Научная статья на тему 'Анализ концентрации на российском рынке стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в 2011-2013 гг'

Анализ концентрации на российском рынке стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в 2011-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / ПОРОГОВАЯ ДОЛЯ РЫНКА / ИНДЕКС КОНЦЕНТРАЦИИ / ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА / ИНДЕКС ЛИНДА / ЯДРО РЫНКА / РЫНОК СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ / "JOHNSON CONTROLS" / ЗАО "АКОМ" / ООО "ИСТОК" И ООО "КЗА" / ОАО "ТЮМЕНСКИЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД" / МНПК "ВЕСТА" / TRADE CONCENTRATION / THRESHOLD MARKET SHARE / CONCENTRATION RATIO / HERFINDAHL-HIRSCHMAN INDEX / LINDA INDEX / CORE OF MARKET / MARKET OF STARTER BATTERIES / JOHNSON CONTROLS / CJSC "AKOM" / LLC "ISTOK" AND LLC "KZA" / JSC "TYUMEN BATTERY PLANT" / INTERNATIONAL SCIENTIFIC-INDUSTRIAL CORPORATION "VESTA"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Олег Александрович

Показано, что в 2011-2013 гг. на российском рынке стартерных аккумуляторов отсутствовали предприятия монополисты, так как доли рынка производителей не превышали 12%. Поскольку на исследуемом рынке в указанные года третий и четвертый индексы концентрации не превышали 45%, а индекс Херфиндаля-Хиршмана не превышал 1000, то по отечественным и зарубежным методикам рынок имел низкую степень концентрации. Динамика двух вышеприведенных индексов указывает, что в 2011-2013 гг. степень концентрации рынка падала. Поскольку для перехода в высококонцентрированное состояние (превышения значений третьего и четвертого индекса концентрации 70 и 80%, соответственно) требовалось слияние 8 и 11 крупнейших производителей, соответственно, то данный рынок был очень устойчив к переходу в это состояние. Переход в состояние с умеренной концентрацией требует объединения 2-3 крупнейших игроков рынка, что тоже маловероятно. Тот же вывод следует из значения индекса Херфиндаля-Хиршмана, составлявшего 60% от критического значения для рынка с умеренной концентрацией. Совместный анализ индекса Линда, рейтингов и долей производителей показывает, что в ядре данного рынка нельзя выделить явных лидеров, но при этом прослеживается тенденция к вытеснению отечественных производителей зарубежными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of concentration of the Russian market of automotive starter batteries in 2011-2013

It is shown that in 2011-2013 the Russian market of starter batteries lacked enterprise monopolies, as market share of the manufacturers does not exceed 12%. Since during these years, the third and fourth indexes of concentration did not exceed 45% and Herfindahl-Hirschman index does not exceed 1000, the domestic and foreign methods give a low degree of concentration for this market. The dynamics of two previous indexes indicates that the degree of market concentration was falling in 2011-2013. As for the transition in a highly concentrated state (exceeding the values of the third and fourth index concentration of 70% and 80%, respectively) required the merger of the 8 and the 11 largest manufacturers, respectively, this market was very resistant to transition to that state. The transition to a state with a moderate concentration requires integrating of 2-3 largest players in the market that is also unlikely. The same conclusion follows from the value of Herfindahl-Hirschman index, amounted 60% of the critical value for a market with moderate concentration. Joint analysis of the Linda index, the ratings and shares of manufacturers shows that in the core of market it is impossible to find the evident leaders, but there is a tendency of replacement of domestic producers by outside firms.

Текст научной работы на тему «Анализ концентрации на российском рынке стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в 2011-2013 гг»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №4 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/52TVN416.pdf Статья опубликована 12.08.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Тарасов О.А. Анализ концентрации на российском рынке стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в 2011-2013 гг. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/52TVN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 330.133.2, 657.421.31

Тарасов Олег Александрович

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Россия, Тюмень1 Старший научный сотрудник лаборатории «Фотоники и микрофлюидики»

Кандидат физико-математических наук E-mail: nata555li@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=113870

Анализ концентрации на российском рынке стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в 2011-2013 гг.

Аннотация. Показано, что в 2011-2013 гг. на российском рынке стартерных аккумуляторов отсутствовали предприятия монополисты, так как доли рынка производителей не превышали 12%. Поскольку на исследуемом рынке в указанные года третий и четвертый индексы концентрации не превышали 45%, а индекс Херфиндаля-Хиршмана не превышал 1000, то по отечественным и зарубежным методикам рынок имел низкую степень концентрации. Динамика двух вышеприведенных индексов указывает, что в 2011-2013 гг. степень концентрации рынка падала. Поскольку для перехода в высококонцентрированное состояние (превышения значений третьего и четвертого индекса концентрации 70 и 80%, соответственно) требовалось слияние 8 и 11 крупнейших производителей, соответственно, то данный рынок был очень устойчив к переходу в это состояние. Переход в состояние с умеренной концентрацией требует объединения 2-3 крупнейших игроков рынка, что тоже маловероятно. Тот же вывод следует из значения индекса Херфиндаля-Хиршмана, составлявшего 60% от критического значения для рынка с умеренной концентрацией. Совместный анализ индекса Линда, рейтингов и долей производителей показывает, что в ядре данного рынка нельзя выделить явных лидеров, но при этом прослеживается тенденция к вытеснению отечественных производителей зарубежными.

Ключевые слова: отраслевая концентрация; пороговая доля рынка; индекс концентрации; индекс Херфиндаля-Хиршмана; индекс Линда; ядро рынка; рынок стартерных аккумуляторных батарей; «Johnson Controls»; ЗАО «АКОМ»; ООО «Исток» и ООО «КЗА»; ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»; МНПК «Веста»

Одной из основных проблем, затрудняющих повышение конкурентоспособности отечественных предприятий является высокая монополизация отечественной экономики

1 625003, Россия, Тюмень, Семакова 10 1

практически во всех отраслях промышленности2'3. При этом, в наиболее острой форме конкурентная борьба происходит между отечественными и иностранными предприятиями, поставляющими продукцию на российский рынок. Данная статья посвящена исследованию отраслевой концентрации на российском рынке стартерных аккумуляторных батарей и влиянию на этот рынок зарубежных производителей.

Рассчитаем показатели отраслевой концентрации российского рынка стартерных автомобильных аккумуляторов в 2011-2013 гг. Для этого ранжируем отечественных и импортных производителей по объемам продаж на этом рынке в 2013 г., табл. 1. Объемы продаж российских производителей на исследуемом рынке рассчитаны как разности между их российским производством и экспортом по данным источника4. Данные по импорту зарубежных производителей взяты непосредственно из3. Объемы продаж «других российских» и «других зарубежных» производителей определены как разность между общим объемом российского производства и объемами производства перечисленных российских производителей и как разность между общим объемом импорта и импортом перечисленных в табл. 1 производителей, соответственно.

Далее оценим доли российского рынка отечественных и импортных производителей в 2011-2013 гг. по данным табл. 1, разделив объемы продаж этих производителей на российском рынке на общие объемы продаж на этом рынке в указанные годы и ранжировав производителей по доле рынка в 2013 г., табл. 2. Укажем в таблице 2 также рейтинги производителей по доле рынка в 2011 и 2012 гг. Для удобства значения долей четырех производителей с наибольшим рейтингом в каждом году подчеркнуты. Не вошедшие в рейтинг зарубежные и российские производители объединены под заглавиями «другие зарубежные производители» и «другие российские производители» и помещены в конец таблицы 2.

Таблица 1

Объемы продаж стартерных автомобильных аккумуляторов российских и зарубежных производителей в России в 2011-2013 гг. (составлено автором по данным3)

Производитель Объем продаж на российском рынке (рассчитано автором), шт.

Год 2011 2012 2013

ЗАО «АКОМ» 1299773 1271284 1131236

ООО «Исток» и ООО «КЗА» 590200 993083 1048669

ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» 1424612 1239452 1032278

Филиал ООО «Тубор» 798990 840459 804724

ЗАО «АкТех-Байкал» 709955 580000 516620

ЗАО МПКФ «Алькор» 611100 531600 440644

ОАО «Электроисточник 452157 255342 433032

ООО «Тангстоун» 163230 119580 166589

Другие российские производители 49875 25344 33935

2 Ежегодный экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов», Москва, 2-3 июля 2008 г. Режим доступа: www.rsr-online.ru/doc/norm/216.pdf (дата обращения 07.05.2016).

3 Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 36) - М.: Институт Гайдара, 2015. 576 с. Режим доступа: http://iep.ru/files/text/trends/2014/Book.pdf (дата обращения 07.05.2016).

4 Аккумуляторный рынок России: маркетинговый отчет 2007-2013 гг. Режим доступа: http://www.akom.su/analytics/rbm/ (дата обращения 07.05.2016).

Производитель Объем продаж на российском рынке (рассчитано автором), шт.

Итого российские производители: 6099892 5856144 5607727

Johnson Controls 1112344 1248968 1253258

МНПК «Веста» 1484743 1038925 824324

MUTLU 515909 657440 720896

Exide Technologies S.A. 207588 239209 329902

Delkor Corporation 217686 207784 292233

Global Battery CO LTD 234502 205309 283960

Hyundai & Kia Motors 125183 120657 277118

TAB 251053 244170 241562

Atlas BX CO LTD 263297 219949 193298

НАК «Иста» 190750 146061 165097

Другие зарубежные производители 2226920 1600048 1440411

Итого зарубежные производители: 6829975 5928520 6022059

Итого отечественные и зарубежные производители 12929867 11784664 11629786

Таблица 2

Доли и рейтинги на российском рынке стартерных аккумуляторов российских и зарубежных производителей в 2011-2013 гг. (производители ранжированы по доле рынка в 2013 г.)

Производитель Доля d и рейтинг на российском рынке, % (место)

Год 2011 2012 2013

Johnson Controls 8,60 (4) 10,60 (2) 10,78

ЗАО «АКОМ» 10,05 (3) 10,79 (1) 9,73

ООО «Исток» и ООО «КЗА» 4,56 (8) 8,43 (5) 9,02

ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» 11,02 (2) 10,52 (3) 8,88

МНПК «Веста» 11,48 (1) 8,82 (4) 7,09

Филиал ООО «Тубор» 6,18 (5) 7,13 (6) 6,92

MUTLU 3,99 (9) 5,58 (7) 6,20

ЗАО «АкТех-Байкал» 5,49 (6) 4,92 (8) 4,44

ОАО «Электроисточник 4,73 (7) 4,51 (9) 3,79

ЗАО МПКФ «Алькор» 3,50 (10) 2,17 (10) 3,72

Exide Technologies S.A. 1,61 (15) 2,03 (12) 2,84

Delkor Corporation 1,68 (14) 1,76 (14) 2,51

Global Battery CO LTD 1,81 (13) 1,74 (15) 2,44

Hyundai & Kia Motors 0,97 (18) 1,02 (17) 2,38

TAB 1,94 (12) 2,07 (11) 2,08

Atlas BX CO LTD 2,04 (11) 1,87 (13) 1,66

ООО «Тангстоун» 1,26 (17) 1,01 (18) 1,43

НАК «Иста» 1,48 (16) 1,24 (16) 1,42

Другие зарубежные производители 17,22 13,58 12,39

Другие российские производители 0,39 0,22 0,29

Итого 100 100 100

Оценим исследуемый рынок по показателю «Пороговая доля рынка». Согласно начальной редакции первого российского антимонопольного закона 1991 г., предприятие

признавалось монополистом, если его доля рынка превышала 35%5. В редакции этого закона 1995 г. предприятие относили к монополистам, если оно контролировало более 65% рынка4.

В настоящее время порог в 50% рынка установлен ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ6. При этом, предприятие имеющее 35-50% рынка может быть признано монополистом, если будет доказано, что оно занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им5.

За рубежом принята меньшая пороговая доля рынка, например в Великобритании она

равна 25% [1]. Высокие установленные значения пороговой доли рынка в России связаны с

монопольным характером ее экономики, поскольку 500 крупнейших ее компаний

контролируют свыше 80% ее ВВП и наблюдается тенденция к сокращению числа малых и " 1 2

средних предприятий1,2.

Из табл. 2 видно, что ни один из отечественных и импортных производителей аккумуляторов, действующих в 2011-2013 гг. на российском рынке, не может быть признан монополистом, поскольку доля рынка любого из них не превышает 12%.

Однако, следует отметить, что рейтинг и доля зарубежного производителя Johnson Controls (торговая марка аккумуляторов Varta) росли в указанные годы и составляли 4-е, 2-е и 1-е место и 8,6, 10,6, и 10,78%, соответственно. При этом, хотя рейтинг другого зарубежного производителя МНПК «Веста» падал в эти годы с 1-го, до 4-го и 5-го места, он занимал на рынке весомые 11,48, 8,82 и 7,09%, соответственно.

Поскольку показатель «пороговая доля рынка» не позволяет анализировать структуру рынка, то рассчитаем далее в таблицах 3 и 4 индексы концентрации (concentration ratio, CR) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl-Hirschman index, HHI) исследуемого рынка в 20112013 гг. на основе данных табл. 2.

Напомним, что индекс концентрации i-ый (CRi) определяют как сумму ранжированных по убыванию долей d рынка производителей от 1-го до i-го [1-8]. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) рассчитывают как сумму квадратов долей всех участников рынка [1-9].

В расчетах приняли «других импортных производителей» и «других российских производителей» в качестве отдельных 19-го и 20-го производителей, что незначительно завышает индексы CR19 и CR20, а также HHI, но позволяет учесть всех производителей. Подчеркнем, для удобства, в табл. 3 значения для CR3 и CR4, и значения CRi, близкие к критическим уровням в 45, 70 и 80%.

Таблица 3

Индексы концентрации российского рынка автомобильных стартерных аккумуляторов в 2011-2013 гг.

Год 2011 2012 2013

Индекс концентрации Значение индекса концентрации, %

CR1 11,48 10,79 10,78

CR2 22,50 21,39 20,51

CR3 32,55 31,91 29,53

CR4 41,15 40,73 38,41

CR5 47,33 49,16 45,50

5 Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

6 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции».

Год 2011 2012 2013

Индекс концентрации Значение индекса концентрации, %

CR6 52,82 56,29 52,42

CR7 57,55 61,87 58,62

CR8 62,11 66,79 63,06

CR9 66,10 71,30 66,85

CRlo 69,60 73,47 70,57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CRll 71,64 75,54 73,41

CRl2 73,58 77,57 75,92

CRlз 75,39 79,44 78,36

CRl4 77,07 81,20 80,74

CRl5 78,68 82,94 82,82

CRl6 80,16 84,18 84,48

CRl7 81,42 85,20 85,91

CRl8 82,39 86,21 87,33

CRl9 99,61 99,79 99,72

CR2o 100 100 100

Таблица 4

Индексы Херфиндаля-Хиршмана российского рынка автомобильных стартерных

аккумуляторов в 2011-2013 гг.

Год 2011 2012 2013

ищ %2 589,20 641,17 592,73

В отечественной практике проводят совместный анализ индексов концентрации трех крупнейших фирм и индекса Херфиндаля-Хиршмана7, а в международной практике используют индекс концентрации четырех крупнейших фирм [1-7], табл. 5.

Таблица 5

Отечественные и зарубежные критерии степени концентрации рынков [1-7]

Концентрация Практика

российская зарубежная

высокая 70% < СRз < 100% или 2000 < НН1 < 10 000 80% < СR4 < 100% или 1800 < НН1 < 10 000

умеренная (средняя) 45% < СRз < 70% или 1000 < ИИ1 < 2000 45% < CR4 < 80% или 1000 < НН1 < 1800

низкая (нормальная) СRз<45% или НН1 < 1000 CR4 < 45% или НН1 < 1000

Как видно из табл. 5, пороговые значения индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана приняты в России больше, чем за рубежом. Так, за рубежом рынок считается умеренно концентрированным, если сумма долей четырех его крупнейших игроков превысил 45%, тогда как в России это относится лишь к трем игрокам. Как уже отмечалось выше, все это является отражением монопольного характера отечественной экономики.

7 Приказ ФАС от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Поскольку в нашем случае за три последних года CR3 < 45%, CR4 < 45%, и HHI < 1000 то исследуемый рынок, как по отечественным, так и по зарубежным меркам, имеет низкую степень концентрации.

Можно также отметить, что хотя значения CR3 и CR4 были незначительно меньше величин, принятых для умеренно-концентрированного рынка, они устойчиво снижались на протяжении 2011-2013 гг. с 32,55% по 29,53% и с 41,15% по 38,41%, соответственно, т.е. по данному показателю концентрация на рынке уменьшалась.

Кроме того, в 2011-2013 гг. CR достигало критическое значение свыше 45%, как для умеренно-концентрированного рынка, для суммы долей пяти производителей, а критических значений свыше 70% (российская практика) и свыше 80% (международная практика) - для 9, 10, 11 и 14, 16 производителей, соответственно.

Таким образом, хотя по показателю CR рынок и близок к умеренно-концентрированному, он постоянно отдаляется в область низких концентраций и очень устойчив к переходу в высоко-концентрированное состояние. Этого состояния можно было достичь в 2013 г. только за счет слияния 8-и (чтобы CR3 превысило 70% по отечественной практике) и 11-и (чтобы CR4 превысило 80% по зарубежной практике) крупнейших предприятий. Для перехода в состояние с умеренной концентрацией в 2013 г. по критериям CR3 > 45% и CR4 > 45% требовалось слияние 3 и 2 производителей, что также было маловероятно.

При этом, хотя значение HHI испытало подъем в 2012 г., а в 2013 г. превысило значение 2011 года, она оставалось около 600, т.е. составляло лишь 60% от критического значения 1000 для умеренно-концентрированного рынка. Таким образом, и по показателю HHI рынок устойчив к переходу в высоко-концентрированное состояние.

Для выявления наличия или отсутствия в ядре исследуемого рынка явных лидеров рассчитаем индексы Линда (Linda index, L) [1, 10] для двух, трех и четырех крупнейших фирм в 2011-2013 гг., табл. 6, поскольку из табл. 2 хорошо видно, что в эти годы по доле рынка заметно выделялись по 3 и 4 производителя.

Таблица 6

Индексы Линда российского рынка автомобильных стартерных аккумуляторов в 2011-2013 гг.

Год 2011 2012 2013

Индекс Линда Значение индекса Линда, %

L2 (d1 / d2) х 100 = = (11,48 / 11,02) х 100 = 104,17 101,79 110,79

L3 0,5 х [2 х d1 /(d2 + da) + (d1 + d2)/2 х da] х 100 = = 0,5 х [2 х 11,48 /(11,02 + 10,05) + + (11,48 + 11,02)/2 х 10,05] х 100 = 110,46 101,92 114,34

L4 (1/3) х [3 х d1 /(d2 + d3 + d4) + (d1 + d2)/(d3 + d4) + + (d1 + d2 + ds)/(3 х d4)] х 100 = (1/3) х [3 х 11,48 / / (11,02 + 10,05 + 8,60) + (11,48 + 11,02)/(10,05 + 8,60) + + (11,48 + 11,02 + 10,05)/(3 х 8,60)] х 100 = 120,96 113,10 114,16

Поскольку индексы Линда Ь2-Ь4 в 2011 и 2012 гг. монотонно возрастали от Ь2 к Ь4 (табл. 6), но резкое уменьшение доли рынка начинается при переходе от 4-го игрока к 3-му (на 1,45 и 1,7% в 2011 и 2012 гг., соответственно, табл. 2), то в эти годы ядро рынка составляли три крупнейшие компании. В 2013 г. рост индекса Линда прекратился на Ь4 (табл.

6), и хотя резкое падение доли рынка (на 1,79%) начинается с 5-го игрока (табл. 2), ядро рынка составляли, как и в 2011-2012 гг., три крупнейших игрока.

С другой стороны, табл. 2, доли рынка четырех крупнейших игроков отличаются от соседних в рейтинге игроков в 1,01-1,19 раза, и кроме того, пять крупнейших производителей (ЗАО «АКОМ», Johnson Controls, ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», МНПК «Веста», ООО «Исток» и ООО «КЗА») занимают в разные годы разные строчки рейтинга.

Таким образом, совместный анализ таблиц 2 и 6 указывает на то, что в ядре исследуемого рынка нельзя выделить явных лидеров.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Совместный анализ индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана говорит о том, что в 2011-2013 гг. российский рынок стартерных автомобильных аккумуляторных батарей являлся низко-концентрированным, причем степень его концентрации падала.

2) Совместный анализ индекса Линда, рейтингов и долей производителей показывает, что в ядре данного рынка нет явных лидеров, но при этом прослеживается тенденция к вытеснению отечественных производителей зарубежными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розанова H.M. Теория отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата / H.M. Розанова. - з-е изд., перераб, и доп. - M.: Изд-во Юрайт, 2016. 345 с.

2. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков / О.Т. Лебедев. - M.: Бослен, 2008. 528 с.

3. ^лбачев Е.Б. Теория отраслевых рынков / Е.Б. ^лбачев, И.С. Штапова, Т.А. ^лбачева, КВ. ^ндратова. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2012. 272 с.

4. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учебник / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. - M.: Изд-во Проспект, 2016. 448 с.

5. Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков. Практикум: учебное пособие / Г.Ф. Юсупова. - M.: Изд-во Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2012. 280 с.

6. Тимошенко А.С. Практика применения законодательства, контролируемого антимонопольными органами: учебное пособие / А.С. Тимошенко. - M.: Изд-во Проспект, 2016. 106 с.

7. Джуха ВМ. Экономика отраслевых рынков: учеб. Пособие / ВМ. Джуха, А.В. ^рицын, И.С. Штапова. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2010. 253 с.

8. Waterson M. Economic Theory of the Industry. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 256 P.

9. Hirschman A.O. The Paternity of an Index // Amer. Econ. Rev. 1964. Vol. 54. P. 761.

10. Linda R. Le système des indices d'équilibre et son application concrète à la sidérurgie des Etats-Unis, in "Ri vista di Polit ica Economica", Roma, 1967. 160 P.

Tarasov Oleg Alexanderovich

Tyumen state university, Russia, Tyumen E-mail: nata555li@mail.ru

The analysis of concentration of the Russian market of automotive starter batteries in 2011-2013

Abstract. It is shown that in 2011-2013 the Russian market of starter batteries lacked enterprise monopolies, as market share of the manufacturers does not exceed 12%. Since during these years, the third and fourth indexes of concentration did not exceed 45% and Herfindahl-Hirschman index does not exceed 1000, the domestic and foreign methods give a low degree of concentration for this market. The dynamics of two previous indexes indicates that the degree of market concentration was falling in 2011-2013. As for the transition in a highly concentrated state (exceeding the values of the third and fourth index concentration of 70% and 80%, respectively) required the merger of the 8 and the 11 largest manufacturers, respectively, this market was very resistant to transition to that state. The transition to a state with a moderate concentration requires integrating of 2-3 largest players in the market that is also unlikely. The same conclusion follows from the value of Herfindahl-Hirschman index, amounted 60% of the critical value for a market with moderate concentration. Joint analysis of the Linda index, the ratings and shares of manufacturers shows that in the core of market it is impossible to find the evident leaders, but there is a tendency of replacement of domestic producers by outside firms.

Keywords: trade concentration; threshold market share; concentration ratio; Herfindahl-Hirschman index; Linda index; core of market; market of starter batteries; Johnson Controls; CJSC "AKOM", LLC "Istok" and LLC "KZA"; JSC "Tyumen battery plant"; international scientific-industrial corporation "Vesta"

REFERENCES

1. Rozanova N.M. Teoriya otraslevykh rynkov. V 2 ch. Ch. 1: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / N.M. Rozanova. - 3-e izd., pererab, i dop. - M.: Izd-vo Yurayt, 2016. 345 s.

2. Lebedev O.T. Ekonomika otraslevykh rynkov / O.T. Lebedev. - M.: Boslen, 2008. 528 s.

3. Kolbachev E.B. Teoriya otraslevykh rynkov / E.B. Kolbachev, I.S. Shtapova, T.A. Kolbacheva, N.V. Kondratova. - Rostov n/D.: Izd-vo Feniks, 2012. 272 s.

4. Roy L.V. Analiz otraslevykh rynkov: uchebnik / L.V. Roy, V.P. Tret'yak. - M.: Izd-vo Prospekt, 2016. 448 s.

5. Yusupova G.F. Teoriya otraslevykh rynkov. Praktikum: uchebnoe posobie / G.F. Yusupova. - M.: Izd-vo Vysshaya Shkola Ekonomiki (Gosudarstvennyy Universitet), 2012. 280 s.

6. Timoshenko A.S. Praktika primeneniya zakonodatel'stva, kontroliruemogo antimonopol'nymi organami: uchebnoe posobie / A.S. Timoshenko. - M.: Izd-vo Prospekt, 2016. 106 s.

7. Dzhukha V.M. Ekonomika otraslevykh rynkov: ucheb. Posobie / V.M. Dzhukha, A.V. Kuritsyn, I.S. Shtapova. - Rostov n/D.: Izd-vo Feniks, 2010. 253 s.

8. Waterson M. Economic Theory of the Industry. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 256 P.

9. Hirschman A.O. The Paternity of an Index // Amer. Econ. Rev. 1964. Vol. 54. P. 761.

10. Linda R. Le système des indices d'équilibre et son application concrète à la sidérurgie des Etats-Unis, in "Ri vista di Polit ica Economica", Roma, 1967. 160 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.