Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАФЕДРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 
'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАФЕДРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университеты / конкурентоспособность / стоимость обучения / услуга / рекомендации / universities / competitiveness / tuition fees / service / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Валентина Владимировна, Лифарь Евгения Викторовна, Попова Анна Владимировна

Рассмотрены отдельные элементы конкурентоспособности высших учебных заведений в Дальневосточном федеральном округе, которые осуществляют подготовку специалистов по направлениям «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» с целью совершенствования управленческих процессов в современных социально-экономических условиях. Изучен опыт повышения конкурентоспособности российских и зарубежных вузов на рынке образовательных услуг и выявлены факторы внешней и внутренней среды, определяющие его конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Валентина Владимировна, Лифарь Евгения Викторовна, Попова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF THE DEPARTMENT OF THE FAR EASTERN STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The individual elements of the competitiveness of higher educational institutions in the Far Eastern Federal District, which train specialists in the areas of “Physical Culture”, “Recreation and Sports and Health Tourism” and “Management and Economics of Physical Culture and Sports” are considered in order to improve management processes in modern socio-economic conditions. The experience of increasing the competitiveness of Russian and foreign universities in the educational services market has been studied and the factors of the external and internal environment that determine its competitive advantages have been identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАФЕДРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ »

УДК 796.062 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-3-12-20

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАФЕДРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В.В. Вдовина, Е.В. Лифарь, A.B. Попова

Рассмотрены отдельные элементы конкурентоспособности высших учебных заведений в Дальневосточном федеральном округе, которые осуществляют подготовку специалистов по направлениям «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» с целью совершенствования управленческих процессов в современных социально-экономических условиях. Изучен опыт повышения конкурентоспособности российских и зарубежных вузов на рынке образовательных услуг и выявлены факторы внешней и внутренней среды, определяющие его конкурентные преимущества.

Ключевые слова: университеты, конкурентоспособность, стоимость обучения, услуга, рекомендации.

ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF THE DEPARTMENT OF THE FAR EASTERN STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Vdovina V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, katysha0504@mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Lifar E.V., senior lecturer, eivan250581@ ya.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Popova A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kot av@mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

The individual elements of the competitiveness of higher educational institutions in the Far Eastern Federal District, which train specialists in the areas of "Physical Culture", "Recreation and Sports and Health Tourism" and "Management and Economics of Physical Culture and Sports" are considered in order to improve management processes in modern socio-economic conditions. The experience of increasing the competitiveness of Russian and foreign universities in the educational services market has been studied and the factors of the external and internal environment that determine its competitive advantages have been identified.

Key words: universities, competitiveness, tuition fees, service, recommendations.

Вдовина Валентина Владимировна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, katysha0504@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Лифарь Евгения Викторовна, старший преподаватель, eivan250581@ya.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Попова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., Kot av@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

Многие институты и организации, участвующие в экономике страны, сталкиваются с конкуренцией в связи с развитием рыночных отношений. Появление образовательных услуг и рынков труда, а также создание многоуровневой системы высшего образования отразились на работе высших учебных заведений, вызвали ряд связанных с этим проблем и обусловили необходимость адаптации к сложным условиям конкуренции [2, 3, 5, 6, 8].

Стремление хозяйствующих субъектов к высоким конкурентным позициям на различных рынках свидетельствует о возрастании значимости чело-

веческого капитала в целом, а также о возрастании требований к образова -тельному уровню конкретного работника. Опираясь на законы экономического развития, можно отметить, что сегодня наблюдается повышение тре -бований к рынку образовательных услуг, особенно в области высшего образования [1, 4, 8].

Целью исследования является совершенствование управленческих процессов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности кафедры вуза в современных социально-экономических условиях.

Задачи исследования:

1) изучить опыт повышения конкурентоспособности российских и зарубежных вузов на рынке образовательных услуг;

2) выявить факторы внешней и внутренней среды кафедры вуза, определяющих его конкурентоспособность.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, контент-анализ, метод сравнения.

Исследование было проведено в период с сентября 2022 года по март 2023 года поэтапно.

Первый этап (сентябрь-декабрь 2022 г.): анализ и обобщение литературных источников с целью теоретического обоснования проблемы исследования.

Второй этап (январь-март 2023 г.): сбор и анализ всех исходных и конечных данных в системе конкурентоспособности вуза, подведение итогов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Кафедра «Менеджмент, экономика и право» была образована в 2003 году, на кафедре в 2016 году объединили два профиля подготовки.

В соответствии с лицензией Дальневосточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК, Академия), кафедра «Менеджмент, экономика и право» (кафедра МЭиП) реализует подготовку магистров по направлению 49.04.01 Физическая культура, профиль «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта»; бакалавров по направлениям 49.03.01 Физическая культура, профиль «Спортивный менеджмент» и 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, профиль «Менеджмент рекреации и туризма».

На кафедре МЭиП разработаны рабочие программы по всем дисциплинам профилей подготовки «Спортивный менеджмент» и «Менеджмент рекреации и туризма» для бакалавров и профиля подготовки «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» для магистрантов.

Учебный процесс по дисциплинам кафедры обеспечен необходимым минимумом учебников, методических указаний к практическим занятиям, заданий по самостоятельной работе студентов, вопросам по подго -товке к экзаменам и зачетам, программам прохождения практик.

В настоящее время на кафедре обучается 161 чел. (табл. 1): по профилю «Спортивный менеджмент» - 61 чел., «Менеджмент рекреации и туризма» - 79 чел. и «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» - 21 чел. Процентное соотношение ко всей численности Академии составляет 20,6 %.

Таблица 1

Численность обучающихся бакалавриата и магистратуры

№ п/п Уровень подготовки Профиль подготовки Численность, чел.

1 Бакалавриат Спортивный менеджмент 61

2 Бакалавриат Менеджмент рекреации и туризма 79

3 Магистратура Менеджмент и экономика физической культуры и спорта 21

4 Всего на кафедре МЭиП 161

5 Всего в Академии 783

Если рассматривать соотношение результатов ЕГЭ, поступающих в Академию в целом и на кафедру, то оно выглядит следующим образом: на очной форме обучения средний балл ЕГЭ выше на 2,2 %, на заочной -на 13,2 % (табл. 2).

Таблица 2

Средний балл ЕГЭ абитуриентов при поступлении в вуз

№ п/п Академия / кафедра Форма обучения Средний балл ЕГЭ

1 Академия Очная 55,81

2 Академия Заочная 55,06

3 Кафедра МЭиП Очная 57,0

4 Кафедра МЭиП Заочная 62,3

Что касается трудоустройства выпускников, то показатель в целом по Академии составляет 75 %, а по кафедре МЭиП - 70 %.

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) действуют 76 государственных и частных высших учебных заведений, из которых 30 вузов являются филиалами таких крупных вузов, как Российская таможенная академия Санкт-Петербурга, Петербургский университет профсоюзов, Всероссийский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Всероссийская академия внешней торговли. В регионе действуют 35 государственных университетов различных специальностей: транспорт, образование, технологии, медицина, инновации, экономика.

Дальневосточный федеральный округ был наполнен двумя проектами. Указом Президента ему были переданы Бурятия и Забайкальский край. Раньше они входили в состав Сибирского федерального округа. В Бурятии и Чите насчитывается 13 университетов.

К концу 2022 года в Дальневосточном федеральном округе будет действовать менее 100 образовательных учреждений высшего образова-ния, большая часть из которых - факультеты. В регионе находятся 34 головных вуза, из них 6 - негосударственных.

На основании рассмотренных данных можно сделать вывод, что большинство вузов расположены в трех регионах предлагаемого проекта: Приморском и Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия). Они также являются лидерами по количеству студентов, но доля студентов, обучаю -щихся за счет бюджетного распределения, самая высокая в Якутии - около 74 %, за ней следуют особые районы - Магаданский, Амурский и Еврейский - около 60 %.

Несмотря на то что в последнее время в РФ предпринимаются усилия по снижению доли государственного участия в финансировании уни -верситетов, в Дальневосточном федеральном округе она увеличивается. Это связано с тем, что данная концепция является одной из основных и стратегических целей развития Российской Федерации.

Принадлежность к университетам стала предметом оценки в раз -личных рейтинговых системах, что указывает на то, что качество ее реализации может влиять на рейтинг.

Для более объективного представления о конкурентах провели кон -тент-анализ сайтов университетов Дальневосточного региона, в которых есть направления подготовки, аналогичные направлениям, реализуемым на кафедре МЭиП.

Таким образом, выяснили, что подготовка по направлению 49.03.01 Физическая культура, осуществляется в семи вузах ДФО, при этом профиль «Спортивный менеджмент» реализуется только в ДВГАФК (табл. 3).

Таблица 3

Высшие учебные заведения в ДФО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)

№ п/п Наименование вуза Проходной балл Кол-во платных мест Кол-во бюджетных мест Стоимость обучения, тыс. рублей в год

1 Дальневосточная государственная академия физической культуры, профили: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивный менеджмент», г. Хабаровск 159 (П) 270 (Б) 10 (О) 5 (З) 20 (О) 10 (З) 243 (О) 74 (З)

Окончание табл. 1

Кол-во платных мест Кол-во бюджетных мест Стоимость

№ п/п Наименование вуза Проходной балл обучения, тыс. рублей в год

Северо-Восточный феде-

2 ральный университет им. М.К. Аммосова, профиль «Технология физической культуры и массового спорта», г. Якутск 149 (П) 180 (Б) 15 (О) 3 (З) 15 (З) 130 (О) 69 (З)

Дальневосточный феде-

3 ральный университет, образовательная программа «Физическая культура», г. Владивосток 109 (П) 178 (Б) 5 30 305

Владивостокский государ-

ственный университет, об-

4 разовательная программа «Спорт и фитнес», г. Владивосток 109(П) 5 221,5(0)

Бурятский государствен-

5 ный университет им. Доржи Банзарова, образовательная программа «Спортивная тренировка», г. Улан-Удэ 129 (П) 149 (Б) 5 25 195(0) 142(0), если >200 баллов 55(З)

Чурапчинский государст-

венный институт физиче-

6 ской культуры и спорта, профили: «Физкультурное образование», «Спортивная подготовка», с. Чурапча 157(П) 20 158,9 (О) 92,9 (З)

Забайкальский государст-

7 венный университет, профиль «Спортивная тренировка», г. Чита 115(П) 5 - 44,5 (З)

Примечание: П - платное обучение, Б - бюджетное обучение, О - очная форма обучения, З - заочная форма обучения.

Далее проанализировали второе направление подготовки (табл. 4), реализуемое на кафедре: 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, которое осуществляется в трех вузах ДФО (профиль «Менеджмент рекреации и туризма» реализуется только в ДВГАФК).

Таблица 4

Высшие учебные заведения в ДФО по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

(уровень бакалавриата)

Кол-во платных мест Кол-во бюджетных мест Стоимость

№ п/п Наименование вуза Проходной балл обучения, тыс. рублей в год

1 Дальневосточная государственная академия физической культуры, профиль «Менеджмент рекреации и туризма», г. Хабаровск 159 (П) 270 (Б) 5 (О) 3 (З) 10 (О) 10 (З) 243 (О) 74 (З)

Северо-Восточный феде-

2 ральный университет им. М.К. Аммосова, профиль «Туристско-рекреационная деятельность», г. Якутск 149 (П) 180 (Б) 3 (О) 15 (О) 130 (О)

3 Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, профиль «Менеджмент рекреации и туризма», с. Чурапча 157(П) 164(Б) 5 14(О) 7(З) 158,9 (О) 92,9 (З)

Примечание: П - платное обучение, Б - бюджетное обучение, О - очная форма обуче-

ния, З - заочная форма обучения.

Наличие бюджетных мест по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм наблюдалось во всех вузах (ДВГАФК, СВФУ им. М.К. Аммосова и в ЧГИФКиС), заочная форма (бюджет) присутствовала только в двух вузах (ДВГАФК и ЧГИФКиС). Обучение на платной основе осуществлялось также во всех вузах: ДВГАФК и ЧГИФКиС (очная и заочная формы обучения), СВФУ им. М.К. Аммосова (очная форма обучения).

Следует отметить, что самая высокая годовая стоимость обучения (очная форма) была в ДВГАФК (243 тыс. рублей). В ЧГИФКиС и СВФУ им. М.К. Аммосова стоимость обучения составляла 158,9 и 130 тыс. рублей в год соответственно.

Также проанализировали направление 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры), реализуемое на кафедре МЭиП. Данное направление осуществляется в трех вузах ДФО, при этом профиль «Менеджмент и экономика ФКиС» реализуется только в ДВГАФК (табл. 5).

Таблица 5

Высшие учебные заведения в ДФО по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровеньмагистратуры)

№ п/п Наименование вуза Проходной балл Кол-во платных мест Кол-во бюджетных мест Стоимость обучения, тыс. рублей в год

1 Дальневосточная государственная академия физической культуры, профиль «Менеджмент и экономика ФКиС», г. Хабаровск Собеседование 10 (О) 10 (З) 6 (О) 8 (З) 260 (О) 85 (З)

2 Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, профиль «Профессиональное образование и менеджмент в сфере физической культуры и спорта», с. Чурапча Собеседование 10 (О) 10(З) 168,5 (О) 100,7 (З)

3 Дальневосточный федеральный университет, образовательная программа «Спортивный менеджмент», г. Владивосток Конкурс документов (портфолио) 2 (О) 19 (О) 415 (О)

Примечание: П - платное обучение, Б - бюджетное обучение, О - очная форма обуче-

ния, З - заочная форма обучения.

Бюджетные места по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) были во всех вузах: ДВГАФК (очная и заочная формы обучения), ЧГИФКиС (бюджет, заочная форма), ДВФУ (очная форма обучения).

Обучение на платной основе также осуществлялось во всех вузах: ДВГАФК (очная и заочная формы обучения), ЧГИФКиС и ДВФУ (очное, платное обучение). Стоимость очной формы обучения в этих вузах распределилась следующим образом: ДВФУ - 415 тыс. рублей в год, ДВГАФК -260 тыс. рублей в год, ЧГИФКиС - 168,5 тыс. рублей в год. Стоимость заочного обучения составила в ДВГАФК и ЧГИФКиС 85 и 100,7 тыс. рублей в год соответственно.

Заключение. В ходе исследования рассмотрены отдельные элементы конкурентоспособности высших учебных заведений в Дальнево-сточном федеральном округе, которые осуществляют подготовку специа -листов по направлениям «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и «Менеджмент и экономики физической куль -туры и спорта». Выяснили, что стоимость обучения в ДВГАФК обоснована и соответствует среднерыночной стоимости для вузов ДФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Асенсо В.О. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг // Молодежь и системная модернизация страны: сб. науч. статей 4-й Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2019. Т. 2. С. 164-164.

2. Быковская Е.Н., Рыбина Н.М. Экспорт образовательных услуг: конкуренция в новых геополитических условиях // Вестник университета. 2023. № 1. С. 68-75.

3. Веселовский М.Я., Семеняк О.В. Развитие рынка образовательных услуг высшей школы в условиях формирования единого образова-тельного пространства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 3(17). С. 5-9.

4. Виноградов К.А., Посохова Н.В., Игнатова В.С. О системе высшего образования в России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 69-71.

5. Кострова В.Н. Проблемы развития предприятий малого бизнеса // Молодежь и наука: шаг к успеху: сб. науч. статей 4-й Всерос. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2020. С.101-104.

6. Мясникова А.В., Каткова Т.В. О конкуренции на рынке образовательных услуг // Человек и современный мир. 2018. № 5(18). С. 117-123.

7. Реснянская М.Р. Повышение финансовой безопасности субъекта малого предпринимательства // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 6. С. 222-229.

8. Сайфидинов Б., Чванова Е.В. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Актуальные вопросы в науке и практике: сб. статей по материалам VII Междунар. науч.-практ.конф. Ч. 1(2). Уфа: Изд-во «Дендра», 2018. С. 298-307.

References

1. Asenso V.O. Razvitie konkurencii na rynke obrazovatel'nyh uslug [Development of competition in the market of educational services] // Youth and systemic modernization of the country: collection of articles. scientific articles of the 4th Int. scientific conf. students and young scientists. Kursk: South-West State University Publishing House, 2019. Vol. 1(2). P. 164-164.

2. Bykovskaya E.N., Rybina N.M. Eksport obrazovatel'nyh uslug: konkurenciya v novyh geopoliticheskih usloviyah [Export of educational services: competition in new geopolitical conditions] // Vestnik universiteta [University bulletin]. 2023. No. 1. P. 68-75.

3. Veselovskij M.Ya., Semenyak O.V. Razvitie rynka obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly v usloviyah formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva [Development of the market for educational services in higher education in the conditions of the formation of a unified educational space] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomi-cheskogo universiteta [Bulletin of Saratov State Socio-Economic University]. 2007. No. 3(17). P. 5-9.

4. Vinogradov K.A., Posohova N.V., Ignatova V.S. O sisteme vysshego obrazova-niya v Rossii [About the system of higher education in Russia] // Professional'noe obrazova-nie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2016. No. 4. P. 6971.

5. Kostrova V.N. Problemy razvitiya predpriyatij malogo biznesa [Problems of development of small businesses] // Youth and science: a step to success: collection. scientific articles of the 4th All-Russian. scientific conf. promising developments of young scientists. Kursk: Publishing house of South-West State University, 2020. P. 101-104.

6. Myasnikova A.V., Katkova T.V. O konkurencii na rynke obrazovatel'nyh uslug [On competition in the market of educational services] // Chelovek i sovremennyj mir [Man and modern world]. 2018. No. 5(18). P. 117-123.

7. Resnyanskaya M.R. Povyshenie finansovoj bezopasnosti sub"ekta malogo pred-prinimatel'stva [Increasing the financial security of a small business entity] // Aktual'nye vo-prosy sovremennoj ekonomiki [Current issues of modern economics]. 2020. No. 6. P. 222229.

8. Sajfidinov B., Chvanova E.V. Konkurenciya na rynke obrazovatel'nyh uslug [Competition in the market of educational services] // Current issues in science and practice: collection. articles based on materials of the VII International. scientific-practical conference Part 1(2). Ufa: Dendra Publishing House, 2018. P. 298-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.