Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ПЕРИОД КРИЗИСА'

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ПЕРИОД КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ОГРАНИЧЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТУРИНДУСТРИЯ / ПЛАНЫ И МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахундова Айтакин Гасан Кызы

Кризисная ситуация, связанная с распространением коронавируса COVID-19 оказало существенное влияние на все сферы экономической деятельности, в том числе и на развитие туризма. По данным ВТО, мировой туризм вернулся на уровень 1990 г. с уменьшением числа прибытий на 1 млрд. и потерей примерно 1,1 трлн. долларов США. Распространение коронавирусной инфекции нанес значительный ущерб и туристическому сектору Азербайджана, в первую очередь гостиничному бизнесу, деятельности туроператоров и турагентств. В связи с чем, в данной статье исследуется развития туризма в Азербайджане в период обострения COVID-19, рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния пандемии на экономику туристической отрасли республики, изучается комплекс задач и мероприятий, принятых государством по ослаблению последствий кризиса и возрождению туристической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN DURING THE CRISIS

The crisis situation associated with the spread of the coronavirus COVID-19 has had a significant impact on all areas of economic activity, including the development of tourism. According to the WTO, world tourism has returned to 1990 levels with a decrease in arrivals by 1 billion and a loss of about 1.1 trillion. US dollars. The spread of coronavirus infection has caused significant damage to the tourism sector of Azerbaijan, primarily the hotel business, the activities of tour operators and travel agencies. In this connection, this article examines the development of tourism in Azerbaijan during the period of exacerbation of COVID-19, discusses topical issues related to the impact of the pandemic on the economy of the tourism industry of the republic, examines a set of tasks and measures adopted by the state to mitigate the consequences of the crisis and revive tourism activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ПЕРИОД КРИЗИСА»

УДК 338.46 ГРНТИ 06.71.57

Ахундова Айтакин Гасан кызы

д. ф. э., преподаватель кафедры «Мировая экономика» Бакинский Государственный Университет, г. Баку, ул. Академика Захида Халилова, 23

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ПЕРИОД КРИЗИСА.

Akhundova Aytakin Gasan

Ph. D, lecturer at the department of World Economy,

Baku State University Baku city, Academician Zahid Khalilov street, 23

ANALYSIS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN DURING THE CRISIS.

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.2.73.117

Аннотация. Кризисная ситуация, связанная с распространением коронавируса COVID-19 оказало существенное влияние на все сферы экономической деятельности, в том числе и на развитие туризма. По данным ВТО, мировой туризм вернулся на уровень 1990 г. с уменьшением числа прибытий на 1 млрд. и потерей примерно 1,1 трлн. долларов США. Распространение коронавирусной инфекции нанес значительный ущерб и туристическому сектору Азербайджана, в первую очередь гостиничному бизнесу, деятельности туроператоров и турагентств. В связи с чем, в данной статье исследуется развития туризма в Азербайджане в период обострения COVID-19, рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния пандемии на экономику туристической отрасли республики, изучается комплекс задач и мероприятий, принятых государством по ослаблению последствий кризиса и возрождению туристической деятельности.

Abstract. The crisis situation associated with the spread of the coronavirus COVID-19 has had a significant impact on all areas of economic activity, including the development of tourism. According to the WTO, world tourism has returned to 1990 levels with a decrease in arrivals by 1 billion and a loss of about 1.1 trillion. US dollars. The spread of coronavirus infection has caused significant damage to the tourism sector of Azerbaijan, primarily the hotel business, the activities of tour operators and travel agencies. In this connection, this article examines the development of tourism in Azerbaijan during the period of exacerbation of COVID-19, discusses topical issues related to the impact of the pandemic on the economy of the tourism industry of the republic, examines a set of tasks and measures adopted by the state to mitigate the consequences of the crisis and revive tourism activities.

Ключевые слова: развитие туризма, кризис, пандемия Covid-19, ограничения, распространения, государственная поддержка, туриндустрия, планы и мероприятия.

Keywords: tourism development, crisis, Covid-19 pandemic, restrictions, distribution, government support, tourism industry, plans and activities.

Туризм, являясь одним из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей экономики, вступил в XXI век как самый динамично прогрессирующий сектор мировой торговли услугами. Он составляет третью по величине экспортную категорию (после топлива и химических веществ), и в 2019 году на него приходилось 7% мировой торговли. В некоторых странах туризм обеспечивает более 20% от ВВП, и в целом он представляет собой третий по значению экспортный сектор мировой экономики [1].

Исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) выявило, что именно в туризме за последние пять лет было создано 20% новых рабочих мест. В 2019 году число международных туристов достигло 1,5 млрд. человек, что на 4% больше, чем в 2018 году, — рекордный показатель за десятилетний период, в течение которого темпы роста туризма были более

быстрыми, чем мировой экономики в целом. Еще 8,8 млрд. человек пришлось на внутренний туризм. Этот сектор обеспечил экспорт в размере 1,5 трлн долл. США, и в нем прямо или косвенно был занят каждый десятый житель планеты [2]. Вклад индустрии туризма в мировой ВВП в 2019 году составлял 10,4% или 1,7 трлн. долл. - следует из отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), подготовленного совместно с Oxford Economics.

Индустрия туризма в Азербайджане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики, в связи с чем, были разработаны Государственные программы и законодательные акты по развитию туризма АР, увеличилось государственное инвестирование в туристическую отрасль Азербайджана. В частности, 4 июня 1999 г. Президентом Г. Алиевым в Азербайджане был принят закон «О Туризме»,

ив

BBgSB

который и послужил толчком к развитию индустрии туризма, став основой и стержнем правовой системы в сфере туризма в Азербайджане [3].

Важным шагом на пути развития туризма в стране также послужили и две государственные программы по развитию туризма на 2002-2005 гг. и 2010-2014 гг. Более того, в концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее» также отражены задачи и цели по развитию туризма в стране. Отрадно, что в «Стратегической дорожной карте» по национальной экономике, утвержденной указом Президента Азербайджана И Алиева от 6 декабря 2016 г., включающего 11 направлений, одним из направлений является «Стратегическая дорожная карта по развитию специализированной туристической индустрии в Азербайджане». В названных документах определены правовые основы формирования туристской индустрии в Азербайджане, отвечающей современным экономическим, социальным и экологическим требованиям, и обеспечение превращения туристской отрасли в одну из опор развития экономики страны [4, с. 324].

Президент АР И Алиев назвал развитие не нефтяного сектора одним из приоритетных направлений социально-экономической политики, подчеркнув, что «у Азербайджана сильная экономика. Но мы должны стремиться к тому, чтобы развивались не нефтяной, промышленные секторы, секторы сервиса и туризма [5].

В 2019 году Азербайджан, согласно отчетам ВЭФ в общем Международном рейтинге туристической конкурентоспособности (The Travel and Tourism Competitiveness Report 2019), который проводился среди 140 стран, занял 71-е место, улучшив свой средний показатель с 2,7 балла в 2017 году до 3,8 балла в минувшем. Причем наиболее сильными сторонами отечественного туризма были признаны показатели по человеческим ресурсам (22-е место в мире), конкурентоспособности цен (23-е) и развитию бизнес-среды (28-е место) [6].

Однако, уже в начале 2020 г., как выяснилось, туризм стал одним из отраслей, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, которая впервые была зафиксирована 31 декабря 2019 г. в г. Ухань, Китай. 11 марта 2020 года ВОЗ признала вспышку коронавируса пандемией, и на тот момент на планете было зарегистрировано в общей сложности 118 тыс. заразившихся в 114 государствах, а в сутки выявляли примерно по 5 тыс. новых случаев [7]. По данным ВТО, сокращение числа турпоездок по всему миру принесло туристической отрасли только за первые 10 месяцев 2020 года убытки в размере 935 млрд. долларов США. В организации уточнили, что, в январе-августе 2020 г. число международных туристических прибытий в мире сократилось на 700 млн. (на 70%). "В этом случае мировой туризм вернется к уровню 30-летней давности, т. е. на уровень 1990 г. с уменьшением числа прибытий на

East European Scientific Journal #9(73), 2021 45 1 млрд. и потерей примерно 1,1 трлн. долларов США", - добавили в UNWTO [8].

Вклад индустрии туризма в мировой ВВП в 2020 году из-за пандемии коронавируса сократился до 5,5%, следует из отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), подготовленного совместно с Oxford Economics. Отчет охватывает влияние пандемии на туризм в 185 странах и 25 географических или экономических регионах мира

[9]. "В 2019 году вклад туризма в мировую экономику составлял 10,4% или $9,2 трлн. В 2020 году сектор потерял почти $4,5 трлн, а его вклад в мировой ВВП сократился на 49%. При этом общее замедление мировой экономики составило 3,7%", -говорится в отчете. Как отмечают в WTTC, в 2019 году в ходе поездок путешественники потратили $1,7 трлн, что составляло почти 7% международного экспорта и 27,4% экспорта услуг. В 2020 году расходы туристов на путешествия по своим странам, по данным WTTC, сократились на 45%, а расходы в ходе зарубежных поездок - почти на 70%.

Более того, пандемия COVID-19 демонстрирует разрушительное воздействие и на занятость в мире. Так, по оценкам МОТ, пандемия может привести к потере 305 млн. рабочих мест, многие из которых находятся в секторе туризма

[10]. В 2019 году глобальная индустрия туризма обеспечивала (прямо и косвенно) около 330 млн. рабочих мест, что эквивалентно 10,3% от общего уровня занятости, то есть одному из 10 рабочих мест в мире [11]. На каждое рабочее место, непосредственно созданное в сфере туризма, косвенно или опосредованно создаётся около полутора дополнительных рабочих мест. Одни лишь трудоёмкие подотрасли гостиниц и ресторанов дают работу 144 млн. человек по всему миру [12]. В их число входят около 44 млн. самозанятых работников и 7 млн. работодателей. Гостиницы, рестораны, туроператоры, авиаперевозчики и круизные компании приостановили свою деятельность на неопределённый срок. В подотраслях гостиниц и ресторанов 51 млн. предприятий оказались в чрезвычайно сложных условиях для ведения бизнеса, что серьёзно сказывается на возможностях трудоустройства [10].

В связи с чем, в августе 2020 г., была представлена Концептуальная записка Генерального секретаря о туризме и COVID-19, где приводится обзор социально-экономических последствий COVID-19 для туризма, в том числе для обеспечиваемых сектором средств к существованию миллионов людей. Более того, в данной записке утверждена дорожная карта по преобразованию туризма, охватывающая пять приоритетных областей. А именно:

1. Управлять кризисом и смягчать социально-экономические последствия для жизни людей, особенно для занятости и экономической безопасности женщин.

2. Повышать конкурентоспособность и потенциал противодействия.

3. Продвигать инновации и цифровизацию экосистемы туризма.

4. Содействовать обеспечению устойчивости и инклюзивному «зеленому» росту.

5. Укреплять координацию и партнерские связи в целях преобразования туризма и достижения ЦУР [13].

Любой кризис приводит не только к отрицательным, но и к положительным последствиям. Как показывают статистические данные Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), принятые жесткие ограничения на границах, на транспорте, в сфере HORECA, торговли нанесли странам внушительный удар по экономике туризма. Однако, тем не менее, в условиях пандемии неизбежно сформировались новые тренды в сфере туризма, которые повлияли и будут влиять на определение стратегических направлений процессов ее восстановления и дальнейшего развития. Считается, что «стабильная потребность в путешествиях и новых впечатлениях снова поможет индустрии выйти из кризиса» [14].

В нашей стране, в период пандемии ситуация сложились таким образом, что азербайджанские туристы в какой-то степени способствовали развитию внутреннего туризма. Азербайджан благодаря своему уникальному природному, культурному и историческому потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению имеет все основания для развития большинства видов туризма. Поскольку социально-экономические преобразования, произошедшие за последние 20 лет в республике, превратили Баку в один из деловых и культурных центров региона. Если Грузия традиционно известна, главным образом, как страна с развитым историко-культурным туризмом, то Азербайджан в последние годы особенно известен и как провайдер MICE-услуг, где проводятся крупнейшие мероприятия как евроазиатского, так и всемирного масштаба [15, с. 172].

В Азербайджане наряду с деловым туризмом, приоритетным считается и формирование культурно-познавательного туризма, так как в стране насчитывается более 6 тысяч исторических, архитектурных и культурных памятников, некоторые из которых являются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Так, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены «Ичери шехер, Девичья башня и комплекс Дворца Ширваншахов», а также «Культурный ландшафт наскального искусства Гобустана», а в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО входят 15 образцов нематериального культурного наследия нашей страны. Это мугам, праздник Новруз, азербайджанские ковры, национальное блюдо долма, кялагаи и др.

Богатые минеральные и термальные источники, грязевые вулканы, имеющие лечебное

ии

вшам

значение, способствуют интенсивному

формированию в стране лечебного туризма. Особенно в Нафталанском и Нахчыванском регионе, в Массалах и минеральных водах Гянджи. Необычные климатические условия, наличие солнца и пляжа содействуют развитию в Азербайджане пляжного туризма. Благодаря горнолыжным курортам «Шахдаг» и «Туфан» бурно расширяется зимний вид туризма, сельский туризм, по-другому называемый «агротуризмом» или «зеленым» туризмом, привлекательным для развития которого является Гахский район [15, с. 178].

В современных условиях одним из новых, перспективных направлений для расширения туристской отрасли Азербайджана может стать и событийный туризм, как часть стратегии развития внутреннего и въездного туризма. С одной стороны, в АР ежегодно проводится большое количество событийных мероприятий, в том числе мирового уровня (песенный конкурс «Евровидение, первые Европейские игры, IV Исламские игры солидарности, Гран-при Азербайджана Формулы 1 и пр.). А с другой стороны, ежегодно в республике проводятся различные региональные праздники и фестивали. А именно: Праздник граната (2006 г., г. Гёйчай), Габалинский музыкальный фестиваль (2009 г., г. Габала), Праздник яблок (2012 г., г. Губа), Фестиваль хурмы (2017 г.. г. Балакен), Фестиваль винограда (2019 г., г. Шамахы). 12 мая 2021 г. в культурной столице Азербайджана Шуше, на Джыдыр дюзю, прошел музыкальный фестиваль «Хары бюльбюль», организованный Фондом Гейдара Алиева по инициативе Президента АР. Отметим, что фестиваль проводится впервые после освобождения Шуши от армянской оккупации. Это было важным событием в истории азербайджанского народа.

Однако положение с вирусной инфекцией в 2020-2021 годы еще будет препятствовать развитию туристической отрасли, в том числе и в Азербайджане, что дает возможность для решения определенных задач: улучшения соответствующей инфраструктуры, институциональных прав, решения кадровой политики в сфере туризма, для расширения внутренних ресурсов страны. В связи с чем, исследование опыта Азербайджанской Республики в борьбе с пандемией СОУГО-19 и введению антикризисных мер с целью содействия туристическому сектору дает возможность понять, какие меры и какие решения нужно предпринять для дальнейшего развития туризма в республике.

В первую очередь отметим, что до пандемии развитие туризма в Азербайджане отличалось существенными улучшениями основных показателей. В 2019 году Азербайджан посетило рекордное количество человек - 3,17 млн. из 193 стран, что на 11,3% больше в сравнении с 2018 годом. Вклад туризма в ВВП республики составило 3%. И, по данным Госагентство по туризму Азербайджана, из них примерно 2,8 млн. прибыли

с чисто туристическими целями. Прирост 205 человек, функционировало 642 гостиниц и въездного туризма тогда составил 14,7% [16]. В предприятий гостиничного типа, с количеством туристической отрасли, данные на 2019 г., сотрудников -12 481человек (таб. 1, таб. 2)[17, с. действовало 432 туроператоров и турагентств, 36-38]. количество сотрудников в которых составляло - 2

Таблица 1.

Основные показатели туроператоров и турагентств за 2014 - 2019 гг.

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Кол - во туроператоров и турагентств 218 243 272 339 374 432

Кол - во работающих, человек 1 794 1 586 1 836 1 891 2 074 2 205

Доходы туроператоров и турагентств, тыс. манатов 31 107,1 36 482,2 36 758,3 41 034,2 56 439,4 63 363,8

Кол - во принятых и отправленных туристов 101 406 73 527 63 543 77 587 83 722 99 507

Примечание: таблица составлена автором на основании стат. сборника «Туризм и обслуживание в Азербайджане», 2020, с. 38.

Таблица 2.

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Кол - во гостиниц и предприятий гостиничного типа, единиц 535 536 548 563 596 642

Вместимость, мест 35 652 37 278 40 042 41 611 46 693 49 980

Кол - во номеров, единиц 17 363 17 953 20 330 20 778 22 192 23 865

Кол - во размещённых лиц (туристов) 672 345 838 145 1 122 068 1 414 708 1 749 475 1 919 765

В том числе:

Граждане страны 279 555 342 497 345 284 433 476 515 083 603 026

Иностранные граждане 392 790 495 648 776 784 981 232 1 234 392 1 316 739

Кол - во работающих, человек 9 009 8 364 9 838 10 015 11 407 12 481

Доходы от гостиниц и предприятий гостиничного типа, тыс. манатов 181 047,3 183 055,1 240 112,7 284 453,9 359 453,0 450 188,5

Расходы предприятий, тыс. манатов 147 068,1 171 730,8 204 852,3 222 192,9 277 680,5 308 342,5

Примечание: таблица составлена автором на основании данных стат. сборника «Туризм и обслуживание в Азербайджане», 2020, с. 36 - 37

В итоге, на основе данных таблицы 1 и 2, можно заметить о положительном направлении в развитии индустрии туризма в Азербайджане. Так, за период с 2014 по 2019 годы количество туроператоров и турагентств в республике увеличилось на 98%, а число сотрудников выросло на 22%. В период с 2014 по 2019 годы количество гостиниц и предприятий гостиничного типа в стране выросло примерно на 20%, т. е. с 535 до 642 единиц. Увеличилось, соответственно за этот период число номеров, на 37% и количество

размещённых в них туристов, на 185%. И если в 2014 году число размещённых иностранных туристов составило 392 790 человек, то в 2019 году эти показатели выросли на 235% и составили 1 316 739 человек. (табл. 2).

В целом, в 2019 году в гостиницах были размещены 1 919 765 тыс. туристов, рост на 9,7% по сравнению с 2018 годом, из которых 68,6% туристов, размещенных в гостиницах, составили иностранные граждане, т. е. 1 316 739 человек и 31,4%, т. е. 603 026 человек - граждане страны

(диагр. 1) [17, с. 36-37]. 29,4% приехавших были гражданами России, 22,9% - Грузии, 10% - Турции, 8,1% - Ирана, 3,4% - Саудовской Аравии, 2,2% -ОАЭ, 2,1% - Индии, 1,9% - Украины, по 1,6% -

Туркменистана и Ирака, по 1,5% - Казахстана, Пакистана и Израиля, 1,2% - Великобритании, 11% - гражданами других стран и 0,1% - лицами без гражданства [18].

Диаграмма 1.

В процентах, количество размещенных в 2019 г. в гостиницах туристов.

Но из-за пандемии коронавируса (СОУГО-19) ситуация резко изменилась с февраля 2020 г. Из -за многочисленной отмены туров, закрытия сухопутных границ, воздушного авиасообщения, наложение запрета на деятельность гостиниц и предприятий гостиничного типа, абсолютное приостановка проведения массовых мероприятий, привело к резкому снижению въездного и внутреннего турпотока. В результате, загруженность гостиниц и предприятий гостиничного типа с января по март 2020 г. в Азербайджане уменьшилась к аналогичному периоду прошлого года в среднем на 13%, а в январе-марте 2021 года спад на 36,9% [17, с. 39-41]. Госкомстат отмечает, что с апреля 2020 года по март 2021 года иностранцы и лица без гражданства посещали Азербайджан в основном в нетуристических целях.

Почти за 400 дней, прошедших с тех пор, как Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 пандемией, мир ведет и продолжает вести борьбу за жизнь с коронавирусом и его последствиями. Азербайджан - одна из первых стран, которая смогла мобилизовать всеобщие усилия на борьбу с пандемией СОУГО-19. Так, указом Президента Азербайджана, с 24 января 2020 года при кабинете министров Азербайджана был создан Оперативный штаб, который работает круглосуточно, руководит деятельностью всех государственных структур, контролирует и координирует всю работу, связанную с заболеванием [19].

Более того, власти Азербайджана, уже в начале пандемии в связи с ухудшением ситуации с коронавирусной инфекцией, во многих крупных

городах республики ввели жесткий карантинный режим. Население городов могли покидать свои квартиры только на основе СМС-разрешений и специальных разрешений. В этих городах была запрещена деятельность торговых центров, салонов красоты, парикмахерских, музеев, объекты общественного питания могли работать только на вынос. с 3 марта 2020 г. во всех учебных заведениях страны был приостановлен учебный процесс. С 14 марта был введен специальный режим, включающий ряд мер социальной изоляции, а с 24 марта - особый карантинный режим [20].

Карантинные меры, принятые

правительством в связи с пандемией, нанесли экономике Азербайджана определенные потери. С наибольшими трудностями столкнулись авиаперевозчики, туристическая отрасль, а также предприятия малого и среднего микробизнеса, функционирующие в различных отраслях экономики. Многие работающие в этих отраслях остались без работы. По данным главы Министерства экономики Азербайджана, из-за коронавируса экономика страны теряет ежегодно 120-150 млн манатов в день [21]. Вследствие этого, распоряжением президента АР в апреле 2020 г. был подписан План мероприятий по снижению негативного воздействия на экономику Азербайджана пандемии коронавируса (СОУГО-19) и резких колебаний мировых энергетических и фондовых рынков. В данном документе были разработаны программы по оказанию государственной поддержки различным секторам экономики и сферы предпринимательство, которая включает 10 направлений (рис.1) [22].

@&™Д_East European Scientific Journal #9(73), 2021 49

Рисунок 1.

Основные инструменты поддержки экономического роста и развития предпринимательства. _СОДЕРЖАНИЕ_

1. Программа финансовой поддержки по компенсации заработной платы 304.000 работников в сферах, которые понесли убытки от пандемии коронавируса (с целью недопущения сокращения рабочих мест)._

2. Программа финансовой поддержки 292.000 индивидуальных (микро) предпринимателей, работников в сферах, которые понесли убытки от пандемии коронавируса (с целью недопущения сокращения рабочих мест)._

3. Программа налоговых льгот, привилегий и налоговых каникул для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах, которые понесли убытки от пандемии коронавируса._

4. Кредитно-гарантийная программа поддержки новых банковских кредитов для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах, которые понесли убытки от пандемии коронавируса (0,5 млрд. манатов) и др._

5. Кредитно-гарантийная программа поддержки существующего кредитного портфеля для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах, которые понесли убытки от пандемии коронавируса (1,0 млрд. манатов)._

6 ._Социальный пакет для поддержки материального положения населения._

7. Программа поддержки оплаты расходов на обучение для студентов, являющихся членами семей, принадлежащих к социально уязвимым группам._

8. Программа финансовой поддержки механизма ипотечного кредитования и гарантирования кредитов._

9 ._Программа поддержки коммунальных платежей за потребление населением электроэнергии.

10 ._Программа поддержки жизненно важных сфер по осуществлению пассажирских перевозок.

Источник: составлено авторами на основе данных сайта: https://www.taxes.gov.az/ru/post/1013 -Основные инструменты поддержки экономического роста и развития предпринимательства.

Согласно опубликованному документу, гражданам выплатят следующие компенсации:

(рис. 2) [23].

Рисунок 2.

_Азербайджанцам выделят следующие компенсации._

Государственная поддержка различным секторам экономики и сферы предпринимательство.

1. Финансовая поддержка индивидуальным предпринимателям, занятых в отраслях, понесших ущерб от пандемии, и являвшихся налогоплательщиками в 2019 году: для сохранения рабочих мест выделено 80 млн. манатов ($47 млн.) Эти средства получат 300 тысяч человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Работникам, занятым в отраслях, понесших ущерб от приостановки коммерческой деятельности: будет направлено 215 млн. манатов (более $126 млн.), получателями которых станут 300 тысяч человек.

3. В части налоговых льгот малые и средние предприятия, действующие в пострадавших от коронавируса сферах, могут рассчитывать на: упрощенное освобождение от налогов для субъектов микропредпринимательства; временные льготы по налогам на имущество и землю; льготы по налогу на прибыль (подоходному) и упрощенному налогу; на временное освобождение от текущих налоговых платежей по подоходному и имущественному налогам.

4. Почти 200 тыс. человек, зарегистрированных в статусе «безработный» получат по 190 манатов ($110): на эти цели выделено 70 млн. манатов (более $41 млн.).

5. В Азербайджане в течение апреля и мая 2020 г. будет создано 50 тыс. рабочих мест: на это выделено 30 млн. манатов (более $17,5 млн.)

Источник: составлено авторами на основе данных сайта:

(https://az.sputniknews.ru/azerbaijan/20200404/423570916/Pravitelstvo-oglasilo-skhemu-podderzhki-biznesa-i-grazhdan-i-nazvalo-summy-vyplat.html - Правительство огласило схему поддержки бизнеса и граждан и назвало суммы выплат).

В частности, 4 мая 2020 г. в своей вступительной речи на Саммите Движения неприсоединения в формате Контактной группы на тему «Мы вместе против СОУГО-19», посвященный борьбе с коронавирусом, Президент АР сказал: «Для обеспечения экономической стабильности в Азербайджане, решения проблем, связанных с занятостью, обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности был принят пакет социально-экономической поддержки на сумму более 3,5 млрд. манатов или 2

млрд. долларов..... До 1 января 2021 года

налогоплательщикам по сферам деятельности, на которые пандемии оказала непосредственное

влияние, будут предоставлены налоговые льготы и налоговые каникулы. Все это - лишь часть предпринятых шагов. В целом, граждане высоко оценивают принятые государством меры", -отметил Президент республики [24].

В марте 2020 г. министерством экономики АР, Государственным агентством по туризму Азербайджана, Агентством развития малого и среднего предпринимательства, Государственной службой занятости, был составлен пакет, включающий в себя ряд необходимых и неотложных мер, направленных на быстрое восстановление туристического сектора Азербайджана (рис. 3) [25].

Рисунок 3.

Пакет поддержки туристической индустрии,

Разработанные предложения для сведения к минимуму потерь и полного разрушения туристической индустрии в Азербайджане.

1. Выплата зарплат: решено продолжать выплачивать зарплату работникам отелей и ресторанов на средства из государственного бюджета. В то же время предложено приостановить выплаты в Фонд социальной защиты населения, а также другие обязательные выплаты с зарплат трудящихся.

2. Кредитные каникулы: предложено остановить выплаты по кредитам работникам турфирм, отелей, ресторанов, а также предпринимателям, заморозившим бизнес на период карантина.

3. Налоговые каникулы: предприниматели в сфере туризма смогут временно передохнуть от выплат упрощенного, подоходного, земельного налогов, налога на имущество, а также налога на добавленную стоимость.

4. Аренда помещений: предложено сократить, либо приостановить оплату аренды офиса, объектов, коммунальных услуг, телефонной и интернет-связи для предпринимателей, находящихся на грани банкротства.

5. Поддержка новых начинаний: для быстрого восстановления и развития туристической индустрии предложено поддержании стартапов, выдача льготных кредитов, для вторичного развития туристического бизнеса в стране, планируется создать финансовую подушку безопасности или Фонд туризма.

6. Упрощение визового режима: предложено снизить или вовсе ликвидировать ставки визовых пошлин. Специалисты сферы туризма настаивают, чтобы в Азербайджане наконец-то задействовали региональные аэропорты в процессе международных воздушных перевозок; легализовали внештатных работников сферы туризма; снизили налоговый груз сезонным туристическим объектам; отдавали предпочтение местным специалистам во время найма на работу.

Источник: составлено авторами на основе данных сайта:

https://az.sputniknews.ru/economy/20200331/423534619/spasenie-turizma-azerbajian-koronavirus.html - В Азербайджане пытаются создать спасательный круг для туризма

К тому же, в карантинный период были приняты и другие дополнительные меры в туристическом секторе. Так, Государственное агентство по туризму Азербайджана и Бюро по туризму Азербайджана уже в начале эпидемии, в целях ограничения распространения коронавируса, отменили массовые мероприятия и фестивали,

проводящийся в республике. Гостиницы, туристические агентства и туроператоры начали получать поддержку в рамках пакета помощи предпринимателям, разработанного

правительством.

В апреле 2020 г. Бюро по туризму АР, совместно с Государственным агентством по

ив

ялзв

туризму и Агентством продовольственной безопасности Азербайджанской перезапустило свои два веб-сайта, tourismboard.az (В2В) и Azerbaijan.travel (В2С), добавив инновационную программу здравоохранения и безопасности под названием SAHMAN (Санитарно-гигиенические методы и нормы) для местных игроков отрасли с целью улучшения стандартов гигиены и санитарии. SAHMAN (что в переводе с азербайджанского означает безукоризненность) - общенациональная кампания, целью которой является поддержка Азербайджана как направления для туризма и бизнеса, а также продвижение существующих стандартов здравоохранения, безопасности и гигиены. Эта программа является частью государственных мер по ограничению распространения СОУГО-19 и основана на принципах безопасности, прозрачности, социальной ответственности и всеобщности [26]. 8 августа 2020 года Кабинет министров Азербайджана утвердил «Положение о работе гостиниц в период пандемии СОУГО-19», основная задача которого заключается в том, что гостиницам, которые соответствуют правилам, после проверок будут выдаваться санитарно-гигиеническим знаком - SAHMAN от Государственного Агентства по Туризму.

И как отмечают в Госагенстве по туризму АР, восстановление туристической отрасли до уровня 2019 года начнется со следующего года, а в 2023 году туризм сравняется с допандемическим. Все приоритеты по развитию туризма в стране, определенные еще 2019 году, остаются неизменными. «Субсидирование, создание государственного туристического реестра, коррективы законодательства, проекты по грязевым вулканам и другие все так же остаются на повестке. Актуально и создание заповедника "Бешбармаг". Всего лишь реализация новшества затягивается в период пандемии" - указывает Госагентство по туризму Азербайджана [27].

Более того, в целях восстановления туризма после пандемии СОУГО-19, Бюро по туризму Азербайджана разработало четырехэтапный план:

- на первом этапе основное внимание уделяется использованию текущего периода изоляции для виртуального общения с заинтересованными сторонами и партнерами, а также созданию цифрового контента;

- второй этап касается сегмента внутреннего туризма, который начнется, как только будет отменен специальный карантинный режим;

- третий этап начнется, когда будут сняты некоторые ограничения на поездки и вновь открыты границы;

- четвертому этапу будет дан старт, когда в мире начнется посткоронавирусная эпоха. Он будет включать в себя новый опыт и кампании, направленные для другого типа путешественников по всему миру [28].

Таким образом, анализируя опыт развития туризма в АР на фоне пандемии СОУГО-19, мы

East European Scientific Journal #9(73), 2021 51 может сказать, что для восстановления и для выхода туристического сектора страны из сложившийся ситуации, в первую очередь, необходимо формирования и исследования комплексных, эффективных мер, направленных на поддержание хозяйствующих субъектов в зависимости от существующих финансовых ресурсов и организационных структур, необходима консолидация субъектов рынка туристических услуг, чтобы совместно противостоять глобальным проблемам современности.

Использованная литература

1.https://tourism4sdgs.org/wp-content/uploads/2020/08/Key-Messages-for-Tourism-and-COVID-Policy-Brief_RU.pdf - Концептуальная записка Генерального секретаря о туризме и COVID-19 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Август 2020 г.

2. UNWTO, World Tourism Barometer, vol. 18, No. 3, June 2020, Madrid, URL: https://doi.org/10.18111/wtobarometereng and UNWTO online Data Dashboard, URL: https://www.unwto.org/international-tourism-and-covid-19).

3. Закон Азербайджанской Республики «О туризме» от 27 июля 1999 г.

4. А. Г. Ахундова. Социально-экономическое содержание и пути повышения эффективности событийного туризма в Азербайджане. Журнал «Экономика и предпринимательство», №3, 2020 г., с. 323-327.

5.https://azertag.az/ru/xeber/Osnovnye_napravlen iya_strategii_ekonomicheskogo_razvitiya_Prezidenta_ Ilhama_Alieva-1153415-Основные направления стратегии экономического развития Президента Ильхама Алиева.

6. https://ru.oxu.az/economy/356137-Азербайджан - лидер региона по доходности въездного туризма - АНАЛИЗ.

7. https://tass.ru/obschestvo/10857745 - Год пандемии: как число заразившихся коронавирусом в мире выросло в тысячу раз.

8. В UNWTO спрогнозировали сроки восстановления международного туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_28102020_4.stm (дата обращения 10.12.2020.

9. http://interfax.az/view/833127 - Доля туризма в мировом ВВП за год снизилась вдвое.

10. Вестник МОТ, выпуск 3: COVID-19 и сфера труда, 29 апреля 2020 г.

11. WTTC Travel and Tourism Economic Report 2019 - World.

12. Вестник МОТ, выпуск 2: COVID-19 и сфера труда, 7 апреля 2020 г.

13. Концептуальная записка: COVID-19 и перестройка сектора туризма. Август 2020 г. с. 29, с. 5.

14. Максанова Л. Б.-Ж., Андреева А. М. Развитие туризма в условиях пандемии: новые

52 East European Scientific Journal #9(73), 2021 тренды и антикризисные меры II Общество: политика, экономика, право. 2020. № 12. С. 64-68.

15. Ахундова А. Г. Регулирование комплексного развития инфраструктуры туризма в Азербайджанской республике. Монография. Баку -Издательство «AVROPA» - 2019, 224 с.

16. https://haqqin.az/news/217687 - Фуад Нагиев отказал 40 отелям из-за низкого уровня услуг.

17. Государственный комитет по статистике АР. Туризм и обслуживание в Азербайджане», 2020, с. 38.

18.

https://www.trend.az/business/tourism/3182949.html -В 2019 году Азербайджан посетили туристы из 193 стран.

19.

https://www.aa.com.tr/mIкоронавирусIпрезидент-

допустил-объявление-в-азербайджане-режима-

чп/1771912.

20. https://ru.president.az/articles/37705 - По инициативе Ильхама Алиева состоялся Саммит Движения неприсоединения в формате Контактной группы. 04 мая 2020.

21. Глава Минэкономики Азербайджана: из-за коронавируса экономика Азербайджана теряет 120150 миллионов манатов в день. - Москва-Баку. ru, 25.04.2020. URL: https://moscowbaku.ru/news/economy/glava_minekon omiki... (дата обращения 12.09.2021.

22. https://www.taxes.gov.az/ru/post/1013 -Основные инструменты поддержки экономического роста и развития предпринимательства.

23.https://az.sputniknews.ru/azerbaijan/20200404 /423570916/Pravitelstvo-oglasilo-skhemu-podderzhki-biznesa-i-grazhdan-i-nazvalo-summy-vyplathtml -Правительство огласило схему поддержки бизнеса и граждан и назвало суммы выплат.

24. https://ru.president.az/articles/37705 - По инициативе Ильхама Алиева состоялся Саммит Движения неприсоединения в формате Контактной группы. 04 мая 2020.

25.https://az.sputniknews.ru/economy/20200331/ 423534619/spasenie-turizma-azerbajian-koronavirus.html - В Азербайджане пытаются создать спасательный круг для туризма.

26.https://vestikavkaza.ru/analytics/azerbajdzan-vozrozdaet-turizm-pod-lozungom-vzglani-inace.html -Азербайджан возрождает туризм под лозунгом "Взгляни иначе".

27.https://az.sputniknews.ru/economy/20210311/ 426435624/azerbaijan-turizm-prioritet-2021.html -Госагентство туризма указало, на чем сконцентрируется в текущем году.

28.https://vestikavkaza.ru/analytics/azerbajdzan-vozrozdaet-turizm-pod-lozungom-vzglani-inace.html -Азербайджан возрождает туризм под лозунгом "Взгляни иначе".

Valiullina E.R.

graduate student, Kazansky energy university

ON THE FORMATION OF A SYSTEM FOR MONITORING THREATS TO THE ECONOMIC

SECURITY OF THE REGION

Валиуллина Эльмира Разыховна

аспирант,

Казанский энергетический университет

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.2.73.119 Summary. Economic security is an integral and integral part of modern economic science; it has its own subject and research methods. Economic security is an integral part of the national security of the state; it includes defense, information, environmental, and energy security. But, considering certain aspects of security, one cannot bypass their economic aspects. Without solving the problem of creating an effective mechanism, it is impossible to ensure the proper level of economic security of a particular region, and, consequently, the economic and national security of the country. Monitoring is an integral and integral part of the mechanism for ensuring economic security. It is an information-analytical system for observing the dynamics of its indicators. The basis for the study of the economic security of the region, as well as the state as a whole, are the criteria. The criteria, in turn, are expressed through indicators of economic security.

Аннотация. Экономическая безопасность - составная и неотъемлемая часть современной экономической науки, она имеет свой предмет и свои методы исследования. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства, она включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Без решения проблемы создания эффективного механизма невозможно обеспечить должного уровня экономической безопасности отдельного региона, а, следовательно, экономической и национальной безопасности страны. Мониторинг является составной и неотъемлемой частью механизма обеспечения экономической безопасности. Он представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой ее показателей. Основой для исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.