разных марок (Skoda, Renault, Volkswagen, Suzuki), а также в опросе участвовали покупатели подержанных автомобилей. А, с другой стороны, цена на реализуемые автомобили начинается от 350 000 р., что снижает долю молодых покупателей (в возрасте от18 до 30 лет) [2]. Именно поэтому в опросе они объединены в одну группу, и их доля составляет немногим более 18%. Также цена автомобилей определила сравнительно небольшую долю участников опроса, чей возраст превышает 50 лет.

По географическому критерию участники опроса распределились следующим образом:

♦ жители г. Волгограда — 53%;

♦ жители Волгоградской области - 33%;

♦ жители соседних областей

и республики Калмыкия — 14%.

Распределение опрошенных по классам автомобилей представлено в таблице 1. Необходимо отметить, что существуют различные способы классификации автомобилей в зависимости от выбранных критериев (по назначение автомобиля, по типу двигателя и т. д.) В данном исследовании при классификации автомобилей была ис-

пользована методика, разработанная Европейской экономической комиссией, в основу критериев положены габаритные размеры автомобиля. В этой классификации легковые автомобили распределены по классам, которые обозначены буквами латинского алфавита. Данный выбор обусловлен тем, что производители, как для поставляемых в Россию машин, так и для производимых тут, используют эту систему. Отечественные потребители при выборе автомобиля также часто используют эту классификацию.

В общем и целом, представленные данные позволяют говорить о том, что в опросе приняли учас-

тие представители всех слоев населения и целевые группы покупателей, за исключением владельцев автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей. Для дальнейшего исследования рассмотрены особенности выбора источников рекламы для владельцев автомобилей классов: B, C, D, K1 и К2. Суммарное количество автовладельцев данных классов автомобилей среди всех опрошенных составляет 99,37%.

Класс B представлен широким перечнем машин, среди которых Skoda Fabia, Volkswagen Polo, Renault Logan, Toyota Yaris. Размер авто не превышает 4,2 метра, а объем двигателей колеблется от 1,0 до 1,2 литров. Следует отметить,

Таблица 1

Структура анкетируемых респондентов по владению различными классами автомобиля

Класс автомобиля Характеристика Ценовой диапазон Количество опрошенных

Человек Процент от общего количества

B малый класс автомобилей (длина от 3,7 до 4,2 м) от 350 000 до 800 000 2 430 44,59

C малый средний класс автомобилей, (длина от 4 до 4,5 м) от 800 000 до 1 500 000 1 422 26,09

D средний класс (длина авто от 4,5 до 4,8 м) от 1 500 000 до 2 500 000 294 5,40

F1 представительский класс (длина свыше 4,9 м) от 2 500 000 до 5 000 000 1 0,01

G1 автомобили с кузовом типа «купе» от 1 000 000 до 2 000 000 8 0,14

K1 компактные внедорожники (длина авто до 4,5 м) от 600 000 до 2 000 000 976 17,91

K2 средние внедорожники (длина авто от 4,5 до 4,7 м) от 1 700 000 до 3 000 000 293 5,38

L минивэны от 1 000 000 до 2 000 000 26 0,47

ВСЕГО 5 450 100,00

что автомобили класса B премиум сегмента могут иметь и более мощные двигатели.

На автомобили С класса приходится практически треть объема российского автопарка. В нем представлены седаны, универсалы и хэтчбеки, а цены колеблются от 6 000 до 16 000 долларов США. Самыми известными представителями данного класса являются Opel Astra, Mazda 3, Renault Fluence, Volkswagen Jetta, Skoda Rapid и другие.

Автомобили D класса считаются в России престижными и представлены моделями Volkswagen Passat, Skoda Octavia, Honda Accord. Данные авто, как правило, оснащены двигателями 1,7 л, а цены начинаются от 16 000 долларов США.

Класс внедорожников К1 и К2 стабильно пользующихся спросом у россиян, включает Suzuki Grand Vitara, Renault Duster, Volkswagen Tiguan, Volkswagen Toureg, Opel Mocca, Nissan Juke и т. д. Их отличают большой дорожный просвет, мощность двигателя в районе 2,0 литров. Данные классы авто очень широки и могут так же градироваться на бюджетные и элитные авто [3].

Выбор источника рекламы — задача, которую ставят перед собой маркетологи автомобильных брендов ежедневно. Главный критерий выбора — эффективность, которая в зависимости от источников размещения рекламы измеряется по-разному. Традиционно, в автомобильном сегменте в рамках ATL-рекламы автомобильные дилеры предпочитают:

♦ рекламу в журналах;

♦ рекламу на радио;

♦ рекламу в сети Интернет;

♦ телевизионную рекламу;

♦ наружную рекламу.

Для оценки эффективности того или иного источника используется опрос клиентов, результаты которого часто имеют ярко-выраженный субъективный характер. Например, клиент при посещении салона указывает в качестве источника информации сайт компании, при этом цепь рекламных сообщений, которая привела его в салон, может быть гораздо более длинной: щит по дороге на работу — баннер в почте — рассказ друзей — реклама в соцсетях — поисковая система — сайт. С этой точки зрения, гораздо более рациональными видятся детализация и выявление в опросе конкретных точек контакта клиента с выбранными источниками рекламы.

Прежде чем анализировать информацию по каждому сектору, авторы предлагают обратить внимание на ответы, полученные в результате опроса «Оказала ли реклама влияние на Ваше решение о покупке автомобиля?» Так, 44,19% всех опрошенных респондентов однозначно ответили, что реклама на их решение о покупке влияния не оказала, и только 26,83% из числа опрошенных подтвердили, что приняли решение о покупке благодаря рекламе. По классам автомобилей следует отметить, что скептицизм в отношении рекламы проявляется по мере движения от эконом-класса до премиум сегмента (рис. 2).

Из выборки исключены ответы: «Нет ответа» и «Затрудняюсь ответить». Таким образом, можно предположить, что, при оптимистичном подходе, только на 26,83% целевой аудитории реклама воздействует. Далее в работе проценты приведены в расчете от всего количества опрошенных (5 450 человек). Подобный подход обусловлен тем, что опрашиваемые к рекламе относили только явные ее проявления (рекламные щиты, рекламные ролики на ТВ и радио, рекламные объявления и т. д.), но ими активно использовались такие источники информации, как интернет-сайт марки автомобиля, опыт/советы других владельцев, обзоры по телевидению, в журналах и т. д. (что отражено в таблице 2).

Касаемо источников рекламы, ответы респондентов на вопрос «Откуда Вы узнали о Вашем новом автомобиле?» распределились следующим образом (в рамках опроса позволялось выбрать несколько вариантов ответов одновременно): см. табл. 2.

Так как опрашиваемые могли указать несколько источников информации о покупаемом автомобиле, то наибольший интерес представляет анализ данной таблицы с точки зрения ранжирования источников по популярности. Как видно из таблицы, только небольшая часть респондентов отметила

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

40,34 46,53 51,22 46,8 49,43

30,44

24,05 20,75 24,08 21,78

□ Нет

□ Да

Рис. 2. Ответы владельцев различных классов автомобилей на вопрос: «Повлияла ли реклама на Ваше решение о покупке автомобиля?»

платные источники рекламы как источник информации о купленном продукте. Наибольшее количество респондентов выделило наружную рекламу, на втором месте реклама на телевидении и в специализированных журналах. Наименьшей информативностью отличается реклама на радио и в глянцевых журналах. Примечательно, что в указанном списке полностью отсутствует интернет-реклама в виде баннеров, контекстной рекламы, тексто-гра-фических блоков. Как уже было отмечено авторами ранее, происходит это ввиду субъективности опроса и тенденции к называнию 2—3 последних мест, где клиент видел рекламу.

Что отмечали респонденты при ответе на вопрос: «Какие каналы Вы смотрите чаще всего?», — видно на рисунке 3.

Только 33,52% участвовавших в опросе, ответили на данный вопрос. При этом тенденция такова, что большинство респондентов отдает предпочтение общим и развлекательным каналам. Узкоспециализированные каналы пользуются меньшей популярностью. По результатам опроса явным лидером выступает «Первый» канал (19,29%). Вторую группу, которая отстает от лидера на 8%, составляют следующие телеканалы: НТВ (11,15%) и ТНТ (10,15%). В третью группу популярных телеканалов входит СТС (7,49%). Четвертая группа представлена большим количеством телеканалов: «Россия 1» (4,08%), «Спорт» (3,47%), «Россия 2» (2,92%), Discovery Channel (2,38%). Наименьшей популярностью среди анкетируемых пользуются телеканалы: «Рен-ТВ» (1,77%) и «Россия 24» (1,69%).

При более глубоком анализе по классам автомобилей ситуация несколько иная. Первому каналу отдают предпочтение покупатели автомобилей В класса и легких внедорожников. В наименьшей степени относительно средних

показателей его предпочитают смотреть покупатели автомобилей класса ^ и С Они предпочитают смотреть каналы НТВ, ТНТ, СТС. Детально распределение каналов по основным классам представлено в таблице 3.

Таблица 2

Источники информации о покупаемом новом автомобиле

Источник информации Процент

Интернет-сайт марки 53,12

Рекомендации друзей/знакомых 27,40

Независимые отчеты и обзоры 13,33

Опыт вождения данного автомобиля/тест-драйв 9,71

Увидел машину на улице 9,36

Посещение автомобильных выставок/шоу 6,18

Информационные материалы (статьи) в автомобильных журналах 6,08

Рекламные щиты, перетяжки на улицах 5,83

Реклама на телевидении 5,41

Реклама в автомобильных журналах 5,34

Телевизионные программы об автомобилях 4,79

Реклама в газетах 4,75

Статьи в газетах 4,25

Рекомендации автомеханика 3,85

Автомобильные брошюры 3,44

Реклама на радио 3,22

Реклама в глянцевых журналах 2,94

Радио программы об автомобилях 2,89

Статьи в глянцевых журналах 2,48

Россия 24 Рен-ТВ Discovery Channel Россия 2 Спорт Россия 1 СТС ТНТ НТВ Первый

| 1,69% ] 1,77% 2,38% 2,92% | 3,47% | 4,08%

7,49%

2 10,15% I 11,15%

Рис. 3. Популярность телевизионных каналов среди респондентов

Таблица 3

Популярность телеканалов среди владельцев различных классов автомобилей, %

Класс автомобиля Первый НТВ ТНТ СТС Россия 1 Спорт

B 19,80 12,28 11,23 7,70 4,12 3,70

C 18,18 10,23 10,49 7,87 3,62 3,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D 18,45 8,94 9,33 6,17 4,38 3,73

K1 19,96 10,98 8,04 6,41 4,41 4,06

K2 18,20 7,67 7,19 4,31 3,96 3,13

Среднее 19,29 11,15 10,15 7,49 4,08 3,47

19

Переходя к рекламе на радио, следует отметить, что 69,78% респондентов ответили на вопрос «Какие радиостанции Вы слушаете чаще всего?» Их ответы распределились следующим образом (рис. 4).

Результат анкетирования позволяет выделить явного лидера среди радиостанций — «Европа плюс» (7,66%). Во вторую группу по популярности входят радиостанции «Русское радио» (4,89%) и «Авторадио» (4,87%). Третье место занимают радиостанции: «Дорожное радио» (3,37%), «Ретро» (3,24%), «Ди-фм» (2,88%). Четвертая группа включает две радиостанции: «Рекорд» (2,43%) и «Шансон» (2,39%). Замыкают опрос «Юмор ФМ» (1,85%) и «Радио Дача (1,72%).

Если сопоставить указанные радиостанции с рейтингом 7"^, то мы увидим, что максимальный охват не является признаком эффективности радиостанции (табл. 4) [4]. Связано это, в первую очередь, со спецификой автомобильной аудитории.

Среди опрошенных, слушатели радиостанций распределены по классам автомобилей следующим образом (табл. 5).

Наибольшей популярностью пользуется радиостанция «Европа плюс» (7,66%), причем отмечается лидерство среди владельцев всех классов автомобилей. «Русское радио» (4,89%)и «Авторадио» (4,87%) делят второе место. Среди слушателей «Русского радио» по результатам опроса в основном присутствуют владельцы автомобилей классов В (5,39%), класса С (4,50%) и класса К1 (4,69%). Среди слушателей «Авторадио» по результатам опроса наименьшее количество составляют владельцы автомоби-

лей класса К2 (3,7%). По результатам опроса среди слушателей «Дорожного радио» лидируют владельцы автомобилей класса К1, наименьшую долю составляют слушатели, владеющие авто класса К2 (1,79%)и класса й (1,61%). По результатам опроса особой популярностью радио «Ретро» пользуется среди владельцев авто класса К1 (3,98%), наименьшей популярностью среди владельцев автомобилей класса К2 (2,74%), популярность сре-

ди остальных владельцев составляет примерно равные значения: класс В (3,1%), класс С (3,1%) и класс й (2,95%).

64,24% респондентов ответили на вопрос «Какие журналы Вы читаете чаще всего?» Лидером ответов стал журнал «За рулем», прекративший свое существование в 2014 году. Остальная выборка показала, что разброс журналов крайне широк и размещение рекламы в них затронет только

Радио Дача Юмор ФМ Шансон Рекорд Ди-фм Ретро

Дорожное радио Авторадио Русское радио Европа-плюс

] 1,72% 1,85% | 2,39% | 2,43%

2,88% | 3,24% | 3,37%

4,87% 4,89%

Рис. 4. Популярность радиостанций

Таблица 4

Данные по дневному охвату аудитории в период с октября по декабрь 2015 г.

Радиостанция % дневной аудитории

Европа Плюс 17,2

Дорожное радио 15,5

Авторадио 15,2

Русское радио 14,3

Ретро РМ 12,6

Радио Дача 9

Юмор РМ 8,7

Радио Росси 6,9

Маяк 6,5

7,66%

Таблица 5

Популярность радиостанций среди владельцев различных классов автомобилей,%

Класс автомобиля Европа плюс Русское радио Авторадио Дорожное радио Ретро

В 7,54 5,39 5,13 3,73 3,10

С 8,24 4,50 4,21 2,76 3,10

7,16 3,86 4,56 1,61 2,95

К1 7,16 4,69 5,39 4,24 3,98

К2 7,97 3,61 3,70 1,79 2,74

Среднее 7,66 4,89 4,87 3,37 3,24

незначительную часть целевой аудитории (табл. 6).

По результатам ответов можно выявить лидера среди журналов — «АвтоРевю» (2,5%), остальные издания значительно ему проигрывают в популярности. Вторую строчку занимает «Автомир» (1,25%) и отстает в два раза. Следующая группа журналов включает в себя «Созторо1кап» (1,07%), «Клаксон» (0,91%) и «Максим» (0,78%). Аутсайдерами по популярности среди покупателей автомобилей являются журналы ТорОваг (0,59%), «7 дней» (0,54%), «Лиза» (0,5%), «Караван историй» (0,46%).

В перечень источников, называемых покупателями автомобилей, не вошли интернет-сайты. Однако респондентам был задан вопрос «Какие интернет-сайты Вы обычны посещаете?», на который ответили 30,25% участвовавших в опросе (рис. 5).

На основании опроса можно отметить, что наибольшей популярностью у покупателей автомобилей пользуются неспециализированные сайты: Yandex.ru (6,16%), Vk.com (4,89%), Mail.ru (4,44%). Эти три позиции занимают лидирующее положение в опросе и в совокупности составляют более 15%. Остальные названные респондентами источники отстают от лидера более чем в два раза по популярности и, опять же, не являются специализированными автомобильными сайтами: Odnoklassniki.ru (2,42%), Google.com (2,11%), V1.ru (2,02%). Совокупная доля сайтов автомобильной тематики по итогам опроса не превышает 4,5 — 5% (табл. 7).

Популярность Yandex.ru сохраняется для покупателей практически всех обозначенных классов

автомобилей(исключение только класс В, где лидером выступает Vk.com (5,92%). Сайт Vk.com в основном предпочитают покупатели автомобилей класса В (5,92%) и С (5,25%). Интернет-сайт Mail.ru пользуется наибольшей популярностью у покупателей авто класса С (5,09%). Сайт Odnoklassniki.ru пользуется одинаковой популярностью для покупателей всех классов автомобилей за исключением владельцев авто класса й (1,65%) и класса К2 (1,23%). Сайт Google.com меньше всего популя-

рен среди покупателей автомобилей класса й (1,48%), покупатели других классов распределены практически в равной доле.

Говоря о точках контакта вне стандартного буднего дня, следует обратиться к ответам клиентов на вопрос «Как Вы любите проводить свое свободное время?» 94,51% из числа опрошенных высказали свое мнение на этот счет. Как распределились их занятия, можно увидеть на рисунке 6.

Таблица 6

среди респондентов

Наименование журнала Процент

АвтоРевю 2,50

Автомир 1,25

Cosmopolitan 1,07

Клаксон 0,91

Максим 0,78

TopGear 0,59

7 дней 0,54

Лиза 0,50

Караван историй 0,46

drom.ru [ I 0,84%

rbc.ru | 1,02%

AVIT0 1 | 1,51%

auto.ru Г | 1,99%

v1.ru 1 | 2,02%

google.com | | 2,11%

odnoklassniki.ru 1 2,42%

mail.ru f | 4,44%

vk.ru 14,89%

yandex.ru 16,16%

Рис. 5. Популярность интернет-сайтов среди респондентов

Таблица 1

Популярность интернет-сайтов среди владельцев различных классов автомобилей, %

Класс автомобиля yandex.ru vk.com mail.ru odnoklassniki.ru google.com

B 5,78 5,92 4,42 2,91 2,01

C 6,45 5,25 5,09 2,19 2,48

D 6,25 3,65 4,08 1,65 1,48

K1 6,79 3,11 4,31 2,13 2,17

K2 6,45 2,79 3,27 1,23 2,05

Среднее 6,16 4,89 4,44 2,42 2,11

Ничего не делать Ночные клубы, бары, рестораны

Шоппинг Посещение музеев/выставок Посещение театров

Активные виды спорта Садоводство/обустройство дома

Чтение Посещение кино Охота/рыболовство Автомобили Путешествия Отдых на природе

] 5,03% I 7,09% I 8,07% I 10,08% I 12,49% 1 13,05%

18,49% 19,73% 19,84% I 21,36%

39,50%

Рис. 6. Перечень хобби покупателей автомобилей

30,51%

45,20%

Респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов времяпрепровождения. Подавляющее большинство опрошенных отметили отдых на природе или путешествия как свое хобби.

Проведенное исследование показало, что акцент на ЛГА-рекла-му и распределение большей части бюджета в ее пользу, не оправдан по ряду причин:

♦ массовая реклама воздействует только на 26,83% покупателей автомобилей;

♦ охват целевой аудитории при работе со всеми видами рекламы, кроме интернет-рекламы, невозможно измерить, что приводит к распылению бюджета;

♦ наиболее популярные и дорогостоящие источники рекламы называются покупателями автомобилей лишь в конце списка источников информации о купленном продукте;

♦ высокая конкуренция на медийном рынке приводит к тому, что охват целевой аудитории возможен только при работе с несколькими источниками;

♦ точки контакта аудитории с брендом являются наиболее полезными при выборе источников рекламы, а не субъективный ответ об источнике рекламы.

Однако,несмотря на приведенные причины, отказываться от ЛГА-рекламы не имеет смысла, так как формирование интереса потребителя к продукту — это многоступенчатый и сложный процесс, работа с которым включает и ЛИ-, и ВГ^-рекламу, и СЯМ-маркетинг. В связи с этим имеет смысл разработать механизм выбора источника рекламы для целевой аудитории автомобильной марки (или модели машины), включающий:

♦ этап подбора точек контакта для целевой аудитории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ этап критериальной оценки наиболее эффективных точек контакта;

♦ этап выбора источника рекламы для выбранных точек контакта;

♦ этап балльной оценки источников рекламы по системе показателей.

Реализация подобного алгоритма работы с потенциальной аудиторией в процессе построения рекламной компании позволит повысить эффективность проведения компании за счет выстраивания комплексной системы (ЛИ- и В7£-реклама, СЯМ-мар-кетинг), а также сократить затраты на те источники рекламы, которые потенциальными покупателями автомобилей не рассматриваются.

ИСТОЧНИКИ

1. Официальный сайт журнала АвтоБизнесРевю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://abreview.ru/stat/ aeb/ (дата обращения 09.07.2016).

2. Потребительские предпочтения в сегменте бюджетных автомобилей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/ /marketing.rbc.ru/research/562949997530607.shtml (дата обращения 25.05.2016).

3. Рынок автомобилей 2015: анализ спроса в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/ research/562949994282386.shtml (дата обращения 01.06.2016).

4. Marketing Index. Предпочтения потребителей. Сайт международной исследовательской группы TNS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tns-global.ru/services/media/preferences-of-russians/ (дата обращения 25.06.2015).

Analysis of Car Buyers Opinions in the Context of the Most Optimum Advertising Sources Choice in Crisis Times Zolotarev Aleksey Vladimirovich,

Candidate of Economic Sciences, assistant professor of marketing, Volgograd State University; Universitetskiy av. 100, Volgograd, 400062, Russian Federation ([email protected])

Zolotareva Maria Nikolaevna,

Candidate of Economic Sciences, Deputy Director of Marketing, Automotive Holding Company «Volga-Rast»; st. Zemlyachki 82G, Volgograd, 400082, Russian Federation ([email protected])

Trying to choose the best advertising source, business leaders are often guided by their own opinion on the effectiveness of the various sources or their popularity. At the same time, in the automotive segment studying the views of consumers who bought a car allows to make a paradoxical conclusion that the most famous and popular sources generate small amount of traffic and, as a consequence, low volume of sales. The article presents the results of the survey of automobile holding clients in Volgograd, that allow to obtain a complete picture of what the media and sources of advertising demand from consumers who have bought a car. Issue based on data of 2014, marked with the first significant signs of reduction in the automotive and other industries.

Keywords: advertising sources; audience analysis; target audience; advertising effectiveness; automotive industry. REFERENCES

1. OfitsialniysaytzhurnalaAvtoBiznesRevyu [Site of the magazine Avtobusinessrevyu]. Available at: http://abreview.ru/ stat/aeb/ (accessed 2016.07.09).

2. Potrebitelskie predpochteniya v segmente byudzhetnikh avtomobiley [Consumer preferences in a segment of the budgetary cars]. Available at: http://marketing.rbc.ru/research/562949997530607.shtml (accessed 2016.05.25).

3. Rinok avtomobiley 2015: analiz sprosa v Rossii [Market of cars 2015: the analysis of demand in Russia]. Available at: http:/ /marketing.rbc.ru/research/562949994282386.shtml (accessed 2016.06.01).

4. Marketing Index. Predpochteniya potrebiteley. Sayt mezhdunarodnoy iss/edovate/skoy gruppi TNS [Preferences of consumers. Website of the international research group TNS]. Available at: http://www.tns-global.ru/services/media/ preferences-of-russians/ (accessed 2016.06.25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.