Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебурахина Д.И., Субботина Т.Н.

В статье проведён сравнительный анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятий. Сделан вывод об отсутствии общепринятой единой методологии оценки конкурентоспособности предприятий. Обобщены основные показатели, используемые при оценке конкурентоспособности предприятий. Выявленные методы оценки конкурентоспособности предприятий проанализированы с учётом существующих достоинств и недостатков, а также ограничений в использовании. Авторами сделан вывод об учёте отраслевой специфики и отслеживании в динамике интегрального показателя конкурентоспособности предприятия при проведении оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чебурахина Д.И., Субботина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

The article presents a comparative analysis of existing methods of assessing the competitiveness of enterprises. It is concluded that there is no generally accepted unified methodology for assessing the competitiveness of enterprises. The main indicators used in assessing the competitiveness of enterprises are summarized. The revealed methods of assessing the competitiveness of enterprises are analyzed taking into account the existing advantages and disadvantages, as well as limitations in use. The authors made a conclusion about taking into account the industry specifics and tracking in the dynamics of the integral indicator of the competitiveness of the enterprise during the evaluation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Д.И. Чебурахина, студент

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-5-3-191-195

Аннотация. В статье проведён сравнительный анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятий. Сделан вывод об отсутствии общепринятой единой методологии оценки конкурентоспособности предприятий. Обобщены основные показатели, используемые при оценке конкурентоспособности предприятий. Выявленные методы оценки конкурентоспособности предприятий проанализированы с учётом существующих достоинств и недостатков, а также ограничений в использовании. Авторами сделан вывод об учёте отраслевой специфики и отслеживании в динамике интегрального показателя конкурентоспособности предприятия при проведении оценки.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, оценка конкурентоспособности предприятия.

Важным условием эффективного функционирования хозяйствующих субъектов всех форм собственности в современных условиях неопределенности и нестабильности внешней среды является правильная оценка рыночной конъюнктуры и возможностей в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Предприятие не сможет достичь устойчивого успеха в бизнесе, если оно постоянно не исследует и не анализирует изменения, происходящие на рынках конечной продукции и поставок сырья, не идентифицирует и не сравнивает свои возможности с возможностями ближайших конкурентов в качестве основы для разработки дальнейшего перспективного плана развития. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия необходима для определения приоритетных эффективных и обоснованных мер по повышению эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности продукции, работ, услуг и предприятий в целом; привлечения внутренних и внешних источников финансирования внедрения инновационных технологий в производственный процесс; подготовки программ захвата новых рынков сбыта сырья и сбыта конечной продукции и др. Внедрение механизма регулярной оценки положения предприятия на соответствующем отраслевом внутреннем и внешнем рынках с использованием

современных инновационных методических подходов позволит выявить возможные проблемы в предпринимательской деятельности на начальном этапе, их последствия для предприятия, что позволит разработать и реализовать оперативный комплекс мер по их нейтрализации. Оценка конкурентоспособности предприятий также крайне важна для потенциальных инвесторов при оценке инвестиционной привлекательности региона и при разработке стратегии регионального развития [1; 2].

Управление конкурентоспособностью требует объективного инструмента оценки. Неправильный выбор метода оценки может привести к ошибочным управленческим решениям. В настоящее время не существует общепринятой методологии оценки конкурентоспособности предприятий. Каждая компания оценивает свое конкурентное положение по своей методике, а суть и эффективность её применения не афишируют.

Большинство методов оценки конкурентоспособности предприятий основаны на использовании различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового состояния, эффективности инвестиций и др. Так, многие авторы за основные показатели конкурентоспособности предприятия предлагают принять: экономический потенциал и эф-

фективность деятельности; уровень управления; производственный и маркетинговый потенциалы, которые отражают способность предприятия производить и реа-лизовывать определенную продукцию в необходимых количествах, в требуемом объеме. время; исследовательский потенциал; финансовое положение; репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность; состояние и квалификация трудовых ресурсов [3].

Технологическое развитие предприятий как отдельный предмет исследования привлекло внимание практиков, исследующих актуальные вопросы, касающиеся национальных или международных аналитических обобщений [4]. В то же время интенсификация инновационного развития и формирование новой экономики, основанной на технологиях, приводит к интенсификации не только прикладных, но и научных исследований причин и последствий изменения ключевых технологий в обществе, т.е. влияния на распространение технологических ноу-хау, а также динамику потребительского поведения. В более широком смысле технология определяется как поток специализированных знаний, процессов и материалов, которые используются при проектировании, производстве и эксплуатации продукции [5].

При этом при оценке конкурентоспособности необходимо учитывать не только совокупность показателей, связанных с управлением проектами и соглашениями, но и другие критерии - совокупность условий реализации продукции, послепродажного обслуживания, утилизации, возможности поставки производственных ресурсов, ограниченной доступности ресурсов и др.

Общая конкурентоспособность предприятия рассчитывается как средневзвешенное геометрическое значение. Данная методика учитывает большое количество факторов, обеспечивающих конкурентный статус предприятия. Однако метод не лишен субъективизма, поскольку количественный показатель изначально субъективно переводится в качественный, а затем по шкале «Харрингтона» снова в количественный. Также, если один из показате-

лей эффективности предприятия равен нулю (нулевое значение желательности), то уровень конкурентоспособности будет равен нулю, что может быть и не так. Точность оценки конкурентоспособности по данной методике во многом зависит от квалификации эксперта и является во многом субъективным процессом, поскольку интегральный показатель рассчитывается с использованием кредитного плеча, определяемого экспертами.

Также конкурентоспособность организации можно провести с помощью норм потребительской ценности, которая в свою очередь включает: проведение оценки таких решений как: маркетинговых, управленческих или организационных. Данный метод, по нашему мнению, может позволить провести оценку уровня конкурентоспособности организации именно в сравнении с оценкой реальных потребностей потребителей рассматриваемой организации.

Рассматривая графические методы, стоит обратить внимание на многоугольник конкурентоспособности, который включает в себя графическое определение полученного в результате проводимой оценки положения организации в сравнении с основными конкурентами на рынке или в отрасли. Следует отметить, что здесь оценка происходит на основе ранее отобранных наиболее важных и главных критериев деятельности. С помощью накладывания таких многоугольников, можно определить слабые и сильные стороны организации, а также ее конкурентов.

Распространённым методом оценки конкурентоспособности выступает матричный метод, анализ происходит именно при учёте жизненного цикла продукции организации. В него входят: матрица БКГ, «привлекательность рынка - преимущества в конкуренции», Матрица Портера и т.д.

Матрица Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ) - это теоретически обоснованный метод, основанный на маркетинговой оценке продуктов. Этот метод отличается простотой и ясностью. Это позволяет принимать стратегические решения в отношении стратегии продукта. Однако этот

метод часто не учитывает финансовые характеристики конкурентоспособности предприятия.

Для оценки конкурентоспособности используется также матрица МсК^еу, представленная в виде системы координат и применяемая с целью определения, формирования и внедрения стратегических решений. В матрице МсК^еу используется соотношения двух параметров: «конкурентоспособность компании» и «привлекательность отрасли».

SWOT-анализ - в настоящее время данный метод один из наиболее распространенных методов оценки конкурентоспособности отечественной экономической практики. Этот анализ позволяет выявить определенное количество действий, которые необходимы для улучшения экономической деятельности предприятия и способствуют повышению уровня конкурентоспособности. Использование SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для компании. Сильные и слабые стороны выступают факторами внутренней среды, возможности и угрозы - внешними. Стоит уточнить, что слабые стороны могут стать сильными при определенных условиях, а также в случае их устранения. То же самое относится и к угрозам. Если организация в свою очередь вовремя не воспользуется своей возможностью, это также может стать угрозой в будущем.

Анализ различных методов оценки конкурентоспособности свидетельствует о том, что ни один из них не будет иметь приоритета над другими, т.к. каждый метод имеет как достоинства, так и определённые недостатки. Поэтому при выборе метода необходимо учитывать потребности самого предприятия и предпочтения руководства, поскольку не существует единого подхода, который мог бы наиболее точно определить конкурентоспособность предприятия.

Показатель конкурентоспособности предприятия может быть проведен только в сравнении с похожими объектами конкурирующих предприятий, и этот показатель является относительным. Все вышеперечисленные подходы работают по это-

му принципу. В зависимости от показателей, выбранных для оценки конкурентоспособности предприятия, результаты также могут отличаться.

Таким образом, для оценки конкурентоспособности предприятия используются критерии оценки, которые формируются в соответствии с характером предприятия или же самого исследования. Кроме того, организация должна иметь в виду факторы конкурентоспособности, которые лежат в основе этой концепции, а сама конкурентоспособность - это, с одной стороны, характеристика (внутренний фактор) самого предприятия, а с другой стороны, факторы, связанные с ним.

Проведенные исследования методик оценки конкурентоспособности показывают, что трактовка критериев конкурентоспособности среди ученых неоднозначна, критерии могут варьироваться в зависимости от исследования, выбор критериев зависит от доступности и открытости информации об объекте исследования.

Гораздо больше исследований проводится на основе выявления факторов конкурентоспособности. Ключевым фактором, определяющим специфику методологического подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия, являются особенности внутренней и внешней бизнес-среды, в условиях которой руководство предприятия должно принять решение об оптимизации количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности.

Система показателей для каждого предприятия в конкретной отрасли отличается тем, что каждый вид экономической деятельности имеет свои особенности, и поэтому сравнивать можно только те параметры, которые идентичны по значению и действуют на одном рынке.

Потребители должны использовать только количественные и качественные показатели, которые позволяют объективно оценивать их. В свою очередь, эксперты оценивают конкурентоспособность предприятия по показателям, которые можно сравнить с аналогичными показателями конкурентов. При проведении оценки в сравнении с основными конку-

рентами рекомендуется сгруппировать основные технико-экономические показатели по направлениям и характеристикам деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и др.).

Анализ каждого показателя позволяет сделать вывод о том, что в одной и той же отрасли предприятия могут иметь практически одни и те же характеристики, однако объём продаж при этом может существенно отличаться, а следовательно, размер прибыли и показатели рентабельности будут различны. Это свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований по всем направлениям и во всех аспектах хозяйственной деятельности с целью определения влияния различных групп показателей на конкурентоспособность предприятия и своевременной разработки и реализации комплекса мер по нейтрализации их негативного влияния.

Таким образом, в современных условиях серьёзной конкуренции успех предприятия на внутреннем и внешнем рынках сбыта конечной продукции зависит от организованной системы формирования и повышения конкурентоспособности, кото-

рая является основным звеном, обеспечивающим высокую эффективность его хозяйственной деятельности. Достижению стратегических целей в определенной степени препятствует отсутствие необходимых теоретических разработок и практической апробации эффективной инновационной модели оценки конкурентоспособности предприятия как основы своевременного выявления возникающих проблем и реализации соответствующих превентивных мер. Для выбора оптимального плана мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия необходимо обеспечить расчет интегрального показателя конкурентоспособности предприятия и изучить специфику его изменений в последние годы. При этом следует иметь в виду, что использование широкого спектра показателей при оценке уровня конкурентоспособности может привести к снижению доли наиболее влияющих факторов, увеличить вероятность ошибки в прогнозировании и направить руководство предприятия на реализацию другого комплекса мер по улучшайте ценности, которые не имеют отношения к предприятию.

Библиографический список

1. Субботина Т.Н. Инвестиционная привлекательность Калужской области: факторы и методики оценки // Научное обозрение: теория и практика. - 2020. - Т. 10. - № 8 (76). -С. 1600-1614.

2. Субботина Т.Н. Инновационное развитие региона как фактор устойчивого развития / Т.Н. Субботина, О.А. Кожина // Вектор экономики. - 2020. - №12 (54). - С. 49.

3. Ларин С.Н., Герасимова Е.В., Стебеняева Т.В. Трансформация понятий конкурентоспособность предприятия и производимой им продукции с учетом влияния санкционных ограничений // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 9-1. - С. 164-171.

4. Чураева А.В. Обзор теоретических подходов к определению конкурентоспособности фирмы // Торговля, сервис, индустрия питания. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 94-103.

5. Рябчук П.Г. Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия с использованием механизма аутсорсинга // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 9-2. - С. 180-185.

6. Давыдов А.С., Шевченко О.П. SWOT-анализ как метод оценки конкурентоспособности современной организации // Экономика и управление в условиях современной России. - 2021. - С. 79-83.

ANALYSIS OF METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS

OF THE ENTERPRISE

D.I. Cheburakhina, Student

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article presents a comparative analysis of existing methods of assessing the competitiveness of enterprises. It is concluded that there is no generally accepted unified methodology for assessing the competitiveness of enterprises. The main indicators used in assessing the competitiveness of enterprises are summarized. The revealed methods of assessing the competitiveness of enterprises are analyzed taking into account the existing advantages and disadvantages, as well as limitations in use. The authors made a conclusion about taking into account the industry specifics and tracking in the dynamics of the integral indicator of the competitiveness of the enterprise during the evaluation.

Keywords: competition, competitiveness of the enterprise, assessment of the competitiveness of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.