УДК 338.23
DOI: 10.17586/2310-1172-2022-15-1-126-133 Научная статья
Анализ методов внешнего и внутреннего экологического менеджмента организаций, способов минимизации гринвошинга
Канд. экон. наук Павлова Е.А. [email protected] Дружинина А. Р. [email protected] Иванов Д. С. [email protected] Университет ИТМО 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49
Экономическая деятельность оказывает огромное влияние на окружающую среду. Предприятия способствуют прогрессирующей деградации существующих экосистем, создают серьезные угрозы биологическому разнообразию нашей планеты, выделяют опасные загрязняющие вещества и чрезмерно используют имеющиеся природные ресурсы, что может привести к их преждевременному истощению. Поэтому для того, чтобы страны мира росли и развивались устойчивым образом, существует настоятельная необходимость свести к минимуму негативное воздействие предпринимательской деятельности, домашних хозяйств и всего общества на окружающую среду. Деградацию окружающей среды нельзя остановить только нейтрализацией производимых загрязняющих веществ. Сегодня нам нужны эффективные экологически чистые технологии и производственные процессы, а также организационные меры, которые помогут создавать и поддерживать культуру внутри самой компании. Эффективные усилия, направленные на сокращение нашего экологического воздействия, должны предприниматься всеми заинтересованными сторонами, включая дизайнеров, инженеров и менеджеров на всех этапах подготовки и создания продукта. Концепция корпоративной социальной ответственности, понимаемая как добровольный процесс учета широкого спектра социальных и экологических проблем во всех видах предпринимательской деятельности, а также в контактах с заинтересованными сторонами, набирает популярность в России. Развитие концепции ответственности и устойчивого развития оказывает огромное влияние на формирование проэкологических установок в обществе. Применение экологического менеджмента с этой точки зрения можно по праву рассматривать как концепцию, полезную для обеспечения устойчивого развития на микроуровне, т. е. на уровне предприятий. Это может обеспечить эффективную реализацию принципов устойчивого развития на уровне социально-экономических систем, а также отдельных субъектов, участвующих в изменениях.
Ключевые слова: экологический менеджмент, бережливое потребление, бережливое производство, гринвошинг, модель потребления
Scientific article
Analysis of the methods of external and internal environmental management of organizations, ways to minimize greenwashing
Ph. D. Pavlova E. [email protected] Druzhinina A. [email protected] Ivanov D.S. [email protected] University ITMO 197101, St. Petersburg, Kronverksky ave., 49
Economic activity has a huge impact on the environment. Enterprises contribute to the progressive degradation of existing ecosystems, pose serious threats to the biological diversity of our planet, emit dangerous pollutants and overuse existing natural resources, which can lead to their premature depletion. Therefore, in order for the countries of the world to grow and develop in a sustainable manner, there is an urgent need to minimize the negative impact of business activities, households, and society as a whole on the environment. Environmental degradation cannot be stopped only by neutralizing the pollutants produced. Today we need efficient environmentally friendly technologies and production
processes, as well as organizational measures that will help create and maintain a culture within the company itself. Effective efforts to reduce our environmental impact should be undertaken by all stakeholders, including designers, engineers and managers at all stages ofproduct preparation and creation. The concept of corporate social responsibility, understood as a voluntary process of taking into account a wide range of social and environmental problems in all types of business activities, as well as in contacts with stakeholders, is gaining popularity in Russia. The development of the concept of responsibility and sustainable development has a huge impact on the formation of pro-ecological attitudes in society. From this point of view, the application of ecological management can rightfully be considered as a concept useful for ensuring sustainable development at the micro level, i.e. at the enterprise level. This can ensure the effective implementation of the principles of sustainable development at the level of socio-economic systems, as well as individual actors involved in the changes.
Keywords: lean production, lean consumption, green economy, ecology, consumption model.
Введение
Необходимость внедрения системы экологического менеджмента в современные организации
С учетом современных тенденций социально-экономического развития, хозяйствующие субъекты вынуждены пересматривать подходы к реализации функций менеджмента. В частности, организации, желающие двигаться по пути устойчивого развития, должны учитывать не только соотношение издержек и выручки, заботиться о высоких показателях производительности труда и объема продаж, но и учитывать свое воздействие на окружающую среду. Функции анализа влияния деятельности организации на экологию берет на себя экологический менеджмент.
Понятие экологического менеджмента было введено в развитых странах ЕС во второй половине двадцатого века. Тогда государственные надзорные органы стали ужесточать требования природоохранного законодательства и санкции за невыполнение этих требований в силу необходимости резкого снижения отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду. Это послужило драйвером для внедрения принципиально новых систем управления организациями и ведения активной экологической деятельности. В сложившихся условиях появилась необходимость разработать и внедрить систему управления организацией, которая могла бы обеспечить как финансовую устойчивость предприятия и конкурентоспособность продукции, так и достаточный уровень экологической безопасности.
Первым этапом повсеместного внедрения экологического менеджмента стала экологизация научного знания. Тогда были созданы первые в мире международные неправительственные организации, которые изучали опасность экологического кризиса, глобальные процессы развития общества и на основе полученных данных формулировали принципы современного экологического менеджмента.
Также в 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы, согласно которой:
• При планировании и осуществлении деятельности в области социально-экономического развития охрану природы следует учитывать в качестве неотъемлемого элемента этой деятельности;
• При разработке долгосрочных планов, касающихся экономического развития, роста численности населения и улучшения условий жизни, необходимо должным образом учитывать возможности естественных систем по долгосрочному обеспечению существования и расселения указанного населения;
• Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы [1].
Методология исследования
Экологический менеджмент (ЭМ) как вид управления подразумевает осознанное воздействие человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также иные объекты окружающей среды для удовлетворения своих потребностей, как социально-экономических, так и экологических.
Экологический менеджмент нельзя отдельно выделять из общей системы менеджмента, напротив, он составляет значительную ее часть и включает организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуру, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики [2]. При этом важно отметить, что определение экологического менеджмента как системы управления окружающей предприятия средой является ошибочным.
Сегодня у любой организации, желающей развиваться устойчиво и выглядеть таковой в глазах как потребителей, так и государственных надзорных органов, должна быть своя уникальная экологическая
стратегия. Реализация данной стратегии не является обособленным процессом, направленным только на ресурсосбережение и охрану окружающей среды, а, напротив, должна осуществляться путем реализации частных стратегий, таких как финансовая, инвестиционная, маркетинговая, инновационная. Таким образом, ЭМ должен быть интегрирован в общую систему менеджмента организации.
Принципы экологического менеджмента отдельно взятой организации являются составной частью стратегического экологического менеджмента. Как и в случае с прочими элементами общей системы менеджмента, СЭМ направлен на долгосрочную реализацию экологической политики компании. Кроме того, непосредственной функцией СЭМ является выявление экологического потенциала организации: возможности обеспечить максимальное ресурсосбережение, минимизировать негативное влияние на окружающую среду, повысить конкурентоспособность предприятия за счет более выигрышного положения в части экологического эффекта, а также экологических рисков.
Организации, заботящиеся о своей репутации перед потребителями, инвесторами и государством, зачастую, сами инициируют сертификацию предлагаемых товаров, услуг, сервиса. Разрабатывается система экологического менеджмента в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 14001, идентичным международному стандарту ISO 14001. Впоследствии разработанная система сертифицируется независимыми аккредитованными центрами сертификации. Таким образом, внедренная система ЭМ, которая не просто функционирует как отдельное направление менеджмента, но является составной частью общей системы менеджмента организации - гарантом экологической ответственности предприятия [3].
Развитие системы экологического менеджмента в своей основе базируется на модели У. Э. Деминга и включает в себя:
• Планирование действий и процессов экологического характера с учетом стоящих перед организацией вызовов, задач и потребностей;
• Внедрение и функционирование установленных действий и процессов;
• Наблюдение и оценка успешности внедрения выбранных действий и процессов;
• Корректировка будущих действий и процессов с учетом полученной обратной связи [4].
Стоит отметить, что в реалиях российского рынка ответственное отношение к природопользованию не является одной из ключевых ценностей компаний. Этому способствует несколько факторов:
• Отсутствуют понятные и отлаженные механизмы прямой и косвенной поддержки организаций, внедряющих систему экологического менеджмента со стороны государства (частичное финансирование наиболее экологически чистых направлений деятельности, избавление от платы за вывоз отходов, снижение налоговой нагрузки и др.);
• Экологическая грамотность населения остается на низком уровне среди граждан РФ, вследствие чего отсутствует мотивация явно сообщать потребителю о своей экологичности, поскольку это практически не коррелирует с уровнем реального спроса на сертифицированную продукцию или услуги организации.
Однако на сегодняшний день прослеживается изменение курса внутренней государственной политики в области экологии. Одной из стратегических инициатив социально-экономического развития до 2030 года, утвержденных Правительством РФ, распоряжением от 6 октября 2021 г. №2816-р, является внедрение Экономики замкнутого цикла [5]. Данная инициатива предполагает переход производственных цепочек всех российских организаций до 2030 г. к модели экономики замкнутого цикла: первоначальное природное сырье, необходимое для производства, становясь конечным продуктов и проходя через все этапы его жизненного цикла вплоть до утилизации, не попадает на мусорные полигоны, а собирается, сортируется и отправляется на вторичную переработку, тем самым становясь вновь пригодным для производства сырьем.
На рис. 1 представлена схема производственной цепочки с учетом вторичной переработки и возврата полученных ресурсов в производственный цикл, действующая в рамках указанной стратегической инициативы.
Рис. 1. Схема производственной цепочки, представленная в рамках инициативы «Экономики замкнутого цикла»
Таким образом, для российских организаций можно выделить следующие основания для разработки и внедрения собственной системы экологического менеджмента:
• Сокращение размера штрафов и выплат за негативное воздействие на ОС и за использование природных ресурсов;
• Сокращение расхода сырья и энергии, установление контроля за образующимися отходами и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот;
• Реализация требований государственных надзорных органов, избавление от экологических штрафов;
• Использование упрощенной процедуры получения инвестиций в формате банковского кредита, поскольку действующая система экологического менеджмента существенно снижает риски банков;
• Повышение эффективности и производительности сотрудников, занятых в системе менеджмента организации;
• Предотвращение экологических катастроф на предприятии;
• Демонстрация ответственности предприятия перед заинтересованными сторонами;
• Инвесторы, в особенности зарубежные, склонны вкладывать средства в предприятия с функционирующей системой ЭМ, потому что это снижает для них риски;
• Улучшение имиджа предприятия у населения и общественности, что помогает предприятию выходить на международные рынки [6].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что разработка и внедрение системы экологического менеджмента в текущей рыночной конъюнктуре — важная составляющая устойчивого развития организаций, позволяющая не только в кратчайшие сроки сократить операционные издержки, но и заложить фундамент для долгосрочного стратегического развития, выхода на зарубежные рынки и увеличение доли рынка.
Гринвошинг в современных компаниях
Внедренные принципы системы экологического менеджмента направлены не только на внутренние процессы организации, но и внешние, затрагивая внешние связи и коммуникации с потребителями. С точки зрения повышения экономической устойчивости компании, увеличения объема продаж и, как следствие, прибыли, желание доказать потребителю свою экологичность воспринимается рынком как нормальное и обоснованное явление. Однако с растущей тенденцией повышения неравнодушия потребителей к экологичности процессов предприятия (замкнутость производственной цепочки, отказ от неперерабатываемых материалов, снижение углеродного следа и др.), наблюдается рост количества организаций, использующих эко-термины, за которыми, как правило, не стоит реальных действий — только реклама. Это вводит потребителей в заблуждение и порождает следующие проблемы:
• Потребители, неравнодушные к проблемам экологии, отдают предпочтение продукции таких организаций, тем самым размывая долю рынка тех предприятий, которые действительно модернизирует и оптимизируют свои процессы с учетом текущей экологической повестки;
• Государственные надзорные органы оказываются введенными в заблуждение, что не позволяет
адекватно контролировать деятельность организаций на предмет соответствия природоохранным требованиям.
Совокупностью маркетинговых инструментов (рекламные слоганы, товарные знаки, упаковка), направленных на сознательное введение потребителей в заблуждение с целью увеличения продаж является гринвошинг. В то время как за истинным экологическим маркетингом стоит разработка и реализация продукции, которая с одной стороны закрывает имеющиеся потребности потребителей, а с другой - выгодно отличается от иных аналогичных продуктов своей экологичностью, гринвошинг следует воспринимать как безосновательные рекламные заявления компаний, в которой продукция лишь позиционируется как экологически безопасная, в действительности не являясь таковой [7].
В таблице 1 приведены наиболее часто встречаемые приемы проявления гринвошинга [8].
Способы введения потребителя в заблуждение Пример
Неточность, неясность формулировки Компания заявляет, что при производстве пищевой продукции использует только натуральные, естественные компоненты. Однако это не подтверждает безвредности конечного продукта, как для потребителя, так и для окружающей среды.
Ложь Заявление о наличии сертификации продукта в системе экологической маркировки, не соответствующее действительности. Существует список аккредитованных организаций, которые могут выдавать сертификаты экологичности продукции, например Зеленый Листок.
Подмена понятий Компания заявляет, что при создании своей продукции использует определенный процент переработанных ресурсов, полученных из вторсырья и навязывает потребителю этот факт как подтверждение наибольшей экологичности, которой возможно достичь при создании данного вида продукции. Однако не берутся в расчет другие аспекты экологичности — энергоэффективность, загрязнение воды и воздуха, парниковые выбросы и др.
«Поддельная» маркировка Нанесение на упаковку символов экомаркировки, визуально похожих на те, которые компании имеют право использовать при прохождении независимой сертификации. Тем самым потребитель, слабо разбирающийся в деталях маркировки, доверяет выбор продукту такого производителя.
В современном мире гринвошинг в разных его проявлениях можно встретить абсолютно в каждой отрасли рынка [9]. Зачастую компании настолько умело маскируют свои действия как направленные на охрану окружающей среды, что большинство потребителей даже не задумываются, что это гринвошинг. Ниже приведены наиболее распространенные примеры гринвошинга, методы которого активно применяются как на территории Российской Федерации [10], так и других, в том числе развитых, государств.
1. Побуждение постояльцев отелей повторно использовать полотенца. Сегодня практически в каждом крупном отеле в номере постояльцы находят в номерах информационные таблички, призывающие гостей повторно использовать полотенца по несколько раз в целях экономии ресурсов. В действительности данная практика способствует сокращению объема задействованных в деятельности отеля ресурсов: воды, электричества, химических средств. Однако зачастую отели преподносят данное нововведению как уникальную экологическую инновацию, обеспечивающую им полную экологичность и проявление заботы об экологии, в то время как на территории все того же отеля повсеместно используется одноразовая посуда, система шведского стола, с которого ежедневно выбрасываются и никак не утилизируются сотни килограмм органических отходов.
2. Заявление крупных традиционных ресурсодобывающих и энергетических компаний, что они используют экотехнологии, позволяющие снизить негативный экологический эффект практически до нуля [12]. Однако в действительности это все еще компании, деятельность которых направлена на добычу невозобновляемых природных ресурсов, их сжигание и переработку. Данная деятельность, как правило, сопровождается высоким объемом вредных выбросов в атмосферу и ускорением парникового эффекта, влияющего на глобальное изменение климата.
3. В отдельную категорию можно выделить продукцию любой отрасли с популярной приставкой "эко". Сегодня можно встретить множество "эко -продукции" — эко-химикаты, эко-мебель и др. В большинстве случаев за этой приставкой ничего не стоит, поскольку на всем жизненном цикле такой продукции наблюдается последовательное негативное воздействие на окружающую среду — использование первичных ресурсов для производства, малый срок эксплуатации и, самое главное, отсутствие адекватной системы утилизации и переработки.
Сегодня в России прослеживается тенденция повышения внимания к имеющимся проблемам экологии. Создается множество эко-волонтерских движений по всей стране, а также формируются крупные некоммерческие организации с важной функцией — обеспечить, насколько это возможно, замкнутость производственного цикла. Такие организации вносят существенный вклад в повышение экологической грамотности населения и предпринимателей, осуществляют раздельный сбор, сортировку и переработку вторсырья [13, 14].
Однако доля подобных организаций по сравнению с общим количеством предприятий, не адаптирующихся под новые эколого-экономические реалии, слишком мала. Большинство компаний на территории Российской Федерации активно продолжают применять гринвошинг как инструмент продвижения на рынке [15], не задумываясь о возможных долгосрочных последствиях: снижении общего уровня жизни населения из-за имеющихся экологических угроз, порождающих множество проблем со здоровьем; нанесении серьезного вреда окружающей среде и истощению невосполнимых ресурсов.
Выводы исследования
В текущих экономических реалиях на первое место выходит не только способность организации получить максимальную прибыль при минимальных издержках, но и необходимость сохранить целостность окружающей среды и ресурсную устойчивость природы [11].
Помочь реализовать данный общественный запрос способно внедрение в деятельность предприятия экологического менеджмента. Сегодня ЭМ без исключения необходим каждой компании, причем функционировать он должен не как отдельный элемент управления, а как часть целостной системы менеджмента организации.
Безусловно, внедрение экологического менеджмента сопряжено с определенными временными и ресурсными издержками, однако в долгосрочной перспективе именно система ЭМ способна перевести организацию на устойчивый путь развития и обеспечить ей дальнейшее развитие.
Кроме того, наличие внедренной системы экологического менеджмента предполагает не только максимальное сбережение природных ресурсов, но и полный отказ от такого метода продвижения своей продукции на рынке, как гринвошинг. Поскольку исходя из представленных выше данных можно заключить, что гринвошинг не только вводит потребителей в заблуждение, являясь инструментом прямого обмана и подлога, но и объективно тормозит развитие экологических принципов организаций и внедрение систем экологического менеджмента, поскольку это требует больших ресурсов и усилий, чем внедрение в маркетинговую политику инструментов, способных навязать потребителю ту или иную позицию.
Авторы статьи предлагают следующие рекомендации по минимизации и постепенному искоренению гринвошинга:
• Приравнять гринвошинг к недобросовестной конкуренции, законодательно запрещенной на территории большинства стран мира, в том числе и в Российской Федерации;
• Ввести штрафные санкции организациям, уличенным в факте гринвошинга;
• Обязать предприятия сертифицировать те элементы продукции, на которые делается акцент при проведении рекламных кампаний: упаковка, состав, маркировка и подтверждать факт сертификации перед государственным контролем (надзором).
Литература
1. Всемирная хартия природы. Принята резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи от 28 октября 1982 года
2. Байбакова, Е. В. Место экологического менеджмента в общей системе управления предприятием
(организацией, фирмой) / E. В. Байбакова, С. А. Ковальчук // Экологический консалтинг. - 2005. - № 2(18). -
3. Когтева, Д. В. Организация системы экологического менеджмента на предприятии / Д. В. Когтева // Молодежь и системная модернизация страны : сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых, Курск, 21-22 мая 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 64-66.
4. Волкова Л. В., Петухов В. С. Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента // Молодой ученый. — 2015. — №12.1. — С. 21-23.// URL: https://moluch.ru/archive/92/17792/
5. Перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Распоряжение от 6 октября 2021 года №2816-р // URL: http://government.ru/news/43451/
6. Давыдова, И. П. Внедрение системы экологического менеджмента в организациях / И. П. Давыдова, Т. В. Тарасова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 4-х томах, Тольятти, 16-17 апреля 2015 года / Волжский университет им. В.Н. Татищева. - Тольятти: Образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Волжский университет имени В.Н. Татищева" (институт), 2015. - С. 241-247
7. Притужалова, О. А. Истинно экологический маркетинг и "псевдо-зеленый" маркетинг - гринвошинг / О. А. Притужалова // Экологический вестник России. - 2015. - № 5. - С. 39-43.
8. Terrachoice. The Sins of Greenwashing: Home and Family Edition 2010. A Report on Environmental Claims Made in the North American Consumer Market. - Underwriters Laboratories, 2010. - 32 p.
9. Sheldon Ch. and Yоxon М. Installing Environmental Managememt Sistems. A Step-bu- Step Guide. London. P.2-4.
10. Шпаков, А. С. Основные проблемы на пути внедрения экологического менеджмента в Российской Федерации / А. С. Шпаков, А. Е. Бурдонов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2019. - № 1. - С. 154-162. - DOI 10.17586/2310-1172-2019-12-1-154-162.
11. Глущенко, Р. В. Экологический менеджмент: управление социо-эколого-экономическим развитием территории / Р. В. Глущенко // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : Сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Новосибирск, 24 марта 2017 года / Научная редакция: Фадейкина Н.В., Скибицкий Э.Г., Глушакова О.В.. - Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2017. - С. 198-209.
12. Майорова, Т. В. Развитие экономики низкоуглеродного типа: критерии и индикаторы эффективности экологического менеджмента / Т. В. Майорова // Интеграция современных научных исследований в развитие общества : Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах, Кемерово, 28-29 декабря 2016 года. - Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский научный центр", 2016. -
13. Экологический менеджмент - эффективный метод управления качеством природной среды / Н. А. Смирнова, А. Н. Кожахметова, Г. С. Булатова, В. М. Аникина // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2015 : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: В 2-х томах, Курск, 01-02 октября 2015 года / Ответственный редактор: Горохов А.А.. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2015. - С. 220-223.
14. Святохо, Н. В. Система экологического менеджмента промышленного предприятия: сущность, стандарты, этапы внедрения / Н. В. Святохо, Р. А. Тимаев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2020. - № 1(50). - С. 178-186.
15. Коваленко, К. О. Применение системы экологического менеджмента в Российской Федерации / К. О. Коваленко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5-1(82). - С. 107-109.
1. The World Charter of Nature was adopted by General Assembly resolution 37/7 of October 28, 1982
2. Baibakova, E. V. The place of environmental management in the general management system of an enterprise (organization, firm) / E. V. Baibakova, S. A. Kovalchuk // Environmental consulting. - 2005. - № 2(18). - Pp. 2-8.)
3. Kogteva, D. V. Organization of the environmental management system at the enterprise / D. V. Kogteva // Youth and systemic modernization of the country : collection of scientific articles of the 4th International Scientific Conference of Students and Young Scientists, Kursk, May 21-22, 2019. - Kursk: Southwest State University, 2019. - pp. 64-66.
4. Volkova L. V., Petukhov V. S. The order of development and implementation of the environmental management system // Young scientist. - 2015. - No.12.1. - PP. 21-23.// URL: https://moluch.ru/archive/92/17792/
5. List of socio-economic development initiatives until 2030. Order No. 2816-r dated October 6, 2021 // URL: http://government.ru/news/43451/
6. Davydova, I. P. Introduction of environmental management systems in organizations / I. P. Davydova, T. V. Tarasova
С. 2-8.)
С. 389-392.
References
// Tatishchev Readings: Actual problems of science and practice : Materials of the XII International Scientific and Practical Conference: in 4 volumes, Togliatti, April 16-17, 2015 / V.N. Tatishchev Volga State University. - Togliatti: Educational Autonomous non-profit organization of Higher professional Education "V.N. Tatishchev Volga State University" (Institute), 2015. - pp. 241-247
7. Prituzhalova, O. A. Truly ecological marketing and "pseudo-green" marketing - greenwashing / O. A. Prituzhalova // Ecological Bulletin of Russia. - 2015. - No. 5. - pp. 39-43.
8. Terrachoice. The Sins of Greenwashing: Home and Family Edition 2010. A Report on Environmental Claims Made in the North American Consumer Market. - Underwriters Laboratories, 2010. - 32 p.
9. Sheldon Ch. and Yoxon M. Installing Environmental Managememt Sistems. A Step-bu- Step Guide. London. P.2-4.
10. Shpakov, A. S. The main problems on the way of implementation of environmental management in the Russian Federation / A. S. Shpakov, A. E. Burdonov // Scientific Journal of ITMO Research University. Series: Economics and Environmental Management. - 2019. - No. 1. - pp. 154-162. - DOI 10.17586/2310-1172-2019-12-1-154-162.
11. Glushchenko, R. V. Environmental management: management of socio-ecological and economic development of the territory / R. V. Glushchenko // Continuing professional education: theory and practice : A collection of articles based on the materials of the VIII International Scientific and Practical Conference of teachers, graduate students, undergraduates and students, Novosibirsk, March 24, 2017 / Scientific editorial board: Fadeikina N.V., Skibitsky E.G., Glushakova O.V.. - Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2017. - pp. 198-209.
12. Mayorova, T. V. The development of a low-carbon economy: criteria and indicators of the effectiveness of environmental management / T. V. Mayorova // Integration of modern scientific research into the development of society: International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes, Kemerovo, December 28-29, 2016. -Kemerovo: Limited Liability Company "West Siberian Scientific Center", 2016. - pp. 389-392.
13. Environmental management - an effective method of environmental quality management / N. A. Smirnova, A. N. Kozhakhmetova, G. S. Bulatova, V. M. Anikina // Youth and Knowledge - A Guarantee of Success - 2015 : Collection of scientific papers of the 2nd International Scientific and Practical Conference: In 2 volumes, Kursk, October 01-02, 2015 / Responsible editor: A.A. Gorokhov. - Kursk: Closed Joint Stock Company "University Book", 2015. - pp. 220223.
14. Svyatokho, N. V. Environmental management system of an industrial enterprise: essence, standards, stages of implementation / N. V. Svyatokho, R. A. Timaev // Scientific Bulletin: finance, banks, investments. - 2020. - N° 1(50). - Pp.178-186.
15. Kovalenko, K. O. Application of the environmental management system in the Russian Federation / K. O. Kovalenko // New Science: Strategies and vectors of development. - 2016. - № 5-1(82). - Pp. 107-109.
Статья поступила в редакцию 02.02.2022 г Received 02.02.2022