АНАЛИЗ МЕТОДОВ СКВОЗНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ БАЗОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СИСТЕМ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ
ANALYSIS OF THE METHODS OF COMPLEX AUTOMATION OF THE BASE LINE ARCHITECTURE FOR TELECOM OPERATOR
УДК 004.032 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.172.177
ТОРОСЯН Елена Константиновна
доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, [email protected]
TOROSYAN, Elena Konstantinovna
Associate Professor at the Faculty of Technological Management and Innovations, Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
ШЕХОВЦОВА Екатерина Игоревна
магистрант Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, [email protected]
SHEKHOVTSOVA, Ekaterina Igorevna
Master's Student of the Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, [email protected]
АКОПЯН Арсен Араевич
магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, akopian. [email protected]
AKOPYAN, Arsen Araevich
Master's Student of Saint Petersburg State University of Economics, [email protected]
Аннотация.
В работе рассмотрены методы сквозной автоматизации бизнес-процессов и базовая архитектура систем оператора телекоммуникационных услуг (телеком оператора). На сегодняшний день основной целью любого телеком оператора является сведение к минимуму ручных операций на всех этапах деятельности компании: от получения заказа на услугу до полного ее подключения. Авторами проведено сравнение методов комплексной автоматизации деятельности телеком оператора. Обоснован выбор наиболее эффективного метода автоматизации в случае, если оператор связи принял решение о полном обновлении всех модулей системы.
© Торосян Е. К., Шеховцова Е. И., Акопян А. А., 2019. I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2019
Ключевые слова: российский рынок телекоммуникаций, рынок услуг, телекоммуникации, телеком, комплексная автоматизация, бизнес-процесс.
Abstract.
The article reviews the methods of end-to-end automation of business processes and the basic architecture of telecom operator systems. Nowadays, the main goal of any telecom operator is to minimize manual operations at all stages of the company's operations: from receiving the order for the service to its full activation. The authors compare the automation methods and justify the most profitable automation method in case the telecom operator has decided to completely upgrade all modules of the system.
Key words: Russian telecommunications market, services market, telecommunications, telecom, complex automation, business process.
В наши дни, в период активно развивающихся технологий, услуги связи, Интернета и телевидения являются как никогда востребованными. Именно поэтому число телекоммуникационных компаний, предоставляющих данные услуги, ежегодно растет, что, несомненно, увеличивает конкуренцию в области телеком индустрии. Для сохранения конкурентоспособности и удержания позиций на рынке у каждого оператора связи возникает необходимость в сквозной автоматизации бизнес-процессов.
Основной целью такой автоматизации является сведение к минимуму ручных операций на всех этапах деятельности телеком оператора: от получения заказа на услугу до полного ее подключения. Однако любой телеком оператор на сегодняшний день уже имеет необходимую инфраструктуру для осуществления своей деятельности. Отсюда возникают два пути решения вопроса автоматизации:
1) установление единого «коробочного» решения, автоматизирующего все бизнес-процессы оператора;
2) автоматизация по направлениям - последовательное обновление компонентов существующей системы [1].
Существует целый ряд факторов, определяющих наиболее эффективный путь для конкретного оператора связи: основные цели компании и задачи, которые накладываются
на автоматизацию, размер компании (количество ее клиентов), наличие или отсутствие определенных модулей системы и др. Для малых компаний рекомендуется устанавливать комплексное «коробочное» решение. Крупные компании зачастую идут путем последовательного обновления существующей системы. Финальное решение в таких случаях всегда остается за оператором связи в зависимости от его целей и финансовых возможностей.
Проанализируем архитектуру подобных систем, чтобы определить, какой путь является наиболее эффективным.
Отечественный рынок телеком операторов в целом имеет схожую структуру подразделений, занимающихся технической эксплуатацией сетей. Она включает в себя три основных подразделения. Безусловно, их количество у разных операторов может отличаться, но задачи и функции, которые выполняют каждый отдел, будут одинаковыми для всех операторов вне зависимости от того, как организована структура [2].
Взаимодействием с клиентами занимается абонентский отдел, который предоставляет всю информацию об услугах и тарифах, организовывает подключение клиенту новых и изменение уже существующих услуг и т. д.
Проведением профилактики сети, приемом и обработкой заявок о неисправности
ее работы, подключением и отключением оборудования занимается подразделение взаимодействия с оборудованием. Здесь же осуществляется контроль над деятельностью отдела и выполняемых над сетью работ.
Учетом всего оборудования оператора занимается подразделение технического контроля, которое является неким «складом» оборудования с постоянно обновляющейся информацией. Благодаря актуальным данным о наличии и состоянии оборудования осуществляются такие функции, как контроль сети, анализ и планирование ее возможностей.
Для каждого отдела характерно большое количество выполняемых задач, поэтому система, автоматизирующая всю деятельность оператора связи, состоит из нескольких модулей, каждый из которых выполняет свою функцию. В свою очередь, модули делятся на исполняющие и управляющие. К управляющим модулям относятся те, которые реализуют логику работы системы, а исполняющие отвечают за логику работы оборудования оператора [3; 4].
Рассмотрим более подробно основные модули, которые встречаются во всех системах данного класса (рисунок).
Ядром системы является управляющий модуль управления заказами, который выполняет следующие основные функции:
• Определение основной управляющей бизнес-логики для всех услуг оператора. Модуль позволяет создавать и редактировать логику для каждой услуги путем создания списка задач, которые должна выполнять система при получении заказа на определенную услугу.
• Последовательное выполнение задач, определенных бизнес-логикой. При поступлении в модуль заказа система определяет его тип и начинает выполнять характерные для него задачи, прописанные бизнес-логикой.
• Получение и обработка ответов от других модулей/систем. В результате своей работы модуль получает отчеты из других модулей и систем, с которыми осуществляется взаимодействие для выполнения задач над заказом. После обработки этих отчетов модуль обновляет состояние статуса заказа, а также следит
Рисунок
Основные модули системы оператора связи
за обновлением информации в системе технического контроля.
Модуль определения технической возможности и определяет возможность подключения услуги клиенту за счет наличия на локации сети.
Модули автоматической активации элементов сети и модуль управления действиями технической поддержки осуществляют соответственно автоматическую и ручную конфигурацию, настройку и активацию оборудования на заданной локации.
Модуль создания заказа осуществляет непосредственную продажу услуги, формируя заказ, с которым в дальнейшем будет работать система. Модуль представляет собой визуальное представление со всей необходимой информацией по продуктам и услугам оператора связи[5].
В общем случае end-to-end процесс системы выглядит следующим образом. Клиент инициирует создание заказа, подключая, изменяя или удаляя какую-либо услугу, через соответствующий модуль. Как правило, клиент может сделать это несколькими способами:
• прийти и обратиться непосредственно в центр продаж;
• позвонить операторам колл-центра;
• воспользоваться интернет-порталом оператора, путем авторизации в своем личном кабинете.
В первых двух случаях сотрудники оператора самостоятельно внесут все данные в систему и создадут заказ. В третьем случае помощь персонала не требуется, так как клиент может создать заказ автоматически. Далее модуль соотносит заказ к одному из заранее определенных оператором типов и отправляет его в главный управляющий модуль - модуль управления заказами.
Модуль управления заказами получает заказ и начинает работу с его параметрами, передавая задачи исполняющим модулям:
1. По уникальному номеру клиента проверяет наличие у него активной учетной записи в базе, его биллинговый счет, а также номер активной абонентской линии.
2. Обращается к модулю определения технических возможностей, отправляя ему номер
клиента и номер активной абонентской линии, с целью выявить возможности инфраструктуры для предоставления желаемой услуги. В случае невозможности ее подключения модуль управления заказа оповещает об этом клиента или сотрудника.
3. Осуществляет подготовку к активации услуги: либо осуществляет настройку и конфигурацию существующего оборудования, либо запрашивает выделение нового оборудования в базе данных модуля технического контроля и создает заявки на необходимый монтаж абонентской линии через модуль управления действиями технической поддержки, который, в свою очередь, назначает и оповещает ответственных сотрудников.
4. Получив ответ от модуля управления действиями технической поддержки, начинает активацию услуги, передавая соответствующую информацию в модуль автоматической активации сетевых элементов.
5. Обрабатывает результаты активации оборудования и обновляет статус заказа, информацию о клиенте, базу данных оборудования [6; 7].
В связи с тем, что система телеком оператора является сложной многомодульной системой, вопрос о методе автоматизации является актуальным для каждого оператора связи, решившего обновить свою систему. Для каждого метода в таблице представлен список основных задач, которые необходимо решить компании-вендору для комплексной автоматизации бизнес-процессов телеком оператора.
Как видно из таблицы, список основных задач, которые необходимо решить компании-вендору при последовательном обновлении каждого модуля системы, превышает по количеству задачи, необходимые для комплексной автоматизации. Соответственно стоимость полного обновления системы для оператора связи в первом случае будет значительно дороже, чем установление готового «коробочного» решения [8; 9].
Таким образом, мы видим, что подобные системы состоят из большого количества модулей, что делает поэтапное их обновление и интеграцию довольно длительным по времени и затратным процессом. Ведь для решения
ЭГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2019 I
Таблица
Задачи, решаемые компанией-вендором на этапе автоматизации бизнес-процессов
№ п/п Необходимые задачи для автоматизации бизнес-процессов Автоматизация по направлениям (последовательное обновление модулей) Комплексная автоматизация (установка «коробочного» решения)
1 Анализ предметной области + +
2 Сбор требований к системе/ модулю + +
3 Анализ требований и написание технической документации + +
4 Изучение существующей системы заказчика + -
5 Анализ методов интеграции существующих и новых модулей системы +
6 Доработка «коробочного» решения в соответствии с требованием заказчика + +
7 Разработка методов интеграции новых модулей с модулями системы заказчика + -
8 Внедрение системы/модуля + +
9 Тестирование + +
10 Обучение пользователей + +
11 Опытная и промышленная эксплуатация системы/модуля + +
Итоговое 11 8
количество
основных задач
подобной задачи компании-вендору необходимо изучить существующие модули системы, собрать требования к их доработке, решить проблему интеграции новых и старых модулей системы. На практике такое последовательное обновление компонентов системы длится дольше и зачастую обходится дороже, чем
комплексная автоматизация нового «коробочного» решения. Авторы рекомендуют операторам связи при принятии решения об обновлении существующей системы рассматривать вариант с комплексной автоматизацией, а не тратить время и средства на последовательное обновление каждого модуля.
Список литературы
1. OSS/BSS - базовое программное обеспечение в телекоме. URL: https://www. kommersant.ru/doc/2594410 (дата обращения: 20.03.2018).
2. Самуйлов К. Е., Серебренникова Н. В., Чукарин А. В., Яркина Н. В. Введение в управление инфокоммуникациями: учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 87 с.
3. Самуйлов К. Е., Серебренникова Н. В., Чукарин А. В., Яркина Н. В. Расширенная карта процессов деятельности телекоммуникационной компании: учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 183 с.
4. Гольдштейн А., Атцик А. Сквозная автоматизация бизнес-процессов оператора связи: учебное пособие. СПб.: СПбГУТ, 2016.
5. Рекомендации ITU. URL: https://www.itu.int/ru/ITU-T/publications/Pages/default. aspx (дата обращения: 20.03.2018).
6. TMForum.URL: https://www.tmforum.org/business-process-framework/ (дата обращения: 03.10.2018).
7. Атцик А. А. Теория и практика автоматизации бизнес-процессов современного оператора связи: учебное пособие. СПб.: СПбГУТ, 2016. 92 с.
8. Самуйлов К. Е., Серебренникова Н. В., Чукарин А. В., Яркина Н. В. Введение в управление инфокоммуникациями: учебное пособие. М.: Альпина Паблишерз, 2009. 442 с.
9. Комагоров В. П. Архитектура сетей и систем телекоммуникации: учебное пособие. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2011. 154 с.
10. Лапшин В. С. Управление процессами: учебное пособие. М.: Альпина Паблишерз, 2007. 347 с.