Сфера услуг
УДК. 338.22 ГОРЯЧИХ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
к.т.н, доцент кафедры экономической теории ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-02-32-38 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Цель работы. В статье рассмотрена роль услуг, оказываемых государством, в развитии цифровых технологий. Метод или методология проведения работы.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории в области цифровой экономики, прикладные научные исследования в сфере внедрения цифровых технологий в предоставлении государственных услуг. Автором также использовались методы анализа и синтеза, аналогии. В качестве информационных источников в статье были использованы исследования российских и зарубежных учёных по заявленной проблеме, нормативно-законодательные акты, результаты собственного эмпирического исследования. Результаты. Выявлены основные тенденции внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления, в частности, активное внедрение «электронного правительства» в Российской Федерации и динамика этого процесса в Республике Крым. Показано, что «электронное правительство» — это не просто новая технология делопроизводства, а целая концепция, требующая системной перестройки и внедрения новых моделей в государственном управлении. Отмечено, что при развитии системы электронных услуг возникают определённые трудности, например, такие, как недостаточная развитость инфраструктуры публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно -справочной поддержки и обслуживания населения. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании процессов, протекающих при цифровизации органов государственного управления. Использование новых электронных платформ и цифровых технологий создает предпосылки для трансформации функций государственного управления, развития институциональных форм, позволяющих обеспечивать более эффективное взаимодействие между государственными органами управления, бизнесом и обществом. Выводы. Сделан вывод о том, что необходимо совершенствовать работу электронного правительства в России. Следует увеличивать число услуг, предоставляемых полностью в электронном виде, расширить участие компаний в электронной системе государственных закупок, совершенствовать наполнение портала «Госуслуг» и с помощью справочных материалов облегчить пользование порталом.
Ключевые слова: государственные услуги, цифровизация, «электронное правительство», онлайн-сервис.
GORYACHIKHMARIA VLADIMIROVNA
Ph. D. in Technical, associate Professor of the Department of economic theory, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
e-mail: [email protected]
THE ROLE OF PUBLIC SERVICES IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY
Abstract. Purpose of work. The article considers the role of services provided by the state in the development of digital technologies. Method or methodology of the work. The methodological basis of the research was the fundamental provisions of economic theory in the field of digi-
tal economy, applied research in the field of digital technologies implementation in the provision of public services. The author also used methods of analysis and synthesis, analogies. As information sources, the article uses research by Russian and foreign scientists on the stated problem, regulatory and legislative acts, and the results of their own empirical research. Results. The main trends in the introduction of digital technologies in public administration are identified, in particular, the active introduction of "e-government" in the Russian Federation and the dynamics of this process in the Republic of Crimea. It is shown that "e-government" is not just a new technology of office management, but a whole concept that requires a system restructuring and the introduction of new models in public administration. It is noted that certain difficulties arise in the development of the system of electronic services, such as insufficient infrastructure for public access to the websites of public authorities and other means of information and reference support and public services. Scope of the results. The results of the research can be used in analyzing and predicting the processes that occur during the digitalization of public administration. The use of new electronic platforms and digital technologies creates prerequisites for the transformation of public administration functions, the development of institutional forms that allow for more effective interaction between public authorities, business and society. Conclusions. It is concluded that it is necessary to improve the work of e-government in Russia. It is necessary to increase the number of services provided entirely in electronic form, expand the participation of companies in the electronic system of public procurement, improve the content of the portal "public Services" and use reference materials to facilitate the use of the portal.
Keywords: public services, digitalization, "e-government", online service.
Введение. Актуальность статьи заключается в том, что одной из приоритетных задач является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и оказания государственных услуг. Использование новых электронных платформ и цифровых технологий создает предпосылки для трансформации функций государственного управления, развития институциональных форм, позволяющих обеспечивать более эффективное взаимодействие между государственными органами управления, бизнесом и обществом [14]. Поэтому целью статьи является рассмотрение роли услуг, оказываемых государством, в развитии цифровых технологий, формирование тенденций развития данного процесса и возникающие при этом проблемы.
Методы исследования. Исследованию цифровой экономики и цифровизации общественной жизнедеятельности посвящено значительное количество трудов [1,2,3,5,9,11] и др. Иной частный аспект перехода к цифровой экономике, связанный с применением больших данных, рассматривается в статье Суши, Гренлунда и Ван Талдера [19]. Авторы идентифицируют отражение в научном дискурсе концепции сотрудничества в области данных, которое по своему содержанию выходит за рамки обычного государственно-частного партнерства, в результате чего участники из различных секторов осуществляют обмен данными в целях создания общественной ценности [20]. Параллельно отмечается необходимость дальнейшей проработки указанной категории, представляющей комплексный полидисциплинарный феномен.
Цифровая трансформация интегрируется во все экономические процессы, что вызывает необходимость цифровизации и органов государственного управлении. На сегодняшний день под цифровой экономикой понимают не только сбор и обработку данных, но и применение инновационных технологий. Приоритетной задачей, которая ставится на сегодняшний день перед экономикой любой страны, - внедрение цифровых технологий в разные отрасли знаний: образование, здравоохранение, финансы, государственное управление. Это позволит создавать новые факторы роста национальной экономики; существенно увеличит рост производительности труда, повысит уровень жизни населения; создаст дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.
В рамках применения цифровых технологий особенно актуальными становятся вопросы повышения эффективности государственного управления, связанные с формированием «электронного правительства» - одним из наиболее эффективных механизмов реализации стратегии «нового государственного управления». Как показывает опыт экономически развитых стран, «электронное правительство» - это не просто новая технология делопроизводства,
а целая концепция, требующая системной перестройки и внедрения новых моделей в государственном управлении. Например, сегодня электронное правительство Великобритании представляет собой целую электронную «вселенную», притом строго упорядоченную, поскольку она зиждется на трех китах: DirectGov, BusinessLink и NHS Choices - основных службах, решающих каждая свои задачи [18].
В последние годы цифровая экономика в России росла по инициативе не частного бизнеса, а государства, которое создало для себя новые «фискальные» информационные системы, говорится в исследовании «Цифровая экономика» Института экономики роста им. П.А. Столыпина [13]. Главный вывод работы состоит в том, что «рост цифровой экономики в основном связан с расширением государственного сектора - создание новых информационных и учетных систем в первую очередь в тех отраслях, которые относятся к зоне возможных государственных доходов». Хотя на сегодняшний день частота сбоев даже при отборе с использованием бумажных технологий достаточно низка (составляет около 0,635%), должна быть предотвращена любая ошибка, поскольку обычно в дальнейшем это приводит к более высоким расходам [15]. Однако с точки зрения эффективности функционирования системы государственного управления создание механизма комплексных услуг для населения позволяет говорить о том, что цифровые технологии в данном случае позитивно влияют на повышение качества жизни граждан.
Новые технологии позволяют существенно увеличить экономические индикаторы страны, обеспечить их устойчивый рост. В целях оптимизации органов государственного управления, сокращения бюджетных расходов и повышения эффективности налоговой системы необходимо перевести все сервисы и услуги в онлайн-режим [6, с. 348]. Эпоха «цифры» уже сильно трансформировала устройство мировой экономики, а также общественную жизнь в ряде стран. Дигитализация открывает перед людьми широкие возможности. Новые технологии позволяют добиваться существенного роста экономических показателей, переводить в онлайн все услуги и сервисы, повышать эффективность налоговой системы и бюджетных расходов. Но одновременно они создают и дополнительные угрозы. Поэтому прежде необходимо обеспечить юридическую значимость этих действий: нужны законодательные изменения. В том числе и для того, чтобы снизить риски тех глобальных технологических перемен, которые уже наступают в России. Информационные технологии становятся жизненно необходимым элементом системы оказания информационных услуг на государственном и муниципальном уровнях, являясь не только инструментом изменения принципов оказания этих услуг, но и выступая катализатором этих изменений [17].
По мнению участников Московского финансового форума, прошедшего в Москве 8 сентября 2017 г., основной причиной низкого качества государственного управления в России является игнорирование новейших технологических трендов при организации системы государственного управления - за это высказались 32,2% опрошенных [8]. Это приводит к существенной дифференциации российской экономики от мировой, в которую уже устойчиво внедрена цифровизация.
Информационной базой для оценки влияния уровня цифровизации органов государственного управления на качество государственного управления в целом послужили статистические данные ООН сборника «Обзор электронного правительства 2018», данные сборника «Краткий обзор правительства 2017», доклад о всемирной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2017-2018, сборники Всемирного Банка.
С 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 384-ФЗ о внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с ними получить госуслуги теперь можно в любом Многофункциональном центре (МФЦ) или профильном учреждении на территории РФ вне зависимости от места жительства. С 2018 г. в МФЦ по одной заявке можно будет получить «пакет» услуг. Это означает, что МФЦ будет формировать все необходимые документы по нескольким вопросам без участия заявителя. Также это позволит России подняться в международном рейтинге ООН по степени развитости электронного правительства.
Вносимые изменения - это реализация целей и задач, поставленных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в системном проек-
те электронного правительства Российской Федерации. Усилия по развитию электронного правительства за последние 10 лет упростили доступ к государственным услугам в РФ и подняли позиции страны в международном рейтинге ООН по развитию электронного правительства. Если в отчете ООН 2008 г. Россия занимала лишь 60-е место (из 193) по индексу развития электронного правительства (E-Govemment Development Index (EGDI)), то в 2016 г. - уже 35-е, а в 2018 - 32-е. Россия впервые вошла в группу стран с «очень высоким» (Very High) индексом развития электронного правительства (более 0,75 при максимальном значении 1).
При расчёте индекса (EDGI) учитываются три параметра: онлайн-сервисы (Online Service Component, OSC), телеком-инфраструктура (Telecomm. Infrastructure Component, TIC), человеческий капитал (Human Capital Component, HCC). Как видно из сравнительной таблицы показателей по годам (табл. 1), Россия повысила предыдущие показатели всех подиндексов, но особенно продвинулась в развитии онлайн-сервисов. (В рейтинге-2018 названия подиндексов немного изменены и звучат как OSI, TII, HCI - «Component» заменен на «Index») [12].
Таблица 1
Показатели EDGI и подиндексов рейтинга развития е-правительства для Российской Федерации
Год Место Уровень EDGI EDGI OSC TIC HCC (HCI)
2008 60 низкий - - - -
2010 68 низкий - - - -
2014 27 высокий 0,73 0,71 0,64 0,84
2016 35 высокий 0,72 0,73 0,61 0,82
2018 32 очень высокий 0,7969 0,9167 0,6219 0,8522
Рассмотренные положительные тенденции произошли благодаря проекту по формированию инфраструктуры электронного правительства, который утвердили в 2010 г. В соответствии с ним перевели услуги в электронную форму и разработали единый портал государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»). Общедоступной стала информация о деятельности органов власти на их официальных сайтах, что способствовало росту прозрачности бизнес-среды.
Основным показателем, отражающим степень цифровизации в сфере оказания государственных услуг, является доля лиц, использующих Интернет для отправки форм через сайты органов государственного управления. Среднее значение индикатора в 2016 г. составило 35,3% [6]. На основе исследования зависимости качества государственного управления от его цифровизации, были сформулированы такие положения: во-первых, наблюдается сильная, положительная и статистически значимая связь между индексом развития электронного правительства и результативностью работы государственного управления, контролем коррупции со стороны государства и индексом деловой активности Doing Business. Во-вторых, чем выше доля лиц, использующих Интернет для отправки форм на сайты государственных органов в соответствующей стране, эффективность государственных расходов и оценка гласности и подотчетности правительства, тем значимее индекс развития электронного правительства для исследуемого объекта. В-третьих, рост цифровизации органов государственного управления (в области индекса электронного участия) положительно и значимо влияет на рост индекса деловой активности Doing Business, результативность работы органов государственной власти и оказывает умеренное влияние на рост показателей оценки гласности, подотчетности и контроля коррупции в секторе государственного управления. Кроме того, увеличение степени цифровизации в сфере оказания государственных услуг помогает сократить количество выявленных проблемных ситуаций [7, с. 22] при получении государственных услуг. В качестве проблем (неудобств) были определены большие очереди, избыточные документы (сведения), сложность заполнения документов, хождение по многих кабинетам, неудобный режим работы учреждения и т. п. Развитость технической инфраструктуры и доступность информации о воз-
можности получения услуги с помощью электронных средств поможет сократить до минимума вышеуказанные проблемные ситуации.
Ключевым условием цифровизации национального хозяйства является формирование внутреннего спроса на цифровые технологии и использование их гражданами, бизнесом, отраслями экономики и, что самое важное, государством. Среди множества современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), определяющих этот процесс, особое место занимает модель цифрового государственного управления, эффективность внедрения которой зависит от многих факторов политического, социального, экономического, информационного, научно-методического, организационного, нормативно-правового характера и т. п. Без учета этих факторов определения их приоритетности, взаимосвязей невозможно формирование научно обоснованной государственной политики и осуществление государственного управления по реализации данной модели и развития информационного общества в нашей стране в целом [3, с. 101].
В Республике Крым также активно идёт внедрение «электронного правительства» (табл. 2).
Таблица 2
Готовность органов государственной власти к использованию ИКТ*
№ Наименование показателя Ед. Год
изм. 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
1 Для ОГВ и ОМС1, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС - всего, Из них на скорости 256 кбит/сек и выше % 86,8 55,2 90,5 64,3 93,0 80,0 94,6 84,0 95,0 85,9 94,5 84,5 95.5 87.6 94,8 88,2
2 Для ОГВ и ОМС, имевших скорость передачи данных через Интернет не менее 2Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС % 22,4 24,4 45,7 50,3 51,5 53,1 57,2 60,1
*Составлено автором по материалам [10].
По данным табл. 2 можно сделать вывод, что наблюдается устойчивая тенденция роста готовности органов государственной власти и органов местного самоуправления к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг. Среднегодовой темп прироста этого показателя за 8 рассматриваемых лет составил (в общем числе обследованных организаций) 1,29%.
Результаты исследования. Развитие системы оказания государственных услуг предусматривает улучшение взаимодействия с гражданами и организациями, а также повышение результативности и эффективности деятельности государственных органов, доступности для граждан и организаций информации о порядке и ходе выполнения государственных функций на каждом этапе и контроль за её исполнением [4]. Поэтому политика в этих областях должна реагировать на технологические и рыночные изменения, закладывающие потенциал для правовых и социальных преобразований на всех уровнях управления [16].
Однако при развитии системы электронных услуг возникают определённые трудности, например, такие, как недостаточная развитость инфраструктуры публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения (в связи с чем возникает необходимость личного обращения в органы государственной власти, что приводит к большим затратам времени и создает серьёзные неудобства). Также следует отметить недостаточную сформирован-ность нормативно-правовой базы оказания электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления услуг органов государственной власти с помощью ИКТ. Кроме того, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электрон-
1 ОГВ
- органы государственной власти; ОМС - органы местного самоуправления.
ных форм взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями.
Эти и другие проблемы препятствуют повышению более эффективного использования информационных технологий в деятельности региональных органов государственной власти.
Выводы. Совершенствовать работу электронного правительства в России можно и дальше. Нужно увеличить число услуг, предоставляемых полностью в электронном виде, расширить участие компаний в электронной системе государственных закупок, интегрировать все государственные услуги, совершенствовать наполнение портала «Госуслуг» и с помощью справочных материалов облегчить пользование порталом.
Литература
1. Бардасова, Э. В. Импортозамещение при реализации проектов в сфере услуг по цифровизации бизнес -процессов // Управление устойчивых развитием. 2019. № 5 (24). С. 12—16.
2. Ведута, Е. Н., Джакубова, Т. Н. Стратегии цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. С. 43-66. - URL : http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/
vipusk_63._avgust_2017_g./strategii_zifrovoi_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf (дата обращения:
20.01.2020).
3. Грибанов, Ю. И. Перспективная модель государственного управления для формирования эффективного механизма взаимодействия экономических субъектов в условиях цифровой экономики // Шумпете-ровские чтения. Т. 1. 2018. С. 95—114.
4. Кроневальд, В. С., Тиньгаев, А. В. Цифровизация оказания услуг в региональных органах власти //Вектор экономики. 2018. №12. С. 5-15.
5. Кульков, В. М. Цифровая экономика : надежды и иллюзии // Философия хозяйства. 2017. № 5. С. 145156.
6. Леднева, О. В. Исследование зависимости уровня цифровизации органов государственного управления на качество предоставляемых услуг // Инновации и инвестиции. № 12. 2018. С. 348—352.
7. Литвинцева, Е. А. Социальные ожидания относительно качества государственного администрирования социальных услуг // Социология и жизнь. 2014. № 1. С. 20—23.
8. Маанди, В. И. Цифровизация госуправления - решение проблем и путь к процветанию // Бюджет. № 10. 2017.
9. Мельникова, Т. С. Зарубежный опыт развития и популяризации электронного правительства // Саратовской области - 80 лет : история, опыт развития, перспективы роста ; отв. ред. Н.С. Яшин. -Саратов, 2016. С. 23—25.
10. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : https://www.gks.ru/anketa1-4.
11. Московцев, В. В., Антонова, Н. В. Обзор современного рынка ERP-систем в России и направлений его развития //Инновационная экономика и право. 2017. № 3 (8). С. 76—82.
12. Рейтинг электронного правительства [Электронный ресурс]. - URL : http://d-russia.ru/rossiya-vpervye-voshla-v-gruppu-stran-s-ochen-vysokim-indeksom-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva.html.
13. Россия : от цифровизации к цифровой экономике - исследование Института экономики роста им. Столыпина П.А. [Электронный ресурс]. - URL : http://stolypin.institute/institute/rossiya-ot-tsifrovizatsii-k-tsifrovoy-ekonomike/ (дата обращения 08.01.2020 г.).
14. Смотрицкая, И. И., Черных, С. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 22— 36.
15. Markin, A. These 5 Emerging Technologies will Change 3rd Party Logistics Providers & Supply Chain Forever. - URL : http:www.flashglobal.com.
16. Dutton, W. Social Transformation in an Information Society : Rethinking Access to You and the World. -Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2004.
17. Fountaine, J. Building the Virtual State: Information Technology and Institutional Change. - Washington : Booking Institution Press, 2001.
18. Government Digital Strategy : Policy paper // GOV. UK: Portal to public service information from the UK Government [Web source]. 2013. 10 December. - URL : www.gov.uk/government/publications/government-digital-strategy (дата обращения: 25.01.2020).
19. Susha, I., Gronlund, A., Van Tulder, R. Data driven social partnerships : Exploring an emergent trend in search of research challenges and questions // Government Information Quarterly. 2019. Vol. 36. No. 1. P. 112 -128.
20. Verhulst, S., Sangokoya, D. Data collaboratives : Exchanging data to improve people's lives. Medium. 2015. - URL : https://medium.com/@sverhulst/data-collaborativesexchangingdata-to-improve-people-s-lives-d0fcfc1bdd9a (дата обращения: 25.01.2020).
References:
1. Bardasova, E. V. Importozameshchenie pri realizacii proektov v sfere uslug po cifrovizacii biznes-processov // Upravlenie ustojchivyh razvitiem. 2019. № 5 (24). S. 12-16.
2. Veduta, E. N., Dzhakubova, T. N. Strategii cifrovoj ekonomiki // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2017. № 63. S. 43-66. - URL : http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/
vipusk_63._avgust_2017_g./strategii_zifrovoi_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf (data obrashcheniya:
20.01.2020).
3. Gribanov, YU. I. Perspektivnaya model' gosudarstvennogo upravleniya dlya formirovaniya effektivnogo mekhanizma vzaimodejstviya ekonomicheskih subUktov v usloviyah cifrovoj ekonomiki // SHumpeterovskie cht-eniya. T. 1. 2018. S. 95-114.
4. Kroneval'd, V. S., Tin'gaev, A. V. Cifrovizaciya okazaniya uslug v regional'nyh organah vlasti // Vektor ekonomiki. 2018. №12. S. 5-15.
5. Kul'kov, V. M. Cifrovaya ekonomika : nadezhdy i illyuzii //Filosofiya hozyajstva. 2017. № 5. S. 145-156.
6. Ledneva, O. V. Issledovanie zavisimosti urovnya cifrovizacii organov gosudarstvennogo upravleniya na kachestvo predostavlyaemyh uslug //Innovacii i investicii. № 12. 2018. S. 348-352.
7. Litvinceva, E. A. Social'nye ozhidaniya otnositel'no kachestva gosudarstvennogo administrirovaniya so-cial'nyh uslug//Sociologiya i zhizn'. 2014. № 1. S. 20-23.
8. Maandi, V. I. Cifrovizaciya gosupravleniya - reshenie problem i put' k procvetaniyu // Byudzhet. № 10. 2017.
9. Mel'nikova, T. S. Zarubezhnyj opyt razvitiya i populyarizacii elektronnogo pravitel'stva //Saratovskoj oblasti - 80 let: istoriya, opyt razvitiya, perspektivy rosta ; otv. red. N.S. YAshin. - Saratov, 2016. S. 23-25.
10. Monitoring razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.gks.ru/anketa1-4.
11. Moskovcev, V. V., Antonova, N. V. Obzor sovremennogo rynka ERP-sistem v Rossii i napravlenij ego razvitiya //Innovacionnaya ekonomika i pravo. 2017. № 3 (8). S. 76-82.
12. Rejting elektronnogo pravitel'stva [Elektronnyj resurs]. - URL : http://d-russia.ru/rossiya-vpervye-voshla-v -gruppu-stran-s-ochen-vysokim-indeksom-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva.html.
13. Rossiya : ot cifrovizacii k cifrovoj ekonomike - issledovanie Instituta ekonomiki rosta im. Stolypina P.A. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://stolypin.institute/institute/rossiya-ot-tsifrovizatsii-k-tsifrovoy-ekonomike/ (data obrashcheniya 08.01.2020 g.).
14. Smotrickaya, I. I., CHernyh, S. I. Sovremennye tendencii cifrovoj transformacii gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2018. № 5. S. 22-36.
15. Markin, A. These 5 Emerging Technologies will Change 3rd Party Logistics Providers & Supply Chain Forever. - URL : http:www.flashglobal.com.
16. Dutton, W. Social Transformation in an Information Society : Rethinking Access to You and the World. -Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2004.
17. Fountaine, J. Building the Virtual State: Information Technology and Institutional Change. - Washington : Booking Institution Press, 2001.
18. Government Digital Strategy : Policy paper // GOV. UK: Portal to public service information from the UK Government [Web source]. 2013. 10 December. - URL : www.gov.uk/government/publications/government-digital-strategy (data obrashcheniya: 25.01.2020).
19. Susha, I., Gronlund, A., Van Tulder, R. Data driven social partnerships : Exploring an emergent trend in search of research challenges and questions // Government Information Quarterly. 2019. Vol. 36. No. 1. P. 112 -128.
20. Verhulst, S., Sangokoya, D. Data collaboratives : Exchanging data to improve people's lives. Medium. 2015. - URL : https://medium.com/@sverhulst/data-collaborativesexchangingdata-to-improve-people-s-lives-d0fcfc1bdd9a (data obrashcheniya: 25.01.2020).