Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ЕКАТЕРИНБУРГА'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ЕКАТЕРИНБУРГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность транспортных организаций / бухгалтерский баланс / финансовые результаты деятельности организации / методика оценки деятельности организаций на конкурентном рынке / competitiveness of transport organizations / balance sheet / financial results of the organization / methodology for evaluating the activities of organizations in a competitive market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манакова Виктория Юрьевна, Шарапова Валентина Михайловна, Шарапова Наталья Владимировна

Конкурентоспособность организаций в сфере деятельности грузового транспорта можно рассматривать, как способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках определенного объема и качества. Оценка конкурентоспособности организации, функционирующей в сфере грузоперевозок на территории Свердловской области, является важнейшей задачей, абсолютно значимым аспектом, как для позиционирования организации на отраслевом рынке транспортных услуг, так и для планирования перспектив развития грузовых перевозок для обеспечения независимости и продовольственной безопасности региона. Актуальной задачей для руководства любой организации, в том числе и функционирующей в сфере грузоперевозок, становится оценка уровня конкурентоспособности организации. С возможностью использовать многофакторные методы оценки у организаций увеличиваются возможности применения современных инструментальных средств для определения точности анализа данных. Одним из распространенных на сегодняшний день, является подход, при котором используют неформализованные качественные методы и методики. Методы оценки конкурентоспособности организации, функционирующей в сфере деятельности грузового транспорта, неразрывно связаны с выявлением конкурентных возможностей соперничать на отраслевом рынке. Аналитический обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных оценке конкурентоспособности, показал, что данная проблема в настоящее время изучена недостаточно. Выделяются общие теоретические положения оценки конкурентоспособности, которые не учитывают отраслевую специфику организаций, функционирующих в сфере деятельности грузового транспорта. Также отсутствует единая точка зрения в отношении методики и методологии оценки конкурентоспособности таких организаций. Результатом исследования является проведенный анализ конкурентоспособности выбранных шести организаций, оказывающих услуги по грузоперевозкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манакова Виктория Юрьевна, Шарапова Валентина Михайловна, Шарапова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF COMPETITIVENESS IN THE FREIGHT TRANSPORTATION MARKET OF YEKATERINBURG

The competitiveness of organizations in the field of freight transport can be considered as the ability to meet the effective demand of customers in transportation of a certain volume and quality. Assessing the competitiveness of an organization operating in the field of cargo transportation in the Sverdlovsk region is an important task, an absolutely significant aspect, both for positioning the organization in the industry market of transport services and for planning the prospects for the development of freight transportation to ensure the independence and food security of the region. An urgent task for the management of any organization, including those operating in the field of freight transportation, is to assess the level of competitiveness of the organization. With the ability to use multifactorial assessment methods, organizations are increasing the possibilities of using modern tools to determine the accuracy of data analysis. One of the most common today is an approach that uses non-formalized qualitative methods and techniques. Methods of assessing the competitiveness of an organization operating in the field of freight transport are inextricably linked with the identification of competitive opportunities to compete in the industry market. An analytical review of domestic and foreign works devoted to the assessment of competitiveness has shown that this problem is currently insufficiently studied. The general theoretical provisions of competitiveness assessment are highlighted, which do not take into account the industry specifics of organizations operating in the field of freight transport. There is also no common point of view regarding the methodology and methodology for assessing the competitiveness of such organizations. The results of the study are an analysis of the competitiveness of the selected six organizations providing cargo transportation services.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ЕКАТЕРИНБУРГА»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 338 Э01: 10.24412/2071-6435-2024-2-143-159

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ЕКАТЕРИНБУРГА

Конкурентоспособность организаций в сфере деятельности грузового транспорта можно рассматривать, как способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках определенного объема и качества. Оценка конкурентоспособности организации, функционирующей в сфере грузоперевозок на территории Свердловской области, является важнейшей задачей, абсолютно значимым аспектом, как для позиционирования организации на отраслевом рынке транспортных услуг, так и для планирования перспектив развития грузовых перевозок для обеспечения независимости и продовольственной безопасности региона. Актуальной задачей для руководства любой организации, в том числе и функционирующей в сфере грузоперевозок, становится оценка уровня конкурентоспособности организации. С возможностью использовать многофакторные методы оценки у организаций увеличиваются возможности применения современных инструментальных средств для определения точности анализа данных. Одним из распространенных на сегодняшний день, является подход, при котором используют неформализованные качественные методы и методики. Методы оценки конкурентоспособности организации, функционирующей в сфере деятельности грузового транспорта, неразрывно связаны с выявлением конкурентных возможностей соперничать на отраслевом рынке. Аналитический обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных оценке конкурентоспособности, показал, что данная проблема в настоящее время изучена недостаточно. Выделяются общие теоретические положения оценки конкурентоспособности, которые не учитывают отраслевую специфику организаций, функционирующих в сфере деятельности грузового транспорта. Также отсутствует единая точка зрения в отношении методики и методологии оценки конкурентоспособности таких организаций. Результатом исследования является проведенный анализ конкурентоспособности выбранных шести организаций, оказывающих услуги по грузоперевозкам.

Ключевые слова: конкурентоспособность транспортных организаций; бухгалтерский баланс, финансовые результаты

В. Ю. Манакова

. Шарапова

Н. В. Шарапова

деятельности организации, методика оценки деятельности организаций на конкурентном рынке.

Для цитирования: Манакова В. Ю., Шарапова В. М., Шарапова Н. В. Анализ конкурентоспособности на рынке грузоперевозок Екатеринбурга // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 2. С. 143-159. 001: 10.24412/2071-6435-2024-2-143-159

Введение

Оценка конкурентоспособности организаций, занимающихся грузоперевозками и зарегистрированных на территории Екатеринбурга, определила цель данного исследования с применением расчетных аналитических показателей. В современной науке имеются различные точки зрения и подходы в отношении дефиниции «конкурентоспособность». Например, Г. Л. Азоев и А. П. Челенков определяют ее как «...результат конкурентных преимуществ фирмы по всему спектру проблем управления компанией» [1]; по мнению М. Е. Алетина, конкурентоспособность — это «.установление факта принципиальной возможности отдельного хозяйствующего субъекта влиять на общий уровень цен на рынке» [2]. И. М. Голова определяет конкурентоспособность «.как самостоятельное социально-экономическое явление, оказывающее существенное влияние на благополучие и перспективы развития» [4]. И. А. Матюшкина, И. В. Титов отмечают конкурентоспособность как «способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов (потребителей) в перевозках определенного объема и качества, что позволяет занять ведущее место на рынке транспортных услуг и получить максимально полезный эффект» [6]. Объектом исследования является ООО «Альтура групп», специализирующаяся на грузоперевозках сыпучих грузов.

Результаты

На рынке города Екатеринбурга и Свердловской области в настоящий момент функционирует 124 организации, которые оказывают автотранспортные услуги. Организации, специализирующиеся на автотранспортных услугах, — это коммерческие организации, которые как правило находятся в частной собственности.

Следует отметить, что ООО «Альтура групп» зарегистрирована в Екатеринбурге, специализируется на грузоперевозках сыпучих грузов (щебень, песок, грунт). Отличительной особенностью таких грузов является их сыпучесть, подразделяют такой тип грузов на насыпной и навалочный. «Перевозка сыпучих грузов, способы загрузки и разгрузки

весьма отличаются от используемых привычных методов. Для выполнения работ транспортная организация должна располагать оборудованием специального назначения, техникой. Работники, участвующие в процессе перевозки от начала и до конца, обязаны знать все правила данной грузоперевозки. Это позволят исключать возможные ошибки и дополнительные непредвиденные расходы. Нарушение установленных правил приводит к штрафным санкциям, весомым убыткам и даже потере самого груза» [10].

Для осуществления таких перевозок используется специализированный подвижной состав. В ООО «Альтура групп» подвижной состав машин и оборудования характеризуется наличием различных видов техники: грузовики-контейнеровозы, самосвалы, прицепы-цистерны.

Перевозка сыпучих грузов — высоко востребованная услуга на рынке Екатеринбурга и Свердловской области.

По запросу перевозки сыпучих грузов по Екатеринбургу и области было выявлено 11 перевозчиков и 24 посредника в логистической цепочке по перевозке сыпучих грузов (рисунок 1).

30

25

20

15

10 ^тщ

5

0 Специализированные организации по грузоперевозке сыпучих грузов ИП посредники по организации грузоперевозке сыпучих грузов

■ Экономические субъекты 11 24

Рисунок1.Результаты запроса попоискуспециализированных организаций функционирующих на рынке грузоперевозок (сыпучих грузов) вг. ЕкатеринбургеиСвердловскойобласти

Источник: составлено авторами по результатам кабинетного исследования предложениянарынкегрузоперевозоксыпучихгрузов

ИП без образования юридического лица, которые функционируют на рынке грузоперевозок сыпучих грузов, в основном предлагают услугу по поиску специализированной организации перевозчика. В основном такие посредники принимают заказы, курируют выполнение заказа по грузоперевозке.

Конкуренты ООО «Альтура групп» активно работают на рынке грузоперевозок и предлагают разнообразные услуги, стремясь удовлетворить потребности и требования клиентов. Каждая из этих компаний имеет свои преимущества, будь то широкий спектр услуг, инновационные технологии или высокий уровень сервиса. Стратегия выбора конкретного конкурента будет зависеть от потребностей, приоритетов и бюджета клиента, который ищет надежного и эффективного партнера для перевозки своих грузов.

Изучив соответствие экономического вида деятельности, отчетной информации, которая характеризует стоимость имущества и результаты деятельности путем сплошного мониторинга информации, представленной в системе СПАРК, были выделены основные конкуренты ООО «Альтура групп» (таблица 1).

Таблица 1

Основные конкуренты ООО «Альтура групп»

Наименование Адрес Экономический вид деятельности по ОКВЭД-2

ООО «Автонеруд» 23700, Свердловская обл., г. Березовский, тер. Западная Промзона, д. 16 пом. 49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

ООО «Автопрофи» 620012, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, стр. 19 офис 606 49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта

ООО «Бустаев» 65401390000 Свердловская область, ул. Щербакова 4 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

ООО «Альянс Е» 620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, д. 25 кв. 9 49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

ООО «ЕСТК» 624091, Свердловская 49.41 Деятельность автомо-

обл., г. Верхняя Пышма, бильного грузового транспор-

ул. Петрова, д. 11 офис та

305/4

Источник: составлено авторами на основании результатов исследования

Использовалась общая методика ситуационного анализа, которая позволяет получить представление о возможностях организации и факторах, влияющих на развитие [7; 12; 15]. Информационной основой ситуационного анализа послужила информация, представленная в системе СПАРК об имущественном и финансовом положении и сложившихся результатах деятельности.

Для целей ситуационного анализа использованы показатели, которые позволяют судить о текущем состоянии и возможностях организации (таблица 2).

Таблица 2

Экономические показатели организаций конкурентов

Показатели ООО «Альтура групп» ООО «ЕСТК» ООО «Альянс Е» ООО «Бу-стаев» ООО «Авто-про-фи» ООО «Ав-тоне-руд»

1. Стоимость активов организации, тыс. рублей 81861 81198 10795 67023 49558 25331

2. Стоимость внеоборотных актив, тыс. рублей 40061 42605 366 647 21019 х

3. Удельный вес внеоборотных активов,% 48,94 52,47 3,39 0,97 42,41 х

4. Стоимость оборотных активов, тыс. рублей 35800 38593 10429 66376 28539 25331

5. Удельный вес оборотных активов,% 51,6 47,53 96,61 99,03 57,59 100

6. Собственный капитал, тыс. рублей 1170 19231 1516 1246 16352 4910

7. Удельный вес собственного капиталам/о 1,43 23,68 14,04 1,86 33,00 19,38

8. Долгосрочные пассивы, тыс.рублей 42288 25124 Х 30 3171 х

9. Удельный вес долгосрочных пассив,/ 51,66 30,95 Х 0,04 6,40 х

10. Текущие пассивы,тыс. рублей 38403 36943 9279 65747 30035 20422

11.Удельный вес текущих пассивов,/ 46,91 45,37 85,96 98,1 60,66 80,62

12. Излишек или недостаток платежных средств, тыс. рублей -2603 + 1650 + 1150 +629 -1496 +4910

13. К-т текущей ликвидности 0,93 1,54 1,12 1,01 0,95 1,24

14. К-т удельный вес заемного капитала,/ 98,57 76,32 85,96 98,14 67,06 80,62

15. К- т соотношения собственного и заемного капитала 0,014 0,31 0,16 0,019 0,49 0,24

16. К-т соотношение заемного и собственного капитала 68,97 3,23 6,12 52,79 2,03 4,17

17. Выручка, тыс.рублей 76582 143004 19333 20786 98303 74197

^.Себестоимость продаж, тыс.рублей 75129 136687 18941 20464 85000 72919

19. Затраты на 1 рубль доходов, рублей/ рублей 0,98 0,96 0,98 0,98 0,86 0,98

20.Налого-облагаемая прибыль, тыс. рублей 1141 4088 365 468 712 1495

21. Чистая прибыль, тыс. рублей 993 3532 287 342 611 1120

18941

20464

85000

72919

дов, рублей/ рублей

0,98

0,96

0,98

0,98

0,86

0,98

20.Налого-облагаемая прибыль, тыс. рублей

1141

4088

365

468

712

1495

21. Чистая прибыль, тыс. рублей

993

3532

287

342

611

1120

Источник: составлено авторами по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности представленной СПАРК

Представим итоговый показатель «Стоимость активов» по отобранным конкурентам на рисунке 2.

ООО "АВТОНЕРУД1 ООО «Автопрофи» ООО "БУСТАЕВ" ООО "АЛЬЯНС Е" ООО "ЕСТК" ООО «Альтура групп»

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000

ооо I I 777 [ 777 ООО ООО

ООО ООО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Альтура ООО "ЕСТК" "АЛЬЯНС Е" "БУСТАЕВ" «Автопрофи "АВТОНЕРУД|

■ Стоимость активов, организаций конкурентов

групп» 81861

»

49558

Рисунок 2.Стоимостьактивоворганизаций конкурентов, тыс.рублей

Достаточной материально-технической базой для осуществления и планированиявидовработ по грузоперевозкесыпучихгрузовоб-ладают три организации, такие как: ООО «Альтура групп» — 48,94%;

81198

10795

67023

25331

ООО «ЕСТК» — 52,47%; ООО «Автопрофи» — 42,41%. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства организаций, функционирующих в сфере грузоперевозок сыпучих грузов. Все организации-конкуренты обладают достаточным объемом оборотных средств.

Оценивая состояние оборотного капитала у ООО «Альтура групп» и конкурентов, можно сделать заключение, что ООО «Бустаев» обладает достаточно большим объемом оборотного капитала; при этом у данной организации незначительный объем внеоборотных активов в составе основных средств, рисунок 3.

ООО "АВТОНЕРУД" I

ООО «Автопрофи» I ООО "БУСТАЕВ" ООО "АЛЬЯНС Е"

ООО "ЕСТК" I ООО «Альтура групп»

0

10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000

ООО

«Альтура ООО "ЕСТК" групп»

ООО

ООО

ООО

ООО

I Стоимость оборотных активов, тыс. руб.

35800

38593

"АЛЬЯНС Е" "БУСТАЕВ1 10429 66376

,, «Автопрофи "АВТОНЕРУД

»

28539

25331

Рисунок 3. Стоимость оборотных активов (критерий конкурентного преимущества), организаций конкурентов Источник:составленоавторамиподаннымрасчетов

Однимиз факторов, оказывающихвлияние на уровень конкурентоспособности организаций, функционирующих в сфере грузоперевозок сыпучихгрузов, являетсяналичиеуровня финансового риска, которыйобусловленсоотношением заемногои собственного капитала. Можно сказать,чтовысокийуровеньфинансовогориска наблюда-етсяу двух организаций, такихкак:ООО «Альтурагрупп» — 68,97 иООО «Бустаев» — 52,79.

Следующим критерием оценки конкурентоспособности (конку-рентнымпреимуществом) по даннымбухгалтерской(финансовой) отчетности будетявляться показатель[13;14], который характеризует

возможность организации обеспечивать свои обязательства платежными средствами (то есть у организации имеется возможность погашения текущих обязательств в установленные сроки, при этом осуществлять финансово-хозяйственную деятельность). Показатель определяется как разница между оборотными активами и текущими пассивами.

На рисунке 4 представлена визуализация расчетных значений суммы платежного излишка или недостатка средств.

ООО «Акьдрраарупп» характеризуетсяоасутстсисм влзможности рассчитываться по текущим обязательствам, о чем свидетельствует Оишаплзтежиоло мсддсдаада(- 2603 тыс. рублда);аналлгичнаяситу-ацируаргунизацои потенциаланггтнанкуреегж ООО «Автопкофр» (-1496 тыс. рублей). Все остальные конкуренты рассматриваются как платежеспдсобныд лртакмсгции, о чсмсвидр-елнутвуас ноличие луммы платежного изгишка: ООЫ«ЫСТК» +А650 гынруаеый; ООО «Алыяны Е» +1150 тыс. рублей; ООО «Бустаев» +629 тыс. рублей; ООО «Автонеруд» +ау10 а-Ю: «ублеы

ООО «Альтура групп» 5000

4910 ООО "АВТОНЕРУД"

ООО «Автопрофи»

ООО "ЕСТК"

ООО "АЛЬЯНС Е"

ООО "БУСТАЕВ"

Рисунок 4.Суммаплатежногоизлишка(недостатка)платежныхсредств -критерий конкурентного преимущества Источник:составленоавторамиподаннымрасчетов

Ликвидность — это внешнее проявление платежеспособности. С точки зрения оценки конкурентоспособности это показатель, который можно признать конкурентным преимуществом в случае, если расчетное значение будет равно от 1,5-2,00 и выше. По данным исследования (аналитической оценки) среди организаций конкурентов только у одной организации расчетный показатель равен 1, 54 — это организация ООО «ЕСТК» (рисунок 5).

ООО «Альтура групп»

Рисунок 5. Коэффициент текущей ликвидности (критерий конкурентного

преимущества) Источник: составлено авторами по данным расчетов

Результатыдеятельностиорганизацийконкурентов характеризуются такими показателями, как выручка, затраты, прибыль. Общая динамика перечисленных показателей представлена на рисунке 6. Все эти показа-телинаглядно демонстрируют способностьорганизациифункциониро-вать на рынкегрузоперевозок (сыпучих грузов).Следует отметить, что ООО «Альтура групп» по данному критерию оценки занимает третье место.

Такимобразом,поданнымпроведенного исследованияконкуренто-способности с применениемметодики ситуационного анализа можно сделать заключение: ООО «Альтура групп» — это конкурентоспособная организация, которая функционирует на отраслевом рынке грузоперевозок сыпучих грузов; обладает достаточной материально технической базой; имеет подвижной состав (соответствующих машин и обору-

дования); достигает положительные результаты деятельности, о чем свидетельствует соотношение доходов и расходов.

Рисунокб.Результаты деятельности(критерииконкурентоспособности и конкурентные преимущества)

Для формирования наиболее точной оценки конкурентоспособности далее используемметодику сравнительногомногомерногоанализа [8; 11]. Суть его заключается в определении критериев (конкурентных преимуществ)сравнениядляопределениярейтингаисследуемойор-ганизации нарынке грузоперевозок сыпучих грузов в Екатеринбурге иСвердловскойобласти.

Далее представлены результаты исследования конкурентоспособности с применением метода «многоугольник конкурентоспособности»

ООО «Альтура групп» и основных конкурентов — транспортных компаний ООО «ЕСТК», ООО «Альянс Е», ООО «Бустаев», ООО «Автопрофи», ООО «Автонеруд» (таблица 3).

Данные собраны с сайтов «Б1ашр», «Близко», «7ооп», а также официальных транспортных компаний. Оценка по 10-бальной шкале, где 10 — очень хорошо, а 0 — очень плохо.

Таблица 3

Исходные данные для построения «радара конкурентоспособности»

Критерии конкурентоспособности ООО «Альтура групп» ООО «ЕСТК» ООО «Альянс Е» ООО «Буста-ев» ООО «Ав-то-про-фи» ООО «Ав-тоне-руд»

Имидж предприятия 6 7 3 10 9 5

Цена 8 6 6 10 6 7

Система управления маршрутами 8 5 8 10 8 9

Местонахождение 6 8 6 9 8 6

Качество обслуживания 10 8 8 10 9 5

Профессионализм водителей 10 8 7 10 10 9

Рекламная политика 7 6 2 10 5 8

На рисунке 7 представлен многоугольник конкурентоспособности на основе таблицы сравнения транспортных компаний Екатеринбурга.

По многоугольнику конкурентоспособности наибольшей конкурентоспособностью обладает транспортная компания ООО «Бусаев», наименьшей — «Альянс Е». Транспортная компания «Альтура групп» занимает среднее положение на рынке.

Далее в таблице 4 рассмотрим рентабельность ООО «Альтура групп» в сравнении с отраслевыми показателями среди предприятий, занимающихся перевозкой грузов.

ш ООО «Альтура групп> -^-000 «ЕСТК» —»—ООО «АЛЬЯНС Е»

—•—ООО «БУСТАЕВ» —•—ООО «Автопрофи» —•—ООО «АВТОНЕРУД»

Имидж предприятия

Рекламная политика. /уД Цена

¡гуу 4 уд

г 1 Му

Профессионализм^^ с^ Т Система управления

водителей маршрутами

г Качество обслуживания*-"- Местонахождение

Рисунок 7. Многоугольник конкурентоспособности на основе таблицы сравнения транспортных компаний

Таблица 4

Показатели ООО «Альтура групп» в сравнении с отраслевыми показателями среди предприятий, занимающихся перевозкой

грузов

Наименование 2020 г. Прирост в% 2021 г. Прирост в% 2022 г. Прирост в%

Выручка, рублей 4192000 43,22 17537000 318,34 76582000 336,69

Чистая норма при-были,% 1,93 -74,34 1,00 -48,19 1,3 30

Валовая рентабельность^ - - 2,08 - 1,9 -8,65

Рентабельность продаж,% 3,15 -70,91 2,08 -33,97 1,9 -8,65

Источник: составлено авторами на основе данных СПАРК [16].

Позитивным фактором является то, что прослеживается увеличение выручки на 336,69%, негативными же факторами являются такие как: валовая рентабельность ниже средней нормы по отрасли на 82%; рентабельность продаж ниже среднеотраслевого показателя на 26,36%; валовая рентабельность ниже среднерегионального показателя на 89,98%; рентабельность продаж ниже среднего уровня по региону на 62,45%; чистая норма прибыли ниже среднерегиональной нормы на 55,48% [16].

Проблема повышения конкурентоспособности организаций становится все более актуальной, особенно в условиях турбулентности экономики. Каждое предприятие уделяет большое внимание анализу своих

сильных и слабых сторон для получения оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе на отраслевых рынках. Важным условием является разработка мер и средств, внедряя которые предприятие смогло бы достичь повышения конкурентоспособности на рынке [3; 5; 9].

Выводы

Исходя из выполненного исследования, можно сделать вывод, что ООО «Альтура групп» способно использовать свои сильные стороны, такие как опыт, надежность и широкий автопарк, для привлечения новых клиентов и укрепления своего положения на рынке. Кроме того, компания имеет возможности для расширения своей деятельности и внедрения новых услуг, чтобы удовлетворить потребности рынка. Однако компании необходимо учитывать слабые стороны и угрозы, такие как ограниченные ресурсы и конкурентная среда, и разрабатывать стратегии для их преодоления или смягчения их влияния на бизнес. Анализ конкурентоспособности может быть проведен с использованием различных методов: бально-рейтинговая оценка, свот-анализ, многоугольник конкурентоспособности, опрос потребителей и конкурентов, при этом особое внимание следует уделять анализу данных бухгалтерского баланса предприятия, который в совокупности с другими факторами позволяет получить наиболее точную оценку уровня конкурентоспособности организации на рынке исследуемых товаров (работ, услуг).

Литература

1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущество фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. Москва: Новости, 2000. 254 с.

2. Алетина М. Е. Конкурентоспособность предприятия и анализ конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия / В сборнике: Современные проблемы туризма и сервиса. Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией О. Е. Афанасьева, Е. В. Юдиной. 2019. С. 10-18.

3. Архипова Г. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Г. С. Архипова, Г. Г. Ягудина / В сборнике: EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 30-32.

4. Голова И. М. Инновационная конкурентоспособность россий-

ских регионов // Экономика региона. 2015. № 3. С. 294-311.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Казыбаев А. К. Пути повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса / А. К. Казыбаев, Н. В. Мальцев // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург. 2017. С. 85-92.

6. Матюшкина И. А. Методы оценки конкурентоспособности автотранспортных организаций / И. А. Матюшкина, И. В. Титов // Экономика. Социология. Право. 2020. № 1(17). С. 28-33.

7. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. 194 с.

8. Мустафина О. В. Методика многомерной сравнительной оценки результативности и эффективности бизнеса / О. В. Мустафина, Ю. В. Шарапов // Фундаментальные исследования. 2023. № 11. С. 74-81.

9. Набоков В. И. Развитие отечественной транспортной логистики в современных условиях / В. И. Набоков, К. В. Некрасов, З. Б. Хмельницкая // В книге: Функциональные области логистики: современные проблемы исследования. Ответственный за выпуск О. Н. Зуева. Екатеринбург, 2017. С. 90-100.

10. Перевозка сыпучих грузов и ее особенности. URL: https://perevozka24.ru/pages/perevozka-sypuchih-gruzov-i-ee-os-obennosti (дата обращения: 26 января 2024 года).

11. Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; пер. с англ. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с

12. Фетисова А. Ю. Конкурентоспособность предприятия: анализ и методы оценки // Студенческий: электронный научный журнал. 2017. № 3(3). URL: https://sibac.info/journal/student/3/72681 (дата обращения: 27 января 2024 года).

13. Шкурина Л. В. Конкурентоспособность компании, функционирующей на рынке грузовых перевозок и факторы ее повышения / Л. В. Шкурина, Д. С. Танифа // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 9-1 (56). С. 116-119.

14. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: The Free Press, 1985 (2nd ed.— New York:

Free Press, 1998. 592 p.

15. Porter Michael E. The competitive advantage of nations / Michael E. Porter. New York: Free press, Cop., 1990. XX, 855 p.

16. URL: https://spark-interfax.ru/ (дата обращения: 20 января 2024 года).

References

1. Azoev G. L. Konkurentnye preimushchestvo firmy [Competitive advantage of the company], ed. by G. L. Azoev, A. P. Chelenkov. Moscow: Novosti, 2000, 254 p. (in Russian).

2. Aletina M. E. Konkurentosposobnost' predpriyatiya i analiz konkurentosposobnosti produkcii yuvelirnogo predpriyatiya [Competitiveness of the enterprise and analysis of competitiveness of jewelry enterprise products], in the collection: Sovremennye prob-lemy turizma i servisa. Sbornik statey nauchnyh dokladov po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Modern problems of tourism and service. Collection of articles of scientific reports on the results of the All-Russian scientific and practical conference], edited by O. E. Afanasyev, E. V. Yudina, 2019, pp. 10-18 (in Russian).

3. Arkhipova G. S. Puti povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya [Ways to increase the competitiveness of the enterprise], edited by G. S. Arkhipova, G. G. Yagudina, in the collection: EUROPEAN RESEARCH. Sbornik statey pobediteley X Mezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferencii [EUROPEAN RESEARCH. collection of articles by the winners of the X International Scientific and Practical Conference]: in 3 parts. 2017, pp. 30-32 (in Russian).

4. Golova I. M. Innovative competitiveness of Russian regions. Ekonomika regiona [The economy of the region], 2015, no. 3, pp. 294-311 (in Russian).

5. Kazybayev A. K. Puti povysheniya konkurentosposobnosti malogo i srednego biznesa [Ways to increase the competitiveness of small and medium-sized businesses], edited by A. K. Kazybayev, N. V. Maltsev. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Collection of materials of the International scientific and practical Conference], Yekaterinburg. 2017. pp. 85-92 (in Russian).

6. Matyushkina I. A. Methods of assessing the competitiveness of motor transport organizations, ed. by I. A. Matyushkina, I. V. Titov. Ekonomika. Sociologiya. Pravo [Economy. Sociology. Right], 2020, no. 1(17), pp. 28-33 (in Russian).

7. Mokronosov A. G. Konkurenciya i konkurentosposobnost': ucheb-noe posobie [Competition and competitiveness: a textbook], ed. by A. G. Mokronosov, I. N. Mavrina. Yekaterinburg: Ural Publishing House, Univ., 2014, 194 p. (in Russian).

8. Mustafina O. V. Methodology of multidimensional comparative assessment of business effectiveness and efficiency, ed. by O. V. Mustafina, Yu. V. Sharapov. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental research], 2023, no. 11, pp. 74-81 (in Russian).

9. Nabokov V. I. Razvitie otechestvennoy transportnoy logistiki v sovremennyh usloviyah [Development of domestic transport logistics in modern conditions], ed. by V. I. Nabokov, K. V. Nekrasov, Z. B. Khmelnitskaya. In the book: Funkcional'nye oblasti logistiki: sovremennye problemy issledovaniya [Functional areas of logistics: modern research problems], responsible for the release of O. N. Zuev. Yekaterinburg, 2017, pp. 90-100 (in Russian).

10. Perevozka sypuchih gruzov i ee osobennosti [Bulk cargo transportation and its features]. Available at: https://perevozka24.ru/ pages/perevozka-sypuchih-gruzov-i-ee-osobennosti (accessed: 26 January, 2024) (in Russian).

11. Porter E. M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov [Competitive strategy: a methodology for analyzing industries and competitors], translated from English. Moscow: Alpina Business Books, 2005, 454 p. (in Russian).

12. Fetisova A. Y. Competitiveness of the enterprise: analysis and evaluation methods. Studencheskiy: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Student: electronic scientific journal], 2017, no. 3(3). Available at: https://sibac. info/journal/student/3/72681 (accessed: 26 January, 2024) (in Russian).

13. Shkurina L. V. Competitiveness of a company operating in the freight transportation market and factors of its increase, ed. By L. V. Shkurina,

D. S. Tanifa. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economics, science, technology], 2017, no. 9-1 (56), pp. 116-119 (in Russian).

14. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: The Free Press, 1985 (2nd ed.— New York: Free Press, 1998. 592 p.

15. Porter Michael E. The competitive advantage of nations / Michael

E. Porter. New York: Free press, Cop., 1990. XX, 855 p.

16. Available at: https://spark-interfax.ru/ (accessed: 26 January, 2024) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.