Научная статья на тему 'Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты'

Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / REGIONAL CLUSTERS / KNOWLEDGE ECONOMY / METHODOLOGICAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Бушуева Т.Н.

Рассмотрены основные проблемы формирования регионального кластера экономики знаний. Сформулирована совокупность научных задач, обеспечивающих решение проблемы формирования регионального кластера экономики знаний. Обоснована научная гипотеза решения указанной проблемы. Обобщены известные определения понятия «экономики знаний»и предложено уточнение его определения. Определено структурное и инфраструктурное содержание экономики знаний. Сформулированы базовые принципы формирования экономики знаний,определены показатели развития экономики знаний, характеризующие указанные принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин А.В., Бушуева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A REGIONAL CLUSTER OF KNOWLEDGE ECONOMY: METHODOLOGICAL ASPECTS

The main problems of formation of a regional cluster of knowledge economy Formulated a set of scientific problems, solving problems of formation of a regional cluster of knowledge economy. Supported by scientific hypothesis of this problem solution. Generalized known definition of the term “knowledge economy” and proposed clarification of its definition. Structural and infrastructural maintenance of a knowledge economy Formulated basic principles for the formation of knowledge economy, defined indicators of the development of the knowledge economy, characterizing these principles.

Текст научной работы на тему «Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты»

* На настоящий момент китайское министерство торговли не одобрило данное соглашение (3).

** ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, англ. TEU) - условная единица равная одному двадцатифутовому контейнеру.

*** Програмное обеспечение, использованное в работе: R for Windows.

Литература:

1. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. 2е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.В.Кириченко. -СПб.: Питер, 2004, 506 с.

2. A dynamic model and algorithm for fleet planning. / Xie Xinlian, Wang Tengfei, Chen Daisong, Maritime Policy & Management: The flagship journal of international shipping and port research, 27:1, 2010, стр. 53-63

3. A travelling salesman problem with allocation, time window and precedence constraints Р an application to ship scheduling. / Kjetil Fagerholt, Marielle Christiansen, Intl. Trans. in Op. Res, 7, 2000, стр. 231-244

4. Joint routing and deployment of a fleet of container vessels / J.F. Alvarez, Maritime Economics & Logistics 11, 2009, стр. 186-208.

5. Ship Routing and Scheduling: Status and Perspectives / Marielle Christiansen, Kjetil Fagerholt, David Ronen. Transportation science, 38:1, 2004, стр. 1-18

6. http://www.joc.com/maritime-news/container-lines/p3-network/p3-network-scrapped-china-rejects-application_20140617.html

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, заместитель директора по научно-исследовательской работе ГБОУ «Московский центр

инноваций и научно-технического творчества» Бушуева Т.Н., заместитель директора по научной работе, к.п.н., доцент, Челябинский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Рассмотрены основные проблемы формирования регионального кластера экономики знаний. Сформулирована совокупность научных задач, обеспечивающих решение проблемы формирования регионального кластера экономики знаний. Обоснована научная гипотеза решения указанной проблемы.Обобщены известные определения понятия «экономики знаний»и предложено уточнение его определения. Определено структурное и инфраструктурное содержание экономики знаний.Сформулированы базовые принципы формирования экономики знаний,определены показатели развития экономики знаний, характеризующие указанные принципы.

Ключевые слова:региональные кластеры, экономика знаний, методологические аспекты.

FORMATION OF A REGIONAL CLUSTER OF KNOWLEDGE ECONOMY:

METHODOLOGICAL ASPECTS

Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, deputy director of the research work, CBOU«Moscow Center for innovation

and scientific and technical creativity» Bushueva T., Ph.D., assistant professor, deputy director of the research work, Plekhanov Russian University of Economics, Chelyabinsk institute

(branch)

The main problems of formation of a regional cluster of knowledge economy. Formulated a set of scientific problems, solving problems of formation of a regional cluster of knowledge economy.Supported by scientific hypothesis of this problem solution. Generalized known definition of the term "knowledge economy" and proposed clarification of its definition. Structural and infrastructural maintenance of a knowledge economy. Formulated basic principles for the formation of knowledge economy, defined indicators of the development of the knowledge economy, characterizing these principles.

Keywords: regional clusters, knowledge economy, methodological aspects.

Необходимость динамичного развитияотечественной экономики, направленного на укрепление ее позиций в мировой иерархии неразрывно связано с поиском путей формирования экономики лидерства, основанной на инновациях. Именно инновационный подход позволяет построить в России экономику, высококонкурентоспособную на мировом рынке. Создание такой экономики во многом связано с обеспечением сбалансированного пространственного развития, которое, в свою очередь, базируется на поиске перспективных направлений экономического развития регионов как составляющих структуры национальной экономики.

При всей дифференцированности экономики регионов России по производственным, сырьевым, природно-климатическим, и географическим факторам, в качестве стереотипной составляющей эффективного развития региональной экономики следует рассматривать создание экономики знаний и высоких технологий. При этом под созданием и развитием экономикой знаний и высоких технологий понимается1, в первую очередь, развитие сферы профессионального образования, а также высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии и машиностроения.

В условиях объективной необходимости изменения в отечественной экономике соотношения сырьевой продукции, произ-

водственной материальной продукции, продукции сферы услуг и интеллектуальной продукции в пользу последней, экономика знаний, основанная на развитии сферы образования, рассматривается в качестве ключевой составляющей развития российской экономики в каждом регионе.

Не случайно планируется, что средний класс, доля которого к 2020 году должна составить большую часть экономически активного населения, будет прирастать людьми, занятыми в новой сфере - экономики знаний и высоких технологий. Именно в этой сфере ожидается создание большого числа инновационных компаний.

Таким образом, за счет роста среднего класса предполагается достигнуть не только снижения социальной поляризации в обществе, но и добиться существенного роста уровня социально-экономического развития. Предполагается, что к 2020 году экономика знаний и высоких технологий станет одним из ведущих секторов национальной экономики, и, сравнявшись по вкладу в ВВП с вкладами нефтегазового и сырьевого секторов отечественной экономики, достигнет уровня 17-20% ВВП, и станет основой создания новой экономики.

Говоря о новой экономике, необходимо подчеркнуть, что достигаемая благодаря ей структурная диверсификация российской экономики на основе инновационного технологического развития, базирующаяся, наряду с формированием национальной инноваци-

1Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

онной системы и мощного научно-технического комплекса, на создании центров глобальной компетенции экономики знаний может быть достигнута в каждом регионе Российской Федерации. Указанная тенденция развития региональной экономики позволит тем самым укрепить экономические основы федеративных отношений.

Важную роль в развитии инновационной социально-ориентированной экономики играет тот факт, что в развитии ее основы - экономики знаний и высоких технологий, заинтересованы не только непосредственные участники экономических отношений этой сферы, доля которых по оценкам составит в РФ к 2020 году около трети людей, занятых в экономике, но и представители других сфер предпринимательской деятельности.

Это связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции, обусловленной тенденциями глобализации, представители, как сфер перерабатывающих производств, так и сфер услуг, остро нуждаются в маркетинговых, продуктовых, технологических, управленческих, стратегических, социальных и иных инновациях, генерируемых в сфере экономики знаний.

Превращение экономики знаний в значимый фактор экономического роста отечественной экономики призвано усилить позиции российских предприятий на мировых высокотехнологичных рынках за счет решения высокотехнологичных производств.

Развитие экономики знаний и высоких технологий призвано обеспечить России интеграцию в систему мирового хозяйства за счет реализации конкурентного потенциала в этих сферах, а не только за счет сферы энергетики и связанной с ней транспортной инфраструктурой2.

Формирование и развитие экономики знаний должно осуществляться на основе точек роста. Учитывая, что экономика знаний, в отличие от добывающих и перерабатывающих производств, а также распределения электроэнергии, газа и воды, в значительной степени инвариантна к положению в пространстве, развитие экономики знаний должно осуществляться путем формирования региональных сгустков. Объединение интеллектуального капитала, сосредоточенного в регионах, способно за счет накопления человеческого капитала и достижения синергетического эффекта за счет объединения знаний в предметных и межпредметных средах, существенно повысить как потенциал регионов в сфере экономики знаний, так и уровень его использования, обеспечивая существенный рост ВРП, и, в конечном счете, ВВП страны.

Исследованиезакономерностей и особенностей функционирования экономики Российской Федерации как системы взаимодействующих регионов, включая экономические зоны, крупные экономические районы, субъекты Федерации, экономические кластеры, другие пространственные экономические образования были и остаются в центре внимания отечественных ученых-экономистов и специалистов-практиков.

Вместе с тем до настоящего времени не решены методологические проблемы формирования региональных кластеров экономики знаний как индуцирующего фактора развития региональной экономики, и, в конечном счете, национальной экономики.

В частности, до настоящего времени не проведен детальный анализ потенциала, который может быть использован для формирования отечественных региональных кластеров экономики знаний, а также факторов и условий, определяющих перспективы формирования региональных кластеров экономики знаний в современной России.

Методологически не разработана задача обоснования стра-тегииформирования регионального кластера экономики знаний, включая разработку критериев эффективности стратегий развития регионального кластера экономики знаний.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы разработки модели регионального кластера экономики знаний, включая обоснование структурно-параметрических и динамических составляющих модели функционирования регионального кластера экономики знаний.

До настоящего времени не решена также научная задача разработки рационального экономического механизма формирования и развития регионального кластера экономики знаний, включая обоснование экономического механизма развития человеческого капитала как основы формирования регионального кластера экономики знаний.

В этой связи возникает необходимость в развитии теории пространственной и региональной экономики в интересах решения

проблем региональных экономических измерений на основе развития теоретических, методических и прикладных аспектов

формирования региональных кластеров экономики знаний.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующую совокупность научных задач.

Во-первых, необходимо провести исследование теоретико-методических основ развития экономики знаний, включая:определение содержания, сущности и базовых принципов формирования экономики знаний;определение этапов эволюции процессов формирования экономики знаний как новой сферы экономики и современных ее тенденции;выявление проблем формирования региональных кластеров экономики знаний в современной России и потенциальных путей их решения.

Во-вторых, требуется провести анализ факторов и условий, определяющих перспективы формирования региональных кластеров экономики знаний в современной России, включая:анализ мирового опыта формирования кластеров экономики знаний;анализ потенциала, который может быть использован для формирования отечественных региональных кластеров экономики знаний;анализ факторов и условий, стимулирующих или сдерживающих формирование и развитие региональных кластеров экономики знаний в современной России.

В-третьих, необходиморазработать стратегиюформирования и развития регионального кластера экономики знаний, включая:комплексные исследования стратегии социально-экономического развития РФ и ее ключевых составляющих;определение роли и места экономики знаний в стратегии социально-экономического развития РФ;анализ существующих вариантов стратегий развития экономики знаний, с учетом особенностей развития регионов;формирование критериев эффективности стратегий развития регионального кластера экономики знаний;разработку рациональной стратегииформирования регионального кластера экономики знаний.

В-четвертых, необходимо произвести разработку модели регионального кластера экономики знаний, включая:описание элементов модели регионального кластера экономики знаний, основанной на человеческом капитале;описание системы внутренних связей между элементами модели регионального кластера экономики знаний;описание регионального кластера экономики знаний как системы;определение внешних связей (региональных и межрегиональных) регионального кластера экономики знаний;обоснование структурно-параметрических и динамических составляющих модели функционирования регионального кластера экономики знаний.

В-пятых, необходимо осуществить разработкуэкономического механизма формирования и развития регионального кластера экономики знаний, включая:анализ потенциальных экономических механизмов для формирования и развития кластеров экономики знаний;обоснование рационального экономического механизма формирования и развития регионального кластера экономики знаний;обоснование экономического механизма развития человеческого капитала как основы формирования регионального кластера экономики знаний;разработку комплекса рекомендаций по реализации методологических положений по формированию регионального кластера экономики знаний.

В основу решения проблемы развития методологии формирования регионального кластера экономики знаний положена следующая научная гипотеза.

До настоящего времени экономика знаний в нашей стране как источник формирования добавленной стоимости, к сожалению, является второстепенной составляющей в структуре национальной экономики.

Во многом такое положение связано с дисбалансом частно-государственного партнерства в сфере развития экономики знаний.

С одной стороны, можно говорить о том, что государством создано достаточно институциональных условий для развития инновационной экономики и экономики знаний, обеспечивающих, за счет инфраструктурных решений и целевых грантов, возможности для эффективного наращивания и использования потенциала в высокотехнологичных областях. Об этом, в частности, свидетельствует динамика наращивания внутригосударственных затрат на исследования и разработки от 1,1% ВВП в 2007 году до 2,5-3,0% ВВП к 2020 году, что призвано обеспечить кардинальное повышение результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

С другой стороны, следует признать, что хозяйствующие субъекты частного бизнеса проявляют низкую инновационную активность в формировании экономики знаний и в реализации высокотехноло-

Таблица 1. Варианты трактовки понятия «экономика знаний»

Вариант трактовки Источник Примечание

1 Сектор экономики Ф. Махлуп5 Первое определение экономики знаний

2 Высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики Википедия6 Отражает сущность понятия лишь как синоним инновационной экономики

3 Тип экономического развития, который основан на преобладающем вкладе в это развитие науки и образования, а также других наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг. USedu7 Модель экономики знаний предполагает приоритетное развитие указанных отраслей экономики, масштабные капиталовложения в науку, образование и здравоохранение, как ключевые сферы жизнедеятельности современного общества, формирующие научно-технологическую базу экономики и соответствующий ей человеческий капитал, а также соответствующую государственную политику, направленную на выработку приоритетов развития и в значительной степени их финансовое обеспечение.

4 Система общих представлений, совокупность достижений практики, система методов создания условий для функционирования и поддержки научно-исследовательской деятельности Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В.8 В основе научно-исследовательская деятельность как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний

5 Общественная форма (система институтов) экономических отношений и взаимодействий в сфере воспроизводства знаний. Салихов Б.В.9 Экономика знаний рассматривается как важнейшая часть общей экономики, в рамках которой осуществляется производство, формализация, распространение и использование знаний.

6 Способ производства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей. Гоженко К.Н.10 Экономика знаний означает не просто выход на новые границы знания, на самом деле такая экономика означает формирование нового способа производства -рост эффективности экономики за счет рационального и системного использовании всех видов и типов знаний во всех сферах экономической деятельности.

гичных проектов3.Во многом это связано с объективными причинами. Так согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности4, по версии Всемирного экономического форума, Россия по ряду параметров такого ключевого блока как «Показатели экономического развития» находится далеко не на лидирующих позициях:

- рейтинг экономической свободы -140 место в мире из 178 оцениваемых стран;

- рейтинг ведения бизнеса - 92 место в мире из 189 оцениваемых стран;

- рейтинг защиты прав собственности - 96 место в мире из 129 оцениваемых стран.

В то время как для эффективного развития экономики знаний обязательным условием являются высокие индексы государства именно по перечисленным позициям.

В условиях существенного разрыва в уровнях инициативы при решении проблемы развития экономики знаний на государствен-

ном уровне и уровне частного бизнеса, ориентация на развитие региональных точек роста экономики знаний, рассматриваемая на современном этапе в качестве базовой гипотезы, представляется малоперспективной.

В качестве подлежащей доказательству альтернативной гипотезы, обеспечивающей ликвидацию существенного разрыва между верхним и нижним уровнями инфраструктуры экономики знаний, предлагается рассматривать формирование базовых региональных звеньев экономики знаний среднего уровня, формирующихся в виде отраслевых кластеров вокруг ведущих региональных вузов, и способных системно объединить верхний и нижний иерархический уровни экономики знаний.

Предложенный подход способен придать процессам формирования региональных кластеров экономики знаний все основные свойства системы: целостность, синергичность, эмерждентность и иерархичность.

2Тебекин А. В. Инновационное развитие экономики. - М.: МГАДА, 2008.

3Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

4World Economic Forum, 2013. The Global Competitiveness Report 2013-2014.

5МахлупФ. ПроизводствоираспространениезнанийвСША. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с. («TheProductionandDistributionofKnowledgei ntheUnitedStates». 1962.)

6http://ru.wikipedia.org/wiki.

'http://usedu.ru/science-in-social-development711-ekonomika-znaniy.html

8Экономиказнаний. / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. — СПб.: Питер, 2003. —528 с.

9Салихов Б.В. Экономика знаний и системно-интеграционная модель человеческого капитала корпорации.//Когнитивная экономика.// http://www.bv-salikhov.ru/korporativnaya-kultura-i-znaniya.html.

10Гоженко К.Н.Экономика знания как инновационная система.//Управление экономическими системами. №12, 2011.

Таблица 2. Принципы формирования экономики знаний

№ Название принципа Содержание принципа Показатели развития экономики знаний, характеризующие указанные принципы

1 Принцип взаимодействия микроэкономических систем производства экономики знаний и макроэкономических институциональных систем, определяющих режим функционирования участников рынка Институциональная система национальной экономики должна обеспечивать стимулирование эффективной реализации процессов использования существующих знаний, приобретения новых знаний, генерации и распространения новых знаний посредством применения их в экономической деятельности для наращивания валового национального продукта путем: увеличения производительности труда, улучшения качества производства, создания и введения инноваций, создания новых предприятий, функционирующих на основе экономики знаний Качество регулирования экономики, наличие тарифных и нетарифных барьеров, законодательство в сфере экономики знаний

2 Принцип развития и гармонизации теоретического образования и практических навыков Население страны нуждается в качественном теоретическом образовании и практических навыках, которые позволят с выгодой использовать эти знаний, создавать новые знаний и обмениваться ими Процентная оценка населения с различным уровнем образования

3 Принцип развития информационной инфраструктуры Означает развитие динамической информационной инфраструктуры для облегчения эффективной коммуникации, распространения и обработки информации Обеспеченность населения средствами связи и коммуникаций. Доля ВВП, направляемая на развитие информационно- коммуникационной инфраструктуры

4 Принцип инновационного развития Инновационная система организации (включая исследовательские подразделения, услуги университетов, консалтинговых структур и т.д.) должна обладать способностью выявлять из растущего объема глобальных знаний релевантную информацию, ассимилировать и приспосабливать ее к потребностям организации. Это позволит организации создавать и/или использовать новые технологии, новые продукты и процессы, конкурентоспособные на рынке Объем лицензионных платежей и доходов на душу населения; Количество научных и научно-технических статей в рецензируемых журналах, на миллион человек; Число патентов, выданных отечественным заявителям на миллион человек

5 Принцип создания благоприятного инвестиционного климата Создание благоприятного инвестиционного климата и поощрение инвестиций в экономику знаний и высоких технологий Доля инвестиций в экономику знаний и высоких технологий в объемах инвестиций: предприятия, отрасли, региона, страны

6 Принцип развития науки и технологий в качестве важнейшего ресурса Развитие науки и технологий рассматривается не как отдельные результаты, а как всеобъемлющий ресурс, обеспечивающий развитие экономики знаний, повышающий спрос на высококвалифицированный труд, стимулирующий технологическое обновление и повышение квалификации создателей новых знаний. В целом указанный ресурс питает экономический рост. Ускорение процесса обновления технологий. Сокращение периода научно-технологического цикла. Уровень коммерциализации научных результатов. Уровень применения научно-технических результатов в смежных областях.

7 Принцип создания и поддержания конкуренции во всех сферах экономики знаний Подразумевается переход от существующей системы фактически монопольных госкорпораций и национальных исследовательских центров к конкурентной среде для всех экономических агентов сферы экономики знаний, стимулирующей создание и внедрение инноваций Отношение объема инновационных разработок к числу субъектов генерации новых знаний в данной сфере экономики

8 Принцип формирования трудовых ресурсов для экономики знаний Направлен на формирование кадров не только компетентных в конкретной области экономики знаний, но и способных оперативно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Эта адаптация, осуществляемая исходя из имеющихся навыков анализа, оценки и управления возникающими рисками, может быть направлена, в том числе на осуществление деятельности в новых областях экономики знаний. Отношение уровня сохраняющихся компетенции ко времени адаптации к новым условиям (новым областям экономики знаний)

9 Принцип стимулирования гибкости институциональной среды адекватно динамике развития экономике знаний Предполагает стимулирование процессов обеспечения синхронности изменения экономики знаний и соответствующей институциональной среды, прежде всего, в области государственного управления Уровень соответствия институциональных изменений изменениям, произошедшим в сфере экономики знаний Степень синхронности институциональных изменений изменениям, произошедшим в сфере экономики знаний

Рис.1. Пирамида человеческого капитала.

Проведенные исследования показали, что до настоящего времени в научной литературе не сформировано единого понятия «экономика знаний». Варианты трактовки понятия «экономика знаний», представленных в различных источниках приведены в табл.1.

Обобщая известные определения понятия «экономики знаний» предложено уточнение его определения.

Под экономикой знаний предлагается понимать сектор экономики в основе реализации цикла «производство - распределение -обмен -потребления» которого лежит генерация, распространение, взаимовыгодный обмен и использование знаний как формы богатства интеллектуального характера, обеспечивающего:

- рост эффективности создания материального продукта;

- повышение эффективности использования энергетического продукта (либо создание новых его форм);

- рациональное использование природных ресурсов, включая экологические аспекты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание общепризнанных социальных ценностей.

Исходя из предложенного определения понятия «экономика

знаний» в работе определено его структурное и инфраструктурное содержание.

В основе структуры экономики знаний лежит человеческий капитал, пирамида которого приведена на рис.1.

Составляющие инфраструктуры экономики знаний представ-

лены на рис.2.

Проведенные исследования позволили сформулировать базовые принципы формирования экономики знаний,определить и описать показатели развития экономики знаний, характеризующие указанные принципы (табл.2).

Определение содержания, сущности и базовых принципов формирования экономики знаний составляют методологическую основу исследования процессов эволюции экономики знаний как новой сферы экономики и современных ее тенденций.

Литература:

1. Гоженко К.Н.Экономика знания как инновационная система.// Управление экономическими системами. №12, 2011.

2. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с.

3. Тебекин А. В. Инновационное развитие экономики. - М.: МГАДА, 2008.

4. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

5. Экономика знаний. / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. — СПб.: Питер, 2003. —528 с.

6. World Economic Forum, 2013. The Global Competitiveness Report 2013-2014.

Рис.2. Составляющие инфраструктуры экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.