Научная статья на тему 'Коммуникативная интерактивность "в квадрате": интернет-комментарий к массмедиа в социальной сети'

Коммуникативная интерактивность "в квадрате": интернет-комментарий к массмедиа в социальной сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
316
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЖАНР / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ГИПЕРТЕКСТ / МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Митягина В. А.

Предпринятое исследование базируется на следующих рамочных характеристиках современного информационно-коммуникационного пространства: 1) парадигма языковых интеракций человека как члена лингвоэтносоциума существенно увеличилась за счет вербализованных в сети оценок и точек зрения; 2) предлагаемые интернетом форматы взаимодействия на основе технологий Web 2.0 обеспечили социальным медиа лидирующее положение в реализации интерактивных техник; 3) прагматические задачи массмедиа XXI века успешно реализует синтез гипертекстуальности социальной сети и полилогичность интернет-комментариев к публикации онлайн-издания на интерактивной платформе соцсети. В статье исследуется эффективность данной интерактивности «в квадрате» в обеспечении направленного формирования образа России на материале статей SPIEGEL ONLINE в сети Facebook и комментариев к ним. Для достижения данной цели предпринят анализ актуальных подходов коммуникативной лингвистики к изучению жанров «социальная сеть» и «интернет-комментарий», их роли в развитии интернета к семантическому Web 3.0 и саморегулируемому Web 4.0, сделан обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных коммуникации в социальных сетях, в частности в сети Facebook. Рассмотрение интернет-комментариев как коммуникативных реакций на реализованные в статьях тактики угрозы и демонизации позволяет констатировать эффективность их использования: тактики достигают адресата, который потенциально готов к коммуникационному расширению информации, а форматы социальной сети и интернет-комментария предоставляют для этого эффективные возможности. В итоге, интерактивные техники рассмотренных жанров избавляют процесс формирования образа России в немецкоязычном коммуникативном пространстве от односторонности и тенденциозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative interactivity scaled up: internet comments on mass media in social networks

The present research is based on the following framework characteristics of the modern information and communicative space: 1) the paradigm of language interactions of a person as a member of linguo-ethnosociety has increased significantly through verbalized online assessments and viewpoints; 2) the Web 2.0-based interaction formats have provided social media with a leading role in implementing interactive techniques; 3) the pragmatic tasks of mass media of the 21st century successfully provide the synthesis of social networks' hypertextuality and the polylogical nature of Internet comments on various posts within interactive social network platforms. The paper deals with the effectiveness of scaled up interactivity in ensuring the purposeful formation of Russia's image. The research is based on the material of the SPIEGEL ONLINE articles placed on Facebook and comments about them. To achieve this goal, we've analyzed the current approaches of communicative linguistics to the study of such genres as ‘ocial network’ and ‘internet comment’, as well as their role in enhancing the Internet through semantic and self-regulating technologies Web 3.0 and Web 4.0, respectively. The review of Russian and foreign works devoted to communication in social networks, on Facebook in particular, has been carried out. Studying Internet comments as communicative reactions to the threat and demonization tactics contained in the articles proves the effectiveness of their use: tactics reach readers who are potentially ready to enter communication and to expand information, while the formats of social network and Internet comment provide effective opportunities for this. Thus, the interactive techniques of the considered genres ensure the formation of multilateral and unbiased image of Russia in the German-language communicative space.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная интерактивность "в квадрате": интернет-комментарий к массмедиа в социальной сети»

УДК 81 '38 '48:004.738

DOI 10.25513/2413-6182.2019.6(3). 712-725

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕРАКТИВНОСТЬ «В КВАДРАТЕ»: ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ К МАССМЕДИА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ*

Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия)

Аннотация: Предпринятое исследование базируется на следующих рамочных характеристиках современного информационно-коммуникационного пространства: 1) парадигма языковых интеракций человека как члена лингвоэтносо-циума существенно увеличилась за счет вербализованных в сети оценок и точек зрения; 2) предлагаемые интернетом форматы взаимодействия на основе технологий Web 2.0 обеспечили социальным медиа лидирующее положение в реализации интерактивных техник; 3) прагматические задачи мас-смедиа XXI века успешно реализует синтез гипертекстуальности социальной сети и полилогичность интернет-комментариев к публикации онлайн-издания на интерактивной платформе соцсети. В статье исследуется эффективность данной интерактивности «в квадрате» в обеспечении направленного формирования образа России на материале статей SPIEGEL ONLINE в сети Facebook и комментариев к ним. Для достижения данной цели предпринят анализ актуальных подходов коммуникативной лингвистики к изучению жанров «социальная сеть» и «интернет-комментарий», их роли в развитии интернета к семантическому Web 3.0 и саморегулируемому Web 4.0, сделан обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных коммуникации в социальных сетях, в частности в сети Facebook. Рассмотрение интернет-комментариев как коммуникативных реакций на реализованные в статьях тактики угрозы и демонизации позволяет констатировать эффективность их использования: тактики достигают адресата, который потенциально готов к коммуникационному расширению информации, а форматы социальной сети и интернет-комментария предоставляют для этого эффективные возможности. В итоге, интерактивные техники рассмотренных жанров избавляют процесс формирования образа России в немецкоязычном коммуникативном пространстве от односторонности и тенденциозности.

Ключевые слова: интерактивный жанр, интернет-комментарий, коммуникативные тактики, социальная сеть, гипертекст, массмедиа.

* Подготовлено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-012-00606 А «Мультилингвальное исследование политического имиджа России в зарубежных СМИ».

В.А. Митягина

© В.А. Митягина, 2019

Для цитирования:

Митягина В.А. Коммуникативная интерактивность «в квадрате»: интернет-комментарий к массмедиа в социальной сети // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 3. С. 712-725. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(3).712-725.

Сведения об авторе:

Митягина Вера Александровна, профессор, доктор филологических наук Контактная информация:

Почтовый адрес: 400011, Россия, Волгоград, пр. Университетский, 100 E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 27.02.2019 Дата рецензирования: 16.03.2019 Дата принятия в печать: 10.07.2019

Введение

Исследование интерактивных техник интернет-жанров представляет собой сформировавшееся направление коммуникативной лингвистики, которое решает задачи лингвистической логистики оптимизации данных форматов взаимодействия в сети. Новые варианты улучшения технологии эффективной коммуникации может предоставить анализ актуальных решений традиционных проблем и вопросов. Таковым, на наш взгляд, является анализ текстов, которые могут быть охарактеризованы как «интерактивные в квадрате» - это интернет-комментарии статей на политические темы, публикуемые на странице онлайн-версии СМИ в социальной сети. Многие издания переместили обсуждение публикаций в социальные сети, блоги, что изменило жанровые характеристики и интернет-комментариев, и соцсетей как социальных медиа. Как отмечает В.И. Ка-расик, «уточнилось понимание социальной сети - теперь это интернет-ресурс, обеспечивающий возможности общения субъектов» [Карасик 2019: 50]. Данная статья посвящена анализу коммуникативных техник интернет-комментариев публикаций о России ведущего германского интернет-издания SPIEGEL ONLINE, размещенных в его аккаунте в немецкоязычном сегменте сети Facebook.

Лингвистические исследования коммуникации в пространстве интернета XXI века отражают изменения, связанные с развитием новых технологий мировой сети. В середине 2000-х статичные сайты уступили интерактивным, ориентированным на динамическое формирование контента, и появление социальных сетей, блогов, wiki-проектов ознаменовало превращение сети Интернет в глобальное средство массмедиа, в котором пользователи производят информацию и обмениваются ею. Мультимедиа заняли доминирующие позиции, а текст получил новую степень ответственности. А. Эверетт характеризует этот процесс как цифровую тек-

стуализацию (digitextuality] [Everett 2003: 5], отмечая, что вербальные составляющие гипертекста новых медиа на платформах Web 2.0 встраиваются в единую виртуальную систему уровней и смыслов.

Актуальное интернет-пространство превращается, по наблюдению Джанни Ваттимо, в «рынок» информации, логика которого требует постоянного расширения и «чтобы каким-то образом объектом коммуникации стало всё» [Ваттимо 2003: 11]. Позиционирование себя в сети во многом реализует эту рыночную стратегию и компенсирует дефицит новой информации: коммуникационность доминирует в силу того, что объем нового знания как основы информации резко сокращается [Митягина 2012: 189].

А.А. Лисенкова достаточно категорично заявляет о том, что «вся информация в новых медиа всегда трансформируется в коммуникацию и становится гипертекстуальной» [Лисенкова 2018: 114].

Представляется необходимым заметить: трансформация происходит частично, потому что коммуникационность сети «расширяет» информационную составляющую пропорционально прагматике ее получателей и именно поэтому возникает гипертекстуальность. Многие жанры интернета характеризуются интерактивностью, и коммуникативные техники заложены в их форматы, поэтому предложенное О.В. Дедовой определение мультимедийности и интерактивности как конституирующих категорий в пределах электронной текстуальности обосновано и логично [Дедова 2011].

Наиболее ярко характеристики интернет-коммуникации проявляются в таком жанре, как интернет-комментарий к массмедийной публикации (новостному сообщению или полемической статье], размещенный на странице издания в социальной сети. Этот вариант интеракции может быть обозначен как максимально коммуникационный, потому что «приращение смысла» происходит в соответствии с выведенной Ю.М. Лотма-ном формулой посредством не трансформации, но превращения, модификации текста: «Текст, способный вступать в сложные отношения как с окружающим культурным контекстом, так и с читательской аудиторией, перестает быть элементарным сообщением, направленным от адресанта к адресату» [Лотман 1992: 130].

Жанры «интернет-комментарий» и «социальная сеть» активно исследуются лингвистами, и многие положения этих работ вносят существенный вклад в концептуальную разработку Web 3.0 (семантически формируемой сети] и Web 4.0 (демократически саморегулируемой социокультурной сети].

Данные интернет-жанры максимально реализуют коммуникационные и интерактивные параметры сети, потому что, как логично отмечают Е.И. Горошко и Т.Л. Полякова, социальные медиа «возникают под воз-

действием технологий Web 2.0 или так называемых социальных медиа -быстро развивающихся коммуникативных технологий Web 2.0, которые позволяют большому количеству людей одновременно общаться между собой посредством сети для достижения всевозможных целей» [Горошко, Полякова 2012: 123].

На технологическую основу природы этого жанра также указывают А. Каплан и М. Ханлайн, подчеркивая возможность производства информации и обмена ею между участниками соцсетей [Kaplan, Haenlein 2012]. Л.Ю. Щипицина анализирует гипертекстуальность социальной сети и отмечает номинативно-агрегативный характер этого жанра, следствием которого является «опасность бессознательного увлечения клипово-мозаич-ным, или агрегативным, стилем изложения в ущерб связно-логическому повествованию» [Щипицина 2017: 137].

Данный стиль изложения весьма удачно комбинируется с низким регистром общения как реализацией направленности масскультуры на снятие табу [Карасик 2010: 110-111]. Уже через пять лет с начала этапа широкой доступности сети Facebook появились исследования, посвященные этике коммуникации в рамках социальной сети [Vallor 2012], и многие лингвисты констатируют снижение стилевой нормы и изменение «стандартизированных синтаксических конструкций, используемых участниками речевого взаимодействия в Сети» [Холодковская 2014: 80]. Сравнительное исследование содержания новостных программ нескольких германских TV-каналов и их контента на Facebook привело М. Штайнер к разработке концепта «бульваризации» в отношении Facebook как мас-смедиа [Steiner 2016].

Исследования коммуникации в социальной сети с социолингвистических позиций отличаются, по мнению А. Брегса, большой объяснительной силой в изучении состава языковых средств, актуальных в данном формате [Bergs 2006; Bergs, Schenk 2004].

Таким образом, формат социальной сети, заданный ее целями регистр коммуникации создают комфортные условия для максимального проявления субъекта в жанре интернет-комментария к размещенным он-лайн-изданиями публикациям. Анализ комментариев к статьям сетевым СМИ в социальных сетях на заданную тему может дать фокусное представление о рефлексиях читателей, обратной связи, социопрагматической эффективности опубликованного текста.

Материал и методы исследования

Жанровый статус интернет-комментария к тексту СМИ обусловлен его подчиненным положением, прагматической детерминированностью инициальным текстом. Такие интернет-комментарии проблематично отнести к сетевым жанрам в классификации, предложенной В.И. Карасиком

для анализа коммуникации в соцсетях на основе базовых интенций, ведущих к общению в этом сообществе [Карасик 2019: 49]. Комментарий к статье в сетевом издании выражает точку зрения на заявленную проблему, мнение читателя, и общение между авторами комментариев связано с реакцией на внешний фактор.

Л.Ю. Щипицина, отмечая вторичность сетевого комментария по отношению к исходному тексту, относит его к «несамостоятельным жанровым образованиям» и рассматривает как «субжанр, бытующий в составе более сложного жанрового образования (статья сетевого СМИ, блог, социальная сеть и т. п.]» [Щипицина 2015: 529].

Несмотря на свое «подчиненное» положение, интернет-комментарий к статье онлайн-издания отличается огромной популярностью, становится источником новых номинаций, метафор, формирует общественное мнение. Согласимся с И.А. Ушановой в ее суждении о том, что эти комментарии образуют «резонансное пространство» медийного дискурса, потому что дают дальнейшее развитие тематике статей, служат источником новых тем [Ушанова 2011: 108-109].

Можно утверждать, что исследование функционального потенциала жанра «интернет-комментарий» статьи сетевого СМИ в интерактивном формате социальной сети представляет собой эвристичный вариант осмысления эффективности коммуникативных техник дискурса СМИ.

В данной работе предлагается анализ интернет-комментариев как коммуникативных реакций [Митягина 2012; Митягина, Сидорова 2016] на реализованные в опубликованных статьях тактики угрозы и демони-зации, которые являются ведущими в формировании образа России в германских СМИ [Митягина, Свинкина 2018].

В материал исследования вошли интернет-комментарии к двум статьям SPIEGEL ONLINE о России, размещенным в аккаунте издания в сети Facebook (https://www.facebook.com/spiegelonline/], авторство комментариев и ники удалены, орфография и пунктуация сохранены. В анализе использованы следующие статьи:

Das bedeutet der INF-Vertrag für Europa (http://www.spiegel.de/poli-tik/ausland/inf-vertrag-was-sie-wissen-muessen-a-1251088.html];

«Wie die Krim Putin verschluckte» Ein Essay von Christian Esch (http:// www.spiegel.de/politik/ausland/fuenf-jahre-krim-annexion-wie-die-krim-wla-dimir-putin-verschluckte-a-1258069.html].

Количество постов к каждой из публикаций - больше 200, дискуссия в аккаунте продолжается до нескольких недель, многие ее участники уже не комментируют статью, а дискутируют с авторами других комментариев, это настоящий форум - полилогический интерактивный персональный интернет-жанр. Представляется логичным проследить по комментариям участников обсуждения статьи, как реализуемые в ней тактика угрозы и тактика демонизации воздействуют на аудиторию.

Представление результатов

Использование тактики угрозы предполагает экспликацию агрессивного прагматического потенциала, поэтому смысловая доминанта текста связана с такими темами, как военный конфликт с применением силы, социокультурные и политико-дипломатические международные связи и их разрыв, борьба претендентов за власть [Митягина, Свинкина 2018].

В статье о выходе США и России из договора о РСМД Das bedeutet der INF-Vertrag für Europa (автор не указан] направленно подчеркивается жесткая, категоричная позиция России как реакция на ультиматум США, поддержанный НАТО, и негативные, опасные последствия от этой «игры мускулов» для Европы:

Das Ultimatum an Russland ist noch gar nicht abgelaufen - trotzdem kündigt US-Präsident Trump den INF-Vertrag mit Russland auf.

Die Verhandlungen mit Russland sind erfolglos geblieben.

Ohne den Vertrag werde es weniger Sicherheit geben.

Реакция читателей на такой «заряженный» языковыми единицами с отрицательной семантикой текст вполне ожидаемая, испуганная и даже несколько наивная для тех, кто читает такое интеллектуальное издание как SPIEGEL:

Erschreckend und verantwortungslos, dass „die Supermächte" nach über 30 Jahren nichts dazu gelernt haben! Ich fühle mich in meine Kindheit zurückversetzt, in der der „Kalte Krieg" das dominierende Thema war.

Über diesen Ausstieg muss das Volk aller betroffenen Staaten abstimmen und nicht ein einzelner Mensch. Atomwaffen bedeuten die totale Zerstörung. Wann wird die Welt wach?

Es war Putin selbst, der 2007 erklärte, der INF-Vertrag diente nicht mehr russischen Interessen, der im selben Jahr Iskander-K testen liess, 2011 Voronesh-DM in Dunayevka und 2013 Iskander-K in Kaliningrad aufstellen ließ. Bleiben wir doch also bitte bei der Wahrheit. Ja, nuklear-fähige Mittelstreckenraketen stehen direkt auf unserer Türschwelle und zielen ins Herz Europas. Und nu?

Поскольку в тексте статьи вполне традиционно используются приемы инициирования страха (Russland hatte allerdings bereits in den vergangenen Wochen mehrfach deutlich gemacht, dass es die US-Vorwürfe für haltlos erachtet und nicht daran denkt, seine Marschflugkörper zu vernichten], в комментариях симметрично проявляется беспокойство, чувство страха перед реальными и возможными опасностями:

Wer die Welt mit A-Bomben zerstören will, braucht dazu keine Langstreckenraketen usw., im Grunde reicht eine ganz normale PassagierMaschine, die geschickt umgebaut aber die Reichweite hat=!?!? = gerade aus diesem Blick machen diesbezügliche Aufkündigungen bestehender Verträge so kreuz gefährlich=! = da es zusätzlich Hemmschwellen hemmt bzw. senkt =!?!? = finde ich=!?!? =oder was =!?!? <

Паника автора данного текста понятна даже не владеющему немецким языком - знаки препинания свидетельствуют о том, что комментарий реализует аффективное коммуникативное действие, которое свидетельствует о достигнутом тактикой угрозы перлокутивном эффекте. Страх является социальной эмоцией, которая легко передается другим людям:

Russland hat mehrere Divisionen Gewehr bei Fuss an seiner Westgrenze bereitstehen. Die NATO - Truppen sind im Gegenzug nicht bereit sofort nach Russland zu marschieren. Das ist auch nicht vorgesehen und steht auch nicht in der NATO - Doktrin, egal was die Putin-Trolle tönen.

Ужас перед многочисленными дивизиями, которые наготове стоят на западной границе Европы, а войска НАТО не готовы совершать ответный марш в Россию, инициирован с грамотным таргетированием, и адресат четко ощущает себя потенциальной жертвой.

Это некомфортное психологическое состояние аудитории массме-диа усиливает тактика демонизации: в анализируемой статье она занимает подчиненную позицию, но проявляется последовательно и основывается на мифе о безграничных возможностях представителей высшей власти, их игре судьбами государств и миллионов людей:

...und dann kam Putin, kauft sich einen US-Präsidenten, der ihn für Putin wieder aufhob.

Mehr als primitive Beleidigungen haben diese bildungsfernen Dorfbewohner nicht zu bieten, wenn es jemand wagt, ihren Gottkaiser Putin zu kritisieren.

Ein Teufelskerl dieser Putin. Er erzwingt Sanktionen gegen sein Land, durch den von ihm gekauften US-Präsidenten (nebenbei ein Milliardär) damit er anschliessend bei sinkendem Wehretat von der Aufrüstung seiner Atomwaffen profitiert.

Die Russen-Trolls denken, sie könnten hier in den Kommentaren auf dem Nivau lügen, wie sie es in AfD-Foren machen. Das ist niedlich. Euer Gottkaiser. Putin, gibt ja selbst zu, dass Trump "sein" Präsident ist.

В комментариях к статье тактика демонизации функционирует в «отраженном» виде, зачастую стереотипном: в приведенных примерах в постах разных участников дискуссии российский президент - Gottkaiser -Бог-Император, который покупает себе подходящего президента США, тот, в свою очередь, поднимает его до прежнего Путина, получает прибыль от введенных по замыслу Путина санкций против России. Народ, согласно сопряженной с тактикой демонизации тактикой уничижения, характеризуется как безграмотная деревенщина, способная только на примитивные оскорбления того, кто осмеливается на критику Бога-Императора.

В статье-эссе Кристиана Эша, руководителя Московского бюро журнала SPIEGEL, Wie die Krim Putin verschluckte, посвященной пятилетию аннексии Крыма, решению, изменившему шефа Кремля, русских и их государство, дана глубокая, при всей своей тенденциозности, аналитическая

характеристика тех процессов после присоединения Крыма, которые, по мнению автора, привели к тому, что «Крым проглотил Путина», и тактика угрозы, безусловно, уступила тактике демонизации. Обратим внимание на приемы автора и комментарии участников дискуссии как реакции на эти приемы и мнения других пользователей.

«Wie die Krim Putin verschluckte»:

Zur Begeisterung der meisten Russen - und zum Entsetzen des Auslands -verkündete er die Angliederung der Krim und der Hafenstadt Sewastopol an Russland. Zum ersten Mal seit dem Zweiten Weltkrieg verschob ein europäischer Staat einfach so die Grenzen zu seinen Nachbarn. Das ist nun genau fünf Jahre her, und so sehrsich Europa an den Tabubruch gewöhnt hat, so wenig hat es sich von ihm erholt.

Комментарии, солидарные с позицией автора:

Kosovo: Sezession - eine Abspaltung von Serbien, von der Mehrheit der Kosovaren erwünscht und erzwungen.

Krim: Annexion ukrainischen Teil-Staatsgebietes - gegen die Mehrheit der Ukrainer und der Krim-Bewohner erzwungen durch eine russische ArmeeSonderabteilung.

Putins Nazibanden terrorisieren die Krimbewohner und die russischen Oligarchen sichern sich dort die besten Grundstücke. Die Leute auf der Krim haben die russischen Besatzer satt.

25Jahre war die Ukraine selbstständig, keinen hat'sgestört.Und da kommt dann der große Bruder und nimmt sich einfach, wovon er plötzlich meint, es gehöre ihm. Vorbildlich-! Er zeigt uns Deppen, wo es langzugehen hat!

Afghanistan, Nordossetien, Südossetien, Transnistrien, Tschetschenien, Georgien, Dagestan, Ostukraine....nur ein kleiner Teil der friedlichen Außenpolitik Russlands

Genau so wie einst Österreich dem deutschen Reich. HeilPutler!

Wieder ein Putin-Jubelzombie, der von Demokratie faselt.

das trifft es aber insgesamt. russland ist völlig am Ende.

Комментарии, противоположные позиции автора и солидарным с ней точкам зрения:

was war noch mal der Unterschied zw. Krim und Kosovo... ? Spiegel Online...?!

Die mehrheitliche Bevölkerung der Krim ist Russisch. Seit Chruschtschow diese abgegeben hat, gab es immer den Wunsch voll autonom zu sein oder gar eine Wiedereingliederung an Russland. Dieser Wunsch wurde stets von der UKR untergraben. Nein kein Profi, aber jemand der dort geboren ist und auch vor paar Jahren dort im Urlaub war. Fahren Sie selber hin und überzeugen Sie sich und dann könnten Sie vllt. mitreden.

„...russland ist völlig am Ende" Träum weiter

Ключевые слова в приведенных комментариях представляют собой расхожие штампы и похожи на лозунги:

Kosovo: Sezession и Krim: Annexion

Putins Nazibanden terrorisieren die Krimbewohner

Heil Putler!

Putin-Jubelzombie

Состав языковых единиц в комментариях, отражающих реакцию на формирование отрицательного образа Путина, подчинен логике информационной войны, в которой, как и в настоящей войне, все средства хороши, а социальные сети стали удобными инструментами в силу своих интерактивных техник, возможности размещать комментарии в ленте не только для друзей, но и для всеобщего обозрения [Желтухина, Павлов 2016; Zheltukhina et al.].

Заключение

Анализ коммуникативных техник интернет-комментариев публикаций SPIEGEL ONLINE о России, размещенных в сети Facebook, позволяет констатировать эффективность использования интерактивности «в квадрате»: социопрагматические тактики угрозы и демонизации, реализуемые в массмедийных текстах, достигают адресата, готового не только получать информацию, но и участвовать в ее трансформационном коммуникационном расширении в соответствии со своим «горизонтом ожидания». Гипертекстуальность социальной сети является основой для максимально полной реализации прагматических задач, а интернет-комментарии, превращая интерактивное общение в дискуссию, полилог, участвуют в формировании Web 3.0 как семантической сети и Web 4.0 как демократически саморегулируемой социокультурной сети. Именно эти техники избавляют процесс формирования образа России в немецкоязычном коммуникативном пространстве от односторонности и тенденциозности.

Список литературы

Ваттимо Дж. Прозрачное общество / пер. с итал., послесл. Дм. Новиков. М.: Логос, 2002. 128 с.

Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий

// Жанры речи. 2015. № 2. С. 119-127. Дедова О. В. Мультимедийность и интерактивность как категории электронного гипертекста // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы II Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский гос. соц.-пед. университет, 2011. С. 48-64. Желтухина М.Р., Павлов П.В. Социальная сеть Facebook в XXI веке: от инструмента коммуникации к инструменту информационной войны // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (61): в 3 ч. Ч. 3. С. 89-93.

Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. Волгоград: Перемена, 2010. 422 с. Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49-55. DOI: 10.18500/2311 -0740-2019-1-21-49-55.

Лисенкова А.А. Новые медиа: от Web 1.0 к семантической паутине Web 4.0 // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 110-118.

Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 129-132.

Митягина В.А. Интернет-комментарий как коммуникативное действие // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сборник научных трудов. Орел: ОГИИК, ПФ «Картуш», 2012. С. 188-197.

Митягина В.А., Сидорова И.Г. Жанры персонального Интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 105115. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-105-115.

Митягина В.А., Свинкина М.Ю. Образ России в сознании немецкого лингвоэтно-социума: от рациональности классической философии к иррациональности современных СМИ // Homo Loquens: Вопросы лингвистики и транслятоло-гии: сборник статей. Вып. 11. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2018. С. 205-213.

Ушанова И.А. Комментарии читателей в новых медиа как форма Интернет-коммуникации // Язык и межкультурная коммуникация: материалы Второй Международной научно-практической конференции (19-20 мая 2011): в 2 т. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. Т. 2. С. 105-109.

Холодковская Е.В. Особенности синтаксиса англоязычного интернет-комментария социальной сети Facebook // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2014. № 1 (20). С. 79-83.

Щипицина Л.Ю. Жанровый статус сетевого комментария // Вестник Башкирского университета. Филология и искусствоведение. 2015. № 2 (20). С. 528-532.

Щипицина Л.Ю. Лингвистическая характеристика гипертекста социальной сети// Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы V Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2017. С. 128-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bergs A. Analyzing Online Communication from a Social Network Point of View: Questions, Problems, Perspectives // Language@Internet SV1-3/2006. URL: http:// www.languageatinternet.org/articles/2006/371 (дата обращения: 24.03.2019).

Bergs A., Schenk M. Sprache und soziale Netzwerke // Handbücher zur Sprach- und Kommunikations wissenschaft / Handbooks of Linguistics and Communication Science: Soziolinguistik / Sociolinguistics. 1. Band. Berlin, NewYork: Mouton-deGruyter, 2004. S. 438-443.

Everett A. Digitextuality and clicktheory: Theses on convergence media in the digi-talage // Everett A., Caldwell J., eds. Newmedia: Theories and practices of digitextuality. New York: Routledge, 2003. P. 1-28.

Kaplan A.M., Haenlein M. If you love something, let it go mobile: Mobile marketing and mobile socialmedia 4x4 // Business Horizons. 2012. Vol. 55, iss. 2. P. 129139. DOI: 10.1016/j.bushor.2011.10.009.

Steiner M. Boulevardisierung goes Facebook? Eininhaltsanalytischer Vergleichpolitischer Nachrichtenvontagesschau, heute, RTL Aktuell und Sat.1 Nachrichten im Fernsehen und auf Facebook // Bd. 6. Politische Kommunikation - neue Phänomene, neue Perspektiven, neue Methoden .Düsseldorfer Forum Politische Kommunikation . Berlin: Frank & Timme. 2016. S. 27-47.

Vallor S. Flourishing on Facebook: Virtue Friendship and New Social Media // Ethics

and Information Technology. 2012. № 14 (3). P. 185-199. Zheltukhina M.R., Krasavsky N.A., Ponomarenko E.B., Aleshchanova I. V., Pavlov P. V. Political Facebook Posts Using Ideological Symbols for Media Image Designing of Russia as Enemy // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (18). P. 12005-12013.

References

Bergs, A. Analyzing Online Communication from a Social Network Point of View: Questions, Problems, Perspectives. Language@Jnternet SV1-3/2006. URL: http:// www.languageatinternet.org/articles/2006/371 (accessed date: March 24, 2019). Bergs, A., Schenk, M. (2004), Sprache und soziale Netzwerke. Handbücher zur Sprach-und Kommunikationswissenschaft. Handbooks of Linguistics and Communication Science: Sociolinguistics, Berlin; New York, Mouton de Gruyter, pp. 438-443.

Dedova, O.V. (2011), Multimediynost i interaktivnost kak kategorii elektronnogo giper-teksta [Multimedia and interactivity as the categories of electronic hypertext]. Gipertekst kak obyekt lingvisticheskogo issledovaniya: mat. II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Hypertext as an object of linguistic study. Proceedings of the 2nd international research and practice conference]. Samara, Samara state socio-pedagogical university, pp. 48-64. (in Russian) Everett, A. (2003), Digitextuality and click theory: Theses on convergence media in the digital age. Everett A., Caldwell J., (eds.) Newmedia: Theories and practices of digitextuality, New York, Routledge, pp. 1-28. Goroshko, E.I., Polyakova, T.L. (2015), K postroeniyu tipologii zhanrov sotsialnykh mediy [To classification of social media genres]. Zhanry rechi [Speech genres], No. 2, pp. 119-127. (in Russian) Kaplan, A.M., Haenlein, M. (2012), If you love something, let it go mobile: Mobile marketing and mobile social media 4x4. Business Horizons, Vol. 55, iss. 2, pp. 129-139.

Karasik, V.I. (2010), Yazykovaya kristallizatsiya smysla [Linguistic crystallization of

meaning]. Volgograd, Paradigma Publ, 421 p. (in Russian) Karasik, V.I. (2019), Zhanry setevogo diskursa [Genres of network discourse]. Zhanry

rechi [Speech genres], no. 1 (21), pp. 49-55. (in Russian) Kholodkovskaya, E.V. (2014), Osobennosti sintaksisa angloyazychnogo internet-kom-mentariya sotsialnoy seti Facebook [Peculiarities of syntax of English-language Internet comment in Facebook social network]. Vestnik Volgogradskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya 2, Yazykoznanie [Science Journal of Volgograd State University. Linguistics], no. 1 (20), pp. 79-83. (in Russian) Lisenkova, A.A. (2018), Novye media: ot Web 1.0 k semanticheskoy pautine Web 4.0 [New media: From Web 1.0 to semantic net Web 4.0]. VestnikMoskovskogo go-sudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of Moscow State university of culture and arts], no. 1 (81), pp. 110-118. (in Russian) Lotman, Yu.M. (1992), Semiotika kultury i ponyatie teksta [Semiotics of culture and the notion of text]. Izbrannye statyi [Selected articles]. Tallinn, Aleksandra Publ., vol. 1, pp. 129-132. (in Russian)

Mityagina, V.A. (2012), Intemet-kommentariy kak kommunikativnoe deystvie [Internet comment as a communicative action]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medi-ynom diskurse: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Genres and types of text in academic and media discourses: Interuniversity collection of scientific works]. Orel, Kartush Publ., pp. 189-195. (in Russian) Mityagina, V.A., Sidorova, I.G. (2016), Zhanry personalnogo Internet-diskursa: kommu-nikativnye eksplikatsii lichnosti [Genres of Personal Internet Discourse: Communicative explications of personality]. Zhanry rechi [Speech genres], no. 2 (14), pp. 105-119. (in Russian) Mityagina, V.A., Svinkina M.Yu. (2018), Obraz Rossii v soznanii nemetskogo ling-voetnosotsiuma: ot ratsionalnosti klassicheskoy filosofii k irratsionalnosti sov-remennykh SMI [The image of Russia in the consciousness of German linguo-ethnosociety: From rationality of classical philosophy to irrationality of modern mass media]. Homo Loquens: Voprosy lingvistiki i translyatologii: sb. st. [Homo Loquens: Issues of linguistics and translatology. Collected works]. Volgograd, Izd-vo VolGU, iss. 11, pp. 205-213. (in Russian) Shchipitsina, L.Yu. (2015), Zhanrovyy status setevogo kommentariya [Genre status of network comments]. Vestnik Bashkirskogo universiteta. Filologiya i iskusst-vovedenie [Bulletin of Bashkir university. Philology and art studies], No. 2 (20), pp. 528-532. (in Russian) Shchipitsina, L.Yu. (2017), Lingvisticheskaya kharakteristika giperteksta sotsialnoy seti [Linguistic characteristics of hypertext in social networks]. Gipertekst kak obyekt lingvisticheskogo issledovaniya: mat. II mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii [Hypertext as an object of linguistic study. Proceedings of the 5 th international research and practice conference]. Samara, Samara state socio-pedagogical university, pp. 128-138. (in Russian) Steiner, M. (2016), Boulevardisierung goes Facebook? Ein inhaltsanalytischer Vergleich politischer Nachrichten von tagesschau, heute, RTL Aktuell und Sat. 1 Nachrichten im Fernsehen und auf Facebook. Bd. 6. Politische Kommunikation -neue Phänomene, neue Perspektiven, neue Methoden .Düsseldorfer Forum Politische Kommunikation, Berlin, Frank & Timme, pp. 27-47. Ushanova, I.A. (2011), Kommentarii chitateley v novykh media kak forma Internet-kommunikatsii [Readers' comments in new media as a form of Internet communication]. Yazyk i mezhkulturnaya kommunikatsiya: mat. Vtoroy Mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. v 2 t. T. 2 [Language and intercultural communication: Proceedings of the 2nd international research and practice conference. In 2 vols. Vol. 2]. Velikiy Novgorod, NovGU im. Yaroslava Mudrogo, pp. 105-109. (in Russian)

Vallor, S. (2012), Flourishing on Facebook: Virtue Friendship and New Social Media.

Ethics and Information Technology, no. 14 (3), pp. 185-199. Vattimo, J. (2003), Prozrachnoe obshchestvo [Transparent society]. Moscow, Logos

Publ, 124 p. (in Russian) Zheltukhina, M.R., Krasavskiy, N.A., Ponomarenko, E.B., Aleshchanova, I.V., Pavlov, P.V. (2016), Political Facebook Posts Using Ideological Symbols for Media Image Designing of Russia as Enemy. International Journal of Environmental and Science Education, no. 11 (18), pp. 12005-12013. (in Russian)

Zheltukhina, M.R., Pavlov, P.V. (2016), Sotsialnaya set' "FACEBOOK" v XXI veke: Ot instrumenta kommunikatsii k instrumentu informatsionnoy voyny [FACE-BOOK social network in the 21st century: From the tool of communication to the tool of information war]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Issues of Theory and Practice], no. 7(61), part 3, pp. 8993. (in Russian)

COMMUNICATIVE INTERACTIVITY SCALED UP: INTERNET COMMENTS ON MASS MEDIA IN SOCIAL NETWORKS

V.A. Mityagina

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

Abstract: The present research is based on the following framework characteristics of the modern information and communicative space: 1) the paradigm of language interactions of a person as a member of linguo-ethnosociety has increased significantly through verbalized online assessments and viewpoints; 2) the Web 2.0-based interaction formats have provided social media with a leading role in implementing interactive techniques; 3) the pragmatic tasks of mass media of the 21st century successfully provide the synthesis of social networks' hypertextual-ity and the polylogical nature of Internet comments on various posts within interactive social network platforms. The paper deals with the effectiveness of scaled up interactivity in ensuring the purposeful formation of Russia's image. The research is based on the material of the SPIEGEL ONLINE articles placed on Facebook and comments about them. To achieve this goal, we've analyzed the current approaches of communicative linguistics to the study of such genres as 'ocial network' and 'internet comment', as well as their role in enhancing the Internet through semantic and self-regulating technologies - Web 3.0 and Web 4.0, respectively. The review of Russian and foreign works devoted to communication in social networks, on Facebook in particular, has been carried out. Studying Internet comments as communicative reactions to the threat and demonization tactics contained in the articles proves the effectiveness of their use: tactics reach readers who are potentially ready to enter communication and to expand information, while the formats of social network and Internet comment provide effective opportunities for this. Thus, the interactive techniques of the considered genres ensure the formation of multilateral and unbiased image of Russia in the German-language communicative space.

Key words: interactive genre, internet comment, communicative tactics, social network, hypertext, mass media.

For citation:

Mityagina, V.A. (2019), Communicative interactivity scaled up: internet comments on mass media in social networks. Communication Studies (Russia), Vol. 6, no. 3, pp. 712-725. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(3).712-725. (in Russian)

About the author:

Mityagina, Vera Aleksandrovna, Prof., Professor Corresponding author:

Postal address: 100, Universitetsky pr., Volgograd, 400062, Russia E-mail: [email protected] Acknowledgments:

The reported study has been funded by the Russian Foundation for Fundamental Research (RFFI), project No. 18-012-00606 A «Multilingual study of Russia's political image in foreign mass media»

Received: February 27, 2019 Revised: March 16, 2019 Accepted: July 10, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.