4. Иванов И.Н. Судебно-медицинское исследование колото-резаных ран кожи: Дис. ... д-ра мед. Наук. - СПб., 2002. - 248 с.
5. Кримнавигатор: Основные термины и понятия криминалистической техники. Серия 8: Экспертиза холодного и метательного оружия / Авт. - сост.: А.А. Шнайдер, В.А. Шнайдер. Саратов: СЮИ МВД России, 2003. --96 с.
6. Сумарока А. М., Стальмахов А. В. Холодное и метательное оружие. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2000. - 152 с.
7. Филиппов В. В., Титоренко Б. А., Комаров А. А. Современное отечественное ручное огнестрельное оружие военных образцов и патроны к нему. Справочное пособие. - М.: ЭКЦ МВД России, 1996. - 176 с.
8. Ciallella C.,Caringi C.Aromatario M. Wounds inflicted by survival-knives //Forensic Sciences International. - 2002. - Vol. - 126№ 1. - P. 82 - 87.
9. Hirt M., Karger B. Fatal brain injury caused by the free-flying blade of a knife - case report and evaluation of the unusual weapon. damage // International Journal Legal Medicine. - 1999. - Vol. - 112, №5. - P. 313 - 314.
© C.A. Пойлов, B.A. Осьминкин, 2004
УДК 340.624
C.A. Пойлов, B.A. Осьминкин АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ СЕРДЦА
ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (начальник - В.И. Жихорев), Ижевск
В статье рассмотрены различные варианты образования множественных повреждений сердца при одной кожной ране, предложены диагностические морфологические комплексы для их распознавания. Выявлен ряд факторов и условий, предопределяющих сложный механогенез политравмы сердца.
Ключевые СЯОва: колото-резаные повреждения, сердце, перикард.
S.A.Poilov, V.A.Osminkin ANALYSIS OF MECHANISMS OF STUB AND INCISED HEART WOUNDS
Izhevsk
Different variants of plural heart wounds formed in presence of one skin wound are considered in the article. There are suggested morphological complexes for diagnostic. Some factors and conditions,which can determine complicated mechanogenesis of heart polytrauma are revealed/
Key words: stub and incised wounds, heart, pericardium.
Одним из частых поводов проведения судебно-медицинской экспертизы трупа при насильственной смерти являются повреждения от острых орудий, в частности, повреждения колото-резаного характера. Частота встречаемости этих повреждений в последние годы по данным разных авторов резко возросла [2,5]. В специальной литературе достаточно полно и подробно освещены вопросы диагностического и идентификационного характера, при этом широкий спектр решаемых задач по данным видам экспертиз включает определение характера и механизма образования повреждений, их количества, установление связи с причиной смерти, определение степени вреда здоровью, прижизненности и давности образования и ряд других [ 1,2,5]. Тем не менее, в ряде случаев при исследовании повреждений внутренних органов, возникают некоторые затруднения с установлением конкретного механизма их образования. B определенной степени остается открытым вопрос о причинах возникновения более чем одного повреждения перикарда и сердца, при наличии одной кожной раны и раневого канала на протяжении от нее до сердечной сорочки. Повреждения подобного характера не являются редкостью в судебно-медицинской практике и неотложной хирургии и периодически освещаются в соответствующей литературе [1,3,4]. Однако, в данных случаях часто возникают затруднения с установлением количества и очередности воздействий, конкретного механизма образования и предрасполагающих для этого условий, что не вполне четко изложено в доступных литературных источниках.
При изучении архивного материала РБСМЭ МЗ УР за 2003 год нам встретились четыре случая (из сорока рассмотренных с повреждениями сердца) смертельных колото-резаных повреждений сердца с наличием одной раны на коже и соответствующих ей нескольких повреждений перикарда и сердца. При этом в двух случаях повреждения были одиночными, в двух других сопровождались по-
вреждениями различных областей тела и внутренних органов. Левый желудочек поврежден в трех случаях с локализацией повреждений на передней и боковой его стенках в области верхушки и дважды в нижней половине. Правый желудочек поврежден в одном случае с расположением раны в его верхней половине. Сдвоенных и более повреждений предсердий не встретилось. Во всех случаях повреждения проникали в камеры желудочков, но не сопровождались повреждением их противолежащих стенок или перегородки, за исключением сквозного повреждения верхушки. На наш взгляд, определенный интерес представляет каждый из таких случаев, в особенности не укладывающихся в стереотип повреждений подобного характера в целом. В качестве иллюстрации приводим случай колото-резаного повреждения грудной клетки (Заключение № 3574 за 2003 г, экспертизы трупа К., 33 лет) с наличием одной раны на коже на передней левой поверхности грудной клетки слева на уровне 7-го межреберья между срединноключичной и передней подмышечной линиями, размерами 1,8x0,5см, проникающей в плевральную полость. Единственным дополнительным морфологическим элементом раны была прямолинейная ссадина, отходящая почти под прямым углом от остроугольного конца раны (эквивалент дополнительного разреза). Продолжение раны в подлежащих тканях и в язычковой доле левого легкого представлено одним прямолинейным, плоским, щелевидным раневым каналом длиной 5 см, направленным спереди назад, сверху вниз и слева направо. В то же время на передней и левой боковой поверхностях перикарда, относительно компактно, на площади 2,5x0,5см, обнаружено два сквозных, изолированных его повреждения, прямолинейной, щелевидной формы, длинниками почти параллельных друг другу, лежащих в той же плоскости, что и раневой канал, длиной 2,5 см и 0,6 см. Одно из них располагалось в проекции средней части левого желудочка, на левом его ребре, другое - в проекции передней поверхности этого же желудочка
вблизи верхушки. На передне-боковой поверхности левого желудочка. соответственно повреждениям сорочки, обнаружено только одно повреждение сложной Б-образной формы, длиной 5 см, проникающее в его полость. Других повреждений сердца и признаков его патологии не обнаружено. Таким образом, одной кожной ране соответствовал один раневой канал, два изолированных повреждения перикарда и одно Б-образное повреждение миокарда. Из обстоятельств дела известно, что потерпевшему был нанесен только один удар в грудную клетку спереди ножом кустарного производства с острием и одним лезвием.
Исходя из анализа подобных случаев, представляется достаточно обоснованным выделение следующих, отличных в своей основе, и четко верифицируемых механизмов образования подобных повреждений.
Наличие двух и более повреждений на сердце может быть результатом неоднократных, последовательных, однонаправленных воздействий клинком ножа, с малой амплитудой, при его неполном извлечении из тела и последующим повторным погружением. Однако, доказательством подобного механизма образования повреждений должно служить наличие четко определяемых дополнительных морфологических элементов - дополнительного разреза в ране и на одежде, а главное наличие раздвоенного, деформированного или даже ветвящегося на большем своем протяжении раневого канала, либо наличие рядом расположенных изолированных раневых каналов от одной раны. Отсутствие таких признаков должно рассматриваться как доказательство однократности воздействия.
Не может быть полностью исключен, но требует дальнейших исследований и экспериментального подтверждения и такой механизм образования множественных повреждений сердца, как механизм принудительной экзогенной систолы. При этом, прямое, контактное воздействие колюще-режущего предмета на миокард может провоцировать внеочередное сокращение большой массы миоци-тов, перерастающее в принудительную систолу целого отдела сердца. Это ведет к соскальзыванию миокарда и сердечной сорочки с неглубоко погруженной концевой части клинка с последующим повторным натыканием сердца в диастолу в другом месте. В данном случае возможно возникновение неодинаковых по величине повреждений - от первого воздействия повреждение может оказаться значительно меньших размеров, чем от второго.
Третьим, поддающимся распознаванию, механизмом образования множественных интраторакальных повреждений может являться механизм формирования и преодоления складки наружного листка перикарда. В пользу такого возникновения повреждений свидетельствует наличие не менее чем трех сквозных повреждений перикарда, примерно одинаковой формы и размеров, расположенных относительно компактно и в большинстве случаев параллельно друг другу, при этом два из них, как правило, расположены близко, а третье - на некотором отдалении. Морфологические признаки этих повреждений практически не отличаются, сложение их вместе образует единый раневой канал. Преодоление складки подразумевает плотное прижатие ее к миокарду, что в типичных случаях приводит к соотношению количества повреждений перикарда и сердца как три к одному соответственно. Способствующими, и возможно, предопределяющими факторами данного варианта механогенеза, является подвижность и растяжимость наружного листка перикарда, его очаговый, нео-
бильный тип ожирения, а так же характер внешнего воздействия и особенности действующего орудия: выраженная зона острия, наклон клинка на одну из его сторон, величина встречного угла и характерная для данного механизма кинетика - при погружении клинка преимущественно сверхувниз порождающим складку движением будет систола, при воздействии снизу вверх - диастола.
Не следует упускать из виду ряд факторов и условий, напрямую не связанных с механизмом образования подобных повреждений сердца, но косвенным образом способствующих этому. Так, грудная клетка в целом совершает непрерывные, ритмичные движения, активно участвуя в акте дыхания. Вместе с ней пассивно совершают движения и органы, расположенные в грудной полости. Помимо этого ряд органов - легкие и сердце с перикардом, крупные сосуды обладают собственным, активным типом движений с выраженной экскурсией, а работа сердца дополнительно характеризуется высокой частотой и силой сокращений. Все это способствует образованию высокодинамичного комплекса "травмирующий предмет (клинок) -травмируемый орган (сердце)" и созданию необходимых условий сложного механогенеза травмы. В подобных условиях вполне возможно возникновение более чем одного повреждения перикарда и сердца, зачастую с атипичной морфологией.
Практические наблюдения убедительно показывают, что наибольшая частота расположения подобных повреждений - это передняя и передне-боковая поверхность желудочков, особенно левого, в средних и верхушечном отделах. Объяснительным механизмом этому могут служить данные анатомии и физиологии сердца - именно эти отделы сердца наиболее легко доступны для действия острых орудий, и именно верхушка и средние отделы желудочков являются наиболее подвижными структурами. Основания желудочков и предсердия подвижны в меньшей степени, а основание сердца фиксировано серозными оболочками, связками и крупными сосудами в средостении. Нормальная систола левого желудочка сопровождается выраженной его ротацией, что, несомненно, способствует образованию непрямолинейных колото-резаных и резаных повреждений от острой кромки клинка, в том числе повреждений дуговидной, Б-образной и других сложных форм.
Конституциональное сложение предполагает, что астенический тип и пониженное питание предоставляют более легкий доступ к сердцу, а более вытянутая грудная клетка способствует большей величине дыхательной (пассивной) экскурсии сердца и его вертикальному положению. Более существенным предрасполагающим фактором следует считать наличие устойчивой тахикардии любого генеза в анамнезе. Отсутствие спаечных и выраженных воспалительно-адгезивных процессов в перикарде и его полости в данном контексте так же можно рассматривать как способствующий фактор. Перечисленные группы факторов представляют конституциональную и функциональную составляющие механогенеза.
Характер внешнего воздействия может существенно предопределять возникновение повреждений подобного типа, при этом наиболее значимой величиной является глубина погружения клинка. Как правило, значительную редкость представляют при сдвоенных и более повреждениях желудочков сердца, повреждения на противолежащих стенках их камер, что указывает на большую важность глубины погружения клинка - она не должна превышать
максимально возможную сократимость травмируемого ной кожной ране является само по себе, даже без учета до-
отдела сердца. Не менее важные параметры внешнего полнительных данных, свидетельством прижизненного их
воздействия, имеющие тесную корреляцию с глубиной образования. Поэтому секционные находки подобного
погружения клинка и выявляющие глубокую взаимосвязь характера могут служить важным подспорьем при реше-
между собой - время контакта и скорость воздействия. нии соответствующих экспертных задач.
Ясно, что уменьшение времени контакта и высокая ско- Таким образом, наличие двух и более колото-резаных
рость погружения и извлечения клинка снижают вероят- повреждений перикардаи сердцапри одном наружном, мо-
ность возникновения множественных повреждений сер- жет иметь в своей основе значительно отличающиеся ме-
дца и их тяжесть и наоборот - длительная по какой-либо ханизмы образования с выраженной обусловленностью
причине фиксация клинка в теле способствует множе- конституциональными, функциональными факторами и
ственности и полиморфизму повреждений. характером внешнего воздействия. Тщательный анализ
Повреждения преимущественно сократительных от- всех элементов повреждения в целом в совокупности с
делов сердца в большинстве случаев не вызывают мгно- данными анамнеза и материалов дела позволяет с высо-
венной остановки сердечной деятельности и наличие сдво- кой степенью достоверности выявлять конкретные меха-
енных и более повреждений перикарда и сердца при од- низмы и условия возникновения травмы.
Литература
1. Загрядская А.П. Определение орудия травмы при судебно-медицинском исследовании колото-резаного ранения. - М. - 1968. - С. 30-31.
2. Иванов И.Н., Давыдова Н.Г. Повреждения острыми предметами по материалам судебно-медицинской службы Санкт-Петербурга. // Теория и практика судебной медицины. Труды Петербургского научного общества судебных медиков. - СПб. - 1998. - Вып 2. - С.78-80.
3. Левит З.И. Двойное ножевое ранение сердца при единичном наружном ранении. //Хирургия. - 1950. - № 8. - С. 88-89.
4. Марковин И.В. Судебно-медицинские материалы по повреждениям сумки и сердца колюще-режущим и огнестрельным оружием. / /Научные труды Ташкентского медицинского института. - Ташкент. - 1949. - № 2(10). - С. 192 - 203.
5. Саркисян Б.А., Карпов Д.А. Современные вопросы диагностики острой травмы. // Проблемы идентификации в теории и практике судебной медицины. Материалы 4 Всероссийского съезда судебных медиков. - М. - Владимир. - 1996. - Вып.1. - С.81-82.
6. Трубецкой А.В. Физические и физиологические свойства сердечной мышцы. // Руководство по кардиологии. / Под ред. Е.И. Чазова. - М.Медицина. - 1982. - Т.1. - С.100-101.
7. Трубецкой А.В. Работа сердца как насоса. //Руководство по кардиологии. / Под ред. Е.И.Чазова. - М.Медицина. - 1982. - Т.1. -С. 103-104.
© Н.Е.Беняев, Е.В.Макеев, Б.И.Леонов, Л.Н.Медведь, Т.Г.Крымова, В.В.Колкутин, В.В.Юрасов, 2004
УДК 340.624
Н.Е.Беняев, Е.В.Макеев, Б.И.Леонов, Л.Н.Медведь, Т.Г.Крымова, В.В.Колкутин, В.В.Юрасов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА КОСТЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КОСТНЫХ ОСТАНКОВ
111 Центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации (начальник - профессор, д.м.н. В.В.Колкутин), Москва
В статье изложены результаты экспериментального исследования элементного состава костной ткани трупов людей методом лазерной масс-спектрометрии. Установлены различия в содержании отдельных химических элементов в костной ткани трупов в зависимости от их половой принадлежности, а также в содержании некоторых элементов в правой и левой частях скелета. Использование метода лазерной масс-спектрометрии костной ткани позволяет получать количественные значения концентраций всех элементов периодической системы Д.И.Менделеева в широком динамическом диапазоне, что делает перспективным использование метода для решения судебно-медицинских идентификационных задач.
Ключевые слова: установление личности неопознанных погибших, идентификационная работа, элементный состав костной ткани, метод лазерной масс-спектрометрии..
N.E.Benyaev, E.V.Makeev, B.I.Leonov, L.N.Medved, T.G.Krymova, V.V.Kolkutin, V.V.Jurasov DISTINCTION OF ELEMENTAL BONE STRUCTURE USAGE FOR IDENTIFICATION OF BONE'S REMAINS
Moskow
The results of experimental investigation of human corpses elemental bone structure by laser mass-spectrometry method are exposed in the article. There are obtained some concentration distinction of chemical elements in dependence of sex, left or right localization. This method allow to get dynamic quantitative meanings of concentration of all Mendeleev periodic system elements.
That is why this method is perspective for forensic medicine identification.
Key words: person identification, identification work, elemental bone structure, laser mass-spectrometry method.
Совершенствование организации и технологии иден- ем развития системы медицинского и тылового обеспече-
тификации личности людей, погибших в локальных воо- ния войск. Как правило, установление личности неопоз-
ружённых конфликтах, учитывая особенности современ- нанных погибших сопряжено с использованием неполно-
ной боевой травмы (грубые разрушения в комбинации с ценной информации по совокупности идентифицируе-глубокой термодеструкцией) и массовость потока обезли- мых и идентифицирующих признаков. В этой связи, по-ченных тел, являются насущной проблемой судебной экс- иск новых признаков, разработка методов их определения
пертизы, социально-значимым и наукоёмким направлени- позволит объективно повысить эффективность и качество