Научная статья на тему 'Анализ методик обучения игре на клавесине (на основе музыкальных трактатов Франции конца XVII начала XVIII вв. )'

Анализ методик обучения игре на клавесине (на основе музыкальных трактатов Франции конца XVII начала XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1257
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВЕСИНЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ / КЛАВИРНЫЕ ПЕДАГОГИ XVIII В / М. СЕН-ЛАМБЕР / Ф. КУПЕРЕН / Ж.-Ф. РАМО / M. SAINT-LAMBERT / F. COUPERIN / TEACHING METHODS OF PLAYING THE HARPSICHORD / MUSICAL TREATISE / CLAVIER TEACHERS OF XVIII CENTURY / JF RAMEAU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гудкова Лариса Александровна, Гетьман Виктория Викторовна

Опираясь на французские музыкальные трактаты XVII начала XVIII вв., рассмотрена специфика подходов известных музыкантов (М. Сен-Ламбер, Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо) к проблеме обучения на клавесине. Выявлены принципы, ставшие основой развития мировой исполнительской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF TEACHING METHODS OF PLAYING THE HARPSICHORD (BASED ON THE FRENCH MUSICAL TREATISES OF THE END OF XVII BEGINNING OF XVIII CENTURIES)

On the basis of the French musical treatises of the end of XVII beginning of XVIII centuries, the specificity of approaches of the musicians (M. SaintLambert, F. Couperin, J.F. Rameau) to the problem of teaching playing the harpsichord was considered. The principles that formed the basis for the development of the world performing school were identified.

Текст научной работы на тему «Анализ методик обучения игре на клавесине (на основе музыкальных трактатов Франции конца XVII начала XVIII вв. )»

Л.А. Гудкова, В.В. Гетьман

Анализ методик обучения игре на клавесине

(на основе музыкальных трактатов Франции конца XVII - начала XVIII вв.)

Опираясь на французские музыкальные трактаты XVII - начала XVIII вв., рассмотрена специфика подходов известных музыкантов (М. Сен-Ламбер, Ф. Купе-рен, Ж.-Ф. Рамо) к проблеме обучения на клавесине. Выявлены принципы, ставшие основой развития мировой исполнительской школы.

Ключевые слова: методика обучения игре на клавесине, музыкальный трактат, клавирные педагоги XVIII в., М. Сен-Ламбер, Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо. о

сз

В XVII в. относится начало дифференцированного подхода к обуче-

го

нию на органе и клавире, в связи с чем происходит деление на орган- * ную и клавирную педагогику. Для музыкантов-профессионалов клавесин 2 и клавикорд стали теми инструментами, при помощи которых заклады- ^ вался фундамент образования универсального музыканта в системе комплексного подхода к обучению.

Значительный интерес в области клавирной педагогики представляют методические пособия и трактаты музыкантов конца XVII - первой половины XVIII вв., издание которых приходится на расцвет клавесинизма во Франции [3]. Наиболее значимыми среди них являются работы Мишеля Сен-Ламбера (1610-1696), Франсуа Куперена (1668-1733) и Жана Филиппа Рамо (1683-1764). Остановимся на характеристике их основных положений.

М. Сен-Ламбер - французский композитор, певец и педагог, танцор и игрок на теорбе. В работе «Клавесинные принципы» (1702) М. Сен-Ламбер один из первых обращает внимание на анализ музыкальных способностей учащегося, необходимых для занятий музыкой: «для успешного обучения игре на клавесине необходимо обладать, прежде всего, слухом и хорошей рукой» [1, с. 20]. Он также высказывает суждения о необходимости индивидуального подхода к ученикам: «у хорошего педагога столько же различных метод, сколько дарований ему приходиться воспитывать» [Там же, с. 21]. М. Сен-Ламбер говорит также о важности приобретения первоначальных навыков: «я не знаю большего недостатка у педагога по клавесину, чем неумение поставить руку своим ученикам, следствием чего являются плохие навыки игры» [Там же, с. 22]. Он внимательно относится к практической деятельности, в частности, к исполнению украшений. «В выборе украшений предоставляется полная свобода... Однако лучше сперва подчиниться авторским украшениям... и играть их в пьесах там, где они указаны, пока не приобретешь достаточного опыта, чтобы безошибочно решать, не принесут ли вреда иные...» [Там же, с. 22].

В клавирных руководствах Ф. Куперена (придворного клавесиниста, композитора, органиста, педагога), яркого представителя стиля рококо, систематизированы характерные исполнительские принципы французских клавесинистов и даны педагогические советы, не утратившие своего значения до настоящего времени. В своем наиболее значимом труде -трактате «Искусство игры на клавесине» (1716) - Ф. Куперен уделяет большое внимание проблемам эстетики музыки, техническому и твор-

ч: го Ф СР

ш иэ

ческому развитию ученика, определяя задачи и способы их реализации в обучении. Как и М. Сен-Ламбер, и Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперен рекомендует начинать занятия с детского (6-7 лет) возраста, на самом простом, слабо оперенном одномануальном клавесине или спинете, чтобы легче сформировать руки и приучить их к правильному положению. Он, в частности, пишет: «Этот пункт имеет огромную важность, так как хорошее исполнение в гораздо большей степени зависит от гибкости и свободы пальцев, чем от силы» [4, с. 14]. Современна для наших дней и мысль Ф. Купе-рена о том, что к игре по нотам нужно приступать лишь спустя некоторое время после начала обучения. Он также рекомендует заучивать как можно больше пьес наизусть для увеличения объема памяти, что в современной музыкальной педагогике определяется как обучение на высоком уровне сложности.

Особое внимание Ф. Куперен уделял начальному этапу обучения, когда происходит постановка и формирование аппарата. В частности, он подчеркивал, что необходимое изящество исполнения начинается с положения корпуса и посадки за инструментом. Не меньшее значение он уделял мимике исполнителя, в связи с этим рекомендовал во время занятий ставить на пюпитр зеркало, чтобы избавиться от «гримас», мешающих и слушателю, и самому исполнителю. Советы по поводу поведения за инструментом: не качать головой и корпусом, не отбивать такт ногой, не смотреть на публику, держаться свободно, - имеют первостепенное значение не только для любой клавирной методики, но и для современного преподавания на инструменте.

Первые уроки с детьми должны проходить только под контролем учителя, чтобы предостеречь учеников от непродуманных действий. С раннего возраста, по методике Ф. Куперена, необходимо делать «небольшие пальцевые упражнения в виде пассажей и различных ЬайепБ, начиная с самых простых и расположенных на натуральных ступенях» [3, с. 15], тем самым подготавливая руку к филигранным украшениям. Сам Ф. Куперен называет эти украшения «эволюциями» или «маленькими упражнения для развития руки». Актуальны высказывания Ф. Куперена и о мягкости «туше», которое зависит от «возможно более близкого расстояния между клавишами и пальцами» [Там же]. Это правило перешло и в фортепианную педагогику последующего времени (Бетховен, Шопен, Лист, Гуммель, Черни и др.).

Большое место в работе Ф. Куперена занимают вопросы аппликатуры, неизменно связанные со стилистическими особенностями звукоиз-влечения и техническим совершенством исполнителя. Используя, преимущественно, позиционную мелкую технику, Ф. Куперен обучал своих

воспитанников мягкой, гибкой, плавной и связной манере исполнения, к основанной на мотивной разработке и разнообразии инструментальной о фактуры. В его трактате даны многочисленные примеры соскальзывания пальцев, смены пальцев, беззвучной подмены пальца на одной ноте, указана фразировочная аппликатура, выписана специальная аппликатура 1 для исполнения небольших аккордов, терцовых последовательностей, 2 украшений, пассажей, в том числе и гаммообразных. Французский мастер ¿= явился родоначальником новых аппликатурных принципов, которые продолжил И. С. Бах. Его нововведения относятся, прежде всего, к использованию большого пальца; он называет его первым «и таким образом узаконивает новую номенклатуру, ставшую впоследствии общепринятой» [3, с. 127]. Ф. Куперен в трактате «Искусство игры на клавесине» и во всех своих предисловиях к музыкальным сочинениям настоятельно советует придерживаться его указаний, помет и замечаний тем, кто хочет добиться одухотворенной и совершенной игры на клавесине.

Автор музыкально-теоретических трудов (в которых заложил основы современного учения о гармонии), выдающийся исполнитель на органе и клавесине, композитор с ярким, индивидуальным стилем Ж.-Ф. Рамо был одним из наиболее значительных клавирных педагогов XVIII в. «Метода пальцевой механики», написанная в 1724 г. как приложение ко 2-й тетради его клавесинных пьес, имела более узкую педагогическую направленность (по сравнению с работами М. Сен-Ламбера и Ф. Купере-на) и была посвящена техническому развитию исполнителя. В своем труде Ж.-Ф. Рамо пишет о технических приемах воспитания правильных движений рук и пальцев, о техническом совершенствовании посредством его методики. Основываясь на рациональном подходе к проблеме обучения, автор предлагает достичь результатов «механическими тренировками» и «возродить в пальцах движения, которыми их одарила природа, увеличить их свободу» [1, с. 34]. Постановка руки и клавирная техника рассматривается Ж.-Ф. Рамо в связи со значительным усовершенствованием приемов подкладывания большого пальца и его применения на черных клавишах. Новые аппликатурные приемы связаны с появлением в сочинениях Ж.-Ф. Рамо более развитой фактуры (скачки, гаммы и арпеджио в несколько октав и др.). Большое внимание автор уделяет упражнениям, необходим для развития гибкости запястья, самостоятельности, легкости и свободе движений рук.

Ж.-Ф. Рамо, как и Ф. Куперен, придерживается мнения о том, что основной задачей играющего на клавишно-струнном инструменте является достижение максимально возможной связности звуков. «Пальцы должны падать на клавиши, а не ударять по ним, более того, они должны

ч: го Ф £Р

ш иэ

как бы "течь" последовательно один за другим» [1, с. 35]. Специальные пятипальцевые упражнения, которые применял Ж.-Ф. Рамо в своей методике, впоследствии получили широкое распространение в фортепианной педагогике.

Анализ методических работ М. Сен-Ламбера, Ф. Куперена и Ж.-Ф. Рамо дает основание говорить о том, что в них сформулированы музыкально-эстетические и музыкально-педагогические принципы, которые легли в основу развития мировой и русской фортепианной школ. В конце

XVII в. в методической литературе, посвященной обучению на клавишно-струнных инструментах, впервые начинается широкая разработка музыкально-воспитательных проблем. Одной из важных задач музыкальной педагогики становится проблема обучения «пению» на инструменте, что в отечественной фортепианной педагогике станет одним из главных принципов исполнительства. В методических пособиях конца XVII - начала

XVIII вв. особое внимание уделено вопросам целенаправленного развития технического аппарата учащегося; к исполнению всевозможных мелизмов и орнаментальных фигураций, что способствовало детальной разработке мелкой пальцевой техники; точному соблюдению указаний автора. Методические трактаты французских мастеров-клависинистов, являясь ценнейшим источником исполнительского искусства, не утратили своей актуальности и в современной фортепианной педагогике.

Библиографический список

1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974.

2. Гетьман В.В., Гудкова Л.А. Становление клавирных школ Англии и Франции // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по материалам XXXVI международной научно-практической конференции № 5 (36) (г. Новосибирск, май 2014 г.). Новосибирск, 2014. С. 102-109.

3. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / Пер. с фр. Серовой-Хортик О.А.; Очерк о Куперене, ком. и общ. ред. Мильштейна Я.И.; Теор. часть ком. к «Правилам аккомпанемента» Холопова Ю.Н. М., 1971.

4. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учебное пособие. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.