3. Averin A.N. The value of the national project on demography for solving the main demographic problems / A.N. Averin, A.Yu. Goloborodko, O.Yu. Kerimov, V.M. Reason// Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. - 2019. - No. 3 (106). - S. 115-118.
4. Bobrov V.A. National project "demography" and the first results of its implementation in the country / V.A. Bobrov // In the collection: Management of the economy, systems, processes. Collection of articles IV International scientific-practical conference. 2020. - S. 36-38.
5. Official website of the state service of state statistics. - [Electronic resource]. - Access mode: https://showdata.gks.ru/report/278934/ (date of access: 20.02.2022).
6. The decline in the population of Russia against the background of the pandemic was a record for 15 years. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/28/01/202 1/6012a7 ca9a7947d4e0e8042d (date of access: 02/20/2022).
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-320-330
Н.Е. Тропынина - к.э.н., доцент, кафедра экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, [email protected],
N.E. Tropynina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design;
Е.А. Чайкина - магистрант, кафедра экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, [email protected],
EA. Chajkina - master student, Department of Economics and Finance, St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.
АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ANALYSIS OF KEY INDICATORS OF SOCIAL SECURITY OF THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В данной статье исследуется положение в сфере обеспечения социальной безопасности населения Российской Федерации за период 2013-2020 гг. На сегодняшний день обеспечение социальной безопасности населения приобретает все большее значение и является одной из важнейших составляющих национальной безопасности России.
В ходе анализа выявлены угрозы и риски, связанные с социальной безопасностью населения в настоящее время; представлена классификация и анализ ключевых показателей, характеризующих уровень социальной безопасности населения Российской федерации, определены их пороговые значения.
На основе проведенного анализа предложены рекомендации по улучшению социальной безопасности населения Российской Федерации. Обоснована потребность в регулярном мониторинге и разработке пороговых значений ключевых показателей социальной безопасности населения в соответствии с постоянно меняющимися факторами экономического и социального развития общества.
Abstract. This article examines the situation in the sphere of ensuring social security of the population of the Russian Federation for the period 2013-2020. Today, ensuring the social security of the population is becoming increasingly important and is one of the most important components of Russia's national security. The analysis revealed the threats and risks associated with the social security of the population at the present time; the classification and analysis of key indicators characterizing the level of social security of the population of the Russian Federation are presented, their threshold values are determined. Based on the analysis, recommendations for improving the social security of the population of the Russian Federation are proposed. The need for regular monitoring and development of threshold values of key indicators of social security of the population in accordance with the constantly changing factors of economic and social development of society is substantiated.
Ключевые слова: ключевые показатели, социальная безопасность населения, экономические показатели, доходы, занятость, демография, уровень жизни.
Keywords: key indicators, social security of the population, economic indicators, income, employment, demography, standard of living.
В последние годы социальная безопасность населения приобретает все большее значение и, являясь одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации характеризует состояние социальной сферы и как способность противостоять различным угрозам личности, обществу, государству. В связи с этим интенсивно обсуждается и развивается методологическая база показателей, характеризующих социальную безопасность, разрабатываются и актуализируются их пороговые и целевые значения. Такие индикаторы позволяют оценить состояние общества, его экономическое развитие, эффективность денежно-кредитной и социальной политики, а также проследить динамику, влияющие факторы, сделать расчет прогнозных значений.
Развитие эффективной системы социальной безопасности ставит перед собой множественные цели такие как: устранение дифференциации общества по уровню благосостояния, увеличение «среднего класса» населения, как основы устойчивого развития государства, повышение качества жизни граждан, достижение стабильной демографической обстановки и усиление института семьи, обеспечение занятости трудоспособного населения, поддержку малообеспеченных граждан, повышение эффективности системы образования и рост высококвалифицированных и профессиональных кадров, развитие духовного и творческого потенциала личности.
Для достижения поставленных целей важно четкое понимание угроз, рисков и опасностей, а также наличие комплексной системы показателей оценки социальной безопасности населения, их мониторинг и анализ, основанный на принципах регулярности, своевременности, полноты, адаптивности, понятности и достоверности.
К основным показателям, характеризующим социальную сферу Российской Федерации относятся показатели доходов, дифференциации населения по доходам; занятость и безработица; показатели демографической сферы; условий и качества жизни населения. Для дальнейшего анализа выделим ключевые показатели для оценки социальной безопасности населения Российской Федерации. Основные ключевые показатели, а также их пороговые значения по мнению различных исследователей представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ключевые показатели (индикаторы) оценки социальной безопасности населения Российской Федерации
Наименование показателя Пороговые значения
№ Описание, ед.изм. Сенчагов В.К. [9] Глазьев С.Ю. [10] Криворотов В.В., Калина А.В., Белик И.С.[8]
1 2 3 4 5 6
1 Доля населения РФ с доходами ниже Определяется на основе данных о распределении населения по величине
прожиточного ми- среднедушевых денежных доходов и яв- 6 7 7
нимума ляется результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума, % [6]
2 Коэффициент отношения средне- Определяется делением среднедушевых денежных доходов всего населения в
душевого дохода к целом по Российской Федерации на ве- 3,5 5-6
прожиточному ми- личину прожиточного минимума в целом
нимуму по Российской Федерации за отчетный период
3 Коэффициент фондов (коэффициент Характеризует степень социального расслоения и определяется как соотноше-
дифференциации ние между средними уровнями денеж- 7 8 6-12
доходов) ных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
4 Отношение средней пенсии к средней заработной плате Показывает соотношение размера средней пенсии к с средней заработной плате, % 40 - -
5 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (средняя продолжительность жизни) Отражает число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся в данном году при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в год, для которого вычислен показатель, лет [6] 81 70 75
6 Коэффициент естественного прироста населения Рассчитывается как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности. (Росстат измеряет в промилле, авторы приводят в количестве человек на 1000 человек) [6] - - 0 чел. / 1000 чел. населения
7 Средства на здравоохранение, образование, культуру Доля данных расходов % по отношению к ВВП 15 - -
8 Коэффициент доступности жилья Количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи, лет - - 3
9 Уровень безработицы по МОТ Отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности рабочей силы соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах, % [6] 4 7 8
Для оценки уровня социальной безопасности населения важно не само фактическое значение показателя, а его пороговое или предельное значение. Именно отклонение первых от последних является индикатором наличия и уровня опасных для социальной сферы состояний, методология расчета пороговых значений является отдельной масштабной темой исследования. Ключевыми моментами здесь будут являться состав показателей, относящихся к индикаторам социальной безопасности, регулярность их расчета, достоверность исходных данных, своевременность, единая трактовка показателей.
Проанализируем социальную безопасность населения России основываясь на предложенных ключевых показателях, представленных в таблице 1.
Современная российское общество характеризуется достаточно выраженной дифференциацией населения по доходам, уровню жизни, доступности образования и жилья, возможности получения социальной поддержки. В таблице 2 представлены данные, показывающие дифференциацию населения по уровню доходов за период с 2013 по 2020 гг.
Таблица 2 - Распределение населения России по величине среднедушевых денежных доходов
Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Среднедушевые доходы, рублей % % % % % % % %
до 7000,0 9,8 8,2 6,2 5,9 5,4 5,0 4,1 3,5
7000,1-10000,0 10,5 9,5 8,0 7,8 7,3 6,9 6,1 5,6
10000,1-14000,0 14,3 13,5 12,3 12,0 11,5 11,0 10,1 9,8
14000,1-19000,0 15,3 15,1 14,5 14,3 14,1 13,6 13,0 12,9
19000,1-27000,0 17,5 17,9 18,2 18,2 18,2 18,0 17,9 18,1
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
27000,1-45000,0 19,3 20,6 22,4 22,8 23,3 23,7 24,6 25,4
45000,1-60000,0 6,4 7,2 8,3 8,5 8,9 9,4 10,1 10,5
60000,1 -75000,0 3,1 3,5 4,3 4,4 4,7 5,0 5,5 5,7
75000,1-100000,0 2,2 2,6 3,2 3,4 3,6 4,0 4,5 4,6
свыше 100000,0 1,6 1,9 2,6 2,7 3,0 3,4 4,1 3,9
Исходя из данных таблицы 2, а также некоторых предельных значений показателей состояния социальной сферы, очевидно, что фактическая доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума почти в два раза превышает предельное значение и составляет 13,2 % в 2016 г. и 12,1 % в 2020 г., против пороговых 7 %, [8, 9, 10, 12]. В период с 2016 г. по 2020 г. фактическое значение показателя имеет незначительную тенденцию к снижению на 0,9 % (рисунок 1). (Прожиточный минимум в РФ за 2020 год увеличился с 10843 руб. до 11329 руб.). Динамика распределения населения по среднедушевому доходу за период 2013-2020 гг. очень незначительная, увеличение доли «среднего класса» как такового не происходит.
Рисунок 1 - Доля населения России с доходами ниже прожиточного минимума, % [3, 8]
Отметим, что некоторые авторы определяют минимальное значение коэффициента, рассчитываемого как отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму от 3,5 [12, 9] до 5-6 [8], то есть для обеспечения социальной безопасности населения среднедушевые доходы должны в 3,5-6 раз превышать размер прожиточного минимума (рисунок 2), но в российской действительности такое соотношение представляется возможным лишь при условии пересмотра составляющих самого показателя прожиточного минимума, расширения его состава и увеличения его значения.
Рисунок 2 - Коэффициент отношения среднедушевого дохода к прожиточному минимуму [3, 8, 9]
С точки зрения влияния его величины на минимальный размер оплаты труда, пенсий, некоторых видов социальных пособий, состав и его расчет логично расширить и усовершенствовать, но с точки зрения его влияния на безработицу, настоящее значение показателя адекватно, и оказывает стимулирующее влияние на занятость трудоспособного населения.
На рисунке 3 отображается доля населения, среднедушевые доходы которых не превышают размер равный трем прожиточным минимумам, этот показатель имеет тенденцию к снижению за рассматриваемый период.
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 3 - Доля населения со среднедушевым доходом, не превышающим три прожиточных минимума, в % [3]
Тем не менее практически половина населения России имеет доходы ниже порогового значения данного показателя, то есть значительная часть общества находится в критическом состоянии. При этом важно учитывать, что само значение прожиточного минимума в России до 1 января 2021 г. формировалось по принципу самого необходимого, и включало стоимостную оценку потребительской корзины, с 01 января 2021 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2020 г. № 473-Ф3, рассчитывается, как 44,2 % от медианного дохода граждан РФ за прошлый год, с учётом коэффициента дифференциации по каждому региону, в исследовании сопоставляются данные за период до внесения этих изменений. Потребительская корзина - это минимальный набор, включающий продовольственные и непродовольственные товары, в том числе лекарственные препараты, коммунальные платежи и услуги, при этом ее стоимостной размер не соотносился с реальным уровнем инфляции и потребностями.
Также выглядит незащищенной группа населения пенсионного возраста, даже рекомендуемое отношение средней пенсии к средней заработной плате, которое составляет 40 % выглядит обнадеживающим (рисунок 4), фактическое значение показателя за период 20162020 гг. снизилось на 5 %. При этом реальное соотношение ниже порогового, и имеет тенденцию к увеличению разрыва, который составляет 11 % в 2020 году. За период 20162020 гг. фактический размер назначенных пенсий всего на 30 % превышает размер прожиточного минимума [3].
Следует отметить, что население пенсионного возраста имеет определенные льготы, пособия, но в силу обстоятельств не всегда может ими воспользоваться. Помимо этого большинство пожилых людей тратят значительные средства на лекарственные препараты, не все имеют возможность трудиться по достижении пенсионного возраста, хотя практически каждый пенсионер имеет потребность и в увеличении дохода (кроме пенсии) за счет труда, и в посильном участии в обществе, так как это позволяет ощущать себя частью целого, дает стимул к активной деятельности, что в итоге способствует увеличению продолжительности жизни и повышает ее качество. Отметим, что вместо активного отдыха подавляющая часть пожилых людей в России продолжает работать, чтобы обеспечить себя, а зачастую помочь своим детям и внукам.
Рисунок 4 - Отношение пенсии к средней заработной плате, в % [3]
Показатель фондов или отношение доходов 10% самых высокодоходных слоев населения к доходам 10 % самых низкодоходных слоев также показывает сильную дифференциацию населения (рисунок 5). Данный показатель также называется децильным коэффициентом и определяется как соотношение значений среднедушевого денежного дохода - минимального значения дохода 10 % наиболее обеспеченного населения и максимального значения дохода 10 % наименее обеспеченного населения.
Коэффициент фондов рассчитывается по формуле:
J 51 '
(1)
где Б 10 - суммарный доход, который приходится на 10 % населения с самыми высокими доходами;
Б 1 - суммарный доход, который приходится на 10 % населения с самыми низкими доходами.
До 2012 г. включительно данный показатель рассчитывался исходя из макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения, а с 2013 г. на основе показателей средних денежных доходов населения.[11] Относительно порогового значения данного показателя среди ученых нет единого мнения. Так, ряд авторов [10, 12], считает, что пороговое значение децильного коэффициента составляет 8, другие [8] устанавливают интервальное значение 6-12. Однако, как показал анализ, фактическое значение данного показателя значительно выше предложенного авторами порогового минимума. Так, в 2016 году значение показателя - 15,5, в 2018 году 15,7, и в 2020 году мы видим снижение значения до 14,5 (рисунок 5).
18 16 14 12 10 8 6 4 2 О
15,5
15,7
8 8 8 8 8
6 6 6 6 6
2018
2019
2016 2017
Фактические значения
Пороговое значение 6-12, Белик И.С. Калина А.В. Криворотое В.В. - Пороговое значение 8, Сенчагов К.В.
Рисунок 5 - Коэффициент фондов [3][8][9][12]
В Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [4] такая негативная социально-экономическая динамика развития общества в целом по стране и по регионам рассматривается как угроза экономической и национальной безопасности России.
Рассмотрим показатели безработицы и уровня занятости (таблица 3, рисунок 6). Отметим, что за исследуемый период значение данных показателей стабильно. В целом уровень безработицы в России за период 2016-2020 гг. можно считать удовлетворительным, так как значение данного показателя не превышает рекомендованного норматива - 4-8 %. В 20182019 гг. уровень безработицы в России составил 4,8 и 4,6 процентов соответственно, в 2020 году увеличился до 5,8 %, по состоянию на апрель 2021 г. уровень безработицы снизимся до 5,2 % что свидетельствует о положительной динамике.
Таблица 3 - Индикаторы качества и условий жизни населения [2, 3, 8]
№ Наименование индикатора Пороговые значения Ограничение 2016 2017 2018 2019 2020
1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (средняя продолжительность жизни) 75/81 лет Не менее 71,84 72,14 72,39 72,58 72,74
2 Средства на здравоохранение, образование, культуру 15% к ВВП Не менее 21,00% 20,70% 19,50% 20%
3 Степень доступности жилья 3 года Не более 5 4,6
4 Площадь жилья на 1 человека 25 кв.м. Не менее 24,9 25,2 25,8 26,3 26,9
5 Занятость как доля населения в возрасте 15 лет и старше 59,3 59,1 59,2 58,7 57,6
В период пандемии многие занятые в секторе общественного питания и гостиничного бизнеса потеряли работу либо были вынуждены уйти в неоплачиваемые отпуска, несмотря на распоряжение правительства о сохранении заработной платы работодателями. Это указывает на значительное присутствие и влияние теневой экономики на социально-экономическую стабильность общества. Отметим, что практически ни одна среднестатистическая фирма не обладает достаточными резервами для реализации такого рода распоряжений, даже в размере МРОТ, так как независимо от мер поддержки самих этих предприятий государством, высокие риски последующей неплатежеспособности несет сама организация.
Рассмотрим расходы на здравоохранение, образование и культуру, степень доступности жилья и площадь жилья на человека (таблица 3). Анализ показал, что доля расходов на здравоохранение, образование и культуру стабильна и несколько выше порогового значения. Так, показатель расходов на здравоохранение фактически составляет около 5 % от ВВП [2].
Степень доступности жилья в 2019-2020 гг. оценивается как 5 и 4,6 лет соответственно, но реальные сроки для большинства людей превышают эти данные, кроме того, для многих отсутствует финансовая возможность приобретения собственного жилья без помощи государства. Подход к формированию данного показателя требует доработки так как, его расчет предполагает, что все доходы домохозяйства будут тратиться на приобретение жилья, при полном отсутствии других расходов. Наиболее реальными сроками на наш взгляд являются сроки ипотечных кредитов, которые предлагают банковские организации, то есть от 5 до 15 лет.
7
5,5 5,2 5,8
с 4^8 4,6 _
о 4 3 2
4 4 4 4 4
1
0
2016 2017 — Пороговое значение 2018 2019 Фактический уровень 2020
Рисунок 6 - Уровень безработицы по МОТ, в % [3][8][9]
Одним из ключевых показателей качества жизни населения является ожидаемая или средняя продолжительность жизни. За последние 60 лет этот показатель вырос, но все же не достиг желаемого порогового значения 75 лет (рисунок 7).
Рисунок 7 - Средняя продолжительность жизни в РФ, лет [1, 9]
В целом динамика средней продолжительности жизни положительная, однако в сравнении с другими странами, Россия по данному показателю уступает многим. Важно помнить, что значения этого показателя носит прогнозный или гипотетический характер. Представляется более важным качество этих проживаемых лет. В этой связи дадим понятие индекса ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Сам показатель и его расчет ля были предложены Дениелом Салливаном в 1971 году, а активное применение и исследования начались с 2000 года. ИОПЗЖ также носит прогнозный характер, но является индикатором уровня развития и эффективности системы здравоохранения и социальной сферы государств. В рейтинге стран мира в 2018 году Россия по индексу ожидаемой продолжительности здоровой жизни занимает 103-тью позицию из 183, и значения составляют в годах: общий - 63,5; мужчины - 59,1; женщины - 67,5. Исходя из специфики расчета данного индекса можно сделать следующий вывод - индекс ожидаемой продолжительности здоровой жизни более реально и информативно отображает продолжительность жизни населения [13], что косвенно подтверждается фактическими значениями демографических показателей.
Демографические показатели Российской Федерации за последние пять лет также имеют негативную тенденцию, по уровню общей смертности и рождаемости значения превышают пороговые и с 2016 года ухудшились, с 2018 года коэффициент приобретает отрицательное значение -0,07, -0,35 и -0,69 в 2019 и 2020 годах соответственно (рисунок 8) [3, 8].
Анализ данных о расходах на здравоохранение, культуру и образование, выявил наличие проблем с объемом расходов, эффективностью этих затрат, достаточностью применяемых мер, так как проблемы с рождаемостью и смертностью уже в 2016 году носили нега-
тивный характер без влияния таких факторов как пандемия короновирусной инфекции и связанный с ней общемировой кризис.
Рисунок 8 - Коэффициент естественного прироста населения, человек на 1000 человек [3, 9]
Правительство РФ в качестве мер развития социальной сферы регулярно осуществляет ряд государственных программ («Развитие образования», «Содействие занятости населения», «Развитие здравоохранения» и др.) и национальных проектов («Демография», «Образование», «Культура» и др.). Согласно данным об Исполнении бюджета Российской Федерации на 2020 год реализация некоторых из этих мер в 2020 году по сравнению с предыдущим привела к: уменьшению случаев младенческой смертности с 4,9 до 4,5 случаев на 1000 родившихся живыми, но в этом же отчете в 2024 году целевым значением этого показателя является также 4,5 случая; снижению смертности от новообразований на 3 %, к 2024 году планируется снижение еще на 6 %; из 100 % граждан в общей численности имеющих право на социальную поддержку и обратившихся за ней все 100 % получили такую поддержку и государственные гарантии; увеличение доступных для маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры составило 3,5 %; порядка 16 тысяч молодых семей получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты по обеспечению жильем; доля городов с благоприятной средой составила 33,6 %; расселено из аварийного жилья около 128 тысяч человек; 40455 млн рублей выплачено на цели погашения обязательств по ипотечным кредитам семьям при рождении у них после 1 января 2019 года третьего ребенка или последующих детей; 137241 млн рублей выделено на реализацию Государственно программы «Развитие культуры»; создано (реконструировано) и капитально отремонтировано 929 объектов организаций культуры. В рамках Национальных проектов в 2020 году реализованы Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» на сумму 184736 млн рублей; Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» на сумму 17309 млн. рублей; Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» на сумму 48350 млн рублей.
На основе анализа ключевых показателей социальной безопасности населения России можно отметить эффективность индикативного анализа, и в тоже время возросшую потребность в регулярном мониторинге и разработке пороговых значений в соответствии с динамикой развития российской и мировой экономики. Приведенные в настоящем исследовании данные о современном состоянии социальной сферы Российской Федерации свидетельствуют о том, что по большинству рассмотренных индикативных показателей требования социальной безопасности не выполняются: население сильно дифференцировано по уровню доходов (показатель стабильно превышает пороговый более чем в два раза); практически половина населения имеет доходы ниже их пороговых значений (есть незначительная положительная динамика); демографические показатели также имеют отрицательную динамику с 2016 года; относительно приемлемыми можно отметить уровень безработицы и среднюю
продолжительность жизни. Уровень проявления угроз достаточно выражен по всем направлениям социально-экономического развития страны.
Такая ситуация вероятно закономерна, в силу относительно недавно разработанных показателей и методик их расчета, также следует принимать во внимание, что сама система Национальной безопасности России находится в процессе развития, а вместе с ней и ее составляющие, такие как экономическая безопасность, социальная, военная, информационная, экологическая и др. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» база индикаторов была расширена до сорока, включающих в том числе и показатели социальной сферы, также была определена периодичность расчета их пороговых значений и мониторинга фактических значений, что является основой развития и достижения целей по реализации национальной и социально-экономической безопасности Российской Федерации.
В качестве основной рекомендации отметим критичность следующих моментов: при разработке мер социальной поддержки и выделении соответствующих расходов необходимо иметь прогнозные показатели эффективности этих мер, соответственно достаточно четко и подробно сформулированные цели, в том числе приоритетные, которых предполагается достичь, подтвердить и обеспечить условия адресности, достаточности и доступности расходов и мер поддержки и развития социальной сферы; информирование граждан о доступных мерах социальной поддержки, требованиях обеспечения безопасности и личной ответственности; образование и развитие молодых специалистов не только в сферах экономики и/или социологии, но и междисциплинарных областях знаний.
Источники:
1. Knoema.ru - [Электронный ресурс]. - URL: https://knoema.ru/ Дата обращения 10.12.2021.
2. Сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. - https://minfin.gov.ru / Дата обращения 15.12.2021г.
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -https://rosstat.gov.ru/ Дата обращения 10.12.2021.
4. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/ Дата обращения 20.12.2021.
5. Лев М.Ю. Экспертная оценка на прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части ценообразующих факторов в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 1961-1978. - doi: 10.18334/vinec.10.4.111049.
6. ЕМИСС Федеральная статитстика [Электронный ресурс]. - https://fedstat.ru/ Дата обращения 20.01.2021.
7. Маргулян Я.А. М25 Основы социальной безопасности населения России : учебное пособие / Я. А. Маргулян. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. - 146 с.
8. Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Том 18. № 6. С. 892-910.
9. Печерица Е.В. П23 Экономическая безопасность : учебное пособие / Е.В. Печерица. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2021. - 89 с.
10. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Д. Омаровой, Т. Д. Омарова. - Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2021. - 237 с.
11. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, 2015.
12. Экономическая безопасность России. Общий курс :учебник / под ред. В. К. Сенчагова. - 6-е изд., электрон. - М. : Лаборатория знаний, 2020. - 818 с. - Систем. требова-ния: Adobe Reader XI ; экран 10". - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
13. Гуманитарный портал. - [Электронный ресурс]. - https://gtmarket.ru/ Дата обращения 25.12.2021.
References:
1. Knoema.ru - [Electronic resource]. - URL: https://knoema.ru/ Accessed 10.12.2021.
2. Website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]. -https://minfin.gov.ru / Accessed 12/15/2021.
3. Website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. -https://rosstat.gov.ru/ Accessed 10.12.2021.
4. Consultant Plus [Electronic resource]. -http://www.consultant.ru/ Accessed 20.12.2021.
5. Lev M.Yu. Expert assessment on the forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023 in terms of price-forming factors in the context of ensuring economic security // Issues of innovative economy. - 2020. - Volume 10. - No. 4. - pp. 1961-1978- - doi: 10.18334/vinec.10.4.111049.
6. EMISS Federal Statistics [Electronic resource]. - https://fedstat.ru/ Accessed 20.01.2021.
7. Margulyan Ya.A. M25 Fundamentals of social security of the population of Russia: a textbook / Ya. A. Margulyan. - St. Petersburg : Publishing House of SPbGEU, 2018. - 146 p.
8. Bulletin of UrFU. Economics and Management series. 2019. Volume 18. No. 6. pp. 892-910.
9. Pecheritsa E.V. P23 Economic security: a textbook / E.V. Pecheritsa. - St. Petersburg : Publishing House of SPbGEU, 2021. - 89 p.
10. Economic security of the Russian Federation: an educational and methodological manual / edited by T. D. Omarova, T. D. Omarova. - Vladimir : Vladimir branch of RANEPA, 2021. - 237 p.
11. Senchagov V.K., Ivanov E.A. STRUCTURE OF THE MECHANISM OF MODERN MONITORING OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA, 2015.
12. Economic security of Russia. General course : textbook / edited by V. K. Senchagov. - 6th ed., electron. -M. : Laboratory of Knowledge, 2020 - 818 p. - Systems. Requirements: Adobe Reader XI ; screen 10". - Title page. the screen. -Text : electronic.
13. Humanitarian portal. - [Electronic resource]. - https://gtmarket.ru/ Accessed 25.12.2021.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-330-336
МА. Троянская - д.э.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доцент, Оренбургский государственный университет, [email protected],
M.A. Troyanskaya - doctor of Economics, head of the Department of state and municipal management, associate Professor, Orenburg state University;
С.А. Калинин - обучающийся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет,
SA. Kalinin - student of the direction of training «State and municipal management of the Department of State and Municipal Management, Orenburg State University.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПЕНСИОННЫМ
ФОНДОМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ INNOVATIVE APPROACH IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES BY THE PENSION FUND OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES
Аннотация. Пенсионный фонд Российской Федерации стремительно переходит на новые цифровые технологии, в результате чего все чаще создаются условия для оперативного взаимодействия с заявителями. В настоящее время, используя цифровой профиль застрахованного лица (индивидуальный лицевой счет застрахованного лица) минимизируются случаи запросов информации у заявителей, в некоторых случаях они становятся единичными или вовсе исключаются, что переворачивает всю модель оказания услуг с ног на голову. В сочетании с беззаявительным и адресным подходом по оказанию услуг Пенсионный фонд России продвигается вперед темпами, которые явно превосходят «бумажный учет». Правительство в свою очередь получает значительную отдачу от своих инвестиций в цифровые технологии. Например, начиная с 2020 года, потенциальных владельцев материнского капитала Пенсионный фонд начал определять еще на этапе беременности, при помощи предоставления электронных данных о беременности из системы здравоохранения. А в 2021 году по указу Президента РФ начали осуществлять социальные выплаты будущим матерям, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Авторами в статье выделены причины перехода Пенсионного фонда России к цифровизации оказания услуг; представлена структура цифрового профиля застрахованного лица; дана характеристика показателей, входящих в структуру цифрового профиля застрахованного лица.