Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудность в обучении / учащийся педагогического класса / причина трудности в обучении / группа трудностей / learning difficulty / student of the pedagogical class / cause of learning difficulties / group of difficulties.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Алена Александровна, Ешкина Наталья Ивановна, Лыкова Анастасия Михайловна

в статье проанализированы результаты исследования трудно-стей, с которыми сталкивались выпускники педагогических классов разных субъ-ектов Российской Федерации, в процессе обучения; выделены типологические группы трудностей, сделаны выводы о вероятных причинах их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Алена Александровна, Ешкина Наталья Ивановна, Лыкова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPLEX OF LEARNING DIFFICULTIES IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL CLASSES

the article analyzes the results of a study of the difficulties that graduates of pedagogical classes from different constituent entities of the Russian Federation faced in the learning process; identified typological groups of difficulties, made conclusions about the likely causes of their occurrence.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 373.1

Сергеева Алена Александровна Sergeeva Alena Aleksandrovna

канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy

Ешкина Наталья Ивановна Eshkina Natalya Ivanovna старший преподаватель кафедры педагогики senior Lecturer of the Department of Pedagogy Лыкова Анастасия Михайловна Lykova Anastasia Mikhaylivna

ассистент кафедры педагогики assistant of the Department of Pedagogy ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им.

Л.Н. Толстого» Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

ANALYSIS OF THE COMPLEX OF LEARNING DIFFICULTIES IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL CLASSES

Аннотация, в статье проанализированы результаты исследования трудностей, с которыми сталкивались выпускники педагогических классов разных субъектов Российской Федерации, в процессе обучения; выделены типологические группы трудностей, сделаны выводы о вероятных причинах их возникновения.

Abstract: the article analyzes the results of a study of the difficulties that graduates of pedagogical classes from different constituent entities of the Russian Federation faced in the learning process; identified typological groups of difficulties, made conclusions about the likely causes of their occurrence.

Ключевые слова, трудность в обучении, учащийся педагогического класса, причина трудности в обучении, группа трудностей.

Keywords: learning difficulty, student of the pedagogical class, cause of learning difficulties, group of difficulties.

Современный образовательный процесс динамичен и многоаспектен. Современный школьник должен успешно осваивать не только

XVМеждународная научно-практическая конференция предметное содержание тех или иных дисциплин, но и овладеть разнообразными способами познавательной деятельности, навыками коммуникации и рефлексии. Однако, всему этому могут помешать различного рода трудности, с которыми сталкивается обучающийся в образовательном процессе [1,2].

В рамках исследования профессиональных траекторий выпускников педагогических классов нами были проанализированы трудности, с которыми они столкнулись в процессе обучения. Анализ результатов мониторинга позволил выделить следующие шесть групп трудностей в обучении (рис. 1).

(из материалов анкеты) "С какими трудностями Вы столкнулись в процессе обучения в педагогическом классе (можно выбрать несколько вариантов

ответов)?

трудностей не испытывал трудно было общаться с учителями (КТ) испытывал трудности при участии в дискуссиях . затруднялся обобщать и делать самостоятельные. недостаточно освоил поиски источников в. затруднялся в самостоятельном поиске. не справлялся с большим объемом заданий для СР. недостаточной времени для выполнения заданий. мало активных форм проведения занятий (ПТ) слишком много теоретического материала (ПТ) сложность программы (СТ) неуверенность в значимости изучаемого.

7,7% □ 9,0%

23,9%

19,4%

10,3%

14,8%

11,6%

20,6%

29,7%

10,3%

25,2%

26,5%

0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0%

Рис. 1. Трудности в обучении у учащихся педагогических классов

1) около трети выпускников педагогических классов столкнулись с мотивационными трудностями (МТ), связанными с несформирован-ностью мотивов к выбору профессионально-педагогической

«Инновационные аспекты развития науки и техники» деятельности в будущем (26,5% указали, что не уверены в значении

изучаемого материала); можно предположить, что вопросу формирования мотивации к выбору педагогической профессии было уделено недостаточно времени;

2) практически каждый пятый выпускник педагогического класса (19,4%) испытывал аналитические трудности (АТ), проявляющиеся в несформированности умения обобщать и делать самостоятельные выводы; возможно, данному направлению деятельности нужно уделять большее время в процессе обучения;

3) организационные трудности (ОТ) выпускников педагогических классов связаны с несформированностью у обучающихся умения распределять свое время для выполнения заданий, а также поиска необходимой информации в специальной литературе и интернет-ресурсах; так, каждый десятый старшеклассник (10,3%) не мог найти необходимую информацию в сети Интернет, 14,8% опрошенных испытывали затруднения в самостоятельном поиске литературы; 11,6% не справлялись с большим объемом заданий для самостоятельной работы; каждый пятый выпускник (20,6%) отметил, что времени на выполнение заданий для самостоятельной работы было недостаточно (возможно, это связано с большим объемом работы в процессе осуществления педагогической практики и/или участии в профессиональных пробах).

4) на процессуальные трудности (ПТ) указала треть опрошенных (29,7%), отмечая, что перечисленных ими ранее активных форм проведения занятий (диалоговых, игровых и пр.) было недостаточно наряду с обилием теоретического материал (25,2%);

5) каждый десятый выпускник педагогического класса (10,3%) отметил содержательные трудности (СТ), связанные со сложностью осваиваемого учебного материала (данные затруднения, вероятно, связаны с большим количеством лекций, видео-лекций и вебинаров в процессе обучения и носят субъективный характер и проявляются не

XVМеждународная научно-практическая конференция обособленно, а в комплексе с мотивационными, аналитическими и организационными);

6) коммуникационные трудности (КТ) выпускников связаны с не-сформированность. умения участвовать в дискуссии, доказывая свою точку зрения (23,9%), 9% опрошенных также указали на сложности в общении с педагогом.

Лишь 7% опрошенных выпускников педагогических классов указали, что не испытывали трудностей в процессе обучения, их устраивало и содержание, и технологии организации образовательного процесса).

Подводя итог, отметим, что исследование трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся педагогических классов в процессе обучения, позволит скорректировать содержание и технологии обучения, что повысит эффективность образовательного процесса в целом.

Библиографический список:

1. Калинина, Е. А. Развитие мотивации учения как фактор преодоления психолого-педагогических трудностей в обучении школьников / Е. А. Калинина // Актуальные проблемы образования в контексте реализации ФГОС : Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции, Елец, 22 марта 2016 года / Под ред. Д. Д. Полякова; М. А. Захаровой, А. Н. Куропаткиной, Л. А. Черных. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. - С. 7882.

2. Майборода, С. Б. Исследование причин возникновения трудностей в обучении школьников / С. Б. Майборода // Общественные науки. - 2011. - № 3. - С. 258-265.

© А.А. Сергеева, Н.И. Ешкина, А.М. Лыкова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.