Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК В СТРАТЕГИЧЕСКОМ СДЕРЖИВАНИИ'

МЕСТО И РОЛЬ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК В СТРАТЕГИЧЕСКОМ СДЕРЖИВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НЕЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НЕЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салюков Олег Леонидович, Шигин Алексей Вячеславович

Раскрывается место, роль и задачи Сухопутных войск в стратегическом сдерживании, определены приоритетные направления развития стратегического неядерного оружия, позволяющего предотвратить и успешно отразить возможную агрессию против России и ее союзников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE GROUND FORCES IN STRATEGIC DETERRENCE

The paper discloses the role, place and tasks of the Ground Forces in strategic deterrence, outlines the priority development trends for strategic conventional weapons that help prevent and successfully repulse potential aggression against Russia and its allies.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК В СТРАТЕГИЧЕСКОМ СДЕРЖИВАНИИ»

Место и роль Сухопутных войск в стратегическом сдерживании

Генерал армии О.Л. САЛЮКОВ

Полковник А.В. ШИГИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Раскрывается место, роль и задачи Сухопутных войск в стратегическом сдерживании, определены приоритетные направления развития стратегического неядерного оружия, позволяющего предотвратить и успешно отразить возможную агрессию против России и ее союзников.

Сухопутные войска, стратегическое неядерное сдерживание, стратегическое неядерное оружие.

The paper discloses the role, place and tasks of the Ground Forces in strategic deterrence, outlines the priority development trends for strategic conventional weapons that help prevent and successfully repulse potential aggression against Russia and its allies.

KEYWORDS

Ground Forces, nonnuclear strategic deterrence, conventional strategic weapons.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ военно-политическая обстановка в мире характеризуется расширением источников угроз военной безопасности Российской Федерации (РФ), которые могут перерасти в военные конфликты различной интенсивности, а их нейтрализация возможна с использованием военной силы.

Необходимо отметить, что на ряде направлений военные опасности для РФ имеют тенденцию к усилению, что обусловлено следующими основными факторами:

• наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями;

• приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам России;

• создание и развертывание систем противоракетной обороны с ее компонентами в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил и средств в ракетно-ядерной сфере;

• создание и развертывание высокоэффективных систем стратегического неядерного оружия, в первую очередь высокоточного (ВТО) и гиперзвукового, на которые будет возлагаться значительная часть боевых за-

дач, планируемых в настоящее время для ядерных сил;

• неконтролируемое распространение технологий, оборудования и компонентов, используемых для изготовления оружия массового поражения;

• расширение существующих и возникновение новых конфликтных зон, затрагивающих интересы России1.

Росту напряженности и конфликтного потенциала также способствует выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) 2 августа 2019 года по надуманной причине — необоснованных обвинениях России в испытании крылатой ракеты на дальность более 500 км. Спустя всего две недели (18 августа 2019) Пентагон провел первое испытание ранее запрещенного по ДРСМД ракетного комплекса. Из наземной пусковой установки Мk 41 был произведен пуск крылатой ракеты «Томагавк», которая поразила цель на расстоянии свыше 500 км (рис. 1)2.

Рис. 1. Испытание крылатой ракеты «Томагавк» наземного базирования

Данное событие убедительно свидетельствует, что США никогда не прекращали работы по созданию наземного ракетного комплекса в обход

ДРСМД. Вашингтон уже открыто заявляет о преимуществах и необходимости скорейшего развертывания наземных ракет средней дальности как в Азиат-

ско-Тихоокеанском регионе против Китая, так и в Европе против России.

Поэтому осуществление комплекса согласованных действий по ядерному и неядерному сдерживанию в целях стабилизации военно-политической обстановки и предотвращения возможной агрессии против РФ, а в случае ее развязывания — для деэскалации и прекращения военного конфликта посредством убеждения потенциального противника в бесперспективности достижения политических целей силовыми методами, представляет собой важнейшую задачу Вооруженных Сил (ВС) России.

Уместно в этой связи привести высказывание известного китайского стратега и военного мыслителя Сунь-Цзы: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него»3.

Реализуемая в настоящее время Россией доктринально закрепленная стратегия сдерживания агрессии подчеркивает не только оборонительный характер военной политики, но и фактически является антиподом стратегии устрашения4, претворяемой в жизнь США в рамках концепции «быстрого глобального удара».

Принципиальные отличия указанных стратегий были наглядно продемонстрированы в ходе обеспечения ВС РФ (в том числе Сухопутными войсками) политических процессов по возвращению Республики Крым и Севастополя в состав России, когда в отличие от военных конфликтов, развязанных США и их союзниками против Югославии (1999), Афганистана (2001), Ирака (2003) и Ливии (2011), не допущено реального применения оружия и гибели людей.

Принятый РФ подход является логическим продолжением стратегий ядерного сдерживания периода «холодной войны», поскольку стало очевидно, что невозможно добиться деэскалации вооруженных конфликтов ограниченного масштаба исключительно за счет угрозы применения ядерного оружия. Об этом, в частности, свидетельствует отечественный опыт оказания военной помощи правительству Республики Афганистан советскими войсками (1979—1989), когда пришло понимание, что нереально надеяться исключительно на ядерное оружие для предотвращения всего спектра военных угроз, а необходимо повышать так называемый «ядерный порог» путем наращивания боевых возможностей сил общего назначения5.

Учитывая данный опыт, теория стратегического сдерживания в настоящее время развивается по двум направлениям.

Первое заключается в обеспечении понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против России и (или) ее союзников путем применения ядерной триады — стратегических ядерных сил6.

Второе преследует цель пресечения (недопущения) неядерных угроз, которые могут быть парированы силами общего назначения, в том числе Сухопутными войсками (СВ) с опорой на применение стратегического неядерного оружия. В Военной доктрине РФ данное направление выделено в стратегическое неядерное сдерживание (СНЯС).

Место и роль СВ, их задачи и мероприятия, выполняемые в рамках СНЯС, отражены в руководящих документах, где указано, что воинские формирования данного вида ВС могут применяться на всех этапах зарождения и развития военного конфликта.

В мирное время объединения, соединения и воинские части СВ поддерживают боевую готовность на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению, военное присутствие и демонстрацию военной силы, в том числе готовность к нанесению ударов ВТО большой дальности, что позволяет снизить, а в идеале исключить жертвы среди мирных граждан в районах военных конфликтов.

Чтобы продемонстрировать высокий уровень боеготовности сил общего назначения, в том числе СВ, на масштабные мероприятия оперативной и боевой подготовки с их участием регулярно приглашаются наблюдатели, военные атташе и журналисты иностранных государств, в том числе и стран НАТО, с ними проводятся брифинги по разъяснению целей и задач проводимых учений (рис. 2).

Рис. 2. Брифинг для иностранных военных атташе по стратегическому командно-штабному учению «Кавказ-2020»

По результатам учений иностранные военные наблюдатели и журналисты убеждаются в высокой степени готовности сил общего назначения и делают соответствующие выводы о бесперспективности вести диалог с Россий с позиции силы. Так, военный обозреватель из Исландии Хаукур Хаукссон после посещения стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020» в интервью Федеральному агентству новостей подчеркнул: «Обстановка в мире накалена. К сожалению, западные «партнеры» готовы ко всему. Проведение Россией такого учения является, в том числе серьезным сдерживающим фактором»7.

При возникновении непосредственной угрозы агрессии против России предусматривается демонстрация решимости и готовности применения всего спектра сил и средств СВ, а если данные меры деэскалации военного конфликта окажутся неэффективными и неубедительными для противника, могут быть нанесены демонстрационные ракетные удары.

В интересах успешной реализации стратегии СНЯС в настоящее время СВ решают две важнейшие задачи.

Во-первых, обновляют парк вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) для достижения

стратегического паритета с потенциальным противником.

Во-вторых, участвуют в разработках и создании принципиально новых образцов дальнего огневого поражения, избирательное применение которых сопоставимо по эффективности с ядерным оружием сверхмалой и даже малой мощности.

При этом основные усилия сосредоточиваются не столько на наращивании количества ВВСТ в объединениях (соединениях, частях) СВ, сколько на достижении качественного превосходства над противником. Лучшей оценкой достигнутых в этом деле результатов следует, на наш взгляд, считать слова, сказанные Верховным Главнокомандующим ВС РФ на расширенной итоговой Коллегии Министерства обороны РФ 21 декабря 2020 года: «Во времена Советского Союза в Советской Армии по силам общего назначения так называемая современность, количество современных на тот период времени вооружений составляло 54 % (по силам общего назначения)... В 2000 году уровень современных вооружений по силам общего на-

значения упал до критически низкого уровня в 12 %... Что у нас сейчас? К середине декабря 2020 года доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках России составляет уже более 70 %, это по силам общего назначения. Таким образом, наша армия и, что особенно важно, ядерная триада вышли на уровень, позволяющий гарантированно обеспечить безопасность России»8.

Наличие в СВ современного ВВСТ позволяет восстановить нарушенный баланс сил общего назначения, а их применение в ходе военных действий — компенсировать превосходство потенциального противника на отдельных направлениях, не переходя при этом порог задействования стратегических ядерных сил.

Для реального достижения целей СНЯС СВ уже сейчас обладают необходимыми силами и средствами, основу которых, в частности, составляют соединения, оснащенные оперативно-тактическими ракетными комплексами (ОТРК) «Искан-дер-М», способными применять как баллистические, так и крылатые ракеты (рис. 3).

Рис. 3. ОТРК «Искандер-М» — эффективное оружие стратегического неядерного сдерживания

Применение данных ОТРК обеспечивает более высокие оперативность и скрытность воздействия по противнику, а также меньшую уязвимость ракет в полете по сравнению с самолетами.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Президента РФ оборонно-промышленный комплекс приступил к работам по «приземлению «Калибров» и созданию гиперзвуковой ракеты наземного базирования средней дельности9. Данная мера — адекватный ответ на выход США из ДРСМД.

Таким образом, оснащение СВ внушительным арсеналом неядерных средств стратегического сдерживания позволяет им более гибко реагировать на возникающие угрозы и при необходимости эффективно защищать национальные интересы России без риска спровоцировать ядерный апокалипсис.

С учетом изложенного роль и место СВ по стратегическому сдерживанию в доядерных фазах развития

военных конфликтов заключается в реализации следующих основных мероприятий.

Первое — поддержание объединений, соединений и частей СВ в заданной степени готовности к боевому применению в крупномасштабных (региональных) войнах и вооруженных конфликтах.

Второе — успешное решение задач в составе миротворческих кон-тингентов, действующих как по решению Совета Безопасности ООН, так и военно-политического руководства суверенных государств, прежде всего участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Актуальность данного направления деятельности СВ подтверждается применением российских миротворческих сил для деэскалации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе (сентябр—ноябрь 2020) и создания условий по его урегулированию дипломатическими (политическими) средствами (рис. 4).

Рис. 4. Российские миротворцы в Нагорном Карабахе

В настоящее время на регулярной основе проводятся совместные учения с воинскими формированиями СВ государств — членов ОДКБ, направленные прежде всего на отработку вопросов взаимодействия, обеспечения всесторонней совместимости образцов ВВСТ, повышения слаженности действий коалиционных группировок войск (сил) при проведении миротворческих операций.

Третье — наращивание боевого потенциала группировок войск (сил) на стратегических (оперативных) направлениях, где отмечается увеличение воинских контингентов государств, позиционирующих себя противниками России.

При этом следует иметь в виду, что на обозримую перспективу основу наступательных возможностей вероятного противника будет составлять стратегическое неядерное оружие. Так, выход США из ДРСМД наглядно продемонстрировал их приверженность наращиванию боевого потенциала наземного компонента сил общего назначения.

В то же время прекращение действия ДРСМД применительно к СВ России имеет скорее позитивный, чем негативный характер, поскольку имевшиеся ранее ограничения по применению ракетных комплексов на дальности не более 500 км существенно снижали эффективность решения задач СНЯС.

Учитывая данные обстоятельства,

представляется целесообразным при развитии стратегического неядерного оружия СВ основные усилия сосредоточить на следующих приоритетных направлениях:

• повышение избирательности (точности) поражения критически важных объектов противника, исключающей жертвы среди мирного населения;

• снижение соотношения стоимости дальнобойных образцов ВТО к стоимости поражаемого объекта;

В мирное время объединения, соединения и воинские части Сухопутных войск поддерживают боевую готовность на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению, военное присутствие и демонстрацию военной

силы, в том числе готовность к нанесению ударов высокоточным оружием большой дальности, что позволяет

снизить, а в идеале исключить жертвы среди мирных граждан в районах военных конфликтов.

• достижение внезапности применения и повышение живучести образцов стратегического неядерного оружия;

• расширение возможности препятствовать силам (средствам) «быстрого глобального удара» потенциального противника на ранних этапах развития конфликта.

Оснащение СВ стратегическим неядерным оружием, созданным в соответствии с указанными приоритетами, позволит успешно решать основные задачи СНЯС:

• реализовывать гибкие механизмы коллективной обороны для предотвращения и отражения в соответствии с нормами международного права вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к России с соответствующей просьбой;

• сдерживать третьи страны от предоставления своих территорий и ресурсов (военно-экономических возможностей) для развертывания и обеспечения (поддержки) действий войск (сил) агрессора;

• наносить ответно-встречные удары по критически важным объектам государства-агрессора в целях показать несостоятельность силового давления на Россию и (или) ее союзников;

• препятствовать (не допускать) размещения группировок войск (сил) противника в зонах (районах), имеющих важное стратегическое (оперативное) значение для России.

При этом на перспективу именно наземный компонент стратегического наступательного неядерного вооружения должен стать основой стратегического сдерживания в до-ядерных фазах развития конфликта10. Обусловлено это, в частности, тем обстоятельством, что носители стратегического неядерного оружия Воздушно-космических сил и Военно-Морского Флота также являются элементами ядерной триады, и потеря хотя бы одного из них в доядерной фазе заметно повлияет на ядерный потенциал сдерживания. Иными сло-

вами, на перспективу именно ракетные комплексы СВ останутся основой СНЯС.

Что касается подготовки СВ к участию в СНЯС, то данные вопросы досконально отрабатываются в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, проводимых с органами военного управления оперативно-стратегического, оперативного и тактического звеньев, соединениями и воинскими частями: командно-штабных учений и тренировок, тренировок дежурных смен пунктов управления, оперативных, оперативно-тактических и тактических учений (рис. 5).

Кроме того, тема стратегического сдерживания стала обязательной для изучения слушателями Военной академии Генерального штаба ВС РФ, а сейчас назрела необходимость ее внедрения в учебные программы и военных академий, подчиненных Главному командованию СВ, в объеме,

Рис. 5. На одном из учений с объединением Центрального военного округа

На перспективу именно наземный компонент стратегического наступательного неядерного вооружения должен стать основой стратегического сдерживания в доядерных фазах развития конфликта. Обусловлено это, в частности, тем обстоятельством, что носители стратегического неядерного оружия Воздушно-космических сил и Военно-Морского Флота также являются элементами ядерной триады, и потеря хотя бы одного из них в доядерной фазе заметно повлияет на ядерный потенциал сдерживания.

позволяющем выпускникам иметь всестороннее представление по данному вопросу, уметь планировать, организовывать и проводить соответствующие мероприятия, что уже находится в проработке.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что спланированный комплекс мероприятий по формированию перспективной системы СНЯС

СВ в целом отвечает новым вызовам и угрозам военной безопасности России, а успешная реализация уже принятых концептуальных документов позволит обеспечить смещение военно-технического соперничества в области, выгодные для РФ, вынуждая потенциального противника идти на большие затраты для восстановления стратегического паритета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск № 298 (6570). 2014. 30 декабря.

2 США провели испытание крылатой ракеты в нарушение ДРСМД // Интерфакс. 19 августа 2019. URL: https://www. interfax.ru/world/673266 (дата обращения: 10.12.2020).

3 Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. М.: Воениздат, 1955. С. 69.

4 Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь. Книга первая. Основные понятия и системный взгляд. М.: Вече, 2017. 640 с.

5 Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Вторая половина XX — начало XXI века. М.: Воен-издат, 2008. 764 с.

6 Указ Президента РФ от 2 июня 2020 года № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/IluT

KhAiabLzOBjIfBSvu4q3bd7AXd7.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

7 Иностранные журналисты поделились впечатлениями от маневров «Кав-каз-2020» // Федеральное агентство новостей. 26 сентября 2020. URL: https:// riafan.ru/1315481-inostrannye-zhurnalisty-podelilis-vpechatleniyami-ot-manevrov-kavkaz-2020 (дата обращения: 15.12.2020).

8 Выступление Верховного Главнокомандующего ВС РФ В.В. Путина на расширенной итоговой Коллегии Министерства обороны РФ 21 декабря 2020 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/64684 (дата обращения: 23.12.2020).

9 Путин одобрил создание наземной гиперзвуковой ракеты средней дальности // РИА Новости. 2 февраля 2019. URL: https://ria.ru/20190202/1550289768.html (дата обращения: 25.12.2020).

10 Кокошин А.А. Стратегическое ядерное и неядерное сдерживание в обеспечении национальной безопасности России. М.: Ленанд, 2015. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.