Научная статья на тему 'Анализ мирового опыта формирования кластеров экономики знаний'

Анализ мирового опыта формирования кластеров экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МИРОВОЙ ОПЫТ / ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ANALYSIS / WORLD EXPERIENCE / FORMATION OF CLUSTERS / ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Бушуева Т.Н.

Рассмотрены основные теории и практические подходы к кластеризации в экономике. Проанализирован исторический опыт формирования кластеров как перспективного направления развития инновационной экономики, а также особенности кластерного формирования экономики знаний в современных условиях. Исследована методология и организационно-экономические основы построения кластерных систем как базы развития экономики мезоуровня. Проведен анализ возможной адаптации мировых достижений в формировании и развитии кластеров экономики знаний к российским условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WORLD EXPERIENCE OF FORMATION OF CLUSTERS OF ECONOMY OF KNOWLEDGE

The main theories and practical approaches to a clustering in economy are considered. Historical experience of formation of clusters as perspective direction of development of innovative economy, and also feature of cluster formation of economy of knowledge in modern conditions is analysed. The methodology and organizational and economic bases of creation of cluster systems as bases of development of economy of mesolevel is investigated. The analysis of possible adaptation of world achievements in formation and development of clusters of economy of knowledge to the Russian conditions is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ мирового опыта формирования кластеров экономики знаний»

УДК 330. 111.4

АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ ЭКОНОМИКИ

ЗНАНИЙ

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества» Бушуева Т.Н., к.п.н., доцент, Челябинский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Рассмотрены основные теории и практические подходы к кластеризации в экономике. Проанализирован исторический опыт формирования кластеров как перспективного направления развития инновационной экономики, а также особенности кластерного формирования экономики знаний в современных условиях. Исследована методология и организационно-экономические основы построения кластерных систем как базы развития экономики мезоуровня. Проведен анализ возможной адаптации мировых достижений в формировании и развитии кластеров экономики знаний к российским условиям.

Ключевые слова: анализ, мировой опыт, формирование кластеров, экономика знаний.

ANALYSIS OF WORLD EXPERIENCE OF FORMATION OF CLUSTERS OF

ECONOMY OF KNOWLEDGE

Tebekin A., Dr.Sci.Tech., Dr.Econ.Sci., professor, SEI Moscow Center of Innovations and Scientific and Technical Creativity Bushuyeva T., the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the Chelyabinsk institute (branch) of REU of G. V. Plekhanov

The main theories and practical approaches to a clustering in economy are considered. Historical experience of formation of clusters as perspective direction of development of innovative economy, and also feature of cluster formation of economy of knowledge in modern conditions is analysed. The methodology and organizational and economic bases of creation of cluster systems as bases of development of economy of mesolevel is investigated. The analysis of possible adaptation of world achievements in formation and development of clusters of economy of knowledge to the Russian conditions is carried out.

Keywords: analysis, world experience, formation of clusters, economy of knowledge.

В условиях санкций запада необходимость в самодостаточном развитии отечественной экономики, направленном на укрепление позиций России на мировой арене неразрывно связано с поиском путей формирования экономики лидерства, основанной на инновациях. Инновационный подход позволяет построить в России экономику, с высоким уровнем международной конкурентоспособности. Создание такой экономики во многом связано с обеспечением сбалансированного пространственного развития, которое, в свою очередь, базируется на поиске перспективных направлений экономического развития регионов как составляющих структуры национальной экономики.

Несмотря на многочисленные отличия экономик регионов Российской Федерации по производственным, сырьевым, природно-климатическим, географическим и иным факторам, в качестве общего фактора, способного обеспечить эффективное развитие региональной экономики следует рассматривать экономику знаний и высоких технологий. При этом под созданием и развитием экономикой знаний и высоких технологий, согласно программным документам, понимается развитие, в первую очередь, сферы профессионального образования, а также высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии и машиностроения1.

Насущная необходимость изменения в отечественной экономике соотношения сырьевой продукции, производственной материальной продукции, продукции сферы услуг и интеллектуальной продукции в пользу последней, требует, чтобы экономика знаний, основанная на развитии сферы образования, объективно рассматривалась в качестве ключевой составляющей развития российской экономики в каждом регионе2.

Результатом формирования экономики знаний должны стать социально-экономические трансформации, обеспечивающие развитие среднего класса, доля которого к 2020 году должна составить большую часть экономически активного населения.

Ожидается, что в России средний класс будет прирастать в основном людьми, занятыми в новой сфере - экономики знаний и высоких технологий. Именно в этой сфере ожидается создание большого числа новых компаний, в том числе инновационных.

За счет роста среднего класса, занятого в сфере экономики знаний предполагается достичь существенного снижения социального расслоения в обществе, добиться значительного роста уровня социально-экономического развития. В частности, ожидается, что к 2020 году экономика знаний и высоких технологий станет одним из ведущих секторов национальной экономики, и, сравнявшись по вкладу в ВВП с вкладами нефтегазового и сырьевого секторов отечественной экономики, достигнет уровня 17-20% ВВП3, и станет основой создания новой экономики.

Формирование и развитие экономики знаний в России должно осуществляться на основе точек роста. Учитывая, что экономика знаний, в отличие от добывающих и перерабатывающих производств, а также распределения электроэнергии, газа и воды, в значительной степени инвариантна к положению в пространстве, развитие экономики знаний должно осуществляться путем формирования региональных сгустков - кластеров. Объединение интеллектуального капитала, сосредоточенного в регионах, способно на основе накопления человеческого капитала и достижения синергетического эффекта за счет объединения знаний в предметных и межпредметных средах, существенно повысить как потенциал регионов в сфере экономики знаний, так и уровень его использования, обеспечивая существенный рост ВРП, и, в конечном счете, ВВП страны.

Таким образом, поскольку развитие экономики знаний в рамках структурной диверсификации российской экономики на основе инновационного технологического развития должно базироваться на создании опорных региональных центров, с созидательных позиций представляет практический интерес анализ мирового опыта формирования кластеров экономики знаний.

Под кластером сферы экономики знаний в данном рассмотрении будем понимать сконцентрированную на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций, осуществляющих генерацию, воспроизводство и распределение новых знаний, начиная от научно-исследовательских учреждений и вузов, и заканчивая объектами инновационной инфраструктуры (технопарками, бизнес-инкубаторами и т.д.), взаимодействие которых обеспечивает достижение синерге-тического эффекта в сфере экономики знаний.

Характерными свойствами кластеров являются одновременная

1Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

2 Тебекин А.В., Бушуева Т.Н. Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты.// Транспортное дело России, №3, 2014.

3Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Таблица 1. Основные предпосылки концентрации предприятий в кластерах

№ Предпосылка Характеристики предпосылки

1 Рост эффективности управления ресурсами Возможность получить выигрыш от рационального распределения затрат между предприятиями

2 Географическая компактность Сосредоточение трудовых ресурсов, дешевизна и быстрота поставки необходимых для бизнеса товаров, услуг

3 Распространение неявных знаний Концентрация фирм в пределах одной местности способствует эффективному распространению тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, но тесно связаны с носящими их людям4

4 Рост конкурентос по собности Появление на местном рынке высококонкурентоспособной компании вынуждает остальные местные компании повысить свою конкурентоспособность. В результате чего возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью5

5 Технологическая близость Родство технологий компаний, находящихся в составе кластера, стимулирует их технологическое развитие

6 Общность сырьевой базы Обеспечивает поддержание и рациональное распределения сырьевых ресурсов между участниками производственно-технологических цепочек

7 Наличие инновационной составляющей Кластерная форма организации производства является наиболее подготовленной для реализации инновационных процессов за счет использования системы открытых инноваций в локальном кластерном пространстве

конкуренция и кооперация участников, обеспечивающая формирование уникальных компетенций региона (в данном случае в сфере экономики знаний) за счет эффекта концентрации хозяйствующих субъектов на определённой территории.

Таким образом, кластеры характеризуются взаимодействием сосредоточенных в них организаций, обеспечивающим, в том числе, формирование цепочки для создания ценностей экономической и социальной природы.

Основные предпосылки концентрации предприятий в кластерах представлены в табл.1.

Необходимо отметить, что эффективность развития экономики знаний в кластерной форме определяется самой сутью кластерной политики, которая традиционно включает в себя:

- ликвидацию барьеров для инноваций;

- поддержку географической концентрации связанных фирм;

- инвестиции не только в физическую инфраструктуру, но и в человеческий капитал.

При этом, необходимо отметить, что традиционная критика кластерной политики не распространяется на экономику знаний.

Во-первых, критики кластерной политики часто отмечают, что концентрация производства на ограниченной в пространстве территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, поскольку снижает уровень её диверсифицированности. Применительно к экономике знаний данное критическое замечание весьма условно, поскольку информационные технологии существенным образом устраняют барьеры для коммуникаций носителей знаний в любой точке земного шара.

Во-вторых, критики кластерной политики сетуют на то, что преобладание на рассматриваемой территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом. Применительно к традиционным технологиям такое утверждение в определенной степени имеет право на жизнь, поскольку результаты высококвалифицированного труда в общей массе «разбавляются» результатами труда меньшей квалификации. Однако для инновационных технологий, в отличие от традиционных технологий, опыт во многих случаях не имеет решающего значения. Напротив, именно существенное отличие

уровня знаний и опыта способствует инновационному развитию, генерации новых знаний.

В-третьих, утверждение критиков кластерной политики о том, что противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление, возврат к старым идеям, стереотипам, прежним подходам, применительно к экономике знаний является весьма дискуссионным. Рассуждая от противного, можно задать вопрос: как могут возникнуть новые идеи при отсутствии разногласий, противоположных подходов? Именно в среде согласия по всем вопросам и формируются стереотипы, а для генерации новых знаний необходимы научные споры, противостояния.

В-четвертых, критики кластерной политики сетуют на то, что стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики. Этот посыл вообще непонятен, ибо в стимулирующей составляющей развития перспективной сферы экономики - экономики знаний (равно как в стимулировании любой другой перспективной сферы) нет ничего предосудительного.

Несмотря на то, что в Российской Федерации понятие кластер не закреплено законодательно, при его рассмотрении будем исходить из понятия кластерной инициативы как деятельности по созданию и развитию конкретного кластера. При этом будем учитывать, что портфель кластерных инициатив, оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков их реализации, фактически лежит в основе формирования кластерной политики.

Основные генераторы кластерных инициатив региона представлены на рис.1.

Анализ мирового опыта формирования кластеров экономики знаний позволяет выделить следующие закономерности.

Во-первых, кластерная форма, характеризуемая высокой степенью инновационности, сегодня рассматривается в качестве одной из базовых форм развития современной экономики.

Во-вторых, региональные кластеры во многих случаях представляют собой приоритетные межотраслевые комплексы, являющиеся локомотивами постиндустриальной6 экономики, именуемой также информациональной7 экономикой или экономикой знаний8.

Таким образом, развитие кластеров непосредственно связано с процессами глобализации, в том числе, посредством формирования

Генераторы кластерных инициатив

1

Профессиональные^^! ^^Л Региональными

сообщества Институты развития органами властии

предпринимателей региона (исполнительной и

региона законодательной)

Рис.1. Основные генераторы кластерных инициатив региона

Таблица 2. Примеры успешного формирования экономических кластеров в мировой практике

№ Название кластера Страна базирования Содержание деятельности

1 Силиконовая (кремниевая) долина США Высокотехнологичные разработки и производство компьютеров и их составляющих

2 Транснациональная телекоммуникационная компания Nokia Финляндия Производство высокотехнологичного телекоммуникационного оборудования

3 Многоотраслевая транснациональная корпорация General Electric США Производство различных видов техники для сферы электроэнергетики

4 Голливуд США Центр американской киноиндустрии, в котором сосредоточено большое количество кинокомпаний

5 Бангалор Индия «Индийская кремниевая долина», в которой сосредоточено большое количество компаний, связанных с развитием информационных технологий.

6 Агломерация Монпелье Франция Кластер развития высоких технологий, включающий один из ведущих европейских биомедицинских кластеров - EORUBIOMED.

7 Кластер "Эресунн" Дания, Швеция Фармацевтические и биотехпологические фирмы, университетские клиники ("Долина Медикон" -"Medicon valley").

8 Кластер "Био Долина" Швейцария, Франция и Германия Центр инновационных биотехнологий

9 Машиностроительный кластер Австрия, Словения Центр технологий машиностроения

10 Текстильный кластер Австрия, Чехия Текстильное производство и технологии

11 Стекольный кластер Австрия, Германия, Чехия Производство стекла и изделий из стекла

12 Промышленный кластер Нидерланды, Германия Производство пластмасс и полимерных материалов, биомедицинских препаратов, продукции для металлургического комплекса

13 Кластер "Долина Доммель" ("Dommel- Бельгия, Информационные технологии,

Valley") Нидерланды телекоммуникации

14 Промышленный кластер Гранд Рапиде США Мебельная промышленность, металлообработка, целлюлозо- бумажная, химическая промышленность.

15 Кластер электронной промышленности Куми (KumiElectroniclndustryComplex -КЕ1С) Южная Корея четырёх крупных технологических парка производители электронной продукции, поставщики и посреднические компании, два университета, государственные институты развития кластера

инновационной инфраструктуры постиндустриальной экономики.

Отталкиваясь от позиции М. Портера о том, что кластер это «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»9, учтем и определение Древинг С.Р., согласно которому экономический кластер - это «мезо экономическая сетевая структура, основанная на сочетании вертикальной и горизонтальной, региональной и межрегиональной национальной интеграции юридически независимых предприятий различных технологически связанных отраслей»10.

Именно сетевой, матричный характер экономических кластеров позволяет рационально перераспределять ресурсы предприятий в рамках кластера в интересах обеспечения роста эффективности

его развития.

Примеры успешного формирования экономических кластеров в мировой практике представлены в табл.2

Опираясь на мировой опыт формирования экономических кластеров можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, при формировании экономических кластеров часто на начальном этапе в результате исследований выделяются регионы с высоким производственно-экономическим потенциалом, рассматриваемые как потенциальные точки роста.

Во-вторых, с помощью системы индикаторов выявляется степень инновационности анализируемых объектов, оцениваются потенциал и перспективы развития каждого региона с точки зрения реализации кластерной политики.

В-третьих, осуществляется выбор наиболее перспективного

4Macdonald, S. «Formal Collaboration and Informal Information Flow». International Journal of Technology Management. 1992, 7(1/2/3): 49-60р.

5Porter M. E.Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. — New York: The Free Press, 1985 (2nd ed. — New York: Free Press, 1998. — 592 p.

6Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Пер. с англ. / Под. ред. В.Л. Иноземцева. " М., 1999. - 602 с.

7Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратан. " М.: ГУ-ВШЭ, 2000. " С. 608.

8Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. C.348.

9 Портер М. Конкуренция: Уч. пос. - М.: «Вильямс», 2011. - 495 с.

10 Древинг С.Р. Кластерная концепция устойчивого развития экономики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

Таблица 3. Примеры синергетического эффекта от стимулирования в экономических кластерах развития взаимосвязанных производств

№ Страна Отраслевые взаимосвязи в экономических кластерах

1 Швеция целлюлозно-бумажное производство - оборудование по деревообработке и производству бумаги

2 Дания Пищевая промышленность - промышленные технологии агробизнеса

3 Германия Автомобилестроение и машиностроение - производство компонентов и узлов

4 Италия металлообработка - режущий инструмент, мода - дизайн, кожа - обувь, деревообработка - мебель

региона для формирования экономического кластера.

В-четвертых, это формирование плана последовательного улучшения всех детерминант конкурентоспособности формируемого экономического кластера, с основным упором на увеличение добавленной стоимости в создаваемых товарах (услугах) при одновременном росте конкурентоспособности этой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, это стимулирование государством развития экономических кластеров, включая формирование стратегии развитие кластера, инвестирование исследований, предоставление гарантий развития свободного рынка, создание специализированных факторов производства посредством: развития рынка труда, стимулирование развития системы образования, создания технопарков как центров технологий, консалтинга и производства новых знаний, развитие транспортной системы, поддержку малого и среднего бизнеса, поощрение использования энергосберегающих технологий и создания экологически чистых производств, и т.д.

Характерным примером такого подхода является формирование экономических кластеров в Финляндии в 1990-е годы, в результате чего страна сумела выйти в мировые лидеры в сфере телекоммуникаций, добилась принципиальных успехов в развитии сферы здравоохранения и природоохранной сферы.

В США, Великобритании, многих других развитых странах для развития экономических кластеров государством осуществляется финансирование исследовательских проектов, в том числе через систему грантов. При этом в США большое внимание при выделении грантов уделяется депрессивным регионам.

Существенную роль в развитии экономических кластеров в США играют бизнес-ассоциации, в которые входят представители науки и бизнеса.

Среди преимуществ экономических кластеров традиционно выделяются следующие.

Во-первых, это существенное снижение логистических издержек между компактно расположенными и технологически взаимосвязанными предприятиями кластера, что создает дополнительные конкурентные преимущества для предприятий-участников кластера как по себестоимости производства, так и, что не менее важно, по длительности производственного цикла. В первую очередь это касается сферы материального производства.

Во-вторых, достигается синергетический эффект от стимулирования в экономических кластерах развития взаимосвязанных производств (табл.3).

В-третьих, это возможность, в том числе благодаря имеющимся преференциям, привлекать более квалифицированную рабочую силу.

В-четвертых, это более тесный обмен профессиональной информацией внутри кластера.

В-пятых, это рост за счет эффективной конкурентной среды предпринимательских усилий (развитие «предпринимательского духа»).

В-шестых, это улучшение в результате кластеризации партнерских отношений в профессиональной сфере, стимулирующих рост знаний, навыков, опыта и умений.

В-седьмых, это эффективный рост обмена инновациями внутри кластера (согласно теории открытых бизнес-моделей Г. Чесбро11).

В-восьмых, нельзя не отметить, что кластеры существенно снижают для их участников барьеры вхождения в рынок.

В-девятых, кластеры значительно стимулируют инновационную активность и продуктивность инновационной деятельности за счет обеспечения доступа к передовой исследовательской инфраструктуре. При этом экономические кластеры обеспечивают своим участникам широкие возможности доступа к другой инфраструктуре различного рода (площади, оборудование, консалтинг, базы данных и т.д.).

Таким образом, с точки зрения экономики знаний кластеры как центры масс обеспечивают притяжение наиболее перспективной молодежи, где в благоприятных условиях функционирования исследовательско-производственных производственных систем происходит не только их интенсивное обогащение новыми знаниями, но и производится эффективная генерация новых знаний.

Во многом это происходит благодаря эффективной реализации открытых бизнес-моделей (1Р-менеджмента) именно в кластерной среде.С одной стороны, чтобы внедрять в производство лучшие достижения, приобретаются идеи у партнеров по кластеру. С другой стороны, не все созданные инновационные разработки могут быть использованы на собственном предприятии, но они могут быть с выгодой предложены партнерами по кластеру. Таким образом, чтобы эффективно заниматься инновациями в современной окружающей среде, целесообразно это делать открыто, а чтобы очень эффективно - лучше в кластерах. Поскольку именно в кластерах открытые инновации за счет реализации инновационного подхода к бизнес-моделям, не только эффективно создаются новые знания как новые ценности, но и обеспечивается оперативное получения достойной платы за них.

Именно подход на основе открытых бизнес-моделей (1Р-менеджмента) будет способствовать адаптации мировых достижений в формировании и развитии кластеров экономики знаний к российским условиям.

Литература:

1. Macdonald, S. «Formal Collaboration and Informal Information Flow». International Journal of Technology Management. 1992, 7(1/2/3): 49-60 .

2. Porter M. E.Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. — New York: The Free Press, 1985 (2nd ed. — New York: Free Press, 1998. — 592 p.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Пер. с англ. / Под. ред. В.Л. Иноземцева. " М., 1999. - 602 с.

4. Древинг С.Р. Кластерная концепция устойчивого развития экономики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратан. " М.: ГУ-ВШЭ, 2000. " С. 608.

6. Портер М. Конкуренция: Уч. пос. - М.: «Вильямс», 2011. - 495 с.

7. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. C.348.

8. Тебекин А.В., Бушуева Т.Н. Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты.// Транспортное дело России, №3, 2014.

9. Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. - М.: Поколение — 2013.

11 Г. Чесбро. Открытыебизнес-модели. IP-менеджмент. - М.: Поколение — 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.