Научная статья на тему 'Анализ методов установления цен на информационные продукты и услуги'

Анализ методов установления цен на информационные продукты и услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ЦЕНА / СПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелова Е.К.

В статье проведен анализ применения методов установления цен на информационные продукты и услуги, учитывающих степень новизны, наличие спроса и текущей стадии жизненного цикла программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ методов установления цен на информационные продукты и услуги»

УДК 338.5 Горелова Е. К.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

АНАЛИЗ МЕТОДОВ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

В статье проведен анализ применения методов установления цен на информационные продукты и услуги, учитывающих степень новизны, наличие спроса и текущей стадии жизненного цикла программы. Ключевые слова:

информационный продукт, информационные услуги, цена, спрос

У каждого программного продукта есть своя цена, которая зависит от особенностей товара, конкурентов существующих на рынки, размеров и финансовой мощи фирмы-производителя, целей, которые она ставит. Для определения цены используются различные методы. Значительное влияние на выбор метода расчета цены оказывает также степень новизны, наличие спроса, стадия жизненного цикла программы. Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная - наличием уникальных достоинств в изделии. Цены товаров-конкурентов и товаров-заменителей характеризуют, как правило, средний уровень [1-4].

_Методы, относящие к затратному

В теории ценообразования известно множество методов ценообразования, различающихся по составу и разнообразию исходной информации, по сложности вычислительных процедур, по сферам применения и т.п. В связи с этим, для обоснованного выбора целесообразного метода, адекватного конкретной рыночной ситуации и целям субъекта ценообразования (производителя и/или продавца) полезно все методы ценообразования классифицировать по ряду существенных признаков.[5-8]

Существует 2 основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный, которые представлен в таблице 1 и таблице 2.

подходу ценообразования

Таблица 1

№ Название метода Формула Краткая характеристика

1 Затратный метод Цена = Издержки + Прибыль Производитель основывается на затратах на производство. Используя этот метод, предприятия устанавливают примерно одинаковую цену, что приводить к снижению ценовой конкуренции.

2 Агрегатный метод ценообразования Цена = Сумма цен эле-ментов+ надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др. Может быть использован как дополнение к другим методам ценообразования. Не учитывает эффект от совместного применения элементов.

3 Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли Цена = переменные издержки на ед. продукции +постоянные издержки/ объем продаж. Базируется на задаваемой величине прибыли (целевая прибыль). При этом анализируются выручка и издержки для определения уровня цен и объема продажи, обеспечивающих требуемую прибыль

Методы, относящие к ценностному подходу ценообразования_Таблица 2

№ Название метода Формула Краткая характеристика

1 Параметрический метод Цена = Экспертная балльная оценка, умноженная на Цену балла по базовой продукции Основан на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов. 1. выбирается набор параметров (характеристик) качества продукта или услуги, определяющих их потребительские свойства 2. подбирается несколько независимых экспертов или проводится изучение мнения пользователей и определяется с помощью экспертов важность каждого из параметров в баллах

2 Ценообразование на основе текущих цен Цена в диапазоне имеющихся цен на аналогичную продукцию. Нижний предел цены определяется издержками предприятия, а верхний -спросом на продукцию Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить «коридор» цен на продукты и услуги. Далее в выбирается один из путей продаж: • по ценам более низким, чем у большинства конкурентов; • по ценам большинства конкурентов; • по самым высоким ценам в пределах «коридора».

3 Корреляционный метод Ц = ^Х1,Х2,Х3,..Хп) где Ц — цена изделия, Х1,Х2,Х3,..Хп — набор технико-экономических и потребительских параметров изделия. Состоит в определении зависимости изменения цены от изменения нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара. Для построения функции составляют параметрический ряд, т.е. накапливают исходную информацию о ценах и качественных характеристиках (параметрах) товаров. После статистической обработки исходных данных методом корреляционно регрессионного анализа находят количественную зависимость между изменением цены и изменением параметров и строят регрессионное уравнение связи.быть взаимозависимыми.

В современном мире количество методов ценообразование очень велико, но далеко не все методы можно использовать при формировании цены на информационный продукт. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки, которые приведены в таблице 3.

Аналитический анализ методов ценообразования на информационные продукты позволил сделать вывод, что самыми оптимальными для установления

цен на данные продукты, являются методы, относящиеся к ценностному подходу ценообразования [9-13].

В реальной жизни применяют несколько методов [14-15], проверяя, таким образом, достоверность результатов расчетов и добиваясь получения наиболее правильного конечного решения о базовой цене информационных продуктов и услуг на рынке.

Достоинства и недостатки методов ценообразования на инфо рмационные продукты Таблица 3

№ Название метода Достоинства Недостатки

1 Затратный метод удобен при установлении цены на новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым заказам или на опытные образцы и цены на товары, когда спрос на них заведомо опережает предложение. цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов

2 Агрегатный метод ценообразования удобен при установлении цены на новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым заказам или на опытные образцы и цены на товары, когда спрос на них заведомо опережает предложение. цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов

3 Параметрический метод позволяет учитывать состояние цен на рынке, качество информационных продуктов и услуг не принимается во внимание себестоимость информационных продуктов и услуг

4 Ценообразование на основе текущих цен Позволяет учитывать рыночную ситуацию в целом и обойтись без анализа качества предлагаемого информационного продукта Игнорирование уровня себестоимости информационных продуктов и услуг

5 Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли Полученная величина является функцией цены, издержек и задаваемой прибыли Установление цены зависит от эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение.

6 Корреляционный Данный метод может успешно применяться в рыночной экономике, особенно для сложных изделий с большим параметрическим рядом, так как позволяет выявить зависимость цены от множества факторов, т.е. более обоснованно подходить к определению ее уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васюхин О. В. Основы ценообразования. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 110 с.

2. Горелова, Е. К. Анализ проведения ценовой политики на предприятиях информационного бизнеса / Е. К. Горелова // Новые информационные технологии и системы: сб. науч. статей XIII Международной научно-технической конференции. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 378-379.

3. Бобрышева, Г. В. Анализ стратегий ценообразования на предприятиях информационного бизнеса / Г. В. Бобрышева, Е. К. Горелова // Новые информационные технологии и системы: сб. науч. статей XIII Международной научно-технической конференции. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 373-375.

4. Гришко, А. К. Анализ применения методов и положений теории статистических решений и теории векторного синтеза для задач структурно-параметрической оптимизации / А. К. Гришко // Надежность и качество сложных систем. - 2016. - № 4 (16). - С. 26-34. Б01: 10.21685/2307-4205-2016-4-4.

5. Баландин, П. С. Экономико-правовые аспекты социальной политики государства в переходный период / П. С. Баландин, М. В. Бойцова, А. К. Гришко // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2007. - Т. 1. - С. 82-83.

6. Гришко, А. К. Алгоритм поддержки принятия решений в многокритериальных задачах оптимального выбора / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. -№ 1 (17). - С. 242-248.

7. Гришко, А. К. Анализ надежности сложной системы на основе динамики вероятности отказов подсистем и девиации параметров / А. К. Гришко // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

- 2016. - № 6 (34). - С. 116-121.

8. Гришко, А. К. Интеграция гетерогенных информационных систем управления высокотехнологичным предприятием / А. К. Гришко, М. В. Бойцова, Е. К. Горелова, М. Ю. Новиков, И. В. Янович // Современные информационные технологии в управлении качеством: сб. IV Междунар. научно-прикладной конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. - С. 34-41.

9. Гришко, А. К. Синтез интеллектуальных экспертных систем на основе эвристического подхода / А. К. Гришко // Современные информационные технологии в управлении качеством: сб. IV Междунар. научно-прикладной конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. - С. 24-28.

10. Зудов, А.Б. Интерфейсы на естественном языке как связь нейронных сетей с экспертными системами / А.Б. Зудов, А.К. Гришко // В мире научных открытий. - 2010. - № 5-1. - С. 119-122.

11. Гришко, А.К. Прогнозирующее управление в многоуровневых слабоструктурированных системах на основе когнитивного подхода // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: сб. XV Междунар. научно-техн. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. - С. 26-34.

12. Гришко, А. К. Оптимальное управление параметрами системы радиоэлектронных средств на основе анализа динамики состояний в условиях конфликта / А. К. Гришко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 102-111. Б01: 10.21685/2072-30592016-2-9.

13. Гришко, А. К. Определение показателей надежности структурных элементов сложной системы с учетом отказов и изменения параметров / А.К. Гришко // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль.

- 2016. - № 2 (16). - С. 51-57.

14. Гришко, А. К. Алгоритм оптимального управления в сложных технических системах с учетом ограничений / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2017. - № 1 (21). - С. 118 - 124.

15. Гришко, А. К. Алгоритм оптимального управления в сложных технических системах с учетом ограничений проектирования / А. К. Гришко, Р. Р. Надрышин, М. Б. Китаев // Современные информационные технологии. - 2016. - № 24 (24). - С. 130-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.