МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
УДК 316.77(094)
В. В. Антропова Челябинский государственный университет
АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, ИЛИ ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ТЕКСТУ
В статье предпринимается попытка аргументировать универсальность такого весьма распространенного метода исследования массовой коммуникации, как анализ медиатекста. При этом обоснование методологического статуса медиатекста автор связывает с концепциями информационного общества и постмодернизма.
Ключевые слова: медиатекст, текст, знак, постмодернизм, метод, методология, парадигма, анализ.
Утверждения, вынесенные в название статьи, основываются на двух главных тезисах. Их доказательствам, собственно, и посвящена настоящая работа.
Первое положение, имеющее сугубо журналистский характер, можно сформулировать так: «...ввиду стремительных перемен, которые претерпевает на наших глазах журналистика (внедрение новых информационных технологий, изменение типологической культуры, расширение источников информации, приемов и методов ее сбора, трансформация жанров и т. д.)», значительно усложняется её природа [23. С. 177]. Поэтому и без того непростая задача теоретиков дать определение «старой» журналистики, а вместе с этим очертить круг методов и форм её изучения даже в прежние времена не оставляла шансов четко выстроить непротиворечивую методологическую базу журналистских исследований, и связано это было, с одной стороны, со сложной природой самих СМИ, а с другой - с отсутствием единой классификации дисциплинарных и междисциплинарных методов в гуманитарных науках. Сейчас же, когда «журнализм эпохи глобального информационного поля становится все более универсальным, всепроникающим, ценностно разностильным, суперактивным, интерактивным и саморегулирующим, синтезным и дуальным, совмещающим разные тенденции» [21. С. 7], такие попытки неизбежно приводят к полиметодологичности, позволяющей отразить многогранность проблем отечественной журналисткой науки. В ряде случаев в авангард выводится приоритетная группа методов
фундаментальных наук (лингвистических, психологических, социологических, педагогических, культурологических, философских и др.), либо, напротив, имеет место методологический «коктейль» (или синтез), «ингредиентами» которого становятся способы познания различных наук.
Первая схема чаще встречается, если журналистское исследование выполняет лингвист, литературовед, психолог, юрист, экономист и т. д., изучающий некий феномен, привязанный к данным наукам, но обязательно в контексте медиа (более того, именно медиа как особая среда инициируют в этом случае исследовательский интерес). И если в фокусе внимания находится, например, речевое воздействие в СМИ, синдром выученной беспомощности, формируемый СМИ, авторское право в СМИ, то вполне закономерно обращение авторов в первом случает к методологическому инструментарию коммуникативно-прагматической лингвистики, во втором - психологии, в третьем - юриспруденции. Более того, по мнению большинства исследователей, определение, в рамках какой из наук будет проведено исследование, часто вполне оправдано, и во многом это будет зависеть от установления концептуальных рамок исследования [13. С. 12-14]. Несмотря на то, что работы такого рода не имеют жесткой методологической привязки к журналистике, тот факт, что эти явления изучаются сквозь призму массмедиа, имеет первостепенное значение, и результат на выходе, конечно, будет (и должен!) отражать последние тенденции в области медиа, тем более что в
таких научных сочинениях часто применяется важный методологический принцип - рассмотрение СМИ как особой социальной системы [13. С. 22]. Область интересов таких исследователей логично обозначить всё же словами, называющими те или иные фундаментальные науки, но с общим словообразовательным элементом 'медиа': 'медиалингвистика', 'медиап-сихология', 'медиаэкономика', 'медиапедаго-гика' и т. д.
Второй подход реализуется чаще всего в тех случаях, когда исследователь, используя спектр различных методов, целенаправленно изучает исключительно журналистский феномен. Так, по нашему убеждению, вряд ли может состояться полноценное исследование по типологии современных печатных СМИ без привлечения культурологических, искусствоведческих, социологических, экономических и, безусловно, журналистских подходов, отражающих социокультурный, политико-экономический контекст существования современной прессы. Предпочтение той или иной схемы отнюдь не делает исследовательские работы «менее журналистскими», здесь речь идет, скорее, об удельном весе тех или иных методов.
И первая, и вторая схемы в качестве единственного объективного носителя информации признают всё же текст, а «анализ текста <...> - универсальным методом массовой коммуникации» (Я. Н. Засурский) [11. С. 7]. Обзор научно-методических и учебно-методических работ по журналистике [2; 3; 10-13; 21; 24] как раз показал, что большинство научных направлений (медиафилософских, медиапси-хологических, медиалингвистических, меди-аэкономических, медиакультурологических, медиапедагогических, теоретико-журналистских) сводится, по сути, к анализу контента, то есть большого корпуса медиатекстов, поскольку текст является тем ключевым понятием, с которым связана важнейшая ипостась журналистики - творчество.
И, наконец, приведем второе утверждение, обусловленное, с одной стороны, общекультурными трансформациями, с другой - происходящим в науке общепарадигмальным сдвигом (и здесь одна метаморфоза неизбежно влечет за собой другую): постмодернизм, придавая Тексту особый статус, вызвал к жизни явление, именуемое сегодня в лингвистике, дискурсологии, философии текстоцентризмом, или текстоцентричностью. Изящная метафора Жака Деррида «мир - это текст», приравнива-
ющая текст к «единственно возможной модели реальности», а человеческую жизнь - к чтению безграничного текста мира, сегодня находит последовательное воплощение во всех формах современного творчества, в том числе журналистского.
Предельно широкая интерпретация текста в духе постмодернистов и постструктуралистов, соответствующая реалиям новой информационно-коммуникативной культуры, суммирующая в себе идеи философской герменевтики, культурологии, искусствоведения, эстетики, сводится, по сути, к представлению его семиотического характера, ведь семиотика рассматривает текст как «социальное пространство в модусе знакового общения» [1], а проблема знака, обеспечивающего культурную, социальную, психологическую, художественную - то есть все виды коммуникации, сегодня объединяет многие гуманитарные науки. Такое понимание текста восходит к трудам отечественных и зарубежных исследователей, описывающих семиотические концепции культуры и семиотические модели коммуникации: А. Ж. Греймаса и Ж. Фонтания, Вяч. Вс. Иванова, Г. Е. Крейндлина и М. А. Кронгауза, Ю. М. Лотмана, Н. Б. Мечковской, Ю. С. Степанова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, М. Фуко, У. Эко.
Эволюцию понимания текста с акцентуацией на его семиотической природе лишний раз могут проиллюстрировать следующие примеры: если «Словарь лингвистических терминов» О. С. Ахмановой, вышедший в 1969 году, трактовал текст исключительно с помощью единиц коммуникативного синтаксиса, то авторы «Лингвистического энциклопедического словаря» 1990 года не обходятся без терминологии семиотики. Сравним два определения текста:
1) «текст - то же, что и произведение речи, <...> то же, что и корпус» [4. С. 470], а «корпус - примерная совокупность высказываний» [4. С. 209];
2) «текст - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой является связность и цельность» [19. С. 507].
Таким образом, современный период исследования текста в рамках теории текста, вобравшей в себя и творчески переработавшей достижения функциональной и антропологической лингвистики, культурологии, философской герменевтики, когнитологии, социолингвистики, семиотики, литературоведения, отличается тем,
что текст квалифицируется не как «абстрактное и нейтральное орудие коммуникации, само по себе безразличное к тем целям, ради которых его используют, но идеологическое образование, в котором материально закрепляются социокультурные смыслы, ценности, интенции и т. п.» [16]; «носитель концептуально нагруженной и ценностно ориентированной информации, физическое бытие социально значимой художественной мысли» [8].
Подобные мировоззренческо-методологи-ческие сдвиги, по мнению философов, связаны с общим поворотом гуманитарного знания в сторону «именно личностного измерения общества» [18]. Развивающаяся в русле лич-ностно-ориентированной парадигмы культурно-антропоцентрическая теория коммуникации нового этапа социального общения, представляющая Homo Loquens (Человека Говорящего), в частности журналиста, как языковую личность, а язык - как конструктор особой реальности, присваивает тексту онтологический статус, интерпретируя его не столько в коммуникативно-лингвистическом смысловом поле, сколько в экзистенциально-гносеологическом. В этом убеждает ряд современных определений текста, несущих на себе печать влияния философии экзистенциалистов:
- «некоторая образованная по правилам естественного языка цепочка знаков», выдающая «разным читателям различную информацию - каждому в меру его понимания»; «произведение искусства»; «всякий текст вдвинут в некоторую внетекстовую структуру, самый абстрактный уровень которой можно определить как "тип мировоззрения", "картина мира" или "модель культуры"», имеющую «свою ориентацию, выражающуюся в определенной шкале ценностей, в отношении истинного и ложного, верха и низа» (Ю. М. Лотман) [20];
- «литература, искусство, визуальные и акустические образы, в конечном счете, все общество и сам человек» (Б. Н. Головко) [9. С. 14];
- «наивысшее сознательное воплощение авторской индивидуальности» (Ю. С. Степанов) [25];
- «энерго-информационное проявление Коллективного Интеллекта», «вклад в Коллективный Разум», осуществляемый автором «с помощью естественного языка - своеобразного фильтра, устройства преобразования концептуальных мысленных образов в определенные звуковые и письменные сочетания» (В. В. Богуславская) [7];
- «источник возбуждения в нашем сознании многочисленных ассоциаций и когнитивных структур (от простых фреймов до гораздо более сложных ментальных пространств и возможных миров). Текст в силу этого свойства показателен именно в том, что из него можно вывести, заключить, извлечь; <...> образец такой сложной языковой формы, такого семиотического образования, которое побуждает нас к творческому процессу его понимания, его восприятия, его интерпретации, его додумывания» (Е. С. Кубрякова) [17];
- «текст представляет собой сетку, ткань, паутину, лабиринт, у которых нет начала и конца, нет какого-либо объединяющего центра или главного слова. Текст является открытым и незавершенным, для него характерны избыток, безмерность и бесконечность во всем. <...> Текст представляет собой множественность, разнородность, многомерность, полисемию и полифонию» (Ф. Б. Бешукова) [6];
- «явление космологическое, соотносится, а порой и полностью отождествляется со всем окружающим миром: "мир есть текст", и "мы живем внутри грандиозного текста"» (Б. Я. Мисонжников) [22].
Приведенные (порой не строго научные) дефиниции показывают, что ученые-филологи отводят тексту ведущее место в ментально-когнитивной деятельности человека, открывающему для самого субъекта его демиургические потенции. Иными словами, бахтинское постижение «жизни текста», находящегося в постоянном изменении, осмысление «событий жизни текста» [5] способствуют интеграции коммуникативного пространства интерпретатора и социума, обеспечивают включенность человека в культурное пространство современного мира. Поэтому в условиях сегодняшней коммуникативно-информационной среды как новой формы бытия человека, сформированной главным образом под влиянием постмодернизма, носителями и, пожалуй, единственно точными выразителями культурных кодов и ключевых смыслов национальной информационной картины мира признаются именно тексты, «приобретающие в настоящее время первостепенное значение в жизни страны и мира» [9. С. 14], ибо, следуя мысли постмодернистов, реален только текст, реальности как таковой не существует, текст не отображает реальность, а творит множество реальностей, часто независимых друг от друга.
Это определило в качестве авангардных ми-ровоззренческо-методологических теорий не только семиотическую концепцию текста, но и текстуально-семиотическую концепцию самой журналистики. В соответствии с магистральной семиотико-постмодернистской тенденцией интерпретировать современную реальность как «текстуализированный мир» [14. С. 8] журналистику сегодня всё чаще предлагают рассматривать «как индустрию текстов повседневности» [14. С. 5], «процесс производства и изменения смысла» [15. С. 25]. Как отмечает А. А. Чува-кин, традиционные филологические двуедин-ства 'Говорящий - Слушающий и 'Автор - Читатель'' в этом контексте «обрастают» все новыми и новыми модификациями: 'Журналист - Читатель , 'Рекламист - Рекламопотреби-тель , 'Специалист по связям с общественностью - Общественность и др. [26].
Такое прочтение журналистики актуализирует лингвистические и «окололингвистические» методы и формы исследований в журналистике, с другой же стороны, поликодовость (смешанный характер текстов с различными невербальными знаковыми системами) ме-диатекста делает его и по форме создания, и по форме воспроизведения креолизованны-ми (Н. С. Валгина, Л. Г. Кайда), мультимо-дальными (Н. В. Чичерина), поликодовыми (В. Е. Чернявская, М. Ю. Казак), синтетическими (Т. Ф. Шак), а значит, изучение медиа-текста как главного продукта журналистского творчества должно обнаруживать движение к методологической интеграции дисциплин.
Список литературы
1. Азаречко, С. А. Текст [Электронный ресурс] / С. А. Азаречко // Философская энциклопедия. - URL : encyclopedia_philosophy. academic.ru.
2. Антропова, В. В. Духовно-ценностные смыслы медиасферы и проблема адекватных методов их изучения : точки пересечения с лингвокультурологией [Текст] / В. В. Антропова // Журналистика в 2011 : ценности современного общества и средства массовой информации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - М. : Фак. журналистки МГУ, 2012. -С.4-5.
3. Антропова, В. В. К вопросу о лингвистических методах в журналистике [Текст] /
B. В. Антропова // Знак. - 2010. - № 1 (5). -
C. 54-56.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. -2-е изд., стер. - М. : Совет. энцикл., 1969.
- 607 с.
5. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин.
- URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Article/Baht_PrT.php.
6. Бешукова, Ф. Б. Постмодернистский дискурс современной медиакультуры [Электронный ресурс] / Ф. Б. Бешукова // Вестн. Ады-гейс. гос. ун-та. Филология и искусствоведение. - 2007. - № 2.
7. Богуславская, В. В. Газетный текст : стратегия лингвосоциокультурного моделирования [Электронный ресурс] / В. В. Богуславская, И. В. Богуславский.
8. Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник [Электронный ресурс] / Ю. Б. Борев. - URL : http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bor-ev/_08.php.
9. Головко, Б. Н. Теория и практика социально-лингвистического моделирования и распространения текстов масс-медиа в информационном пространстве России : автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / Б. Н. Головко. -М., 2004. - 51 с.
10. Доронина, Е. Г. Коммуникативно-прагматический анализ медиатекста : поиск интегрированной методологии [Текст] / Е. Г. Доронина // Знак. - 2013. - № 1 (11). - С. 82-89.
11. Засурский, Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции [Текст] / Я. Н. Засурский // Язык современной публицистики : сб. ст. / сост. Г. Я. Солганик. - 3-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2008. - С. 7-12.
12. Зверева, В. В. «Новые медиа» : типология и методы анализа [Электронный ресурс] / В. В. Зверева. - URL : http://culturca.narod.ru/ nm11.htm.
13. Исследования СМИ : методология, подходы, методы : учеб.-метод. пособие : материалы лекций для аспирантов фак. журналистики МГУ [Текст]. - М. : Изд-во Моск. ун-та ; Фак. журналистики МГУ, 2011. - 236 с.
14. Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : науч. изд. [Текст] / А. А. Калмыков.
- М., 2009. - 83 с.
15. Коротков, А. В. О предмете журналистики [Текст] / А. В. Коротков // Журналистика в 2009 году : трансформация систем СМИ в современном мире : сб. материалов Междунар.
науч.-практ. конф. - М. : Фак. журналистики МГУ, 2010. - С. 24-25.
16. Косиков, Г. К. Комментарии к работе Р. Барта «Введение в структурный анализ повествовательных текстов» [Электронный ресурс] / Г. К. Косиков. - URL : http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/bart/index.php.
17. Кубрякова, Е. С. О тексте и критериях его определения [Электронный ресурс] / Е. С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. - Т. 1. - М., 2001. - С. 72-81. - URL : .
18. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности : социально философский анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук [Электронный ресурс] / Р. Л. Лившиц. - Екатеринбург, 1997. - URL : .
19. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М. : Совет. энцикл., 1990. - 683 с.
20. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. - URL : http://on4a.narod.ru/lotman_struk-tura_teksta_web .pdf.
21. Мельник, Г. С. Методы журналистики : учеб. пособие для студентов фак. журналистики [Текст] / Г. С. Мельник, М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2008. - 272 с.
22. Мисонжников, Б. Я. Отражение действительности в тексте [Электронный ресурс] / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корко-носенко. - URL : http://evartist.narod.ru/text5/58. htm.
23. Палиева, З. И. Природа современной журналистки : сущностные характеристики [Текст] / З. И. Палиева // Журналистика в 2005 году : трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве : сб. материалов науч.-практ. конф. - М. : Фак. журналистики МГУ, 2006. - С. 177-178.
24. Рузин, В. Д. СМИ в цивилизации и культуре : особенности методологии исследования [Текст] / В. Д. Рузин // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Философия. - 2008. - № 2 (8). - С. 193196.
25. Степанов, Ю. С. В мире семиотики [Электронный ресурс] / Ю. С. Степанов // Семиотика : антология / сост. Ю. С. Степанов. -М., 2001. - С. 5-42. - URL : http://ec-dejavu.ru/s/ Semiotics.html.
26. Чувакин, А. А. Теория текста : объект и предмет исследования [Электронный ресурс] / А. А. Чувакин. - URL : http://www.nsu.ru/educa-tion/virtual/cs7chuvakin.htm.
Bibliografija
1. Azarechko, S. A. Tekst [Jelektronnyj resurs] / S. A. Azarechko // Filosofskaja jenciklopedija. -URL : encyclopedia_philosophy.academic.ru.
2. Antropova, V. V. Duhovno-cennostnye smysly mediasfery i problema adekvatnyh metodov ih izuchenija : tochki peresechenija s lingvokul'turologiej [Tekst] / V. V. Antropova // Zhurnalistika v 2011 : cennosti sovremennogo ob-shhestva i sredstva massovoj informacii : sb. mate-rialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M. : Fak. zhurnalistki MGU, 2012. - S. 4-5.
3. Antropova, V. V. K voprosu o lingvis-ticheskih metodah v zhurnalistike [Tekst] / V. V. Antropova // Znak. - 2010. - № 1 (5). - S. 54-56.
4. Ahmanova, O. S. Slovar' lingvisticheskih terminov [Tekst] / O. S. Ahmanova. - 2-e izd., ster. - M. : Sovet. jencikl., 1969. - 607 s.
5. Bahtin, M. M. Problema teksta v lingvistike, filologii i drugih gumanitarnyh naukah [Jelektronnyj resurs] / M. M. Bahtin. URL : http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Baht_ PrT.php.
6. Beshukova, F. B. Postmodernistskij diskurs sovremennoj mediakul'tury [Jelektronnyj resurs] / F. B. Beshukova // Vestn. Adygejs. gos. un-ta. Filologija i iskusstvovedenie. - 2007. - № 2.
7. Boguslavskaja, V. V. Gazetnyj tekst : strate-gija lingvosociokul'turnogo modelirovanija [Jelektronnyj resurs] / V. V. Boguslavskaja, I. V. Bo-guslavskij.
8. Borev, Ju. B. Jestetika : uchebnik [Jelektronnyj resurs] / Ju. B. Borev. - URL : http://www.
gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_08. php.
9. Golovko, B. N. Teorija i praktika social'no-lingvisticheskogo modelirovanija i rasprostraneni-ja tekstov mass-media v informacionnom pros-transtve Rossii : avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk [Tekst] / B. N. Golovko. - M., 2004. - 51 s.
10. Doronina, E. G. Kommunikativno-prag-maticheskij analiz mediateksta : poisk integ-rirovannoj metodologii [Tekst] / E. G. Doronina // Znak. - 2013. - № 1 (11). - S. 82-89.
11. Zasurskij, Ja. N. Mediatekst v kontekste konvergencii [Tekst] / Ja. N. Zasurskij // Jazyk sovremennoj publicistiki : sb. st. / sost. G. Ja. Sol-ganik. - 3-e izd. - M. : Flinta : Nauka, 2008. - S. 7-12.
12. Zvereva, V. V. «Novye media» : tipologija i metody analiza [Jelektronnyj resurs] / V. V. Zvereva. - URL : http://culturca.narod.ru/nm11.htm.
13. Issledovanija SMI : metodologija, podhody, metody : ucheb.-metod. posobie : materialy lekcij dlja aspirantov fak. zhurnalistiki MGU [Tekst]. -M. : Izd-vo Mosk. un-ta ; Fak. zhurnalistiki MGU, 2011. - 236 s.
14. Kalmykov, A. A. Interaktivnaja gipertek-stovaja zhurnalistika v sisteme otechestvennyh SMI : nauch. izd. [Tekst] / A. A. Kalmykov. - M., 2009. - 83 s.
15. Korotkov, A. V. O predmete zhurnalistiki [Tekst] / A. V. Korotkov // Zhurnalistika v 2009 godu : transformacija sistem SMI v sovremennom mire : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M. : Fak. zhurnalistiki MGU, 2010. - S. 24-25.
16. Kosikov, G. K. Kommentarii k rabote R. Barta «Vvedenie v strukturnyj analiz povestvovatel'nyh tekstov» [Jelektronnyj resurs] / G. K. Kosikov. - URL : http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/bart/index.php.
17. Kubrjakova, E. S. O tekste i kriterijah ego opredelenija [Jelektronnyj resurs] / E. S. Kubrjakova // Tekst. Struktura i semantika. - T. 1. - M., 2001. - S. 72-81. - URL : .
18. Livshic, R. L. Duhovnost' i bezduhovnost' lichnosti : social'no filosofskij analiz : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Jelektronnyj resurs] / R. L. Livshic. - Ekaterinburg, 1997. - URL : .
19. Lingvisticheskij jenciklopedicheskij sl-ovar' [Tekst] / gl. red. V. N. Jarceva. - M. : Sovet. jencikl., 1990. - 683 s.
20. Lotman, Ju. M. Struktura hudozhestvenno-go teksta [Jelektronnyj resurs] / Ju. M. Lotman. -
URL : http://on4a.narod.ru/lotman_struktura_tek-sta_web.pdf.
21. Mel'nik, G. S. Metody zhurnalistiki : ucheb. posobie dlja studentov fak. zhurnalistiki [Tekst] / G. S. Mel'nik, M. N. Kim. - SPb. : Izd-vo Miha-jlova V. A., 2008. - 272 s.
22. Misonzhnikov, B. Ja. Otrazhenie dejstvitel'nosti v tekste [Jelektronnyj resurs] / B. Ja. Misonzhnikov // Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista / red.-sost. S. G. Korko-nosenko. - URL : http://evartist.narod.ru/text5/58. htm.
23. Palieva, Z. I. Priroda sovremennoj zhur-nalistki : sushhnostnye harakteristiki [Tekst] / Z. I. Palieva // Zhurnalistika v 2005 godu : trans-formacija modelej SMI v postsovetskom infor-macionnom prostranstve : sb. materialov nauch.-prakt. konf. - M. : Fak. zhurnalistiki MGU, 2006.
- S.177-178.
24. Ruzin, V. D. SMI v civilizacii i kul'ture : osobennosti metodologii issledovanija [Tekst] / V. D. Ruzin // Vestn. Volgograd. gos. un-ta. Filoso-fija. - 2008. - № 2 (8). - S. 193-196.
25. Stepanov, Ju. S. V mire semiotiki [Jelektronnyj resurs] / Ju. S. Stepanov // Semiotika : antologi-ja / sost. Ju. S. Stepanov. - M., 2001. - S. 5-42.
- URL : http://ec-dejavu.ru/s/Semiotics.html.
26. Chuvakin, A. A. Teorija teksta : ob#ekt i predmet issledovanija [Jelektronnyj resurs] / A. A. Chuvakin. - URL : http://www.nsu.ru/education/ virtual/cs7chuvakin.htm.
УДК 316.77(094)
М. В. Коновалова Челябинский государственный университет
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Рассматриваются существующие методы и формы проведения научных изысканий в современной журналистике.
Ключевые слова: метод, методы и формы исследований, журналистика, типология методов журналистики.
На современном этапе развития журналистской науки наблюдается тенденция к постепенному разделению методов и форм публицистического и собственно научного познания информационного пространства или простран-
ства, в котором функционируют СМИ. Объясняется подобный процесс тем, что бурное развитие СМИ и возрастающий объём эмпирического материала в информационной масс-медийной сфере требует определения приклад-