Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ, НЕ ОСУЖДАЯ» И ФАКТОРЫ ОСУЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ'

АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ, НЕ ОСУЖДАЯ» И ФАКТОРЫ ОСУЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
личностные результаты освоения образовательной программы / критикующее поведение / толерантность / нравственное воспитание / moral outcomes of curriculum acquisition / criticizing behavior / tolerance / moral education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савельева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена компонентному анализу понятия об умении принимать себя и других, не осуждая, формирование которого у школьников декларируется во ФГОС третьего поколения. Выделены три компонента такого умения: принятие себя, принятие другого, отказ от осуждающе-критического отношения. Так как первый компонент получил достаточно широкое освещение в работах различных исследователей, автор статьи основное внимание уделяет двум другим компонентам. Проанализированы трактовки понятия «принятие других», в том числе в его корреляции с понятиями эмпатии, социального интеллекта, толерантности и терпимости. Основное внимание в статье уделено факторам, влияющим на стремление человека к осуждению других. Вся совокупность выделенных автором причин осуждающего поведения разделена на факторы психофизиологические и социальные. Проведенный факторный анализ будет способствовать лучшему пониманию педагогами триггеров негативных отношений и конфликтов между школьниками. На основе выявленных факторов методисты смогут совершенствовать пути преодоления осуждающих настроений, вырабатывать как целостные стратегии и подходы, так и частные методы и приемы формирования у учащихся умения принимать себя и других, не осуждая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONCEPT OF “ACCEPTING OTHERS WITHOUT JUDGING” AND THE FACTORS OF JUDGING BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN

The article offers a componential analysis of the ability to accept oneself and other people without judgement, which is declared to be developed in schoolchildren according to the Federal educational standards of the 3rd generation. Three components are distinguished in this ability: accepting oneself, accepting other people, and avoiding a critical attitude. Given that the first component has received sufficient coverage by different researchers, the author focuses mainly on the other two components. The study provides an analysis of different views on “accepting other people” including its correlation with such concepts as empathy, social intellect, tolerance and leniency. The article focuses on the factors that influence a person’s inclination to criticize and judge others. The whole body of the revealed causes of the criticizing behavior is divided into psycho-physiological and social factors. The proposed factor analysis is expected to contribute to educators’ better understanding of triggers of negative attitudes and conflicts between schoolchildren. Based on the identified factors, methodologists will be able to improve ways to overcome criticizing attitudes, design holistic strategies and approaches and develop specific methods and devices to build within schoolchildren the ability to accept oneself and other people without judgement.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ, НЕ ОСУЖДАЯ» И ФАКТОРЫ ОСУЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.034 ББК 74.00

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-127-136

АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ, НЕ ОСУЖДАЯ» И ФАКТОРЫ ОСУЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

О. Е. Савельева

Аннотация. Статья посвящена компонентному анализу понятия об умении принимать себя и других, не осуждая, формирование которого у школьников декларируется во ФГОС третьего поколения. Выделены три компонента такого умения: принятие себя, принятие другого, отказ от осуждающе-критического отношения. Так как первый компонент получил достаточно широкое освещение в работах различных исследователей, автор статьи основное внимание уделяет двум другим компонентам. Проанализированы трактовки понятия «принятие других», в том числе в его корреляции с понятиями эмпатии, социального интеллекта, толерантности и терпимости. Основное внимание в статье уделено факторам, влияющим на стремление человека к осуждению других. Вся совокупность выделенных автором причин осуждающего поведения разделена на факторы психофизиологические и социальные. Проведенный факторный анализ будет способствовать лучшему пониманию педагогами триггеров негативных отношений и конфликтов между школьниками. На основе выявленных факторов методисты смогут совершенствовать пути преодоления осуждающих настроений, вырабатывать как целостные стратегии и подходы, так и частные методы и приемы формирования у учащихся умения принимать себя и других, не осуждая.

Ключевые слова: личностные результаты освоения образовательной программы, критикующее поведение, толерантность, нравственное воспитание.

Для цитирования: Савельева О. Е. Анализ концепции «принятие других, не осуждая» и факторы осуждающего поведения у школьников // Наука и школа. 2023. № 5. С. 127-136.

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-127-136.

© Савельева О. Е., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "ACCEPTING OTHERS WITHOUT JUDGING" AND THE FACTORS OF JUDGING BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN

O. E. Savelyeva

Abstract. The article offers a componential analysis of the ability to accept oneself and other people without judgement, which is declared to be developed in schoolchildren according to the Federal educational standards of the 3rd generation. Three components are distinguished in this ability: accepting oneself, accepting other people, and avoiding a critical attitude. Given that the first component has received sufficient coverage by different researchers, the author focuses mainly on the other two components. The study provides an analysis of different views on "accepting other people" including its correlation with such concepts as empathy, social intellect, tolerance and leniency. The article focuses on the factors that influence a person's inclination to criticize and judge others. The whole body of the revealed causes of the criticizing behavior is divided into psychophysiological and social factors. The proposed factor analysis is expected to contribute to educators'better understanding of triggers of negative attitudes and conflicts between schoolchildren. Based on the identified factors, methodologists will be able to improve ways to overcome criticizing attitudes, design holistic strategies and approaches and develop specific methods and devices to build within schoolchildren the ability to accept oneself and other people without judgement.

Keywords: moral outcomes of curriculum acquisition, criticizing behavior, tolerance, moral education.

Cite as: Savelyeva O. E. Analysis of the concept of "accepting others without judging" and the factors of judging behavior of schoolchildren. Nauka i shkola. 2023, No. 5, pp. 127-136. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-127-136.

Отправной точкой для данной статьи послужили Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые вступили в силу в 2022 г. Среди многочисленных положений, описывающих требования к личностным результатам освоения образовательной программы, есть важный пункт, диктующий необходимость формировать у школьников «умение принимать себя и других, не осуждая». Важность развития у молодого поколения такого навыка особенно остро ощущается в настоящее время, когда огромное влияние на формирование общественных настроений оказывает интернет-среда с многочисленными сообществами, провоцирующими пользователей

на негативные комментарии, оценочные суждения, критику и взаимные оскорбления с целью увеличения популярности того или иного паблика в Сети.

Вопросы о формировании уважительного отношения к себе и другим изучаются на протяжении всего существования социального института воспитания подрастающего поколения. Однако такая формулировка, которая дана в новых ФГОС («принятие себя и других, не осуждая»), в целостном виде практически не встречается в исследованиях последних десятилетий. Анализ современных публикаций в электронной библиотеке elibrary.ru (дата обращения: 03.11.2022) не выявил наличие работ отечественных авторов, уделяющих внимание конкрет-

но понятию «принятие себя и других, не осуждая». В национальном корпусе русского языка (ruscorpora.ru, дата обращения: 01.11.2022) также не выявлено примеров, иллюстрирующих употребление заданного сочетания. В связи с этим считаем актуальным и целесообразным дать авторский анализ умению принимать себя и других, не осуждая, взяв за основу различные интерпретации близких терминов и целевых качеств личности.

Саму формулировку «принятие себя и других, не осуждая» можно условно разложить на три составляющих элемента: принятие себя, принятие других людей, отказ от критики своей и чужой личности. Вопросам о принятии личностью самой себя, самоуважении и признании своей ценности посвящены многочисленные исследования современных отечественных психологов и педагогов (С. В. Яремчук, С. М. Рогож-никова, Е. П. Киселева, Т. В. Архиреева, Н. К. Радина, Л. Я. Гозман, С. Р. Пантиле-ев, А. Н. Бражникова и др.). Этот вопрос в большой степени проработан, и основное внимание в нашей статье будет посвящено двум другим компонентам.

В своей статье мы поставили цель дать анализ понятию о принятии других, не осуждая, и главным образом выявить факторы, влияющие на осуждающее поведение индивида. На основе всего этого педагоги смогут лучше понимать механизмы неприятия и критики, а также разрабатывать и совершенствовать пути реализации декларируемого ФГОС умения.

Термин «принятие других» получил популярность в отечественной педагогике сравнительно недавно. К примеру, во ФГОС второго поколения это понятие еще не было включено. По этой причине особый интерес представляет детальная интерпретация понятия о принятии других.

«Феномен "принятие" достаточно сложное понятие, и его трудно определить

однозначно, так как оно является многоуровневым явлением с определенной структурой» [1, с. 104]. Различные авторы предлагают свои трактовки. К примеру, существуют целостные авторские определения: «"Принятие" - это мировоззренческая позиция, которая выражается в безусловно-ценностном отношении к жизни, к себе и другим» [2, с. 76]. «Безусловное принятие Другого... понимается как отношение уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлений человека, сохраняющее за ним право оставаться автономным и направленное на положительные изменения» [3]. Существует понимание термина «принятие других» через призму феномена эмпатии: «Основой для формирования отношения безусловного позитивного принятия другого служат установки, способствующие эмпатии, проникающая способность, идентификация» [4, с. 143]. Исследование С. Г. Лещенко свидетельствует в пользу корреляции понятий «эмпатия» и «принятие других»: «Значительную степень сформированности эмпатических способностей продемонстрировала группа с высоким показателем принятия других» [4, с. 143]. Н. В. Молчанова в принятии других соединяет когнитивный и чувственно-эмоциональный компоненты: «Настройка на понимание личностного смысла партнера будет зависеть от двух моментов - от уровня развития интеллекта человека и умения проявить эмпатию в отношении своего оппонента» [5, с. 227]. Чтобы происходило полноценное развитие умения принимать других, «работа с пониманием, являясь предпосылкой дальнейшего принятия ситуации, должна сочетаться с работой по освобождению от негативных эмоциональных состояний» [5, с. 227].

В связи с вопросом о принятии других встречается и упоминание о социальном интеллекте, трактуемом как

«совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия» [6, с. 129]. Однако эти понятия не тождественны, социальный интеллект является только одним из компонентов или факторов принятия других, «когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности» [6, с. 130].

Говоря о тождественности понятий, следует подробно остановиться на исследовании Г. В. Самойловой. В своей работе автор отождествляет принятие других с толерантностью, синонимично использует пары: «интолерантный -не принимающий» и «толерантный -принимающий» и доказывает на основе исследования, что «обе пары феноменов - толерантность и принятие и ин-толерантность и неприятие - коррелируют в основном с одними и теми же характеристиками» [7, с. 13-14]. Опираясь на приведенные доводы, мы будем вслед за автором рассматривать термин о принятии других через понятие «толерантность».

Сам термин «толерантность» тоже во многих трактовках перекликается с идеей о принятии окружающих: «То-лерантность - это осознанное, активное действие человека (его «добрая воля»), проявляемое посредством терпимости в ситуациях межличностного общения на основе установки на понимание и положительную направленность в принятии других людей» [8, с. 41]. В. В. Бойко предлагает термин коммуникативной толерантности, которая трактуется как «характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [9, с. 204]. В интерпретации Э. Р. Умеровой толерантность - «определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать

различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения. Основная ее суть - снисходительность к "чуждому", "иному"... Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия». [10, с. 290].

Еще одно понятие, которым оперируют авторы, говоря о готовности личности принимать других, - это терпимость. «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность» [8, с. 37].

Итак, прослеживается тесная корреляция между термином «принятие других» и смежными понятиями «эмпатия», «толерантность» и «терпимость». Это означает, что дальнейшее детальное изучение этого компонента можно обоснованно выстраивать на базе широкого круга работ, посвященных эмпатии и толерантности. Следующая ступень анализа будет посвящена выявлению причин того, почему возникают ситуации, когда индивид проявляет критикующее или осуждающее поведение.

Методология разработки предлагаемой нами классификации факторов осуждающего поведения основана на анализе научных и методических источников, подход исследования базируется на теории о факторах развития личности. Наследственно-средовые факторы легли в основу выделения психофизиологических причин осуждающих отношений (связанные с самочувствием и инстинктами индивида), тогда как воспитание, собственная когнитивная активность и социальный опыт индивида формируют группу социальных

причин проявления осуждения (связанных с приобретенными в обществе стереотипами, ценностями и социальными влияниями).

Рассмотрим первую группу, давая детальный анализ каждого из входящих в нее факторов.

Парадокс толерантности, согласно С. Г. Лещенко, состоит в том, что «человек, с одной стороны, должен оставаться полностью преданным себе и, с другой стороны, приветствовать те проявления Другого человека, которые напрягают самого человека, его Я, угрожают его интересам» [11, с. 152]. При несформиро-ванности умения принимать других человек склонен осуждать в окружающих те проявления, которые представляют ту или иную опасность для его личности. Таким образом, одним из базовых психофизиологических факторов, провоцирующих индивида на осуждение окружающих, мы будем считать ощущение угрозы личной безопасности. Каждый человек очерчивает для себя ряд условий, в которых он чувствует себя комфортно и защищенно и угроза которым будет способствовать неприятию интерферирующего фактора. «Вырабатывается определенный стереотип поведения, принимающийся за "норму", который оптимально удовлетворяет потребности человека в обществе. это называют "безопасным коридором". При наличии каких-либо отклонений от стереотипного поведения эмоциональный анализатор наказывает человека в виде отрицательных эмоций: страха, вины, гнева, презрения, ярости, горя, стыда, обиды» [12, с. 189]. Люди, нарушающие общественное спокойствие, на инстинктивном уровне будут ассоциироваться у индивида с опасностью и попадут в поле осуждающего отношения. К таким можно отнести толпу подростков, людей с негигиеничной внешностью, людей, издающих громкие звуки, кричащих или слушающих громкую музыку, также бродяг и нищих, поскольку «при профес-

сиональном попрошайничестве используется множество способов и средств мошенничества, что также сопряжено с преступной деятельностью, представляющей опасность для законопослушных граждан» [13, с. 66].

Опасность, которую человек может ощущать от других людей, не обязательно будет носить характер угрозы жизни и здоровью. Такая опасность может быть связана и с риском причинить вред своему социальному статусу, быть униженным или оскорбленным в глазах окружающих. Иллюстрацией неприятия других по причине этого фактора могут служить многочисленные примеры из художественных произведений, где основной конфликт связан с отношениями между социально высокопоставленными индивидами и представителями бедных или низших слоев населения. Один из таких примеров приводит в своей статье Е. С. Свердлицкая на основе повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», где «мальчик из обеспеченной семьи, но не имеющий любви и заботы со стороны отца, встречает детей из нижних слоев общества. Если взрослые ужасаются этой дружбе, то ребенок ничего ужасного в этом не видит» [14, с. 442]. Стереотипно мыслящие взрослые в данном случае руководствуются инстинктивными опасениями как по поводу здоровья и сохранности своего ребенка, так и по поводу утраты уважения со стороны окружающего их общества.

Следующим психофизиологическим фактором мы будем считать несоответствие других физиологическому «эталону» или нетипичность другого. К этой категории мы отнесем: принадлежность «другого» к иной расе, наличие дефектов либо особенностей внешности или здоровья. Такой вывод можно сделать на основе того факта, что без должного воспитания и просвещения люди склонны к интолерантному отношению к индивидам с физическими и физиологическими особенностями,

что проявляется, например, в расизме или высмеивании детьми сверстников с ОВЗ. И наоборот, по мнению В. М. Шлаиной, «чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей» [8, с. 40]. Глубинные механизмы такого неприятия и раздражения, вероятно, восходят к психическим и биологическим причинам, однако на социальном уровне мы можем довольно часто наблюдать их последствия.

Еще один фактор этой группы - это общее раздраженное состояние человека. Цитируя Большой медицинский словарь, С. Н. Садардинова определяет раздражительность как «склонность несоразмерно реагировать на обыденные раздражители, выражая в словах и поступках недовольство и неприязнь к окружающим» [15, с. 254], что также может выражаться в немотивированном осуждении других. Этот фактор может быть связан с фрустрацией и/или обидой: «Вызывают значительный интерес проблемы возникновения негативных эмоций, возникающих в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, которые отражаются на поведении человека» [16, с. 47]. Чувство обиды Е. П. Каргаполов также относит к фрустрирующим ощущениям: «Обида - это неудовлетворенное ожидание чего-то от другого» [16, с. 52]. Тесно связаны с этой причиной и те ситуации, когда человек испытывает различной степени физическое неудобство, причиненное другим индивидом, реакция на которое может зависеть как от личного эгоизма, так и от сформированно-сти совладающего поведения. Еще одна причина, которая может способствовать раздраженности, - это экстраполяция негативных эмоций или оценок

на окружающих людей, когда отношение, направленное на реальную причину дискомфорта, по инерции переносится на не связанных с этой причиной окружающих людей.

Перейдем к рассмотрению факторов социальной группы. Прежде всего, к одному из них отнесем культурно-идеологическую непохожесть «другого». Сюда относится религиозная, национально-культурная принадлежность, расхождения в политических, идеологических и бытовых взглядах, презумпция нехватки или неправильности социального опыта другого человека. Критика также может быть связана с несоответствием поведения другого собственной системе ценностей. «Когнитивная инто-лерантность... исходит из позиции наличия "нормы", "соответствия правильному" и т. п., и потому отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию» [17, с. 29].

Следующий фактор связан с обостренным восприятием справедливости, сформировавшимся у индивида под влиянием приобретенных ценностей или в связи с определенной долей эгоизма. «Следует выделить проблему "обостренного чувства справедливости", которая ярко проявляется в подростковом возрасте: подростки обидчивы, часто не соглашаются с оценкой своих действий со стороны окружающих, требуют проявления справедливости по отношению к себе и своим сверстникам» [18, с. 132]. Выявленные человеком проявления социальной несправедливости способны немедленно привести к критикующему или осуждающему поведению.

Ощущение превосходства других над собственными успехами составляет такой фактор осуждающего поведения, как зависть. В некоторых определениях зависть трактуется только через интоле-рантность к его объекту (враждебность,

агрессия и т. п.): «Завистливое отношение к субъекту, актуализирующему зависть, переживается как комплекс состояний (ярость, отчаяние, слабость, угнетенность, печаль) и связана с такими отношениями, как ненависть, враждебность и презрение» [19, с. 171]. Однако есть трактовки, тесно связывающие зависть с немотивированным осуждением другого: «зависть способна проявляться в различных низменных формах: агрессия, беспочвенная критика, сплетни и клевета» [20, с. 103].

Существуют исследования, обращающие внимание на такой фактор человеческого поведения, как подражание толпе. Рассмотрим эту ситуацию как еще один социальный фактор, способный заставить человека выражать осуждение к другим людям. Прежде всего, нахождение в толпе способно в принципе изменить поведение индивида, снижая порог индивидуальной ответственности. «Все бремя вины перекладывается на других, прежде всего на лидера. Подражание - один из необходимых факторов объединения. Ритуал - следующий фактор объединения. Умирать и убивать легче, когда это часть ритуала, церемонии. Все вместе это ведет к деинднвидуализации - полной интеграции и самоотверженной преданности» [21, с. 27]. Таким образом, в случае действия в толпе человек способен проявлять такую же степень осуждения других, какую проявляет большая часть толпы как социального агента.

Выводы

Термин «принятие других» еще только получает признание и распространение в современной педагогической мысли, и его определения сформулированы пока сравнительно малым количеством авторов. Однако прослежена тесная корреляция между этим понятием и смежными явлениями, такими как эмпатия, толерантность и терпимость. Исходя

из этого, дальнейшее более детальное изучение этого компонента возможно через анализ работ, посвященных этим явлениям.

Отказ от осуждающего поведения был рассмотрен через призму факторов, способствующих осуждающему поведению. Имея представление о причинах возникновения у школьников стремления к осуждению и критике, педагоги будут способны находить оптимальные пути его коррекции и преодоления, разрабатывать подходы, методы и средства для наилучшего формирования у учащихся умения принимать себя и других, не осуждая.

Предлагаемая классификация факторов осуждающего поведения содержит две группы.

1. Факторы психофизиологического характера:

1) ситуация угрозы личной безопасности: физической или статусной;

2) несоответствие других физиологическому «эталону» или нетипичность другого;

3) раздраженное состояние, вызванное:

• фрустрацией или обидой;

• физическим неудобством, причиненным другим человеком;

• экстраполяцией негативных эмоций/оценок на случайных окружающих.

2. Факторы социального характера:

1) культурно-идеологическая непохожесть «другого» и несоответствие поведения другого усвоенной человеком системе ценностей;

2) обостренное чувство справедливости;

3) зависть;

4) подражание толпе.

Логическим продолжением данного

анализа будет разработка педагогами и методистами ряда способов, с помощью которых в условиях образовательного учреждения педагоги могли бы эффективно формировать у детей умение

толерантно и без осуждения относиться к друг другу и другим окружающим людям. Кроме того, исследование может быть использовано для дальнейшего

теоретического изучения вопросов толерантности и других сторон нравственности и нравственного воспитания детей различных возрастных групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Палькина М. О. Динамика принятия себя и другого у магистрантов, обучающихся по программе «Психологическое консультирование» // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. № 1. С. 103-111.

2. Рязанцева Е. Ю. Принятие как экзистенциальный ресурс личности // Наука и образование: науч.-практ. журн. Юж. науч. центра АПН Украины. 2011. № 3. С. 75-79.

3. Екимова В. И., Лещенко С. Г. Позиция безусловного принятия Другого как системное проявление профессионально важных качеств педагога // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2012. № 6. URL: Шр://шшш.ет1881а.о^/о!1:ипе/2012/1820.к1т_(дата обращения: 12.11.2022).

4. Лещенко С. Г. Формирование позиции безусловного позитивного принятия другого в процессе профессионального становления учителя-логопеда // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2010. № 1. С. 140-145.

5. Молчанова Н. В. Формирование принятия ситуации и другого человека в медиации // Социальная психология личности и акмеология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р. М. Шамионова, М. А. Кленовой. М.: Перо, 2017. С. 225-228.

6. Козлов Н. В., Красноперова Н. А. Потребность личности в социальном взаимодействии и принятии других как проявление социального интеллекта // Мир человека: материалы ежегодных конференций. Вып. 1 (47) / под общ. ред. В. В. Игнатовой. Красноярск, 2019. С. 129-133.

7. Самойлова Г. В. Личностные детерминанты динамики принятия других в условиях обучения в военном вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д.: Южный федеральный ун-т, 2009.

8. Шлаина В. М. Соционика как одна из основ толерантности в семье и в человеческом сообществе // Соционика, ментология и психология личности. 2008. № 4. С. 37-44.

9. Бойко В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004.

10. Умерова Э. Р. Сказка как средство формирования толерантного отношения к народам мира у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. C. 289-295.

11. Лещенко С. Г. Безусловное принятие другого в системе профессионально важных качеств будущего педагога // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2009. № 4. С. 150-154.

12. Крахмаль Э. Г. Эмоции: старт или финиш? // Психология здоровья и болезни: клинико-психо-логический подход: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред.

B. А. Липатова. Курск: КГМУ, 2021. С. 188-192.

13. Тигунцева Г. Н. Девиантное поведение в подростковом возрасте: практикум. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013.

14. Свердлицкая Е. С. Воспитание толерантности у подростков с помощью изучения литературы // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 440-443.

15. Садардинова С. Н. Раздражительность к людям в подростковом возрасте // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 254-259.

16. Каргаполов Е. П., Кириченко Н. А. Деструктивные стратегии взаимодействия студентов в условиях адаптации к обучению в медицинском вузе // Науч. мед. вестн. Югры. 2019. № 4 (22).

C. 45-55.

17. Тагирова Р. А. Формирование толерантного сознания личности в условиях трансформации общества: психологический аспект: моногр. Майкоп: Изд-во Магарин О. Г., 2018.

18. Дмитриева Е. В. Развитие доброжелательности в структуре нравственного воспитания подростков // Междунар. науч.-исследоват. журн. 2017. № 12-1 (66). С. 130-134.

19. Уварова Г. Н., Шевкиева Н. Б. Структурная организация агрессивности у подростков с разным уровнем «зависти-неприязни» и «зависти-уныния» // Вестник университета. 2018. № 12. С 170-174. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-12-170-174.

20. Бескова Т. В. Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2010. Т. 12, № 5. С. 103-109.

21. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: МПГУ, 2005.

REFERENCES

1. Palkina M. O. Dinamika prinyatiya sebya i drugogo u magistrantov, obuchayushchikhsya po programme "Psikhologicheskoe konsultirovanie". Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya sovremen-noy psikhologii. 2018, No. 1, pp. 103-111.

2. Ryazantseva E. Yu. Prinyatie kak ekzistentsialnyy resurs lichnosti. Nauka i obrazovanie: nauch.-prakt. zhurn. Yuzh. nauch. tsentra APN Ukrainy. 2011, No. 3, pp. 75-79.

3. Ekimova V. I., Leshchenko S. G. Pozitsiya bezuslovnogo prinyatiya Drugogo kak sistemnoe proyav-lenie professionalno vazhnykh kachestv pedagoga. Pisma v Emissiya.Offlayn. 2012, No. 6. Available at: http://www.emissia.org/offline/2012/1820.htm (accessed: 12.11.2022).

4. Leshchenko S. G. Formirovanie pozitsii bezuslovnogo pozitivnogo prinyatiya drugogo v protsesse professionalnogo stanovleniya uchitelya-logopeda. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. 2010, No. 1, pp. 140-145.

5. Molchanova N. V. Formirovanie prinyatiya situatsii i drugogo cheloveka v mediatsii. In: Sotsialnaya psikhologiya lichnosti i akmeologiya. Proceedings of International scientific-practical conference. Ed. by R. M. Shamionov, M. A. Klenova. Moscow: Pero, 2017. Pp. 225-228.

6. Kozlov N. V., Krasnoperova N. A. Potrebnost lichnosti v sotsialnom vzaimodeystvii i prinyatii drugikh kak proyavlenie sotsialnogo intellekta. In: Mir cheloveka: materialy ezhegodnykh konferentsiy. Iss. 1 (47). Ed. by V. V. Ignatova. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 129-133.

7. Samoylova G. V. Lichnostnye determinanty dinamiki prinyatiya drugikh v usloviyakh obucheniya v voennom vuze. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don: Yuzhnyy federalnyy un-t, 2009.

8. Shlaina V. M. Sotsionika kak odna iz osnov tolerantnosti v semye i v chelovecheskom soobshchestve. Sotsionika, mentologiya i psikhologiya lichnosti. 2008, No. 4, pp. 37-44.

9. Boyko V. V. Energiya emotsiy. St. Petersburg: Piter, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Umerova E. R. Skazka kak sredstvo formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k narodam mira u vospitannikov starshey gruppy uchrezhdeniya doshkolnogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015, No. 48-1, pp. 289-295.

11. Leshchenko S. G. Bezuslovnoe prinyatie drugogo v sisteme professionalno vazhnykh kachestv budushchego pedagoga. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. 2009, No. 4, pp. 150-154.

12. Krakhmal E. G. Emotsii: start ili finish? In: Psikhologiya zdorovya i bolezni: kliniko-psikhologiches-kiy podkhod. Proceedings of the XI All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ed. by V. A. Lipatov. Kursk: KGMU, 2021. Pp. 188-192.

13. Tiguntseva G. N. Deviantnoe povedenie v podrostkovom vozraste: praktikum. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2013.

14. Sverdlitskaya E. S. Vospitanie tolerantnosti u podrostkov s pomoshchyu izucheniya literatury. Molodoy uchenyy. 2020, No. 46 (336), pp. 440-443.

15. Sadardinova S. N. Razdrazhitelnost k lyudyam v podrostkovom vozraste. In: Fundamentalnye i priklad-nye nauchnye issledovaniya: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovatsii. Proceedings of the XVI International scientific-practical conference. Penza: Nauka i prosveshchenie, 2018. Pp. 254-259.

16. Kargapolov E. P., Kirichenko N. A. Destruktivnye strategii vzaimodeystviya studentov v usloviyakh adaptatsii k obucheniyu v meditsinskom vuze. Nauch. med. vestn. Yugry. 2019, No. 4 (22), pp. 45-55.

17. Tagirova R. A. Formirovanie tolerantnogo soznaniya lichnosti v usloviyakh transformatsii obshchestva: psikhologicheskiy aspekt: monogr. Maykop: Izd-vo Magarin O. G., 2018.

18. Dmitrieva E. V. Razvitie dobrozhelatelnosti v strukture nravstvennogo vospitaniya podrostkov. Mezhdunar. nauch.-issledovat. zhurn. 2017, No. 12-1 (66), pp. 130-134.

19. Uvarova G. N., Shevkieva N. B. Strukturnaya organizatsiya agressivnosti u podrostkov s raznym urovnem „zavisti-nepriyazni" i „zavisti-unyniya". Vestnik universiteta. 2018, No. 12, pp. 170-174. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-12-170-174.

20. Beskova T. V. Osobennosti proyavleniya zavisti v mezhlichnostnom vzaimodeystvii subyektov. Izv. Samarskogo nauch. tsentra Rossiyskoy akad. nauk. 2010, Vol. 12, No. 5, pp. 103-109.

21. Khvostov A. A. Struktura i determinanty moralnogo soznaniya lichnosti. Extended abstract of ScD dissertation (Psychology). Moscow: MPGU, 2005.

Савельева Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Смоленский государственный университет

e-mail: oe.savelyeva@gmail.com

Savelyeva Olga E., PhD in Education, Assistant Professor, English Language Department, Smolensk State University e-mail: oe.savelyeva@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.01.2023 The article was received on 09.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.