Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTRONIC GOVERNMENT / PUBLIC SERVICES / PUBLIC SERVICES PORTAL / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Анастасия Владимировна, Шушунова Татьяна Николаевна

Одной из глобальных тенденций последних десятилетий является стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления. Во всем мире порталы государственных услуг позволяют облегчить и усовершенствовать процесс взаимодействия общественности, коммерческих организаций и государства в электронной форме. Проведен анализ функционирования порталов стран, включенных в рейтинг электронного правительства Организации Объединенных Наций. Разработаны рекомендации по совершенствованию предоставления государственных услуг в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

One of the global trends of the last decades is the rapid introduction of information and communication technologies in the public administration system. Around the world, public service portals make it possible to facilitate and improve the process of interaction between the public, commercial organizations and the state in electronic form. The analysis of the functioning of the portals of the countries included in the United Nations electronic government rating is made. Recommendations for improving the provision of public services in the Russian Federation have been develop.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 330.33

Фролова А. В., Шушунова Т. Н.

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Фролова Анастасия Владимировна, студент гуманитарного факультета, e-mail: frolovaaa1996@mail.ru Шушунова Татьяна Николаевна, канд. техн. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, город Москва, площадь Миусская, д. 9

Одной из глобальных тенденций последних десятилетий является стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления. Во всем мире порталы государственных услуг позволяют облегчить и усовершенствовать процесс взаимодействия общественности, коммерческих организаций и государства в электронной форме. Проведен анализ функционирования порталов стран, включенных в рейтинг электронного правительства Организации Объединенных Наций. Разработаны рекомендации по совершенствованию предоставления государственных услуг в Российской Федерации.

Ключевые слова: электронное правительство, государственные услуги, портал государственных услуг, информационно-коммуникационные технологии.

ANALYSIS OF INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

Frolova A.V., Shushunova T.N.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

One of the global trends of the last decades is the rapid introduction of information and communication technologies in the public administration system. Around the world, public service portals make it possible to facilitate and improve the process of interaction between the public, commercial organizations and the state in electronic form. The analysis of the functioning of the portals of the countries included in the United Nations electronic government rating is made. Recommendations for improving the provision ofpublic services in the Russian Federation have been develop.

Keywords: electronic government, public services, public services portal, information and communication technologies.

На сегодняшний день позиции любой страны на мировой арене и уровень её экономического развития можно объективно оценить, ознакомившись с качеством и количеством государственных информационных услуг, а также со степенью их доступности для различных категорий граждан [6].

Различные услуги, предоставляемые

государственными органами, сопровождают человека от самого рождения и до конца его дней. На стадиях жизненного цикла люди встречаются с различными видами государственных услуг, например, регистрация брака, получение паспорта гражданина РФ, поиск работы с помощью государственных центров занятости, регистрация купленного автомобиля и многое другое. Ещё некоторое время назад люди ассоциировали любое государственное учреждение страны с потерей времени в бесконечных очередях, а все государственные услуги сопровождались

необходимостью заполнения множества бумаг и дополнительным посещением различных

государственных инстанций. На сегодняшний же день наблюдается повсеместная трансформация всех сфер деятельности человека и общественных институтов под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Именно новейшие информационно-коммуникационные технологии

способствуют наиболее результативному

взаимодействию таких важных экономических субъектов, как государство и общество. Активное применение информационно-

коммуникационных технологий открыло для государства возможности по оптимизации и усовершенствованию процессов государственного управления. Применение системы электронного правительства в сфере предоставления государственных услуг способствует снижению издержек, характерных для традиционного документооборота, позволяет автоматизировать некоторые из процессов государственного управления, а также экономит самый ценный и не возобновляемый ресурс человечества - время [7]. Различные порталы государственных услуг в сети Интернет дают возможность гражданам и коммерческим организациям взаимодействовать с государственными службами по принципу «одного окна», что позволяет рассматривать Порталы в качестве ключевого элемента системы электронного правительства. Принцип «одного окна» предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессе сбора и предоставления различных документов в прочие инстанции. Благодаря данным технологиям снижается время вынужденного общения индивидуальных предпринимателей,

юридических и физических лиц с государственными органами, а все действия по какой-либо услуге концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления и заканчивая выдачей актов о принятии решения по вопросу заявителя. Применение электронного правительства широко используется большинством государств мира. Каждые два года Организация Объединенных Наций составляет рейтинг электронного правительства

Таблица 1. Рейтинг электронного правительства ООН

В рейтинге стран 2018 года Российская Федерация находится на 32 позиции, поднявшись на три пункта, по сравнению с рейтином 2016 года. При этом Россия вошла в число одиннадцати стран, которые имеют «очень высокий» показатель EGDI. Так же, стоит отметить, что Россия поднялась с 34-го на 23-е место в группе стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан. В данной группе все государства ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ. Стоит отметить, что в новом рейтинге 2018 года ООН в исследовании впервые стали оценивать уровень развития электронного правительства в городах мира. Всего было изучено 40 городов, а лидирующую позицию среди них заняла столица России - Москва, которая набрала 55 из 60 индикаторов развитости электронного

правительства, таким образом опередив такие развитые города как Лондон, Париж, Сидней, Хельсинки и другие.

Анализ рейтинга ООН 2018 года и его сравнение с рейтингом 2017 года показали, что развитие проектов электронного правительства улучшилось и возросло по всему миру. Группа стран с показателем

стран мира. Лидеры и положение России в рейтинге представлены в таблице 1. В расчете индекса E-Government Development Index (EGDI) учитывают такие важные показатели, как уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры

(Telecommunication Infrastructure Index, TII), объем человеческого капитала (Human Capital Index, HCI), широта и качество онлайн-услуг (Online Service Index, OSI) [2].

EGDI на уровне от 0,75 до 1 по сравнению с 2016 годом увеличилась и составила более 40 стран, хотя раньше не поднималась выше отметки в 29 стран [1].

Число стран с минимальными показателями (от 0 до 0,25) уменьшилось вдвое - с 32 до 16, однако не смотря на активное развитие электронного правительства во многих странах, цифровая отсталость одних стран и ощутимое превосходство других всё ещё сохраняется.

В процессе исследования был проведен сравнительный анализ сайтов государственных услуг различных стран, представленный в таблице 2. Все выбранные для анализа страны имеют показатель уровня развития EGDI «Очень высокий». Таким образом, объектами для анализа выступили:

- Портал государственных услуг Российской Федерации

(URL: www.gosuslugi.ru) [3];

- Портал государственных услуг и информации Соединённого Королевства Великобритании (URL: www.gov.uk) [4];

- Портал государственных услуг Канады (URL: www.canada.ca) [5].

Позиция Страна БОБ1 Уровень развития E-Government Development Index (EGDI) Онлайн-сервисы ИКТ-инфр аструктур а Человеческий капитал

1 Дания Очень высокий 0,915 1 0,7978 0,9472

2 Австралия Очень высокий 0,9053 0,9722 0,7436 1

3 Республика Корея Очень высокий 0,901 0,9792 0,8496 0,8743

4 Великобритания Очень высокий 0,8999 0,9792 0,8004 0,92

5 Швеция Очень высокий 0,8882 0,9444 0,7835 0,9366

32 Россия Очень высокий 0,7969 0,9167 0,6219 0,8522

Таблица 2. Сравнительный анализ порталов государственных услуг России, Великобритании и Канады

Фактор/Портал gosuslugi.ru. gov.uk canada.ca

Количество категорий, на которые подразделяются государственные услуги 16 16 8

Наличие информации о действиях в различных жизненных ситуациях Имеется Имеется Имеется

Возможность регистрации на портале Реализуется Реализуется Реализуется

Наличие выбора языка для сайта Возможность выбора языка из 4-х представленных Не реализуется Возможность выбора языка из 2-х представленных

Наличие на сайте колонки с самыми актуальными и популярными услугами Имеется Имеется Не имеется

Наличие оплаты услуг на сайте Имеется Имеется Имеется

Возможность подписки на рассылку об интересующих услугах Реализуется Реализуется Реализуется

Наличие поиска по сайту Имеется Имеется Имеется

Возможность доступа к порталу для людей с ограниченными возможностям Не реализуется Реализуется Реализуется

Возможность доступа к порталу с разных платформ Реализуется Реализуется Реализуется

Наличие мобильного приложения Имеется Имеется Имеется

Возможность связи с консультантом, отвечающим на типовые вопросы граждан Не реализуется Реализуется Не реализуется

Наличие дополнительной информации о государстве Не имеется Имеется Имеется

Получение обратной связи Реализуется Реализуется Реализуется

В ходе анализа было выявлено, что информация, представленная на сайтах, является понятной и общедоступной для всех пользователей. На каждом из сайтов имеется поиск по интересующим услугам, а также каждый пользователь имеет право оформить подписку на рассылку о каких-либо услугах сайта. По наличию языков для пользователей сайта портал государственных услуг России занимает лидирующую позицию и предоставляет услуги на четырех языках. У каждого из порталов имеется мобильное приложение и возможность доступа к порталу с разных платформ. Все сайты отвечают требованиям пользователей и без труда, помогут подобрать нужную услугу, а также дополнительно ознакомят с информацией о действиях в определенных жизненных ситуациях. Для портала государственных услуг Российской Федерации были разработаны следующие рекомендации:

- создание связи с консультантом, отвечающим на типовые вопросы граждан;

- создание режима, облегчающего доступ к порталу для людей с ограниченными возможностями;

- внесение на сайт дополнительной и познавательной информации о государстве, ведомствах и прочее;

- создание версий для иностранных граждан с возможностью получения услуги на иностранном языке.

В заключении стоит отметить, что хотя система предоставления государственных услуг в электронной форме и интерактивное взаимодействие

являются новым видом взаимоотношений между органами власти и обществом, данное сотрудничество при постоянном поддержании отношений принесет большую пользу всем вышеупомянутым экономическим субъектам.

Список литературы

1. МФЦ.Международный опыт, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр:/^-л^.1а^8ег.га/^ех.рЬр/%В0%А 1% Б1 %82%В0%В0%Б 1 %82%Б 1 %8С%Б 1 %8Р:%Б0%9 С%Б0%А4%Б0%А6.раГ

2. Нисневич Ю.А Индексы развития государств мира [Текст]. — М.: НИУ-ВШЭ, 2018.

3. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/

4. Портал государственных услуг Соединенного Королевства Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.uk/

5. Портал услуг правительства Канады [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.canada.ca/en.html

6. Шипкова О.Т., Елизарьев В.Е. Институциональная и поведенческая экономическая теория как научная основа инновационной политики государства //Успехи в химии и химической технологии. 2015. Т. 29. № 5 (164). С. 101-104.

7. Шампоров М.М., Шипкова О.Т., Шушунова Т.Н. Порталы государственных услуг Российской Федерации: проблемы и оптимизация работы // Транспортное дело России, №

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.