Научная статья на тему 'Анализ литературы по методике подготовки профессиональных консультантов в области информационных технологий'

Анализ литературы по методике подготовки профессиональных консультантов в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ литературы по методике подготовки профессиональных консультантов в области информационных технологий»

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С.В. Кессель

В настоящее время, благодаря бурному развитию сферы информационных технологий в России, возрос спрос на профессиональных консультантов в области информационных технологий (ИТ-консультантов), т.е. высококлассных специалистов, осуществляющих внедрение программных продуктов на предприятиях. Такой специалист должен обладать широкими знаниями как в предметной области (информационные технологии и, в частности, бизнес-системы), так и в области психологии и педагогики, так как значительная часть профессиональной деятельности консультанта связана с обучением пользователей.

Наиболее близкой к профессиональному консультированию среди образовательных отраслей, по которым ведется подготовка в рамках специальности 030500, является специальность «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)». Лицам, прошедшим обучение по этой специальности, присваивается квалификация «Педагог профессионального обучения». Однако профессиональный консультант в области информационных технологий, как правило, должен быть специалистом не только в информационных технологиях и информатике, но и в ряде других предметных областей - бухгалтерском и управленческом учете, логистике, организации и управлении производством, менеджменте и т.д.

Таким образом, для подготовки профессиональных ИТ-консультантов необходимо дать образование, которое включало бы в себя все указанные области профессиональной компетенции. Разработка методики подготовки таких специалистов и составляет основную задачу исследований автора. В данном исследовании делается краткий обзор доступных изданий по тематике консультирования, которые представляют интерес при разработке методики подготовки профессиональных консультантов в общем и, в частности, профессиональных консультантов в области информационных технологий.

Вопросы профессионального консультирования в общем и консультирования по использованию информационных технологий частично освещены в зарубежной литературе. К сожалению, на русском языке такая литература в большинстве своем недоступна. Однако, в связи с повышенным интересом читателей, издатели начали обращать внимание на такую литературу, и есть надежда, что ситуация с переводными изданиями в ближайшем будущем улучшится.

Из доступных книг на русском языке, прежде всего, необходимо отметить работу [1]. Она представляет собой наиболее полное и основательное рассмотрение вопроса профессионального консультирования, книга выдержала несколько изданий на различных языках. В книге всесторонне рассматривается процесс консультирования, состоящий из пяти фаз: ознакомление, диагноз, планирование действий, выполнение и завершение. Она дает общее представление о методах консультирования и профессии консультанта. Особое внимание уделено отношениям «консультант-клиент». Рекомендации, приводящиеся в книге, позволят повысить результативность решения управленческих проблем, возникающих в условиях развития рынка. Не так давно вышло 4-е издание на русском языке, что однозначно показывает интерес к изданию как со стороны читателей, так и со стороны издателя.

Книга [2] носит менее теоретический характер, основной упор делается на практический опыт автора. В этой книге, неоднократно издававшейся в Великобритании, рассматриваются основные вопросы консультационной деятельности: экономика консалтинговой фирмы, управление взаимоотношениями консультанта и клиента. В издании анализируются навыки, которыми должен обладать консультант: сбор данных и

проектирование преобразований, устная и письменная коммуникация, рациональное убеждение. Книга также содержит некоторые практические советы для тех, кто только помышляет о карьере консультанта. Издание предназначено не только для консультантов в сфере управления (как начинающих, так и опытных), но и для всех, чья деятельность требует аналогичных профессиональных навыков. Эта книга будет полезна и клиентам консалтинговых компаний: она поможет эффективнее использовать услуги консультантов. Книгу характеризует живой язык консультанта-практика, она наполнена практическими примерами, что делает ее чрезвычайно захватывающей и интересной.

К сожалению, в книге не уделено достаточно внимания подготовке консультантов (хотя и дается ряд ценных советов тем, кто собирается сделать консультирование своей профессией), не говоря уже о методике подготовки. Более того, автор подчеркивает, что основа умения консультанта - практика. Ни в коем случае не умаляя достоинств книги и важности практики для становления профессионального консультанта, хочется подчеркнуть, что возможно построения методики подготовки профессионалов, готовых стать консультантами. Также необходимо отметить, что автор книги затрагивает в основном вопросы управленческого консультирования, в то время как консультирование по вопросам информационных технологий имеет ряд принципиальных особенностей, на которые следует обратить внимание.

Из российских изданий, посвященных вопросам управленческого консультирования, необходимо отметить работы [3, 4]. В частности, книга [3] представляет собой первое отечественное пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин образовательных учреждений России, в котором рассматриваются методические и организационные основы консалтинга как существенной части сектора инфраструктурных и профессиональных услуг. Пособие подготовлено на основе российского и зарубежного опыта консалтинга и ориентировано как на преподавателей образовательных учреждений, так и на консультантов, специалистов в области всех отраслей экономики и управления, предпринимателей и менеджеров предприятий - пользователей консультационных услуг.

Хотя в книге консалтинг рассмотрен также и с теоретической стороны - выделены субъекты и объекты консалтинга, обсуждается определение консалтинга - основной акцент в указанной книге, в отличие от [1], сделан на практическую сторону вопроса. Рассматриваются вопросы маркетинга консультационных услуг, формирования спроса на такие услуги, а также методы работы консультантов при осуществлении консалтинга. В книге отражена специфика консультационных услуг в России, что значительно увеличивает ценность данного издания.

Из других достоинств книги необходимо отметить, что в книге рассмотрен процесс обучения консультантов, что делает издание еще более ценным. Автор не делает акцент на какой-либо области консультирования, что, с одной стороны, обеспечивает универсальность пособия, однако, с другой стороны, при применении его на практике необходимо учитывать специфику области, в которой ведется консультирование. Также необходимо отметить, что автор дистанцирует консалтинг, который является формой внедрения экономических и управленческих знаний в деловую практику, как от непосредственного управления, так и от обучения.

Работа [4] представляет собой практическое пособие по консалтингу для предпринимателей - представителей консалтингового бизнеса и их клиентов. Рассмотрены основные понятия консалтинга, его особенности в условиях российской экономики. Консультирование рассматривается с двух позиций - позиции объекта и субъекта консультирования. С точки зрения консультанта рассмотрена специфика услуг в различных областях консультирования, начиная от аудита и бухгалтерского обслуживания и заканчивая тренингом как особым видом консультирования.

Таким образом, книга не фокусируется на какой-либо одной области консалтинга, однако рассматривает особенности каждой из них, в том числе области обеспечения информационными технологиями, таким образом позволяя получить представление об услугах, оказываемых в каждой из областей, и их (областей) специфике. С точки зрения потребителя консультационных услуг рассматриваются все вопросы, возникающие при работе с консультантом, начиная от принятия решения о необходимости использования консалтинговых услуг, выбора консультанта, подготовки к работе с ним, до непосредственно выполнения проекта совместно с консультантами.

Из достоинств книги нужно отметить полноту охвата вопроса как с точки зрения консультанта, так и с точки зрения клиента, а также наличие большого числа примеров, иллюстрирующих стоящие перед консультантами задачи и методы, использованные при их решении. Такая подача материала позволяет не терять связь теоретических советов с практикой, лучше усваивать материал. Недостаток книги вытекают непосредственно из ее ориентации - вследствие того, что книга ориентирована на пользователей консалтинговых услуг и собственно консультантов, вопросы подготовки профессиональных консультантов оставлены в стороне.

В издании [5] подробно освещены основные вопросы, связанные с консультационной деятельностью, начиная от ее сущности и содержания и заканчивая вопросами развития консультационных услуг в России. Подробно рассмотрены причины обращения к консультантам, виды консультационных фирм и история становления управленческого консультирования. Даются практические советы, которые могут быть полезны как консультантам, так и их клиентам: как найти и выбрать консультационную фирму, рассматриваются контракты на консультационные услуги и принципы организации отношений «клиент-консультант». Предлагаются на рассмотрение модели консультирования и управления изменениям, даются основы процесса консультирования и организации работ. Достаточно подробно изучаются методы консультирования и вопросы обеспечения качества консультационных услуг. Рассматриваются вопросы специфики консультирования муниципальных организаций. В книге всесторонне затрагиваются как теоретические, так и практические вопросы, как со стороны консультанта, так и со стороны клиента, что делает книгу интересной и полезной для широкого круга лиц. Однако специфика консультирования в какой-либо из областей не рассмотрена, хотя рассмотрена специфика работ на рынке консультирования муниципальных организаций. Также не затронут еще один важный и интересный вопрос - подготовка консультантов.

Из учебных пособий необходимо отметить издания [6, 7]. В учебнике [6] рассмотрены вопросы, связанные с управленческим консультированием корпоративных организаций: развитие консалтинга, виды и методы консультирования, роль консультантов в построении корпоративной культуры организации, совершенствование управления организацией на основе внутреннего консультирования, роль топ-менеджмента в системе управления организацией и др. В учебнике хорошо освещены все основные вопросы консультирования, начиная от сущности понятия «Управленческий консалтинг», его истории, специфики российского рынка услуг, и до вопросов, появляющихся в процессе консультирования. Учебник дает хорошее представление о консалтинге и рынке консультационных услуг. К сожалению, вопросы специфики консультирования в различных областях управления (бухгалтерский учет, управление кадрами, управление производством, информационные технологии) остались за рамками спецкурса, для которого подготовлен указанный учебник. Также за рамками остались вопросы, связанные с подготовкой профессиональных консультантов, качествами и знаниями, которыми должен обладать хороший консультант.

Издание [7] ориентировано на тех, кто изучает курс «Управленческое консультирование» в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления

521500 - Менеджмент, утвержденным Гособразованием России от 02.03.2000. Книга ориентирована на широкий круг лиц, интересующихся проблемами развития российской экономики, и, прежде всего, на студентов высших учебных заведений экономического профиля при подготовке к экзамену по данному курсу. В книге подробно рассмотрены основные понятия консультирования, а также различные аспекты консультационной деятельности - от особенностей ценообразования на консалтинговые услуги до вопросов обеспечения качества консультационных услуг. Рассмотрена специфика консультирования в различных областях - от консалтинга по управлению изменениями и антикризисного консалтинга до консультирования по вопросам производства, логистики, работе с персоналом. Также рассмотрены особенности консалтинга в области использования информационных технологий. Недостаток книги вытекает из ее ориентации - материал организован по вопросам к экзамену. С одной стороны, это облегчает подготовку к экзамену для студентов, с другой - делает невозможным удобный поиск интересующего материала.

Таким образом, обозначена проблемная область, представляющая интерес в качестве объекта исследования. Проведен обзор работ по тематике «Профессиональное консультирование» и выявлено, что вопросы подготовки профессиональных консультантов, если и затрагиваются в существующих изданиях, то весьма поверхностно. Таким образом, разработка методики подготовки профессиональных консультантов становится одной из актуальных задач профессионально-педагогического образования.

Литература

1. Управленческое консультирование. / Под ред. М. Кубра. М.: Интерэксперт, 1992. 319 с.

2. Макхэм К. Управленческий консалтинг. / Пер. с англ. М: Издательство «Дело и Сервис». 1999. 288 с.

3. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. М: ГУ ВШЭ, 1999. 240 с.

4. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. М.: Финстатинформ, 1995. 175 с.

5. Кузнецова Л.А. Управленческое консультирование. 2002.

6. Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: Учебник. М.: Инфра-М, 2002. 192 с.

7. Гульковский А.В., Рысюк В.Н.. Управленческое консультирование. Вопросы и ответы. М.: Юркнига, 2004. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.