Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ COVID-19 (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ СМИ)'

АНАЛИЗ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ COVID-19 (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ СМИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ / ЖАНР 2.0 / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОПРАГМАТИКА / МИРОМОДЕЛИРОВАНИЕ / БРИТАНСКИЕ СМИ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асмус Нина Геннадьевна

В статье рассматриваются жанровые, прагматические и языковые особенности интернет-комментария к статьям британских онлайн-изданий. Выделяются основные принципы построения текстового сообщения интернет-комментария на платформе новостных сайтов и описываются формы проявления коллективной языковой личности автора и читателя. На основе предложенных параметров интернет-комментария как вторичного исконно сетевого жанра анализируется прагматическая составляющая диалога «автор - читатель» и «читатель - читатель» для экспликации злободневных проблем в период борьбы с пандемией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LINGUOPRAGMATIC FEATURES OF INTERNET COMMENTS IN THE PERIOD OF COVID-19 CORONAVIRUS(ON THE MATERIAL OF THE BRITISH MEDIA)

The article examines the genre, pragmatic and linguistic features of Internet comments on the example of articles from British online newspapers. The basic principles of constructing a text message of an Internet comment on the platform of news websites are highlighted and the forms of manifestation ofthe collective linguistic personality of the author and the reader are described. On the basis of the proposed parameters of the Internet commentary as a secondary electronic genre, the pragmatic component of the “author-reader” and “reader-reader” dialogue is analyzed in order to explicate topical problems during the fight against the pandemic. The main purpose of the genre of online commentary on news websites is to obtain truthful information and express one’s opinion. In communication between the editorial board-reader and the reader-reader, the author chooses the position of an equal participant in the dialogue, introducing additional information, relying on personal experience and demanding the argumentation of the presented opinion. Users are characterized by a high level of cooperation (frequent appeal to the editorial board and other visitors, dialogues, attention to the comments of other communication participants, etc.), a different opinion is allowed. The dialogic nature of texts is not always aimed at creating a friendly atmosphere, the conflict nature of speech behavior is determined by the topic of the discussion, the seriousness of communication, the nature of the stimulus article, focus on the potential interlocutor and the stereotyped or creative speech behaviour.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ COVID-19 (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ СМИ)»

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10204

Н. Г. Асмус

Челябинский государственный университет,

Челябинск

АНАЛИЗ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ COVID-19 (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ СМИ)

Исследование выполнено при финансового поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках

научного проекта № 20-412-740004 The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740004

В статье рассматриваются жанровые, прагматические и языковые особенности интернет-комментария к статьям британских онлайн-изданий. Выделяются основные принципы построения текстового сообщения интернет-комментария на платформе новостных сайтов и описываются формы проявления коллективной языковой личности автора и читателя. На основе предложенных параметров интернет-комментария как вторичного исконно сетевого жанра анализируется прагматическая составляющая диалога «автор - читатель» и «читатель - читатель» для экспликации злободневных проблем в период борьбы с пандемией.

Ключевые слова: интернет-комментарий, жанр 2.0, массовая коммуникация, коллективная языковая личность, лингвопрагматика, миромоделирование, британские СМИ, пандемия.

Информационно-цифровая парадигма мышления, пришедшая на смену постиндустриальной ступени развития, формирует новую коммуникативную среду для человека, живущего в век гаджетов, онлайн-ресурсов и удаленного режима работы. В результате мы наблюдаем возникновение нового медиапространства, характеризующегося влиянием усовершенствованных информационных технологий, не известных ранее медиаплатформ и социальных сетей и кардинальными изменениями коллективного сознания пользователя в результате познания новой реальности. Современный человек хочет активно участвовать в производстве медиаконтента, отражающего активную гражданскую позицию и влияющего на выбор способов и средств достижения определенных мер по улучшению качества жизни.

Виртуальная среда изменяет не только весь коммуникативный процесс, но и наши представления о собеседнике. Мы выделяем следующие черты виртуального коммуникативного пространства: субъективность информации, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность и мозаичность. Попадая в новую среду общения, текст приобретает и особые черты. Так, для сетевого текста характерны диалогичность построения, гипертекстовая организация, комбинация различных типов дискурса, речевая однородность круга общения, компрессия языковых средств, отсутствие нормативности и наличие специфической компьютерной этики.

Объектом нашего исследования выступает англоязычный дискурс интернет-комментария, в качестве предмета- структурные, прагматические и лингвистические особенности англоязычного интернет-комментария. Целью статьи является анализ особенностей реализации интернет-комментария на примере англоязычных новостных сайтов и информационных медиапорталов, а также описание его структурных и лингвистических особенностей. Достижение цели данного исследования предполагает решение ряда задач:

- обосновать теоретические основания для выделения интернет-комментария в качестве вторичного исконно сетевого жанра;

- выявить и описать особенности функционирования англоязычного интернет-комментария на платформе новостных сайтов;

- предложить структуру интернет-комментария, которая присуща большинству информационных медиаресурсов.

Материалом для исследования послужили комментарии к статьям британских онлайн-изданий: The Independent, The Sun, The Daily Mail и The Daily Ехрress за декабрь 2020 г. в количестве 200 новостных блоков.

Изначально интернет-комментарий не выделялся учеными как определенный исконно сетевой жанр. Были предложены такие определения для его описания: коммуникативное действие [9. C. 190], малая жанровая форма интернет-дискурса [4], коммент [5. C. 69], который понимается как «любое сообщение читателя, следующее за онлайн-статьей» [5. С. 67], современный инструмент коммуникации или коммуникативная среда [6. C. 9]. Сегодня лингвисты единодушно признают его сформированность и уникальность. Мы считаем, что жанры компьютерной коммуникации в силу особенностей сферы общения характеризуются следующей совокупностью взаимосвязанных параметров: тематический признак, коммуникативная цель, сфера общения, образ адресанта - адресата, режим синхронного / асинхронного времени, форма объективации (близость к письменному или устному тексту), диалог / полилог, композиция, языковые особенности [1. С. 35].

Вслед за Е. И. Горошко, Е. А. Земляковой, мы определяем интернет-комментарии как жанр 2.0 [2. C. 95], который представляет жанровый формат, возникающий под воздействием социальных медий [3. C. 348]. Это вторичный жанр виртуальной коммуникации, который совмещает в себе черты институционального и личностно-ориентированного типов дискурса и направлен на интерпретацию и оценивание чужого мнения.

Комментарии всегда выступают в диалоговом единстве с исходной статьей или постом, в которых автор старается вызвать ответную реакцию у всех заинтересованных читателей, при этом направляя свое послание не конкретному лицу, а массовому адресату, образ которого он достраивает сам. По коммуникативной цели практически все тексты направлены на поиск информации и привлечение внимания, около 3/5 комментариев служат изначальной цели комментирования - высказаться, и лишь единицы отвечают цели вступить в разговор или поддержать его. Исходя из этих целей, происходит моделирование образов адресата и адресанта. Представляя образ адресанта, перед нами - человек, достаточно эрудированный и начитанный в сфере политики, права и истории, в большинстве случаев патриот, критикующий правительство и недовольный политикой государства. Это обусловлено, в первую очередь, темой текста-стимула. Это может быть политический блог или новостной сайт, где адресантом выступает конкретное лицо или профессиональный журналист, представляющий медиапортал. Любая новость из области политики побуждает читателей высказываться, при этом отстаивая свою позицию осмысленно и целенаправленно. Адресант воспринимается адресатом как компетентное лицо в данном вопросе, поэтому выстраивается ассиметричная коммуникация в формате «учитель-ученик», и «учитель» дотошно и убедительно стремится объяснить «ученику» то, что он может не знать. Адресатом является человек, который знаком с текстом статьи и имеет на данную тему мнение, которое он хочет высказать или начать/продолжить обсуждение темы и/или мнения предыдущего автора. Как мы заметили, стилевые черты комментария обусловлены не только тематическим признаком, но и языковой и культурной позицией пользователя. В целом жанр интернет-комментария направлен на удовлетворение информационных запросов современного общества, порожденного цифровой культурой.

В результате диалога автора с читателем усложняется сюжет за счет использования мыслей читателя и раздвигаются границы медиатекста. Комментарий входит в структуру медиатекста, где адресант уже перестает быть единственным автором произведения, а адресат становится активным участником общения. Он комментирует, изменяет, добавляет оценочные высказывания в авторский текст и становится не массовым, а коллективным адресатом. То есть «массовый адресат в интернет-коммуникации является совокупностью коллективных адресатов, объединенных по темам, по блогерам, чьими подписчиками они являются, по корпоративным сайтам или лентам новостей» [7. C. 52].

Мы согласны с мнением И. Р. Танабаевой, что интернет-комментарий основан на «сочетании ситуативности, информативности и аналитичности» [11. С. 208], и считаем, что комментарии по функциональности обладают чертами публицистического дискурса - они призваны информировать, воздействовать и убеждать.

Выстраивая модель коммуникационного процесса в рамках «адресант - коллективный адресат», мы пришли к выводу, что автор текста или поста участвует в двух режимах общения: «один со многими» и «один с одним» в жанре интернет-комментария. Адресат, в свою очередь, также включается в процесс общения, совмещающего черты групповой и межличностной коммуникации с преобладанием модели «один с одним». Как справедливо заметила Д. А. Попова, «цифровая личность реализует возможность постоянной сильной позиции первого лица» [10. С. 16].

По мнению Д. М. Кузьминой, интернет-комментарий обладает свойствами монологического жанра (комментарий пользователя к статье) и диалогического (комментарий пользователя к комментарию другого пользователя) [8. С. 11]. Мы считаем, что данный жанр представляет собой симбиоз открытого, неконечного диалога и полилога, нацеленного на получение ответной реакции, и выражаемого при помощи элементов оценочных, информативных, императивных и ритуальных речевых жанров по коммуникативной цели [12. С. 91-92].

Мы выделяем такие характерные черты жанра комментария в интернет-среде, как имитация разговорной речи, субъективность, эмоциональность, оценочность, компрессия языковых средств, пренебрежение нормами орфографии и пунктуации, использование эмоционального синтаксиса. Письменный комментарий в Интернет-среде может содержать как вербальные, так и невербальные компоненты.

Композиционно комментарий состоит из менее чем 40-50 слов и имеет следующую структуру: завязка, основной текст и развязка. Завязка, как правило, является обращением к одному из предыдущих комментаторов или ссылкой на его слова. Основной текст выражает мнение и/или оценку события, высказывания или проблемы, описанную автором. Завязка может быть выражена цитатой, крылатой фразой, обращением. Она, как правило, звучит призывом к продолжению дискуссии, обычно в виде вопроса, или, напротив, сигналом о нежелании продолжать общение, который может быть передан имплицитно в виде саркастичного выражения благодарности.

Материалом для исследования послужили комментарии к статьям британских онлайн-изданий: The Independent, The Sun, The Daily Mail и The Daily Express за декабрь 2020 г. Критерием, по которому отбирался материал, стала злободневная на сегодняшний день тема, как для Великобритании, так и для всего мира, борьба с коронавирусом.

Огромные преимущества данных новостных порталов, включая многомиллионную пользовательскую аудиторию, удобный интерфейс, высокая степень креолизованности сайтов, лаконичность новостных постов, наличие ссылок по теме события, обратная связь способствуют тому, что сотни тысяч пользователей ежедневно не остаются равнодушными к тому, что происходит в стране и мире, оставляя миллионы комментариев. Мы намеренно выбрали информативные медиаплатформы, чтобы проследить, меняется ли речевое поведение коллективной языковой личности в зависимости от серьезности исходной статьи.

При анализе комментариев с видеохостинга YouTube мы выявили, что большинство комментариев к статье или посту-стимулу, написанному во время первой волны пандемии Covid-19, было выстроено в дружеской тональности, которая демонстрировала сочувствие и желание поддержать любого человека эмоционально, независимо от его национальности, места проживания и условий жизни. Практически все комментарии содержали оценку и мнение пользователя и были посвящены описанию жалоб и ощущений во время лечения, оригинальным рецептам выздоровления или напоминали дневник больного, который провел две недели на больничной койке. Характер интернет-комментариев во время второй волны борьбы с коронавирусной инфекцией изменился.

На сегодняшний день в исходных статьях фокус внимания переключился со статистики заболевших в стране и мире на проблемы и возможные пути решения экономиче ских, социальных и культурных вопросов, в первую очередь, касающихся самой Великобритании, во времена жестких ограничений и запретов. Британцев интересует, переживет ли кризис ирландская авиакомпания Ryanair, как стране справиться с большим потоком нелегальных иммигрантов, как долго может продлиться футбольная изоляция, какие новые меры вводят в ресторанах, продуктовых магазинах

и сетях быстрого питания для обеспечения безопасности персонала и клиентов. Они живо реагируют на любые новости, связанные с болезнью и благотворительной деятельностью всех членов Королевской семьи в период пандемии, распоряжениями правительства по ужесточению мер в период самоизоляции, результатами тестов мировых ученых по изучению причин появления нового коронавируса.

Наибольший резонанс в декабре получили статьи, посвященные вопросам изобретения отечественной вакцины, правилам вакцинации граждан Великобритании, безопасности и рискам, которым они могут быть подвергнуты (46 %), усилению мер правительства по соблюдению безопасности и самоизоляции (29 %) и шокирующим случаем нарушения объявленного локдауна звездами, политическими лидерами, членами правительства и простыми гражданами (25 %).

Пользователи, активно участвующие в обсуждении злободневных проблем, разделились на два лагеря: поддерживающие правительство в проведении жесткого антиковидного режима и одобряющие безрассудное, наплевательское отношение британцев к себе и окружающим. Последние получили прозвища в официальных СМИ: «антивакцинщики» (anti-vaxxers), «ковидиоты» (Covidiots) и «безрассудные, ненормальные в период пандемии» (flunatics). Вот как формулирует свой протест всем объявленным мерам по ужесточению правил поведения во время похода за продуктами пользователь Fred Dibna:

«These are ту rules to Lidl andAldi if they want my money - i hear any stupid, idiotic and patronising covid announcements over your tannovs or any passive aggressive dictatorial urgings of 'being kind' whilst your staff bark orders and are rude and abrasive to your paying customers then you will NOT get my money» («Вот мои правила для продуктовых cemeti Lidl uAldi, если они хотят получить мои деньги. Если только я услышу какие-либо идиотские или снисходительные объявления о ковидных мерах или любые другие призывы «быть добрыми», в то время как ваши сотрудники отдают приказы и грубы по отношению к клиентам, вы НЕ получите мои деньги») (The Sun, https://www. thesun.co.uk/news/, (дата обращения: 29.12.20).

В категоричной форме, выражая свое явное неприятие британского правительства и качества товаров, приобретаемых в данных торговых точках, и демонстрируя конфликтное поведение, автор комментария ставит себя на позицию эксперта, подчеркивая принадлежность к группе через использование оппозиции «мы-они».

Комментарий может быть адресован всем заинтересованным пользователям, конкретному лицу, определенной категории лиц или являться субъективным восприятием какого-либо феномена или события. Так, выражая свое отношение к прочитанному, отличительной чертой комментариев является «множественность объекта оценки при всегда единственном субъекте -авторе коммента» [5. С. 71].

Так, например, критика в адрес непопулярных мер Министра внутренних дел Прити Патель в период пандемии выражается саркастической ремаркой пользователя о том, что, по его мнению, эта женщина не компетентна в вопросах внутренней политики государства и не может одновременно выполнять несколько поручений.

«Surely a competent minister would be able to multi-task» («Поистине грамотный министр должен выполнять несколько задач одновременно») (The Daily Express, https://www.express.co.uk, (дата обращения: 28.12.20).

Комментарий может содержать и мнение пользователя, и оценку описанному событию или лицу. «As Covid sweeps the world causing death and economic devastation in its wake there seems to be very little outcry about how it came to evolve, why is wasn't controlled at source, and whether vital information about it was withheld by the government responsible. All indication is that the Chinese government bears a heavy responsibility, and yet is going largely unchallenged. I find this extraordinary and concerning» («По мере того, как Covid распространяется по миру, вызывая смерть и экономические разрушения, похоже, люди даже не задумываются о том, как он появился, почему не сразу был взят под контроль и не скрывается ли здесь вина правительства Китая? Все указывает на то, что китайское правительство должно понести огромную ответственность за это. Однако им все сходит с рук. Я нахожу это необычным и тревожным») (The Daily Mail, https://www.dailymail.co.uk/home/index.html (дата обращения: 29.12.20). И хотя обвинения в адрес Китая звучат убедительно, автор не стремится сделать свое сообщение конфликтным. Давая весомые аргументы в защиту своей точки зрения, пользователь открыт для диалога, соглашается

с мнением предыдущего автора и ориентирован на потенциального собеседника, демонстрируя высокий уровень кооперации.

Интернет-комментарий может содержать иронию, выраженную фразеологизмом и советом. Дружеская тональность преобладает при описании курьезных случаев, в которых может оказаться простой обыватель, нарушивший режим самоизоляции не преднамеренно, а по незнанию. В попытке объехать на своей машине все 92 поля британской премьер-лиги во время локдауна британец был оштрафован полицией графства Линкольншир. Вот как прокомментировал его поведение пользователь:

«Should have an additional fine for being a total MUPPET» («Его надо дополнительно оштрафовать за то, что он шут ГОРОХОВЫЙ» (The Sun, https://www.thesun.co.uk/news/, (дата обращения: 21.12.20).

Около 32 % авторов интернет-комментариев винят во всех неудачах, заболеваниях и ошибках правительство, премьер-министра или лидирующую партию. Разделение на «своих и чужих» происходит по нарастающей (даже Брексит, которого так долго добивались жители туманного Альбиона, оценивается ими как неправильная политика государства), и в ход идут различные средства: навешивание ярлыков, использование метафор, сравнения и эпитеты с негативной коннотацией.

«However government failed to act quickly and when it did mixed messages abounded and the likes of Cummings and Rees Mogg dismissed the restrictions that government belatedly introduced: upshot little support for belated measures which along with Brexit are damaging the UK economy» («Однако правительство не смогло действовать быстро, н когда оно действительно предприняло необходимые меры, поступило множество противоречивых замечаний, н такие, как Каммингс и РнсМогг, сняли ограничения, которые правительство ввело с опозданием: эти запоздалые меры вместе с Брекситом наносят ущерб экономике Великобритании») (The Independent, https://www. independent.co.uk, (дата обращения: 27.12.20).

Очень резко настроены британцы против Бориса Джонсона, государственную политику которого они отождествляют с человеческими смертями, экономическим кризисом и потерей целостности единого геополитического пространства в составе Евросоюза. «This is because Johnson has never had a coherent strategy, has never listened to the science, and has never shown the courage necessary> to make di fficult decisions which might be unpopular with the ERG entryists in his own party. Johnson is a second-rate gambler, drinking in the last-chance saloon. Just like Trump, the sooner this clown is gone the sooner we can start to rebuild Britain. There is much to be done» («Это связано с тем, что у Джонсона никогда не было последовательной политики, он никогда не прислушивался к науке и никогда не проявлял мужества, необходимого для принятия сложных решений, которые могли бы быть непопулярны среди участников Европейской исследовательского группы в его собственного партии. Джонсон - второсортный игрок, пропускающий рюмочку в захудалом баре. Как и Трамп, чем раньше этот клоун уйдет, тем скорее мы начнем восстанавливать Британию. Еще многое предстоит сделать») (The Daily Express, https://www.express.co.uk, (дата обращения: 25.12.20).

Таким образом, можно сказать, что основной целью жанра интернет-комментария к информационным медиапорталам и новостным сайтам является получение правдивой информации и выражение собственного мнения. В общении редакция - читатель и читатель - читатель автор выбирает позицию равного участника диалога, вводя дополнительную информацию, опираясь на личный опыт и требуя аргументации представленного мнения. Пользователям свойственен высокий уровень кооперации (частое обращение к редакции и другим посетителям сайта, диалоги, внимание к комментариям других участников общения и т. д.), допускается наличие другого мнения. Диалогичность текстов не всегда направлена на создание дружеской атмосферы, конфликтность речевого поведения определяется темой, серьезностью общения (информативное или фатическое), характером статьи-стимула (новостной сайт, социальные сети, личный блог), ориентированностью на потенциального собеседника и стереотипностью или креативностью речи. Подтверждение принадлежности к группе «свой - чужой» выражается попытками автора поставить себя на позицию эксперта, через использование оппозиции «мы - они».

Список литературы

1. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: специальность 10.02.19 «Теория языка» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Асмус Нина Геннадьевна ; Челябинский государственный университет. - Челябинск, 2005. - 266 с. - Текст : непосредственный.

2. Горошко, Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова. - Текст : непосредственный // Жанры речи. - 2017. - № 1 (15). - С. 92-100.

3. Горошко, Е. И. Жанры 2.0 : проблема типологии и категоризации (на примере коммуникативного сервиса «Твиттер») / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова, Т. Л. Полякова. -Текст : непосредственный // Жанры речи. - 2012. - Вып. 8. Жанр и творчество. - С. 344-357.

4. Дахалаева, Е. Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.ru» как объект лингвистического исследования / Е. Ч. Дахалаева. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: https://www.science-education.rU/pdf/2013/6/686.pdf (дата обращения: 21.12.2020).

5. Зубарева, В. М. Специфика реализации оценки в комментах к статьям британских онлайн-газет / В. M Зубарева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2013. - № 29 (320). - Вып. 83. - С. 66-72.

6. Карпоян, С. М. Эпистемическая модальность в интернет-комментарии : специальность 10.02.19 «Теория языка» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Карпоян Софья Мартиросовна ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2014. - 26 е.- Текст: непосредственный.

7. Клушина, Н. И. Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве Интернета / Н. И. Клушина, Н. В. Смирнова, Л. Т. Касперова, М. В. Иванова, С. Ф. Барышева. - Текст : непосредственный // Верхневолжский филологический вестник. Журналистика. - 2018. - № 3. -С.50-54.

8. Кузьмина, В. М. Коллективная языковая личность автора интернет-комментария на сайте глянцевого журнала (гендерный аспект) : специальность 10.02.01 «Русский язык» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Кузьмина Варвара Михайловна ; Санкт-Петебрургский государственный университет. - Санкт-Петебрург, 2017. -24 е.- Текст : непосредственный.

9. Митягина, В. М. Интернет-комментарий как коммуникативное действие / В. М. Митягина. - Текст : непосредственный // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Межвузовский сборник научных трудов. - 2012 - С. 188-197.

10. Попова, Д. А. Способы репрезентации субъектности цифровой личности в жанре интернет-комментария : специальность 10.02.01 «Теория языка» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Попова Дарья Александровна ; Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ, 2017. - 24 е.- Текст : непосредственный.

11. Танабаева, И. Р. Комментарий как особый жанр в интернет-общении/ И. Р. Танабаева. -Текст: непосредственный // Молодой учёный. - 2017. - № 51 (185). - С. 207-209.

12. Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева. - Текст: непосредственный // Жанры речи. - 1997. - Вып. 1. - С. 88-98.

ANALYSIS OF LINGUOPRAGMATIC FEATURES OF INTERNET COMMENTS IN THE PERIOD OF COVID-19 CORONAVIRUS (ON THE MATERIAL OF THE BRITISH MEDIA)

Asmus N. G. Chelyabinsk State University, Chelyabinsk (Russia), nasmus(a),74.rii

The article examines the genre, pragmatic and linguistic features of Internet comments on the example of articles from British online newspapers. The basic principles of constructing a text message of an Internet comment on the platform of news websites are highlighted and the forms of manifestation of

the collective linguistic personality of the author and the reader are described. On the basis of the proposed parameters of the Internet commentary as a secondary electronic genre, the pragmatic component of the "author-reader " and "reader-reader " dialogue is analyzed in order to explicate topical problems during the fight against the pandemic. The main purpose ofthe genre ofonline commentary on news websites is to obtain truthful information and express one's opinion. In communication between the editorial board-reader and the reader-reader, the author chooses the position ofan equal participant in the dialogue, introducing additional information, relying on personal experience and demanding the argumentation of the presented opinion. Users are characterized by a high level of cooperation (frequent appeal to the editorial board and other visitors, dialogues, attention to the comments of other communication participants, etc.), a different opinion is allowed. The dialogic nature of texts is not always aimed at creating a friendly atmosphere, the conflict nature ofspeech behavior is determined by the topic of the discussion, the seriousness of communication, the nature of the stimulus article, focus on the potential interlocutor and the stereotyped or creative speech behaviour.

Key words: internet commentary, genre 2.0, mass communication, collective linguistic personality, linguistic pragmatics, world modeling, British media, pandemic.

References

1. Asmus, N. G. (2005). Lingvisticheskie osobennosti virtual nogo kommunikativnogoprostranstva [Linguistic features ofthe virtual communication space]: Ph.D. thesis philological sciences. Chelyabinsk, 266 p. (in Russ.).

2. Goroshko, E. I. &Zemlyakova, E. A. (2017). Poliformatny j messendzherkakzhanr 2.0 (naprimere messendzhera mgnovcnny x soobshhenij Telegram) [Multiformat messenger as a genre 2.0 (on the example of the instant messenger Telegram)]. Zhanry' rechi [Speech genres], 1 (15),pp. 92-100 (in Russ.).

3. Goroshko, E. I., Zemlyakova, E. A. & Polyakova T. L. (2012). Zhanry 2.0: problema tipologii i kategorizacii (na primere kommunikativnogo servisa «Tvitter») [Genres 2.0: the problem of typology and categorization (on the example of the communication service "Twitter'). Zhanry' rechi [Speech genres], 8, pp. 344-357 (in Russ.).

4. Dahalaeva, E. Ch. (2013). Internet-kommentarii portala «Novosti mail.ru» kak ob ckt lingvisticheskogo issledovaniya [Internet comments of the "Mail.ru News"' portal as an object of linguistic research], Sovremenny e problemv' nauki i obrazovaniva [Modern problems of science and education], 6, available at: https://www.science-education.rU/pdf/2013/6/686.pdf (accessed 21.12.2020) (in Russ.).

5. Zubareva, V. M. (2013). Specifika realizacii ocenki v kommentax k stat yam britanskix onlajn-gazet [The specifics of the implementation of the assessment in the comments to the articles of British online newspapers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 29 (320), pp. 66-72 (in Russ.).

6. Karpoyan, S. M. (2014). Epistemicheskava modal nost v internet-kommentarii [Epistemic modality in internet commentary] : abstract of thesis, Cand. philological sciences. Rostov-on-Don, 26 p. (in Russ.).

7. Klushina, N. I., Smirnova, N. V., Kasperova, L. T., Ivanova, M. V. & Barysheva, S. F. (2018). Sctcvy' e zhanry': novost i kommentarij v prostranstve Interneta [Network genres: news and commentary in the Internet space]. Verxnevolzhskijfilologicheskij vestnik [Verkhnevolzhsky philological bulletin], 3, pp. 50-54 (in Russ.).

8. Kuzmina, V. M. (2017). Kollektivnayayazy^kovaya lichnosf avtora internet-kommentariva na sajte glvancevogo zhurnala (gendernyy aspekt) [The collective linguistic personality of the author of an Internet commentary on the website of a glossy magazine (gender aspect)] : abstract of thesis, Cand. philological sciences. St. Petersburg, 24 p. (in Russ.).

9. Mityagina, V. M. (2012). Internet-kommentarij kak kommunikativnoe dejstvie [Internet commentary as a communicative action]. Zhanry' i tipv' teksta v nauchnom i medijnom diskurse [Genres and types of text in scientific and media discourse], pp. 188-197 (in Russ.).

10. Popova, D. A. (2017). Sposoby' reprezentacii sub''ektnosti cifrovoj lichnosti v zhanre internet-kommentariya [Methods of representing the subjectivity of a digital personality in the genre of Internet commentary] : abstract of thesis, Cand. philological sciences. Ulan-Ude, 24 p. (in Russ.).

11. Tanabaeva, I. R. (2017). Kommentarij как osoby j zhanr v internet-obshhenii [Commentary as a special genre in Internet communication]. Molodoj uchyonyj [Young scientist], 51 (185), pp. 207-209 (in Russ.).

12. Shmeleva, Т. V. (1997). Model' rechevogo zhanra [Speech genre model]. Zhanry rechi [Speech genres], 1, pp. 88-98 (in Russ.).

Асмус Нина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики английского языка Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

nasmus@74.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Асмус Н. Г. Прагматический потенциал интернет-комментария в период борьбы с коронавирусом COVID-19 (на материале британских СМИ) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 40-47. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10204.

Asmus N. G. Analysis of linguopragmatic features of internet comments in the period of COVID-19 coronavirus (on the material of the british media) // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 2 (40), pp. 40-47. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.