Научная статья на тему 'Основные методы исследований в современной журналистике'

Основные методы исследований в современной журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5701
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / ЖУРНАЛИСТИКА / ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коновалова М. В.

Рассматриваются существующие методы и формы проведения научных изысканий в современной журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные методы исследований в современной журналистике»

13. Issledovanija SMI : metodologija, podhody, metody : ucheb.-metod. posobie : materialy lekcij dlja aspirantov fak. zhurnalistiki MGU [Tekst]. -M. : Izd-vo Mosk. un-ta ; Fak. zhurnalistiki MGU, 2011. - 236 s.

14. Kalmykov, A. A. Interaktivnaja gipertek-stovaja zhurnalistika v sisteme otechestvennyh SMI : nauch. izd. [Tekst] / A. A. Kalmykov. - M., 2009. - 83 s.

15. Korotkov, A. V. O predmete zhurnalistiki [Tekst] / A. V. Korotkov // Zhurnalistika v 2009 godu : transformacija sistem SMI v sovremennom mire : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M. : Fak. zhurnalistiki MGU, 2010. - S. 24-25.

16. Kosikov, G. K. Kommentarii k rabote R. Barta «Vvedenie v strukturnyj analiz povestvovatel'nyh tekstov» [Jelektronnyj resurs] / G. K. Kosikov. - URL : http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/bart/index.php.

17. Kubrjakova, E. S. O tekste i kriterijah ego opredelenija [Jelektronnyj resurs] / E. S. Kubrjakova // Tekst. Struktura i semantika. - T. 1. - M., 2001. - S. 72-81. - URL : .

18. Livshic, R. L. Duhovnost' i bezduhovnost' lichnosti : social'no filosofskij analiz : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Jelektronnyj resurs] / R. L. Livshic. - Ekaterinburg, 1997. - URL : .

19. Lingvisticheskij jenciklopedicheskij sl-ovar' [Tekst] / gl. red. V. N. Jarceva. - M. : Sovet. jencikl., 1990. - 683 s.

20. Lotman, Ju. M. Struktura hudozhestvenno-go teksta [Jelektronnyj resurs] / Ju. M. Lotman. -

URL : http://on4a.narod.ru/lotman_struktura_tek-sta_web.pdf.

21. Mel'nik, G. S. Metody zhurnalistiki : ucheb. posobie dlja studentov fak. zhurnalistiki [Tekst] / G. S. Mel'nik, M. N. Kim. - SPb. : Izd-vo Miha-jlova V. A., 2008. - 272 s.

22. Misonzhnikov, B. Ja. Otrazhenie dejstvitel'nosti v tekste [Jelektronnyj resurs] / B. Ja. Misonzhnikov // Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista / red.-sost. S. G. Korko-nosenko. - URL : http://evartist.narod.ru/text5/58. htm.

23. Palieva, Z. I. Priroda sovremennoj zhur-nalistki : sushhnostnye harakteristiki [Tekst] / Z. I. Palieva // Zhurnalistika v 2005 godu : trans-formacija modelej SMI v postsovetskom infor-macionnom prostranstve : sb. materialov nauch.-prakt. konf. - M. : Fak. zhurnalistiki MGU, 2006.

- S.177-178.

24. Ruzin, V. D. SMI v civilizacii i kul'ture : osobennosti metodologii issledovanija [Tekst] / V. D. Ruzin // Vestn. Volgograd. gos. un-ta. Filoso-fija. - 2008. - № 2 (8). - S. 193-196.

25. Stepanov, Ju. S. V mire semiotiki [Jelektronnyj resurs] / Ju. S. Stepanov // Semiotika : antologi-ja / sost. Ju. S. Stepanov. - M., 2001. - S. 5-42.

- URL : http://ec-dejavu.ru/s/Semiotics.html.

26. Chuvakin, A. A. Teorija teksta : ob#ekt i predmet issledovanija [Jelektronnyj resurs] / A. A. Chuvakin. - URL : http://www.nsu.ru/education/ virtual/cs7chuvakin.htm.

УДК 316.77(094)

М. В. Коновалова Челябинский государственный университет

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Рассматриваются существующие методы и формы проведения научных изысканий в современной журналистике.

Ключевые слова: метод, методы и формы исследований, журналистика, типология методов журналистики.

На современном этапе развития журналистской науки наблюдается тенденция к постепенному разделению методов и форм публицистического и собственно научного познания информационного пространства или простран-

ства, в котором функционируют СМИ. Объясняется подобный процесс тем, что бурное развитие СМИ и возрастающий объём эмпирического материала в информационной масс-медийной сфере требует определения приклад-

ных методов и форм научной систематизации, интерпретации и объективизации публицистического материала.

В целом, область исследований публицистического дискурса или совокупного информационного пространства многими исследователями подразделяется на два крупных направления. Так, А. А. Калмыков разграничивает две сферы применения журналистской научно-исследовательской методологии.

Первая, предметная сфера, определяется системой средств массовой информации, сформированной в качестве социально-культурного и коммуникативного феномена. С данной позиции предмет исследований ограничивается тематикой социальных, политических и психологических наук, что требует использования и соответствующей исследуемому материалу методологии. Очень часто используются социологические разновидности интервью, анкетирования, опроса, статистический анализ, метод сплошной выборки и многие другие. Очевидно, что в этой предметной сфере будут использованы узкоспециализированные методы и формы исследований, заимствованные из названных выше научных отраслей. Некоторые их них будут незначительно адаптированы к исследуемому фактологическому материалу, но большинство из них сохранит способ отбора, фильтрации, систематизации и итоговой интерпретации полученных результатов.

Вторая предметная сфера отнесена к журналистике или журнализму, понимаемому как особый вид творческой деятельности, что предопределяет сбор и исследование эмпирического материала методологическими средствами таких наук, как филология, лингвистика, искусствоведение, литературоведение и многие другие. Данные методы предполагают работу с текстами и дискурсами как с продуктами речемыслительной творческой деятельности человека, произведёнными и функционирующими в информационном пространстве. Соответственно, применение указанных методов направлено на решение прикладных журналистских задач - повышения качества журналистских материалов и создание теоретико-методологической научной базы, предназначенной для обучения журналистских кадров. Среди подобных исследований представляется возможным выделить жанровые разработки журналистских произведений, изыскания в сферах менеджмента, экономики, права СМИ, различных технологий презентации

журналистского материала (дизайна, рекламы, маркетинга СМИ и др.) Теоретическая научно-исследовательская работа в журналистской отрасли проводится в основном в высших учебных заведениях, на специализированных факультетах и направлениях обучения.

Среди перечисленных методологических направлений в журналистских исследованиях особое место занимают разновидности так называемого художественного метода. Художественный метод исследований подразумевает творческое познание действительности с применением различных жанровых форм при получении и интерпретации информации. В частности, можно выделить следующие аналитические жанры журналистского творчества, которые выполняют также роль методов или форм исследования эмпирических данных в виде текстов и дискурсов:

• аналитические: отчёт, корреспонденция, интервью, опрос;

• общенаучные: беседа, комментарий, рецензия, статья, эксперимент, прогноз, экстраполяция;

• социологические: резюме, анкета, мониторинг, рейтинг;

• прикладные: журналистское расследование, версия, обзор СМИ, пресс-релиз, письмо, исповедь, рекомендация, отображение;

• лингвистические: контент-анализ, дискурс-анализ, конверсационный анализ.

Помимо перечисленных, используются также общенаучные эмпирические и теоретические методы исследований: метод наблюдения, дедуктивный и индуктивный методы, логические методы и пр.

Отраслевые исследования функционирования и результатов деятельности отдельных СМИ создали весьма специфичные методы и формы исследований, касающиеся отдельных аспектов медиаэкономики, например, обзоры рынка, медиаизмерения, эффективность рекламоносителя, тестирование концепции нового продукта и др. Наиболее популярными из них остаются рейтинги, контент-анализ, мониторинг актуальных тем.

В целом, исследования функционирования СМИ по-прежнему напрямую зависят от качества исследования канала коммуникации с целевым адресатом - читателем, слушателем, зрителем. Будучи элементом производственной инфраструктуры СМИ, каналы коммуникации могут продемонстрировать свою эффективность лишь посредством интерпретации

реакций совокупности целевых адресатов. К примеру, печатные СМИ показывают динамику собственного развития в выпуске определённого количества готовой продукции, достигшей своего адресата. Для телевизионных каналов коммуникации показателем служит количество телеканалов в городских домохо-зяйствах и количество таких домохозяйств, подписанных на услуги платного телевидения. Оценка эффективности радио может быть оценена через расчёт количества радиоприёмников на душу населения и доступных частот.

Список литературы

1. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : Внешние расширения человека [Текст] / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева; заключ. ст. М. Вавилова. - М. ; Жуковский : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2003. - 464 с.

2. Калмыков, А. А. Медиалогия Интернета [Текст] / А. А. Калмыков. - М. : Книж. дом «Либроком», 2013. - 272 с.

3. Тичер, С. Методы анализа текста и дискурса [Текст] : пер. с англ. / С. Тичер, М. Мей-ер, Р. Водак, Е. Веттер. - Харьков : Гуманитар. центр, 2009. - 356 с.

Bibliografija

1. Makljujen, G. M. Ponimanie Media : Vnesh-nie rasshirenija cheloveka [Tekst] / G. M. Makljujen ; per. s angl. V. Nikolaeva; zakljuch. st. M. Vavilova. - M. ; Zhukovskij : Kanon-press-C : Kuchkovo pole, 2003. - 464 s.

2. Kalmykov, A. A. Medialogija Interneta [Tekst] / A. A. Kalmykov. - M. : Knizh. dom «Li-brokom», 2013. - 272 s.

3. Ticher, S. Metody analiza teksta i diskursa [Tekst] : per. s angl. / S. Ticher, M. Mejer, R. Vo-dak, E. Vetter. - Har'kov : Gumanitar. centr, 2009. - 356 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.