Научная статья на тему 'Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации'

Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1915
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / GOVERNMENT PROGRAM / THE METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левицкая Н. В., Савельев И. И.

Проведен анализ методической базы оценки эффективности выполнения государственных программ Российской Федерации и некоторых ее субъектов. Сделаны выводы о достаточно большом разнообразии существующих методик, которые условно можно объединить в три группы, а также о недостаточном научно-правовом обосновании имеющихся методик. Предложен подход, при котором в рамках ассоциации контрольно-счетных органов субъектов РФ будут разработаны и апробированы не более трех-четырех научно обоснованных методик оценки эффективности реализации государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of methods of estimation of efficiency of realization of state programs of separate subjects of the Russian Federation

The analysis of methodological basis of evaluation of performance of government programs of the Russian Federation and some of its subjects is performed. Conclusions of a large variety of actual techniques which can be conditionally combined in three groups as well as of insufficient scientific and legal arguments of actual techniques were drawn. The proposed approach in which the framework of the Association of control and accounts bodies of constituent entities of the Russian Federation will be developed and tested not more than three or four scientific methods of evaluating the effectiveness of implementation of government programs.

Текст научной работы на тему «Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации»

Н. В. ЛЕВИЦКАЯ

К.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: аудит, государственные программы, МСФО

E-mail: lnv.O 5ixbmail.ru

УДК 336.1

)оведен анализ методической базы оценки эффективности выполнения государственных программ Российской Федерации и некоторых ее субъектов. Сделаны выводы о достаточно большом разнообразии существующих методик, которые условно можно объединить в три группы, а также о недостаточном научно-правовом обосновании имеющихся методик. Предложен подход, при котором в рамках ассоциации контрольно-счетных органов субъектов РФ будут разработаны и апробированы не более трех-четырех научно обоснованных методик оценки эффективности реализации государственных программ.

государственная программа, методика оценки эффективности.

Анализ методик оценки эффективности

реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации1

и. и. САВЕЛЬЕВ

К.э.н., доцент кафедры

«Менеджмент

и маркетинг»

ФГОБУВПО

«Финансовый

университет

при Правительстве

Российской

Федерации».

Область научных

интересов:

региональная

экономика,

государственное

и муниципальное

управление,

национальная

безопасность

E-mail: [email protected]

! Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 16-12-33003/16 «Разработка методического обеспечения оценки эффективности реализации государственных программ (федеральный и региональный аспекты) для оптимизации бюджетного планирования и повышения результативности государственного управления »(Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее», 2016— Владимирская область).

В Российской Федерации в целом и ее субъектах в частности вместо целевых программ активно внедряются государственные программы. Государственной программой (ГП) является «система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности» [Постановление, 2010].

Для достижения целей ГП используется не только бюджетное финансирование (как это

предусмотрено для долгосрочных и ведомственных целевых программ), но и меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами.

Одной из важнейших задач является оценка эффективности реализации ГП Российской Федерации и ее субъектов. Как показало исследование нормативно-правовых актов, субъекты Российской Федерации используют три основных подхода к разработке методики оценки эффективности реализации ГП. Рассмотрим эти подходы и приведем наиболее успешные примеры их использования среди субъектов РФ.

Подход

«Федеральный»

Утверждены порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП [Постановление, 2010] и методика оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации [Приказ, 201 Зг]. Согласно указанным нормативным актам, оценка эффективности реализации ГП осуществляется в два этапа:

• Оценка эффективности реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, для чего используются оценки достижения целей и решения задач подпрограмм (федеральных целевых программ), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;

• Оценка эффективности реализации ГП, причем учитываются оценки степени достижения целей и решения задач ГП и оценки эффективности реализации подпрограмм и федеральных целевых программ.

Эффективность реализации ГП высчитывает-ся по формуле:

£еп = 0,5Деп + 0,5Х£п.пА}/7, (1)

1

где Етп - эффективность реализации ГП; Птп -степень реализации государственной программы; Епп - эффективность реализации подпрограммы (федеральной целевой программы); А] - коэффициент значимости у'-й подпрограммы (федеральной целевой программы) для достижения целей ГП, определяемый в методике оценки эффективности ГП ответственным исполнителем. Эффективность реализации ГП может быть высокой (Егп > 0,90), средней (0,80 < Етп < 0,90) или удовлетворительной, если 0,70<ЕГП< 0,80.

Утверждены порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП Ленинградской области [Постановление, 2013а] и идентичная федеральной методика оценки эффективности реализации ГП Ленинградской области [Приказ, 20136].

Утверждены порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП Удмуртской Республики [Постановление, 2011; Приказ, 2013в] и методика оценки эффективности реализации ГП Удмуртской Республики [Постановление, 2013в]. В Удмуртской Республике методика оценки эффективности ГП содержит более четкий алгоритм оценивания степени реализации мероприятий ГП, чем в аналогичной методике для Российской Федерации в целом, и во многом аналогична ей.

Утвержден порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП Нижегородской области [Постановление, 20136]. До 1 января

2016

2016 года в Нижегородской области действовала критериальная оценка эффективности ГП [Постановление, 2007], основанная на пяти критериях:

• соответствие ГП приоритетам социально-экономического развития Нижегородской области и актуальность индикаторов целей ГП;

• выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации ГП;

• достижение индикаторов целей ГП;

• степень выполнения мероприятий ГП;

• динамика показателей экономической, обще-ственно-экономической и общественной эффективности реализации ГП.

В итоге рассчитывался интегральный показатель критериев с использованием весовых коэффициентов. Методика оценки эффективности ГП Нижегородской области [Постановление, 2014а] с 1 января 2016 года во многом аналогична методике оценки эффективности ГП Российской Федерации.

Подход

«Общий для госпрограмм»

Утвержден порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП Новосибирской области [Постановление, 20146] и методика оценки эффективности реализации ГП Новосибирской области [Приказ, 2014]. Данная методика представляет собой интегральную оценку с использованием весовых коэффициентов целевых индикаторов. Интегральная оценка эффективности реализации ГП - показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации ГП и уровня финансового обеспечения ГП. По нашему мнению, рассматриваемая методика наиболее близка к оптимальному варианту оценки ГП с позиции интегрального подхода и зарубежной практики.

Утверждены порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП Ставропольского края [Постановление, 20116] и методика оценки эффективности реализации ГП Ставропольского края [Постановление, 2014г]. Согласно методике, оценивается степень:

• достижения целей ГП (решения задач подпрограммы);

• соответствия кассовых расходов бюджета на реализацию ГП и фактических расходов юридических лиц, участвующих в реализации ГП, их запланированному уровню;

• выполнения ведомственных целевых программ и основных мероприятий ГП [Постановление, 2014г].

Степень достижения непосредственных результатов реализации ГП предлагается определять по формуле:

>ЬПП

где Ртп - степень достижения непосредственных результатов реализации ГП; пп п - количество подпрограмм; -Рпп, - степень достижения непосредственных результатов реализации 7-й подпрограммы.

Методика содержит достаточно большое количество взаимосвязанных рассчитываемых показателей, для каждого приведены соответствующие формулы. Методика является уникальной, но, на наш взгляд, недостаточно обоснованной, так как в методике недостаточно четко прописан порядок определения отдельных показателей оценки, например количества достигнутых в отчетном финансовом году непосредственных результатов основного мероприятия подпрограммы.

Утвержден порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП Свердловской области и методика оценки эффективности реализации ГП рассматриваемого субъекта [Постановление, 2014в]. Методика основана на оценке по шкалам и тем уникальна [Постановление, 2014в]. Оценка эффективности реализации ГП выставляется по двум направлениям:

• оценка полноты финансирования 0\ по шкале оценки полноты финансирования;

• оценка достижения плановых значений целевых показателей 02 по шкале оценки достижения плановых значений целевых показателей. Оценка эффективности реализации ГП в отчетном периоде осуществляется путем анализа полученных значений 0\ и 02 при помощи результирующей шкалы оценки эффективности ГП. По нашему мнению, указанная методика является недостаточно обоснованной, так как, согласно рассматриваемой методике, например, по государственным программам здравоохранения следует рассчитывать среднее арифметическое отношений минут, человек, километров и т.п. (единицы измерения целевых показателей), что, на наш взгляд, неуместно.

Подход

«Индивидуальный для госпрограмм»

Утвержден порядок подготовки, реализации и оценки эффективности ГП г Москвы [Постановление, 2011а], но отсутствует конкретная методика оценки эффективности ГП г Москвы [Приказ, 2013а]. Приводятся лишь общие вопросы оценки. Оценка эффективности ГП учитывает:

• степень достижения конечных результатов ГП;

• степень достижения конечных результатов подпрограмм ГП;

• степень достижения непосредственных результатов мероприятий подпрограмм ГП (мероприятий ГП, не отнесенных в подпрограммы ГП);

• степень соответствия запланированному уровню затрат;

• степень соответствия запланированным срокам;

• степень достижения целей и задач ГП, подпрограммы [Приказ, 2013а].

В ГП «Открытое Правительство» указано, что эффективность реализации программы ежегодно оценивается на основе целевых показателей и индикаторов, предусмотренных приложением 1 к программе, исходя из соответствия фактических значений показателей (индикаторов) их целевым значениям [Государственная, 2001, раздел V].

В ГП «Культура Москвы 2012-2016 гг» алгоритм оценки результативности и эффективности программы определяется по отдельным этапам и итогам реализации [Государственная, [2012], раздел VIII].

Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы по отношению фактического результата к запланированному результату на основе проведения план-факгного анализа реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы. Результативность также оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы.

Эффективность оценивается как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и программе в целом. Приводятся формулы индекса результативности и индекса эффективности.

Эффективность реализации программы также оценивается как степень фактического достижения показателей (индикаторов) по формуле:

■Мф! Мф2 Мф» Е = М„1 Мн2 ••• Мн„ % (3)

где Е - эффективность реализации программы, %; Мф! - фактический показатель, достигнутый в ходе реализации программы; А/н1 - нормативный показатель, утвержденный программой; и -количество показателей (критериев) программы.

Таким образом, анализ отдельных ГП Москвы свидетельствует о различных подходах к оценке их эффективности, что, по нашему мнению, зна-

20161№ 4 (97)

чительно усложняет не только саму оценку эффективности, но и управление ГП в целом.

Как показало исследование, на уровне субъектов Российской Федерации нет единого подхода к оценке эффективности реализации ГП. Анализ отдельных ГП в регионах продемонстрировал существование различных подходов к оценке эффективности ГП даже в рамках одного субъекта Российской Федерации.

Кроме тога, возникают вопросы о построении математического аппарата методик оценки эффективности ГП, применяемых в субъектах Российской Федерации. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и программе в целом или как отношение только затратных финансовых показателей.

Наиболее сбалансированной, комплексной и объективной мы считаем методику оценки эффективности ГП Новосибирской области, которая представляет собой интегральную оценку эффективности реализации ГП с использованием весовых коэффициентов целевых индикаторов. Интегральная оценка позволяет определить качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации ГП и уровня ее финансового обеспечения.

На наш взгляд, большое разнообразие методик оценки эффективности ГП не является залогом их качества. Более целесообразным мы считаем подход, при котором в рамках ассоциации контрольно-счетных органов субъектов Российской

Федерации будут разработаны и апробированы не более трех-четырех научно обоснованных методик оценки эффективности реализации ГП, которые могут быть рекомендованы для применения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При разработке (совершенствовании) методики оценки эффективности ГП мы предлагаем уделить особое внимание:

• повышению уровня ответственности должностных лиц, участвующих в управлении реализацией ГП;

• организации процесса сбора информации, подтверждающей достижение непосредственных результатов ГП (подпрограммы);

• повышению качества отчетов по промежуточным и окончательным итогам реализации ГП;

• привлечению внешних экспертов и общественности к оценке реализации ГП;

• построению научно-обоснованного математического аппарата;

• разработке программного обеспечения для оперативного и качественного контроля этапов реализации ГП.

Следует отметить, что основные подходы к автоматизации процессов формирования, реализации и оценки эффективности ГП рассматриваются в работе [Савельев И.И., Никифорова C.B., 2016]. Предлагаемый подход нацелен на повышение качества оценки эффективности реализации ГП, прозрачности финансирования и оценку достижения целевых параметров ГП, снижение рисков неэффективного использования бюджетных средств и, как следствие, повышение эффективности бюджетного управления.

_гффективное Антикризисное 'правление

1. Государственная программа города Москвы «Культура Москвы 2012-2016 гг.» ([2012]) // Департамент культуры города Москвы. URL: http://kultura.mos.ru/legislation/projectsl/979710/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Государственная программа города Москвы «Открытое Правительство» на 2012-2016 гг (2011) // Управа района Кунцево города Москвы. URL: https://kuntsevo.mos.ru/prog/gov_2012-2016.pdf.

3. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г № 588 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (2010) //КонсульташЛлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 103481/.

4. Постановление Правительства Ленинградской области от 7.03.2013 № 66 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области» (ред. 18.04.2016 года) (2013а) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/537931984.

5. Постановление Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы» (2011а) //Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/296596/.

6. Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 274 «Об утверждении методики оценки эффективности государственных программ Нижегородской области» (2014а) // Официальный сайт Правительства Нижегородской области. URL: http://government-nnov.ru/?id=150986.

I

75

Наука

Сшшж Шщрщэдрш

7. Постановление Правительства Нижегородской области от 27.06.2007 № 202 «Об утверждении Методики оценки эффективности государственных программ Нижегородской области и корректировок предоставляемых бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов» (2007) // Официальный сайт Правительства Нижегородской области. URL: http:// go vernment-nno v. ru/ ? id=24569.

8. Постановление Правительства Нижегородской области от 12.07.2013 № 470 (ред. от 28.01.2016) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области» (20136) // КонсультантПлюс. URL: http://goo.gl/NxHtRW.

9. Постановление Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п (ред. от 22.06.2015) «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» (20146) //КонсультантПлюс. URL: http://goo.gl/EXXzTY.

10. Постановление Правительства Свердловской области от 17.09.2014 № 790-ПП «Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области» (2014в) // Официальный сайт Министерства экономики Свердловской области. URL: http://economy.midural.ru/content/pravitelstvo-sverdlovskoy-oblasti-postanovlenie-ot-

17092014-по-790-рр.

11. Постановление Правительства Ставропольского края от 20.04.2011 (ред. 16.07.2015) № 134-п «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ставропольского края» (20116) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/461500929.

12. Постановление Правительства Ставропольского края от 14.02.2014 № 47-п «Об утверждении Методики оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края» (2014г) // Кодекс. URL: http://docs.cntd. ru/document/42 3833630.

13. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 03.05.2011 № 131 «Об утверждении Положения о разработке и реализации государственных программ Удмуртской Республики» (2011 в) // Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru/regulatory/?typeid=352494&page=21&page =339&doccnt=.

14. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 № 611 «О порядке проведения оценки эффективности реализации государственных программ Удмуртской Республики» (2013в) // Официальный сайт Министерства экономики Удмуртской Республики. URL: http://economy.udmurt.ru/prioriteti/ser/gp/norm_gp/post611.pdf.

15. Приказ Департамента экономической политики и развития г Москвы и Департамента финансов г. Москвы от 17.12.2013 № 269/143-ПР «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ города Москвы» (2013а) //Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/537983552.

16. Приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 13.06.2013 № 15 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области» (20136) // Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: http:// econ.lenobl.ru/Files/dbelectron/13 76918577pnkaz_15_ot_l 3_06_13 .pdf.

17. Приказ Министерства экономики Удмуртской Республики от 31.12.2013 № 359 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Удмуртской Республики» (2013в) // Архив Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurtia-gov.ru/doc/45014/.

18. Приказ Министерства экономического развития Новосибирской области от 04.04.2014 № 63 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области» (2014) // Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области. URL: http://www.econom.nso.ru/page/174.

19. Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (2013г) //Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/70485826/.

20. Савельев И.И., Никифорова C.B. (2016) Автоматизация оценки эффективности реализации региональных государственных программ // Экономика и предпринимательство. № 1-1 (66-1). С. 1050-1054.

подписаться на журнал

Эффективно Управление»

нтикризисное

СПОСОБ

СПОСОБ

СПОСОБ

№1

Подписка через редакцию

]СТЬ ПОДПИСКИ:

на 6 месяцев - 1770 рублей (3 номера) на 12 месяцев - 3540 рубля (6 номеров) В стоимость включены почтовая доставка и НДС

на PDF-версию на ГОД (с НДС) - 1920 руб. (журнал будет приходить на ваш mail). Всем студентам и преподавателям скидка 50% при подписке на печатную или PDF-версию журнала

№2

Подписка через агентства.

• Агентство «Роспечать», каталог «Газеты. Журналы» - подписной индекс 33222 Интернет-магазин подписки на периодику Presscafe

• Агентство «АРЗИ», каталог «Пресса России» - подписной индекс 88671 Подписка на журналы и газеты через интернет-каталог

• Агентство «МАП», каталог «Почта России» - подписной индекс 35851 Онлайн-версия: каталог российской прессы «Почта России»

• Агентство ООО «Урал-Пресс» во всех регионах РФ

Подписка на электронную версию через сайт Delpress.ru, ЛитРес, Пресса.ру

• Агентство ЗАО «ПРЕССИНФОРМ», г. Санкт-Петербург

№3

Подписка на мобильную версию журнала в AppStore и Google Play

ИТЕЛЬИАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

НИШ +7 (812) 495-43-01 EftVfrd +7 (812) 325-20-99 podpi [email protected]

E-MAIL: WWW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.