Анализ концепций ведущих государств по применению перспективных неядерных средств поражения
Полковник Я.В. БЕСПАЛОВ
Полковник М.Л. ТИХОНОВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Изложены основные положения док-тринальных документов и военных концепций США и НАТО, а также инструменты их реализации с учетом развития стратегических неядерных средств поражения.
The paper goes over the basic provisions in US and NATO doctrinal documents and military conceptions, and also lists the tools of their implementation considering the progress in strategic nonnuclear means of destruction.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Концепция, доктрина, вооруженные силы, стратегическое сдерживание, неядерные средства поражения.
Conception, doctrine, armed forces, strategic deterrence, nonnuclear means of destruction.
В ХОДЕ идеологического и военного противостояния между США и СССР в доктринальных документах, моделях, концепциях, планах строительства вооруженных сил каждая из сторон, оценивая потенциал противника, приходила к выводу о нецелесообразности обмена ядерными ударами даже в самых критических ситуациях.
Такая позиция, по сути, и сформировала теорию и политику ядерного сдерживания, основанные на обоюдном понимании невозможности одержать победу в ядерной войне вследствие неприемлемости ее катастрофических последствий.
Однако масштабные изменения военно-политической, военно-стратегической обстановки затронули практически все сферы развития вооруженных сил как России, так и западных стран, равно как и структуру международных отношений в целом1. Эти изменения связаны с переходом от системы биполярного к многополяр-
ному мироустройству. Многополярный мир сегодня представлен основными государствами — обладателями ядерного оружия и (или) мощными неядерными вооруженными силами. К таковым можно отнести США, являющиеся лидером и центральным субъектом политики (рис.); Российскую Федерацию, КНР, Великобританию и Францию — субъектов политики второго уровня; Индию, Пакистан, Израиль, КНДР — субъектов политики третьего уровня; а также другие страны, имеющие мощные вооруженные силы и ядерное оружие со средствами его доставки различного типа.
Рис. Оценка расстановки военно-политических сил в многополярном мире при возникновении противоречий между РФ и США
Сегодня на мировой политической арене основным оппонентом США является не только Российская Федерация, но и КНР, КНДР. Нельзя также исключать вероятность осложнения отношений с другими государствами — обладателями мощных вооруженных сил и ядерного оружия вследствие военного, экономического и политического кризиса в мире, вызванного событиями на Украине, которые не участвуют в договорном процессе об ограничении ядерного и других видов оружия массового поражения. В связи с этим обстоятельством высшему политическому руководству США
приходится проводить политику сдерживания не только Российской Федерации, но и других стран — субъектов политики второго и третьего уровней и при этом, в случае конфликта с ними, сохранить свой военный потенциал и ядерное оружие. В военной сфере реальную угрозу сохранения лидерства США вызывает только Российская Федерация, имеющая мощные вооруженные силы и значительный арсенал ядерного оружия со средствами его доставки. В случае попыток США разрешения политических противоречий с Российской Федерацией военным путем имеет место риск потери ми-
рового лидерства, а с учетом наличия у нее мощных сил общего назначения с принципиально новым высокоточным оружием большой дальности и значительного ядерного арсенала, возможен переход США в субъекты политики второго и третьего уровней.
Высшее политическое руководство США в целях сохранения своего лидерства предпринимает попытки реализации комплекса мер сдерживания Российской Федерации как ядерным, так и стратегическим неядерным оружием, охватывающим широкий спектр областей их применения, а также позволяющим сдерживать субъекты политики второго и третьего уровней. Их осуществление закрепляется положениями политических и военных планов, а также декларативными документами и концепциями.
К основным декларативным документам США относятся: «Стратегия национальной безопасности США», «Национальная военная стратегия США» и «Стратегия национальной обороны», «Стратегическая концепция НАТО», «Военная концепция НАТО по борьбе с терроризмом» и другие, отражающие взгляды на применение вооруженных сил в целом. Взгляды на применение группировок войск (сил) отражаются в документах «Единых доктрин» (JP) комитета начальников штабов ВС США, которых более пятисот2. Вопросы применения видов вооруженных сил детализируются в полевых уставах3.
Установки указанных доктрин и стратегий детализируются в концепциях применения вооруженных сил, которые не являются руководящими и уставными документами, но раскрывают существо наиболее важных на современном этапе подходов к применению военной силы.
Для систематизации взглядов военно-политического (военного) руководства основных зарубежных государств на применение вооруженных
сил в целях реализации мер стратегического сдерживания как стратегическим ядерным, так и стратегическим неядерным оружием концептуальные документы объединены в «Стратегических концепциях», «Оперативных концепциях» и «Функциональных концепциях».
«Стратегические концепции» представлены «Операцией по стратегическому сдерживанию», «Глобальным ударом», «Крупномасштабными совместными военными операциями» и «Будущими совместными операциями»; «Оперативные концепции» — «Господствующим маневром», «Высокоточным сражением», «Доступом единых сил в районы проведения операций»; «Функциональные концепции» — это «Боевое применение», «Формирование единой информационно-управляющей среды» и «Защита войск»4.
Сущность концепции «Операция по стратегическому сдерживанию» заключается в совокупности взглядов на применение вооруженных сил в качестве основного инструмента стратегического сдерживания. При этом политическим, экономическим, дипломатическим и другим мерам, проводимым в рамках стратегического сдерживания, отводится вспомогательная роль. Особенностями применения вооруженных сил США, связанными с реализацией данной концепции, являются: упреждающий и наступательный характер применения вооруженных сил США и их союзников в кризисных районах; широкое применение сил специальных операций и высокоточного оружия большой дальности; глобальный и экспедиционный характер военных действий; отказ от захвата территорий как цели военных действий; применение войск (сил) США в составе многонациональных группировок; применение мобильных формирований для выполнения полицейских функций. Реализация данной
концепции предусматривает сохранение и наращивание военного превосходства США и других стран НАТО, призванного убедить оппонентов в неограниченных возможностях США и стран-союзников по обеспечению своей защиты. Заявленные в «Стратегии национальной безопасности США» намерения американской администрации подтверждаются обеспечением подавляющего военного превосходства Соединенных Штатов над любым потенциальным противником и готовностью к нанесению превентивных ударов в порядке осуществления своего права на самооборону. Традиционная теория сдерживания, определявшая политику США и стран НАТО на протяжении десятилетий, заменена теорией упреждающих силовых действий.
Основной целевой установкой концепции «Глобального удара» является обеспечение подготовки и нанесения удара по террористам или государствам-изгоям (по терминологии США), создающим оружие массового поражения. Ее сущность — нанесение удара в течение часа после определения цели и принятия решения на ее применение в любой точке земного шара обычным высокоточным оружием, то есть «поражать цели в любом месте и в любое время в глобальном боевом пространстве...»5. Появление этой концепции и решение США по наращиванию ударных неядерных сил совпадают по времени
В целях систематизации взглядов военно-политического (военного) руководства основных зарубежных государств на применение вооруженных сил концептуальные документы объединены в «Стратегических концепциях»,
«Оперативных концепциях» и «Функциональных концепциях».
и направленности6. Основная и наиболее сложная задача, которая ставится перед неядерной составляющей стратегической триады — нанесение обезоруживающего удара по ряду критических (по срочности их выведения из строя) целей, включая мобильные, перемещаемые, укрепленные или размещенные в естественных или искусственных укрытиях глубоко под землей. Поражение целей этих типов и есть главное содержание «быстрого глобального удара»7.
Сущность концепции «Крупномасштабные совместные военные операции» заключается в обеспечении единства взглядов на применение вооруженных сил при крупномасштабных военных действиях. Цель — нанесение решительного поражения сильному противнику. В ней раскрываются понятия трех основных типов крупномасштабных военных действий: расширенной кампании, ограниченной кампании и одиночной операции. Первая из них представляет собой боевые действия в нескольких операционных районах с целью нанести решительное поражение сильному противнику. Ограниченная кампания отличается от расширенной меньшими масштабами и продолжительностью и будет проводиться в одном операционном районе. Цели, задачи и характер военных действий в ходе обеих кампаний в основном совпадают: за силовым вторжением следует динамичная воздушно-наземная наступательная операция. Ограниченная и расширенная кампании будут характеризоваться активной информационной операцией, введением экономических санкций против противника, принятием мер дипломатического характера и созданием коалиции под эгидой США. В концепции подчеркивается, что американским войскам и их союзникам в будущем придется проводить крупномасштабные военные операции против «сильного» противника, вла-
деющего оружием массового поражения (ОМП). Применить ОМП может только тот противник, чьи вооруженные силы по своим боевым возможностям не способны противостоять войскам коалиции. В этой связи перед вооруженными силами США ставится задача по подготовке к действиям в условиях применения ОМП, в том числе, возможно, самими Соединенными Штатами.
Анализ концепций США необходимо дополнить исследованиями в области направлений деятельности НАТО: коалиционной военной стратегией (военной доктриной) НАТО. Одним из основных концептуальных документов, определяющих подходы к военной политике НАТО, является концепция «Совместные будущие операции», существо которой заключается в согласовании взглядов на преобразование и применение объединенных вооруженных сил НАТО в среднесрочной перспективе (на 15 лет). Цели концепции: сохранение достаточной сдерживающей военной мощи и создание новых возможностей по упреждению, адекватному и гибкому реагированию на угрозы. С этой концепцией тесно связаны взгляды военного командования НАТО на концепцию «Будущие совместные операции НАТО». Ведение согласованных действий военных и невоенных структур и уяснение взаимозависимости всех участников операции позволит, по мнению руководства альянса, уравновесить вклад военных и невоенных инструментов воздействия на противника.
Сущность оперативной концепции «Господствующий маневр» представляет собой обеспечение «объединенных сил» (вооруженных сил) позиционным превосходством над противником за счет высоких темпов переброски войск (сил) и ведения боевых действий. Максимально рассредоточенные группировки разнородных
сил, включающие воздушные, наземные, морские, десантные, космические компоненты, способные подавлять противостоящие силы противника, а также оказывать огневое воздействие при ведении военных и небоевых операций, позволят обеспечить превосходство над ним путем использования возможностей по информационному обеспечению, введению его в заблуждение, поражению целей, достижению высокой мобильности.
Оперативная концепция «Высокоточное сражение (бой)» определяет боевые действия, основанные на огневом поражении целей противника в ходе всех видов операций. Успех высокоточного сражения базируется на глубоком анализе распознавания и обнаружения важнейших объектов и целей противника, способности их обнаруживать, наблюдать и отслеживать; выбирать, организовывать и применять высокоточные системы; достигать желаемой эффективности действий; оценивать результаты; вести бой с высокими темпами действий войск (сил) на всех этапах военных операций. Цель реализации концепции — достижение высокой эффективности применения войск (сил).
Сущность концепции «Доступ единых сил в районы проведения операций» заключается в совокупности взглядов на создание группировок войск(сил) в условиях гарантированного подавления противодействия противника. Цель — достижение возможности «проецирования военной силы» в любой потенциально возможный район операции (боевых действий). В соответствии с ее положениями для обеспечения гарантированного доступа в районы проведения операций в условиях противодействия противника ВС США необходимо эффективно сочетать применение имеющихся сил и средств вооруженной борьбы во всех сферах (воздушной, морской,
наземной, космической, кибернетической), используя при этом успех в одной из них для обеспечения превосходства в других сферах.
Функциональная концепция «Боевое применение» отражает взгляды военного руководства Соединенных Штатов на применение войск в военных операциях будущего. Ее сущность определяется совокупностью взглядов на создание подавляющего превосходства над противником в боевой мощи для применения группировок войск (сил).
Для повышения возможностей и качества управления группировками войск (сил) разработана концепция «Формирование единой информационно-управляющей среды», которая предусматривает использование новейших технологий для формирования единой информационно-управляющей среды на театре военных действий и в глобальном масштабе в целях значительного повышения эффективности ведения боевых действий.
Функциональная концепция «Защита войск» рассматривает защиту войск как одну из обязательных функций вооруженных сил США в рамках проведения любой операции. Защита войск определяется как комплекс мероприятий по сохранению их боевого потенциала. При этом отмечается, что защита включает проведение мероприятий, направленных на предотвращение ущерба личному составу и членам семей военнослужащих, а также объектам министерства обороны США. Эти мероприятия призваны обеспечить свободу действий вооруженным силам и уменьшить их уязвимость; способствовать сохранению боевого и морально-психологического потенциала; снизить степень негативного информационного воздействия со стороны противника.
Анализ изложенных в концепциях официальных взглядов и установок
США позволяет судить о заметной смене приоритетов в стратегии высшего политического руководства по вопросам совершенствования системы обеспечения национальной безопасности в направлении сдерживания всех политических оппонентов как стратегическими ядерными, так и неядерными вооружениями. В целях реализации положений представленных концепций США намерены основные усилия направить на коренную модернизацию ведущего компонента военной мощи вооруженных сил США — стратегических наступательных сил с акцентом на опережающие темпы разработки и поставки на вооружение стратегических неядерных систем. Приступили к созданию адаптированного к современной обстановке и эффективного инструмента стратегического сдерживания вероятного противника, сдерживающая роль которого заключается не в создании для противника реальной угрозы физического уничтожения массированным применением непревзойденных по составу и мощи стратегических наступательных сил, а в формировании у него осознания несоразмерности затрат (последствий) над получаемыми выгодами от реализации его агрессивных намерений. В настоящее время в целях реализации данного инструмента США акцентируют свое внимание на формировании перспективного неядерного средства стратегического военного сдерживания и создании для этого эффективной научно-производственной базы.
Конечная цель замысла военно-политического руководства США по замене существующего ядерного оружия направлена на создание нового, не менее эффективного по воздействию, но более универсального по применению инструмента военно-политического давления на своих политических оппонентов. Его
основу, судя по содержанию разработанных в последнее время концепций и проводимых НИОКР, составят функционирующие по принципу разведывательного ударного комплекса стратегические высокоэффективные огневые системы вооружений, системы оружия направленной энергии и другие перспективные системы оружия. С учетом состояния дел в ядерной области, это пока планы достаточно далекого будущего.
На среднесрочную перспективу в США намерены создать некую переходную (промежуточную) структуру находящихся под единым оперативным управлением различных по боевым свойствам, условиям и характеру применения наступательных ударных сил, оснащенных существующими и поступающими в войска средствами кинетического и некинетического, глобального и регионального, а также ядерного воздействия.
Следует признать, что реализация концепций США и НАТО расценивается как достаточно продуманный и весьма перспективный проект. Как представляется, его масштабы и влияние на военно-стратегическую ситуацию в мире пока недооценены. Уже
сейчас речь может идти о новом высокоэффективном неядерном средстве сдерживания и устрашения, первые образцы которого в среднесрочной перспективе могут поступить в вооруженные силы США. Они будут располагать арсеналом систем, способных неядерными боезарядами частично выполнять задачи существующих стратегических ядерных сил.
Таким образом, в среднесрочной перспективе США стремятся к обладанию стратегическим неядерным оружием с коротким подлетным временем к цели и формально не подпавшим под какие-либо двусторонние или международные ограничения, применением которого возможно выполнение стратегических наступательных задач, обеспечивающих поражение значительного числа ядерных сил России до принятия решения Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерацией на нанесение ответно-встречного удара. Это может крайне негативно отразиться на национальной безопасности Российской Федерации и потребует от ее политического руководства активного противодействия складывающимся угрозам.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Матвичук В.В., Хряпин А.Л. Система стратегического сдерживания в новых условиях // Военная Мысль. 2010. № 1. С. 11—16.
2 Стерлин А.Е., Протасов А.А., Крей-дин С.В. Современные трансформации концепций и силовых инструментов стратегического сдерживания // Военная Мысль. 2019. № 8. С. 7—17.
3 Вильданов М.П., Резяпов Н.С. Эволюция военной стратегии США в XXI веке // Зарубежное военное обозрение. 2021. № 9. С. 3—13.
4 Стерлин А.Е., Протасов А.А., Крей-дин С.В. Современные трансформации...
5 Хренов И.В., Андреев В.В. Развитие концепции «Глобального удара» и трансформация взглядов ее реализации на практике вооруженными силами США // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2021. № 17. С. 34—44.
6 Сарычев М.В., Башкиров Н.А., Новикова Д.Н. Основные программы разработки гиперзвукового оружия в вооруженных силах США // Зарубежное военное обозрение. 2021. № 9. С. 28—34.
7 Быстрый глобальный удар (часть 1) // Военное обозрение. URL: https://topwar. ru/116089-bystryy-globalnyy-udar-chast-1. html (дата обращения: 22.03.2022).